Звенигородский геннадий анатольевич доклад

Обновлено: 04.07.2024

Геннадий Анатольевич Звенигородский (9 августа 1952 — 11 октября 1984) — один из основателей советской школьной (учебной) информатики, преподаватель.

Содержание

Биография

Геннадий Анатольевич Звенигородский родился 9 августа 1952 г.

Начал работу в г. Харькове.

С 1977 г. жил в Новосибирске, работал в Вычислительном центре Сибирского отделения АН СССР.

Вместе с коллегами, и прежде всего со своим учителем А. П. Ершовым, Г. А. Звенигородский выполнил ряд публикаций, которые заложили фундамент работ по школьной информатике у нас в стране и сочетались с мировыми исследованиями в этой области.

Принципиально важной стороной работы Г. А. Звенигородского было подкреплённое опытом убеждение, что разработка программного обеспечения школьного учебного процесса по разным предметам должна стать делом самих школьников, воплощением их опыта в изучении информатики и профессиональной ориентации [3] .

Г. А. Звенигородский умер в 1984 г., за неделю до защиты диссертации, отражающей его достижения в области школьной информатики.

Основные публикации

  • Г.А.Звенигородский. Первые уроки программирования. — М.: Наука, 1985.
  • Г.А.Звенигородский. Школьная информатика: (концепции, состояние, перспективы). — Новосибирск, 1979. — 51 с. — (Препринт/АН СССР, Сиб. отд-ние, ВЦ; 152). — (Совместно с А.П.Ершовым, Ю.А.Первиным).
  • Г.А.Звенигородский. Сравнительный анализ языков программирования, используемых в школьном учебном процессе// Проблемы школьной информатики, ВЦ СО АН СССР, Новосибирск, 1986, С.24-38.

Смотри также

  • Первин, Юрий Абрамович — коллега Геннадия Анатольевича Звенигородского.

Напишите отзыв о статье "Звенигородский, Геннадий Анатольевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Звенигородский, Геннадий Анатольевич

Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Нами разрабатывается Харьковская страничка музея (рис. 1), так как именно в Харькове родился и начинал свою деятельность основатель советской школьной информатики Геннадий Анатольевич Звенигородский (рис. 1-а), бывший выпускник Харьковского политехнического института, здесь же представлена титульная страница первого в Советском Союзе школьного учебника по программированию (рис. 1-б).

Геннадий Анатольевич Звенигородский был первой ласточкой в зарождающейся советской школьной информатике. Он был первым, кто серьёзно подошёл к вопросу об обучении школьников основам программирования.

Геннадий Анатольевич Звенигородский родился 9 августа 1952 года в г .Х арькове в семье служащего. В 1969 г. он поступил в Харьковский политехнический институт на инженерно-физический факультет, по специальности "Динамика полёта и управления". За годы учёбы имел несколько публикаций и производственных отчётов. Важную роль в студенческие годы Г.А.Звенигородского сыграла его общественная работа в межвузовском консультационном пункте для абитуриентов, где впервые проявился его интерес к вычислительной технике и программированию, к тому, чтобы делать новые знания достоянием школьников.

Начав в 1974 г. с руководства отдельными школьными кружками по кибернетике и программированию, он организовал в 1975 г., при Харьковском городском Дворце пионеров и школьников школу юных кибернетиков. Её актив составили победители проведенной Г.А. Звенигородским олимпиады юных кибернетиков.

В 1976 г. Г.А.Звенигородский познакомился с группой коллег и единомышленников из новосибирского Академгородка. Руководил этой группой активистов будущий академик А.П.Ершов. Именно в этой группе активистов под непосредственным влиянием Ю.А.Первина и А.П.Ершова и зародился сам термин "школьная информатика".

С 1977 г. Г.А.Звенигородский переехал в Новосибирский Академгородок, чтобы начать обучение в аспирантуре Вычислительного центра СО АН СССР. В процессе этой учёбы и научной работы, основными результатами Геннадия Анатольевича стали, как известно, разработанные алгоритмические языки Робик и Рапира, а также графический пакет "Шпага". С осени 1980 г. Геннадий Анатольевич становится младшим научным сотрудником Вычислительного центра Новосибирского отделения АН. При этом Геннадий Анатольевич возглавил работы по созданию интегрированной системы программирования "Школьница" для персональной ЭВМ "Агат". Эта интегрированная система программирования для первой советской ПЭВМ "Агат" заняла своё лидирующее положение и являлась фундаментом для дальнейшего развития школьной информатики в СССР.

Опытная эксплуатация этой системы началась в 1984 г. , а к тому времени по теме диссертации уже опубликовано 15 научных работ, появилась его книга "Первые уроки программирования", а организация кабинетов информатики в школах была включена в государственный план школьной реформы. Им была написана и представлена к защите диссертация под наименованием " Система программирования, ориентированная на учебный процесс".

Однако 8 октября 1984 г. на 33-м году жизни, подхватив банальную простуду, перешедшую в нераспознанное вовремя острое воспаление лёгких, Геннадий Анатольевич Звенигородский скончался, за 9 дней до назначенного срока защиты его диссертации.

Особенностью подхода автора является то, что, основываясь на минимальнейших языковых средствах, он сразу концентрирует внимание начинающего читателя на самых фундаментальных понятиях программирования: команда, имя, процедура, управление (последовательность, ветвление, рекурсия). Другим очень важным методологическим постулатом является диалоговый характер программирования, когда и создание и исполнение программы объединяются в общий процесс взаимодействия программиста и машины-робота. Третье существенное положение автора — это внимание к визуализации результатов работы машины в виде графической информации. Наконец, четвертое и, возможно, самое главное достижение автора в том, что он решительно преодолевает числовую маскировку ЭВМ, показывая широкую применимость машины в самых разнообразных обстановках и ситуациях для решения самых разных задач. Ребят, обучающихся по Звенигородскому, отличает необычайная хваткость и безбоязненность, с которой они берутся за решение задач на ЭВМ. В то же время у них сохраняется критическое отношение к своим возможным ошибкам — уже просто в силу бескомпромиссности машины, которая, как необъезженная лошадь, сбрасывает программиста с хода решения задачи, не прощая ни малейшей ошибки.

Хотел бы подчеркнуть глубокую продуманность построения книги: когда Г. А. Звенигородский четыре с половиной года назад приехал ко мне в аспирантуру, его концепция обучения подростков программированию уже, по существу, сложилась. Тем более отрадно отметить, что этот подход оказался очень близким установкам одного из виднейших психологов и педагогов старшего поколения профессора С. Пейперта[3] с его языком ЛОГО для начального обучения.

Я думаю, что дети (да и не только дети) будут читать книгу Г. А. Звенигородского с большим интересом и удовольствием. Она написана в форме прямого обращения к читателю, которому не потребуется больших усилий, чтобы ощутить себя в состоянии прямого контакта с автором и его работами.

Текст книги, возможно, потребует некоторой подработки в период редакционной подготовки, но эти поправки будут носить локальный характер.

В качестве возможного титульного редактора я предполагаю написать к книге предисловие, которое будет по структуре близко к этому тексту.

[1] Машинописный текст, слева от руки дата 01.06.1982. Архив, папка 230, листы 258—259.

[2] Геннадий Анатольевич Звенигородский (1952—1984) м. н. с. отдела программирования ВЦ СО АН СССР.

[3] Сеймур Пейперт — профессор Массачусетсского технологического института (MIT), математик, один из пионеров создания искусственного интеллекта, один из главных участников консультативного совета, занимавшегося созданием облика развивающей детской игры — конструктора LEGO.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Отечественные ученые в области информатики и разработок программного обеспеч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Отечественные ученые в области информатики и разработок программного обеспеч.

14 Берг Аксель Иванович (10 ноября 1893 – 9 июня 1979) Известный ученый в обл.

14 Берг Аксель Иванович (10 ноября 1893 – 9 июня 1979) Известный ученый в области радиоэлектроники и кибернетики, академик АН СССР, инженер-адмирал, первый директор Института радиотехники и электроники (ИРЭ) при АН СССР.

Создатель и бессменный председатель научного Совета по кибернетике при Презид.

Создатель и бессменный председатель научного Совета по кибернетике при Президиуме Академии наук. Внес значительный вклад в становление в нашей стране бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта. Автор практических разработок в области приемно-передающих устройств, систем для радиопеленгации, трудов по радиотехнике. В начале 60-х гг. при поддержке Берга в республиках СССР создавались институты кибернетики. Истинным "делом жизни" Берг считал организацию радиолокации как отрасли науки и промышленности в масштабе страны.

Брук Исаак Семенович (8 ноября 1902 – 6 октября 1974) Один из основоположник.

Брук Исаак Семенович (8 ноября 1902 – 6 октября 1974) Один из основоположников отечественной вычислительной техники. И.C. Бруку и Б.И. Рамееву в декабре 1948 года было выдано первое в СССР авторское свидетельство на изобретение цифровой ЭВМ.


В дальнейшем именно И.С. Бруком была поставлена (и под его руководством решен.

В дальнейшем именно И.С. Бруком была поставлена (и под его руководством решена) задача создания малых ЭВМ. Одним из первых Брук пришел к выводу, что наряду с применением ЭВМ для научных расчетов и управления объектами необходимо развивать другую область их применения — обработку экономической информации для задач учета, статистики, планирования, моделирования экономики. В 1958 году был создан Институт электронных управляющих машин АН СССР (ИНЭУМ), директором которого стал Исаак Семенович Брук.

Бурцев Всеволод Сергеевич (11 февраля 1927 – 14 июня 2005) Один из крупнейши.

Бурцев Всеволод Сергеевич (11 февраля 1927 – 14 июня 2005) Один из крупнейших в нашей стране конструкторов высокопроизводительных вычислительных машин и комп­лексов для управления объектами, работающими в масштабе реального времени, академик АН СССР Начал свою деятельность под руководством академика С.А. Лебедева.

В 1973-1985 годах руководил разработкой суперком­пьютеров "Эльбрус-1" (с прои.

В 1973-1985 годах руководил разработкой суперком­пьютеров "Эльбрус-1" (с производительностью до 15 млн. оп/с) и "Эльбрус-2" (с производительностью до 125 млн. оп/с). Для обеих систем удалось наладить серийное производство. Немного позже под руководством Бурцева была разработана архитектура суперЭВМ, основанная на новом, "не фоннеймановском" принципе, которая обеспечивает распараллеливание вычислительного процесса на аппаратном уровне.

Глушков Виктор Михайлович (24 августа 1923 – 30 января 1982) Один из основоп.

Глушков Виктор Михайлович (24 августа 1923 – 30 января 1982) Один из основоположников отечественной информатики. Основные труды посвящены теоретической и прикладной кибернетике: теория цифровых автоматов, автоматизация проектирования ЭВМ, применение кибернетических ме­тодов в народном хозяйстве.

На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы маши­н.

На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы маши­ны "Киев", "Днепр-2" и машины серии "Мир", предвосхитившие многие черты появившихся позднее персональных ЭВМ. Глушков первым выдвинул идею безбумажной технологии, позволяющей уменьшить поток подготавливаемых вручную бумажных документов, которые являются источником всевозможных ошибок. В.М. Глушков еще 30 лет тому назад способствовал развитию информационных технологий обучения. Главными звеньями здесь он считал компьютерное обучение пользователей и интеллектуализацию автоматизированных обучающих систем.

Ершов Андрей Петрович (19 апреля 1931 – 8 декабря 1988) Выдающийся программи.

Ершов Андрей Петрович (19 апреля 1931 – 8 декабря 1988) Выдающийся программист и математик, академик АН СССР, автор первой в мировой практике монографии по автоматизации программирования. Под руководством Ершова разрабатывались одни из первых отечественных программирующих программ ("интегральные разработки" языка и системы программирования).

Сформулировал ряд общих принципов программирования как нового и своеобразного.

Сформулировал ряд общих принципов программирования как нового и своеобразного вида научной деятельности, затронул аспект, кото­рый впоследствии будет назван дружественностью к пользователю, одним из первых в стране поставил задачу создания технологии программирования. Стал одним из создателей так называемой "школьной информатики" и признанным лидером отечественной школьной информатики, вошел в число ведущих мировых специалистов в этой области.

Звенигородский Геннадий Анатольевич (9 августа 1952 – 11 октября 1984) Сыгра.

Звенигородский Геннадий Анатольевич (9 августа 1952 – 11 октября 1984) Сыграл существенную роль в истории становления школьной информатики в СССР. С 1977 года работал и учил­ся в Академгородке (Новосибирск), в аспирантуре Вычислительного центра. Помимо индивидуальной научной ра­боты, Геннадий Анатольевич много времени отдавал работе со школами юных программистов.

Большое место в работе Звенигородского занимали пропагандистская и литературн.

Большое место в работе Звенигородского занимали пропагандистская и литературная деятельность, учебно-методические материалы. Его важной догадкой явилось подкрепленное опытом убеждение, что разработка программного обеспечения школь­ного учебного процесса по разным предметам должна стать делом самих школьников, воплощением их опыта в изучении информатики и профессиональной ориентации.

Читайте также: