Многообразие взглядов на развитие общества доклад

Обновлено: 04.07.2024

Студента__________________

Мы живем уже в. ХХI веке - эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение, знаний, овладение смежными и профессиями станут моделью поведения для будущих поколений: Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситyaции на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование - все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.

Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывает свой очень, узкий фрагмент реальности. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты дать рекомендации по оздоровлению производства, a политологи - описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом; мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира

Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общecтвa, функционально связанную c дpyгими, - это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, - это нечто иное.

2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

2.1 Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина - вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко его определение звучит так:

Статусный портрет общества - совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.

Не только у индивида, но и y человеческого общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов.

Доказательством служит открытый учеными закон ускорения исторического вpeмени. Ero суть заключается в следующем.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше , времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

2.2 Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны - Францию в Россию в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе - в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики - законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые; дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся; дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т.е.: умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописьменных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей - и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

Кривая роста производительности труда

Общество охотников и собирателей

Рис. Историческая закономерность: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения и тем дольше существует общество. Максимальные народонаселение и производительность труда - в индустриальном обществе, минимальные - в обществе охотников и собирателей

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия, (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену, индустрнапьному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В. середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общecтвa, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангладеш - соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К Марксу, человечество последовательно прошло чeтыpe формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, a производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается чepeз пpoцecc развития сменяющих друг круга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формации.

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале ХХ века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое, признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

В доиндустрнальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, a от него к индустриальному - промышленной революцией.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.3. Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

·Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

·Теогония (происхождение богов).

·Антропогония (происхождение человека).

Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

/См. идеальное гос-во по Платону/

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение ( XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.

Представления философов и ученых об общественном развитии появились задолго до формирования основных подходов, а именно – в эпоху Просвещения. Философы-просветители, такие как Вольтер, Руссо, Кондорсе, понимали общественный прогресс движение человека или общества к лучшему.

Как можно понять, что общество прогрессирует в своем развитии?

Существует несколько критериев общественного прогресса:

  1. Конкурентоспособность, приспособляемость, усложнение форм жизни.
  2. Духовное и нравственное совершенствование человека.
  3. Увеличение степени свободы человека, обусловленное уменьшением его зависимости от окружающей среды и уровнем развития науки и техники.
  4. Большее противостояние смерти и энтропии. Уменьшается вероятность гибели человека от тех или иных случайных факторов.

Необходимо отметить, что развитие общества может проявляться не только в положительную сторону (прогресс), но и в отрицательную (регресс). Также общество может остановиться в развитии (состояние стагнации).

Существует также несколько форм общественного развития:

  • эволюция –это медленные и поступательные изменения в обществе;
  • революция – быстрые, кардинальные изменения общественного слоя;
  • реформа – целенаправленные поступательные изменения отдельных элементов системы.

Формы

Философы и социологи также рассматривали несколько концепций общественного развития.

Линейная концепция предполагала, что общество изменяется с течением времени, прогрессирует, регрессирует, либо находится в состоянии стагнации.

Концепция спирали заключается в том, что общество проходит одни и те же этапы, но каждый раз эти этапы будут находиться на новом уровне. Данная концепция сочетает элементы линии и круга, считается наиболее популярной в современное время.

Концепции

Эсхатологическая теория

Последний день Помпеи

(Последний день Помпеи как конец истории человечества)

Многие философы отрицают конец человеческой истории, ведь если это так, то все жизни – это лишь инструмент для достижения высшей общей цели. Н. Бердяев, Эдуард Леруа считали, что прогресс имеет относительный характер, и то, что для одного конкретного общества – достижение, для другого социума может являться регрессом.

Регрессистская теория

В истории редко встречались философы, которые бы полагали, что человечество с течением времени движется к регрессу и деградирует, однако, такие были. Например, греческий поэт Гессиод разделил историю на пять веков: сначала был век золотой, потом серебряный, затем медный, бронзовый, а сам Гессиод жил в железном веке.

Адам и Ева

(Сад Адама и Евы)

Теория детерминизма

Философы рассматривают развитие общества в зависимости от факторов общественного развития. Факторами можно назвать те объекты или события, под влиянием которых и происходит развитие. Детерминизм подразумевает, что есть только один главный фактор, а все остальные играют второстепенную роль в развитии общества.

Природная среда, географические детерминисты: Шарль Луи Монтескье, Геродот. Именно природа влияет на людей и заставляет общества на севере отличаться от обществ, живущих в южных землях.

Численность населения, демографические детерминисты: Томас Мальтрус. Предупреждал человечество в своих работах от возможного перенаселения. Т. Мальтрус считал, что рано или поздно всем людям на земле перестанет хватать продовольствия и ресурсов.

Экономика, социально-экономические детерминисты: Карл Маркс, Ф. Энгельс.

Уровень развития науки и техники, технологические детерминисты: Збигнев Бжезинский, Джон Кеннет Гелбрейт.

Теория объективизма

Роль отдельно взятого человека в общественном развитии понимается по-разному.

Согласно данной теории, история творится не отдельными людьми, а большими массами, а в мире действуют определенные законы, которым каждый человек должен подчиняться (законы развития).

Теория субъективизма

Человек является субъектом исторического и общественного прогресса. Он сам принимает решения и может направлять историю развития общества туда, куда он пожелает.

Теория провиденциализма

Сторонники данной концепции считают, что все действия как человека, так и общества является проявлением заранее спланированного Богом планом спасения человечества. Ведущая роль в развитии человечества, согласно этой концепции, играет не человек и не общество, а Божественная воля.

В ХIХ веке предметом обсуждения стали две теории развития общества: теория социальной эволюции, теория социальных циклов. Эти теории исходят из представления того, что в формировании общества есть закономерность и неизбежность, общество не формируется стихийно, а проходит через несколько этапов развития.

Теория социальной эволюции

Данная теория стала известной после исследований Чарльза Дарвина и его эволюционной теории в рамках науки биологии. В социологии эволюция подразумевает поэтапные, постепенные преобразования в социуме, которые характеризуются переходом от простого однородного уровня развития общества к более сложному и неоднородному. Философы и социологи 19 века представляли развитие общества в зависимости от разных явлений.

О. Конт наблюдал за тем, как развивается общество по изменению накопленных знаний, совершенных открытий (прогресс знаний).

Г. Спенсер утверждал, что явный признак развития общества – переход от одностороннего труда к разностороннему, что приводит к дифференциации внутри общества.

Прогресс

Под влиянием эволюционной теории сложились три других подхода к изучению социально-исторических изменений: социокультурный, формационный и индустриально-технологический.

Формационная теория: автором данного подхода был Карл Маркс, который объяснял историческое развитие общества через критерии социального прогресса. Например, первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Если проанализировать все вышеперечисленные общества, можно заметить, каким образом менялись формы собственности и способы производства.

Социокультурная теория: данный подход во многом схож с теорией социальных циклов. Развитие общества рассматривается в данном подходе как цивилизация, которая переживает периоды рождения, расцвета и смерти.

Индустриально-технологическая теория: развитие общества объясняется изменением способов производства, замену технологий на более эффективные. Под влиянием этого подхода общество делится на аграрное, индустриальное и информационное (постиндустриальное). Два последних общества в процессе производства используют различные технологии, когда как в традиционном обществе (аграрном) использовался человеческий труд, никак не машинный.

Теория социальных циклов

Эта теория изначально существовала в античной философии, а со временем перешла и в социологию. Наиболее ярко данная теория была озвучена русским социологом Николаем Данилевским.

Он утверждал, что каждое общество проходит несколько стадий цикла:

  1. Формирование общества (цивилизации) под влиянием разных элементов культуры.
  2. Поиск этим обществом собственной культуры и организация политических форм.
  3. Расцвет общества.
  4. Деградация\стагнация общества.
  5. Гибель общества.

Этапы

Теория глобализации общественных процессов

Представители данной теории (Д. Форрестер, Д. Медоуз, Э. Пестель и др) считали, что нужно сделать упор на совершенствование духовного начала человека, а не на улучшение научно-технического прогресса и расширение производства. Необходимо разработать концепцию равновесия между производством, ресурсами и населением планеты.

Главная цель – формирование единого глобального общества для предотвращения мировых конфликтов и появления прогресса в всеобщем развитии.

Социум

Теория модернизации

В современной социологии представлены другие теории общественного развития:

  • биологическая теория. Общество представляется по аналогии с биологическим организмом. (Г. Спенсер);
  • теория функционального подхода (Т. Парсонс). Любое общество – это целостная система, где все элементы взаимосвязаны;
  • историко-бихевиористская теория;
  • психологическая теория (З. Фрейд).

Все представленные теории развития общества являются дополнением друг друга, в чем-то могут быть похожими или диаметрально противоположными. Однако, ни одна из этих теорий не может дать полного ответа на вопросы о порядке и характере общественных изменений. С помощью этих подходов нельзя предугадать, как будет развиваться современное общество в дальнейшем, можно только предположить.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Развитие общества. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

План Формы преобразования общества. Революция (в политике). Реформа. Реформаторы. Отличия реформы от революции. Развитие человечества в XXI веке. Информационная революция. Глобальные проблемы человечества. Причины появления глобальных проблем. Использованная литература.

Понятия … Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Известные реформы : Известные реформы : Отмена крепостного права Столыпинская аграрная реформа Реформа русской орфографии 1918 года Косыгинская реформа Перестройка — цикл реформ с 1986 по 1991 годы Реформа российской экономики в 1990-е годы Введение единой валюты Евро на территории Европейского союза

Понятия … Глобализация – стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов.

Информационная революция - радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция - радикальное изменение в XX веке инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения.

Экологические проблемы “Озоновая дыра”. Истребление лесов. “Парниковый” эффект (глобальное потепление). Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы. Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи. Освоение космоса и мирового океана.

Политические проблемы Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны. Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион). Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Социальные проблемы Демографическая проблема. Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония. ). Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). Этнические, конфессиональные конфликты.

Экономические проблемы Продовольственная проблема. Полюса развития: “С-Ю”. Проблема пределов экономического роста. Истощение ресурсов. Экономический глобализм.

Духовные проблемы Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей. Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания). Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации. Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Презентация на тему Презентация по обществознанию на тему Развитие взглядов на общество (10 класс), предмет презентации: Обществознание . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 39 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАССРАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

ДРЕВНИЕ МЫСЛИТЕЛИ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

ДРЕВНИЕ МЫСЛИТЕЛИ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ:МИРОВОЗЗРЕНИЕI. Представление об обществе на уровне мифологического сознанияII. Социальные идеи в Древней

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
I. Представление об обществе на уровне мифологического сознания
II. Социальные идеи в Древней Индии
III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
IV. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем

(нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯтри ведущих исторических типа мировоззрения:мифологическое;религиозное;философское.

три ведущих исторических типа мировоззрения:
мифологическое;
религиозное;
философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе

(от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями.
Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью.
Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого

(от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.
Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей.
Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения.
Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным

определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

мировоззрения на современном этапе Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об

мировоззрения на современном этапе

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт.
Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил

основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие.
Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека.
Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

I. Представление об обществе на уровне мифологического сознанияМифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) —древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.)

I. Представление об обществе на уровне мифологического сознания

Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) —древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.)

Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего

(др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Тотемизм (от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными

(от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus—душа, дух)—вера в души и духов. Одухотворение природы

(от лат. anima, animus—душа, дух)—вера в души и духов.
Одухотворение природы

II. Социальные идеи в Древней ИндииВеды (санскр. веда, буквально — знание), древнейшие памятники индийской

II. Социальные идеи в Древней Индии

Веды (санскр. веда, буквально — знание), древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке.

Ка́рма – ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ

Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и

(дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния

III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

ЛАО ЦЗЫЛао-цзы, Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата

Лао-цзы, Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата "Лао-цзы" (др. название "Дао дэ цзин"). Согласно традиции, Л.-ц. в 6—5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе; большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. до н. э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы.

КОНФУЦИАНСТВОКонфуцианство, этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни

Конфуцианство, этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.

Учение разработано Конфуцием (551—479 до н. э.) -
Кун-цзы - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу.

Пять постоянств праведного человека

IV. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯФилософия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость),

IV. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫСократДемокритПлатонАристотельЭпикур

ФАЛЕС Милетский. (624—548 до н. э.). Древнегреческий философ, математик, астроном. Происходил из Милета (Малая Азия). Образование получил в

Милетский. (624—548 до н. э.). Древнегреческий философ, математик, астроном. Происходил из Милета (Малая Азия). Образование получил в Египте, там же занимался вычислением высот некоторых пирамид.

Анаксиме́н Миле́тский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 — 525/502 до н. э., Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Анаксимен - последний представитель

Миле́тский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 — 525/502 до н. э., Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Анаксимен - последний представитель милетской школы.

Гераклит Эфесский (Herákleitos Ephesios) (р. около 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной

Эфесский (Herákleitos Ephesios) (р. около 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов.

Софистика (от греч. sophistike — умение хитро вести прения), 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами. 2)

(от греч. sophistike — умение хитро вести прения), 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами.
2) Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов

Протаго́р (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) —

(др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

(др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

религиозно-философский союз, основанный Платоном в 380-х годах до н. э. близ Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа[1]. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин:философия, математика, астрономия,естествознание и другие.

Эйдос (греч. éidos — вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший

(греч. éidos — вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл — "конкретная явленность", "телесная или пластическая данность в мышлении".
Эйдос у Платона и Аристотеля – это есть видимая сущность вещи или, так сказать, лик вещи.

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий

(др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.

Читайте также: