Астрономия в поэзии и прозе доклад

Обновлено: 18.05.2024

Созвездий, звёзд или планет Не счесть на нашем небосводе.

А может, боги дарят свет, Чтоб этой дивной красотою Воображение будить, И чтобы лунною тропою На Землю ночью приходить.

Богаченко Татьяна Астрономия — одна из старейших фундаментальных наук, — вносила и продолжает вносить существенный вклад в развитие культуры, оказывая на нее глубокое влияние.

Еще с давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это со значением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во Вселенной.

Астрономические явления иобъекты, несомненно, оказывают очень сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Мы не всегда отдаем себе отчет в этом. Но иногда, прерывая суетливый бег нашей жизни, мы останавливаемся в немом восторге при виде роскошного звездного неба где-нибудь на юге в горах или на берегу моря, особенно если мы приехали из запыленных, задымленных, засвеченных городов. Именно так начинается увлечение астрономией — когда в темноте, стоя на берегу уже невидимого моря, вдруг ощущаешь себя окруженным звездной бездной. Видимо, под таким же впечатлением находился и Максимилиан Волошин, когда писал

Я ещё не изучаю астрономию как школьный предмет, но жду этого с нетерпением. С детства влюблена в восхитительный мир планет и звезд, окутанный мифами и легендами, загадками и тайнами, с первых страниц детской энциклопедии, подаренной мне родителями.

Настала ночь, я у окна сидела, А на меня Вселенная глядела.

И сотни тысяч звезд подмигивали мне, И отражался серп Луны в моем окне.

– Всегда ли мы видим серп Луны? Сколько звёзд можно увидеть на ночном небе?

Луна может находиться в различных фазах, а это значит, что не всегда мы будем видеть серп Луны.

Актуальность работы:

- анализ и найденные литературные курьезы в художественной литературе, которые находятся в данной работе, могут быть использованы, как на уроках литературы, так и на уроках астрономии;

- изучение художественных произведений, нахождение в них ошибок стимулируют поэтов и писателей допускать как можно меньше погрешностей, т.к. эти ошибки могут формировать неправильное или искаженное восприятие окружающего мира;

- знакомство с астрономией при помощи стихотворений и художественных произведений не только открывает нам красоту Вселенной, но и помогает увидеть красоту природы, слова, поэзии.

Цели работы:

• -найти в художественной литературе научные факты, • -показать возможность изучения астрономии в стихах, • -найти ошибки с точки зрения астрономической науки

2) Меж стен отсыревших, покрытых грибками, В безводном колодце, на дне, глубоко, Мы ждём, притаившись, и дышим легко, И звёзды в лазури сияют над намиИ в небе как будто расторглась завеса, Дрожит от восторженных мук небосклон, Трепещут Плеяды, блестит Орион И брезжит далёкий огонь Геркулеса.

Константина Бальмонт "В безводном колодце"

- Теоретически из колодца можно увидеть звезду днем, если поток света от видимой из колодца площадки неба будет меньше, чем поток света от звезды. Для этого при диаметре колодца в 1 метр глубина его должна составлять 3,4 км. При этом наблюдателю будет видна только светлая точка, яркость которой на мгновение возрастет, если какая-нибудь звезда пройдёт точно через зенит. И уж точно нельзя увидеть целое созвездие.

- Когда через зенит проходит Геркулес, Орион вообще находится под горизонтом.

5) В повести "Старик и море" Эрнест Хемингуэй так описывает осенний вечер:

"В сентябре темнота всегда наступает внезапно, сразу же после захода солнца. На небе показались первые звёзды. Он не знал названия звезды Ригель, но, увидев её, понял, что скоро покажутся и все остальные".

Старик Сантьяго никак не мог увидеть Ригель - яркую звезду в созвездии Ориона - потому что на широте Кубы в сентябре Орион восходит только в полночь.

6) У Александра Блока:

О, край небес - звезда омега, Весь в искрах, Сириус цветной.

Над головой - немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землей.

Вега бывает видна вблизи зенита летом, тогда как Сириус можно видеть только зимой.

В стихотворении "Южный Крест" В.Я. Брюсова:

Я долго шёл, и, выбрав для ночлега Холм ледяной, поставил гибкий шест.

В полярной тьме не Сириус, не ВегаКак знак любви, сверкает Южный Крест.

В.Я. Брюсов Прекрасные стихи, но увы - с астрономической точки зрения неграмотные. Вега из Антарктиды не видна: светило со склонением +38° южнее параллели 52° южной широты не восходит. Иное дело Сириус, склонение которого -17°: южнее 73° южной широты он станет незаходящим, да и в прибрежной части материка Сириус находится над горизонтом большую часть суток. Если бы герою стихотворения удалось приблизиться к полюсу, он обязательно увидел бы эту ярчайшую из звёзд.

8) У современного поэта Ивана Олейникова:

На Камчатку из Владивостока Нас ведёт Полярная звезда, И глядит Вселенная стооко, Как в ночи беснуется вода.

Камчатка не только севернее Владивостока, но и значительно восточнее него. (Долгота Владивостока - 132°, долгота самой западной точки полуострова Камчатка - 155°). К северу от Владивостока лежит материк, и плыть из этого порта в направлении Полярной звезды просто невозможно.

2) В повести Олега Овсянникова "Чистилище" есть такой эпизод:

"По тайге шли не торопясь, по дороге проходили нехоженые поляны, покрытые белым пушистым ковром снега. Дед рассказывал о тайге, о зверях, живущих в этих краях, о людях, некогда населявших эти места. Шли долго. Солнце, стоявшее в зените, каким-то необыкновенным светом подчёркивало земную красоту окружающей природы".

4) У Николая Грибачёва в стихотворении "В предосеннем поле":

. Но я припомнил небо над экватором, Где всё в природе то же день за днём.

Такое ж солнце полное в зените, В листве бессменной рядом цвет и плод, Не надо шубы - ситчик в заменителе, Вода не знает, что такое лёд.

На экваторе Земли Солнце можно наблюдать в зените, но отнюдь не "день за днём". Точно через зенит светило проходит только в дни равноденствий, когда оно пересекает экватор небесный и склонение его равно нулю. В другие дни высота полуденного Солнца над горизонтом изменяется в широких пределах - от 66,5° до 90°.

ПЛАНЕТЫ

1) Мне всё открыто в этом мире И ночи тень, и солнца свет, И в торжествующем эфире Мерцанье ласковых планет.

"CREDO" Николай Гумилёв

2) В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" рассказывается, как двое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этой планете. Последняя строфа стихотворения звучит так:

Ночь звенела стременами, Волочились повода, И Меркурий плыл над нами Иностранная звезда.

Меркурий не может быть виден в полночь. Даже при самых благоприятных условиях он виден всего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари, а также, Меркурий не Михаил Светлов является звездой, это планета.

1) В повести "Зло" русского писателя XIX века С.П. Подъячева:

"Агафья проснулась рано, часу в четвертом, и потихоньку, как была в одной рубашке и босая, вышла из избы на крыльцо посмотреть, какова погода.

Погода была хорошая. На улице было тихо, безмятежно, и всё молчало. Небо было чисто, безоблачно и все усыпано звёздами, как-то особенно ярко сверкавшими под утро малыми и крупными точками. Серп месяца, тонкий и молочно-бледный, окружённый какой-то дымкой, висел в беспредельной шири неба, на западе, и тихо горел, точно какая-то далекая, готовая погаснуть лампада. "

3) Стихотворение Зинаиды Гиппиус "Мудрость":

Сошлись чертовки на перекрёстке, На перекрёстке трех дорог.

Сошлись к полночи, и месяц жёсткий Висел вверху, кривя свой рог.

Рог молодого месяца заходит задолго до полуночи, а рог старого месяца восходит перед рассветом.

В романе Ивана Ефремова "Таис Афинская":

". Солнце скрылось за холмами, когда Александр покинул празднество. Они ехали все в ряд - Таис, по-прежнему в обличье амазонки, Птолемей, Гефестион и Кратер. Остальные следовали на шаг позади, а по сторонам двойной цепочкой ехала охрана из одетых в броню гетайров. Узкий серпик молодого месяца заблестел над самой вершиной почерневших восточных гор, едва погасла палевая кайма заката. "

- Серп молодого месяца действительно появляется низко над горизонтом сразу после захода Солнца, но на западе, а не на востоке.

- Луна восходит и заходит.

6) У Маргариты Алигер читаем:

Проходит ночь - от света и до света.

И сутки - от луны и до луны.

Ни на один вопрос мне нет ответа, а все они тревогою полны.

На самом деле между восходом Луны и следующим её восходом проходит больше суток (в среднем 24 часа 50 минут), поскольку за сутки Луна вследствие орбитального движения смещается среди звёзд на 13градусов.

8) У Артура Конан-Дойля в рассказе "Человек на четвереньках":

"Незадолго до полуночи мы заняли позицию в кустах прямо напротив парадной двери профессорского особняка. Ночь была ясная, но холодная, и мы порадовались, что надели тёплые пальто. Налетел ветерок; по небу, то и дело закрывая серп луны, заскользили тучи.

Дверь дома медленно отворилась, и мы увидели в освещённом проёме высокую фигуру профессора Пресбери.

- Идём, Уотсон, скорее! - шепнул Холмс, и мы, стараясь не шуметь, устремились сквозь кусты к тому месту, откуда видна была боковая стена особняка, увитая плющом и залитая светом молодой луны. "

Герои рассказа видят незадолго до полуночи "серп луны". Очевидно, это Луна в возрасте примерно первой четверти, поскольку в более ранней фазе Луна заходит до полуночи, а в более поздней уже окончательно перестаёт походить на серп.

Таким образом, назвать Луну из этого отрывка молодой является ошибкой.

В работе было проанализировано много художественных произведений. В процессе анализа выяснили, что не вся художественная литература правильна, с научной точки зрения. Найденные неточности (ошибки или так званные литературные курьезы) были показаны и классифицированы. Но так называемые ошибки писателей вовсе не говорят об их незнании науки или же неграмотности.

Важно отметить, что литературные курьезы могут возникать:

а) из-за применения различных тропов (метафор, сравнений, гипербол, литот и так далее)

б) автор также может допускать ошибку сознательно, рифмуя текст.

в) своим искажением реальных фактов автор выражает неверие в окружающий мир и жизнь или протест против него.

Однако это не исключает и невнимательность писателей и поэтов или их незнание научных фактов.

Как бы то ни было, а космос, Вселенная интересуют не только ученых, но и людей творческих. Это остается фактом, подтверждением которого и служат многочисленные произведения искусства, посвященные астрономии и объектам ее изучения. Ведь как написал Ю. С.

Ефимов:

Хочется еще раз подчеркнуть, что изучая астрономию в стихах, мы можем не только обогащать наш духовный мир, но и одновременно углублять свои знания. Однако есть один минус – это ошибки в художественной литературе. Поэтому такой способ изучения может быть, к сожалению, лишь дополнительным. Однако он позволяет открывать чудесный мир астрономии не сухими научными фактами и терминами, а воспринимать его более красочно, образно. Это способствует не только развитию знаний, но и образного мышления. Что еще раз подчеркивает актуальность данной работы, ее применение.

Закончить хочется словами М. И.

Лобачевского, в которых заключается стремление человека к познанию внешнего мира:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цел: Найти в художественной литературе научные факты, показать возможность изучения астрономии в стихах, найти ошибки с точки зрения науки.

Гипотеза: Данная работа может быть использована на уроках русской литературы, так как она показывает красоту поэзии, красоту Вселенной, способствует формированию чувства прекрасной, развитию образного мышления.

Этапы исследования :

I период : Выбор темы научной работы, обсуждение этапов исследования выбранной темы с научным руководителем и постановка целей и задач предстоящей работы.

II период: Поиск произведений русских поэтов о космосе, о звездах и Луне, определении места и роли человека во Вселенной.

III период: Обобщение и систематизация изученного и собранного материала и составление содержания исследовательской работы.

Метод: В ходе исследования использован художественный метод.

Объект исследования : Показать отражение восприятия окружающего нас мира, которое мы находим в поэзии, знать что астрономия была составной частью обучения для развития цивилизации. Найти расхождения научных астрономических данных с текстом в художественной литературе путем систематизирования стихотворении по изучаемым темам.

Новизна: Нахождение литературных курьезов в стихах поэтов о небесных светилах, явлениях и т.д. Обогащение духовного мира и получение знаний, наслаждение красотой прозы и поэзии.

Результат: Научная работа Хусаиновой Сымбат представляет собой самостоятельно выполненное, законченное на данном этапе исследование и может быть представлено к участию в конкурсе научных работ.

Вывод: Эта научная работа является результатом систематизации стихотворений русских поэтов и выявление расхождений астрономических данных с текстом в художественной литературе. Материал может быть использован на уроках литературы,на литературных вечерах, так как идейное содержание способствует осуществлению эстетического восприятия окружающего мира. Богатый наглядный материал способствует, восприятию чувства красоты Вселенная создает условия для формирования чувства прекрасного ритма стиха.

Список литературы

1) И.А. Климишин, И. П. Крячко, Астрономия 11клас.. 2003.

2) Советская фантастика 50-70-х годов. - М: Художественная литература, 1988, стр. 297.


Победитель конкурса

  • Участник:Иванов Илья Андреевич
  • Руководитель:Андреева Юлия Вячеславовна

Введение

Тот не писатель, кто не прибавил к
зрению человека хоть немного зоркости.

К.Г. Паустовский

Многие из нас любят смотреть на звездное небо. Но в произведениях русских писателей часто встречается описание неба в разное время суток и можно найти астрономические явления. Данная работа посвящена изучению астрономических явлений, описания которых можно встретить в произведениях Паустовского.

Почему именно Паустовский? Один из критиков, Александр Роскин писал: "Многие произведения Паустовского – произведения живописи. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди". Паустовского о назвали "лучшим пейзажистом в современной литературе". А любой пейзажист точно передает тот пейзаж, который видит.

По произведения К.Г. Паустовского, который очень точно описывает пейзажи, можно изучать астрономию. Тринадцать последних лет своей жизни К.Паустовский прожил в Тарусе, где были написаны многие его произведения. 13 апреля 1955 года о приобретении впервые упоминает сам Паустовский: "Татьяна Алексеевна со свойственной ей решительностью купила крошечный домик: в живописном городишке Тарусе". Через полтора месяца после покупки дома – первые впечатления: "В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные. места здесь чудесные. В Москву не тянет А поскольку он описывал природу и небо над Тарусой и над европейской частью России, это может быть полезно для калужан, интересующихся не только историей, но и природными явлениями, характерными для нашего края, а так же для проведения викторин, праздников, конкурсов.

Я выдвинул гипотезу – можно предположить, что в произведениях К.Г. Паустовского, которого критики называют художником, содержатся описания реальных астрономических явлений.

Я использовал следующие методы исследования:

  1. Изучение литературы;
  2. Получение информации в сети Интернет;
  3. Непосредственное сопоставление явления по описанию и его объяснение.
  4. Работа с иллюстративным материалом.

Целью данной работы является изучение астрономических явлений, описываемых К.Паустовским в его произведениях.

Задачи:

  1. выявить в произведениях К. Паустовского описания астрономических объектов и явлений,
  2. определить степень реальности
  3. Найти объяснения описываемым явлениям,
  4. подобрать иллюстративный материал к ним.

Объектом исследования являются астрономические явления.

Предметом исследования является описания явлений в творчестве К.Паустовского.

Описания звезд в произведениях К. Паустовского

1. Звездное небо

Звездное небо

Объяснение: раз выпала роса, значит воздух насыщен водяным паром, он конденсируется при похолодании ночью и не образует облаков, поэтому ночью хорошо видны звезды.

2. Первые звезды

Рисунок 2

Объяснение: Первыми на небе появляется Венера, которую называют утренней звездой, Сириус, летом – Вега, Полярная звезда.

Описания планет

1. Венера

Рисунок 3

2. Венера

Рисунок 4

Объяснение: Утреннее небо с рассветом довольно быстро светлеет, и звезды одна за другой исчезают с него. Дольше прочих остается заметным лишь одно светило. Это Венера, планета – утренняя звезда. Она во много раз ярче Сириуса для земного наблюдателя и уступает на ночном небе в этом смысле лишь Луне

3. Венера

«Ничего значительного в этом впечатлении не было, но почему-то оно в моей памяти накрепко связано с севером. Это необыкновенный блеск Венеры.

Никогда я еще не видел блеска такой напряженности и чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе.

Рисунок 5

Объяснение: В северных и средних широтах Венера видна в разное время.

Описания Луны

1. Поздняя Луна

Рисунок 6

Объяснение: Чем старше Луна (чем ближе до новолуния), тем позже она восходит. Летом, когда эклиптика наклонена к горизонту под малым углом, в последующие после полнолуния дни убывающая Луна восходит каждый вечер всего на 10-15 минут позже. А вот зимой, когда эклиптика имеет большой наклон к горизонту, после полнолуния Луна восходит с каждым днем примерно на 1,5 часа позже.

Описания оптических явлений, связанных с небесными объектами

2. Гало

Рисунок 7

3. Белые ночи

Рисунок 8

Объяснение: Продолжительность ночного периода зависит от широты расположения точки земной поверхности, наклона оси вращения планеты по отношению к плоскости её орбиты, так же важен и угол, образованный осью вращения и направлением на центральное светило.

Москвичи тоже могут наблюдать белые ночи, но здесь они не так светлы, как в других городах. Почти три месяца с 12 мая по 1 августа солнце не садится в Якутии. Белые ночи можно увидеть в следующих городах: Мурманске, Норильске, Воркуте, Череповце, Вологде, Березниках, Магадане, Мегионе, Ханты-Мансийске, Котласе, Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте, Сыктывкаре, Петрозаводске, Якутске, Ухте, Ноябрьске, Надыме, Архангельске, Северодвинске.

На всей территории Исландии, Финляндии, Гренландии и Антарктиды в определённое время можно любоваться белыми ночами, как и на некоторых районах Швеции, Канады, Норвегии, Эстонии, Великобритании и Аляски.

4. Закат. Цвет закатного неба

Рисунок 9

Рисунок 10

В вечерние часы перед закатом солнечные лучи падают на поверхность земли под углом, а не прямо. Им приходится преодолевать гораздо более толстый слой атмосферы, чем в дневное время, когда поверхность земли освещается прямыми лучами Солнца.

В это время атмосфера выполняет роль цветового фильтра, который рассеивает лучи практически всего видимого диапазона, кроме красных – наиболее длинных и поэтому наиболее устойчивых к помехам. Все остальные световые волны либо рассеиваются, либо поглощаются частицами водяных паров и пыли, присутствующими в атмосфере.

Чем ниже опускается Солнце по отношению к горизонту, тем более толстый слой атмосферы приходится преодолевать световым лучам. Поэтому их цвет все больше смещается в сторону красной части спектра.

5. Цвет неба

Рисунок 11

Объяснение: При столкновении с молекулой газа, каждый из семи цветовых компонентов белого света рассеивается. При этом свет с более длинными волнами (красная составляющая спектра, в которую также входит оранжевый и желтый) рассеивается хуже, чем свет с короткими волнами (синяя составляющая спектра). Из-за этого после рассеивания, в воздухе остается в восемь раз больше цветов синего спектра, чем красного.

Хотя и самая короткая длина волны у фиолетового цвета, небо всё равно кажется голубым из-за смешения фиолетовых и зелёных волн. Кроме этого, нашими глазами лучше воспринимается голубой цвет, чем фиолетовый, при одинаковой яркости обоих. Именно эти факты и определяют цветовую гамму неба: атмосфера буквально наполнена лучами сине-голубого цвета .

6. Дрожание низких звезд

Рисунок 12

Объяснение: Теплый воздух точно так же поднимается и с поверхности Земли. Так образуется легкое марево, его-то мы и замечаем ночью по мерцанию света звезд. Области холодного и теплого воздуха, словно призмы, по-разному преломляют лучи разного цвета, поэтому мерцающая звезда постоянно меняет окраску.

Чем ниже звезда спускается к горизонту, тем толще слой воздуха, сквозь который проходит к нам ее свет, тем сильнее он дрожит и переливается. Из-за этого астрономы не любят изучать звезды вблизи горизонта и ждут, когда они поднимутся достаточно высоко.

Вывод

Olga Ukhmylina

В 2017 году в школах ввели предмет – астрономия. Возможно, это связано с нехваткой астрономов (в мире их всего 20000 чел.), а также с малозначительным количеством людей, компетентных в этой области и преобладающей дезинформацией с источников масс-медиа.

О б ычный метапредметный интерес к астрономии у людей постепенно вырождается. Общество чаще думает об утолении физиологических потребностей, и реже их сейчас волнуют загадки. А ведь основной признак, который отличает человека от всех остальных существ – это стремление познавать неизведанное, поиски и попытки постичь природу.

Именно поэтому, было решено выбрать тему, которая раскрывает важность астрономии в искусстве. Творчески-прикладная увлеченность людей гораздо больше, чем научно-техническая. Возможно, многие, познакомившись с этой работой, заинтересуются астрономией более серьезно и даже захотят связать с нею жизнь.

ВложениеРазмер
rabota_astronomiya_v_iskusstve_11_kl._8_kl.docx 702.64 КБ

Предварительный просмотр:

Астрономия в искусстве

Аляутдинов Камил Ансарович

Блинова Полина Александровна

Учитель физики и астрономии Ухмылина Ольга Игоревна

(По усмотрению экспертов работа может быть отнесена в научно-технологическую секцию)

В 2017 году в школах ввели предмет – астрономия, по-видимому, в связи с нехваткой астрономов (в мире их всего 20000 чел.). Во всей Вселенной на сегодняшний день жизнь найдена только на планете Земля. Но экология нашей планеты с каждым годом становится все хуже и хуже. Однажды человечество загубит свой дом и ему придется искать новый. Ближайшая планета, которую наиболее всего возможно подстроить под человека – это Марс. Но в настоящий момент не хватает идей по созданию летательных аппаратов, расчетов полета, да и необходимо придумать очень много техники для создания на Марсе жизненных условий.

Кроме того, обычный метапредметный интерес к астрономии у людей постепенно вырождается. Общество чаще думает об утолении физиологических потребностей, и реже их сейчас волнуют загадки. А ведь основной признак, который отличает человека от всех остальных существ – это стремление познавать неизведанное, поиски и попытки постичь природу.

Именно поэтому, было решено выбрать тему, которая раскрывает важность астрономии в искусстве. Все люди иногда рисуют, и большинство людей хотя бы изредка интересуется картинами. Возможно, многие, познакомившись с этой работой, заинтересуются астрономией более серьезно и даже захотят связать с нею жизнь.

Наше исследование вносит новизну в сам жанр живописи, поскольку, как оказалось, людей, рисующих реалистично астрономические объекты, очень мало. Луну в иной фазе, нежели полнолуние, практически никто не пишет, только если в чисто надуманных иллюстрациях. Поэтому исследование может быть взято за основу к созданию новых законов в живописи.

Из всего выше сказанного можно выделить объект нашего исследования. Им является – применение астрономических знаний, а предметом являются – астрономические объекты (Луна, созвездия).

Мы поставили себе следующую цель: исследовать звездное небо, рассмотреть произведения художников и иллюстраторов на наличие астрономических ошибок и создать собственную картину, содержание которой требует астрономических знаний.

Читайте также: