Многообразие способов философствования доклад

Обновлено: 05.07.2024

Между тем в истории философии предлагалось немало самых различных классификаций и типологий. Иногда их относили к отдельным периодам истории мысли, иногда к истории философии в целом. При этом типологизация велась, как правило, либо с точки зрения определенной проблемы, либо в свете специфических подходов к философии, признаваемых господствующими.

Послегегелевская философия в какой-то мере заимствовала гегелевский критерий (при котором отношение мысли к объективности, субъекта к объекту принимается за первооснову, пер-вопроблему), но придала более широкий размах историко-философским классификациям. Так, А.Тренделенбург 8 предложил при систематизации истории философии в качестве основного вопроса философии учитывать способ решения проблемы отношения субъекта к объекту, и, соответственно, выделять материализм и идеализм как основные разновидности философского знания. Эта схема была заимствована Энгельсом и впоследствии перекочевала в учебники по диамату в качестве главной, доминирующей.

В.Дильтей модифицировал схему Тренделенбурга, выделив три главных разновидности философских учений: натурализм (Демокрит, Гоббс, Гольбах, все сенсуалистические теории познания, релятивизм и скептицизм, материализм как метафизика), идеализм свободы (Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Якоби, Шиллер, Вольтер, Руссо, Бергсон, ряд христианских философов) и объективный идеализм (элеаты, Гераклит, Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр).

I. Мир и его познание

а) в формальном отношении:догматизм-скептицизм-критицизм;

б) в методологическом отношении:

априоризм, консерватизм-эмпирический позитивизм-индукционизм;

в) теоретико-познавательный подход в узком смысле:наивный реализм-субъективный идеализм-трансцендентальный реализм.

II. Абсолют и мир

а) спиритуализм-материализм-философия бессознательного;

б) супранатуралистическая теология-антитеологический ме-ханицизм-логический пандетерминизм;

в) по вопросу о сущности абсолюта:панлогизм-пантелеологизм-панпневматизм.

III. Абсолют и человек

а) абстрактный монизм-плюрализм-конкретный монизм;

б) абсолютный иллюзионизм-индивидуалистическая мона-дология-объективно-реалистический феноменализм;

в) различимость между Благом и человеком — сущностноеразличие и чуждость Бога и человека — существенные экзистен-циальные различия.

IV. Человек и мир

а) в аксиологическом смысле:

квиетический пессимизм-оптимизм-пессимистический эволюционизм;

б) в мотивационном отношении:

в) в этическом отношении:

практический индефферентизм-индивидуально-эвдемонистичес-кая псевдомораль-нравственная автономия 9 .

К третьей группе мыслителей-философов Ясперс относит тех, чьи размышления обращены к жизненной практике, к поведению людей, к поэзии. Это греческие трагики, Данте, Шекспир, Гёте, Гёльдерлин, Достоевский и др.

Из историко-философских типологий последнего времени представляет немалый интерес классификация, предложенная немецким философом Витторио Хёсле. Он исходит из того, что в историческом развитии философии существуют эпохальные циклы развития, и в рамках каждого из них целесообразно прослеживать такие фазы: тезис — [переходная фаза между тезисом и антитезисом] — антитезис — синтез.

тезис: Аристотель — переходная фаза: стоя — антитезис: скептицизм-пирронизм — синтез: Антиох

В средневековой философии — отрезок, начинающийся с Фомы Аквинского:

тезис: Фома Аквинский — антитезис: номинализм, мистика — синтез: Николай Кузанский

В философии нового времени — отрезок, начинающийся с Декарта:

тезис: Метафизика (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — переходная фаза: эмпиризм (Гассенди, Гоббс) — антитезис: субъективный идеализм, скептицизм, Просвещение — переход: критическая, трансценденталистская философия — синтез: абсолютный идеализм

Создателей различных типологий и классификаций нередко упрекают в том, что их схемы весьма условны, что они не охватывают философию во всем богатстве ее проявлений. И эти упреки справедливы — при том условии, что авторы типологий придают им абсолютное и объективное значение. Однако почти каждая из этих схем по-своему полезна, если, конечно, не абсолютизировать их и не придавать им роль методологических средств, якобы исчерпывающим образом объясняющих все многообразие историко-философских феноменов.

В заключение этого раздела, по необходимости оставляя за кадром ряд интереснейших проблемных аспектов темы, остановимся на вопросе, который в наши дни особенно оживленно дискутируется в историко-философских сочинениях и на симпозиумах, форумах историков философии.

С развитием науки и формированием научной картины мира – детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания, ставил своей целью отказ от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Поэтому целью данного реферата будет выяснение вопроса об особенностях философского мышления и значения философии для системы научного знания.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать две задачи исследования:

· определить взаимоотношения философии и науки, выделить основные различия научного и философского видения мира;

· выявление качеств, которые требуются для философствования, особенности философии в структуре личностного мировоззрения.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описывается сущность взаимоотношений философии и науки, особенности философского видения мира, в третьем излагается сущность философствования как особого, личностного отношения к миру, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.

1. Философия и наука – проблема сосуществования

Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.

В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией (такова философия Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля , многих современных философов из числа так называемых аналитиков); с эстетически-ориентированной философией (такова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера , многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов); с практически-ориентированной философией (такова философия Канта, Маркса, Пирса ).

Второй период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалось как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, содержащемуся в Святом Писании.

Третий период: происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно - научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.

Провозглашается, что зрелая наука — сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий. Позитивизм в дальнейшем широко распространяется среди ученых.

Среди профессиональных философов различных стран такие взгляды сегодня уже не очень популярны. Но они еще бытуют среди специалистов конкретных областей знания и практики, выдвигающих в заслугу своей позиции примерно такие аргументы: у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования. Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

2. Философствование в структуре личности

Так что дает философия реальному миру, реальному человеку? Она создает идеальный мир, то есть мир порядка, красоты и гармонии, не похожий на реальный мир и, в то же время, тот же реальный мир, но не нынешний, а тот, которым он может и должен стать. Идеальный мир, который оттеняет и подчеркивает несовершенство и уродство обыденного мира, и тем вызывает к себе двойственное чувство: униженности, ненависти и зависти к высшему, в то же время, почитание и тайное желание стать им. Ничто так не раздражает, как постоянное напоминание о собственном несовершенстве; и ничто так не притягивает, как красота и гармония. Философия как бы говорит человеку то, что он в сам о себе знает, но старается забыть, поскольку это знание требует усилия и напряжения более высокого, чем усилие для поддержания обыденной жизни. Это знание требует, чтобы справедливость, красота и гармония становились такими же стимулами нашей деятельности, как голод, жажда богатства или стремление к власти.

В общем, это и есть работа философии: изменение смыслов, переосмысление целей, ценностей, ориентиров человеческой жизни, что, в свою очередь, требует изменения всей картины мира, мировоззрения. Философия - это попытка понять, что самое важное в жизни, к чему надо стремиться. Она дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще.

Произведения Платона - это диалога, беседы его учителя Сократа с: друзьями. В этих беседах, как правило, обсуждается вопрос: что есть справедливость? что такое мужество? что такое прекрасное? что такое знание? и т.д. В ходе беседы выясняется, что обычные традиционные представления противоречивы и неясны, у различных людей существуют различные мнения об одном и том же предмете. Сократ раскрывает эту внутреннюю противоречивость обыденных представлений. В беседе с одним из самых богатых афинян Критобулом Сократ доказывает, что это именно он, Сократ, достаточно богат, а Критобул очень беден, так что Сократу даже жаль его. Критобул смеется и спрашивает, сколько Сократ может выручить, продав свое имущество. Сократ отвечает, что наверное, раз в сто меньше, чем Критобул может выручить за свое. Но богатства Сократа хватает для того, чтобы у него было все в достаточном для него количестве, а для роскошного образа жизни Критобула не хватило бы и втрое больше того, что он имеет.

Так постепенно выясняется относительная ценность таких вещей, как богатство, здоровье, красота и т.д., которые полезны человеку, если он умеет пользоваться ими разумно, но могут принести несчастья и вред, если пользоваться ими неразумно. Именно разум выставляется как истинная и абсолютная ценность для индивида, разум, который постигает сущность вещи и позволяет человеку действовать в соответствии с этой сущностью, который сдерживает и обуздывает страсти, направляет к истинному благу и справедливости.

Человек, склонный к философствованию избирает смыслом своей жизни переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования, изменение отношения человека к миру. Результатом этой работы мышления является новое представление человека о мире и о самом себе, новое мировоззрение. Философия - это самоизменение, самосовершенствование человека, изменение сознания и самосознания.

Итак, основной характеристикой личности истинного философа можно назвать способность абстрагироваться, подниматься над обыденным видением мира, умением заглядывать в суть вещей. Очевидно, что навыки такой напряженной интеллектуальной жизни должны воспитываться в себе человеком, который претендует на философское отношение к миру. И более того, создавая картину идеального мира, философ создает картину идеального человека – и сам должен ей соответствовать.

Специфика философского видения мира для каждого человека заключается в способности задаваться вопросами, выходящими за пределы бытового, повседневного знания. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. И. Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. "Что с нами происходит?" В.Шукшина и извечное российское "Что делать?" опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вложенное в уста Гамлета: "Быть или не быть?".

Отказ от философии будет отказом человека задаваться вечными вопросами. Однако вечные вопросы потому и называются вечными, что ответ на них ищет каждый человек для себя. В философиимного места занимают рассуждения о том, что есть истина, как соотносится материальное и духовное в мире, душа в тело, что такое человек, существует ли свобода воли и т.д. Философия - осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире.

Список использованной литературы

1.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.

2.Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

Космоцентризм - тип мировоззрения, ориентирующийся на космос, природу как центр конструирования мировоззренческой системы. Особенности философского мышления средневековья. Классическая формулировка антропоцентризма. Сущность рационализма и социоцентризма.

Подобные документы

Сущность средневековой теологической философии, ее особенности и размышления. Понятие патристики и формирование теоцентрического типа философствования. Аврелий Августин: синтез христианства и платонизма. Представители философского мышления средневековья.

реферат, добавлен 09.08.2009

Стадии эволюции философского мировоззрения, такие как космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. Основные черты философского мировоззрения. Философия как едино-цельная деятельность не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества.

презентация, добавлен 29.12.2010

Происхождение философии, характеристика ее стадий как мировоззрения. Анализ вопроса о соотношении духа и материи. Понятие мировоззрения, его связь с философией, структурные элементы и формы. Сущность и современные особенности философского мировоззрения.

контрольная работа, добавлен 25.01.2010

Космоцентризм - главная черта античной философии, эстетизм и гармония мироздания как основа мировоззрения. Теоцентризм и монотеизм - главенствующие идеи христианской мысли Средневековья. Пути развития философской мысли в периоды патристики и схоластики.

курсовая работа, добавлен 22.01.2015

Мифы как предпосылки возникновения философии. Особенности стиля философского мышления средневековья. Языческий принцип всеединства (принцип всемирья). Родословная олимпийских богов. О философских воззрениях Гомера. Боги как силы и законы космоса и бытия.

реферат, добавлен 23.08.2013

Определение понятия, основных типов и принципов формирования мировоззрения как системы верований, убеждений и жизненных ценностей. Особенности мифологического, религиозного, философского, обыденного видов мировоззрения. Сущность идеала и менталитета.

презентация, добавлен 19.09.2013

Структура и исторические формы мировоззрения. Проблема научности философского мировоззрения, его соотношение с социальной наукой и практикой. Социальные технологии как практическое воплощение общественных наук с определенной мировоззренческой основой.

курсовая работа, добавлен 24.11.2012

Понятие рационализма как философского направления, его основные идеи и история развития. Место в становлении западноевропейского рационализма Декарта, формулировка основных правил дедуктивного метода исследований. Методы научного познания в гносеологии.

контрольная работа, добавлен 27.08.2009

Мировоззренческая сущность, генезис, разделы и проблемы самоопределения философского знания. Особенности постановки и решения проблем. Жанровое своеобразие философского дискурса. Обзор исторических типов философствования. Философия как образ жизни.

контрольная работа, добавлен 24.06.2013

Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира. Структура мировоззрения. Типология мировоззрений. Особенности обыденного мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Основные особенности философского мировоззрения.

Философия академическая – системное упорядоченное знание фил-ких теорий, концепций, идей и социально организованная и соц. значимая деятельность.

Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствования. Парадокс заключается в том, что профессиональной философией считается второе, тогда как первично и существенно первое, а реализовываться оно — философствование — может где угодно, в каком угодно жизненном материале, а отнюдь не только в учебных аудиториях или на профессиональных философических конференциях.

Уже этот перечень делает ясным главное. Философствование есть попытка конечного существа понять бесконечный мир. Из этого следует, что философия, в принципе не является и не может быть наукой в самом точном смысле этого. И это несмотря на самые наукообразные и рациональные формы возможного философского осмысления.




Систематический курс

Философия академическая – системное упорядоченное знание фил-ких теорий, концепций, идей и социально организованная и соц. значимая деятельность.

Итак, есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствования. Парадокс заключается в том, что профессиональной философией считается второе, тогда как первично и существенно первое, а реализовываться оно — философствование — может где угодно, в каком угодно жизненном материале, а отнюдь не только в учебных аудиториях или на профессиональных философических конференциях.

Уже этот перечень делает ясным главное. Философствование есть попытка конечного существа понять бесконечный мир. Из этого следует, что философия, в принципе не является и не может быть наукой в самом точном смысле этого. И это несмотря на самые наукообразные и рациональные формы возможного философского осмысления.

Читайте также: