Мировая литература 20 века доклад

Обновлено: 04.07.2024

Европейская художественная литература 20 века. Литература времен гражданской войны. Модернистские направления в литературе. Прозаики конца 19 - начала 20 столетия. Социалистический реализм как единственный официальный художественный стиль данной эпохи.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.06.2010
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования республики Беларусь

студентка Пстыга Наталья

  • Введение
  • 1. Европейская художественная литература ХХ века
  • 2. Литература времен гражданской войны
    • 2.1 Реализм
    • 2.2 Модернистские направления
    • 2.3 Прозаики
    • Гражданская война 1918 - 1920 годов -- один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории.
    • Война вообще, а гражданская в частности -- действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л.Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую.

    Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

    • К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А. Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и таких же молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались на лето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир раскололся…

    2.1 Реализм

    2.2 Модернистские направления

    Стихотворения символистов отличались мелодичностью, новым подходом к поэтическому языку, сближались с музыкой. Особенно развивается поэзия. Александр Блок - талантливый наследник Пушкина и Лермонтова. Свои стихи посвящал Петербургу, любви - Стихи о прекрасной даме - о своей жене, образ женщины как таинственного, возвышенного существа. В отличие от других символистов Блок отнесся к революции положительно - поэма Двенадцать - в ней выступает 12 красноармейцев, шагающих Петроградом революционных дней. Поэма заканчивается образом Христа (многие авторы того времени, описывая революцию, пользуются символами христианства). Первая половина 20 века (до начала 30 годов) 10 годы - рождение авангарда. Акмеизм: литературное объединение, противовес символистической неясности. Осип Манделштам (скончался в ГУЛАГе). Анна Ахматова - поэтесса мирового имени, мастер интимной драмы и психологической миниатюры, любовные стихи. Ее судьба во многом печальна: нескольких ее друзей расстреляли, сына арестовали - об этом пишет в поэме Реквием - пережила своих литературных ровесников и свое постыднее творчество посвящала воспоминаниям (Поэма без героя). Она пишет тоже эссе о Пушкине и других художниках.

    После 1917 г. писал даже агитационные плакаты. Тип поэта-оратора, выступающего на литературных вечерах. Маяковский покончил собой (личная жизнь, разочарование из социализма). Его смерть - одна из вех русской литературы - после нее сплошная не свобода.

    Сталин, объявил, что неуважение памяти Маяковского будет рассматриваться как преступление. В конце 20 гг. автор обратился к сатире - написал пьесы Баня и Клоп, за которые его подвергли критике. Поэты вне литературных направлений.

    Русь уходящая - стихотворение, Москва кабацкая, Персидские мотивы - сборники стихотворений, Анна Снегина - поэма о самом авторе, который возвращается домой и встречается со своей первой любовью.

    Борис Пастернак - один из немногих русских писателей, который начинал писать в 10 годы и продолжал писать также после 1945 г. Сохранилась переписка с немецким поэтом Рильке и Цветаевой. Сестра моя - жизнь - сборник стихотворений - сложные, на первый взгляд малопонятные стихи. Автор вносит в свой текст разные цитаты и образы из мировой культуры.

    Доктор Живаго - закончен 1958 - Роман о жизни в России перед революцией и после нее, о сложной пути человека на земле, его судьбе, которая приносит роковые встречи, но и разлуки и трагедии. Юрий Живаго мальчиком лишился матери и вырос у дяди.

    Женится на Тоне, но во время первой мировой войны работает врачам на фронте и встречает Ларису. В нее позже влюбляется. Во время гражданской войны он взят в плен и его ждет еще ряд препятствий. Личная жизнь Живаго развивается на фоне исторических событий.

    В 1958 г. советские власти Пастернака заставили отказаться от Нобелевской премии.

    2.3 Прозаики

    Михаил Шолохов - Носитель Нобелевской премии. В его реалистических произведениях отразились Первая мировая война, революция 1917 г. и гражданская война. Тихий Дон - роман-эпопея - борьба белых с красными, жизнь различных слоев общества (белые генералы, офицеры, помещики, крестьяне, коммунисты).

    После войны он напечатал рассказ Судьба человека, который представляет собой новый подход к военной теме - автор пишет о мужчине, который попал в плен и потерял всю свою семью. Он встречает мальчика-сироту и усыновляет его.

    Исаак Бабел - происходил из еврейской семьи, детство прожил в Одессе, где был свидетелем погромов (Одесские рассказы). Под влиянием военных событий 1920 г. возник цикл рассказов Конармия. Автор сумел постичь противоречие мира - глубокий лиризм сочетается (описания природы, еврейских обычаев) с натуралистическими деталями (жертвы войны).

    Возвращение - уже послевоенный рассказ, открывающий проблемы человека, вернувшегося с фронта, солдат не может снова сблизиться со своей семей.

    Михаил Булгаков - врач, журналист, драматург. Он начинал как сатирик, всегда вносил в свое творчество фантастику и гротеск и тоже автобиографические мотивы. Главная тема - интеллигенция (художники) и ее отношение к власти. Собачье сердце - рассказ - Профессор пересадит собаке часть человеческого мозга и собака меняется в человека. Привычки у нее остаются собачьими.

    Важным моментом в культурной жизни 20 гг. стало разделение русской литературы на отечественную и эмигрантскую. Самый мрачный период русской литературы. Литературные объединения были запрещены, исчезли литературные журналы. Много писателей было преследовано, арестовано и даже расстреляно.

    Единственным официальным художественным стилем стал социалистический реализм. В это время все-таки возникают в России в подполье шедевры мировой литературы (Мастер и Маргарита). Иногда удалось напечатать их в самиздате или за границей (в тамиздате). Значит, появляется третья линия русской литературы - домашняя, но недогматическая, неофициальная, запрещенная.

    Несколько хороший произведений возникло во время Великой Отечественной войны, когда литература должна была поднимать храбрость и героизм русских.

    Глубоко изучив широкий спектр литературно-художественных произведений прошлого столетия, проанализировав литературную критику, можно утверждать, что тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро.

    Из произведений Булгакова, Фадеева, Шолохова, Бабеля нами выявлено: Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в романе А.Фадеева "Разгром", и сколько бы ни искали в нем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по описываемым в ней событиям и судьбам людей.

    Судьба человека в период тяжелейших исторических потрясений и испытаний подвержены мучительному поиску своего места и назначения в новых обстоятельствах. Новаторство и заслуга рассмотренных нами авторов (Фадеева, Шолохова, Булгакова, Бабеля) заключается в том, что они дали читательскому миру образцы личностей, мятущихся, сомневающихся, колеблющихся, для которых прежний, отлаженный мир в одночасье рушиться, и их захватывает волна стремительных инновационных событий, которые ставят героев в ситуации нравственного, политического выбора своего пути. Но эти обстоятельства не ожесточают героев, в них нет злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Именно в этом и проявляется громадная духовная сила человека, его непреклонность перед разрушительными силами, противостояние им.

    Гост

    ГОСТ

    Мировая литература - это удивительное сочетание уникальных национальных литератур. В мировой литературе отразились эпохи, переживания и мысли людей со всего земного шара. Один из способов систематизации этой бесконечной палитры произведений - периодизация.

    Периодизация зарубежной литературы:

    • Античная литература;
    • Средневековая литература;
    • Литература XVII века (литература Возрождения);
    • Литература XVIII века (литература Просвещения);
    • Литература XIX века;
    • Литература XX века;
    • Современная литература.

    Каждый из периодов имеет свои временные рамки (приблизительные) и свои характеристики. В этой статье мы познакомимся с особенностями литературы XX века.

    Об эпохе

    XX век стал уникальной страницей как в человеческой истории, так и в истории литературы. Многочисленные перемены и катастрофы определили сознание писателей двадцатого века как нечто принципиально отличное от мировоззрений XIX века.

    Рубежом, поставившим точку в мировоззрениях XIX века и открывшим путь в новое столетие, стала Первая мировая война (1914 год).

    Продолжающиеся научные открытия, расширяющие кругозор человека, обеспечили уверенное господство реализма и натурализма в литературе.

    Реализм - литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

    Натурализм - поздняя стадия развития реализма, стремление к точному изображению предметов и явлений, отказ от типизации и обобщения.

    Однако литература в XX веке развивалась так стремительно, что появиться успело гораздо больше различных направлений, например, модернизм и постмодернизм.

    В XX веке возрастает количество национальных литератур. Глобализация, объединяющая народы, делает культуру универсальной.

    Модернизм

    Модернизм - период в литературе начала XX века, характеризующийся поисками нового стиля и пересмотром литературных форм.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Переход к модернизму стал закономерным событием в истории литературы. Развитие художественного сознания привело к созданию литературы, либо в точности изображавшей реальность, либо рисовавшей нечто, абсолютно на реальность непохожее.

    Поток сознания - художественный приём, тип повествования, при котором все переживания героя передаются в словесной форме без всякой логики и вне причинно-следственных связей.

    Отдельное место в литературе модернизма занимают произведения, посвящённые Первой мировой войне и потерянному поколению.

    Потерянное поколение - понятие, возникшее в период между Первой и Второй мировыми войнами для обозначения молодых людей, рано призванных на фронт. Эти люди в дальнейшем не могли адаптироваться к мирной жизни в обществе.

    Их самые известные произведения:

    Творчество Шоу

    Джордж Бернард Шоу создал в своей драматургии основы, ставшие опорой для развития всей драматургии XX века. Свой творческий путь Шоу начал в конце XIX века в качестве литературного критика. Возможно, именно такая должность дала ему быстро осознать, что английский театр, живущий в тени авторитета Уильяма Шекспира, нуждается в чём-то новом для того, чтобы развиваться.

    В качестве основы для своих пьес Шоу использовал типичные ситуации из современной его жизни, мастерски показывая все предпосылки возникающих на пути героев (и всего общества) кризисов. При этом Шоу является последователем натурализма, порывая в своих произведениях со стереотипной английской чопорностью.

    Пьесы Джорджа Бернарда Шоу:

    Шоу является обладателем Нобелевской премии по литературе и является вторым по популярности драматургом в английском театре.

    Постмодернизм

    Явлению постмодернизма, появившемуся во второй половине XX века, трудно дать определение. Исторически его можно считать последствием исторических событий середины XX века: Второй мировой войны и холокоста, Женевской конвенции, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, Дрездена и Токио. Влияние оказали также начало Холодной войны, движение за гражданские права в США и появление персональных компьютеров.

    Постмодернисты отрицают характерный для модернизма поиск смысла в хаотичности мира, они отрицают даже саму возможность наличия смысла.

    Для постмодернизма характерны ирония, чёрный юмор, интертекстуальность, временные искажения, метапроза, паранойя, максимализм или же минимализм и многое другое.

    В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.

    Содержание

    XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

    В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

    • • политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
    • • усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
    • • отрицание литературных традиций,
    • • интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
    • • слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
    • • стремление к жанру эссе.

    В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

    Особенности литературы 20 века:

    1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

    Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

    Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

    Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

    Особенностями этого направления являются:

    Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

    2.Неомифологизм - миф как авторитетный способ познания мира (сторона модернизма).

    3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке.

    Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

    4.Роман в 20 веке

    Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

    5.Весь литературный процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

    Двадцатый век как литературная эпоха

    XX век – время расцвета русской и зарубежной культуры. В литературе появлялись новые таланты, состязались разные направления, группировки и стили. Литературный процесс приобретает новые стили, в нем сочетаются модернизм и реализм. Новой формой для литературных произведений стала фантастика.

    Литература наполнялась особой философией. Главными темами стали – война, революция, проблемы религиозного восприятия, трагедия личности человека. Стали более решительными, смелыми, неординарными герои литературных произведений. На первый план выносится интерес к главному герою, человеку, воспринимающему общественные события через призму своего сознания.
    Многие писатели и поэты ждали новых перемен в общественной и государственной жизни. Это очень повлияло на их творчество. В основном в своих произведениях русские и зарубежные писатели вдохновляли людей и вселяли веру в новое прекрасное будущее.
    Хочется отметить, что для русской литературы ХХ века происходит масштабная переоценка с появлением новых литературных течений и школ.
    Опираясь на список "100 лучших книг всех времен", рекомендуем вам еще раз вспомнить несколько из них.

    По жанру – это бытовой роман, в нем присутствуют элементы фантастики, философские размышления. Ирония и сатира соседствуют здесь с трагизмом, библейские рассказы с бытовыми подробностями. Автор оставил в книге свои сокровенные мысли, тревоги, надежды. Образ Мастера соотносят с личностью Булгакова, его жена стала прообразом Маргариты. Это своеобразное повествование о самоотверженной неземной любви женщины. Любовь в образе ведьмы не случайна.Она стала ведьмой, чтобы спасти Мастера. Действие в романе происходит в Москве 30-х годов, где царствуют взяточники, подлецы, ничтожества. Они наушничают, врут, и от своего бессилия и страха стараются уничтожить того или иного человека.

    Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : роман / М. А. Булгаков ; художник А. Рыбьяков. – Пермь : Стрелец : Стрелец-плюс, 2000. - 476 с.

    Гиляровский, В. А. Москва и москвичи : сборник рассказов и очерков / В. А. Гиляровский. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 413 с.

    И(Фр)
    К18
    548784 – КХ
    548785 - АБ

    Камю, А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы из записных книжек : сборник : пер. с фр. / А. Камю. – Москва : АСТ : Пушкинская библиотека, 2003. – 816 с. – (Золотой фонд мировой классики).

    И(Амер)
    М67
    540684 – КХ
    568217 – АБ

    Митчел, М. Унесенные ветром : роман / М. Митчел. – Москва : АСТ, 2002. – 1071 с. – (Золотой фонд мировой классики).

    Набоков утверждал новую этическую систему в русской литературе. Литературный язык Владимира Владимировича очень многообразен, вас несомненно поразит точность и чувственно-духовная откровенность письма в его творчестве.

    Набоков, В. В. Другие берега : романы, рассказы / В. В. Набоков ; предисл. В. Ерофеева ; коммент. подгот. О. Дарк. – Москва : Кн. палата, 1989. – 287 с. – (Популярная б-ка).

    Пруст, М. В поисках утраченного времени : два романа легендарного цикла в одном томе : 16+ / М. Пруст ; пер. с фр. Н. М. Любимова ; предисл. А. Таганова ; примеч. С. Фокина, О. Волчек. – Москва : Э, 2017. – 893 с. – (Полное собрание сочинений).

    И(ФР)
    С13
    476154 - АБ
    476155 - АБ

    Саган, Ф. Здравствуй, грустьСмутная улыбка : романы / Ф. Саган. – Москва : Костик, 1993. - 367 с. – (Подросток. Путь в XXI век).

    Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

    И(Амер)
    Х37
    546636F - КХ

    Хемингуэй, Э. Фиеста. Прощай оружие! Иметь и не иметь. Рассказы. Старик и море : пер. с англ. / Э. Хемингуэй ; вступит. ст. Б. Грибанова. – Москва : ОЛМА-пресс, 2003. - 670 с. – (Зарубежная классика. ХХ век.).

    Читайте также: