Мир как идеал и реальное состояние общественных отношений доклад 2020

Обновлено: 30.06.2024

На итоговом пленарном заседании Общественной палаты РФ 16 декабря был представлен проект Доклада о состоянии гражданского общества в России за 2020 год. С презентацией документа, фиксирующего основные тенденции в сфере развития гражданского общества и готовящегося при активном участии региональных общественных палат и представителей некоммерческого сектора, выступила Секретарь ОП РФ Лидия Михеева .

Ежегодный доклад стал результатом осмысления трансформации гражданского общества и изменения модальности общественно-государственного диалога, подчеркнула Лидия Михеева . Красной нитью в докладе проходит тема смены парадигмы во взаимоотношениях общества и государства — переход к модели партнерства при решении наиболее социально чувствительных проблем, отметила она.

Также в проекте доклада подчеркивается, что новый формат взаимодействия власти с гражданским обществом задан Президентом России , в ходе встреч с которым происходит обмен мнениями, формируются предложения, которые затем становятся поручениями Президента, воплощаются в принятые решения. Пример такого диалога — встреча членов нового состава Общественной палаты с Владимиром Путиным 25 июня 2020 года, когда члены ОП РФ высказали предложения по мониторингу нацпроектов, формированию единого реестра некоммерческих организаций, введению дополнительных мер государственной поддержки НКО в связи с пандемией, созданию механизма финансирования медицинской помощи детям, страдающим орфанными заболеваниями, и ряд других.

Кроме того, в этот непростой для государства период гражданское общество подключилось к мониторингу и экспертизе таких социально значимых стратегических документов, как общенациональный план действий по восстановлению экономики, единый план достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 год, а также к выработке предложений по корректировке национальных проектов, доработать которые поручил правительству Президент. Активность гражданского общества вопреки сложной эпидемиологической обстановке проявилась и в реализации многочисленных проектов в рамках Года памяти и славы.

Особое место в докладе уделено государственным мерам поддержки малого и среднего бизнеса и некоммерческих организаций, ставшими ответом на ответственную и проактивную позицию гражданского общества в 2020 году — в обосновании необходимости таких мер поддержки и их проработке большую роль сыграла Общественная палата.

Лидия Михеева назвала еще одну большую тему — задачи для власти и роль гражданского общества в будущем. Из проекта доклада следует, что события 2020 года продемонстрировали потенциал российского гражданского общества и рост доверия государства и граждан к общественным институтам. Сохранение высокого уровня общественно-государственного диалога, смычки общества и государства для решения возникающих проблем видится общественникам основной задачей на 2021 год.

Также среди первоочередных задач и направлений деятельности — обеспечение информационной безопасности как одного из важных компонентов системы национальной безопасности в целом. В проекте доклада говорится, что в обществе существует запрос на противодействие распространению в интернете фейков и деструктивного контента; противостояние усилившейся цензуре зарубежных IT-платформ в отношении российских граждан и СМИ; повышение ответственности СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, и уточнение правового регулирования деятельности НКО — иностранных агентов.

Озвучивая выводы доклада, Лидия Михеева подчеркнула, что в 2021 году будет важно продолжать отслеживать последствия пандемии и их влияние на граждан, находящихся в уязвимом положении, консолидировать силы некоммерческого сектора и волонтерского движения для оказания помощи таким людям; выявлять, поддерживать и распространять гражданские инициативы по сбережению и приумножению народа; ускорить внедрение качественной информационной системы мониторинга реализации национальных проектов и повысить их информационную открытость.

Глава ОП РФ призвала участников пленарного заседания высказывать свои замечания и дополнения к проекту доклада, текст которого будет доработан по итогам обсуждений. Финальная версия доклада о состоянии гражданского общества за 2020 год будет опубликована до конца года.

Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире,— природа, человек, все созданное им, включая его мысли и идеи, общество,— равно существуют, наличествуют и, следуя внутренней логике движения мысли о бытии, нельзя не признать: природа как целостный универсум была, есть и будет; человек, общество, когда-то возникнув, с тех пор были, есть и, надо надеяться, будут. Отсюда вытекает важное следствие: мир вообще (и все, что в нем существует) именно во внутренней и объективной логике существования и развития, то есть реально предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и конкретных поколений людей.

Из этой реальной предпосылки отдельный человек на практике исходит так же определенно, как и из простого факта наличия мира. Не просто мысль о том, что мир есть, постоянно наличествует, но и о том, что мир, как таковой, в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения — вот еще один, третий смысловой аспект философской проблемы бытия.

Совокупная реальность как она есть для отдельных индивидов и поколений людей включает: вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством (таких на Земле все меньше, а в космосе — бесконечное, необозримое множество); вещи, процессы, созданные человеком из материала природы (таких на Зем­ле и даже в космосе все больше); общественную жизнь — отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

Жизнедеятельность каждого отдельного человека — реальность и для других людей, и для него самого. Согласитесь, каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу (к генетическим задаткам, предрасположениям, привычкам, навыкам, желаниям, склонностям, надеждам, идеям, мыслям), к своему прошлому настоящему и будущему, к взаимосвязям с другими людьми и обществом как к особой реальности, к особому бытию. Реальностью, и очень важной, являются для нас и другие люди. Сознание индивидов постигает, отражает также и эту реальность. Сознание человека, поскольку оно является также и самосознанием, отражает и его индивидуальное бытие, улавливая через это бытие общие черты индивидуального бытия людей.

Общий вывод: третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.

Мир– способ согласованного бытия человечества при разнообразных интересах, основанный на их балансе, сотрудничестве, согласии (консенсусе), взаимных уступках (компромиссе) и отсутствии использования средств вооруженной борьбы для разрешения возникающих противоречий, конфликтов и споров, а в идеале – не причинения насилия и диктата.

Мир как сложное социальное явление имеет множество различных сторон в своем содержании, которые изучаются различными науками – философией, политологией, правоведением, социологией, психологией, экономической теорией, культурологией, историей. Основными аспектами изучения проблемы мира могут быть:

Социально-философское осмысление миракак общественного явления предполагает рассмотрение его наиболее общих мировоззренческих и методологических сторон как ненасильственного бытия человечества и включает следующие основные направления:

а) сущность мира и его всеобщие характеристики, независящие от исторических этапов развития человеческого общества, экономических и политических идеалов различных государств, народов, социальных групп и отдельных людей;

б) структура и содержание мира как сложного явления, состоящего из взаимосвязанных элементов и подсистем;

в) формы проявления мира, его типология и классификация;

г) условия и предпосылки обеспечения мира;

д) модели и механизмы поддержания мира;

е) уровни, состояния, стадии и ступени зрелости мира.

Содержание мирапредставляет собой систему следующих взаимосвязанных элементов:

а) экономических форм сотрудничества;

б) духовно-культурного обмена;

в) дипломатического сотрудничества;

г) правовых норм обеспечения и поддержания;

д) органов контроля безопасности (внутригосударственных, региональных и глобальных или всеобщих);

е) систему установленных и взаимосогласованных санкций

за нарушение условий сотрудничества и неприменения силы;

ж) сил и средств поддержания и восстановления, способных применить весь спектр необходимых санкций к нарушителям; з) военно-технического сотрудничества.

Важнейшим элементом содержания мира является его политическое содержание, наиболее концентрированно изложенное в заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятому в г. Хельсинки (СБСЕ-75) и поддержанном впоследствии большинством государств планеты:

а) всестороннее сотрудничество;

б) суверенное равенство;

в) отказ от применения силы, ультиматумов и угрозы силой;

г) нерушимость границ;

д) мирное урегулирование конфликтов и споров;

е) невмешательство во внутренние дела;

ж) уважение прав и свобод человека;

з) равноправие в выборе путей развития;

и) выполнение обязательств по международным договорам 9 .

Таким образом, с политической точки зрения мир есть проведение политики невооруженными, а в идеале даже не насильственными средствами. Мир представляет собой такое состояние государства, внутренняя политика которого исходит из этической ценности жизни, а отношения с другими государствами основываются на признании их достоинства и права на реализацию собственного человеческого потенциала. Но политика и государство категории скорее политологические и правовые, а философия имеет дело в большей степени с социальными отношениями, отдельными людьми, их группами и общностями, человечеством в целом. В связи с этим социально-философский анализ сущности и содержания мира предполагает осмысление мира именно в этих координатах, с позиций индивидуально-личностных, групповых, международных, региональных и глобальных ценностей и интересов, то есть не только выяснение политического содержания мира, но, прежде всего его содержания в целом, включающем политическую сторону как один из аспектов рассмотрения. Именно такой философский анализ сущности и содержания был нами рассмотрен выше.

Важной стороной социально-философского осмысления мира является его типология или классификация, которая может быть проведена по различным основаниям и предполагает следующие виды, типы, формы, стадии и ступени зрелости мира:

а) по способам и средствам обеспечения: насильственный (вооруженный) и ненасильственный (невооруженный или ограниченно вооруженный);

б) по территориальному масштабу и составу участников: межличностный - гражданский - локальный - региональный - глобальный;

в) по воздействию на исторический процесс: прогрессивный (справедливый) - регрессивный (несправедливый);

г) по продолжительности: прочный (устойчивый, продолжительный) - непрочный (неустойчивый, непродолжительный);

д) по степени зрелости: кратковременное перемирие - мир на основе декларации - мир на основе взаимообязывающих договоров - долговременное мирное объединение государств - мир в условиях холодной войны - мир в условиях разрядки международной напряженности - ­гарантированный мир при отсутствии военной опасности - всеобщий мир будущего (как высшая ступень, идеал);

е) по историческим условиям: монополярный мир - биполярный мир - многополярный мир;

ж) по соотношению политических и военных средств обеспечения: мир на основе присутствия военной силы - мир на основе угрозы применения военной силы из вне - мир на основе равенства военной мощи (паритета) - мир на основе региональной (коллективной) безопасности.

На разных исторических этапах развития человечества преобладают те или иные типы, виды, формы и способы мира. Так, например, в доядерную эпоху и в начале ядерной преобладали военно-силовые модели мира, политические средства подчинялись военным, а сам мир носил случайный, кратковременный характер передышек между войнами для накопления и перегруппировки сил. В современных условиях фактор силы перерастает себя. Военная сила уже не может выступать в своей главной функции ­разгрома и уничтожения противника, достижения победы. Сегодня это может быть "пиррова" победа, которая уничтожит все человечество. Военная сила может выйти из-под контроля не только политики, но и человека вообще (компьютерные средства управления войсками и оружием, наличие оружия массового уничтожения, АЭС, ГЭС, химические заводы и т.п.). В современных условиях требуется настоятельный переход от политики силы к силе миролюбивой политики, от баланса военной мощи к балансу интересов на основе общечеловеческих ценностей, от конфронтации к сотрудничеству.

Таким образом, война – это макросоциальный конфликт разобщенных групп человечества, разрешаемый насильственными средствами:

Макро– определяет пространственно-временной размах, число и состав участников, объём применяемых средств и т.д.

Социальный – война есть явление общественное в широком смысле слова, то есть экономическое, политическое и духовное одновременно.

Конфликт – минимум два участника с противоположными интересами.

Разобщённых групп человечества– указание на источник войн.

Разрешаемый – война есть активная фаза разрешения конфликта.

Насильственными средствами – война может вестись традиционными(вооружёнными) и нетрадиционными (информационными, дипломатическими, психологическими, экономическими) насильственными средствами.

Мир– способ согласованного бытия человечества, при разнообразных интересах, основанный на их балансе, взаимных уступках, компромиссах и неиспользование средств вооруженной борьбы для разрешения конфликтов, а в идеале – не причинение любого насилия и диктата.

Каждый человек живёт одновременно в двух мирах – реальном и идеальном. Реальный мир – этот весь тот внешний мир, что нас окружает. Это предметы и объекты вокруг нас, физические параметры окружающей среды (например, температура воздуха), люди и прочие живые организмы, а также идеологическая составляющая, то есть те установленные в обществе правила и нормы, по которым это общество живёт. И ты, как часть этого общества, тоже в той или иной степени вынужден придерживаться этих норм и правил. Но есть и другой мир – идеальный. Это тот мир, который существует внутри каждого из нас – в нашем воображении. В нём созданы идеальные условия для того, чтобы мы были счастливы. Все условия этого мира направлены на удовлетворение наших желаний. Мы – центральная фигура этого мира, и именно нами обусловлены все его параметры и характеристики. Не он диктует нам свои правила, а мы диктуем ему свои, и он целиком и полностью соответствует всем нашим желаниям. Однако, здесь возникает две проблемы. Первая: как бы прекрасен ни был этот мир, он иллюзорен. Вторая проблема заключается в том, что значительная часть идеального мира от нас скрыта и не доступна нашему осознанию. Последняя проблема тесно связана с нашей с вами боязнью осознать и признать наши истинные желания. И мешает нам это сделать мир реальный – тот мир, в котором мы с вами живём, поскольку его правила во многом противоречат нашим истинным желаниям.

Давайте разберём, какое положение человек может занимать относительно двух миров, и из каких составляющих состоит наша жизнь в этих мирах.

Каждый человек, как субъект, способный к осознанию себя и взаимодействию с окружающим миром – то есть как личность, – имеет ряд характеристик и пребывает в определённом состоянии. Дать характеристику человеку и выявить, в каком состоянии он находится, можно путём изучения трёх составляющих человеческого существования: физического состояния, духовного состояния и социальной позиции. Рассмотрим каждую из составляющих более подробно.

Каждый из нас имеет определённое физическое состояние, то есть определённый рост, массу, телосложение и т. д. Наши клетки, ткани и органы также характеризуются определённым набором качеств и свойств. У кого-то все органы здоровы, имеют нормальную структуру и правильно функционируют, а кто-то страдает от тех или иных заболеваний, обусловленных нарушением строения и работы различных органов. Всё это – физическое состояние человека.

Наше восприятие мира, наше мировоззрение, наша вера, наши желания, страхи и предрассудки, наше настроение – всё это в целом является нашим духовным состоянием. Наши представления о жизни, о смысле жизни, наши стремления, наш характер – это всё элементы духовного мира, который, естественно, у каждого из нас имеет свои особенности. Как и физическое состояние, духовное состояние одного человека во многом совершенно не похоже на духовное состояние другого человека.

Есть ещё одна составляющая человеческого существования – социальная позиция. Это то место, которое мы занимаем в обществе по отношению к установкам и ценностям данного общества и то, как нас воспринимают окружающие люди с точки зрения общественных норм и правил. Социальный статус, уровень востребованности человека, наличие деловых связей, степень влияния на окружающих и так далее – все эти параметры определяют социальную позицию человека.


Рисунок 1 – Обобщённая модель мира и существования человека

Итак, мы выяснили, что каждый человек существует (пребывает) в двух мирах: реальном и идеальном. Соответственно, каждая из трёх составляющих человеческого существования имеет две вариации – реальную и идеальную. Для наглядности приведём несколько примеров. Допустим, речь идёт о физическом состоянии человека. В реальном мире человек может иметь избыточный вес, слабые руки, больное сердце. В то же время, в идеальном мире этого человека он является стройным, подтянутым, сильным и здоровым. Другой пример: в реальном мире человек подавлен, находится в постоянной депрессии, его переполняют страхи и сомнения, тогда как в идеальном мире он полон оптимизма, уверен в себе и всегда пребывает в хорошем настроении. А вот пример, касающийся вариаций социальной позиции: в реальном мире человек не реализовал себя как специалист, он беден, его не уважают, он работает на низкооплачиваемой работе, при этом в идеальном мире он успешен, востребован как специалист, он делает карьерные успехи, занимает высокое положение в обществе, он состоятелен и уважаем.

Подведём небольшой итог. Мы узнали о существовании реального и идеального миров, в которых одновременно пребывает каждый человек; выявили и описали три составляющие человеческого существования и рассмотрели примеры их проявления в реальном и идеальном мирах (обобщённая модель мира и существования человека, схематично отражающая сказанное выше, изображена на рисунке 1). Но какое же место занимает личность человека по отношению к реальному и идеальному мирам? Как эти миры соотносятся друг с другом? Можно ли говорить о том, что человек может в большей степени пребывать в одном или другом мире? Нужно ли стремиться к тому, чтобы сделать свой идеальный мир реальным? Как воплотить свои мечты и идеи в жизнь? Как стать счастливым? Что такое свобода, возможна ли она, и если возможна, то как же стать по-настоящему свободным? Поиском ответа на эти и другие важные вопросы мы с вами и займёмся далее.

Читайте также: