Минздрав доклад о состоянии здоровья

Обновлено: 27.04.2024

О первоочередных мерах по мобилизации системы здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Код для вставки в блог

Правительственная информация в контексте работы министерств и ведомств

По министерствам и ведомствам

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом "Поиск"

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Минздрав начал оперативно собирать медиков в командировки "на реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и здоровья". В больницы разосланы уведомления с просьбой составить списки врачей, готовых к командировке. Справится ли российская медицина с борьбой на 2 фронта – ковид и спецоперация?

Ирина Мишина

Тем временем, нехватку врачей признают и федеральные, и региональные структуры власти — одни робко, другие смелее. Так, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова заявила о недостатке в стране медицинских кадров, "что-то смыслящих в биологической безопасности". В регионах бьют тревогу: в Башкирии спрос на медиков вырос на 253%. В Пермском крае недостает около тысячи врачей и более полутора тысяч медсестер. Крым заявляет о нехватке 2,5 тысяч врачей, а также 4-х тысяч сотрудников среднего медперсонала. Это всего несколько примеров.

Есть и еще одно обстоятельство. Говоря о смертности от коронавируса, мы почему-то умалчиваем о смертности врачей. А тем временем, если верить официальной статистике, выходит, что каждый 15-й умерший от COVID-19 в стране — это медик. Это в 16 раз больше, чем в странах, где эпидемия приобрела сопоставимые масштабы.

Как человек, работавший в условиях боевых действий, могу сказать: самое главное в таких условиях то, что там стреляют. Человеку, который оказался на войне впервые, трудно бывает преодолеть страх, порой нужно усилие, чтобы начать оказывать помощь пострадавшим. Для многих такое усилие представляется непреодолимым шагом. Но большинство понимает, что нет никакого выбора и начинает помогать. Понятно, что помимо знаний тут нужна и особая подготовка. Мы попытались дозвониться во Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" ФМБА, чтобы узнать, какие именно специалисты будут призваны в район спецоперации, но ни один из телефонов не был доступен. Нам удалось дозвониться до одного из ведущих хирургов ФГБУ «Российский научный центр хирургии им. Петровского" Гарника Шатверяна. Он пояснил, что пока он и его коллеги -хирурги работает в обычном режиме, в Институт хирургии им. Петровского запросы, по его данным, не поступали. И грустно добавил: "Если даже поступят, наши врачи привыкли работать в тяжелых условиях".

Здоровье населения в 1997 году оставалось в центре внимания государственных структур и широкой общественности. Ряд мер по интеграции здравоохранения, укреплению единой системы охраны здоровья граждан страны, активная разработка местных нормативных актов, программ неотложного характера, совершенствование обязательного медицинского страхования расширили материальную и правовую базу, реализация которой создает условия для стабилизации процессов формирования здоровья населения, осуществления действенной концепции в области здравоохранения и ее поддержки со стороны программ социально-экономического характера.

Подготовка Государственного доклада о состоянии здоровья населения страны занимает важное место в разработке таких программ. С этой целью привлечены к составлению доклада специалисты Федеральных министерств, ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, научно-исследовательских и других учреждений. Доклад подготовлен на базе данных государственной и отраслевой статистики, а также результатов научно-исследовательских работ и других документов. Учитывая происходящие перемены в условиях жизни различных групп населения в 1997 году, особое внимание было уделено социальной дифференциации и экономическому благосостоянию в их влиянии на здоровье, вопросам питания и здоровья населения состоянию питьевого водоснабжения, эпидемической безопасности, здоровью матери и ребенка, условиям труда и здоровью работающих, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Проведен всесторонний анализ деятельности и экономических проблем в области медицинской помощи населению, санитарно-эпидемиологического надзора и медицинской науки в стране, обобщаются тенденции развития здравоохранения в регионах, материалы о происходящей структурной перестройке и научном обеспечении реформы здравоохранения, с преимущественным укреплением первичной медико-санитарной помощи, созданием службы врача общей практики.

Мы надеемся, что материалы Государственного доклада о происходящих изменениях в состоянии здоровья населения и здравоохранения Российской Федерации как и материалы докладов субъектов федерации, будут широко использованы для разработки социально-экономической политики в области охраны здоровья граждан, для обоснования федеральных и территориальных мероприятий и формирования программ по решению научно-практических проблем охраны, укрепления здоровья населения и развития здравоохранения.

Представленный в докладе материал является обобщением ряда первичных докладов, статистических разработок, аналитических справок и рекомендаций. Они находятся в учреждениях, ответственных за подготовку доклада, и могут быть использованы заинтересованными организациями и лицами.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
О.В.Рутковский

Президент Российской
Академии медицинских наук
В.И.Покровский

Краткое содержание доклада

В докладе рассмотрены основные характеристики здоровья населения, условия и факторы, влияющие на уровень здоровья.

В Российской Федерации в 1997 году наиболее острыми проблемами здоровья населения явились крайне низкий уровень рождаемости (8,9 на 1000 населения в 1996 году, и 8,6 в 1997 году), высокая смертность, особенно в связи с травмами и отравлениями, несмотря на тенденцию ее к снижению (с 14,2 до 13,8), сохранился отрицательный естественный прирост населения.

Несколько стабилизировались на высоком уровне алкогольные психозы, тяжелые случаи течения заболеваний, заболеваемость туберкулезом, сифилисом. Продолжалась тенденция роста ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении.

В сложных условиях экономического и социального развития государства не прекращается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения России. В настоящее время санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации следует оценивать как напряженную, а ее негативное влияние на здоровье населения существенным.

Факторами, сдерживающими развитие здравоохранения, доступность медицинской помощи, обеспечение ее качества, являются по-прежнему недостаток финансирования, трудности приобретения лекарственных средств населением и лечебно-профилактическими учреждениями, сложности координации развития здравоохранения.

Сохраняется низкий уровень производства лекарственных средств, выпуска медицинской техники, практически не производится реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, а также ввод в эксплуатацию новых объектов. Основными причинами спада производства являются ухудшение обеспечения предприятий сырьем и материалами в связи с недостатком валютных средств, нарушение хозяйственных связей, тяжелое финансовое положение учреждений и организаций здравоохранения, их низкая конкурентоспособность.

Существенное влияние на эти процессы оказали трудности социально-экономических преобразований, недостаточный уровень расходов на здравоохранение, медицинскую науку и физическую культуру в государственном бюджете. Несмотря на развитие новых механизмов управления, активизацию деятельности системы обязательного медицинского страхования, одним из сдерживающих факторов повышения качества медицинской помощи в отдельных регионах остается устаревший механизм экономических взаимоотношений внутри отрасли, связанный не с финансированием объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а с обезличенным финансированием по мощности медицинских учреждений и числу занятого в них медицинского персонала. Недостаточный объем ассигнований, выделяемых на здравоохранение, отрицательно сказался на развитии отрасли; несмотря на успехи отдельных регионов остаются медленными темпы укрепления и обновления материально-технической базы учреждений здравоохранения, их оснащение современным оборудованием, обеспечение медикаментами, перевязочными средствами и медицинскими изделиями. Одновременно происходит оптимизация коечного фонда и смещение части его деятельности на внебольничную помощь. Значительная часть учреждений здравоохранения требует капитального ремонта.

Одним из путей улучшения системы оказания медицинской помощи населению в 1997 году стала проработка и одобрение Правительством РФ действенной Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ укрепление бюджетно-страховой формы финансирования, развитие договорных отношений федеральных и региональных служб здравоохранения. Вместе с тем потребуется определенный период для развития инфраструктуры более гибкой системы управления и координации деятельности на ее отдельных уровнях, отработки взаимоотношений всех субъектов, участвующих в обязательном медицинском страховании, достижения необходимого уровня финансирования здравоохранения из ряда источников, близких к охране здоровья населения.

Исходя из анализа, проведенного в докладе, очевидно, что в последние годы все более закрепляются отдельные характеристики, свидетельствующие о стабилизации в области здоровья населения, однако путем только ведомственных усилий Минздрава России и РАМН назревшие проблемы здоровья населения не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и напрямую зависят от стабилизации и развития экономической ситуации в Российской Федерации.

Введение

Шесть ежегодных выпусков Государственного доклада о состоянии здоровья населения России с большим интересом были восприняты в регионах, прессой и получили высокую оценку специалистов и широкого круга общественности. Стали доступными практически все данные о здоровье населения и условиях жизни, определяющих его тенденции. В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 195 ежегодная подготовка и публикация таких докладов стала обязательной для федеральных и местных органов управления, предусматривается преемственность оценок здоровья населения, что особенно важно было учитывать при подготовке очередного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 году.

Во многом сохраняются последствия сложной экономической и социально-политической обстановки начала осуществления радикальных мер экономической реформы в России. Эти меры в 1997 году продолжали затрагивать практически все стороны жизни людей и проявили себя в крайне низких показателях рождаемости, здоровья матери и детей, уровня и качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации. Неотложные меры по обеспечению здоровья населения Российской Федерации оставались предметом глубокой проработки Советом безопасности России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, были приняты документы по ряду неотложных мер. Это обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, необходимого уровня питания населения и меры по снижению преждевременной смертности, разработка федеральных программ безопасного материнства и укрепления здоровья детей, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, программы улучшения условий труда, развития фармацевтической промышленности и улучшения лекарственного обеспечения, восстановления функционирования системы санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, развития службы врача общей практики (семейного врача). Совместно с Федеральным собранием Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации и Российская Академия медицинских наук вели разработку законодательного оформления системы здравоохранения, основных положений концепции его развития, медико-экономических и организационно-технологических документов в качестве методических основ эффективного взаимодействия все большего числа министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения, формирования региональной политики в области здравоохранения, а также приступили к реализации системы наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации.

Ежегодные доклады о здоровье населения - основной раздел постоянной системы наблюдения за здоровьем населения и развитием исследовательских работ по оценке и более глубокому анализу процессов формирования и укрепления здоровья населения. Материалы таких работ несомненно окажут существенное влияние на совершенствование охраны и укрепления здоровья населения России.

Настоящий доклад подготовлен специалистами Российской академии медицинских наук, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, использованы материалы ряда институтов. Все замечания и предложения по совершенствованию этого Государственного документа будут восприняты с удовлетворением.

Раздел 1. Медико-демографические показатели здоровья населения

Население Российской Федерации к началу 1998 года насчитывало 146,7 млн.человек (постоянного населения). За 1997 год оно уменьшилось на 398 тыс. человек или на 0,3% (в целом за 6 последних лет -1992-1997 годы - на 1,6 млн. человек или на 1,1%). Сокращение числа жителей отмечено в 66 субъектах Российской Федерации, где проживает почти три четверти россиян (108,5 млн. человек). В 1996 году таких регионов было 70, в 1995 году - 52, в 1994 году- 37, в 1993 году - 49, в 1992 году - 41. Это территории Северного, Северо-Западного (кроме Ленинградской области), Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного (кроме Белгородской области), Поволжского (кроме Республики Татарстан), Уральского (кроме Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областей), Западно-Сибирского (кроме Республики Алтай и Тюменской области, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), Восточно-Сибирского (кроме Республики Тыва, Усть-Ордынского Бурятского и Агинского Бурятского автономных округов) и Дальневосточного районов, а также Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ростовская область. Среди перечисленных регионов высокие темпы снижения численности населения сохранялись на Чукотке (5,3%), в Корякском автономном округе (3,1%), в Чеченской Республике, Магаданской и Сахалинской областях, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах (2,4-2,0%), в Камчатской (1,8%) и Мурманской (1,6%) областях, в республиках Саха (Якутия) и Коми, Еврейской автономной области (1,2-1,1%).

Численные потери, обусловленные неблагополучием в процессах естественного движения населения, в 1997 году на 47% были компенсированы положительным миграционным приростом. Это несколько больше, чем в 1996 году (42%), но заметно уступает показателям за 1992-1995 годы (в среднем - по 72% за год).

Сложившийся в прошлом году в целом по стране уровень рождаемости (табл.1.1.) на треть ниже необходимого для простого численного замещения поколений родителей их детьми - около 1,3 рождений на одну женщину в течение жизни.

В 1997 году самый низкий показатель рождаемости был зафиксирован в Санкт-Петербурге (6,6 родившихся на 1000 населения), Ивановской (6,7), Московской и Тульской (6,8), Ленинградской областях (6,9), в Рязанской, Смоленской, Тверской, Владимирской, Калужской областях он составил 7.0 - 7,3‰. Простое воспроизводство населения обеспечивается лишь в республиках Дагестан, Ингушетия и Тыва (табл. 1.2.).

Информационный бюллетень о ситуации с распространением заболеваний, вызванных новым коронавирусом

Сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг) за 2021 год.

Сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг) за 4 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 3 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 2 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 1 квартал 2021 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 2020 год.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 3 квартал 2020 года.

Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах Свердловской области за 2 квартал 2020 года.

Сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг) за 1 квартал 2020 года.

Информация о выполнении в 2019 году Плана мероприятий Министерства здравоохранения Свердловской области по противодействию коррупции на 2018–2020 годы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о выполнении в 2018 году Плана мероприятий Министерства здравоохранения Свердловской области по противодействию коррупции на 2018–2020 годы.

© 2022 Официальный сайт Министерство здравоохранения Свердловской области

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Правительство Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

Читайте также: