Министерство земельных и имущественных отношений рт доклад

Обновлено: 03.05.2024

— Азат Киямович, какие задачи были поставлены перед Вашим ведомством на 2010 год, и каковы итоги уходящего года?

— Обеспечение поступления неналоговых доходов — одна из приоритетных задач министерства. Для формирования оптимального бюджетного задания и контроля за поступлением платежей в бюджет мы перешли к пообъектному планированию поступлений в разрезе каждого плательщика. На 1 ноября 2010 года в республиканский бюджет поступило 540 млн. рублей. Для повышения доходности велась активная работа по взысканию задолженности прошлых лет с недобросовестных арендаторов государственных площадей. Результатом стало дополнительное поступление в бюджет Республики Татарстан около 30 млн. рублей.

В рамках реализации Федерального закона № 83 мы продолжили реформирование госучреждений путем их преобразования в казенные, автономные и с сохранением бюджетной формы. Сейчас идет оптимизация занимаемых ими площадей, формирование и утверждение перечней принадлежащего им особо ценного имущества. На 1 ноября 2010 года в Реестре госсобственности республики Татарстан находится 848 учреждений. Из них более 220 предполагается преобразовать в казенные, около 200 — в автономные, остальные будут сохранены в форме бюджетных.

С 2010 года министерство определено уполномоченным органом по аттестации кадастровых инженеров. На данный момент 63 человека после успешной сдачи квалификационных экзаменов получили аттестаты кадастровых инженеров.

Также мы принимаем активное участие в возрождении памятников истории и культуры — древнего города Болгар и острова-град Свияжск. В частности, обеспечили оформление правоустанавливающих документов на памятники, они включены в Реестр государственной собственности РТ.

— Как продвигается работа по внедрению новой системы мониторинга и анализа деятельности республиканских предприятий?

— С конца 2009 года мы осуществляем функции финансового мониторинга и оздоровления предприятий. Внедряется информационная система мониторинга и анализа деятельности предприятий республики. Еженедельно в министерстве проводились заседания рабочей комиссии по рассмотрению их финансово-экономической деятельности. Разработаны новые подходы при заключении трудовых договоров с руководителями государственных предприятий: установлены пороговые показатели, предусматривающие, в частности, безубыточность предприятий, среднюю заработную плату, разработку бизнес-планов

— В 2010 году на министерство были возложены функции по приватизации объектов государственного жилищного фонда…

— Да, дополнительно с 2010 года в связи с нерешенностью вопроса использования общежитий, переданных в пользование производственных предприятий, на Минземимущество РТ возложены полномочия по приватизации объектов государственного жилищного фонда, в том числе жилых домов, с которых будет снят статус общежитий. В качестве пилотного проекта до конца года данная работа будет проведена с тремя общежитиями, с жильцами неоднократно проводились собрания, в том числе по выбору дальнейшего способа управления.

— Каковы планы Вашего министерства на следующий год? Чего ждете от предстоящего 2011 года?

— Одно из главных событий в наступающем году — в феврале исполняется 20 лет со дня образования нашего ведомства. Отмечу, что за этот период проделана огромная работа по преобразованию административно-командной экономики в рыночную. И фактически история министерства земельных и имущественных отношений РТ — это летопись реформ и преобразований, начиная от чековой приватизации, реформирования предприятий, приватизации жилья, создания реестра госсобственности до проведения земельной реформы, содействия в улучшении инвестиционного климата в республике, формирования муниципальной собственности

На 2011 год мы ставим перед собой следующие задачи. По-прежнему, это обеспечение поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Татарстан от использования государственного и муниципального имущества и земельных ресурсов. Проведение мониторинга финансового состояния унитарных предприятий, предотвращение их банкротства, сокращение количества ФГУПов, ГУПов, МУПов, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Совершенствование корпоративного управления в акционерных обществах путем обучения и аттестации представителей государства, в том числе технологиям антикризисного управления.

— Какая работа будет вестись в сфере земельных и имущественных отношений?

— Что касается сферы земельных отношений, то наше министерство, с учетом обозначенной президентом республики Татарстан задачи по улучшению федеральных индикаторов, предполагает такую работу, как сокращение сроков предоставления земельного участка в аренду для строительства ( кроме жилья) и количества органов исполнительной власти, предприятий и организаций, чье согласование необходимо при проведении данной процедуры; увеличение доли многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

Мы продолжим участвовать в реализации жилищной политики, в том числе Программы социального ипотечного жилищного строительства, и в подготовке к проведению в Казани Универсиады 2013 года в вопросах оформления правоустанавливающих документов на объекты. Будем содействовать развитию промышленного производства путем перевода земельных участков из одной категории в другую, вовлекать в оборот неиспользуемые земли, в том числе путем их изъятия.

В сфере имущественных отношений за нами остается осуществление контроля за эффективным использованием государственного имущества. В частности, с 1 января 2011 года стоимость аренды госимущества устанавливается на основании отчетов об оценке рыночной стоимости арендной платы. Хочу также сказать, что в данный момент мы внедряем автоматизированную информационную систему Saumi для работы с арендаторами.

Мы будем вести учет всех материальных и нематериальных активов с оценкой возможностей этой собственности для повышения инвестиционной привлекательности республики, поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства в реализации инвестиционных проектов, обеспечивать реализацию прав граждан на приватизацию жилых помещений в общежитиях, находящихся в собственности Республики Татарстан.

30-летие МЗИО: слишком все скромно

Так, перед торжественными речами и вручением наград чиновники все же прошлись по текущим делам — отчитались об итогах работы в первом полугодии 2021-го. Первым к микрофону вышел первый замминистра Артур Галиев. Тезисно — основные моменты доклада:

Какие МУПы и ГУПы будут ликвидированы?

Далее о МУПах. В РТ 136 таких организаций, из них 98 действующие, 13 не ведут деятельность, 20 — в процедуре ликвидации и 5 — в процедуре банкротства. 47 МУПов являются убыточными, т. е. примерно половина от всех действующих МУПов (Казань, Альметьевский, Верхнеуслонский, Зеленодольский районы). 24 МУПа считаются сильно закредитованными, наибольшее количество таких организаций в Казани и Челнах.

Как известно, в Татарстане принят план о реформировании ГУПов и МУПов. По плану до 1 января 2025 года в форме ГУПа останется два предприятия, четыре будет ликвидировано, остальные преобразованы в АО, ООО и др. Что касается МУПов, то сохранится 16 таких организаций, 35 пойдет под ликвидацию, остальные преобразуют в другие формы.

Также Дияров сообщил о поступлениях в бюджет дивидендов на госпакеты акций. Ожидается, что к 1 сентября в казну придет более 94 млн рублей.

Безнадежные долги, фальшивые выписки

Замминистра Рустем Шамеев рассказал о том, как пополнялась казна РТ от управления муниципальным имуществом. Всего местные бюджеты республики за первое полугодие обогатились на внушительную сумму в 2,545 млрд рублей, что составляет 64% от годового плана.

От аренды земельных участков поступило 1,425 млрд рублей, от продажи участков — 490 млн рублей. Доходы от аренды земли превысили показатели за аналогичный период прошлого года на 260 млн рублей. Показатель в 50% от годового плана не достигнут только по доходам от доверительного управления. Но есть и аутсайдеры по сбору средств от реализации и использования имущества и земли.

Остается актуальным вопрос снижения задолженностей перед муниципальными бюджетами: по договорам аренды имущества и земельных участков долги накопились на 523,7 млн рублей. В некоторых районах отмечен рост задолженностей. Значительная часть такой задолженности находится на исполнении у судебных приставов. Увы, результативность исполнительного производства по таким долгам невысока — всего 7%.

Наконец, Шамеев рассказал о проблеме подложных выписок из похозяйственных книг (о владении гражданами земельными участками). Только в этом году, по информации следственного комитета, было возбуждено 29 уголовных дел по фактам выдачи таких фальшивок.

На этом официальная часть мероприятия была завершена, далее последовала более приятная процедура — вручение наград и чествование ветеранов отрасли. Без участия СМИ.

Вне налогового поля эксплуатируются 700 тысяч объектов

Выявлять забывчивых собственников и передавать сведения о них в ЕГРН, согласно закону, должны органы местного самоуправления, но без участия республиканских структур владельцы активов смогут избежать налоговых обременений. Об этом заявил министр земельных и имущественных отношений Татарстана Фаниль Аглиуллин, выступая на отчетной коллегии ведомства. В ней приняли участие вице-премьер республики Рустам Нигматуллин, председатель Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат Хамаев.

— Одним из источников пополнения бюджета является максимальное вовлечение в оборот объектов недвижимости. С этой целью идет работа по их инвентаризации. Обследовано более 800 тысяч объектов, из них только 8% имеют ранее возникшие права, — сообщил Аглиуллин.

Таким образом, свыше 700 тысяч объектов, среди которых здания и земельные участки, эксплуатируются вне налогового учета и контроля.


Свыше 700 тысяч объектов, среди которых здания и земельные участки, эксплуатируются вне налогового учета и контроля

— Нежелание наследников регистрировать права приводит к значительным потерям местных бюджетов, — заявил Аглиуллин, но так и не назвал приблизительную сумму бюджетной недоимки.


Министра поддержала замруководителя Управления Росреестра по РТ Лилия Бурганова

Управление Росреестра по РТ: прошло полгода, а результат минимальный

— Еще до выхода закона была проведена сверка данных из разных ведомственных баз. Списки с выявленными объектами были направлены главам городов и районов. Вместе с этим направлены рекомендации как заставить собственника зарегистрировать объект. Прошло полгода с момента вступления в силу закона, но как вы видите, результат минимальный по наполнению налоговой базы. Большинство органов самоуправления фактически проигнорировали эту работу, — указала Бурганова.


По итогам III квартала 44 ГУП — убыточны, а у 24 ГУП наблюдается закредитованность, сообщил глава МЗИО РТ

ГУПам и МУПам прописали ликвидацию

Остается неудовлетворительным и финансовое состояние ГУП и МУП. По итогам III квартала 44 ГУП — убыточны, а у 24 ГУП наблюдается закредитованность, сообщил глава МЗИО РТ. Кроме того, они не выполняют обязанности по направлению 30% чистой прибыли в бюджет. Министр сообщил, что в планах значится сохранение всего двух ГУП и 16 МУП.

— Остальные подлежат ликвидации или реорганизации, — объявил Фаниль Аглиуллин, но не назвал названия предприятий.

Еще одна важная новость прозвучала по поводу споров вокруг оценки кадастровой стоимости земли, которая является базой для начисления налогов и арендной платы. По данным МЗИО РТ, в Верховном суде РТ находится 381 дело об оспаривании кадастровых цен. Речь идет почти о 600 земельных участках и 90 объектах капитального строительства. По словам Фаниля Аглиуллина, во время разбирательства заявители предоставляют отчет об оценке, выполненный частными компаниями.

Первый заместитель премьер-министра РТ отметил высокие экономические показатели по итогам прошлого года, несмотря на трудности.

Нигматуллин оценил работу Минземимущества РТ в 2020 году: Итоги неплохие


Общая сумма задолженности по итогам одиннадцати месяцев в этом году составила 618 млн рублей, в том числе 576 млн — за земельные участки и 42 млн — за имущество. К слову, наибольшую активность по реализации права аренды показали город Казань и Альметьевский район.


Но фактором повышения эффективности и снижения коррупционных рисков при продаже имущества стали электронные торги. Так, наибольшую активность по количеству торгов показали город Набережные Челны, Лаишевский, Альметьевский, Буинский районы.

Помимо этого, в Министерство поступают обращения граждан по вопросам выдачи земель многодетным семьям. В республике на данный момент включены в списки более 60 тыс. многодетных семей, из которых 38 тыс. получили земельные участки в собственность. Сохраняется потребность в значительном количестве новых участков, как это видно на примере города Казани, где их дефицит 7,5 тыс. В Набережных Челнах дефицит составляет 4,4 тыс. участков.


В завершение своего выступления вице-премьер поблагодарил коллег за проделанную работу в 2020 году и вручил государственные и ведомственные награды.

Читайте также: