Миграционная политика китая доклад

Обновлено: 07.07.2024

С 1978 года все больше иностранцев с разными целями приезжают в Китай: чтобы реализовать строительные проекты, учиться в университетах и институтах, вести научные исследования или заниматься различным бизнесом. Иностранцы, посещающие Китай, - это персонал, занятый на дипломатической и иной государственной службе, бизнесмены, эксперты, специалисты, исследователи и ученые, студенты, туристы, люди, навещающие родственников и друзей, те, кто ищет работу, и другие.

Наряду с туристами правительство стремится привлекать иностранных экспертов на работу в Китай с тем, чтобы ускорить переход к рыночной экономике. Иностранные эксперты рассматриваются как составная часть процесса модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и обороны страны. Нужны высший управленческий персонал, ученые, техники, инженеры и другие высококвалифицированные люди. Долгосрочная стратегия китайского правительства для удовлетворения этой потребности включает посылку студентов и научных работников на учебу за рубеж.

Принципы привлечения иностранных экспертов на работу в Китай сформулированы во "Временных правилах для агентств, организующих работу иностранных экспертов в Китае", принятых 25 августа 1995 года. Соответствующие агентства, включенные в эту программу, несут следующие обязанности:

• Определяют квалифицированных иностранных экспертов, желающих работать в Китае. Иностранные эксперты должны быть в состоянии обеспечивать технический инструктаж, консультации, профессиональное обучение, чтение лекций и проведение исследований.

• Помогают иностранным экспертам выдвигать и изучать проекты, проводить маркетинговые исследования, анализировать процессы менеджмента и консультировать лиц, принимающих решения в Китае.

• Проводят предварительную подготовку экспертов к работе и оказывают им помощь.

Для укрепления административного управления занятостью иностранцев в Китае 22 января 1996 года были приняты "Правила административного управления занятостью иностранцев в Китае". Иностранцы, стремящиеся получить работу в Китае, должны удовлетворять следующим условиям:

• Располагать профессиональными знаниями и опытом работы, необходимыми для желаемого трудоустройства.

• Иметь четко определенного нанимателя.

• Иметь действующий паспорт или иные международные проездные документы, его заменяющие.

Получив санкцию правительства, наниматели должны обратиться за разрешением на трудоустройство иностранцев, которых они хотят пригласить. В соответствии с правилами, освобождаются от получения лицензии и разрешения на трудоустройство иностранцы, отвечающие следующим условиям:

• Те, кто нанимаются непосредственно китайским правительством или китайскими правительственными агентствами и занимают высокие технические должности или обладают особыми знаниями, признанными их отечественными или международными властями или профессиональными ассоциациями, или имеют сертификат иностранного эксперта, выданный китайским Бюро по делам иностранных экспертов.

• Иностранные рабочие со специальной подготовкой, которые работают на нефтепромыслах в офшорной зоне и не нуждаются для своего трудоустройства в посещении материка и получении "разрешения на работу для иностранного персонала, занятого в Китайской Народной Республике".

• Иностранцы, которые осуществляют коммерческие развлекательные представления с разрешения Министерства культуры и имеют "разрешение на временные коммерческие представления".

Иностранцы могут быть освобождены от получения лицензии на трудоустройство и обратиться непосредственно после прибытия за разрешением на трудоустройство, представив свои визы занятости и соответствующие документы, если они относятся к одной из следующих категорий:

• Иностранцы, занятые в Китае в соответствии с соглашениями или договоренностями, достигнутыми между китайским правительством и иностранными правительствами или международными организациями и направленными на реализацию китайско-иностранных проектов сотрудничества и обмена.

• Иностранцы, занятые в качестве представителей постоянных офисов иностранных предприятий в Китае.

Отдельные люди могут также своими силами искать работу за рубежом. Однако государство выступает против любого вида и любой формы несанкционированной внешней миграции и проводит курс на строгое наказание и пресечение незаконной внешней миграции. Эта политика включает следующие элементы:

• У тех, кто нелегально прибывает в Китай или покидает его, используя недействительные паспорта или иные удостоверения, эти документы конфискуются, а сами они, независимо от гражданства, подвергаются уголовному преследованию по соответствующим законам.

• Те, кто подделывает, изменяет, злоупотребляет, передает, покупает или продает визы и паспорта, подвергаются штрафу и задержанию на срок до 10 дней. Серьезные нарушения преследуются по соответствующим законам.

• Те, кто получил действенные сертификаты для въезда в Китай или выезда из него, предоставив ложную информацию, фальшивые документы или дав взятку, получают предупреждение или задерживаются на срок до 5 дней. Иностранцам, допустившим серьезные нарушения, может быть предписано покинуть Китай в течение определенного срока. Против китайских граждан и иностранцев, допустивших нарушения, достаточно серьезные, чтобы квалифицироваться как преступления, возбуждается уголовное дело.

• Китайские граждане, обманывающие государственные органы при запросах на выдачу паспорта, задерживаются на срок до 5 дней или получают запрет на выезд за рубеж на срок от одного года до пяти лет в случае серьезных нарушений.

В настоящее время китайская политика в отношении внешней миграции включает два компонента: политику по экспорту рабочей силы и политику по привлечению иностранных экспертов. И та, и другая являются составными частями курса Китая на реформы и открытость. Экспорт рабочей силы из Китая до 1978 года был ограничен. Он особенно ускорился в 1990-х годах в связи с интеграцией китайской экономики в мировую экономику. Китай стал экспортировать все больше работников в различные регионы. Китайское правительство поощряет организованный экспорт рабочей силы, осуществляемый уполномоченными фирмами. По данным Министерства труда и социального обеспечения, эти фирмы обеспечили занятость за рубежом в конце 1998 года 60 тысяч работников, а в 1999 году - 100 тысяч. Китайские граждане работают в области сельского хозяйства, швейного дела, строительства и питания более чем в 10 странах и регионах. Вопреки предположениям, что Китай экспортирует рабочую силу, чтобы решить проблему занятости, экспорт рабочей силы ни в коей мере не может служить значительным выходом для страны с населением в 1,3 млрд. человек.

Чанхай Лун - старший преподаватель Института изучения России при Хэйлунцзянском университете (КНР), кандидат юридических наук.

Коробеев Александр Иванович - заведующий кафедрой уголовного права Дальневосточного государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Одним из основных направлений миграционной политики Китая является привлечение из-за рубежа нужных специалистов. Для этого китайское Правительство, во-первых, активно призывает к возвращению в Китай тех своих граждан, которые учились за границей; во-вторых, стимулирует иммиграцию в Китай иностранных специалистов. Другим важным направлением миграционной политики Китая является борьба с незаконной миграцией: активно развивается международное сотрудничество по предупреждению незаконной миграции; совершенствуется национальное законодательство.

Ключевые слова: миграционная политика, Китай, борьба с незаконной миграцией, международное сотрудничество.

One of the main directions of China's migration policy is the attraction of required quantity of foreign specialists and experts. For this purpose China's government, on the one hand, actively calls on Chinese citizens studying abroad to come back, and, on the other hand, encourage immigration of foreign specialists to China. Another important direction of China's migration policy is a tough struggle against illegal migration. First, there is an active development of international cooperation in prevention of illegal migration. Second, China has made a decision to improve legislation and to establish special migration service.

Key words: characteristics, migration policy, China, struggle against illegal migration, international cooperation.

Миграционная политика - "основанная на принципах конституционного строя система объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами" .

См.: Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2009. С. 14.

Миграционная политика КНР обладает в известном смысле "китайской спецификой". Суть ее заключается в том, что на фоне широкомасштабной экспансии за рубеж избыточной (и сравнительно дешевой) китайской рабочей силы в самом Китае в последнее время, с одной стороны, наблюдается активное привлечение из-за границы высококвалифицированных специалистов для использования их в разных сферах науки, техники, производства, с другой - ведется строгая борьба с незаконной миграцией, жестко пресекаются малейшие попытки увеличить народонаселение Китая за счет несанкционированного въезда в него нежелательных мигрантов.

Итак, одним из основных направлений миграционной политики Китая является привлечение из-за рубежа необходимого количества нужных специалистов. Руководство Китая осознает, что развитие экономики и прогресс общества невозможны без высококлассных специалистов. При этом в Китае учитывается опыт реализации миграционной политики в других странах мира.

Так, известно, что в развитых странах (США, государства Европейского союза) существует достаточно большое количество льгот для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Из-за этого многие китайские специалисты покинули Китай и уехали на заработки в США, где и окончательно обосновались. Миграционное законодательство США нацелено на создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в страну именно такого рода мигрантов, что обеспечивает "утечку умов" из других государств мира.

Переманивание специалистов со всего мира стало государственной политикой США. В 1990 г. американский парламент разработал особую программу визирования. Согласно ей ежегодно стали выдавать визы 65 тыс. иностранцев, которые имели степень бакалавра или магистра. В последние годы эта квота выросла до 115 тыс. человек ежегодно. По статистическим данным, в настоящее время в США незаконные иммигранты составляют 8,5 млн. человек, число же законных иммигрантов достигает 30 млн. человек. Они являются мощным живым ресурсом, обеспечивающим рост экономического и общественного развития США. По другим данным, 40% от числа всех технических специалистов-мигрантов из всех стран мира работают в США. С 1998 г. лидирующие позиции в мире по поставке в другие страны рабочей силы (в том числе и технических специалистов) занимает материковый Китай. В 2001 г. эмигранты из материкового Китая составили 38 848 чел., большинство из них являются техническими специалистами .

См.: Цзянь Хайшань. Влияние старения демографии на миграционную политику // Вестник демографического административного и кадрового института в Наньцзин. 2009. N 2. С. 30 (на китайском языке).

Для привлечения специалистов из-за границы китайское Правительство принимает меры двоякого характера.

См.: Там же. С. 30.

С другой стороны, китайское Правительство стало активно стимулировать иммиграцию в Китай иностранных специалистов. Для этого Законом "О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев" предусмотрено, что иностранцы, которые в соответствии с китайским законодательством имеют в Китае инвестиции или осуществляют экономическое, научно-техническое, культурное сотрудничество с китайскими промышленными предприятиями и хозяйственными организациями, а также другие иностранцы, которым требуется длительное пребывание в Китае, на основании разрешения компетентных органов Правительства Китая могут получить право на длительное проживание в стране либо на постоянное жительство. Для того чтобы создать режим наибольшего благоприятствования для въезда в страну (и работы в ней) иностранных специалистов и инвесторов, китайское Правительство разработало серию законов и подзаконных актов о въезде в страну и выезде из страны и длительном проживании либо постоянном жительстве в ней иностранцев.

Для привлечения иностранных специалистов в 2002 г. Канцелярия ЦК КПК и Канцелярия Госсовета издали Программу "Планирование и подготовка персонала специалистов в 2002 - 2005 гг.", в которой было указано на необходимость планирования и привлечения дефицитных специалистов для использования их в информационно-технической, биологической, материально-технической, производственно-технической, авиакосмической и других сферах деятельности, а также специалистов по финансам, законодательству, международной торговле и менеджменту. Таким специалистам-мигрантам были гарантированы высокие зарплаты и право использовать имеющиеся в Китае лаборатории, научно-исследовательские базы и т.д.

По статистическим данным, принятие Закона "О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев" поспособствовало тому, что к августу 2004 г. более трех тысяч иностранцев стали постоянно проживать и работать в Китае .

Именно для более широкого привлечения специалистов-мигрантов в 2004 г. китайское Правительство обнародовало Правила о порядке, санкциях и контроле за постоянным жительством иностранцев в Китае. Введение этого нормативного акта способствовало усилению притока иностранных специалистов в Китай.

Другим важным направлением миграционной политики Китая является строгая борьба с незаконной миграцией.

По имеющимся статистическим данным, за 10 лет (с 1978 по 1988 г.) общегосударственные пограничные учреждения обнаружили всего 58 тыс. человек, которые тайно пересекли государственную границу; в 1990 г. те же службы зафиксировали 13 тыс. нелегальных мигрантов, в 1992 г. - 20 тыс. В среднем ежегодно число лиц, незаконно попадающих в Китай, растет на 16,8% . В абсолютных цифрах эта картина выглядит следующим образом. В 2002 г. погранично-контрольные учреждения обнаружили 4623 нарушителя, в 2004 г. - 5773, в 2007 г. - 2772, в 2008 г. - 4783, в первой половине 2009 г. - 1624 нарушителя. В последние годы ситуация с незаконной миграцией в Китае ухудшилась. За 10 лет (с 1995 по 2005 г.) китайская милиция репатриировала 63 тыс. незаконных иностранных иммигрантов, которые либо нелегально въехали в страну, либо нелегально остались в Китае, либо нелегально работали там. В 2006 г. в Китае было обнаружено и репатриировано 16 тыс. нелегалов. Число незаконных иммигрантов в Китай с каждым годом растет .

См.: Изменение и применение Уголовного кодекса КНР / Под ред. Гао Цзянси. 1997. С. 667.
См.: Ежедневная газета в Гуанчжоу. 2009. 13 дек.

Самое большое количество незаконных мигрантов нелегально переправилось в Китай из КНДР. По имеющимся данным, в период с 1983 по 2009 г. из Северной Кореи незаконно перебрались в Китай около 400 тыс. мигрантов.

Вторую по численности диаспору незаконных мигрантов составляют выходцы из африканских стран. В настоящее время только в провинции Гуандун их насчитывается 200 тыс. человек. Репатриация такого количества мигрантов представляет серьезную проблему даже для Китая.

В октябре 2004 г. в г. Вэньчжоу Министерство общественной безопасности КНР провело дискуссию по проблемам борьбы с правонарушениями и преступлениями, совершаемыми незаконными мигрантами. В ходе дискуссии были проанализированы состояние, структура и динамика противоправных действий, совершаемых мигрантами, обобщен опыт борьбы с этим негативным явлением, рассмотрены вопросы сотрудничества с сопредельными странами по противодействию незаконной миграции .

См.: Трудные задачи по предупреждению и борьбе с незаконной миграцией, которые стоят перед Китаем // Сайт Даиан. 2004. 22 окт.

По результатам проведенной дискуссии Правительство разработало и приняло ряд мер.

В первую очередь стало активно развиваться международное сотрудничество по предупреждению незаконной миграции. Китай не только решительно борется с незаконной миграцией своими силами внутри страны, но и сотрудничает в этой области более чем с 40 странами, в том числе с государствами Европейского союза и с Россией.

В 1998 г. Китай и США договорились о сотрудничестве в борьбе с международными преступлениями. В 2000 г. в г. Пекине был подписан Договор о правовой помощи по уголовным делам между КНР и США, заметно расширивший рамки сотрудничества в сфере уголовной юстиции между двумя странами. С 2003 г. началось китайско-американское сотрудничество по борьбе с нелегальной миграцией. В настоящее время взаимодействие между двумя сторонами по контролю за незаконной миграцией находится на этапе, когда Китай и США помогают друг другу репатриировать нелегальных мигрантов. В 2000 г. США репатриировали 4 тыс. иммигрантов, которые приехали из материкового Китая. По информации Министерства общественной безопасности КНР, 28 июня 2006 г. впервые на чартерном самолете были репатриированы в США 119 незаконных иммигрантов.

В мае 1997 г. в Китайско-французском совместном заявлении Правительства двух стран подчеркнули: "Две стороны развернут сотрудничество по борьбе с торговлей наркотиками, с отмыванием незаконных денег, с незаконным пересечением границ государств, а также с другими организованными и транснациональными преступлениями". Для того чтобы эффективнее бороться с незаконной миграцией, в 2003 г. был создан особый механизм сотрудничества. Китайское посольство, находящееся во Франции, и французские пограничные службы периодически сообщают друг другу о ситуации с незаконной миграцией. Китайское посольство активно содействует французской полиции, предоставляя образцы разных китайских документов, позволяющих отличить их от поддельных паспортов. В 2002 г. китайская международная авиатранспортная компания и восточная авиатранспортная компания подписали с французской полицией соглашение о репатриации. По этому соглашению при обнаружении человека, у которого нет законных документов и который прибыл на французскую территорию на самолете двух компаний, указанные компании не только берут на себя все расходы по репатриации, но и при наличии отягчающих обстоятельств могут нести уголовную ответственность.

16 июля 2001 г. Китай и Россия в г. Москве подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, ст. 20 которого предусматривает, что Китай и Россия будут совместно бороться с незаконной миграцией, в том числе бороться с лицами, которые через свою территорию незаконно перевозят физических лиц.

В целях повышения уровня взаимодействия обоих государств в сфере регулирования миграционных процессов, в том числе в области совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества, упорядочения миграционных потоков, регулирования внешней трудовой миграции, обеспечения законных прав и интересов мигрантов, принятия согласованных мер по предупреждению и борьбе с незаконной миграцией, 20 марта 2006 г. Россия и Китай создали Совместную рабочую группу по вопросам миграции . С российской стороны в рабочую группу вошли представители МВД, МИД, ФСБ, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. С китайской стороны в состав рабочей группы вошли представители МИД, Министерства общественной безопасности, Министерства труда и социального обеспечения и Министерства коммерции. Основными направлениями деятельности рабочей группы являются подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы обоих государств в области миграции, укрепление сотрудничества сторон в сфере предупреждения незаконной миграции, обмен информацией о методах и способах пограничного контроля, совершенствование механизма защиты законных прав и интересов мигрантов.

15 - 21 марта 2007 г. в г. Пекине в преддверии российско-китайской встречи на высшем уровне состоялось второе заседание Совместной рабочей группы по вопросам миграции. Одним из итогов заседания российско-китайской рабочей группы явилась договоренность сторон о разработке в течение 2007 г. проекта межправительственного соглашения, регулирующего мероприятия в области облегчения законных контактов граждан и сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией .

Китайские и российские государственные деятели обратили внимание на миграционные проблемы. 26 марта 2007 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао и Президент РФ Владимир Путин подписали в г. Москве Совместную декларацию КНР и России, еще раз подтвердив результаты сотрудничества России и Китая в сфере миграционной политики. В ст. 12 Декларации зафиксировано: "Уверенно развивается китайско-российское сотрудничество в сфере миграции. Успешно работает Совместная рабочая группа по вопросам миграции. Стороны намерены продолжать взаимодействие в области борьбы с незаконной миграцией, активно предпринимать эффективные меры, содействующие контактам между гражданами обеих стран".

21 - 22 мая 2009 г. в г. Москве состоялось III заседание российско-китайской Совместной рабочей группы по вопросам миграции. В ходе встречи обсуждались вопросы совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества России и Китая в сфере миграции, борьбы с незаконной миграцией. Состоялся обмен мнениями по укреплению российско-китайского сотрудничества в сфере трудовой миграции, включая нормативные правовые акты, касающиеся иностранных трудовых мигрантов, защиты законных прав и интересов трудовых мигрантов. По итогам обсуждения стороны подписали Протокол заседания рабочей группы, разработали и одобрили рекомендации по вопросам облегчения законных контактов граждан и сотрудничества в области борьбы с незаконной миграцией .

14 - 15 ноября 2002 г. Китай и Европейский союз провели в г. Пекине международную конференцию, тема которой касалась борьбы с незаконными иммигрантами. На конференции прозвучало немало предложений по борьбе с незаконными мигрантами. Присутствующие на конференции согласились с тем, что Китай и Европейский союз должны укреплять сотрудничество в сфере борьбы с незаконной миграцией.

В Китае было принято решение совершенствовать миграционное законодательство. Во многих странах мира давно приняты и действуют специальные миграционные законы, выступающие важным средством регулирования миграционных правоотношений. Этот опыт следует учесть и китайскому законодателю.

В настоящее время в Китае не существует и специального органа, который занимался бы исключительно проблемами миграции. Многочисленные государственные органы, управляющие миграционным процессом в Китае, плохо скоординированы между собой, зачастую дублируют одни и те же функции или, наоборот, оставляют без должного внимания отдельные звенья сложного миграционного процесса. Все это снижает эффективность реализации миграционной политики в КНР. Создание специальной миграционной службы позволило бы устранить отмеченные недостатки и, как следствие, повысить результативность борьбы с незаконной миграцией в Китае.

Библиографический список

Изменение и применение Уголовного кодекса КНР / Под ред. Гао Цзянси. 1997.

Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2009.

Цзянь Хайшань. Влияние старения демографии на миграционную политику // Вестник демографического административного и кадрового института в Наньцзин. 2009. N 2.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Китайская миграционная политика уже длительное время настораживает сопредельные страны, которые испытывают определенного рода трудности в демографическом росте своего населения.

Между тем в самой Поднебесной Империи наблюдается бурный рост последнего. Так, согласно статистическим данным официальной государственной переписи, если в 1966 году население КНР составляло чуть более 700 млн. человек, то, по состоянию на 2003 год народонаселение Китая насчитывало более 1,3 млрд. То есть, практически за каких-то 40 лет население Китая увеличилось почти вдвое.

Кроме того, меры по сдерживанию и контролю роста населения, предпринимаемые правительством Китая, в настоящее время являются малоэффективными. В результате чего в отдельных регионах Китая можно наблюдать большую плотность населения на 1 кв. км.

Вместе с тем постановление Госсовета КНР "О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов" ясно указывает на основные усилия, которые должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из густонаселенных регионов Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы (в основном приграничные области) сопредельных стран.

В данном случае речь идет о том, что разработанная стратегия имеет в своем активе несколько направлений развития:

· инициирование китайскими предприятиями создания совместных предприятий с обязательным участием китайских рабочих;

· участие китайских специалистов на производстве в сопредельных странах с изысканием возможности пролонгации трудовых контрактов;

· при длительном нахождении на территории другого государства китайские специалисты должны находиться в зоне компактного проживания;

· взятие китайскими предприятиями в аренду земель, расположенных в приграничных областях сопредельных странах.

В подтверждение последнего тезиса можно вспомнить о предоставлении Пекину в аренду 800 гектаров кыргызской земли.

В настоящее время в Дальневосточных регионах (Россия) отмечается деятельность нелегальных финансово-кредитных систем, включающих подпольные китайские банки, финансирующие торговые операции китайских мигрантов.

При этом действие данной системы довольно простое: аккумулирование китайскими банками выручки торговых фирм, размещенных на территории сопредельных государств;

нахождение/создание посреднических коммерческих фирм;

размещение заказов на лес, рыбу, цветные металлы;

транспортировка заказов в Китай.

Кроме того, Пекин учитывает и демографическую ситуацию в сопредельных странах, особенно в приграничных с ним регионах, что иногда играет на пользу Китаю.

Так, например, данные Госкомстата РФ указывают, что население ключевых пограничных регионов Дальнего Востока постепенно вымирает на фоне сокращения продолжительности жизни. А это в свою очередь влияет на состояние пограничной безопасности востока России.

Вместе с тем по Дальневосточному региону России постоянно снижается численность экономически активного населения.

В 1992 г. эта цифра составляла 4352 тыс. чел., в 1999 г. - 3769 тыс. чел., в 2002 г. - 3722 тыс. чел. Это, в свою очередь, создает условия для низкоэффективного, малопрофессионального использования имеющихся ресурсов региона.
При этом потребительские настроения населения способствуют расхищению природных богатств региона, продаже его сырьевых ресурсов с целью скорейшего обогащения при минимальных трудовых затратах.

Не стоит упускать из внимания и другие векторы политики Китая. Так, политика Пекина, направленная на увеличение числа ханьцев (племенно-коренные китайцы IX века) в Северном Китае (упор делается на СУАР), способствовала миграции тюркоязычного населения в Кыргызстан и Казахстан (в том числе уйгуров, маньчжур, монголов, корейцев и др.).

Другой отличительной чертой активности Пекина по отношению к своим соседям является создание на сопредельных территориях совместных зон, в одном случае они (зоны) носят экономический в другом - таможенный статус.
Так, попытки Китая на территории России направлены на создание совместных экономических зон площадью 5-10 кв. км., что соответствует программе Пекина по заселению Северного Китая.

В 2005 году в Синьцзяне создана вторая зона приграничной торговли между городами Китая и Казахстана (70% от всего объема казахстанско-китайской торговли приходится на СУАР).

Ранее в китайском Зимунай, расположенном в нескольких километрах от таможенного поста Казахстана "Майкапчагай", также была открыта зона приграничной торговли.

В районе территориально близком к Китаю в Казахстане были созданы два свободных экономических района - район озера Алаколь и город Жаркент (бывший Панфилов). Что касается Казахстана, то представители Правительства СУАР (КНР) для активизации торговых связей с Казахстаном уже предложили принять ряд мер направленных на:

1. Создание органа управления особой экономической зоной на двусторонней или многосторонней основе, образование транснациональных финансовых групп.
2. Разработка этим органом правил пользования землей в пределах СЭЗ при сохранении права собственности на землю за государством-участником договора.
3. Принятие специального "Закона межгосударственного экономического района" в качестве основного юридического обоснования его функционирования, который установит единые правила формирования бюджета, налогообложения и денежного обращения.
4. Приведение таможенных налогов в соответствие с практикой свободных экономических зон.

5. Осуществление хозяйственной политики более высокого уровня интеграции, при которой финансово-коммерческая деятельность выступает в роли главного катализатора экономического роста, стимулируя развитие других отраслей и создание финансовых, коммерческих и информационных центров на всем протяжении транспортного моста.

Вполне вероятно, что подобные инициативы Китая по отношению к своим соседям носят только миролюбивый характер, направленный на углубление двухсторонних торгово-экономических связей.

В то же время появляется много вопросов относительно сохранения в будущем суверенитета и территориальной целостности некоторых соседних с Китаем стран.[10]


Аннотация: Миграция населения, как системное явление, отражает особенности экономических, политических, демографических и иных процессов развития КНР. Миграционные процессы в Китае XIX-XXI вв. имели отчётливую связь с важнейшими событиями истории страны и претерпевали существенные количественные и качественные изменения. Регулирование миграционного движения давно служит предметом повышенного внимания государственных властей КНР. Создаваемые ими механизмы административного и правового регулирования нацелены на эффективный контроль над перемещениями граждан и ограничение стихийности этих перемещений. Растущая вовлеченность в процессы глобализации подталкивает руководство КНР к реформированию эмиграционного и иммиграционного законодательства, а также законов, связанных с внутренними миграциями. Практический опыт КНР в этой сфере может быть полезен для правового регулирования миграций в России.

Китайская миграция имеет существенные геополитические, социально-экономические и демографические последствия,[1, c.31] как для самой Поднебесной, так и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому анализ и подбор оптимальных механизмов ее регулирования является перспективной задачей. Все более актуализируется вопрос о миграции представителей китайской нации в связи со стремительно увеличивающейся численностью населения КНР, а также ханьской зарубежной диаспоры.[2, c.69] По данным Национального агентства статистики Китая к 2011 г. число внутренних мигрантов составило 271 млн. чел.[3] Число эмигрантов с учетом зарубежной диаспоры – свыше 30 млн. чел.[4] По величине населения с Китаем сравнима только Индия. По интенсивности же миграционных процессов у КНР нет конкурентов.

Миграция в своих различных аспектах выступает предметом пристального изучения. Анализ трудов таких ученых, как А.Х. Абашидзе, Р.А. Антропов, В.А. Батырь, О.Д. Воробьева, И.Н. Глебов, A.M. Гуревич, Ю.Н. Демидов, Ж.А. Зайончковская, Н.Н. Зинченко, В.А. Ионцев, А.С. Прудников, Р.А. Каламкарян, А.Я. Капустин, И.И. Котляров, Ю.М. Колосов, A.Л. Колодкин, Е.Г. Ляхов, Ю.Н. Малеев, С.Е. Метелев, В.И. Мукомель, О.И. Тиунов, О.Л. Рыбаковский, M.Л. Тюркин, И.Ч. Шушкевич, С.В. Черниченко и др., позволяет говорить о высокой степени разработанности вопросов внутригосударственной и международной миграции. В то же время вопросы миграционного законодательства государств-соседей Российской Федерации не нашли должного отражения в современных исследованиях, и Китай не является исключением из этих правил.

Миграция в Поднебесной явилась мощным демографическим и социально-экономическим рычагом развития, поэтому ретроспективный анализ системы регулирования мобильности населения является актуальным не только для самого Китая, но также при оценке условий и выборе средств для реализации новой концепции миграционной политики России.

Первый период представляет собой интервал от середины XIX в. до образования КНР в 1949 г. Мощным импульсом, приведшим население в движение, послужило учреждение Гонконга в качестве Британской колонии в 1841 г. В свете этого события оживились эмиграционные процессы.[6, c.12]

Следует отметить, что выезд из страны носил в то время скорее локальный, чем повсеместный характер. Исходными пунктами выездной миграции выступали в основном портовые города Сямэнь и Шаньтоу, а также территории, аннексированные в качестве колоний (Гонконг, Макао).[7, c.437] Нужно также иметь в виду, что по сохранявшимся до открытия Китая порядкам, грань между отъездом из страны и государственной изменой была весьма тонкой. Нарушение запрета на выезд из государства было чревато смертной казнью, поэтому трансграничное движение оставалось привилегией избранных, большая часть которых была представлена купцами.

Второй период охватывает эпоху строительства социалистической экономики при Мао Цзэдуне и его ближайших последователях: с момента образования КНР в 1949 г., вплоть до начала реформ и открытости в 1978 г.

Подобно порядкам времен империи Цин, пересечение границы в этот период было запрещено, за исключением Гонконга и стран социалистического блока. Так после 1950 г. более 11 тыс. китайских студентов и преподавателей были направлены для обучения в СССР, а в начале 1970 г. около 13 тыс. инженеров, конструкторов и членов технического персонала были направлены в Танзанию для оказания помощи в строительстве инфраструктуры.

Третий период истории китайской миграции берет начало с 1979 г. Судьбоносные решения по открытию китайской экономики для внешнего мира, принятые в декабре 1978 г., прямо и косвенно способствовали расширению деловых связей с иностранцами, что не могло не сказаться на миграции. Реализация нового экономического курса сопровождалась развитием свободного рынка и ростом народного благосостояния. Стали пересматриваться и перерабатываться ограничения свободы передвижения. Значительно возросшие потребности общества в регулируемой миграции были официально признаны в 1985 г.

Раньше других форм миграции обрела второе дыхание трудовая эмиграция. В частности, с 1970 г. активизировалась практика командирования квалифицированных мигрантов в социалистические страны Африки.

Ход событий показывает, что власти КНР признали демографический потенциал как ценный ресурс, позволяющий привлекать зарубежный капитал.[10, c.65-66] К 1983 г. число работавших по контракту мигрантов из КНР составляло 31 000 чел., а их совокупный доход достигал 13 млн. долл. США. Спустя десять лет, на 173 тысячную когорту контрактных рабочих из КНР приходилось ежегодно более 6,8 млрд. долл. США. По данным Министерства торговли КНР, в конце 2005 г. за границей трудилось 547 тыс. китайских рабочих, а в 2006 г. – 670 тыс. чел. К январю 2007 г. общая стоимость контрактов на поставку рабочей силы составила 33,67 млрд. долл. США.[11] В то же время скачкообразный рост трудовой миграции происходил не столько за счет экстенсивного увеличения числа китайских рабочих в ста с лишним странах, сколько за счет инициации крупных инфраструктурных проектов в Макао и Гонконге после 1991 г. Более 40 000 трудовых мигрантов сконцентрировались в этих двух районах в 1991 г. Дальнейшему стремительному росту их числа способствовала, в частности, высокая трудоемкость строившегося в Гонконге нового аэропорта Че Лап Го и других связанных с ним проектов. География трудовой миграции охватывает Японию, Сингапур и Ближний Восток. На российском Дальнем Востоке трудятся порядка 30 000 китайских граждан, в основном из провинции Хэйлунцзян.

С начала периода реформ и открытости важной внутриполитической проблемой Поднебесной остается высокий уровень безработицы, реально угрожающий социальной стабильности и тормозящий рост внутреннего спроса. Проблему перенаселения усугубляет необходимость перехода от экстенсивной к интенсивной модели экономического развития. В этом ключе развитие внутренней миграционной политики прошло пять этапов,[2, c.69] характеризуемых:

1) запретом свободного передвижения в период с 1979 по 1983 гг.;
2) постепенным разрешением миграции вплоть до 1988 г.;
3) реагирующей политикой по сдерживанию и ограничению наплыва переселенцев из сел в города с 1989 по 1998 гг.;
4) урегулированием и разрешением трудовой миграции в 1999-2000 гг.;
5) нормализацией международной трудовой миграции с 2000 г.[12]

Устойчивая совокупность фактов, в частности, то, что Конституция не наделяла граждан Китая правом на свободу передвижения, а международные договоры лишь косвенное отражались на внутригосударственных отношениях, породила трехзвенную системы контроля миграции:

Становится очевидно, что контроль над перемещениями сограждан внутри страны ничуть не уступает контролю над въездом иностранцев. Тем не менее, экономический прогресс неминуемо стирает часть прежних административных барьеров.

В вопросах эмиграции ситуация интересна тем, что Китаю выгодно экспортировать свои низкоквалифицированные трудовые ресурсы. Но, во избежание критики в пособничестве нелегальной эмиграции или непринятии достаточных мер, власти Поднебесной с поистине восточным подходом сохранили лицо, предусмотрев ряд правовых механизмов.

В-третьих, выработана предельно разветвленная система жестких санкций в гражданском, административном и уголовном порядке.

1) если лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления;
2) если в отношении лица подан гражданский иск;
3) если лицо осуждено и отбывает наказание;
4) если лицо проходит трудовую реабилитацию;
5) если, по мнению уполномоченного органа Госсовета, при выезде этого лица будут значительно задеты интересы государства или нанесен вред государственной безопасности.

Современные показатели интенсивности иммиграции отражены в данных отдела регулирования въезда и выезда МОБ КНР и показывают, что в 2011 г. Китай посетили около 5,412 млн. иностранных граждан. [1] Обзор статистики выявляет тенденцию к увеличению иммиграции в 2,5 раза за десять лет.[15]

Как ни странно, до последнего времени в КНР действовало два всекитайских закона, устанавливающие порядок выезда и въезда иностранных и собственных граждан на территорию страны.

Материалы СМИ обнаруживают наличие ряда новых миграционных программ, направленных на привлечение зарубежных экспертов, т.е. на поощрение интеллектуальной иммиграции. Приоритетная роль в этом процессе отводится представителям китайской зарубежной диаспоры. Как отмечает профессор Ларин А.Г. [20, c.375-376] для привлечения ранее эмигрировавших соотечественников используются:

1. Общая система мер, поощряющая переселение специалистов в области высоких технологий. По данному направлению предусматривается:
1.1 создание парка вакансий для китайских граждан, обучавшихся за границей;
1.2 выделение пособий, компенсирующих расходы, связанные с возвращением на родину.[16, c.77]

2. Система привилегий при создании предприятий на территории КНР, которая включает в себя:
2.1 высокие (35% и выше) доли участия в прибылях, получаемых за счет передачи технологий в виде патентов, изобретений и т.д.;
2.2 упрощенные процедуры регистрации предприятий и получения документов, подтверждающих зарубежные дипломы;
2.3 преимущества в обустройстве семьи: дети младшего возраста определяются в лучшие из ближайших школ, пользуются льготами при сдаче экзаменов для поступления в средние школы высшей ступени и колледжи;
2.4 частичный возврат налога на добавленную стоимость.

3. упрощенный порядок получения прописки, вида на жительство и гражданства, для этнических китайцев, владеющих недвижимостью в Китае.

4. сравнительно облегченный режим въезда для этнических китайцев, не обладающих высокой квалификацией, но имеющих состоятельных родственников в материковом Китае.[13, c.292]

Первой особенностью закона является усиление административной ответственности для лиц, нарушающих пограничный режим и режим пребывания на территории Китая. Незаконное пребывание предполагает альтернативную санкцию в виде: вынесения предупреждения или назначения штрафа, рассчитываемого за каждый день незаконного пребывания, или даже ареста на срок от 5 до 15 суток.

Незаконное осуществление трудовой деятельности грозит штрафом до 20 000 юаней и (или) арестом, при этом штраф в 10 000 юаней налагается на работодателя за каждого незаконно принятого на работу иностранца. Полиция вправе обязать покинуть КНР иностранца, который ведет деятельность, несовместимую с его целью пребывания на территории страны. При совершении иностранцем правонарушения полиция вправе выдворить данное лицо за пределы Китая, при этом въезд для него закрывается на 10 лет.[15]

Ст. опубл.: Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сборник статей. – М.: Институт востоковедения РАН. – 312 с. С. 241-252.



Последний отрезок долгого пути В двадцатом веке была Вторая мировая война. После неё была Ялтинская


Никогда еще Евросоюз не делал столько хороших и нужных вещей для укрепления экономики и


Я только что слушал Байдена. О, он зол, ужасно ! Путин полностью и всесторонне проигнорировал его и


Что вообще происходит, я вас спрашиваю? Путин признал 2 донецкие республики - ДНР и ЛНР, ввел в них


Этим признанием Путин объявил войну не Украине, он объявил войну Западу — и уже сам факт признания

Добавить новость в:

В настоящее время Китай сталкивается с серьезными проблемами в сфере регулирования миграционных процессов. Важным фактором китайской внутренней и внешней миграции в условиях замедления темпов роста экономики в Китае становится стремительный рост безработицы в стране. По данным министерства труда и социального обеспечения (МТСО) КНР, в Китае число безработных к концу прошлого года составило около 20 млн человек.

Внутренние миграционные процессы в Китае

На современном этапе наблюдается тенденция к интенсификации процесса внутренней миграции в Китае. Число мигрантов стремительно растет. Для сравнения в 70-х годах численность мигрирующего населения оценивалась в 100 тыс. человек, в 80-х годах — 2-3 млн, в 90-х — в 5-7 млн, а в 2012 г. достигла 150 млн человек, что составило более 11% от общего количества населения КНР. Подобная тенденция оказывает значительное влияние на экономику и политику КНР, что делает проблему трудовой миграции одной из ключевых и сложных задач для китайского руководства.

Китайская диаспора

Самое большое число сельских мигрантов отмечается в провинции Гуандун, где крестьяне-мигранты составляют более 10 млн. В Шанхае около 3,3 млн, в Пекине — более 2 млн и в провинцию Цзянсу мигрировало 2,5 млн рабочих преимущественно из сельскохозяйственных провинций Аньхой и Сычуань. Согласно переписи населения 2000 г., содержащей наиболее полные данные о мигрантах, 131 млн китайцев — 1/10 часть всего населения страны проживало вне мест постоянной прописки. С учетом ежегодного прироста населения демографическая и миграционная обстановка в настоящее время в Китае еще более обострилась.

Учитывая сложившуюся ситуацию, исследователи выделяют следующие основные факторы, влияющие на рост миграционных потоков в Китае:

— данный процесс обуславливается естественным движением трудовых мигрантов вследствие экономических преобразований в стране, межрегионального дисбаланса в развитии, уровня доходов населения и их качества жизни. К тому же миграцию стимулирует хроническая отсталость развития деревни от города;

— нерациональное использование земли и неравенство в распределении пахотных земель. На основе статистических данных за прошедшие 5 лет 80% всей земли выделенной на строительство новых промышленных объектов (3100 млн га) были получены нелегально. В стране не прекращается массовое изъятие пахотных земель под городское, промышленное и транспортное строительство. К 2012 г. в Китае насчитывалось около 100 млн лишившихся земли крестьян. Острая ограниченность земель пригодных для обработки в сельском хозяйстве порождает для крестьян и для общества в целом как экономические, так и социальные проблемы:

— естественный прирост населения. Ежегодно в Китае в трудоспособный возраст вступают около 10 млн человек.

Одновременно с этим, следует выделить основные последствия интенсификации миграционных процессов в Китае. По оценке специалистов, масштабная миграция сельского населения в экономически развитые районы имеет как позитивные, так и негативные последствия:

· с одной стороны, данный процесс эффективно способствует избавлению от низкодоходного способа аграрного производства, сложившегося на базе мелкого крестьянского хозяйства. Кроме этого, крестьяне-мигранты удовлетворяют спрос на рабочую силу в городах, в основном в строительной индустрии. Часть мигрантов нанимаются на работу в крупные сельскохозяйственные кооперативы, расположенные в пригородах мегаполисов;

· с другой стороны, несмотря на потенциальную возможность принятия большого числа населения в промышленно развитых районах, необходимо учитывать, что миграционный процесс обостряет там социальную обстановку. Крайне напряженная ситуация ощущается в сфере занятости населения, наблюдаемый рост числа мигрантов приводит к увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру и росту правонарушений. Именно преступность сегодня является наиболее негативным моментом миграции. К примеру, в провинции Гуандун более половины преступлений совершаются рабочими из сельских районов, в СЭЗ на их долю приходится 70-80% правонарушений.

Следует отдельно выделить, что крестьяне-мигранты, проживающие в городах, не имеют полноценного доступа к системе образования и медицинскому страхованию, получают меньшую зарплату и не обладают гарантированным пенсионным обеспечением, а также не могут закрепиться на постоянной основе по месту работы.

Отметим, что только с 2001 г. правительство КНР обратило внимание на проблему миграции и начало принимать конкретные меры по улучшению условий жизни крестьян. Вслед за этим в период с 2001-2005 гг. последовал ряд правительственных решений, значительно упрощающих процедуру трудоустройства переселенцев. В конце 2008 г. по требованию МТСО КНР, всем соответствующим ведомствам на местах было поручено обеспечить рабочих-мигрантов медицинской страховкой, при этом особо выделяются обрабатывающая, строительная и другие производственные отрасли, где сосредоточены рабочие-мигранты.

Помимо естественных потоков миграции в Китае так же существует санкционированный правительством проект по управлению миграционными процессами или так называемая стратегия масштабного освоения запада.

В целях решения ряда накопившихся проблем, в том числе демографических и миграционных, китайское руководство с 2001 г. в рамках реализации данной стратегии направляет часть населения из восточных провинций в национальные окраины. В качестве конкретной цели реализации концепции в течение 50 лет (2000-2050 гг.) планируется повысить уровень жизни населения в западных районах более чем 5% в год, что, по мнению китайских специалистов, позволит довести качественные и количественные показатели до среднего уровня по стране.

Руководство Компартии КНР в поисках решения миграционных проблем может также рассматривать вопрос о стимулировании эмиграции населения за пределы Китая. В этом плане, вместе с российским Дальним Востоком не исключается и центральноазиатский вектор потенциальных маршрутов китайских миграционных потоков.

Влияние на Центральную Азию

Существующие и планируемые центральноазиатско-китайские крупные проекты, а также наличие совместных предприятий формируют возрастающую тенденцию иммиграционных, прежде всего, трудовых и нерегулируемых потоков миграций из Китая в ЦАР. Так, в последние годы в странах региона наблюдается заметный рост присутствия китайских граждан в сфере услуг, строительной, торгово-экономической, сельскохозяйственной, промышленной и транспортной отраслях.

На официальном уровне, Пекин придерживается позиции, при которой всячески отрицает явное стимулирование эмиграции китайских граждан из страны. Однако можно предположить, что есть вероятность поощрения выезда китайских граждан за границу, несмотря на то, что в правительственных источниках и заявлениях высокопоставленных китайских чиновников не отмечается явная поддержка эмиграции китайцев.

Так, например, в 2002-2003 гг. в 50 городах Китая был введен свободный порядок оформления заграничных паспортов, вследствие чего возникло более 200 компаний, которые нанимают китайских граждан на работу за рубежом. В результате, это способствовало росту эмиграции нелегальной рабочей силы за границу, прежде всего в соседние страны. При оценке потенциальных рисков, связанных с миграцией граждан КНР в страны ЦА, следует обратить внимание на то как в течение 30-40 лет будет изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в граничащей с Казахстаном СУАР КНР.

В настоящее время Казахстан занимает особое место в центральноазиатском векторе китайской миграции. Специалисты выделяют следующие типы миграционных потоков из Китая в Казахстан:

1) репатрианты (оралманы), на долю которых приходится основная масса мигрантов из КНР в республику;

2) трудовые и коммерческие мигранты;

3) нерегулируемые потоки мигрантов.

Во вторую группу входит наибольшее число ханьского населения Китая. В результате развития малого китайского и совместного казахстанско-китайского бизнеса количество трудовых и коммерческих мигрантов, приезжающих из КНР в Казахстан постепенно увеличивается.

Число трудовых мигрантов из Китая растет, в частности, в результате проводимой Китаем политики. При реализации казахстанско-китайских крупных проектов китайская сторона традиционно старается предоставлять максимальное количество требуемых рабочих. В итоге получается, что при реализации совместных проектов на территории Казахстана более 60-70% рабочих составляют китайские граждане. Сейчас в Казахстане легально работают около 10-15 тыс. китайских граждан.

Основную массу третьей группы составляют нелегальные трудовые мигранты. По данным исследовательского совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в Казахстане число нелегальных рабочих превосходит легальных трудовых мигрантов. Кроме этого, нелегальная миграция практически всегда сопровождается ростом криминализации многих сфер общества и усиливает коррупцию среди регулирующих миграцию служб. Так же данный тип миграции стимулирует рост теневого сектора экономики в силу того, что нелегальные мигранты вынуждены трудиться без временной регистрации и уплаты налогов.

Таким образом, оценивая современную миграционную ситуацию в Китае в условиях зарождающегося нового экономического кризиса, необходимо обратить внимание на потенциальную возможность роста эмиграции китайских граждан за рубеж. В этом плане, восточные регионы России, Казахстан и центральноазиатские страны могут стать вероятными маршрутами миграционных потоков из Китая.

Читайте также: