Основы этнической психологии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторов к определённой науке этно-психология рассматривалась как: субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии. Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания привело в середине ХIХ века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно, что это произошло в Германии.

Содержание

Введение
Этнопсихология как наука
Этноцентризм
Этнические стереотипы
Национальный характер
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

этнопсихология.doc

    1. Введение
    2. Этнопсихология как наука
    3. Этноцентризм
    4. Этнические стереотипы
    5. Национальный характер
    6. Заключение
    7. Литература

    Этнопсихология-это раздел социальной психологии , изучающий особенности психологии отдельных этносов. Создание науки о психологии народов связано с именами М.Лацаруса , Х.Штейнталя и В.Вундта , опубликовавшим в 1863 году книгу “Лекции о душе человека и животного” , в основе которой лежат идеи Гегеля об “объективном духе” и т.д. Этнопсихология проявляется в характере и темпераменте этноса , его этносе (системе психических и нравственных норм , эстетических представлений и т.д.)

    Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем , что она представляет собой междисциплинарную область знания . В состав её “близких и дальних родственников” разные авторы включают многие научные дисциплины : социологию , лингвистику , биологию и т.д. Что касается её родительских дисциплин , то , с одной стороны , это наука , которая в разных странах называется этнологией или культурной антропологией , а с другой стороны – психология . Именно эти связи более существенны .Две названные дисциплины длительно , но спорадически взаимодействовали . Но если в ХIХ веке они не были полностью разделены , если ещё в начале ХХ века многие крупнейшие учёные – от В.Вундта до З.Фрейда – являлись экспертами в обеих областях , то затем наступил период взаимного пренебрежения , даже враждебности . Единственным исключением оказалась теория “Культура и личность”, которая развивалась в рамках культурной антропологии , но использовала психологические понятия и методы .

    Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний . Исследования практически не проводились , но в зависи-мости от принадлежности авторов к определённой науке этно-психология рассматривалась как : субдисциплина этнографии ; как область знания на стыке этнографии и психологии , находящаяся ближе либо к этнографии , либо к психологии ; как раздел псих-ологии .

    Развитие целого ряда наук , прежде всего этнографии , психологии и языкознания привело в середине ХIХ века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Общепризнанно , что это произошло в Германии . Свой вклад в развитие науки о характере народов внесли и английский философ Д.Юм , и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель . Все они не только высказывались по поводу факторов , влияющих на дух народов , но и предлагали “психологические портреты” некоторых из них.

    Этнопсихология как наука.

    В мировой науке этнопсихология в ХХ веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии : этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно – культурная (или кросс – культурная ) психология. Как справедливо отмечала М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными концептуальными схемами.

    Различия в их исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К. Пайком по аналогии с фонетикой , изучающей звуки , имеющиеся во всех языках , и фонемикой , изучающей звуки , специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках emic стали называть культурно – специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Эти термины употребляются и для обозначения двух подходов в этнопсихологии, по-разному изучающих психологические переменные, обусловленные культурой.

    Все основные особенности emic подхода становятся понятными после знакомства с всемирно известными исследованиями американских культурантропологов, например, с автобиографической книгой М.Мид “Иней на цветущей ежевике”. Отправляясь в далёкую экспедицию, культурантрополог, как пишет Мид , “должен освободить свой ум от всех предвзятых идей” и изучать культуру , стремясь её понять без попыток сравнения с другими культурами. Подобный подход М.Мид иллюстрирует с помощью следующего примера :

    Пример с жилищем понадобился американской исследовательнице из–за его простоты и наглядности, “жилище” можно заменить “поведением”, “личностью” и т.п. Кстати говоря , и сама Мид изучала не жилища , а образ жизни народов бассейна Тихого океана. Можно перечислить основные особенности emic подхода в любой науке, изучающей какие – либо компоненты культуры:

    1. изучается только одна культура со стремлением её понять;

    2. используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры ; книги, написанные с этих позиций , как правило , даже содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры;

    1. любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника (изнутри системы). Как отмечает Мид, “исследования такого рода связаны с весьма радикальной перестройкой образа мысли и повседневных привычек” (Мид , 1988 , стр. 12);
    2. структура исследования постепенно раскрывается учёному, который заранее не может знать , какие единицы анализа он будет использовать.

    Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека , и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Это вовсе не означает, что культура не сравнивается с другими , но сравнения делаются лишь после её досконального изучения , проведённого , как правило , в полевых условиях.

    В настоящее время главные достижения связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьёзные недостатки, так как существует постоянная опасность , что бессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартом для срав-нения. Всегда остается вопрос , может ли он столь глубоко погрузиться в чужую , часто очень отличающуюся от его собственной , культуру , чтобы понять её и дать безошибочное или хотя бы адекватное описание присущих ей особенностей.

    Этот подход очень уязвим при сравнении двух или нескольких культур из– за уникальности их культурно – специфичных элементов. Чтобы более наглядно представить различия emic и etic подходов, можно рассмотреть результаты исследований каузальной атрибуции в разных культурах. В данном случае изучалось , как представители разных культур объясняют причины успеха и неудачи в делах. При проведении emic исследования выяснилось , что основной причиной достижений американцы считают способности , а индийцы тактичность. В рамках данного подхода нет возможности корректно сопоставить полученные результаты. Но можно воспользоваться теорией американского психолога Б. Вайнера, который выделил три универсальных фактора, лежащие в основе приписывания любых причин успеха и неудачи. По его мнению, причины можно классифицировать как внутренние либо внешние, стабильные либо нестабильные, контролируемые либо неконтролируемые. Воспользовавшись моделью Вайнера, мы получаем результаты, полученные в Индии и США, и даже прийти к заключению, что нет радикальных различий в каузальных атрибуциях американцев и индийцев: способности и тактичность – причины внутренние, стабильные и контролируемые.

    Для такой интерпретации результатов мы использовали универсалистский etic подход, который характерен для “психологической этнопсихологии”, называемой сравнительно – культурной психологией. Основываясь на данном примере можно выделить основные особенности etic подхода:

    1. изучаются две или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство;
    2. используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния;
    3. исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;
    4. структура исследования и категории для её описания, а также гипотезы конструируются учёным заранее.

    Предмет сравнительно – культурной психологии, опирающейся на etic подход, - изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.

    А Г.Триандис вообще считает, что в большинстве сравнительно-культурных исследований мы имеем дело с псевдо – etic подходом. Их авторы не могут освободиться от схем мышления своей культуры, а сконструированные ими категории вовсе не свободны от её влияния. Как правило, специфика европейско -американской культуры “налагается” на феномены других культурных систем. Триандис приводит яркий пример псевдо – etic сравнения из обыденной жизни: ассоциация, возникающая у большинства европейцев на японское слово “гейша”, женщина лёгкого поведения. Но такое сравнение неправомерно, а найти подлинное etic значение понятия “гейша” можно, только проанализировав культурно – специфичную роль гейши в японской культуре. При знакомстве с японской культурой выясняется, что гейши , развлекая клиентов , декламируют стихи , танцуют , играют на музыкальных инструментах. Лучшими считаются не самые молодые и красивые, а более опытные и талантливые. Поняв это, можно найти более точную аналогию в европейской культуре. По мнению Триандиса, люди, выполнявшие те же функции, - шуты, развлекавшие гостей и хозяев при дворах европейских феодалов в средние века. А значит, подлинно etic будет сравнение гейши не с женщиной легкого поведения, а с шутом.

    Так и в психологических сравнительно – культурных исследованиях, выделив универсальные (etic) категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и только затем сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Пока единой науки не существует, хотя и наметилось сближение специалистов в двух областях. Как писал в 20 – е гг. нашего столетия выдающийся российский этнопсихолог Г.Г.Шпет (1996) , эта наука располагает необъятным материалом, но отличается большой неясностью в определении своих задач и в установлении собственного предмета. К сожалению, мало что изменилось в наши дни. Пока единой науки не существует, хотя и наметилось сближение позиций культурантропологов и психологов.

    Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия -внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами (предпочтение своей группы).

    Известным примером внутригруппового фаворитизма является -этноцентризм – предпочтение своей этнической группы. Определение этого понятия дал в 1906г. У.Самнер , по мнению которого , этноцентризм- это такое “видение вещей при котором своя группа оказывается в центре всего , а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее”.

    Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство “воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы , выступающей в качестве некоего эталона или оптимума”(Кон , 1983г.стр.812).Эталонным может рассматриваться все ,что угодно: религия , язык , литература , пища ,одежда, например способ запахивания халата у древних китайцев и т.д.

    Читайте также: