Мифология арабского востока доклад

Обновлено: 05.07.2024

^ Мифология Арабского Востока. Менталитет
чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они — и человек, и ангелы, и демоны — покорны воле Аллаха.

Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.

Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других. Самых свирепых демон-шайтанов называли маридами, их следовало особо остерегаться. Кроме того, кровожадными и зловредными были ифриты, то ли злые духи, то ли призраки умерших. На кладбищах и в других заброшенных пустынных местах обитали волосатые оборотни гули, всегда готовые сожрать одинокого путника.

Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.

Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.


Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и пережили эпоху Средневековья, перейдя в Новое время, а затем и Новейшее время.

Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.


Ислам — самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия.


17
Культура

средневековой Индии


Средневековая Индия — страна развитой культуры, фундамент которой закладывался с глубокой древности. Средневековая культура страны формировалась под влиянием многих факторов, среди которых главным оказалось иноземное мусульманское влияние. В эпоху мусульманского господства родилось национальное сознание индийского народа, оформилась общность индийской культуры и религии

17.1. Раджпутский период

Общая характеристика периода

В эпоху Средневековья Индия вступила в VII в. раздробленной на ряд мелких государств, которые образовались после недолгого господства кочевников-эф-талитов, уничтоживших империю Гуптов. Эпоха Гуптов стала восприниматься как золотой век индийской культуры. Однако обособления районов и упадка культуры в феодальных центрах не произошло из-за развития портовой торговли. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов, возводивших свои родословные к кшатрийским Солнечной, Лунной и Огненной династиям. Под эгидой раджпутских кланов оформилась система устойчивых политических центров — Северная Индия, Бенгалия, Декан и крайний юг (VII—XII вв.).

^ Религиозные воззрения
Раздробленность страны и кастовое неравенство ее жителей поддерживала религия — индуизм, вобравшая в себя многие древнеиндийские культы. В период раздробленности индуизм окончательно взял верх над буддизмом. В Х—XII вв. последние очаги буддизма, вытеснявшегося в страны Юго-Восточной Азии, угасали в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к XIII в. буддизм в Индии и вовсе перестал существовать. На юге страны прочно утвердились джайны, которые пользовались поддержкой многих царствующих династий.

Идеологическим центром религии вплоть до XIII в. оставался г. Мадураи, оказывавший огромное влияние на культуру. В VIII в. в Индию переселились, спасаясь от преследований мусульманских завоевателей, парсы (то есть персы), последователи пророка Заратустры, потомки иранских зороастрийцев. Объявленные мусульманскими правителями Средневекового Ирана неверными, парсы вплоть до XII в. мигрировали на западное побережье полуострова Индостан, где и осели, сделав порт Сурат своим центром.



Определяющую роль в утверждении индуизма в Индии сыграли шиваизм (поклонение Шиве, одному из трех лиц индуистской Троицы, наряду с Брахмой и Вишну) и деятельность философа Шанкарачарьи (788—820), способствовавшего основанию шиваитских монастырей по всей Индии. В XI в. философ Рстануджа (? — 1137) дал теоретическое обоснование течению бхакти, поставив в центр идею любви к Богу и показав возможность прямого, без обрядов и жрецов, эмоционального контакта с Ним. Это послужило импульсом для развития вишнуизма (поклонение Вишну, в том числе одной из наиболее популярных его персонификаций — Кришне). Роль первого лица индуистской Троицы (Брахмы) была оттеснена на второй план. Он все больше стал ассоциироваться с Вишну и изображался сидящим на лотосе, который вырастал из пупа покоящегося Вишну.

^ Праздники, обряды, обычаи
Праздники Индии, большинство которых имеет религиозную основу, дают наглядное представление о красочном многообразии индийской культуры. В стране с древности и по сей день действует лунный календарь, поэтому новолуние и полнолуние обрели здесь священный смысл. Осенью, обычно в конце октября, в самую лунную ночь года индийцы отмечают праздник полной луны. Существуют праздники в честь священного дерева, в честь змей. Особый праздник — целый месяц с января по февраль отмечают у слияния Ганги и Ямуны. Раз в 12 лет здесь проходит праздник, во время которого в день зарождения новой луны к устью приходит более 5 млн. человек, чтобы произвести священное омовение.

Многие праздники посвящаются какому-либо божеству, в честь которого произносятся торжественные речи, поются гимны, читаются священные тексты. Так, богиню Дурги (Недосягаемую) прославляют в октябре, богиню знаний и искусств, мудрости и красноречия Сарасвати — ранней весной.

Один из трех центральных индуистских праздников — Холи самый красочный праздник. Он отмечается в день полнолуния месяца пхальгун (март— апрель). Это праздник весны и расцветающей природы, посвященный Кришне. Особенно весело праздник проходит на его легендарной родине во Вриндаване. На перекрестках разжигают костры, символизирующие очищение от злых сил, а утром люди, и старые, и молодые, выходят на улицы и начинают поливать друг друга подкрашенной водой, женщины выходят из своего уединения, ломаются кастовые барьеры. После купания в священной реке люди обнимают друг друга и угощают сладостями. Согласно легенде, Холи знаменует победу Кришны над дьяволицей по имени Холика. Это был любимый праздник Кришны, героя-пастуха, пленявшего своей красотой деревенских девушек.

Еще один популярный праздник — Шиваратри, его называют еще Великой ночью бога Шивы. Праздничный обряд его предписывает пост, повторение имени бога, пение гимнов в его честь, почитание его священного изображения — осыпание листьями дерева бэль-бильва и экстатические пляски.

В эпоху индийского Средневековья стремительно набрал популярность образ слоноголового бога Ганеши. Это бог — устранитель препятствий, благой покровитель любых начинаний, он стал воплощением мудрости и образованности, патроном искусств и литературы. Этому богу посвящалось много праздников. Гигантские гипсовые изображения четырехрукого Ганеши, восседающего на лотосе, украшали цветами, драгоценностями, подносили ему сладости и фрукты, а после всех церемоний бросали в воду.

и наука
В Раджпутской Индии философия впервые превращается в самостоятельную отрасль знания. В рамках индуизма завершается оформление шести классических философских учений — даршан 1 . Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Различные учения не опровергают, а дополняют друг друга, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Философское знание — не самоцель, а средство внутренней трансформации, ведущей к освобождению. Последнее же не может исходить от какой-либо внешней силы (например, судьбы), но достигается собственными делами и мыслями на протяжении всей жизни. Точкой соприкосновения философов всех направлений была уверенность в том, что для достижения высшей мудрости недостаточно проникнуть разумом в сущность вещей, нужны еще нравственная чистота и восприимчивость поэта.

В индийской философской мысли выделяются шесть основных ортодоксальных школ. Первая (санкхья) признает две исходные реальности: дух, сознание и материальную первопричину существования любых объектов. Независимые, сами по себе, при соприкосновении друг с другом они дают начало миру объектов путем нарушения исконного равновесия трех составляющих сил: ясности, активности и инертности. Вторая школа (йога) принимает учение первой школы и применяет его на практике с целью наибольшей самореализации человека. Йога главным образом стремится разрушить искажения, порождаемые умом, и в первую очередь (смещение), неразличение интеллекта и духа.

Третья школа (ньяя) рассматривает логические проблемы познания, четвертая (вайшешика) — различные категории материи, утверждая, что все физические объекты состоят из несотворенных и вечных атомов четырех видов. Пятая школа (миманса) изучает причинные связи, шестая — венец классической индийской философии (веданта) — объединяет в себе множество религиозно-философских направлений. Ее наиболее влиятельная разновидность — адвайта, занявшая господствующее положение в индийской философии. Представители этой школы утверждали реальность одного Брахмана, мирового духа, а все сущее объявлялось результатом Его деятельности.

Неортодоксальные школы стояли на материалистических позициях, отрицали реальность каких бы то ни было духовных субстанций. Исповедуя объективный детерминизм, они утверждали, что все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ.

В Индии издавна считается, что каждый элемент мироздания имеет свой смысл и потому заслуживает тщательного изучения. Поэтому такие фундаментальные науки, как астрономия и медицина, развивались непрерывно и интенсивно с самой глубокой древности. Выдающимися математиками Раджпутского периода являются Брахмагупта (VII в.), Махавира (IX в.) и Бхаскара (XII в.). Они поняли значение положительных и отрицательных величин, решили множество сложнейших уравнений, впервые стали извлекать квадратный и кубический корни, а также вскрыли смысл таких понятий, как ноль и бесконечность. Бхаскара математически доказал, что бесконечность, как бы ее ни делили, все равно останется бесконечностью. Считается также, что именно в Индии позаимствовали свою десятичную систему с использованием ноля арабы, от которых она затем попала к европейцам.

В Раджпутскую эпоху была создана оригинальная по своим методам лечебная школа — аюрведа (наука о долголетии), отводившая главное место профилактике болезни, гигиене и диете. Индийские медики особо подчеркивали значение свежего воздуха и водных процедур. Важную терапевтическую роль играла также йога, дававшая ценную информацию о значении дыхания и физиологических последствиях эмоциональных состояний. Хорошо разработанной областью индийской медицины оставалась хирургия. Вера в священность всего живого способствовала расцвету ветеринарии и появлению трактатов о лечении животных.

Авран

К Арабской и Восточной мифологии можно отнести сказания и легенды народов, проживающих на территории Двуречья, Ирана, Индии, Китая и Японии. Культуры этих цивилизаций являются одними из самых древних и таинственных. Мифология являлась для них способом ответить на вопросы, которые томили умы людей: как возник человек, как появилась вселенная, каков же смысл нашего существования? Ответом на эти вопросы у древних китайцев стала легенда о Паньгу: согласно ей, вселенная произошла из большого яйца, У народов Индии считалось, что из пупка Вишну (хранитель мироздания) растет цветок лотоса. На этом цветке восседает Брахма, который и создал весь мир.

Особое внимание у арабов и народов востока уделялось ритуальной стороне культа, где важное место занимали цветы. Ими украшались храмы, они приносились в дары богам, они олицетворяли самих божеств. Свое отражение цветы нашли и в мифологии этих цивилизаций.

Как и в сказаниях других государств, здесь присутствуют типичные герои, которые борются со страшными чудовищами — в них нашла свое отражение борьба человека со стихиями природы, а также знакомые нам легенды, которые учат людей принципам морали и нравственности.

Одной из отличительных черт китайской мифологии является факт, что драконы считались положительными персонажами и повелителями дождей, тогда как на Западе они находились по другую сторону добра и зла. В китайской мифологии можно встретить множество божественных существ: Фуси, Юйди, Паньгу, Хуанди, Лунван.

Главными божествами в японской мифологии являлись Брахма, Кришну, Вишну, Кали, Шива, Лакшми. Каждый, кому довелось посетить Японию, обязательно заметил их особое расположение к живым цветам. Японцы выращивают, разводят и ухаживают за ними с особым усердием. Мало, в каких странах можно заметить такое отношение к миру растений.

У восточных народов существует присущий всем миф о потопе, который с небольшими отличительными деталями повествует об одном явлении: боги рассердились на людей за их грехи и решили наказать человечество, наслав на него потоп. Однако один человек все же был предупрежден о грозящей беде. У шумеро-аккадских народов это были Зиусудру и Ут-Напишпти, у индийского варианта – Maнy и знакомый всем библейский Ной. Праведник построил ковчег и спас по паре всех живых существ.

Основой же арабской мифологии можно считать религиозные течения. К сожалению, арабская мифология не так известна, как греческая или славянская, однако, собрав по крупинкам сказания, можно составить всеобъемлющую картину. Главными героями мифов и легенд являлись джины, ифриты, бурак, аль-карданн.

Здесь также были распространены мифы и легенды о цветах, с которыми мы и начнем наше знакомство.

Презентация Мифология арабского востока, слайд №1
Презентация Мифология арабского востока, слайд №2
Презентация Мифология арабского востока, слайд №3
Презентация Мифология арабского востока, слайд №4
Презентация Мифология арабского востока, слайд №5
Презентация Мифология арабского востока, слайд №6
Презентация Мифология арабского востока, слайд №7
Презентация Мифология арабского востока, слайд №8

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация Мифология арабского востока. Презентация содержит 8 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Презентация Мифология арабского востока, слайд №1

Слайд 1

Презентация Мифология арабского востока, слайд №2

Слайд 2

Презентация Мифология арабского востока, слайд №3

Слайд 3

Презентация Мифология арабского востока, слайд №4

Слайд 4

Презентация Мифология арабского востока, слайд №5

Слайд 5

Презентация Мифология арабского востока, слайд №6

Слайд 6

Презентация Мифология арабского востока, слайд №7

Слайд 7

Презентация Мифология арабского востока, слайд №8

Слайд 8

98962 98952 98950 98951 98969 98947 98970 98967 98953 98965 98942 98961 98948 98945 98966 98968 98955 98954 98957 98972 98943 98958 98960 98963 98956 98949 98941 98959 98944 98946

Обратная связь

Если не удалось найти презентацию, то Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужную Вам презентацию в электронном виде и отправим ее по электронной почте.

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

История арабского народа знает четыре большие эпохи. Период с середины ІІ тысячелетия до н.э. по начало новой эры был временем появления первых арабских городов-государств в северной и южной частях Аравии. Это эпоха политической независимости и создания основных институтов цивилизации (государство, храмы, письменность, образование). Возникновение в Центральной Аравии ислама даёт арабской культуре новый созидательный импульс. С VІІ по Х в. Совершается стремительная экспансия на сопредельные территории. Власть арабов устанавливается на огромном пространстве от Юной Европы до Ирана. С ХІ в. Их влияние на исламское общество медленно убывает, ведущее место занимают персы и тюрки. И уже через столетия арабы начинают жить под властью других народов

Содержание

Введение
Глава 1. Арабская культура
Глава 2. Арабский Восток — родина Ислама
Глава 3. Ислам
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Павловский автомеханический техникум имени И. И. Лепсе

Студент гр. 162-1э

Коломенцева Н. Н.

Г. Павлово 2012 год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Павловский автомеханический техникум имени И. И. Лепсе

Студент гр. 162-1э

Коломенцева Н. Н.

Г. Павлово 2012 год

Глава 1. Арабская культура

Глава 2. Арабский Восток — родина Ислама

История арабского народа знает четыре большие эпохи. Период с середины ІІ тысячелетия до н.э. по начало новой эры был временем появления первых арабских городов-государств в северной и южной частях Аравии. Это эпоха политической независимости и создания основных институтов цивилизации (государство, храмы, письменность, образование). Возникновение в Центральной Аравии ислама даёт арабской культуре новый созидательный импульс. С VІІ по Х в. Совершается стремительная экспансия на сопредельные территории. Власть арабов устанавливается на огромном пространстве от Юной Европы до Ирана. С ХІ в. Их влияние на исламское общество медленно убывает, ведущее место занимают персы и тюрки. И уже через столетия арабы начинают жить под властью других народов. Полной политической самостоятельности арабы уже не достигают. В результате этого формируются альтернативные пути развития арабского мира. Правда, после крушения социалистической системы и обострения отношений с США многие в арабском сообществе начинают думать о достижении полной независимости и перспективах обновления цивилизации. Арабы живут в районах своего традиционного обитания, т.е. в Аравии, а также в завоёванных первыми мусульманами странах Ближнего Востока и Северной Африки и в Израиле. Значительные группы арабов в настоящее время есть в США, Франции, Великобритании. Арабские общины можно встретить и в некоторых городах Российской Федерации. До 50-х гг. ХХ в. большая колония арабов существовала на территории советской Средней Азии.

Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры.

Средневековая Арабская культура, сложилась в Арабском Халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. На территории Аравийского полуострова Арабской культуре предшествовала культура доисламских арабов — кочевого и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. Характерным элементом доисламской культуры этого периода была развитая устная народная словесность. Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения Ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. На ранних этапах формирование Арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов. Сами арабы дали Арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в Арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам; с их деятельностью связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8—9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. С образованием Халифата центр Арабской культуры переместился из Сирии в Ирак. В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественное ремесло).

АРАБСКИЙ ВОСТОК – РОДИНА ИСЛАМА

Ислам — одна из трех древнейших фундаментальных религий. Наряду с буддизмом и христианством, Ислам приобрел особую роль в странах Востока. Зародился Ислам в древней Аравии в седьмом веке нашей эры, основателем религии был Пророка Мухаммед, а первыми последователями учения стали мусульмане.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табака, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (Никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Средневековая Арабская культура, сложилась в Арабском Халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Формирование Арабской культуры относится к периоду возникновения Ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Арабы дали Арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в Арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам; с их деятельностью связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма.

Ислам — религия арабов. Зародился Ислам в древней Аравии в седьмом веке нашей эры, основателем религии был Пророка Мухаммед. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Семья в Исламе является основным элементом общества.

Ислам — самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия.

1. Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.: Культурология. М., 2007. – 712 с.

2. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. Культурология. М., 2007. – 568 с.

3. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Питер, 2004. – 245 с.

Читайте также: