Переход из одной части речи в другую доклад

Обновлено: 18.05.2024

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    , или приставки; ; ; , или соеди­ни­тель­ные гласные; , или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса:

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Существует три основных критерия выделения частей речи и четвертый – факультативный:

1) семантический (значение)

2) морфологический (грамматические признаки)

3) синтаксический (функция в предложении)

4) словообразовательный ( сущ, прил – суффиксация, глаголы - префиксация).

Части речи – это самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими признаками: 1) обобщенным ГЗ; 2) определенным составом морфологических категорий и общностью парадигматики (система форм словоизменения); 3) общностью основных синтаксических функций.

Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов на 10 частей речи: знаменательные (6), служебные (3), междометия. Л.В. Щерба выделил слова категории состояния (Ему весело. Мне холодно. Вам пораехать). Слова да и нет находятся вне частей речи.

К знаменательным относятся: сущ., прил., глагол (причастие и деепричастие – глагольные формы), наречие, местоимение, числительное.

Служебные: предлог, союз, частица.

В отличие от знаменательных служебные слова не имеют самостоятельного ЛЗ, не являются членами предложения. Их ЛЗ совпадает с грамматической функцией.

Мы построим скоро сказочный дом

с расписными потолками внутри

И, возможно, доживем – до.

Только вряд ли будем жить – при.

И, конечно же, не вдруг и не к нам

в закрома посыплет манна с небес.

Только мне ведь наплевать – на.

Я прекрасно обойдусь – без.

Погашу свои сухие глаза

и пойму, как безнадежно я жив,

и как глупо умирать – за,

если даже состоишь – в…

и пока в руке не дрогнет перо,

и пока не дрогнет сердце во мне,

буду петь я и писать – про,

чтоб остаться навсегда – вне.

Поднимаешься и падаешь вниз,

как последний на земле снегопад…

но опять поют восставшие из

и горит моя звезда - над!

не так чтоб,

что ни за что,

ввиду того что,

ибо, едва-едва,

и либо-либо, -

Границы между частями речи подвижны. В морфологии русского языка широко представлены явления перехода слов из одной части речи в другую.

1. Субстантивация –переход слов других частей речи в существительные. Чаще всего субстантивируются прилагательные.

2. Адъективация –переход в прилагательные причастий. Происходит потеря причастием глагольных признаков. Сравните: блестящий на солнце камень – блестящий ученый (выдающийся, растерянный, убитый и т.д.)

3. Адвербиализация –переход в наречия. Адвербиализуются

а) деепричастия, утрачиваются глагольные признаки. Связано с этим пунктуационное правило: выделять запятыми или нет. Он сделает это шутя –мы провели вечер, шутя и смеясь (читать лежавредно);




4. Прономинализация –переход в местоимения существительных, прилагательных и местоимений. При этом они выполняют функцию только указания на предмет: отпуск – хорошее дело – у меня сегодня много дел; он человек неплохой; в известном смысле, на определенном этапе, в данном случае; как-то раз пришел ко мне один человек.

Система частей речи в русском языке.

Существует три основных критерия выделения частей речи и четвертый – факультативный:

1) семантический (значение)

2) морфологический (грамматические признаки)

3) синтаксический (функция в предложении)

4) словообразовательный ( сущ, прил – суффиксация, глаголы - префиксация).

Части речи – это самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими признаками: 1) обобщенным ГЗ; 2) определенным составом морфологических категорий и общностью парадигматики (система форм словоизменения); 3) общностью основных синтаксических функций.

Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов на 10 частей речи: знаменательные (6), служебные (3), междометия. Л.В. Щерба выделил слова категории состояния (Ему весело. Мне холодно. Вам пораехать). Слова да и нет находятся вне частей речи.

К знаменательным относятся: сущ., прил., глагол (причастие и деепричастие – глагольные формы), наречие, местоимение, числительное.

Служебные: предлог, союз, частица.

В отличие от знаменательных служебные слова не имеют самостоятельного ЛЗ, не являются членами предложения. Их ЛЗ совпадает с грамматической функцией.

Мы построим скоро сказочный дом

с расписными потолками внутри

И, возможно, доживем – до.

Только вряд ли будем жить – при.

И, конечно же, не вдруг и не к нам

в закрома посыплет манна с небес.

Только мне ведь наплевать – на.

Я прекрасно обойдусь – без.

Погашу свои сухие глаза

и пойму, как безнадежно я жив,

и как глупо умирать – за,

если даже состоишь – в…

и пока в руке не дрогнет перо,

и пока не дрогнет сердце во мне,

буду петь я и писать – про,

чтоб остаться навсегда – вне.

Поднимаешься и падаешь вниз,

как последний на земле снегопад…

но опять поют восставшие из

и горит моя звезда - над!

не так чтоб,

что ни за что,

ввиду того что,

ибо, едва-едва,

и либо-либо, -

Границы между частями речи подвижны. В морфологии русского языка широко представлены явления перехода слов из одной части речи в другую.

1. Субстантивация –переход слов других частей речи в существительные. Чаще всего субстантивируются прилагательные.

2. Адъективация –переход в прилагательные причастий. Происходит потеря причастием глагольных признаков. Сравните: блестящий на солнце камень – блестящий ученый (выдающийся, растерянный, убитый и т.д.)

3. Адвербиализация –переход в наречия. Адвербиализуются

а) деепричастия, утрачиваются глагольные признаки. Связано с этим пунктуационное правило: выделять запятыми или нет. Он сделает это шутя –мы провели вечер, шутя и смеясь (читать лежавредно);

4. Прономинализация –переход в местоимения существительных, прилагательных и местоимений. При этом они выполняют функцию только указания на предмет: отпуск – хорошее дело – у меня сегодня много дел; он человек неплохой; в известном смысле, на определенном этапе, в данном случае; как-то раз пришел ко мне один человек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Переход одних частей речи в другие.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Переход одних частей речи в другие.

Переход одних частей
речи в другие.

Презентацию подготовила: Кулакова В. 10кл. учитель: Ма.


Кулакова В. 10кл.
учитель: Марченкова И.М

Цели работы:Посмотреть на конкретных примерах процессы взаимодействия.

Цели работы:
Посмотреть на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи.
Ознакомиться с переходными явлениями в области частей речи.

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, некоторые из.

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи.
Существует два случая переходности в отношении частей речи: переходные явления в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую.
В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками.

Субстантивация (переход прилагательных в существительные.

Субстантивация
(переход прилагательных в
существительные).
Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс.
Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов(Иванов, Никитин; Марьино, Митино и др.)По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная - явление более позднего времени

Полная и частичная субстантивация.О полной субстантивации мы гово.

Полная и частичная
субстантивация.
О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться(портной, мостовая, горничная, приданое).
При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное(военный врач и военный; бездетные семьи и бездетные).

 Практические задания

По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько гр.

По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для названия лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.
Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженное, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, сладкое, душевая, достойный, белый. горновой, звеньевой.

Подумайте!Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательны.

Подумайте!
Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа?
Приведите примеры.

Вспомните:Субстантивированные прилагательные, являющиеся народно - разговорны.

Вспомните:
Субстантивированные прилагательные, являющиеся народно - разговорными синонимами к названиям зверей.
Например: Косой – заяц; сохатый – лось.

Обратите внимание!В русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивиров.

Обратите внимание!
В русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся:
Например: вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое.- Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в местоимения и местоимения в другие части речи.

Переход других частей речи в местоимения и местоимения в другие части речи.

Переход прилагательных и причастий в местоимения.Прилагательные и причастия с.

Переход прилагательных и причастий в местоимения.
Прилагательные и причастия способны становиться местоимениями, например:
Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную).- В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой).
В данном (прич.) на доске примере есть неточность.- В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот).
!Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Наприм.

Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы.
Например: 1.Что(мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло.2.Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в саду!

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Можно ли назвать выделенные слова причастиями?Блестящий оратор, выдающиеся сп.

Можно ли назвать выделенные слова причастиями?
Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.
Присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными?

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия п.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени.
Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобнос.

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.
Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.
Например: Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, нуждающиеся, обучающие, провожаемые, идущий, прибывшие.

Переход деепричастий в наречия.

Переход деепричастий в наречия.

Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к г.

Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.
Он говорил запинаясь.- Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя. Они шли не торопясь.- По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды. Она будила сына улыбаясь.- Улыбаясь, она разбудила сына.
В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиями совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные.

В наречия могут переходить следующие части речи: имена существительные с пред.

В наречия могут переходить следующие части речи: имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.
Верить в правду(сущ.) – быть вправду(нареч.) счастливым; отдать сапоги в растяжку(сущ.) – говорить врастяжку(нар.); по твоему(мест.) совету – быть по-твоему(нареч.); консервировать по старому(прил.) рецепту – консервировать по-старому(нареч.).

При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значен.

При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным:
брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную.

Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровож.

Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями:
войти в чистую комнату – проиграться вчистую; по своему следу – поступить по-своему.

Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие.

Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает.
Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую; отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.

Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить дру.

Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием.
Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.

В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существител.

В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.
В темную(какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло.
При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь.

Переход других частей речи во вводные слова.

Переход других частей речи во вводные слова.

Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, кратк.

Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.
В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения:
Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я.(А.Т.Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить.(И.С.Тургенев)

Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были ввод.

Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения:
Факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому.

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы.

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы.

Разграничение самостоятельных частей речи и образованных от них предлогов.Сущ.

Разграничение самостоятельных частей речи и образованных от них предлогов.
Существует прием, помогающий разграничить самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительные – существительными, прилагательные – прилагательными, деепричастия – деепричастиями.
Поговорить насчет(предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке. Отвечайте, не смотря(деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя(деепр.) в учебник.

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других ч.

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения.

Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном рус.

Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения.

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Основные способы словообразования

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Морфологические способы словообразования

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука' (пшеничная) - му'ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

Читайте также: