Международный информационный обмен доклад

Обновлено: 02.07.2024

Развитие технологий электронных коммуникаций привело к формированию специальных принципов международного обмена электронными данными:

  1. функционирование компьютерных сетей на территориях государств в мирных целях;
  2. компьютерные сети не могут быть использованы как средства совершения правонарушений.

В настоящее время многосторонние договоры, регулирующие международный обмен электронными данными, можно подразделить на две группы.

Первую составляют те договоры, которые заключены до появления технологий электронных коммуникаций, и регулируют отношения международного обмена информацией безотносительно к использованию конкретных технических средств передачи информации. К ним относятся:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.;
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.;
  • Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.;
  • Конвенция о международном праве опровержения от 31 марта 1953 г.

Вторую группу составляют договоры, заключенные после появления технологий электронных коммуникаций и непосредственно регулирующие международный обмен электронными данными. Эта группа договоров включает:

  • Конвенцию о защите лиц в отношении автоматической обработки личных данных 1981 г., принятую в рамках Совета Европы и вступившую в силу в 1985 г.;
  • Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г.;
  • Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. и иные соглашения, заключенные в рамках СНГ.

Действующие многосторонние договоры в недостаточной степени обеспечивают правовое регулирование отношении информационного обмена в глобальных компьютерных сетях.

Особое значение для правового регулирования отношений в системе Интернет имеют международно-правовые обычаи. Само существование Интернет связано с международно-правовым обычаем, согласно которому государства признали правомерность функционирования отдельных участков сети на их территориях в мирных целях. Кроме того, распространение электронных данных осуществляется с соблюдением обычно-правовых запретов распространения ложной или извращенной информации, пропаганды войны, геноцида, ненависти и предвзятого отношения к другим народам, а также идей превосходства одной расы, группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, подстрекательства к расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и подобной нетерпимости.

Система правового регулирования отношений информационного обмена в Интернет полностью не сложилась, но должна формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на универсальном, региональном и национальном уровнях. При этом необходимо заключение многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования Интернет, предусматривающих условия финансирования развития сети, технические параметры ее развития на базе существующих средств связи, а также устанавливающих правила использования сети, в том числе с учетом необходимых льгот для развивающихся государств и отдельных категорий пользователей. Положения указанных договоров в дальнейшем могут быть имплементированы в национальное законодательство.

Современный этап новейшей истории развития международно-правовых основ глобального информационного обмена берёт своё начало с 24 октября 1945 г. – даты вступления в силу Устава ООН [2, с. 14-47]. Статьи 54, 65 и 73 Устава предусматривают добровольное исполнение Членами ООН принятых на себя обязательств по информированию Совета Безопасности и Генерального секретаря о деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, по предоставлению статистической и другой специальной информации об экономических, социальных и образовательных условиях на территориях, за которые они несут ответственность. Данные положения Устава ООН инициировали разработку и принятие всеми странами-членами ООН соответствующих национальных нормативных правовых актов.

- создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства;

- защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене;

- защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Федеральный закон закрепил достаточно широкий круг лиц и публичных образований – участников международного информационного обмена: Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Заключение

Применение информационных технологий (ИТ) требует повышенного внимания к вопросам информационной безопасности. Разрушение информационного ресурса, его временная недоступность или несанкционированное использование могут нанести компании значительный материальный ущерб. Без должной степени защиты информации внедрение ИТ может оказаться экономически невыгодным в результате значительных потерь конфиденциальных данных, хранящихся и обрабатываемых в компьютерных сетях.
Реализация решений, обеспечивающих безопасность информационных ресурсов, существенно повышает эффективность всего процесса информатизации в организации, обеспечивая целостность, подлинность и конфиденциальность дорогостоящей деловой информации, циркулирующей в локальных и глобальной информационных средах.




Компьютерная защита — это постоянная борьба с глупостью пользователей и интеллектом хакеров. Даже хакеры чаще всего используют именно некомпетентность и халатность обслуживающего персонала и именно последние можно считать главной угрозой безопасности.

Лучшая защита от нападения — не допускать его. Обучение пользователей правилам сетевой безопасности может предотвратить нападения. Защита информации включает в себя кроме технических мер еще и обучение или правильный подбор обслуживающего персонала.

Защита информации не ограничивается техническими методами. Проблема значительно шире. Основной недостаток защиты — люди, и поэтому надежность системы безопасности зависит в основном от отношения к ней. Помимо этого, защита должна постоянно совершенствоваться вместе с развитием компьютерной сети.

Список использованной литературы

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 9.09.2000 г. № 1895 //Российская газета. -2000.-28 сент.

2. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. №2446-1.

3. Закон Российской Федерации "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года.
Федеральный закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г. № 144-ФЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации "Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ.

5. Указ Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.94 г. № 170.

6. Указ Президента РФ "вопросы защиты государственной тайны" от 30.03.94 г. № 614.

7. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" от 6.07.98 г. № 806.

10. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. — М., 1996.

11. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. №11 "Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации".

12. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. — М., 1996.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат,1980.,

14. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. - 148 с.

15. Бабурин С. Национа . Копылов В.А. Информационное право: Учебник. —М.:Юрист,2002.-512с.

16. Системология информационных правоотношений. Ловцов Д.А., Москва, РАП, 2008, Гл. 3, Стр. 162-189.

Современный этап новейшей истории развития международно-правовых основ глобального информационного обмена берёт своё начало с 24 октября 1945 г. – даты вступления в силу Устава ООН [2, с. 14-47]. Статьи 54, 65 и 73 Устава предусматривают добровольное исполнение Членами ООН принятых на себя обязательств по информированию Совета Безопасности и Генерального секретаря о деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, по предоставлению статистической и другой специальной информации об экономических, социальных и образовательных условиях на территориях, за которые они несут ответственность. Данные положения Устава ООН инициировали разработку и принятие всеми странами-членами ООН соответствующих национальных нормативных правовых актов.

- создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства;

- защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене;

- защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Федеральный закон закрепил достаточно широкий круг лиц и публичных образований – участников международного информационного обмена: Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Заключение

Применение информационных технологий (ИТ) требует повышенного внимания к вопросам информационной безопасности. Разрушение информационного ресурса, его временная недоступность или несанкционированное использование могут нанести компании значительный материальный ущерб. Без должной степени защиты информации внедрение ИТ может оказаться экономически невыгодным в результате значительных потерь конфиденциальных данных, хранящихся и обрабатываемых в компьютерных сетях.
Реализация решений, обеспечивающих безопасность информационных ресурсов, существенно повышает эффективность всего процесса информатизации в организации, обеспечивая целостность, подлинность и конфиденциальность дорогостоящей деловой информации, циркулирующей в локальных и глобальной информационных средах.

Компьютерная защита — это постоянная борьба с глупостью пользователей и интеллектом хакеров. Даже хакеры чаще всего используют именно некомпетентность и халатность обслуживающего персонала и именно последние можно считать главной угрозой безопасности.

Лучшая защита от нападения — не допускать его. Обучение пользователей правилам сетевой безопасности может предотвратить нападения. Защита информации включает в себя кроме технических мер еще и обучение или правильный подбор обслуживающего персонала.

Защита информации не ограничивается техническими методами. Проблема значительно шире. Основной недостаток защиты — люди, и поэтому надежность системы безопасности зависит в основном от отношения к ней. Помимо этого, защита должна постоянно совершенствоваться вместе с развитием компьютерной сети.

Список использованной литературы

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 9.09.2000 г. № 1895 //Российская газета. -2000.-28 сент.

2. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. №2446-1.

3. Закон Российской Федерации "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года.
Федеральный закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г. № 144-ФЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации "Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ.

5. Указ Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.94 г. № 170.

6. Указ Президента РФ "вопросы защиты государственной тайны" от 30.03.94 г. № 614.

7. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" от 6.07.98 г. № 806.

10. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. — М., 1996.

11. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. №11 "Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации".

12. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. — М., 1996.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат,1980.,

14. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. - 148 с.

15. Бабурин С. Национа . Копылов В.А. Информационное право: Учебник. —М.:Юрист,2002.-512с.

16. Системология информационных правоотношений. Ловцов Д.А., Москва, РАП, 2008, Гл. 3, Стр. 162-189.

Развитие технологий электронных коммуникаций привело к формированию специальных принципов международного обмена электронными данными:

  1. функционирование компьютерных сетей на территориях государств в мирных целях;
  2. компьютерные сети не могут быть использованы как средства совершения правонарушений.

В настоящее время многосторонние договоры, регулирующие международный обмен электронными данными, можно подразделить на две группы.

Первую составляют те договоры, которые заключены до появления технологий электронных коммуникаций, и регулируют отношения международного обмена информацией безотносительно к использованию конкретных технических средств передачи информации. К ним относятся:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.;
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.;
  • Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.;
  • Конвенция о международном праве опровержения от 31 марта 1953 г.

Вторую группу составляют договоры, заключенные после появления технологий электронных коммуникаций и непосредственно регулирующие международный обмен электронными данными. Эта группа договоров включает:

  • Конвенцию о защите лиц в отношении автоматической обработки личных данных 1981 г., принятую в рамках Совета Европы и вступившую в силу в 1985 г.;
  • Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г.;
  • Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. и иные соглашения, заключенные в рамках СНГ.

Действующие многосторонние договоры в недостаточной степени обеспечивают правовое регулирование отношении информационного обмена в глобальных компьютерных сетях.

Особое значение для правового регулирования отношений в системе Интернет имеют международно-правовые обычаи. Само существование Интернет связано с международно-правовым обычаем, согласно которому государства признали правомерность функционирования отдельных участков сети на их территориях в мирных целях. Кроме того, распространение электронных данных осуществляется с соблюдением обычно-правовых запретов распространения ложной или извращенной информации, пропаганды войны, геноцида, ненависти и предвзятого отношения к другим народам, а также идей превосходства одной расы, группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, подстрекательства к расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и подобной нетерпимости.

Система правового регулирования отношений информационного обмена в Интернет полностью не сложилась, но должна формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на универсальном, региональном и национальном уровнях. При этом необходимо заключение многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования Интернет, предусматривающих условия финансирования развития сети, технические параметры ее развития на базе существующих средств связи, а также устанавливающих правила использования сети, в том числе с учетом необходимых льгот для развивающихся государств и отдельных категорий пользователей. Положения указанных договоров в дальнейшем могут быть имплементированы в национальное законодательство.

Точка зрения западных государств на концепцию свободы информации отражена в итоговом документе Конференции 1948 года. Обладая большинством голосов в ООН, эти страны определяли политику ООН в области информации и коммуникации вплоть до середины 60-х годов.

Проект Великобритании, поддержанный другими западными странами, послужил основой при обсуждении вопросов международного обмена информацией, а также при разработке проекта конвенции о свободе информации, часть статей которого была впоследствии принята Третьим комитетом Генеральной Ассамблеи. Проект США затрагивал вопросы защиты иностранных журналистов и их доступа к источникам информации.

Проблемами иностранных журналистов занимался Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН, принявший ряд резолюций по этому вопросу, основанных на положениях американского проекта. В 1948 году ЭКОСОС одобрил проект конвенции о сборе и международной передаче новостей. Проект касался в основном положения иностранных журналистов на территории государств-участников. К журналистам предлагалось применить режим наибольшего благоприятствования. За государствами признавалось право ввести определенные ограничения на деятельность журналистов, связанные с защитой национальной безопасности, поддержанием общественного порядка.

В 1973 году Третий комитет Генеральной Ассамблеи одобрил четыре статьи и преамбулу проекта конвенции о свободе информации, разработка которого была начата в 1948 году. К этому времени проект претерпел ряд изменений. В принятых статьях были рассмотрены обязанности государств по обеспечению права человека на информацию, права на плюрализм источников информации. Подчеркивалась недопустимость дискриминации при осуществлении прав человека на информацию. Предусматривались определенные ограничения права на информацию, необходимые для нормального развития международных отношений, для предупреждения всех видов дискриминации, для поддержания общественного порядка, для обеспечения прав других граждан. Эти ограничения не могли быть использованы в целях цензуры при выражении политических мнений и для ограничения критики правительства. Право ответа было названо в проекте одним из способов защиты права человека на информацию.

С появлением концепции НМИП вопросы международного обмена информацией привлекали к себе все большее внимание, что отразилось и на деятельности ООН. Появление в рядах членов ООН большой группы развивающихся стран повлекло за собой разработку новых документов по вопросам информации и коммуникации. ООН заняла центральное место в борьбе за искоренение неравноправия в международном обмене информацией и создании новых основ международных отношений в области информации.

Уже на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи были определены основные задачи Комитета ООН по информации (образованного на 33-й сессии на базе Комитета по обзору политики и деятельности ООН в области общественной информации). В числе целей, поставленных перед Комитетом, значатся:

- способствовать установлению нового международного информационного порядка, более справедливого и эффективного, основанного на свободном, более широком и сбалансированном обмене информацией;

Б. Основные направления деятельности ЮНЕСКО в области массовой информации.

В 1970 году на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой отмечалась роль средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания. В 1972 году 17-я сессия приняла резолюцию о необходимости разработать документ, определяющий нормы и принципы использования средств массовой информации, и Декларацию ЮНЕСКО об использовании спутников радиосвязи для свободного распространения информации, расширения просвещения и развития культурного обмена.

К 1978 году в ЮНЕСКО был разработан проект Декларации о средствах массовой информации - первого крупного документа, отражающего новые тенденции в развитии международных информационных обменов.

Положения Декларации 1978 года учитывали также Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, принятую ЮНЕСКО в 1966 году и Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.), в которых признается право каждого государства на сохранение его культурной самобытности, независимого развития культуры. Согласно Декларации 1966 года, культурное сотрудничество должно способствовать углублению взаимопонимания между народами, развитию отношений мира. Ответственность за выполнение декларации была возложена на правительства и другие организации, осуществляющие сотрудничество в области культуры. Особо была отмечена необходимость соблюдения принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.

Декларация обращена непосредственно к средствам массовой информации и их работникам и призывает их укреплять мир и международное взаимопонимание (ст. III), отражать в своей деятельности все точки зрения (ст. V). Статья VIII обращена к профессиональным работникам в области распространения информации с призывом выполнять принципы декларации.

В ст. VI отмечается необходимость устранения неравномерности в распространении информации и улучшения положения развивающихся стран в этой области. Статьи VII и IX указывают на роль принципов деятельности ООН и ЮНЕСКО для укрепления мира и взаимопонимания путем широкого распространения информации в мире.

Статьи X и XI обращены к государствам. В них сказано о роли государств в обеспечении прав человека на свободу информации и широкого и сбалансированного международного обмена информацией.

Значение декларации заключается, прежде всего, в попытке сформулировать принципы деятельности средств массовой информации на международном уровне. Она подчеркивает значение сбалансированного международного потока информации. Положения декларации свидетельствуют о том, что международная информация - это часть международных отношений и ее проблемы могут быть решены только путем международного соглашения.

Знаменательной явилась также 21-я сессия Генеральной конференции, выработавшая основные принципы НМИП, изложенные в резолюции 21 С/4/19 от 27 октября 1980 года. Этими принципами являются:

- ликвидация внутренних и внешних барьеров, препятствующих свободному обмену и более широкому и строгому сбалансированному распространению информации и точек зрения;

- плюрализм источников информации;

- свобода печати и информации;

- свобода журналистов и всех специалистов в области коммуникации - свобода, неотделимая от их ответственности;

- способность развивающихся государств улучшать свое положение, в частности путем технического оснащения своей страны, формирования своих кадров, улучшения своих инфраструктур и обеспечения себя средствами информации и коммуникации, отвечающими их нуждам и устремлениям;

- уважение культурной самобытности и права каждого народа информировать мировую общественность о своих интересах, устремлениях, социальных и культурных ценностях;

- уважение права всех народов участвовать в международном обмене информацией на основе равенства, справедливости и взаимной заинтересованности;

- уважение права общественности, этнических и социальных групп и отдельных личностей иметь доступ к источникам информации и активно участвовать в процессе коммуникации.

21-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО явилась определяющей в деятельности ЮНЕСКО в области информации и коммуникации, определила основные направления ее дальнейшей работы.

ЮНЕСКО провела большую работу по созданию теоретических и практических предпосылок НМИП, способствовала дальнейшей разработке концепции НМИП. Еще одним наиболее важным документом, регулирующим деятельность средств массовой информации в соответствии с нормами и принципами международного права и Устава ООН явилось принятие Софийской декларации «Укрепление независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы) «. Декларация принята 13 сентября 1997 года Департаментом общественной информации Организации Объединенных Наций (ДОИООН) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Роль, которую ЮНЕСКО стала играть в процессе международного регулирования деятельности средств массовой информации со временем перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней некоторыми странами. Поэтому были предприняты практические шаги по сворачиванию своей деятельности в ЮНЕСКО, которые закончились выходом США (1985 г.) и Великобритании (1986 г.) из этой организации.

Пытаясь обойти решения ЮНЕСКО по вопросам информации и коммуникации, представители некоторых стран ссылаются на их юридическую необязательность, на тот факт, что подавляющее большинство из них имеет характер рекомендаций.

В. Международный союз электросвязи: регулирование использования ресурсов в области электросвязи.

Международный союз электросвязи (МСЭ) (International Telecommunication Union) - специализированное учреждение ООН, занимающееся регулированием, координацией и планированием использования всех видов международной электросвязи. МСЭ не решает политических вопросов, а занимается лишь технической стороной регулирования электросвязи. Документами, регламентирующими деятельность МСЭ в области распространения массовой информации, являются Международная конвенция электросвязи (в редакции 1998 года, принятая в Миннеаполисе) и Устав Международного союза электросвязи. Конвенция и Устав определяют структуру МСЭ, компетенцию его органов, правила процедуры конференции МСЭ и заседаний других органов Союза, шкалу взносов в бюджет, порядок арбитражного разрешения споров, порядок принятия Регламента радиосвязи, условия распределения радиочастотного диапазона и регистрации используемых полос частот и точек состояния спутников на геостационарной орбите. МСЭ или ITU - организация, занимающаяся координацией использования правительственными и частными организациями глобальных телекоммуникационных сетей и интерфейсов. МСЭ основан в 1865 году, но до 1932 года назывался Международным союзом телеграфа. В 1932 году в Мадриде, на базе International Telegraph Convention (Международной Телеграфной Конвенции) от 1865 года и International Radiotelegraph Convention (Международной Радиотелеграфной Конвенции) от 1906 года была разработана International Telecommunication Convention и был создан International Telecommunication Union (Международный союз электросвязи). Сейчас штаб-квартира организации находится в Женеве (Швейцария). Основной задачей МСЭ является содействие международному сотрудничеству, направленному на развитие телекоммуникаций и регистрацию частот для беспроводных сетей. Высший орган МСЭ - полномочная конференция, которая собирается раз в пять лет. Рабочий орган - генеральный секретариат. В состав МСЭ входят три основных комитета:

- Международный комитет регистрации частот (МКРЧ);

- Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (МККТТ);

- в Международное бюро радиосвязи.

В функции МСЭ входит также разработка стандартов в области электросвязи. С 1998 года в рамках МСЭ действует Международное Бюро радиосвязи, принимающее решения на основе консенсуса. Он не создает юридических норм, но разрабатывает различные стандарты и технические нормы, которые используются при ведении радиовещания.

Деятельность МСЭ затрагивает два аспекта международной передачи массовой информации, имеющих особое значение:

- распределение спектра электромагнитных частот для радиовещания и

- регулирование использования искусственных спутников Земли для вещания, в особенности тех, что находятся на геостационарной орбите Земли (ГСО).

Вопросы правового регулирования электросвязи с целью обеспечения равного участия всех государств в использовании природных ресурсов имеют большое значение для развития международного сотрудничества. Очевидно, что разработка принципов использования природных ресурсов для распространения информации в рамках международных организаций играет существенную роль для развития всего комплекса международных отношений по обмену информацией. Эффективность МСЭ в этом отношении могла бы быть повышена при условии конструктивного подхода всех государств, к деятельности этой международной организации.

Читайте также: