Международный центр по урегулированию инвестиционных споров мцуис доклад

Обновлено: 15.05.2024

Рассмотрим в этом контексте систему Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), ставшую самой значимой из созданных до сих пор подобных систем.

МЦУИС обеспечивает урегулирование инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство. Он был создан в 1966 г. соответствии с Вашингтонской Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, которую, по состоянию на апрель 2006 г., ратифицировали 143 стран.

Центр образован для урегулирования споров в рамках международного имущественного права. Имеются в виду споры, возникающие между государствами, с одной стороны, и иностранными физическими и юридическими лицами-инвесторами, с другой стороны. Такие споры рассматриваются как частноправовые, но сложность в том, что государства в силу их суверенности обладают юрисдикционными и иными иммунитетами. Цель Конвенции и резон создания Центра - изъятие таких инвестиционных споров из национальной юрисдикции и передача их в международный арбитраж. Таким образом элиминируется возможность государства использовать свою юрисдикционную иммунность[2].

Конвенция по урегулированию инвестиционных споров была разработана в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР), подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. 46 государствами - членами Банка и в соответствии с ее положениями вступила в силу 14 октября 1966 г. В соответствии с Вашингтонской конвенцией был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - International Center for Settlement of Investment Disputes.

Анализ Вашингтонской конвенции показывает, что этот международно-правовой документ создает единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций. При этом она исходит из единых принципов регулирования. Очевидно, что российское законодательство не может игнорировать этот механизм и эти принципы.

В структурном отношении положения Конвенции можно разделить на две группы: нормы, регламентирующие деятельность МЦУИС как международной организации, обладающей полной международной правосубъектностью, и нормы, регулирующие механизм рассмотрения инвестиционных споров. Наибольший интерес для нас представляют нормы, которые относятся ко второй группе, потому как именно в них заложена процедура защиты интересов инвесторов. В свою очередь положения Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров можно разделить на три группы:

1) нормы, определяющие компетенцию ИКСИД, или, пользуясь терминологией Конвенции, Центра по рассмотрению инвестиционных споров;

2) положения, регулирующие порядок проведения примирительной процедуры;

3) нормы, регламентирующие порядок исполнения решений Центра.

Условием обращения сторон в данный орган является их письменное согласие на передачу споров на разрешение. При этом ст. 25 гласит, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, нуждается в подтверждении последним в момент передачи спора на разрешение Центру, если государство заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется. Данные положения Конвенции, по словам французского юриста Д. Беттема, включены в нее «с целью удовлетворить излишнюю чувствительность государств, особенно проявляющуюся при ратификации Конвенции, и направлены на то, чтобы сохранить действие национальных норм об иммунитете государства[3].

Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке.

Первичная цель МЦУИС состоит в том, чтобы создать необходимые условия для примирения и арбитражного рассмотрения международных инвестиционных споров.

МЦУИС был создан как беспристрастный международный орган, обеспечивающий средства обслуживания для решения юридических споров между сторонами, через процедуры арбитража или примирения.

МЦУИС играет важную роль в области международного инвестиционного и экономического развития, доказательствами чего являются значительная клиентура, а также многочисленные упоминания и ссылки на его деятельность в инвестиционных соглашениях и законах разных стран.

Примечательно, что основная часть арбитражной деятельности МЦУИС падает на период после 1990 г. За последние 12 лет из 32 решений вынесено 20. Учитывая, что за всю предыдущую деятельность этого одного из ведущих арбитражных центров, т.е. за 24 года, вынесено лишь 12 решений, можно заключить о постепенном становлении МЦУИС как признанного международного арбитражного центра. Можно предположить, что первоначально, в 70-е годы ХХ в., в силу ожесточенных дебатов в стенах ООН о приоритете суверенитета, национальной юрисдикции, о чем подробно говорилось выше, МЦУИС не пользовался особой популярностью. Впоследствии по мере все более увеличивающейся практики заключения международных двусторонних договоров наднациональные формы разрешения инвестиционных споров окончательно пробили себе дорогу. Об этом красноречиво говорит то обстоятельство, что только в 2000-2002 гг. МЦУИС вынес 15 арбитражных решений.

Следует отметить, что четыре из этих 32 арбитражных решений были отменены в рамках процедуры ст. 52 Конвенции, в соответствии с которой любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря ООН просить об отмене арбитражного решения по одной или нескольким из нижеследующих причин: а) суд был сформирован ненадлежащим образом; б) суд явно превысил свои полномочия; в) имела место коррупция какого-либо члена суда; г) имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры; д) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано. В соответствии с процедурой Центра по получении такой просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет ad hoc в составе трех человек, который может приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы. В случае отмены арбитражного решения спор по просьбе любой из сторон передается в новый суд[4].

Сегодня МЦУИС является ведущим международным учреждением, занимающимся урегулированием международных инвестиционных споров.

Компетенция МЦУИС. Понятие инвестиционных споров

Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между договаривающимся государством и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства, которые стороны в письменной форме согласились передать Центру, т.е. одной из сторон такого спора обязательно должно быть государство, ратифицировавшее данную Конвенцию.

Если обе стороны выразили свое согласие на разрешение спора в соответствии с Конвенцией, то ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке. Причем согласие сторон на арбитраж на основании данной Конвенции исключает любые другие средства правовой защиты. Договаривающееся государство может потребовать, чтобы прежде были исчерпаны все внутригосударственные административные и судебные средства защиты[5].

В соответствии со ст. 25 Вашингтонской конвенции 1965 г. "Об урегулировании инвестиционных споров между государствами, физическими или юридическими лицами других государств" к категории "инвестиционные споры" относятся споры, возникающие в связи с прямыми иностранными инвестициями между договаривающимся государством и лицами других договаривающихся государств, а именно:

а) инвестиционные споры, которые вытекают из отношений, связанных с иностранными инвестициями;

б) споры, возникающие между договаривающимся государством и иностранным частным инвестором;

в) правовые споры, касающиеся сущности и объема юридических прав и обязанностей сторон, условий и размеров компенсации за нарушение обязательств по данному инвестиционному контракту.

Как видно, Вашингтонская конвенция довольно широко определяет категорию инвестиционных споров. Вероятно, ее авторы предполагали, что более конкретное определение будет дано в национальных законодательствах стран-участниц. Этот вывод подтверждается положениями п. 4 ст. 25 Конвенции, где сказано, что государство, давая свое согласие на рассмотрение инвестиционных споров согласно процедуре Международного центра урегулирования инвестиционных споров, предусмотренной Конвенцией, может "уведомить Центр о категории или категориях споров, которые оно будет или, напротив, не будет рассматривать на предмет передачи в Центр". Это дает возможность, по мнению специалистов, сделать следующие выводы:

- во-первых, государству - участнику Конвенции предоставляется возможность дать определение понятия "инвестиционные споры" в национальном законодательстве.

- во-вторых, государство, самостоятельно определяя категории инвестиционных споров, передаваемых в МЦУИС для рассмотрения, косвенным образом дает определение названного выше понятия[6].

Следует заметить, что в сложившейся практике зарубежных государств под влиянием действующих в данной области норм международного права понятие "инвестиционные споры" трактуется достаточно широко и включает споры, возникающие из связанных с инвестициями отношений между принимающим государством и лицом другого государства, которое выступает в качестве инвестора.

Текст Федерального закона от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", регламентируя порядок разрешения инвестиционных споров, не дает широкое определение самого понятия "инвестиционные споры". Он лишь содержит краткое определение: Инвестиционным спором является "спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ"[7].

То обстоятельство, что эти базовые инвестиционные законы не содержат конкретного определения самой дефиниции "инвестиционные споры", объясняется, надо полагать, следующим. Понятие "инвестиционный спор" раскрывают в своих статьях двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций. Например, Договор с США (ст. 6) предусматривает, что инвестиционный спор "определяется как спор по поводу толкования или применения договора о капиталовложении, наличия и последствий заявленного нарушения любого права, предоставляемого настоящим Договором или возникающего из него в отношении капиталовложения".

Из анализа законодательства, судебной и договорной практики следует, что содержание терминов "инвестор", "инвестиции" имеют ключевое значение. От толкования этих и других понятий зависит объем предоставляемой инвестору правовой защиты.

Как уже отмечалось ранее, компетенцию МЦУИС составляют споры между инвестором и принимающим инвестиции государством. Принято считать, что данную категорию инвестиционных споров можно разделить на три группы:

1. К первой группе относятся инвестиционные споры, которые касаются условий и порядка выплаты компенсации в случае национализации и осуществления других принудительных мер, возмещения убытков в случае вооруженных конфликтов, причинения убытков инвестору действиями органов государства и должностных лиц в аналогичных случаях.

2. Во вторую группу включаются различные имущественные и хозяйственные споры: между участниками совместных предприятий, одного участника с самим совместным предприятием; между предприятиями и фирмами страны местонахождения предприятия с иностранными инвестициями или с юридическими и физическими лицами других стран. По мнению М.М. Богуславского, вышеназванные споры можно определить как иные споры, связанные с осуществлением иностранных инвестиций. Однако, как он считает, по своей природе, как правило, это не споры с государством, а различные гражданско-правовые (хозяйственные) споры между равноправными субъектами*(271).

3. Третья группа охватывает споры между инвестором и органами государства страны. По своему характеру это споры административно-правовые[8].

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, Вашингтонская конвенция отнесла к компетенции МЦУИС широкий круг споров, ни малейшим образом не ущемляя иммунитета принимающего государства. Благодаря такому подходу она привлекла большое число участников.

В соответствии с Дополнительным протоколом 1979 г. к Вашингтонской Конвенции, МЦУИС компетентен урегулировать спор и в случае, если одна из сторон в споре - государство или государство стороны в споре (инвестора) - не является участником Конвенции. Это представляется особенно важным для России, которая подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала ее. В Типовом проекте Правительства РФ предусматривается, что для разрешения инвестиционных споров возможно обращение к средствам разрешения споров, предусмотренным в этих Дополнительных протоколах.

Конвенция ICSID делится на 10 Главы и 75 статьи, за которым следует подпись:

Международный центр разрешения инвестиционных споров (МЦУИС)

В настоящее время, Конвенция ICSID считает 162 Подписавшие и Договаривающиеся государства, Джибути является последним государством, для которого вступила в силу Конвенция МЦУИС., на 9 июль 2020. Участие в Конвенции ICSID не означает, что арбитраж с принимающим государством автоматически возможен в случае возникновения спора.. Государство пребывания также должно дать свое согласие на арбитраж., например, в двустороннем инвестиционном договоре.

Хотя окончательная версия Конвенции ICSID была принята 18 Март 1965, его текст должен был пройти несколько раундов обсуждений и поправок. Ниже приведены наиболее важные вехи..

А. Записка об урегулировании споров (1961)

В. Рабочий документ по проекту Конвенции МЦУИС (1962)

С. Первый предварительный проект конвенции ICSID (1963)

Однако, Статья X Первого предварительного проекта действительно содержала определение того, кто может считаться национальным.:

Определение гражданина другого Договаривающегося государства особенно интересно в том смысле, что оно охватывает лиц с двойным гражданством, имеющих гражданство принимающего государства. ( NB . претензии лиц с двойным гражданством прямо исключены в окончательной и текущей версии Конвенции ICSID из сферы ее применения).

Первый предварительный проект конвенции ICSID обсуждался на нескольких консультативных встречах экспертов по правовым вопросам, проведенных в Аддис-Абебе.,[19] Сантьяго,[20] Женева[21] и Бангкок,[22] после чего главный юрисконсульт МБРР составил общий отчет.[23] Затем отчет был оценен исполнительными директорами.[24] и представлен Совету управляющих, который принял его на ежегодном собрании в Токио в сентябре. 1964.[25]

D . Проект Конвенции МЦУИС (сентябрь 1964)

На 11 сентябрь 1964, Проект конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств был выпущен для консультаций.[26] Он содержал 78 статьи. Статья 30 о юрисдикции Центра заслуживает особого внимания, поскольку в него включены новые определения.

Е. Пересмотренный проект Конвенции МЦУИС (Декабрь 1964)

С сентября по декабрь 1964, содержание проекта Конвенции МЦУИС обсуждалось в ходе серии заседаний Юридического комитета и получило несколько комментариев и поправок от государств..[29] На 11 Декабрь 1964, опубликован пересмотренный проект Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств..[30]

А. Административный совет

  • По статье 6 Конвенции МЦУИС, Административный совет выполняет следующие основные функции:
  • Принятие административного и финансового положения Центра;
  • Принятие правил процедуры возбуждения примирительного и арбитражного производства;
  • Принятие регламента примирения и арбитража;
  • Утверждение соглашения с Всемирным банком об использовании административных помещений и услуг Банка;
  • Определение условий службы Генерального секретаря и любого заместителя Генерального секретаря;
  • Утверждение годового бюджета доходов и расходов Центра.; и
  • Утверждение годового отчета о работе Центра..

В. Секретариат ICSID

Секретариат ICSID обеспечивает управление повседневной деятельностью ICSID.. Секретариат В настоящее время в составе генерального секретаря, Миз. Мэг Фриман, два заместителя генерального секретаря, г-н. Гонсало Флорес и г-жа. Мартина Полашек, несколько юрисконсультов, юрисконсульты, юридические помощники, параюристы, сотрудники финансового и общего управления и фронт-офиса.

С. Панели

ICSID состоит из двух панелей[40] – Коллегия арбитров и Коллегия примирителей - в составе квалифицированных специалистов с возобновляемым шестилетним мандатом.[41]

В соответствии со статьей 13 Конвенции МЦУИС, каждое государство-член может назначить четырех человек в Коллегию примирителей или Коллегию арбитров.. Лица, назначенные государствами-членами, могут, но не нужно, быть их гражданами.[42] В очереди, Председатель может назначить в общей сложности десять человек разных национальностей в каждую группу..[43]

Члены комиссий также доступны для выдвижения в арбитражные суды., согласительные комиссии или в комитеты.

В нынешнем предложении по поправке акцент делается на, среди прочего, об экономической эффективности судебного разбирательства, электронные методы подачи документов и обязательство раскрывать факт наличия стороннего финансирования для предотвращения конфликта интересов (видеть Стороннее финансирование в соответствии с поправками ICSID).

[1] Конвенция МЦУИС, Статья 1(1).

[3] Конвенция МЦУИС, Статья 2.

[4] Конвенция МЦУИС, Статья 1(2).

[5] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 1.

[6] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(а).

[7] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(б).

[8] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3(с).

[9] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 1, для. 3( d ).

[10] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 2, п. 3.

[11] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, стр. 19-46.

[12] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 21.

[13] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 25.

[14] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 33.

[15] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 6, п. 34.

[16] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 21, стр. 133-174.

[17] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 21, п. 148.

[18] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 21, Комментарий (Категория споров), п. 149.

[19] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Документы Наши. 25-26, стр. 236-298.

[21] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Документы Наши. 29-30, стр. 367-458.

[23] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 33, стр. 557-585.

[24] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 37, п. 605.

[25] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 41, п. 608.

[26] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 43, стр. 610-645.

[27] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 43, п. 623.

[28] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-1, Док №. 43, стр. 623-624.

[29] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Документы Наши. 44-122, стр. 647-910.

[30] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Док №. 123, стр. 911-934.

[31] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Док №. 123, п. 919.

[32] История Конвенции ICSID, Документы о возникновении и формулировании Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, Том II-2, Док №. 123, п. 919.

[33] Конвенция МЦУИС, Статья 4(1).

[34] Конвенция МЦУИС, Статья 5.

[35] Конвенция МЦУИС, Статья 8.

[36] Конвенция МЦУИС, Статья 21(а).

[37] Конвенция МЦУИС, Статья 10 (1).

[38] Конвенция МЦУИС, Статья 11.

[39] Конвенция МЦУИС, Статья 11.

[40] Конвенция МЦУИС, Статья 12.

[41] Конвенция МЦУИС, Статья 15.

[42] Конвенция МЦУИС, Статья 13.

[43] Конвенция МЦУИС, Статья 13.

[44] 50 го Ежегодное собрание Административного совета МЦУИС, пресс-релиз датирован 7 октября 2016.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров ( английский Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС ) является международным арбитражным учреждением , базирующимся в Вашингтоне, округ Колумбия , что Группа Всемирного банка принадлежит. Как наиболее важный институт инвестиционного арбитража, ICSID поддерживает урегулирование споров, особенно в спорах между инвесторами и государствами в рамках двусторонних и многосторонних соглашений о защите инвестиций , предлагая процедурные правила, помещения, секретариат и административную поддержку для арбитража и посредничество. В отличие , например, от Международного Суда , МЦУИС сам по себе не выполняет никаких судебных функций.

оглавление

история


Темно-зеленый = активен ICSID; светло-зеленый = ICSID подписан, ожидается ратификация; красный = бывшие государства-члены

ICSID - одна из пяти международных организаций , входящих в Группу Всемирного банка. Он находится в Вашингтоне, округ Колумбия, где находится штаб-квартира Всемирного банка, и находится в том же здании. Однако ICSID не является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 57 Устава ООН .

С 3 ноября 2007 г. Боливия вышла из ICSID. Эквадор прекратил действие конвенции с 7 января 2010 года, Венесуэла - с 25 июля 2012 года.

Соглашения о защите инвестиций подвергаются все большей критике . В двух третях разбирательств истцы полагаются на двусторонние соглашения о защите инвестиций (ДИД), а в восьми процентах - на Энергетическую хартию . Например, критиковались отсутствие прозрачности и ограничение государственного суверенитета . Защита инвестиций может помешать или даже поставить под угрозу демократически желаемые и узаконенные политические решения, так что изменение политики в конечном итоге не удастся. Решением проблемы могло бы стать применение доктрины прекращения деловой основы к соглашению о защите инвестиций.

В августе 2021 года газета Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщила о пике судебных разбирательств в ICSID. В 2020/2021 финансовом году против штатов было возбуждено 70 новых исков. Ни разу с момента основания форума не было больше судебных разбирательств. На рассмотрении находилось в общей сложности 332 производства. Это число удвоилось за последние несколько лет. 30% судебных разбирательств были направлены против государств Восточной Европы и Центральной Азии, по 14% - против государств Южной Америки и Африки к югу от Сахары и 10% судебных разбирательств - против государств Западной Европы. Около трети исков были частично или полностью удовлетворены, восемь процентов завершились мировым соглашением .

Организация и структура

ICSID состоит из двух основных органов - Административного совета и Секретариата, возглавляемого Генеральным секретарем . Канадка Мэг Киннер занимает этот пост с 22 июня 2009 года. Совет директоров состоит из одного представителя от каждого государства-члена. Его заседания проходят под руководством действующего президента Всемирного банка, который, однако, не имеет права голоса. Основные задачи Совета директоров включают принятие процедурных правил, утверждение бюджета и выборы Генерального секретаря. Генеральный секретарь отвечает за управление и представление ICSID. Он также имеет право prima facie рассматривать вопрос о приемлемости вновь поданных жалоб в ICSID.

Назначение и характер ICSID

Зона ответственности МЦУИС

До 2014 года Германия подписала в общей сложности 136 двусторонних инвестиционных соглашений, 127 из которых действуют. Он занимает первое место, опережая Швейцарию и Китайскую Народную Республику. Подавляющее большинство из них предусматривает арбитраж между инвесторами и государством.

ЮНКТАД имеет около 3000 двусторонних инвестиционных соглашений по всему миру . Точных цифр о том, сколько из них предусматривает арбитраж между инвесторами и государством, не существует, но предполагается, что процентная доля превышает 50%.

Дополнительная возможность

процедура

Судопроизводство в ICSID подчиняется примерно тем же правилам, что и частное арбитражное разбирательство , но с некоторыми особенностями.

Назначение арбитров

В зависимости от соглашения сторон споры могут разрешаться единоличным арбитром или трибуналом, состоящим из нечетного числа арбитров. Если стороны не пришли к соглашению, трибунал состоит из трех арбитров, по одному из которых назначается каждой стороной. Третий арбитр будет определен сторонами совместно или, если они не смогут прийти к соглашению в течение 90 дней, Председателем Административного совета ICSID.

Арбитры того же гражданства, что и одна из сторон, допускаются только в случае согласия другой стороны.

средства защиты

В отличие от большинства других арбитражных решений, решения трибуналов МЦУИС не могут быть отменены национальными судами. Сама Конвенция ICSID предлагает три средства правовой защиты:

Что-то иное применяется к арбитражным разбирательствам в контексте Дополнительной возможности : они регулируются применимым законодательством об арбитраже в месте арбитража и могут подвергаться нападкам в местных судах (в Германии в соответствии с § 1061 ZPO).

Действие решений арбитража МЦУИС

Вынесенное арбитражное решение должно выполняться непосредственно государством-членом и, как окончательное решение, вынесенное собственными судами соответствующего государства, государством. Однако Конвенция МЦУИС не затрагивает принципы иммунитета государства от правоприменения.

Судебное разбирательство арбитражного суда и само решение останутся секретными, если обе стороны не дадут согласие на их публикацию. Однако такое одобрение дается в подавляющем большинстве рассмотренных дел, а решения арбитража можно полностью прочитать в Интернете.

литература

Литература по ICSID

Обзор ICSID

С 1986 года ICSID издает журнал, выходящий раз в два года, в котором публикуются статьи, обсуждения конкретных случаев и обзоры литературы по международному праву о защите инвестиций. Журнал ICSID Review - Foreign Investment Law Journal был опубликован издательством Johns Hopkins University Press до 2011 года включительно , а с тех пор публикуется издательством Oxford University Press . Он находится в свободном доступе в Германии в рамках национальной лицензии.

веб ссылки

  • Веб-сайт ICSID (на английском языке)
  • Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (перевод на немецкий язык)
  • Информационная страница Франкфуртскойторгово-промышленной палаты

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 6 августа 2021 в 13:18.

В нстоящее время в состав Международного центра по урегулированию инвестиционных споров входят 157 государства.

Конвенция стремится устранить основные препятствия на пути свободного международного потока частных инвестиций, связанных с некоммерческими рисками и отсутствием специализированных международных методов инвестиционного урегулирования споров. Участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран обеспечивает возможность разрешения споров между принимающей страной и иностранными инвесторами путем форм арбитража, широко применяемых в международной экономической практике. Согласие на рассмотрение возникшего спора в Центре должно быть на добровольной основе, без всякого вмешательства третьей стороны. Решения МЦУИС являются обязательными для сторон, при этом ни одна из сторон не может отказаться от арбитражного разбирательства в одностороннем порядке.

МЦУИС включает в себя Административный совет и Секретариат, ведет список примирителей и список арбитров. Политику МЦУИС определяет Административный совет, состоящий из управляющих от каждой страны-члена и поддерживаемой техническим секретариатом во главе с генеральным секретарем, вице-президентом Всемирного банка. Президент Всемирного банка является также Президентом МЦУИС.

Секретариат состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких его заместителей и персонала. Генеральный секретарь является юридическим представителем и главным должностным лицом Центра и отвечает за управление им, включая назначение сотрудников, в соответствии с положениями Конвенции и правилами, утвержденными Административным советом. Он выполняет функции регистратора и уполномочен удостоверять подлинность арбитражных решений, вынесенных согласно настоящей Конвенции, и заверять их копии.

В список примирителей и список арбитров включаются квалифицированные лица, назначенные в порядке, предусмотренном настоящей Конвенцией, и выразившие желание выполнять такие функции.

Лица, назначенные в списки, должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области права, торговли, промышленности или финансов, с тем чтобы от них можно было ожидать принятия независимых решений. В отношении лиц, включаемых в список арбитров, особое значение имеет компетентность в области права.

В целом, МЦУИС осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.

Центр издает многотомное собрание инвестиционных законов и инвестиционных договоров всех стран-членов. Страны могут добровольно согласиться использовать его услуги в качестве арбитра по инвестиционным спорам.

Таким обрразом, деятельность группы Всемирного банка направлена на оказание финансовой помощи развивающимся странам, разработке рекомендаций по повышению эффективности деятельности государственных органов, стимулированию экономического роста и реализации программ сокращения бедности, регулирование инвестиционных споров. Для удовлетворения огромных потребностей в информации и для поддержания диалога по вопросам развития Всемирным банком налажены связи и созданы специальные сети, объединяющие множество участников процесса развития.

Вопросы для самоконтроля:

1) Из каких трех основных блоков состоит структура управления Всемирного банка?

2) Какой орган является высшим руководством Всемирного банка и каковы его функции?

3) Каковы источники ресурсов Всемирного банка?

4) В чем особенности кредитной деятельности Всемирного банка по сравнению МВФ?




5) На каких условиях выдает кредиты развивающимся странамМеждународная ассоциация развития?

6) Как осуществляет финансирование проектов частным компаниям Международная финансовая корпорация?

7) С какой целью был создан МЦУИС и каковы его основные направления деятельности?

8) От каких видов некоммерческих рисков и в каком размере предоставляет гарантии МАГИ по инвестициям иностранным инвесторам?

Тесты:

1. Какую организацию называют Всемирным банком?

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международный валютный фонд

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

2. Сколько организаций входит в группу Всемирного банка?

3. Организация, предоставляющая кредиты богатым развивающимся странам:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международный валютный фонд

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

4. Организация, осуществляющая льготные кредиты беднейшим развивающимся странам:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

5. Организация, оказывающая финансовую помощь путем прямого финансирования проектов частных компаний – это:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

6. Организация, созданная для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны – это:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

7. Организация, которая предоставляет услуги по арбитражному разбирательству между правительствами и иностранными инвесторами:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

8. На каких видах кредитов специализируется Всемирный банк?

a) процентные и льготные кредиты

b) процентные и безпроцентные кредиты

c) целевые и программные кредиты

d) краткосрочные и долгосрочные кредиты

e) коммерческие и банковские кредиты

9 . Какие виды займов выдает Международная ассоциация развития

a) инвестиционные и банковские займы

b) инвестиционные займы и займы на развитие

c) коммерческие и торговые займы

d) национальные и иностранные займы

e) краткосрочные и долгосрочные займы

10. От каких видов рисков страхует иностранных инвесторов МАГИ?

a) коммерческик риски

b) некоммерческие риски

c) инвестиционные риски

d) неинвестиционные риски

e) кредитные риски

Литература

1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

2. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

3. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

4. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.

5. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.

6. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2003. – с.356-357.

В нстоящее время в состав Международного центра по урегулированию инвестиционных споров входят 157 государства.

Конвенция стремится устранить основные препятствия на пути свободного международного потока частных инвестиций, связанных с некоммерческими рисками и отсутствием специализированных международных методов инвестиционного урегулирования споров. Участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран обеспечивает возможность разрешения споров между принимающей страной и иностранными инвесторами путем форм арбитража, широко применяемых в международной экономической практике. Согласие на рассмотрение возникшего спора в Центре должно быть на добровольной основе, без всякого вмешательства третьей стороны. Решения МЦУИС являются обязательными для сторон, при этом ни одна из сторон не может отказаться от арбитражного разбирательства в одностороннем порядке.

МЦУИС включает в себя Административный совет и Секретариат, ведет список примирителей и список арбитров. Политику МЦУИС определяет Административный совет, состоящий из управляющих от каждой страны-члена и поддерживаемой техническим секретариатом во главе с генеральным секретарем, вице-президентом Всемирного банка. Президент Всемирного банка является также Президентом МЦУИС.

Секретариат состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких его заместителей и персонала. Генеральный секретарь является юридическим представителем и главным должностным лицом Центра и отвечает за управление им, включая назначение сотрудников, в соответствии с положениями Конвенции и правилами, утвержденными Административным советом. Он выполняет функции регистратора и уполномочен удостоверять подлинность арбитражных решений, вынесенных согласно настоящей Конвенции, и заверять их копии.

В список примирителей и список арбитров включаются квалифицированные лица, назначенные в порядке, предусмотренном настоящей Конвенцией, и выразившие желание выполнять такие функции.

Лица, назначенные в списки, должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области права, торговли, промышленности или финансов, с тем чтобы от них можно было ожидать принятия независимых решений. В отношении лиц, включаемых в список арбитров, особое значение имеет компетентность в области права.

В целом, МЦУИС осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.

Центр издает многотомное собрание инвестиционных законов и инвестиционных договоров всех стран-членов. Страны могут добровольно согласиться использовать его услуги в качестве арбитра по инвестиционным спорам.

Таким обрразом, деятельность группы Всемирного банка направлена на оказание финансовой помощи развивающимся странам, разработке рекомендаций по повышению эффективности деятельности государственных органов, стимулированию экономического роста и реализации программ сокращения бедности, регулирование инвестиционных споров. Для удовлетворения огромных потребностей в информации и для поддержания диалога по вопросам развития Всемирным банком налажены связи и созданы специальные сети, объединяющие множество участников процесса развития.

Вопросы для самоконтроля:

1) Из каких трех основных блоков состоит структура управления Всемирного банка?

2) Какой орган является высшим руководством Всемирного банка и каковы его функции?

3) Каковы источники ресурсов Всемирного банка?

4) В чем особенности кредитной деятельности Всемирного банка по сравнению МВФ?

5) На каких условиях выдает кредиты развивающимся странамМеждународная ассоциация развития?

6) Как осуществляет финансирование проектов частным компаниям Международная финансовая корпорация?

7) С какой целью был создан МЦУИС и каковы его основные направления деятельности?

8) От каких видов некоммерческих рисков и в каком размере предоставляет гарантии МАГИ по инвестициям иностранным инвесторам?

Тесты:

1. Какую организацию называют Всемирным банком?

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международный валютный фонд

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

2. Сколько организаций входит в группу Всемирного банка?

3. Организация, предоставляющая кредиты богатым развивающимся странам:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международный валютный фонд

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

4. Организация, осуществляющая льготные кредиты беднейшим развивающимся странам:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

5. Организация, оказывающая финансовую помощь путем прямого финансирования проектов частных компаний – это:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международное агентство по гарантированию инвестиций

6. Организация, созданная для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны – это:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

7. Организация, которая предоставляет услуги по арбитражному разбирательству между правительствами и иностранными инвесторами:

a) Мировой банк развития и реконструкции

b) Международная финансовая корпорация

c) Международная ассоциация развития

d) Международное агентство по гарантированию инвестиций

e) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

8. На каких видах кредитов специализируется Всемирный банк?

a) процентные и льготные кредиты

b) процентные и безпроцентные кредиты

c) целевые и программные кредиты

d) краткосрочные и долгосрочные кредиты

e) коммерческие и банковские кредиты

9 . Какие виды займов выдает Международная ассоциация развития

a) инвестиционные и банковские займы

b) инвестиционные займы и займы на развитие

c) коммерческие и торговые займы

d) национальные и иностранные займы

e) краткосрочные и долгосрочные займы

10. От каких видов рисков страхует иностранных инвесторов МАГИ?

a) коммерческик риски

b) некоммерческие риски

c) инвестиционные риски

d) неинвестиционные риски

e) кредитные риски

Литература

1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

2. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

3. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

4. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.

5. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.

6. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2003. – с.356-357.

Читайте также: