Доклад о состоянии и охране окружающей среды тамбовской области

Обновлено: 05.07.2024

Пути и средства реализации государственной экологической политики Российской Федерации. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием. Роль регионального уровня управления природоохранной деятельностью.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.09.2018
Размер файла 204,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тамбовский государственный технический университет

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Якунина И. В., Беляева Н. П.

- развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом различных форм их освоения;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля над использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;

- учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы;

- наделение должностных лиц, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями.

Актуальным и важным является вопрос о разграничении полномочий и предметов ведения на природные ресурсы между Российской Федерацией и ее субъектами.

Экологическая политика региона в своем конструктивном варианте строится на основе поиска компромиссных решений, баланса интересов на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. Характерно, что большая часть функций управления в области охраны окружающей среды и природопользования является общей для федеральных и региональных органов государственного управления.

Территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ и другие федеральные структуры совместно со специализированными природоохранными органами в составе администрации субъекта Федерации управляют природопользованием и охраной окружающей среды в границах региона. Региональные органы государственной власти осуществляют такие функции управления, как формирование экологической политики региона, нормативно-правовой базы, целевых экологических программ, а также координируют природоохранную деятельность на местном (муниципальном) уровне и в рамках единой региональной системы управления.

К совместному ведению с территориальными структурами федеральных органов экологического управления относятся вопросы предоставления лицензий на добычу полезных ископаемых, распределение лесосечного фонда, установление лимитов водопотребления и водоотведения и ряд других вопросов.

Основные изменения законодательства, произошедшие в последнее время, сводятся [1]:

1) к резкому ограничению (или, вернее, лишению) субъектов Федерации полномочий по:

- правовому регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования на подведомственных территориях с учетом их особенностей;

- участию в разработке государственной экологической политики;

- определению основных направлений охраны окружающей среды на подведомственных территориях;

- осуществлению государственного экологического контроля;

- участию субъекта Федерации в проведении экологической экспертизы, лицензировании деятельности в сфере природопользования и выдаче иной разрешительной документации;

2) к наделению органов местного самоуправления полномочиями в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных отходов, организации мероприятий по охране окружающей среды, организации и осуществлению экологического контроля.

Таким образом, федеральный орган государственной власти наделяется всей полнотой полномочий по регулированию отношений и управлению в природоохранной сфере. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации сводятся к абсолютному минимуму. Полномочия и ответственность органов местного самоуправления существенно повышены при полной неопределенности их обеспечения [1].

Наибольшее значение в практическом осуществлении государственной экологической политики имеет региональный уровень управления природоохранной деятельностью.

Основные органы исполнительной власти и организации, принимающие участие в управлении природоохранной деятельностью в Тамбовской области, отражены на Рисунке 1 в виде схемы.

Территориальное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тамбовской области (Управление Ростехнадзора по Тамбовской области) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности поднадзорных ему гидротехнических сооружений.

Рис. 1 Управление природоохранной деятельностью в Тамбовской области

природоохранный экологический природопользование окружающий

Учреждениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области), осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проводится лабораторный контроль санитарного состояния водоемов в местах культурно-бытового водопользования.

В управлении земельными ресурсами большое значение имеет Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области (Управление Роснедвижимости по Тамбовской области) и его структурные подразделения. К их функциям относятся: разработка предложений по управлению земельными ресурсами, участие в проведении землеустройства, ведение земельного кадастра и мониторинга земель, осуществление госконтроля за использованием и охраной земель, приостановление и отмена неправомерных решений органов местного самоуправления, обращение в гражданские и арбитражные суды по земельным вопросам, приостановление промышленного, гражданского и иного строительства, если оно осуществляется с нарушением земельного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства, выполнение иных полномочий.

Кроме того, в 2001 г. при комитете по управлению имуществом администрации области был создан Отдел по управлению недвижимостью, реформированию и регулированию земельных и имущественных отношений, осуществляющий функции по разграничению государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также по регистрации договоров аренды земельных участков и контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Государственный земельный контроль, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель, осуществляется Управлением Роснедвижимости по Тамбовской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тамбовской области (Управлением Россельхознадзора по Тамбовской области), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области).

Управление Россельхознадзора по Тамбовской области осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Кроме того, к животным охотничьего вида имеет отношение и Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области.

Управление Росприроднадзора по Тамбовской области осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности и энергетики; государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель ООПТ и лесов, не входящих в лесной фонд, и другие функции.

В соответствии с Постановлением администрации области № 1169 от 16 октября 2006 г. было создано Тамбовское областное государственное учреждение (ТОГУ) по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов [2], основной задачей которого является ведение хозяйственной деятельности, направленной на увеличение численности объектов животного мира на территории угодий общего пользования области, территории зеленых зон и на территории зоологических заказников.

Созданное в 2007 г. Управление лесами Тамбовской области в пределах своей компетенции осуществляет государственное управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Тамбовской области непосредственно, а также через управление деятельностью лесхозов [3].

В деле управления природоохранной деятельностью в Тамбовской области важную роль играет Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, основными задачами которого являются: обеспечение охраны окружающей среды, экологической безопасности, сохранение биологического разнообразия на территории области, а также обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов, недр, лесного фонда, животного мира (то есть рационального природопользования) на территории области.

В Российской Федерации работают пятнадцать бассейновых водных управлений, являющиеся территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов. На территории Тамбовской области осуществляет свою деятельность Донское бассейновое водное управление (Донское БВУ) через Отдел водных ресурсов по Тамбовской области.

Донское БВУ в пределах своей компетенции обеспечивает [4]:

- реализацию мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

- предоставление прав пользования водными объектами;

- эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Федерального агентства водных ресурсов, обеспечивает их безопасную эксплуатацию;

- разработку в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов, составляет прогнозы состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов.

Органы местного самоуправления проводят собственную экологическую политику, согласованную с администрацией субъекта Федерации. Региональные и муниципальные структуры непосредственно взаимодействуют с основной группой природопользователей - предприятиями, фирмами, деятельность которых существенным образом влияет на состояние окружающей среды. Осуществление эффективного управления организационным поведением природопользователей является одной из главных задач реализации государственной экологической политики.

Несмотря на усилия по реформированию органов государственного управления в целях упорядочения их полномочий, четкое разграничение полномочий пока что отсутствует. Это неизбежно порождает множественность органов, работающих по различным аспектам в одних и тех же направлениях.

Ярким примером этого может служить государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов. Если говорить в целом о Российской Федерации, то контрольные функции по аспектам природопользования и воздействия на окружающую среду в области охраны и использования водных ресурсов распределены между семью федеральными органами исполнительной власти.

В первую очередь надзор за соблюдением законодательства в области охраны и рационального использования водных ресурсов осуществляют Ростехнадзор (с точки зрения использования и охраны природных вод как элемента окружающей среды) и Росприроднадзор (с точки зрения использования и охраны природных вод как ресурсов, являющихся государственной собственностью).

Поскольку сохраняется практика осуществления специального водопользования по лицензиям, возможна проверка соблюдения лицензионных условий органами, выдающими эти лицензии (на добычу подземных вод - Федеральным агентством по недропользованию, на забор поверхностных вод - Федеральным агентством водных ресурсов) [5].

Роспотребнадзор в отношении водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор.

Отдельные аспекты охраны и использования водных ресурсов, связанные с предотвращением, ликвидацией и локализацией чрезвычайных ситуаций на водных объектах, и прежде всего с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, контролируются органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Во внутренних морях, на континентальном шельфе, в территориальных водах и в исключительной экономической зоне Российской Федерации соблюдение законодательства контролируется пограничными войсками Федеральной службы безопасности Российской Федерации [5].

Если же говорить о Тамбовской области, то и здесь государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов также осуществляется множеством органов. Это хорошо видно на Рисунке 1.

Таким образом, можно сделать определенные выводы о современном состоянии управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации (в том числе и в Тамбовской области). Во-первых, в работе органов экологического управления проявляется нескоординированность. Во-вторых, достаточно большое количество органов управления, частые их реорганизации, разветвленность системы управления противоречит логике управления, способствует образованию дублирующих, параллельных связей, нарушает принцип адресности и усложняет контроль за результатом управленческих решений. Поэтому существующее управление природоохранной деятельностью в настоящее время не является эффективным.

Список использованной литературы

1. Трансформация экологической политики и экологического права. Проблемы природопользования и охраны окружающей среды в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 17 (269).

2. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Тамбовской области в 2006 году. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2007. 244 с.

5. Бабина Ю. В. Государственный контроль предприятий в области природопользования и экологической безопасности // Экология производства. 2006. № 7. С. 7-12.

Подобные документы

Управление природопользованием и охраной окружающей среды как соблюдение экологических прав граждан страны. Принципы, виды, методы и органы государственного управления. Спиециальные, функциональные органы рационального пользования окружающей средой.

реферат [26,7 K], добавлен 02.06.2008

Осуществление государственного контроля над состоянием и охраной окружающей среды, здоровьем населения. Виды органов государственного управления природопользованием. Порядок взаимодействия и координации деятельности специальных органов общей компетенции.

презентация [783,5 K], добавлен 28.11.2015

Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды и природоохранной политики в Новгородской области. Направления решения проблем в сфере охраны окружающей среды.

дипломная работа [108,1 K], добавлен 09.08.2012

Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды. Разработка и внедрение безотходных и малоотходных процессов. Введение государственного экологического страхования.

реферат [29,6 K], добавлен 23.05.2009

Анализ нормативно-правовой базы системы управления состоянием окружающей среды. Исследование методов оценки загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почв. Экономическая эффективность внедрения информационных систем управления состоянием окружающей среды.

Опубликован доклад о состоянии и охране окружающей среды Тамбовской области в 2017 году

На фоне экономического роста более чем на 110 % к уровню 2016 года в промышленном производстве и свыше 114% в сельском хозяйстве Тамбовской области удается оставаться экологически благополучным регионом страны. Это подтверждается объективными показателями состояния окружающей среды за 2017 год. Данные представлены в соответствующем докладе, который опубликовало областное управление по охране окружающей среды и природопользованию.

На протяжении всего Года экологии в области поддерживалась стабильная экологическая ситуация, не было допущено чрезвычайных происшествий техногенного характера, продолжалась реализация перспективных природоохранных проектов. Объем финансирования природоохранных мероприятий составил свыше 1 миллиарда 300 миллионов рублей, из которых более 800 миллионов приходится на частные инвестиции.

Тенденция по снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду сохраняется по многим показателям. Так, в 2017 году снизились объемы выбросов в атмосферный воздух. В зоне влияния промышленных предприятий доля проб, превышающих предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (ПДК), почти в 2 раза меньше среднероссийского показателя. В зоне влияния автомагистралей - почти в 3 раза ниже значения в среднем по стране. В области по-прежнему отсутствуют населенные пункты с высоким и экстремально высоким уровнем загрязненности атмосферного воздуха. В 2017 году пробы атмосферного воздуха с превышением ПДК в сельской местности не регистрировались.

В рамках реализации поручения президента РФ по снижению объемов выбросов в атмосферу от транспорта в регионе запланировано строительство как минимум еще 4 газозаправочных станций. Продолжается субсидирование закупки предприятиями автотехники, работающей на газомоторном топливе.

В 2017 году началась масштабная реформа системы обращения с отходами производства и потребления. В регионе утверждена новая Территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными. Разработана и принята к исполнению новая региональная программа по обращению с отходами на 2017-2026 годы. В целом за последнее десятилетие доля обезвреживаемых и направляемых на переработку отходов увеличена почти в 7 раз. По итогам 2017 года она составляет 85%.

Управление информационной политики департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации Тамбовской области

Площадь территории – 34,5 тыс. км 2 . Численность населения - 1 033,6 тыс. человек, из них сельское население составляет 404,3 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 30,0 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 311 433,4 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).

Атмосферный воздух

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 1 городе на 4 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 165,9 тыс. т, что на 4,2% больше, чем в 2016 г. В последние годы (кроме 2014 г.) наблюдается существенный рост выбросов от стационарных источников - на 36,1%, и рост выбросов от автомобильного транспорта - на 8,1%.

В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается рост выбросов твердых веществ - на 46,7%, и ЛОС - на 38,1%, небольшое сокращение выбросов СО - на 6,4% и оксидов азота на 4,5%.

Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 46,2 47,7 51,5 53,9 44,7 56,4 56,0 62,9
твердые 3,0 3,7 4,1 4,1 4,6 4,0 4,5 4,4
СО 11,0 12,4 13,2 13,7 12,4 13,8 13,8 10,3
SO2 1,3 1,3 0,9 0,8 0,9 0,7 0,8 0,8
NOx 4,4 5,4 5,0 4,5 4,0 3,7 3,9 4,2
ЛОС 2,1 1,8 1,8 2,0 1,6 1,4 1,8 2,9

Водные ресурсы

Среднее многолетнее значение водных ресурсов в области составляет 4,1 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 3,6 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило -12,2%. Забор пресной воды в 2017 г. составил 108 млн м 3 , что на 4,3% больше, чем в 2016 г. По сравнению с 2010 г. забор воды уменьшился на 4,9%.

Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
из подземных источников из поверхностных источников
2010 96,69 16,85 99,85 226,78
2011 90,16 20,10 98,68 232,03
2012 88,29 18,97 96,51 219,06
2013 85,17 19,86 95,39 223,93
2014 84,70 21,22 95,47 223,76
2015 81,68 21,34 93,04 223,44
2016 81,66 21,93 96,04 220,57
2017 84,61 23,37 98,53 220,62

Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 98,53 млн м 3 , что на 1,3% меньше, чем в 2010 г. Больше всего воды в регионе тратится на производственные нужды, однако, показатель сократился на 2,9%. Произошло сокращение водопотребления на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды на 18,4%. Резко увеличилось водопотребление на орошение в 4,9 раза.

По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

Показатель водоотведения уменьшился по сравнению с 2010 г. на 15,3%.

Биологическое разнообразие

Растительный и животный мир

Растительный мир области насчитывает 1 565 видов, животный мир - около 1 700 видов, в том числе: млекопитающих - 73 вида, птиц - 292 вида. Из общего количества охраняемые виды составляют по растениям - 14,6%, по всем животным около 17%; из них по млекопитающим - 24,7%, по птицам - 30,5%. Перечень охраняемых видов животных утвержден в 2010 г., растений - в 2015 г. Красная книга области с перечнем объектов растительного мира издана в 2002 г., животного мира - в 2012 г.

Наименование Кол-во,ед.
Млекопитающие 18
Птицы 89
Рыбы 14
Пресмыкающиеся 5
Земноводные 4
Беспозвоночные 160
Сосудистые растения 228
Прочие 49
Итого 567
Из них: Вероятно исчезнувшие 23
Находящиеся под угрозой исчезновения 91
Сокращающиеся в численности 84
Редкие 237
Неопределенные по статусу 108
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 24

Лесные ресурсы

Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 374,7 тыс. га (10,9% площади области), из них покрыты лесной растительностью - 341,6 тыс. га. Площадь лесопокрытых земель с 2010 г. увеличилась незначительно - примерно на 6,9 тыс. га или около 2,1%. Защитные леса на землях лесного фонда составляют 374,7 тыс. га. Площадь земель иных категорий (кроме земель лесного фонда), на которых расположены леса, - 28,1 тыс. га. Лесистость по всем землям - 10,5%. Преобладают средневозрастные леса (31,96 млн м 3 ), по породному составу - хвойные (37,11 млн м 3 ) и мягколиственные (19,99 млн м 3 ).

Особо охраняемые природные территории

Площадь ООПТ регионального и местного значения в области составила 141,332 тыс. га.

Отходы

Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 4,717 млн т или в 8,21 раза. Отмечен рост доли утилизированных отходов (в 26,36 раза с 2010 г.).

Год Показатель
образование утилизация хранение захоронение
2010 0,654 0,173 0,077 0,295
2011 0,915 0,219 0,301 0,103
2012 2,625 1,627 0,147 0,003
2013 3,658 2,304 0,040 0,208
2014 3,883 2,657 0,035 0,313
2015 4,033 2,827 0,015 0,263
2016 4,385 3,191 0,002 0,278
2017 5,371 4,560 0 0,263

В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 18,7% меньше, чем в 2010 г., показатель вывоза ТКО на 1 человека в год уменьшился с 3,7 до 3,1 м 3 . Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов с 2013 г. вырос на 7,2%.

Затраты на охрану окружающей среды

Наибольшее количество инвестиций на охрану окружающей среды в 2017 г. было направлено на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 49,5% и на установки для утилизации и переработки отходов производства - 49,0%. Около половины текущих затрат на охрану окружающей среды (48,7%) - это затраты на сбор и очистку сточных вод, 29,4% - на обращение с отходами; почти 19% — на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата.

На территории Тамбовской области встречается немало чудесных уголков природы, которые восхищают и ласкают человеческий взгляд. Их красота своеобразная - не броская, но трепетная и запоминающаяся.


Самая большая ценность Тамбовской области - земля, почва. Обеспеченность пахотными угодьями - лучшая в России. Самые длинные наши реки - Цна и Ворона. А самые крупные озера - Рамза, Кипец, Ильмень, Ореховое, Лебяжье, Крутое.

Тамбовская область расположена в лесостепной зоне, для которой характерны широколиственные леса и луговые степи. Леса занимают более 12% территории.


Экология Тамбовской области - это система взаимоотношений человека и природы. Экологическая обстановка в целом в Тамбовской области неблагоприятная, прослеживается тенденция к ухудшению. Это связано с состоянием земель, воды, атмосферы, утилизацией бытовых и производственных отходов. Главная проблема - использование почв. В настоящее время обрабатывается 60% сельскохозяйственных земель. Сокращается число фермерских и личных подсобных хозяйств, распалась половина бывших колхозов и совхозов. Утрачены севообороты. Возрастает кислотность почв. Высаженные в 1970-1980-е годы полезащитные полосы заброшены и частично вырублены. Это ухудшает вводно-физическое состояние почв.

Вторая группа проблем экологии связана с водой, её количеством и качеством. Сток рек Тамбовской области не превышает 1,7 куб. км/год, но летом равен 0,02 куб.км. Приходится строить сотни прудов и десятки водохранилищ для обеспечения населённых пунктов и промышленных предприятий. Подземные воды области невысокого качества из-за жёсткости, избытка солей железа, низкого содержания фтора. По санитарно-техническим показателям 25-30% скважин не соответствуют норме, а по санитарно-бактеорологическим анализам - 3-4%. Ежегодно в реки и озёра сбрасывается до 70 млн. куб. м сточных вод. Ухудшилось качество воды в реках: Вороне, Савале, Битюге и др.


В атмосферу Тамбовской области ежегодно попадает до 190 тыс. тонн выбросов от автотранспорта; предприятий - ТЭЦ, химзаводов, особенно Котовского завода пластмасс, Уваровского химзавода. Лесные площади занимают около 12% территории области. Однако лесные пожары, браконьерские порубки уничтожают тысячи гектаров леса.


Обостряется проблема утилизации отходов. Число свалок и мест захоронения отходов увеличивается (за 5 лет на 30%). Многие из них расположены вблизи поселений и в иных экологически опасных местах. Неблагополучная экология ослабляет здоровье населения.


Животный мир Тамбовской области богат и разнообразен. Однако многие виды животных в последние десятилетия снижают свою численность и переходят в категорию редких и исчезающих. В ряде случаев это следствие естественных процессов, но чаще причиной служит разрушение и трансформация мест обитания, загрязнения, прямое уничтожение и т.д. Подготовка и издание Красной книги - одна из мер по изучению редких и исчезающих видов животных и принятию необходимых мер охраны.

Читайте также: