Международные суды и трибуналы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Международный трибунал – орган, создаваемый для суда над лицами, обвиняемыми в совершении международных преступлений. Трибунал функционирует не на постоянной основе, он учреждается для рассмотрения дел, объединенных общими признаками (например, преступлений, совершенных на определенной территории). Орган создается, если преступления носят массовый характер, а государство, где они совершаются, не в состоянии защитить граждан. Для учреждения необходим международный договор или резолюция Совета Безопасности ООН. Устав ООН прямо не предусматривает право СБ ООН создавать трибуналы. Согласно статье 29 Устава, Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.

Помимо Международного суда, который является главным судебным органом ООН, существует целый ряд международных судов и трибуналов, ассоциированных с ООН в разной степени.

Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде

Резолюцией СБ ООН 827 (1993 г.) был учрежден Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), деятельность которого сосредоточена на судебном преследовании и предании суду высших руководителей, подозреваемых в преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 г. В их числе нарушение законов и обычаев войны, геноцид и преступления против человечности. Штаб-квартира МТБЮ в Гааге (Нидерланды). Работа МТБЮ еще не окончена, к настоящему времени были выдвинуты обвинения против 161 человека, в отношении 147 из них судебные разбирательства завершены.

На основе резолюций СБ ООН 955 (1994 г.) и 977 (1995 г.) был создан Международный трибунал по Руанде (МТР). Причиной для его учреждения стали события, произошедшие в стране в 1994 г. на фоне гражданской войны - радикально настроенные представители племени хуту убили порядка 1 млн тутси и хуту. МТР осуществляет судебное преследование лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде и соседних государствах руандийскими гражданами в 1994 г. Штаб-квартира МТР в Аруше (Танзания). Работа должна быть завершена до конца 2015 г. Трибунал рассмотрел 93 дела против высших должностных лиц и офицеров, крупных предпринимателей, религиозных и общественных лидеров. В отношении 61 из них были вынесены обвинительные приговоры.

Трибунал над "красными кхмерами"

Трибунал над "красными кхмерами" - международно-национальный суд, созданный ООН и правительством Камбоджи. Его официальное название - Чрезвычайные палаты в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии.

Трибунал был учрежден в соответствии с соглашением, заключенным ООН и правительством Камбоджи 6 июня 2003 г. (ратифицировано парламентом Камбоджи в 2004 г., вступило в силу в 2005 г.). В его состав вошли как камбоджийские, так и иностранные судьи. Местом пребывания трибунала был выбран Пномпень. Высшая мера наказания - пожизненное заключение. Судьи приступили к работе весной 2009 г.

К этому времени в живых остались пятеро лидеров "красных кхмеров". Им было предъявлено обвинение в геноциде, нарушении прав человека и военных преступлениях. Главный идеолог движения Нуон Чеа, президент Демократической Кампучии Кхиеу Сампхан и начальник тюрьмы С-21 Канг Киек Иеу были приговорены к пожизненному заключению. Заместитель премьер-министра по иностранным делам Иенг Сари не дожил до приговора (скончался в марте 2013 г.). Его жена Иенг Тирит, возглавлявшая министерство социального обеспечения, была признана недееспособной.

С учетом времени, необходимого для рассмотрения апелляций, ожидается, что трибунал завершит работу в конце 2018 г.

Специальные трибуналы по Сьерра-Леоне и Ливану

По резолюции СБ ООН 1315 (2000 г.) в 2004-2013 гг. действовал Специальный суд (трибунал) по Сьерра-Леоне, который осуществлял уголовное преследование лиц, ответственных за нарушения международного гуманитарного права и законов страны, совершенные на ее территории после 30 ноября 1996 г. во время гражданской войны. Штаб-квартира располагалась в столице, в г. Фритаун. В 2012 г. экс-президент Чарльз Тейлор, признанный виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности был приговорен к 50 годам тюрьмы. В 2013 г. трибунал выполнил свой мандат и завершил работу.

Согласно резолюции СБ ООН 1757 (2007 г.) действует Специальный трибунал по Ливану (СТЛ). Его цель - судебное преследование лиц, виновных в гибели 14 февраля 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других лиц. Трибунал наделен также юрисдикцией над обвиняемыми в "других преступлениях в Ливане, совершенных с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности". Штаб-квартира в Гааге (Нидерланды). В январе 2015 г. срок полномочий был продлен до марта 2018 г. В январе 2014 г. начался суд по делу пятерых обвиняемых. Поскольку по международным ордерам, выданным трибуналом на их арест, никто задержан не был, слушания проходят заочно.

МТБЮ, МТР и СТЛ являются вспомогательными органами СБ ООН.

Международный уголовный суд

В 2002 г. начал работу Международный уголовный суд (МУС), учрежденный на основе Римского статута, принятого на конференции полномочных представителей под эгидой ООН в июле 1998 г. в Риме. Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Это независимая структура, связанная с ООН особым соглашением о сотрудничестве. МУС может возбуждать дела по представлению СБ ООН.

Создание Международного трибунала по пиратству

В мае 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой, касающейся судебного преследования пиратов, включая возможное создание Международного трибунала по пиратству. С 2010 г. СБ ООН принял несколько резолюций, призывающих продолжить рассмотрение этого вопроса.

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учреждён на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году. Действует с момента вступления Римского статута в силу, то есть с июля 2002 года.

Международный уголовный суд создан, чтобы помочь положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как явствует из самого названия, МУС является уголовным судом. Это означает, что его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов, МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органомего личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда. Важное значение для деятельности суда имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы.

МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата.

Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле Суда его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Учреждение Международного уголовного суда

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда периодически поднимался, однако в ситуации Холодной войны невозможно было добиться необходимого для разрешения этого вопроса уровня международной кооперации. Содержательное обсуждение проблемы стало возможным лишь в конце 1980-х гг.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 года, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая и состоялась в Риме15 июня — 17 июля 1998 года.

17 июля 1988 г. на Дипломатической конференции в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного Международного уголовного суда. Этот договор — Римский статут Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

Государства-участники

К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 34 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 27 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Структура суда

Судебный орган

Судебный орган состоит из 18 Судей, работающих в составе трех отделений — Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства.

Судьи

В соответствии с Римским статутом, Суд обычно состоит из 18 Судей. В то же время Президиум, действуя от имени Суда, может представить Ассамблее государств-участников МУС предложение об увеличении числа Судей, предусмотренного в Статуте, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Все Судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их полномочий. Судьи независимы при выполнении своих функций. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства. Альтернативно, он должен обладать признанной компетентностью в таких областях, как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда. Кроме того, каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством – участником Римского статута. При проведении выборов каждое государство-участник может выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен быть гражданином какого-либо государства-участника.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников путем тайного голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Государства-участники при отборе Судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства Судей женского и мужского пола. Государства-участники также принимают во внимание потребность в наличии Судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, в том числе по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин или детей.

Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и не имеют права на переизбрание. При первых выборах одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а остальные Судьи остаются в должности в течение девяти лет. Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет право быть переизбранным на полный срок.

Несмотря на вышеизложенные положения, Судья, назначенный в Судебную или Апелляционную палату, остается в должности до завершения любого судебного или апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были начаты в данной Палате. Этим обеспечивается соблюдение принципа несменяемости состава Суда по делу.

Отделения и палаты

Судебный орган имеет трехступенчатую структуру и состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. Каждое из отделений включает Палаты (Камеры). Постановления и решения Судебных палат и Палат предварительного производства может быть обжаловано Сторонами процесса в Апелляционной палате.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех Судей, Судебное отделение – не менее чем из шести Судей и Отделение предварительного производства – не менее чем из шести Судей. Назначение Судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных Судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание Судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из Судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении Палатами.

Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя Судьями Отделения предварительного производства, либо одним Судьей этого Отделения в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС.

Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение предварительного производства, выполняют свои функции в этих отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока – до завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были начаты в соответствующем отделении; Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих полномочий. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции только в этом Отделении. Однако не исключается временное назначение Судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства либо наоборот, если Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах Судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате.

Президиум

Хотя, в соответствии с Римским статутом, Президиум МУС является самостоятельным подразделением в структуре Суда, его формирование и функционирование непосредственно связаны с судебным органом.

Президиум несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора, и выполняет другие функции, возлагаемые на него в соответствии с Римским статутом. При выполнении своих обязанностей Президиум координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президиум состоит из трех судей: Председателя (Президента), Первого вице-председателя (вице-президента) и Второго вице-председателя (вице-президента).

Председатель и Первый и Второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов Судей МУС из их числа. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве Судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель и Первый вице-председатель отсутствуют или отведены.

Персональный состав Президиума и Судебного органа

В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Финальным аккордом Второй мировой войны стал главный Нюрнбергский процесс — суд над бывшими руководителями нацистской Германии. Это был первый случай в глобальной юридической практике — до того международные военные трибуналы просто не созывались. Отчасти поэтому в Нюрнберге всем участникам процесса приходилось действовать наугад — с нуля разрабатывали не только устав, но и все процессуальные механизмы. Нюрнбергский процесс заложил фундамент основополагающих правовых принципов и международного гуманитарного права, которые используются сегодня.

Город был выбран не случайно. В Нюрнберге впервые в 1927 году прошел съезд НСДАП, здесь же были приняты Нюрнбергские расовые законы, положившие начало изоляции евреев по национальному признаку. После главного трибунала в Нюрнберге последовал цикл из еще 12 судебных процессов, на которых разбирались дела нацистских деятелей меньшего масштаба (в том числе, например, нацистских врачей).

Созданием Международного военного трибунала и разработкой его устава занимались представители четырех держав-союзников — США, СССР, Франции и Великобритании — в ходе Лондонской конференции летом 1945 года. 29 августа представили первый список главных подсудимых — 24 военных преступника из числа нацистских руководителей и идеологов. Также впервые в истории перед судом предстали не только люди, но и целые организации — СС, СД и гестапо. Ни Гитлер, ни Геббельс, ни Гиммлер не вошли в список преступников, так как к этому моменту уже были мертвы — покончили жизнь самоубийством. Мартин Борман обвинялся заочно, поскольку не было никаких прямых доказательств его смерти.

То, что вина подсудимых будет доказана, не подлежало сомнению — цель Нюрнбергского процесса заключалась лишь в определении меры наказания. В состав трибунала вошли представители четырех держав-победительниц, а также обвинители от них.

От СССР главным обвинителем был прокурор Роман Руденко, известный участием в массовых сталинских репрессиях, — впоследствии это вызовет критику в немецких СМИ,

которые будут высказывать сомнения в моральном праве Руденко осуждать нацистских преступников за развязывание геноцида.

Процесс растянулся на десять месяцев: с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946-го было проведено 403 слушания, стенограммы которых заняли 42 тома. Международный военный трибунал приговорил 12 человек к смертной казни через повешение, трех человек — к пожизненным срокам, двое получили по 20 лет тюремного заключения. Прозвучало всего три оправдательных приговора: освободили нацистского пропагандиста и радиоведущего Ганса Фриче, дипломата Франца фон Папена и одного из главных организаторов военной экономики нацистской Германии, бывшего президента Рейхсбанка и рейхминистра экономики Германии Ялмара Шахта. Впрочем, практически сразу после этого все трое вновь попали на скамью подсудимых в ходе немецких процессов по денацификации — и получили разные сроки каторжных работ.

Противники Нюрнбергского трибунала апеллировали к тому, что, во-первых, победители не могут судить побежденных, во-вторых, самим обвинителям можно инкриминировать те же преступления, что и людям, сидящим на скамье подсудимых (например, бомбардировки Дрездена, Хиросимы и Нагасаки на финальных этапах войны). В-третьих, как бы парадоксально это ни звучало,

с правовой точки зрения нацисты не нарушали закон (или, по крайней мере, не знали, что нарушают какие-то законы),

поскольку на Нюрнбергском процессе развязывание войны и преступления против мира признали нелегитимными впервые: до этого агрессивный внешнеполитический курс осуждался, но исключительно с точки зрения морали, а санкции накладывались в основном экономические и политические, но никак не юридические.


Конец войны, начало войны: Токийский процесс

На Нюрнбергском процессе судили верхушку Третьего рейха, а для японских военных преступников был организован отдельный суд, который получил название Международного военного трибунала для Дальнего Востока — или просто Токийского процесса. За основу были взяты принципы и устав, разработанные для Нюрнберга, однако были и некоторые существенные отличия. Так, вместо четырех главных обвинителей на Токийском трибунале было представлено сразу 11 государств. От каждой страны были свои прокуроры и судьи, но главный прокурор был от США. Америка вообще играла особую роль в организации процесса: во-первых, у страны были средства на проведение трибунала, тогда как остальные державы понесли значительные финансовые потери в ходе войны, во-вторых, именно США поставили символическую точку во Второй мировой, сбросив бомбы на Нагасаки и Хиросиму.

Еще одно существенное отличие Токийского процесса заключалось в царящей на нем атмосфере: если в Нюрнберге страны-победительницы пытались выступать единым фронтом, несмотря на разногласия, то в Токио раскол был уже очевиден. За два месяца до начала процесса, 5 марта 1946 года, Черчилль выступил со своей знаменитой Фултонской речью, положившей начало холодной войне, поэтому трибунал в Токио проходил в очень напряженной обстановке невидимого противостояния США и Европы СССР.

Весь процесс стал своеобразной битвой за раздел сферы влияния на Дальнем Востоке, от исхода которой зависело, по какому пути пойдет Япония — коммунистическому или капиталистическому. Острота противоречий росла с каждым днем: дошло до того, что советской делегации отказали в бесплатных обедах,

которые полагались всем представителям комиссий государств — участников Токийского процесса.

Помимо внешнеполитических факторов, были и другие аспекты, влияющие на ход трибунала. Так, США заинтересовались бактериологическим оружием, которое Япония разрабатывала в ходе войны, проводя опыты над военнопленными. В обмен на документы и материалы с результатами исследований некоторые японские военные преступники получили иммунитет от судебного преследования — в частности, руководитель программы генерал-лейтенант, микробиолог Сиро Исии и его подчиненные. Неприкосновенным был также объявлен император и его семья. Союзники пошли на эту сделку, поскольку боялись, что привлечение к суду священной фигуры императора вызовет протесты и на оккупированной территории начнутся бунты и восстания.


Радио ненависти: Международный трибунал по Руанде

Сто дней геноцида в Руанде унесли более 800 тысяч жизней: убийства совершались каждые десять секунд. Страшная бойня разразилась на почве конфликта между хуту и тутси. Эти две народности за многие столетия прошли непростой путь от войны до мирного сосуществования на одной территории, с выработкой общего языка и культуры. Все изменилось после окончательного распада колониальной системы во второй половине XX века: Бельгия, уходя из Руанды, передала административный контроль хуту, этническому большинству, которое исторически относилось к более низкой касте. Привилегированное меньшинство тутси оказалось без традиционной поддержки. 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе погиб президент Руанды Жювеналь Хабиаримана; хуту обвинили тутси в том, что те сбили самолет, и медленно тлеющая на протяжении нескольких лет гражданская война мгновенно вышла на совершенно другой уровень — началась массовая резня. Хуту, вооруженные мачете, убивали с особой жестокостью, а перед этим изощренно пытали —

многие тутси, попавшие в руки хуту, предлагали большие деньги за то, чтобы быть убитыми быстро.

Международные миротворческие силы занимали бездеятельную позицию: войска ООН получили приказ не вмешиваться во внутренние дела другой страны; единственное, что было разрешено солдатам, — отстреливать бродячих собак, которые разрывали тела убитых. Франция эвакуировала иностранных граждан и экспатриантов (пытавшихся бежать из страны тутси силой высаживали из грузовиков), Бельгия стремительно выводила своих солдат, ООН сократила миротворческий контингент в четыре раза всего за полмесяца, США, извлекшие урок из сомалийской операции в Могадишо, и вовсе предпочли не вмешиваться. Позже генерал Ромео Даллер назвал эту миротворческую миссию одной из самых провальных в истории.

Остановить бойню смогли сами тутси из движения Руандийский патриотический фронт, который возглавлял Поль Кагаме (сегодня он президент Руанды) — им удалось взять столицу и оттеснить радикальных хуту к границам. После прекращения войны настало время подводить ее итоги и наказывать тех, кто ее развязал. Международный трибунал по Руанде действовал более 20 лет — с 1994 по 2015 год, однако некоторые преступники до сих пор не найдены — они объявлены в международный розыск.


Суд во время войны: Международный трибунал по бывшей Югославии

После смерти Иосипа Броза Тито, возглавлявшего Югославию на протяжении 35 лет, в 1980 году в стране начался кризис, который привел к масштабной гражданской войне. Конфликт начался в 1991 году и продолжался около 10 лет. Сербы, хорваты, мусульмане-бошняки, албанцы и македонцы отстаивали свои национальные и территориальные интересы в вооруженных столкновениях, в результате которых погибло около 100 тысяч человек. Противостояние в Югославии считается самым кровопролитным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге запустил Совет безопасности ООН еще в 1993 году. Его появление поддержали многие государства, в том числе Россия. За время своей работы, вплоть до 2017 года, МТБЮ рассмотрел больше 160 дел, опросил около 4600 свидетелей и осудил 90 человек за геноцид, преступления против человечности и нарушение законов и обычаев войны. Обвинения получили участники гражданской войны в Югославии 1991–1996 годов, конфликта в Косово 1997–1998 годов, а также войны в Македонии.

МТБЮ стал первым трибуналом, в котором не победитель судил побежденного, а все международное сообщество выносило приговор тем, кто грубо нарушал нормы международного права и общечеловеческого представления о гуманности. Но трибунал основали в ходе войны, что затруднило сбор доказательств и поиск свидетелей. Из-за этого суду пришлось полагаться на информацию, которую предоставляли страны, вовлеченные в конфликт.

С помощью трибунала международное сообщество надеялось примирить народы и добиться справедливости, но практика показала, что участники войны, чью вину признавал суд, становились национальными героями, получали протекцию от своих государств и выпускали книги, где уверенно оспаривали решения Гааги.


Долгая дорога к правосудию: чрезвычайные палаты в судах Камбоджи

Время сыграло со всеми участниками процесса странную шутку: кто-то из них получил ограниченный срок, но не надеется когда-либо выйти на свободу в силу возраста (как начальник тюрьмы Туольсленг Канг Кек Иеу), а умер от старости, не дожив до приговора (как министр иностранных дел Демократической Кампучии Иенг Сари). Сам Пол Пот был заочно приговорен к смерти еще в 1979 году Народно-революционным трибуналом, скрывался в джунглях на границе с Таиландом и умер в 1998 году — возможно, отравлен бывшими соратниками.


Международные военные трибуналы стали продуктом двадцатого века, когда мир перестал состоять из обособленных государств и увеличилась зависимость всех стан друг от друга. Развитие средств массовых информации сделало невозможным умалчивание страшных преступлений против человечности во время войн и вооруженных конфликтов. Общественность требует наказания военных преступников, виновных в жестокости, садизме, геноциде, массовых зачистках. Соответственно, логичным шагом стало создание надгосударственных судебных органов, не зависящих от руководства конкретных правительств и способных объективно расследовать действия военного и гражданского руководства во время вооруженных конфликтов.

Предпосылки создания

История человечества состоит из непрерывных войн и кратких периодов мира между ними. Все это сопровождается разрушениями и гибелью людей, страданиями гражданского населения. В определенный момент человечество решило установить единые правила ведения войны, чтобы избежать неоправданной жестокости и садизма. После Второй мировой войны были организованы Международные трибуналы, целью которых стало наказание нацистских преступников Германии и милитаристов Японии.

Следующим шагом стала разработка Женевской конвенции, ратифицированной большинством стран мирового сообщества в 1949 году. Война сама по себе – крайне негуманный способ решать проблемы, однако даже в этом случае необходимо не переходить определенную грань и не превращать противоборство армий в тотальное уничтожение гражданского населения.

международный трибунал по бывшей югославии

Целью конвенции стала выработка четких правил и критериев, которые определяли степень дозволенности применения силы и устанавливали различия между противостоянием вооруженных участников конфликта и бессмысленной и неоправданной резней мирных граждан и безоружных военнопленных. Международные трибуналы должны были стать эффективным инструментом для того, чтобы этот благородный документ не превратился в пустую бумажку.

Первая ласточка

Вторая мировая война закончилась полным разгромом главных агрессоров – нацистской Германии и милитаристской Японии. Военные преступления главных участников действа были столь вопиющи, а их свидетельства столь очевидны, что мировая общественность требовала справедливости и наказания виновных.

Результатом этого стало создание Международного военного трибунала. Он был учрежден в соответствии с соглашениями, подписанными представителями СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне в августе 1945 года. Располагался этот орган в Нюрнберге, судебные слушания проводились в поверженной столице Третьего рейха - в Берлине.

Главной целью этого органа стало показать, что предстоит не обычная расправа победителей над побежденными, а справедливый суд и возмездие за страшные преступления против людей, которые не должны повториться в дальнейшем.

Устав международного трибунала предусматривал равное представительство сторон, участвующих в его создании. Каждая из четырех держав делегировала по одному судье и его заместителя.

Принципы

Юрисдикции международного военного трибунала подлежали три большие группы преступлений, совершенных нацистами:

  • Преступления против мира. То есть разжигание войны путем грубого нарушения международных договоров, планирование наступательных военных операций в мирное время, а также участие в планах и заговорах, ведущих к началу боевых действий.
  • Военные преступления. Намеренное нарушение обычаев войны, жестокость по отношению к мирному населению, уничтожение заложников, увод в рабство жителей оккупированных территорий, разрушение населенных пунктов, не вызванное военной необходимостью, применение запрещенных видов оружия.
  • Преступления против человечности. Убийства, пытки, порабощение представителей мирного населения независимо от времени начала войны, преследование определенных групп по расовым, политическим или религиозным мотивам.

Суть международного трибунала заключалась в индивидуальной ответственности всех участников военных преступлений. Отныне никакой палач не мог привести в свое оправдание тот факт, что он являлся простым исполнителем приказов. Уборщик печей в Освенциме также нес свою долю ответственности за массовые убийства заключенных наряду с комендантом концентрационного лагеря.

Кроме того, действовал Дальневосточный трибунал, рассматривающий дела военных преступников Японии. Деятельность обоих органов носила временный характер, по достижении своих целей они были распущены.

Крах Югославии

Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.

Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

международный трибунал суд

Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.

Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.

Принципы формирования

Местом нахождения Международного трибунала по бывшей Югославии стал голландский город Гаага. Он состоял из двух судебных камер и одной апелляционной. Кроме того, в его состав входили обвинитель и секретариат. Состав судей должен был подбираться из лиц, обладающих высокими моральными принципами, объективностью и безупречной репутацией. Соблюдался принцип равного представительства судей разных государств.

группа людей

Состав судей определялся Советом безопасности ООН. Окончательное утверждение списка проводилось Генеральной ассамблеей.

Долгий процесс

Планировалось, что деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии продолжится до 2009 года, а последняя апелляция будет рассмотрена в 2010 году. Однако действительность внесла свои коррективы в эти расчеты. Последнее дело было рассмотрено в 2017 году, когда Трибунал объявил о своем закрытии.

За время существования международного органа было рассмотрено 142 дела против обвиняемых в военных преступлениях. Самыми одиозными фигурами процессов стали лидеры боснийских сербов – Радко Младич и Радован Караджич. Судебного преследования не избежал и президент страны Слободан Милошевич. Он скончался в тюрьме, не дождавшись окончательного вердикта.

Критика МТБЮ

Многими независимыми экспертами отмечалась излишняя политизированность трибунала по бывшей Югославии. Несмотря на то что его целью было справедливое разбирательство без учета национальной принадлежности, вскоре стало понятно, что независимый суд международного трибунала больше похож на расправу победителей над побежденными.

Большая часть обвинительных приговоров была вынесена по делам сербских генералов, почти все представители хорватских вооруженных формирований были оправданы. Кроме того, избежали ответственности многие руководители косовских албанцев, ответственные в массовых зачистках и торговле человеческими органами.

международный трибунал по морскому праву

Даже самые горячие сторонники МБТЮ с нейтральной стороны со смущением обнаружили, что кровопролитная гражданская война оказалась, по мнению трибунала, эпичной битвой добра (в лице сторонников независимости) со злом (в лице сербских империалистов).

Международный трибунал по Руанде

Массовый геноцид в Руанде в 1994 году по отношению к этнической группе тутси вызвал немедленную реакцию ООН. Вновь решили использовать проверенную тактику международных трибуналов. Резолюция Совета безопасности ООН по ситуации в Руанде была принята единогласно, целями нового органа стало не только возмездие, но и восстановление законности, мира и примирение сторон.

Международный трибунал по Руанде был организован по подобию МТБЮ. Он состоял из двух судебных и одной апелляционной камеры. Базировался этот орган в Аруше, что в Танзании.

международный трибунал по руанде

Первый процесс состоялся в 1997 году. Всего были рассмотрены дела 93 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, однако остальные понесли суровое наказание. Самым печально известным из них стал экс-премьер страны Жану Камбанде. Было приведено множество доказательств того, что он призывал к массовым убийствам тутси и организовывал расправы над ними. Самым явным из них стало его одобрение пропаганды на радио RTLM, которая призывало к физическому уничтожению этого народа.

Международный уголовный суд

Помимо временных международных трибуналов действует постоянный орган, который служит арбитром в межнациональных вопросах. Международный уголовный суд был создан в 1998 году на основании Римского статута. Он является постоянно действующей структурой, его решения обязательны для государств, которые ратифицировали международный договор о его создании. На сегодняшний день соглашение подписано 104 странами.

В отличие от Международного уголовного трибунала, Суд не обладает приоритетом по отношению к нормам национального права. МУС принимает дело в производство лишь в тех случаях, когда государство не способно или не изъявляет желания приняться за расследование серьезных преступлений.

устав международного трибунала

Важным условием для нормальной деятельности Суда является сотрудничество всех государств-участников, способность доставить обвиняемого к месту процесса. Юрисдикции подлежат лица, подозреваемые в совершении самых серьезных преступлений – геноциде, военных преступлениях, агрессии.

Деятельность

Международный уголовный суд начал свою деятельность в 2002 году. Ему были переданы дела по обстановке в Конго, Уганде, Центральноафриканской республике. Ведется расследование о призыве на военную службу несовершеннолетних детей в этих африканских государствах.

Прокурором Международного суда были выписаны постановления на аресты целой группы лиц, обвиняемых в массовых похищениях детей в Уганде. Их насильно вербовали в ряды вооруженных формирований либо использовали в качестве рабов.

Международный трибунал по морскому праву

В определенный момент все морские державы осознали необходимость создания единого органа для урегулирования споров друг с другом. В 1994 году в соответствии с Конвенцией ООН был создан Международный морской трибунал. Он уполномочен решать спорные вопросы, связанные с разработкой ресурсов в зоне морского дна за пределами национальных акваторий.

международный уголовный трибунал

Конвенция объединяет 165 субъектов международного права, включая 164 государства и Евросоюз. Состав трибунала включает в себя 21 представителя от стран-участниц, которых избирают сроком на 9 лет.

Международные трибуналы призваны служить орудием справедливости вне зависимости от географии и сурово карать виновных в совершении преступлений против человечности.

Читайте также: