Методы исследования слуха у детей доклад

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методы сурдопедагогического исследования слуха

Т.И. Наумова (учитель-дефектолог)

Курск, ОГСОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Нарушения слуха встречаются достаточно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер, такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении современного и рационального лечения.

Другую группу составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата - сенсоневральная тугоухость и глухота. При таких диагнозах современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти о поддерживающей терапии, определённых профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Современная сурдологическая наука основывается на трёх важнейших направлениях: определение остаточного слуха; его использование; его развитие.

В конце 70-х гг. Международная конференция врачей-сурдологов, аудиологов в Париже приняла следующую медицинскую классификацию нарушения слуха.

Степень понижения слуха

Тональные пороги, дБ

Глухота определяется при пороге более 90 дБ

Педагогическое исследование слуховой функции детей дошкольного и школьного возраста зависит от того, владеет ли ребёнок речью или нет.

Для обследования необходимы четыре одинаковые емкости. Три из них заполняются на одну треть:

п ервая – нелущеным горохом, сотрясение которого создаёт звук интенсивностью 70 – 80 дБ;

вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создаёт звук интенсивностью 50 – 60 дБ;

третья – манкой, сотрясение которой создаёт звук интенсивностью 30 – 40 дБ.

четвёртая баночка остаётся пустой.

Ж елательно, чтобы обследование проводили два человека: один подаёт сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребёнка. Стоящий позади ребёнка, трясёт баночками на расстоянии 20 – 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке баночка с крупой, а в другой – пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Обследование следует начинать с более тихих звуков: сначала баночка, заполненная манкой, затем – гречкой и только потом – горохом. Если ребёнок чётко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (это говорит о том, что слух в норме), то другие звучания можно не предъявлять.

По тому же принципу происходит и тональная аудиометрия . Исследования проводят с использованием музыкальных инструментов: барабана, гармони и дудочки. Каждый инструмент обладает своей частотой.

Дудочка - высокие частоты; гармонь – средние частоты; барабан – низкие частоты. Исследования проводится поочерёдно на каждое ухо. В противоположное ухо вставляют ватный тампон. Аудитор наблюдает за реакциями ребёнка и фиксирует результаты исследования.

Основной целью исследования слуха при помощи речи является:

наличие слуховой функции;

определение остроты слуха применительно к речи.

Для проведения обследования необходимыми условиями являются:

наличие специального кабинета, размеры которого позволяют произносить речевой материал на

различном расстоянии от испытуемого. Если длина кабинета не соответствует нормативу, то

можно использовать приём: отойти от ребёнка к противоположной стене, повернуться к нему

спинной и произносить слова;

важно исключить возможность чтения с лица исследователя, применять экран /15 х 20 см/ - ребёнок не должен ощущать воздушную струю при близком контакте с проверяющим;

исследующий не должен двигаться перед ребёнком в разных направлениях;

полное обследование можно проводить в несколько приёмов, прибегая к игре: выражать удивление, радость, поощрять ребёнка.

Выдвигается ряд методологических требований.

1. При исследовании слуха речью слова должны произноситься на резервном воздухе (вдох – выдох - слово).

2. Голос должен быть одинаковой громкости, разборчивая дикция исследователя – обязательна.

3. Исследование проводится на одно ухо, второе закрывается ватой. Ребёнок поворачивается к исследователю.

4. В процессе обследования нельзя менять слова, если ребёнок их не воспринимает, то необходимо повторить одно и тоже слово 1 – 3 раза.

5. Исследование проводится с учётом возраста, интеллекта, словарного запаса, уровня речевого развития исследуемого; для этого нужно знать анамнестические сведения о времени нарушения слуха, факторах, приведших к потери слуха, о динамике слуховой способности.

Д ля обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал. Он должен состоять из хорошо знакомых ребёнку слов, отвечающих определённым акустическим параметрам. Используют списки Л.В.Неймана для обследования слуха детей шёпотом и включающие равное количество высокочастотных и низкочастотных слов. Все слова (30) хорошо знакомы детям школьного возраста. Для подготовки к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек (5 слов высокочастотных, 5 слов низкочастотных). При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Обследуются поочерёдно оба уха. В противоположное ухо вставляют ватный тампон. Ребёнку в случайной последовательности предлагаются шёпотом слова из списка с расстояния 6 м. Если ребёнок не повторяет слово после двукратного предъявления, следует приблизиться к нему на 3 м и ещё раз повторить слово шёпотом. Если и в этом случае ребёнок не услышал слово, оно произносится шёпотом возле ребёнка. Если и в этом случае слово не воспринято, то оно повторяется голосом разговорной громкости около ребёнка, а затем шёпотом с расстояния 6 м.

В озможен иной вариант обследования. Проверяющий предъявляет слово шёпотом с 6м. Если ребёнок не даёт правильного ответа, это же слово повторяется голосом разговорной громкости. При правильном ответе следующее слово вновь произносится шёпотом.

Перед ребёнком кладут картинки с изображением слов основного списка. Проверяющий отходит на 6м, произносит контрольные слова шёпотом и предлагает ребёнку показывать соответствующие картинки.

Обследование неслышащих школьников.

Перед ребёнком кладут картинки, соответствующие 10 словам списка. Учитель произносит слова и предлагает ребёнку показывать соответствующую картинку, не требуя называть её. Важно, чтобы одно и тоже слово было предложено для восприятия 2 – 3 раза.

Целью методики исследования слуха речью является определение максимального расстояния L 1 и L 2 с которого испытуемый правильно воспринимает отдельные слова или фразы при их произнесении шёпотной, разговорной и громкой речью, режима усиления, для детей старше 7 лет – исследование фонематического слуха.

О пределяем наличие слуховой функции

1. Для слабослышащих.

Начинаем проверку с уха, характеризующегося наибольшей потерей слуха, лучшее ухо закрываем ватой. Рабочее расстояние L 1 проверяется с помощью 10 слов (без картинок); 5 слов лёгких - барабан, собака, рука, дом, дедушка и 5 слов трудных – заяц, стол, часы, суп, сапоги. Рабочее расстояние L 1 приблизительное, например от 30см до 1м.

Резервное расстояние L 2, к которому мы должны стремиться проверяется двумя группами слов с картинками:

- сначала предъявляем слово из 1 группы с рабочего расстояния L 1 и кладём картинку. Так все 5 слов: бабушка, корова, карандаш, курица, шапка;

- далее с большего расстояния произносим 5 слов из 1 группы вразбивку, а ученик показывает картинку (они лежат перед ним): карандаш, шапка, корова, курица, бабушка.

- затем по той же методике работаем с 5 словами 2 группы: мяч, нос, доска, чулки, санки (кладём картинки), потом произносим слова в разбивку: доска, санки, нос, чулки, мяч.

Затем тренируем ученика по всем словам с опорой на картинки. После тренировки картинки убираем и произносим без них эти 10 слов из двух групп с целью выяснения резервного расстояния. Для определения лучше слышащего уха нужны другие слова: голова, глаза, окно, рубашка, булка, тетрадь, шуба, мальчик, кошка, муха.

2. Обследование слуха при помощи разговорной речи у неслышащих происходит при помощи картинок. Предлагается три группы слов:

- мяч, рыба, бабушка

- папа, рыба, корзина

- самолет, корзина, бабушка

Предъявляют картинки из 1 группы слухо-зрительно (предварительно происходит знакомство со звучанием слова). Сначала 2 картинки, затем третья. Тренировочное обучение происходит до тех пор, пока ребёнок не научится различать 1 группу слов (3 – 5 повторений). Аналогичная работа проводится по 2 и 3 группам. Затем предъявляют слова групп без картинок.

Если ребёнок после тренировки не различает слова 1 группы, то это ребёнок 1 группы глухоты.

При различении ребенком 1 группы, а 2 – с трудом, 3 – не различает, то это – 2 группа глухоты.

Если ребенок различает 1 и 2 группы, а 3 затрудняется, то это – 3 группа глухоты.

Если ребёнок после тренировки воспринимает каждую группу слов отдельно, а не дифференцирует, то это – 4 степень глухоты.

Обучающийся воспринимает слова и дифференцирует каждую группу, то это пограничная степень.

Чтобы выяснить, слышит или не слышит ребёнок голос разговорной громкости или шёпот и на каком расстоянии, проверяющий произносит слоги и слова голосом разговорной громкости у самого уха ребёнка, постепенно удаляясь от 5 до 50 см от уха.

Итак, если ребёнок адекватно реагирует на звучание слогов и слов, произносимых шёпотом с расстояния 6м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребёнок реагирует на шёпот на меньшем расстоянии, можно заподозрить наличие у него снижения слуха.

Если же он ощущает звучание голоса разговорной громкости, но не реагирует на шёпот, это свидетельствует о значительном снижении слуха. В этом случае следует проверить, на каком расстоянии ребёнок реагирует на звучание голоса нормальной силы. С этой целью проверяющий пытается постепенно увеличить расстояние от уха ребёнка на 5 – 10 – 20 – 50см и т.д. Дети с разными остатками слуха слышат голос разговорной громкости на разном расстоянии (неслышащие дети – от ушной раковины до 10 – 20см, многие из них реагируют только на громкий голос, слабослышащие могут ощущать звучание голоса нормальной силы на большом расстоянии).

Если ребёнок чётко реагирует на произнесение слогов у ушной раковины только громким голосом, это говорит о снижении слуха на уровне глухоты.

Таким образом, исследование слуховой функции с помощью шёпотной и разговорной речи является широко распространённым и доступным методом определения остроты слуха, а также составным элементом широкого комплексного обследования слуховой способности, которая даёт ориентировочные представления о поражении органа слуха.

2. И.Г.Багрова Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух – М., Просвещение, 1990.

Методы исследования слуха у детей грудного и младшего возраста

P.S. Ребенку, у которого отсутствует нормальная реакция на звуковые стимулы вскоре после рождения и не позднее первых 6 месяцев жизни, следует выполнить отологическое исследование.

Поскольку даже глухие дети проходят в своем развитии через период плача и лепетания, подозрение на серьезное нарушение слуха возникает лишь в том случае, когда не развивается речь ребенка. В связи с этим большинство детей с нарушениями слуха обращаются к врачам общей практики или оториноларингологу в возрасте от 1 до 3 лет.

Поскольку судить о том, как слышит ребенок в период новорожденности, трудно, для выявления нарушения слуха необходим скрининг. Показаниями к его проведению являются:
• необходимость лечения ребенка в отделении интенсивной терапии в течение более 48 ч;
• отягощенный семейный анамнез по нарушению слуха;
• краниофациальные аномалии развития.

Универсальный скрининг. Каждый новорожденный должен пройти скрининговое исследование на второй или третий день после рождения во время второго рутинного обследования. При таком подходе удается выявить 80% случаев нарушений слуха. Организация скринингового исследования зависит от особенностей лечебного учреждения.

При рутинном посещении педиатра или дошкольном медицинском осмотре выполняют дополнительное скрининговое исследование.

Факторы риска нарушения слуха у детей

Методы исследования слуха у детей грудного и младшего возраста

а) Отоакустическая эмиссия. Наличие отоакустической эмиссии говорит об удовлетворительной функции периферической части слухового анализатора, но не исключает нарушения слуха. Исследование отоакустической эмиссии не позволяет также определить степень нарушения слуха.

б) Исследование слуховых вызванных потенциалов (СВП) ствола мозга. Отсутствие СВП на уровне ствола мозга говорит о тяжелом нарушении слуха. Если СВП ствола мозга регистрируются, то можно определить слуховой порог.

в) Аудиометрия с поведенческими пробами у детей. Субъективная аудиометрия - важный метод исследования, который применим у пациентов практически любого возраста, но с соответствующими возрасту модификациями. Надежность результатов субъективной аудиометрии меняется от случая к случаю.

Функциональные пробы оценки слуха у детей грудного и младшего возраста

а) Безусловно-рефлекторная аудиометрия. Неспецифические ответы на акустические стимулы (например, сосательные движения, двигательные реакции (рефлекс Моро, акустико-пальпебральный рефлекс), изменение параметров дыхания) у грудных детей можно выявить с самого рождения. Рефлексы можно вызвать только с помощью шума значительной громкости (примерно 80 дБ).

б) Аудиометрия, основанная на ориентировочном рефлексе. Ко второму полугодию жизни акустическая стимуляция вызывает у ребенка с нормальным слухом типичную рефлекторную реакцию, которая проявляется поворотом головы к источнику звука, расположенному вне поля зрения.

в) Проба с отвлечением внимания. Мать развлекает ребенка игрушкой, а врач незаметно для ребенка подает акустические стимулы и наблюдает за его реакцией.

Аудиометрия, подкрепленная зрительным контролем. Акустический стимул сочетают с активацией с помощью движущейся игрушки. Если ребенок слышит, то после многократных повторений при подаче акустического стимула он направляется к игрушке.

г) Игровая аудиометрия. Данное исследование является вариантом тональной аудиометрии, при котором задача исследования и ответная реакция встроены в игровую ситуацию (например, наблюдают, как ребенок, играя, реагирует на подаваемые акустические стимулы).

д) Детская речевая аудиометрия. Детям в возрасте 3-4 лет можно выполнить речевую аудиометрию со специально разработанными для них тестами (например, детскими тестами на разборчивость речи).

P.S. Слух играет крайне важную роль для развития речи, поэтому нарушение слуха у детей необходимо своевременно выявить и по возможности устранить. Чем раньше начата коррекция слуха, тем она эффективнее. Коррекцию следует начинать со второго полугодия жизни.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Диагностическое исследование слуха проводится у детей любого возраста, начиная с первых дней жизни. Цели диагностического исследования слуха у детей раннего возраста:

  • исключить или подтвердить наличие у ребенка нарушения слуха;
  • провести дифференциальную диагностику нарушения — определить тип и уровень поражения слуховой системы;
  • определить степень слуховых потерь и получить аудиограмму, необходимую для настройки слухового аппарата.

Оптимальной является следующая последовательность обследования ребенка раннего возраста с подозрением на снижение слуха:

6. Игровая аудиометрия (при выявлении нарушений слуха в вышеуказанных исследованиях).

В реальной клинической ситуации эта последовательность может нарушаться. Например, ребенок из другого города может быть привезен на обследование спящим, что необходимо для регистрации КСВП. В этом случае рекомендуется провести регистрацию КСВП, а потом отологический осмотр, чтобы не разбудить ребенка. Игровую аудиометрию целесообразно проводить только в активном бодрствующем состоянии ребенка. Как правило, для проведения обследования всеми методами достаточно двух дней. Еще один день требуется для консультации психоневролога и сурдопедагога. Эти консультации очень важны для выявления сопутствующих расстройств психомоторного, коммуникативного и речевого развития, выявления центральных расстройств слуха, получения дополнительной информации о слуховом восприятии. Если у ребенка выявлено снижение слуха, то для получения максимально возможной точной аудиограммы (с помощью игровой аудиометрии), необходимой для настройки слухового аппарата, потребуется еще несколько дней.

Диагностические методы оценки слуховой функции у детей

Диагностические методы оценки слуховой функции у детей в раннем возрасте можно разделить на две группы:

  • субъективные, психоакустические, в процессе которых регистрируются различные поведенческие реакции ребенка на звуки;
  • объективные физиологические, включающие регистрацию
    физиологических реакций разных отделов слуховой системы
    на звуки.

Субъективные (психоакустические) методы оценки слуха

Результаты, получаемые при использовании субъективных методов, зависят не только от состояния слуха, но и от состояния внимания ребенка, определяемого его общим состоянием, наличием у него дополнительных психоневрологических нарушений, и поэтому недостаточно надежны. К субъективным методам исследования слуха у детей относятся:

• оценка реакций ребенка на звучащие игрушки разной громкости и речевые сигналы (акуметрия). Используется с первых месяцев жизни для выявления детей с подозрением на снижение слуха и для приблизительной оценки степени слуховых потерь (см. далее сурдопедагогические методы оценки слуха). Метод малоэффективен для выявления односторонней тугоухости, небольших снижений слуха и при обследовании детей с неврологическими расстройствами. Не позволяет получить данные о порогах слуха на разных частотах и
определить уровень поражения слуховой системы.

Объективные физиологические методы оценки слуховой функции

Результаты обследования слуха объективными методами не зависят от желания и умения ребенка участвовать в обследовании, от его состояния и уровня внимания и поэтому позволяют получить объективные данные о слуховой функции. Однако для их использования требуются специальное оборудование и высококвалифицированные специалисты. К объективным методам исследования слуха относятся:

  • импедансометрия – для выявления и диагностики патологии структур среднего уха;
  • аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам — для
    выявления снижения слуха, определения уровня слуховых
    потерь, диагностики центральных нарушений слуха;
  • регистрация вызванной отоакустической эмиссии (задержанная и эмиссия на частоте продукта искажения) — для выявления повреждения рецепторов улитки.

Для достижения всех целей диагностическое исследование слуха у детей раннего возраста обязательно должно быть комплексным и включать объективные и субъективные методы: аудиометрию по коротколатентным (стволомозговым) слуховым вызванным потенциалам (КСВП), импедансометрию, регистрацию вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ), условно-рефлекторную аудиометрию со зрительным подкреплением, обследование слуха сурдопедагогическими приемами.

Для большой части детей старше 3 лет без патологии нервной системы достаточно проведения тональной (игровой или обычной) аудиометрии и импедансометрии. При расхождении данных обследований и состояния развития речи у ребенка ему необходимо провести комплексное обследование для исключения/выявления у него слуховой нейропатии или ЦРС.

Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы.

© Елена Соколова, PhD (Отоларингология)

  • Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:
  • Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.
  • Условно-рефлекторные методы - основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).
  • Объективные (физиологические) методы исследования - измерение физических параметров или регистрация физиологических реакций слухового анализатора на звуковое раздражение. Объективные методы исследования не требуют активного участия в процессе обследования самого пациента, могут быть проведены в состоянии сна или под наркозом.

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод


Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро - движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс - сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс - за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева - мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина - расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки. Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот – хочет спать. Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе дана характеристика объективным и субъективным методам диагностики слухового восприятия детей дошкольного возраста.

Семинарское занятие 1

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Эффективность педагогического и коррекционного воздействия на детей с недостатками слуха в значительной степени зависит от своевременного исследования состояния слуховой функции. Поэтому каждый квалифицированный сурдопедагог должен владеть методами обследования слуха. У взрослых людей диагностика нарушений слуха в основном проводится с помощью тональной аудиометрии. Это обследование занимает 30–40 минут и требует от взрослого большого внимания, чтобы прислушиваться к тихим звукам. Очевидно, что такое обследование невозможно выполнить у маленьких детей. Поэтому у детей слух проверяют по-другому.

Обследование слуха у маленьких детей – трудная задача. Раньше, когда не было специальных приборов, это делали так. Врач шумел какой-нибудь игрушкой (погремушкой, барабаном, дудкой) или звал ребенка, стоя за его спиной. При этом врач смотрел, повернется ли ребенок на звук. Если повернулся, значит, слышит. Этот способ не позволял точно определить, имеется ли у ребенка нарушение слуха и какое оно. Ведь ребенок мог не повернуться не только потому, что он не слышит, но и потому, что он занят в этот момент другим делом или у него какие-то проблемы с нервной системой. Или еще хуже – подвижный смышленый ребенок мог быстро повернуться, чтобы найти взрослого, а не потому, что услышал звук. А врач сделал вывод, что ребенок слышит. Диагноз тугоухости или глухоты часто ставили, когда ребенку было уже 2–3 года.

Сегодня ученые создали специальные приборы для обследования слуха у детей. Эти приборы позволяют диагностировать нарушение слуха у ребенка сразу после рождения, даже если ребенок недоношенный. В результате диагностического обследования слуха у ребенка необходимо:

1) исключить или подтвердить наличие нарушения слуха;

2) определить степень снижения слуха;

3) определить тип нарушения слуха;

4) получить аудиограмму, чтобы настроить слуховой аппарат;

5) выявить у ребенка дополнительные нарушения нервной системы, которые часто встречаются у детей с патологией слуха.

Диагностика основана на данных обследования слуха у ребенка разными методами – объективными и субъективными, которые позволяют получить всесторонние данные о слухе ребенка. Объективные методы исследования слуха регистрируют реакции разных отделов слуховой системы на звуки с помощью специальных приборов. Субъективные методы исследования слуха регистрируют разные поведенческие двигательные реакции ребенка на звуки. Обследование слуха у детей с помощью этих методов проводятся в детских сурдологических центрах или кабинетах. Их проводит специальный врач – сурдологоторино-ларинголог.

Объективные методы оценки слуха

Результаты обследования слуха объективными методами не зависят от желания и умения ребенка участвовать в обследовании, от его состояния и внимания и поэтому позволяют получить объективные данные о слухе. Для их использования требуются специальное оборудование и высоко квалифицированные специалисты. Именно с помощью этих методов мы можем уже в первые дни и месяцы выявлять нарушение слуха у ребенка, а значит, начать помогать ребенку учиться слушать, думать и говорить. К объективным методам исследования слуха у детей относятся:

аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга,

Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга. Это основной метод объективной оценки слуха у детей в возрасте от рождения до 3 лет, в том числе недоношенных. Он также используется при обследовании детей с патологией центральной нервной системы более старшего возраста. Этот метод еще называют компьютерной аудиометрией. С помощью аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам мозга можно определить степень снижения слуха, оценить проведение стимулов в слуховые центры мозга. При использовании некоторых приборов можно получить аудиограмму. Для проведения процедуры необходим специальный прибор – аудиометр по слуховым вызванным потенциалам мозга. У детей обследование, как правило, проводится во время сна – естественного или медикаментозного, потому что движения ребенка искажают результаты. Во время обследования у ребенка на лбу и за ушами прикрепляются электроды и надеваются наушники с телефонами. Через наушники-телефоны подаются звуки разного уровня, а электроды регистрируют электрические реакции мозга на эти звуки – слуховые потенциалы мозга. Компьютер анализирует эти реакции. Обследование занимает 30–50 минут.

Импедансометрия С помощью этого метода можно оценить состояние среднего уха и слуховой трубы, определить нарушение в среднем ухе и его характер, но нельзя получить аудиограмму. Метод дает также некоторую информацию о порогах слуха. Для проведения процедуры необходим прибор – импедансометр. Во время обследования ребенок должен сидеть спокойно на стуле или на коленях у мамы, так как движения ребенка, глотание, плач, говорение искажают результат. Перед обследованием врач осматривает (и если нужно, очищает) наружный слуховой проход и барабанную перепонку. Потом в ухо ребенка герметично вставляется зонд с миниатюрным микрофоном и телефоном. В процессе регистрации через телефон подается звук, который частично отражается от барабанной перепонки и поступает на микрофон. Компьютер анализирует результаты, их можно увидеть на мониторе компьютера и распечатать. Обследование занимает около 5 минут. В результате получается график – тимпанограмма. Ее форма зависит от того, нормально работает среднее ухо или там есть какие-либо нарушения.

Отоакустическая эмиссия. С помощью этого метода можно обнаружить нарушение слуха у ребенка, а также оценить состояние наружных волосковых клеток улитки. Метод не дает возможности определить пороги слуха и получить аудиограмму. Результаты этого обследования важны при диагностике слуховой нейропатии и центральных нарушений слуха. Для проведения процедуры необходим специальный прибор. Во время обследования ребенок должен сидеть спокойно на стуле или на коленях у матери, так как движения ребенка, глотание, плач, говорение искажают результат. В ухо ребенка вставляется зонд с миниатюрным микрофоном и телефоном. В ухо через миниатюрный телефон подается звук. В ответ на него в ухе возникает слабый звук, который улавливает микрофон. Компьютер анализирует результаты, их можно увидеть на мониторе компьютера и распечатать. Обследование занимает около 5 минут. Отоакустическая эмиссия регистрируется у всех детей с нормальным слухом и не регистрируется, если у ребенка есть даже небольшое снижение слуха. Поэтому этим методом сейчас обследуют слух новорожденных в роддомах

Субъективные Методы Оценки Слуха

Результаты, получаемые при использовании субъективных методов, зависят не только от состояния слуха ребенка, но и от его внимания, возраста, самочувствия, времени дня, наличия у ребенка дополнительных психоневрологических нарушений. К субъективным методам исследования слуха у детей относятся:

игровая тональная аудиометрия (разные варианты);

обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи.

Игровая тональная аудиометрия Для получения аудиограммы у маленьких детей используют разные варианты игровой тональной аудиометрии. Во время этих обследований, как и при обычной аудиометрии, подают звуки разной частоты и громкости и определяют самые тихие звуки (пороги слуха) на разных частотах, которые слышит ребенок. При этом звуки подаются через громкоговорители (или наушники с телефонами) справа или слева. Ребенку быстро надоедает слушать, и, чтобы ему было интересно, справа и слева предъявляются забавные картинки или игрушки (зрительное подкрепление). После подачи звука ребенок поворачивается в ту сторону, откуда шел звук. Если он повернулся правильно, то ему показывают картинку или игрушку. Если он не повернулся на звук или повернулся, когда звука не было, то картинку не показывают. Во время обследования ребенок выполняет определенное действие после того, как услышит звук: может бросать шарик в банку или надевать кольцо на пирамидку. Этому действию (условно-рефлекторной двигательной реакции) ребенка заранее учат сурдопедагог и родители. У детей старше 2,5 лет можно проверить слух так. Ребенок, после того как услышал звук, должен нажать на кнопку, которая соединена с компьютером. Если ребенок услышал звук и нажал кнопку, то на экране монитора показывают отрывок мультфильма. В результате этого обследования получают тональную аудиограмму, т. е. график порогов слуха ребенка на звуки разных частот, но только по воздушной проводимости (с помощью наушников – телефонов). У маленького

Как правило, для получения аудиограммы для правого и левого уха родители должны привести ребенка на обследование к врачу несколько раз, потому что маленький ребенок быстро устает и ему надоедает слушать звуки. Во время повторных обследований ребенок начинает реагировать на более тихие звуки. Если ребенка предварительно научить реагировать на звуки, выполняя определенное действие, то при обследовании получаются более точные результаты.

В результате аудиологического обследования ребенка в сурдологопедическом кабинете (центре) устанавливается диагноз, определяются возможности лечения, решается вопрос о слухопротезировании. С этого же времени в условиях сурдологопедического кабинета должна быть начата и педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции силами работающих в них учителей дефектологов и психолога.

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;

методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;

методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;

методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка. Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

в слуховом сосредоточении;

активизации или торможении общих или сосательных движений;

в расширении глазных щелей;

в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике.

Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип.

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение. (табл.1)

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Л. В. Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных (звуки у, о, р, м, н, л, б, д, г) и 5 высокочастотных (звуки: и, э, ф, с, ш, ж, щ, ш, ц) слов. (табл.2) Слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук.

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Л. В. Нейман. (табл.3) Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо.

Читайте также: