Петербург пушкина и достоевского доклад

Обновлено: 04.07.2024

Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.

Этот город никого не оставляет равнодушным сейчас, не оставил он равнодушными и трех великих русских писателей, живших здесь в XIX веке.

Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.

Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.

Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.

Гоголевский Петербург – это мистификация. Здесь исчезают люди. Вот был человек, а вот от него остался один нос.

У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.

Петербург – город лжи, за внешним великолепием здесь скрывается нищета и разврат.

Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.

Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.

После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.

Петербург Достоевского – больной город, душный, мрачный.

Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.

Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.

При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.

Цель и задачи проектно-исследовательской работы:

2.Сравнить образ Петербурга, представленный А.С.Пушкиным, с образом, созданным Достоевским.

4.Сравнить Петербург, описанный Достоевским в книге, с Петербургом, представленным Д.Светозаровым.

5.Выяснить, влияет ли город на психологическое состояние главного героя.

6. Подобрать материал для представления проекта, снять видеофильм.

7.Выступить с проектной работой в школе на литературных чтениях.

3.Проблемный вопрос

4.Практическая значимость

5.Основная часть

Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Какая здесь архитектура! Какие ансамбли, исторические памятники можно встретить, проходя по улицам. А ведь сами они пропитаны историей, выполнены в торжественном стиле. Гуляя по проспектам, паркам, проникаясь атмосферой, так и переносишься в 19 век…

5.1. Каким показывает Петербург А.С.Пушкин?

Каждый образованный человек знает эти звонкие строки:

…Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

5.2Каким показывает Петербург Федор Михайлович Достоевский и режиссер фильма Дмитрий Светозаров?

Различия между Петербургом Пушкина и Достоевского существенны. В книжном описании города и в образе, воплощенном в фильме, мы не видим роскошных балов, богатых убранств, дорогих одежд, а видим бедную, даже нищенскую обстановку, окружающую героев романа.

Для того, чтобы отобрать нужный для данный темы материал, мы поработали с текстом романа. Представим результаты нашего исследования в виде таблицы.

История русской литературы знает два Петербурга: символ величия России, столицу империи – с Дворцовой набережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как парадный фасад, так и грязные задворки. И на этих задворках ютился совершенно иной Петербург – город доходных домов, где в клетушках с грязными темными лестницами и смердящих кабаках коротал свой век люмпен и криминал.

Петербург как европейский город, столица Российской империи, символ ее величия воспет в бессмертных строках Пушкина:

О Петербурге как городе смердящих кабаков и доходных домов с грязными темными лестницами писал Достоевский: “Кажется, кожей чувствуешь духоту и пыль и задыхаешься от особенной летней вони, столь известной каждому петербуржцу”.

Образ жизни аристократии в роскошном Петербурге можно охарактеризовать такой строкой из “Евгения Онегина”: “Полусонный в постелю с бала едет он”. А вот образ жизни людей петербургского дна отличается коренным образом. Им приходится всеми правдами и неправдами добывать себе кусок хлеба

Как данность следует принимать вековую несправедливость, что из Петербурга не получилось “города-солнца”. Пушкин и Достоевский были, скорее, единомышленниками, чем антагонистами. Но Ф. М. Достоевскому в отличие от А. С. Пушкина нужен тот, другой Петербург, как ученому нужна лаборатория для проведения своих опытов, по которым он изучает, по определению Л. Толстого, науку “жить в мире со всем миром”.

Для Ф. М. Достоевского в Петербурге в непримиримой схватке столкнулись две цивилизации – европейская и русская. Это город, насильственно построенный, неестественно сложившийся. Имя царя-основателя “Петр” означает камень.

А потому Санкт-Петербург, Петрополь – это каменный мешок, мертвый и безликий.

Петербург разрывает родственные связи, пресекает вековые традиции. Неслучайно маляр Миколка из романа “Преступление и наказание” с грустью и сожалением замечает, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

Герои произведений Ф. М. Достоевского ютятся обычно в трущобах между Екатерининским каналом и Фонтанкой.

Писатель никогда не описывает городских красот, лицевой, показной стороны столицы. Тем самым он как будто утверждает, что не может быть живой природы в городе мертвецов. А газон на Петровском острове введен в сюжет романа лишь только для того, чтобы усилить контраст – зелени и серого камня, живого и мертвого.

На природе с горожанином начинают происходить страшные вещи: когда Раскольников засыпает под кустом, то видит страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа. Совсем неслучайно и Свидригайлов кончает жизнь самоубийством на Петровском острове под росными кустами.

Цветовая гамма не блещет разнообразием и состоит преимущественно из казенных цветов – желтого и черного. Так во времена Ф. М. Достоевского красили будки и шлагбаумы. Точно так же и жилище старухи-процентщицы представляет собой “небольшую комнату… с желтыми обоями Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…”. “Желтенькие пыльные обои” мы видим и на стенах в каморке Раскольникова, и в комнате Сонечки.

Желтое от постоянного пьянства и лицо Мармеладова.

Так в произведении Ф. Достоевского все пространство окрашивается в желтый цвет. Оно постепенно и как бы незаметно превращается в небезызвестный “желтый дом” – общественную “психушку”. Желтый цвет и его оттенки – грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый – усиливают атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства, вызывают чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.

А сочетание “желтого” и “желчного” придает повествованию горький привкус: “Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам (Раскольникова). Наконец ему стало душно в этой желтой каморке”.

Так город перерождается в настоящее кладбище людских судеб, где каменные здания – надгробия, а комнаты петербургских домов – гробы.

Петербург Ф. Достоевского – это город убийств, ужасов и людского одиночества. Вот почему сам писатель всю жизнь мечтал купить землю с лесом и проточным прудом.

Но и в Петербурге А. Пушкина, каким бы привлекательным ни был этот город, едва не гибнет дочь станционного смотрителя. После гвардейской службы в столице Владимир Дубровский идет “шалить с кистенем на большую дорогу”. Так что выходит, что между двумя Петербургами – Пушкина и Достоевского – стираются все грани различия. Но все дело в том, что водораздел между добром и злом проходит через сердце каждого человека, а сам город тут ни при чем.

Зло рождается в людских помыслах и только совершается в темных подворотнях.

Бывая в городе Святого Петра и Ленина, который недалекие провинциалы, желая причислить себя к интеллигенции Северной столицы, называют пафосно Санкт-Петербургом, что выглядит довольно забавно с татарским или псковским диалектом, понимаешь, что ты оказываешься в городе поэтов. Он мрачен и величествен, суров и напыщен, богат и беден, знаменит и одинок. Здесь рождались лучшие мысли и произведения трех гениев русской литературы - Пушкина, Гоголя и Достоевского, прочувствовавших и охарактеризовавших этот город как нельзя лучше.
Пушкин полагал, что Петербург - это славный, великий город, основанный Петром Великим. Первый русский поэт был вдохновлен идеей Петра и считал, что эта идея прославит Россию ("Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен на зло надменному соседу"). И все же Пушкин понимал, что город был создан ценой победы над природой и морской стихией. А за идею Петра перед капризной и суровой природой вынуждены отвечать простые люди, вроде Евгения и его возлюбленной, героев поэмы "Медный всадник".
В гоголевском "Невском проспекте" описывается чиновничье-бюрократический Петербург, столица царской России: "Все - обман, мечта. Все не то, чем кажется". Красота Невского проспекта не может скрыть нищеты и трагизма бедняков. На фоне ложного великолепия главной магистрали Северной столицы развязывается трагическая судьба бедного художника Пискарева. Он умер, не желая принять несоответствия мечты с действительностью. Гоголь, описывая толпу Невского проспекта, не раскрывает характеров прохожих, не показывает их душ. Он охватывает какую-либо одну особенность облика или туалета. Поэтому не люди двигаются по улице, а "бакенбарды", "усы", "дамские рукава". Таким образом, Гоголь подчеркивает призрачность Петербурга. Это город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства. Также в повести "Шинель" чиновники обращают внимание не на Акакия Акакиевича, а на его новую шинель. Происходит столкновение двух миров: мира богатства и роскоши с миром столичной бедноты.
У Достоевского столица России превращается в символ противоречий жизни. В этом таинственном и загадочном городе, где великолепные дворцы соседствуют с нищими кварталами и трущобами, нередко случаются трагедии. Петербург Достоевского мрачен и угрюм. Это чувствуется, когда проходишь по местам событий его произведений. Угрюмый Петербург представляет собой реальную почву, на которой возникает сюжет и психологические типы героев. По мнению Достоевского, многое в городе неестественно, начиная с внезапной смерти странного старика Смита и заканчивая гибелью маленькой Нелли в произведении "Униженные и оскорбленные". Таинственные происшествия отражены реальностью буржуазного мира.
Три чутких ума русской классики охарактеризовали этот город-призрак со всей тонкостью, раскрыв все его противоречия. Сходились они во многом. Блеск золота на солнце здесь поглощает хмурое северное небо, а парадный вид гигантов-дворцов упирается в болотную почву, хранящую в себе человеческие кости, как-будто гать.

© Copyright: Леонид Игоревич Кузнецов, 2013
Свидетельство о публикации №213030402090

День добрый! Интересное эссе, а ещё интересно то, что его списала моя ученица и попыталась выдать за свое. номер не прошел, справедливость восстановлена, авторские права защищены оценкой "1" в журнале)))

Читайте также: