Методологические подходы к изучению истории доклад

Обновлено: 05.07.2024

В русской дореволюционной историографии нет единой методологии. Например, сторонники государственного подхода, в частности Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, в основе исторического процесса видели определяющую роль самодержавия и любой исторический факт оценивали с точки зрения укрепления или ослабления самодержавной власти как стержня сильного российского государства.

Тогда как ученые либеральных взглядов исторический путь России оценивали с точки зрения ослабления самодержавия, движения к демократии как залогу исторического процесса. После 1917 года история стала крайне идеологизированной. Она могла существовать только в русле марксистско-ленинских догм, так как была подчинена обслуживанию интересов партийного руководства. Неудивительно, что процесс разрушения тоталитарного общества, начавшийся со второй половины 80-х годов, привел к кризису всех общественных наук, в том числе и истории. Ломались привычные догмы, мучительно искались новые подходы к освещению как мирового исторического процесса, так, и особенно, российской истории, к которой в обществе возник повышенный интерес. Но возникает закономерный вопрос: а существует ли историческая истина? Где гарантии, что очередная интерпретация исторического процесса не окажется фикцией?

Вот почему сейчас при изучении истории, прежде всего, встает вопрос о ее методологии. В современной научной литературе различны определения этого понятия: "система методик", "учение о методе научного исследования", "система методов", "философия истории" и др. Каково содержание наиболее распространенных в настоящее время методологий исторической науки?

Суть, например христианской интерпретации, заключается в том, что есть магистральная линия истории, по которой развиваются народы, исповедующие христианство, и есть тупиковые линии, проходящие по языческой периферии христианского мира.

Линейная интерпретация (формальный подход) - давняя методология, возникшая еще в период становления западной. В ее основе лежит европоцентризм. За абсолют в развитии берутся историографии лишь стран Западной Европы. К ним в главной степени относят понятие "прогресс", особенности остальных стран не учитываются. Марксистское понимание истории истории вылилось в знаменитое учение о пяти формациях. Согласно данной интерпретации истории, каждая из стран должна их последовательно пройти. Оговоримся, что Маркс выделял "азиатский" способ производства, но им не занимался. С возникновением российского социал-демократического движения появляется марксистско-ленинская методология истории, которая в дальнейшем для историков нашей страны стала единственной. Сложилась схема линейного развития истории с "передовыми" и "отсталыми" странами. Абсолютизировав формационный подход к истории, основоположники новой методологии выдвинули концепцию трех эшелонов развития мирового капитализма. Согласно ей, Россия была отнесена ко второму эшелону и была обречена на роль страны "догоняющего" развития. Главной движущей силой исторического прогресса марксисты объявили классовую борьбу.

Вероятно, нельзя исключать и формационный подход к истории, хотя в нем видятся очень уязвимые постулаты. Так, вся история рассматривается как смена способов производства. При этом превалирует положение о "производительных силах и производственных отношениях", а человеку отводится второстепенная роль, как части механизированного процесса. В уже упомянутом европоцентризме прогрессивным видится лишь один вариант развития - западноевропейский. И совершенно не учитываются страны, которые не подходят под формационные характеристики (например, Китай). Утопичной представляется и конечная цель формационного развития - коммунизм. Жесткие схемы многих методологий рассматривают лишь определенные признаки исторического процесса. А как быть, скажем, с формацией рабовладельческой? Ведь именно в Древней Греции и Древнем Риме возникли демократические нормы управления, которые не типичны для данной формации. Однако, несмотря на такие изъяны, формационный подход к истории с большими или меньшими вариациями до сих пор жив в нашей науке и, как следствие, в нашем преподавании.

В основе культурно-исторической, или цивилизованной, интерпретации лежат взгляды школы анналов (основатели - французские историки М. Блок и Л. Февр). "Анналисты" считают, что социальное поведение людей лишь отчасти диктуется их материальными интересами и социальным положением. Оно скорее детерминируется совсем другими факторами - религиозным, духовным, уровнем образования, половозрастной принадлежностью и др. Данная интерпретация сегодня привлекает все больший интерес историков. Тем более что понятие "цивилизация" имеет много определений, как у зарубежных, так и отечественных историков и социологов. Для примера возьмем одно из них: "Цивилизация - это общество людей, объединенное основополагающими ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу". При данном подходе вся история человечества рассматривается как сообщество независимых, локальных цивилизаций. В основе каждой лежат объединяющие факторы: географический, хозяйственный, социальный, духовный (религиозный), политический. В настоящее время ученые выделяюттри типа цивилизаций, которые имеет человечество: непрогрессивные, циклического развития, прогрессивные.

Непрогрессивные цивилизации малочисленны. Это аборигены в Австралии, индейцы в Северной Америке, малые народы Сибири. Их специфика в том, что эти народы живут вне исторического времени. Основа их жизни - связь с природой. В этих цивилизациях нет прогресса. Его насильственное внедрение в жизнь этих народов (примером тому служат народы Севера) ведет к гибели данной цивилизации.

Циклическое развитие (восточные цивилизации, например, Индия и Китай). Их особенность в том, что развитие идет циклами. Каждый новый цикл вносит непринципиальные изменения в систему, которая остается неизменной.Человек в этих цивилизациях живет одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Важную роль в организации общества играет община, принцип коллективизма. Здесь нет полной частной собственности, хотя есть безумная роскошь. Но капитал богатого класса - не работающий, не производящий. Это государства с деспотической властью, которую обожествляют подданные.

Западная цивилизация (прогрессивная). По этому пути развивались страны античного мира - Древняя Греция, Древний Рим, Западная Европа (начиная с эпохи Возрождения). Сегодня эта цивилизация представлена Западной Европой и США. Эта цивилизация отличается от восточной по многим параметрам. Если на Востоке доминирует принцип коллективизма, то на Западе - абсолютизация, приоритет личности. В отличие от Востока, где так важны духовные ценности, на Западе превалируют ценности материальные. Однако рационализм западного человека не отрицает христианских ценностей. Если для Востока важно следование традициям, то на Западе - постоянное устремление вперед, поклонение прогрессу. Отсюда основные черты западной цивилизации - высокий престиж труда и его результатов, классовая структура общества, рынок, права и свободы. Однако, говоря о различных цивилизациях, нельзя превозносить одну, принижая другую. Прогрессивная западная цивилизация несовершенная, имеет ряд слабостей, в силу которых испытывала социальные катаклизмы: неравенство, шовинизм, потерю духовных ориентиров, тоталитаризм. Эти противоречия и ведут к кризисам цивилизации, что подтверждают первая и вторая мировые войны. Но история показывает и огромные потенциальные возможности западной цивилизации, ее способность снимать классовые противоречия, выводить страны из различных кризисов. В целом цивилизованная интерпретация истории ценна тем, что наносит удар по высокомерной идее европоцентризма, формационному подходу, лежащему в ее основе. Он объясняет лишь одну из цивилизаций - европейскую, и не может быть универсальным подходом к объяснению исторического процесса, а лишь вскрывает закономерности западной цивилизации.

Естественно, что какой бы методологии ни придерживался историк, он обязан опираться на современные научные методы исследования, такие, как проблемно-хронологический, системно-структурный, генетический, сравнительно-исторический, синхронно-хронологический, диахронный, многовариантности развития и др. (Анализ этих методов изучения истории не входит в задачу данной работы.)

Современный исследователь стоит перед вопросом: какой интерпретации истории отдать предпочтение. Ведь каждая из них претендует на универсальное объяснение исторического процесса. К тому же этот вопрос приобретает особое значение в современных дискуссиях российских историков о месте России в мировом историческом процессе. При этом мнения часто полярно противоположны. Например, ряд историков утверждают, что Россия развивается по пути западной цивилизации. Сторонники этой интерпретации истории указывают на типичные признаки данного пути развития: основная масса населения исповедует христианство; у страны европейский прогрессивный тип мышления; россияне придают большое значение не только духовным, но и материальным ценностям. Другие считают, что Россия - страна восточного типа. В качестве доказательств называются черты, общие с Востоком: коллективизм, общинность, приоритет духовных ценностей. Несколько столетий существует в науке евразийская концепция. Для нее характерны идеи антизападничества. Западная цивилизация оценивается как бездуховная и потребительская. Евразийцы отделяют Россию даже от славянского мира. Главный фактор истории сторонники этой концепции видят в определяющем влиянии громадных пространств России на культуру и всю жизнь страны. Ввели понятие соборности - единения всех русских под покровительством церкви. Абсолютизирована роль государства в жизни общества. Согласно этой теории, Россия -- замкнутый континент. Обилие природных запасов, выход к морям и океанам позволяют ей существовать в изоляции. от всего мира. Существуют и современные модификации евразийства, которые вызывают оживленные дискуссии. Например, вопрос национальной идеи. Действительно, российское государство создавалось как русское. Но весь российский мир - это и православные христиане, и католики, и мусульмане, и буддисты. Вызывает возражение и изоляционистское направление теории, обрекающее Россию на отрыв от всего мира.

Как же историку рассматривать судьбу России в будущем? Какую методологию исповедовать?

Все более популярными становятся, например, взгляды историков, которые считают, что Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Что это цивилизационно неоднородное общество, особый конгломерат народов, относящийся к разным типам развития, централизованное государство с великорусским ядром. Что Россия развивается как по западному, так и восточному пути. Это как бы "дрейфующее" общество на перекрестке цивилизаций.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ученый имеет право на любую интерпретацию исторических событий. Отказ от единой методологии означает, что в нашем современном обществе историческая наука освободилась от марксистско-ленинских догм, мешавших ее развитию. Это залог того, что история больше никогда не станет прикладной наукой какой-либо партии и будет служить одной цели - познанию исторической истины.

1. Карноухов В. А. История как наука. - М., 1996.

2. История России. О чем спорят историки. - М., 1995.

3. История с древнейших времен до XX в. - Иваново, 1997.

4. Левинтов Н. Г. Методологический аспект лекционного курса по истории. - Ульяновск, 1995.

5. Медушевская О. М. Методология истории: Учебное пособие. - М., 1997.

6. Методология и методика преподавания и изучения России. - Екатеринбург, 1996.

7. Петров А. В. Особенности учебного познания истории. - М., 1995.

8. Семенникова Л. И. Проблемы цивилизованного подхода к истории. - Уфа, 1994.

9. Шабунин Д. М. Гражданское общество: история и современность. - М., 1996.

Обязательными составляющими современной исторической науки являются:

1. Функции исторического знания

2. Методы исторического познания

3. Методологические подходы к изучению истории

Функции исторического знания

1. Мировоззренческая – формирование научного взгляда на мир общества и законы его развития.

a. Изучение теоретического общения материала, установление фактов и событий прошлого

b. Выявление закономерностей исторического развития

3. Социальная память:

a. Формирование исторического сознания, критериям которого является представление о том, что прошлое влияет на настоящее.

b. Способ ориентации и идентификации человека и общества (Кто есть кто? Кто есть я ?)

c. Передача послед. поколениям социально значимой информации, под которой понимает исторический опыт.

d. Сохранение духовного наследия прошлого.

4. Прогностическая – предвидение на основе знания закономерностей развития пошлого.

Немецкий философ XVII-XVIII –Лейбниц утверждал, что настоящее рожденное прошлым рождает будущее.

5. Воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских качеств ценности личности и основ патриотизма.

Древне римский оратор Цицерон: История учительница жизни, так как данная функция позволяет влиять на поведение и действия людей.

6. Практически рекомендательная – выборка научно-обоснованного политического курса.

Методы исторического познания.

(Метод – конкретный способ изучения исторических процессов.)

1. Проблемно хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени.

2. Рекроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин…..

3. Типологический – систематизация явлений событий фактов.

a. Анализ целых общественно исторических систем (гос-во, народ, религия). Выявление внутренних механизмов, их функционирования и развития

b. Установление взаимосвязи и взаимодействия между объектами в их историческом развитии

a. Сопоставление исторических явлений и событий

b. Определение совокупностей явлений, установление между ними сходства и различия.

6. Синхронный – изучение различных исторических явлений, происходивших в одно и тоже время. (Современники: Иван III – Христофор Колумб; Иван IV – англ. Королева Елизавета I;Алексей Михайлович – франц. Король Людовик XIV и вощ/ц англ. Революции Кронгель; Петр I – швед. Король Карл XII и укр. Гетман Иван Мозела; Александр I – франц. Политик Талейбран; Александр II – 1-ый канцлер германской империи Отто фон Бисмарк)

7. Генетический – анализ происхождения исторических событий установления между ними причинно следственной связи.

8. Индуктивный – метод движения мысли от частного к общему (Наоборот дедуктивный).

Методологические подходы к изучению истории.

(Методология – наука о способах изучения истории)

1. Теологический – рассматривает исторический процесс как проявление в истории божественной воли или мирового разума.

2. Материалистический (Формационный/ Марксизкий) – его основоположники немецкие мыслители XIX века Маркс и Энгельс.

-Основан на идее прогресса в частности на учении о 5-ти общественно-экономических формаций (Первобытнообщинная, Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая) в их основе лежит способ производства материальных благ.

- За главным выступает тезис о единстве и одно направленности исторического процесса.

a. Его основатели: немецкий мыслитель XIX века Шпенглер, английский историк XX века Тойнби, русский мыслитель XIX Данилевский.

b. Основана на идее циклизма, согласно которой движение человека и общества происходит по кругу или спирали.

c. Ведущим тезисом является утверждение о специфике и многообразии культурно исторических комплексов – локальных цивилизаций.

4. Детерминистский – основан на выявлении всех причин и закономерностей всех явлений природы и общества. Два подхода:

a. Географический детерминизм, согласно которому ход истории определяет природа.

b. Демографический детерминизм отдает предпочтения при изучении истории народонаселения.

5. Субъективный – признает активную роль в истории выдающимся личностям.

6. Антропологический – приоритетным при изучении истории считают его субъекта человека, который рассматривает в качестве продукта своей эпохи.

7. Рационалистический исходит из того, что разум источник познания преобразования мира и исторического развития.

8. Эволюционистский воспринимают историю как восхождение общества на более высокий уровень развития.

Историография – специальная историческая дисциплина, в рамках которой рассматриваются идеи концепции ученых и закономерности развития.

Эпоха Историк Его основной труд Совокупность воззрений на историю
Научное осмысление российской истории началось с XVIII века.
1-ая четверть XVIII века Петровская эпоха Татищев В.Н. создал 1-ый обобщающий труд по истории России История российская с самых древнейших времен История России есть результат деятельности царей, князей, императоров.
После петровская эпоха
А)30-40 годы XVIII Немец в Петербургской академии наук Шлёцер, Миллер, Байер Норманнская теория Древнерусское гос-во создано северными германцами: шведами, датчанами, норвежцами – (на руси именовались Варяги). Слово Русь – скандинавского происхождения.
Б)50-е годы XVIII Ломоносов М.В.- 1-ый критик норманнской теории Антинорманская теория Древне-русское гос-во создано восточными славянами (есть 3 группы народов славянского происхождения: а)Русские, украинцы, белорусы- восточные славяне, б)чехи, поляки, словаки- западные славяне, в) болгары, сербы, хорваты, словенцы и македонцы-южные славяне) Слово Русь – славянского происхождения от реки рось правого притока Днепра.
Эпоха АлександраI 1-ая четверть XIX Карамзин Н.М. История гос-ва российского 12 томов Историю России отождествлял с историей самодержавной властью.
Эпоха реформ Александра II 2-ая половина XIX Соловьев С.М. История России с древнейших времен 29 томов Один из видных представителей гос. Школы российской историографии основ которой был русский мыслитель середины XIX Чичерин Б.Н.
Пореформенная эпоха рубеж XIX-XX веков Ключевский В.О. Курс русской истории Впервые подробно проанализировал социально-экономическую историю страны.
Воин и революции 1-ая треть XX века Покровский М.Н. – 1-ый русский историк марксист Изучение истории и борьба классов. Классовая борьба движущая сила истории.
Советская эпоха XX век Греков Б.Д. Павленко Н.И. Рыбаков Б.А. Тихомиров М.Н. (Два посл идут вместе, как средневек исслед) · Киевская Русь · Исследователи императорского периода и истории России · Язычество древней Руси · Крупный исследователь средневековой истории и культуры России Марксистский подход
Современная эпоха Конец XX начало XXI века Гумилев Л.Н. От Руси к России Синтетический подход, т.е. история, есть результат взаимодействия человека общества и природы.
Особенностью современной исторической науки является методологический плюрализм.

Источниковедение.

- специальная историческая наука, занимающаяся анализом способов и методов изучения исторических источников как остатков прошлого.

Выделяют 6 типов исторических источников.

I) Письменные источники делятся на виды:

1) Летописи – по годовое изложение событий.

Первой официальной русской летописью считается повесть временных лет составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, в ней:

a) Содержатся наиболее полные сведения о восточно-славянских племенах

b) Излагается миграционная (балканская/Дунайская) теория происхождения восточных славян – они не были исконным населением восточно-европейской равнины, а переселились с берегов Дуная.

2) Законодательные акты, 1-ым из которых является русская правда.

3) Периодическая печать, как исторический источник возник в XVIII веке. В 1703 в Санкт-Петербурге вышла первая русская печатная газета ведомости.

4) Источники личного происхождения:

a) Жития – церковные сочинения о деятельности религиозных или светских лиц.

b) Мемуары – повествование о прошлом на основе личного опыта, к числу 1-ых русских мемуаров относится Житие Протопопа Аввакума XVII века.

II) Вещественные источники:

1) Первобытные, древние и средневековые вещественные источники изучает археология.

2) Печати – сфрагистика.

3) Гербы – геральдика.

4) Монеты – нумизматика.

III)Этнографические источники – дают знания о культурно бытовых особенностях разных народов.

IV) Лингвистические источники:

1) Следы древних языков в устной речи современных народов.

2) Языковые влияния и заимствования.

3) Географические названия, личные имена

V) Изобразительные источники.

1) Наскальная живопись первобытного человека.

2) Резьба по дереву, вышивка.

1) Кино фото фоно документы.

1-ые аудиовизуальные источники появились в XIX веке

2) Сайты интернета возникли в 80 годы XX века.

II. ТЕМА 3

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение).

Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования.

1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.

2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов

3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.

4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.

5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.

В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования:

1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию.

2. Принцип историзма , является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки.

3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений.

4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.

Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.

Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:

1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.

2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди.

4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития.

5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный.

6. Формационный подход, преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история – это борьба классов.

7. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гг.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гг.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский.

Цивилизация в пер. с лат. Civis – городской, государственный, гражданский.

В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций:

1) как синоним культуры (А. Тойнби). 2) Как определенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3) Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса. Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся:

1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)

2. Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.)

Сущность, понятия, характеристика основных методологических концепций понимания истории. Концепция полифундаментального многомерного мира как новый методологический подход. Формационный подход к осмыслению исторических процессов: сильные и слабые стороны.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.11.2014
Размер файла 11,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 Методология истории

Методология (от древнегреч. methodos - путь исследования и logos - учение) истории - специальная историческая дисциплина, позволяющая упорядочить и систематизировать многообразный материал, накопленный различными исследователями. Методология истории выявляет предмет и объект науки истории; занимается систематизацией и толкованием известных данных; изучает научный и социальный статус исторической науки, её строение; разрабатывает теорию исторического познания и т.п.

Основная цель методологии - выяснение самой сущности исторического процесса и представления его наиболее конкретно и целостно.

Но в исторической науке единой методологии нет - это связано с различием во взглядах, с различным пониманием общественного развития, что приводит к применению различных методологических приемов исследования. Помимо этого, методология - наука, активно развивающаяся, постоянно пополняющаяся новыми методами исторического познания.

Методы исторического исследования - способы изучения исторических закономерностей через их определенные проявления - исторические факты, способы извлечения из фактов новых знаний. Наиболее часто применяемые методы:

Помимо вышеперечисленных методов, в исторических исследованиях применяются также общенаучные методы познания: анализ, синтез, экстраполяция, математические, статистические, ретроспективные, системно-структурные и др.

Стиль научного мышления (общий научный язык историков) - составная часть методологии истории. Это совокупность стереотипов научного мышления, соответствующих определенному историческому этапа развития наук. Единый стиль научного общения с одной стороны, обеспечивает единство взглядов ученых относительно эталонов и образцов ведения научной деятельности, а с другой - препятствует проникновению в науку взглядов непрофессионалов, ограничивая науку от лженауки.

Категории - понятия, отражающие наиболее общие понятия, используемые при изучении мира и построении соответствующих теорий (к фундаментальным категориям относятся историческая закономерность и историческая случайность).

Принципы исторического исследования - исходные, базовые положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Основа принципов - объективные законы общественного исторического развития. Важнейшие принципами исторического исследования это: принцип историзма, принцип объективности, принцип пространственно-временного подхода.

Принцип историзма подразумевает необходимость оценки исторических процессов и явлений, учитывая конкретную обстановку на момент их протекания. Принцип историзма плотно связан с принципом объективности.

Принцип объективности подразумевает производить оценку в исследованиях, основываясь на исторической правде, не искажая реальные факты и не подгоняя их под определенную версию, ведь суть всех исследований - установление исторической истины.

Принцип пространственно-временного подхода подразумевает, что к различным периодам истории должны применяться различные законы общественного развития, так как различны конкретные исторические условия.

Методологические концепции исторического процесса. Так как история - очень древняя наука, за время ее существования сложилось и функционировало множество различных концептуальных подходов к изучению всего пути развития человечества.

Субъективистская методология - объясняет исторический процесс действиями выдающихся исторических личностей: правителей: королей, императоров, царей; полководцев; религиозных деятелей и др. Исходя из этого, продуманные действия этих личностей или наоборот, их ошибки приводили к тем или иным событиям, взаимосвязь которых и определяла ход истории.

Объективно - идеалистическая концепция - отводит решающую роль в историческом процессе влиянию высших сверхчеловеческих сил: Божественной воле, Провидению, Абсолютной идее, Мировому Духу и т.д. В таком случае весь исторический процесс характеризовался строгой целенаправленностью и упорядоченностью. Сверхчеловеческие силы двигали общество к заранее установленной конкретной цели. Отдельно взятый человек выступал лишь как средство достижения глобальной цели.

Первым попытался поставить методологию исторических исследований на научную основу Карл Маркс. Им была сформулирована концепция материалистического понимания истории, базирующуюся на 4-х основных принципах:

- единства человечества, а, следовательно, и единства исторического процесса;

- исторической закономерности, т.е. признании действия в историческом процессе общих устойчивых законов общественного развития;

- детерминизма - признания существования причинно-следственных связей и зависимостей в историческом процессе;

- прогресса, т.е. поступательного развития общества, поднимающегося на все более и более высокие ступени своего развития.

Материалистическое объяснение истории основывается на формационном подходе к историческому процессу. Маркс считал, что если человечество как единое целое развивается закономерно, поступательно, то и каждая его часть должна проходить все этапы этого развития. Эти этапы он назвал общественно-экономическими формациями (ключевые понятия в данной концепции).

Основой общественно-экономической формации, по Марксу, является тот или иной способ производства. Экономический базис определяет качественную особенность формации, а порожденная им надстройка характеризует своеобразие социальной и духовной жизни людей этой формации. Исходя из этого, понятие общественно-экономической формации охватывает абсолютно все сферы жизни общества на каком-либо этапе его развития.

С точки зрения формационного подхода, человеческое сообщество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммунистической формации). Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции.

Методология цивилизационного подхода к процессу развития человеческого общества - позволяет учитывать индивидуальность путей развития отдельных областей, стран и народов.

Цивилизационный подход ориентирован на познание истории общества, учитывая при этом специфику отдельных стран и регионов, и носит универсальный характер; сама история рассматривается как многолинейный и многовариантный процесс. В цивилизационном подходе делается упор на единство истории человечества; существует возможность глубже понять исторические процессы, выявить особенности развития отдельных стран и их вклад в развитие мировой цивилизации.

Однако в цивилизационной методологии недостаточно четко проработаны проблемы движущих сил истории, направленность и смысл исторического развития человечества.

2. Характеристика формационного подхода

формационный исторический концепция

Концепция полифундаментального многомерного мира - один из новых методологических подходов. Между структурами (экономика, культура, наука, политика и т.д.), каждая из которых есть равноценное индивидуальное измерение того общественного целого, в которое оно входит, а не является меньше его, существуют особые глубокие связи, создающие многомерность мира.

История — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Основными научными принципами являются следующие:
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Методы изучения истории

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
- логический;
- исторический.
Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии из развития. Именно в этот момент они преобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общ.закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич.порядке;
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

История выполняет несколько социально значимых функций.

Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука, раскрывая на основе теоретического осмыс­ления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмыс­ливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Мировоззренческая функция состоит в том, что историческая наука дает докумен­тально точные данные о выдающихся собы­тиях прошлого. Их понимание формирует взгляд на мир, общество, закономерности его развития. Мировоззрение является научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии это исторические факты.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение отечественной истории вос­питывает у народа нравственность, форми­рует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие катего­рии, как честь, долг перед обществом, позво­ляет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Методологические подходы в изучении исторической науки

Методы изучения истории

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
- логический;
- исторический.
Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии из развития. Именно в этот момент они преобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общ.закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич.порядке;
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Читайте также: