Методики психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью доклад

Обновлено: 25.06.2024

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные.

1) К первой группе относятся:

• Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.

• Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность, умеренную (имбецильность, тяжелую (идиотию).

• Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

2) Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Диагностика отклонений в развитии – это всегда дифференциальная диагностика. Нельзя заниматься диагностикой умственной отсталости или задержки психического развития.

Диагностика нарушений психического развития должна включать три этапа:

I этап – это скрининг, в процессе которого осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации.

II этап – собственно дифференциальная диагностика, цель которой – определение типа нарушения развития и направленности обучения ребенка.

III этап соответствует углубленному варианту обследования, имеет задачей раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.

Основные задачи психолого-педагогической диагностики :

• раннее выявление нарушений развития у детей;

• определение причин и характера нарушений;

• определение оптимального педагогического маршрута ребёнка;

• выявление индивидуальных психологических особенностей

ребёнка с нарушениями развития;

• разработка адаптированных образовательных программ.

Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний

• повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций,

• ограниченный запас общих сведений и представлений,

• трудности звукового анализа,

• несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Правила в работе с детьми

При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели.

• Понимание инструкции и цели задания.

• Реакция на результат работы.

Важно учитывать, чтобы задания и методики были обучающими:

• направленными на формирование новых умственных действий,

Обследование дошкольников с нарушениями интеллекта

• можно наблюдать моторику ребенка

• различение ребенком цвета предметов

• умение пересчитывать кольца пирамиды

• сформированность понятия о количестве предметов

Методика обследования познавательного развития,

диагностическое обучение,

качественная и количественная оценка действий ребенка 3-7 лет

Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально- деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания:

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков. Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Диагностический инструментарий

• Л. Ф. Фатихова диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями

• Забрамная с. д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол. -мед. -пед. Комис. — м. : гуманитар, изд. Центр владос, 2005. — 32 с. (коррекционная педагогика)

Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л. Ф. Фатиховой)

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

1) изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета); 2) выявление знаний о цветах;

3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.

1) карточка с контурным изображением хорошо знакомых ребенку по опыту предметов: яблоко, солнце, лист дерева, туча с дождиком, морковь, картофель;

2) карточка с аналогичными, но уже раскрашенными предметами;

3) цветные карандаши.

Ход исследования. Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши.

I уровень – ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов).

II уровень – ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов).

III уровень – ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла).

IV уровень – ребенок выполняет задание без ошибок, т. е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).

Примечание: если ребенок раскрашивает яблоко желтым или зеленым цветом, лист дерева – желтым или красным цветом и т. п., но при этом правильно называет цвета, которые использовал, выполнение задания оценивается как верное.

1. При выполнении задания на I уровне экспериментатор еще раз повторяет инструкцию, делая ее более развернутой и сопровождая указательными жестами.

3. Если предыдущий вариант помощи не возымел действия, экспериментатор показывает карточку с аналогичными, но уже раскрашенными предметами, просит назвать предметы и их цвет на данной картинке и снова предлагает раскрасить предметы на карточке с их контурными изображениями, но уже с опорой на карточку с раскрашенными предметами.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возраста

Диагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. В статье кратко рассказывается о диагностике детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, перечисляются методы и методики обследования развития детей.

ВложениеРазмер
psihologo_-_pedagogicheskoe_obsledovanie_.docx 25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого - педагогическое обследование ребенка

с интеллектуальной недостаточностью.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

В ходе психолого – педагогического обследования исследуется физическое развитие ребенка, особенности познавательных процессов, речевое развитие, игровая деятельность, конструктивная деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, культурно – гигиенические навыки, эмоционально – волевая сфера.

Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе, как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.

Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.

Игровую деятельность учитель – дефектолог продолжает исследовать в кабинете. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

  • проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
  • выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
  • адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
  • возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
  • характер игры (однообразная, творческая);
  • поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования. Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.

Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий :

  • создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  • предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  • игровой характер заданий;
  • учет уровня развития познавательной деятельности.

Методы психолого – педагогической диагностики :

- психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой

-анализ результатов продуктивной деятельности

- метод опроса родителей.

При проведении исследования важно учитывать :

  • как ребенок принимает задание;
  • как понимает условие задания;
  • способы выполнения задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  • обучаемость в процессе обследования;
  • отношение к результату деятельности
  • речевое сопровождение.

Программа психолого – педагогическое обследования ребенка с ОВЗ.

  1. Общие сведенья о ребенке. Фамилия, имя, отчество, дата рождения. Дата поступление в данное учреждение. Посещал ли ранее другое дошкольное учреждение. Занимался ли с учителем – дефектологом, логопедом.
  2. Сведенья о семье. Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей ребенка). Возраст родителей, образование, профессия. Состав семьи, отношения между членами семьи, отношение к ребенку в семье.
  3. Анамнез. Состояние здоровья родителей. Характер протекания беременности, родов. Раннее психомоторное развитие. Наличие травм, операций.
  4. Физическое развитие ребенка. Антропометрические данные. Оценивается двигательное развитие. Общая моторика. Ручная моторика.
  5. Сенсорное развитие. Исследуется зрительное восприятия, слуховое восприятие, тактильное восприятие, обоняние; полнота представлений о цвете, форме, величине.
  6. Особенности познавательных процессов. Исследуется наглядно-действенное мышление, наглядно – образное мышление, словесное мышление, память, внимание.
  7. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Связная речь.
  8. Изучение деятельности. Исследуется игровая деятельность, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность.
  9. Культурно – гигиенические навыки. Элементарные трудовые навыки и умения.
  10. Изучение знаний. Знания о себе и окружающем мире. Исследуются знания о сверстниках, педагогах; о животных, о птицах, о растениях, о предметах быта, о транспорте, о городе, о сезонных изменениях в природе, о деятельности людей.
  11. Элементарные математические представления. Количественные представления. Решение арифметических задач. Временные представления. Пространственные представления.
  12. Развитие эмоционально – волевой сферы. Исследуется умение выражать эмоции, поведение. Наличие агрессии, тревожных состояний. Умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми.

Методики обследования развития детей :

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы .

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии

В работе представлен материал по психолого-педагогическому обследованию детей с проблемами в развитии, оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При.

Карта психолого педагогического обследования дошкольника

Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников.


Методический материал "Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста"

адаптация детей раннего возраста.психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.


Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста.


Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста.

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития

Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

2.1. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития

Обследование детей медико-психолого-педагогической комиссии (МППК), как правило, начинается с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).
Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т.п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал.
В свою очередь, дефектолог, познакомившись с документацией, сообщает членам консультации существенные особенности, которые следует учитывать при налаживании контакта и в процессе обследования. Например, при указании в характеристике на выраженные трудности в усвоении учебной программы целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, что ребенку легче и интереснее. Изучение материалов характеристики позволяет нацелить на выявление тех качеств, свойств психики, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения.
Если ребенок учился в школе, необходимо очень внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид тетради свидетельствует о таких качествах ребенка, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ поставит перед исследователем вопрос о причинах имеющихся у ребенка трудностей. Так, несоблюдение линий при письме может быть вызвано нарушением моторики и трудностями пространственной ориентировки и просто непониманием требований и др. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевает эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю тетради можно выяснить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда рисунок является первым сигналом о психическом неблагополучии ребенка.
Только после тщательного изучения всех материалов, документации начинают непосредственно обследование ребенка. (Здесь не раскрывается метода медицинских исследований, так как этим занимаются только врачи-специалисты).
Задача дефектологов - провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с использованием соответствующих методов.
Следует помнить, что положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно-количественной оценке работы ребенка являются обязательными и в олигофренопсихологии при изучении детей с различными отклонениями в развитии.
Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях олигофренопедагог, логопед опираются на беседу, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других случаях все изучение строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры и т.д. В обследование важно включить элементы игры и обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. Задания должны быть направлены на исследование разных форм деятельности, мышления.
Начинать задания целесообразно с заданий средней трудности, но в ряде случаев с заведомо легких, чтобы успешное выполнение создало у ребенка положительное отношение к последующей работе, сняло волнение и беспокойство. Это особенно важно учитывать, когда ребенок неконтактен. Нужно создавать ситуацию эмоционального комфорта, поощрять ребенка, давать задания нетрадиционно, чтобы исключить подготовленность в семье. Нельзя перегружать обследование.
Изучая детей с отклонениями в развитии, необходимо помнить, что главным является отграничение первичных дефектов, обусловленных биологическими причинами, от вторичных, третичных и т.д. дефектов, являющихся следствиями первичного дефекта и воздействующих на ребенка социальных факторов. К дефектам более высоких уровней (вторичным, третичным) Л.С.Выготский относил недоразвитие высших психических функций и поведения. Очень важно учитывать соотношение первичного дефекта и дефектов более высоких уровней, а также степень их выраженности. Следует выявлять дефекты, оказывающие наиболее негативное влияние на развитие познавательной деятельности и личности.
При проведении обследования необходимо учитывать следующие показатели:

  1. эмоциональную реакцию ребенка на сам факт обследования.

Волнение - естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения;

  1. понимание инструкции и цели задания.

Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять её, прежде чем приступить к работе? Какая инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка. Очень важным качеством ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учитывать меру и характер учитываемой помощи. Показателем обучаемости является и способность ребенка делать задание по аналогии;

Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
Общие характеристики некоторых методов исследования.

Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы

2.2.Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

2.2.1. Организация работы
Работа по выявлению умственно отсталых детей и комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта осуществляются МППК в соответствии с действующей инструкцией.
Диагностирование умственной отсталости в дошкольном возрасте, если она нерезко выражена, представляет большую сложность. Требуются не только теоретические знания возрастных психических особенностей развития детей, но и специфики развития умственной отсталости и состояний, сходных с ней. В дошкольном возрасте осложняется дифференциация умственной отсталости и состояний, сходных с ней.
Среди детей, которые направляются в медико-педагогические комиссии и консультации, могут быть дети с задержкой психического развития разной этиологии, социально и педагогически запущенные, с общим недоразвитием речи, а также с нарушением деятельности анализаторов. Во всех этих случаях отмечается отставание умственного развития, носящее вторичный характер. В задачи специалистов, обследующих детей, входит отграничение умственного недоразвития как основного дефекта, которое может сопровождаться дефектами анализаторов от интеллектуального отставания вторичного характера.
Это возможно лишь при комплексном обследовании ребенка всеми специалистами.

2.2.2. Содержание работы. Методы обследования
В целях всестороннего и целостного изучении детей члены MППK изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование.
Обследование начинается с изучения анамнеза, документации и работ детей. В беседе с родителями устанавливается история развития ребенка до и после года (когда начал реагировать на свет, звуки, когда стал держать голову, садиться, вставать на ножки и ходить, гуление, лепет, первые слова и т.д.). Важно выявить характер и последствия перенесенных ребенком заболеваний, травм. У матери следует выяснить, когда и какие навыки самообслуживания сформировались, в чем были трудности (неловкость моторики, непонимание инструкции и т.д.); проявлял ли ребенок интерес к игрушкам (манипуляция); каковы навыки общения с детьми (играет один или в группе, лидер и т.д.), со взрослыми; реагирует ли на одобрение и замечания. В ходе беседы с матерью выясняется здоровье близких родственников (наличие отягощающих наследственных факторов), условия семейного воспитания. Данные, представленные матерью, должны быть проверены, так как возможна субъективность в оценке детей родителями. Намечая схему исследования ребенка, Л.С.Выготский предупреждал о том, что собирать надо только факты и тщательно их истолковывать. Толкование их должно быть динамическим и типологическим. Анализируя историю развития ребенка, необходимо вскрыть причинно-следственные зависимости. Квалифицируя наблюдаемые в данный момент явления и факты, важно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка.
Таким образом, изучение детей в МППК должно быть не только диагностическим, но и прогностическим.
Дефектологами разработан такой порядок обследования детей в МППК, при котором обеспечивается их всестороннее и глубокое исследование. Оно включает:

  • проверку сохранности слуховой функции;
  • проверку состояния вибрационной чувствительности;
  • проверку сохранности зрительного анализатора;
  • проверку состояния речи;
  • проверку двигательной сферы;
  • проверку уровня развития сенсорных и интеллектуальных процессов;
  • наблюдение за поведением.


1. Кисляков П.А. Социально-психологическое обеспечение безопасности детей с нарушениями интеллекта // Особые дети в обществе. Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. – 2015. – С. 109–114.

2. Кузьмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Т.И. Кузьмина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.

3. Маралов В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов [Текст] / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 3, Т. 1. – C. 145–150.

5. Шмелева Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.А. Шмелева, М.А. Правдов, П.А. Кисляков, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 41–43.

Одну из наиболее многочисленных категорий детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с нарушениями интеллектуального развития: умственно отсталые и с задержкой (расстройствами) психического развития. По различным данным число таких детей за последние годы значительно возросло и составляет от 5 до 12 % от общей детской популяции. При нарушениях интеллекта центральная нервная система не может обеспечить нужный фундамент для развития личностных качеств и создает преграды, тормозящие возникновение осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылки социально-психологической безопасности и благополучия ребенка. В настоящее время актуализируется необходимость создания условий для формирования психологической готовности детей с нарушениями интеллекта к самостоятельному разрешению социально-бытовых, коммуникативных, затруднений, с целью успешной адаптации к социальной среде [1, 4, 5].

Цель нашей экспериментальной работы состоит в выявлении особенностей развития индивидуально-психологических качеств подростков с нарушениями интеллекта, выступающих психологическими показателями их социально-психологической безопасности.

Показатели развития социально-психологической безопасности подростка с нарушениями интеллекта имеют большую теоретическую значимость, так как концентрируют в себе сущностные детерминанты данного явления. Они представляют также большой практический интерес и могут широко использоваться в процессе обучения детей в образовательных организациях.

Поставленная цель реализовывалась в следующих задачах:

1) разработка методологии констатирующего эксперимента;

2) подбор методик, адекватных целям и задачам исследования;

3) проведение диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта;

4) выявление особенности социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта.

Клинические психологи и дефектологи отмечают, что психологическое направление изучения личности при интеллектуальной недостаточности сопряжено с большим количеством диагностических, прогностических, интерпретационных и психокоррекционных трудностей в силу имеющегося несовершенства методического инструментария и отсутствия комплексных и системных методологических подходов для его разработки [2].

Психолого-педагогическая оценка умственно отсталого ребенка, если необходимо получить представление об особенностях его поведения и восприятия, должна проводиться относительно характерных свойств его личности. На основе повседневных наблюдений и оценок педагог-психолог может дать такую характеристику эмоциональной сферы, мотиваций, настроений, стиля общения и т.д. Хатт и Гибби (1976) [4] считают очень важным располагать подробной информацией об уровне развития личности, о становлении собственного Я, о характере и силе внутренних конфликтов, о защитных механизмах и психопатологических реакциях. Клинические психологи, дефектологи, социальные педагоги, психиатры и педагоги должны работать совместно, чтобы создать дифференцированную картину личности‚ включая всю ее динамику. Трудности диагностики умственно отсталого ребенка налицо: он лишь ограниченно способен выразить, как он себя чувствует и что он думает. Поэтому, как правило, личностные тесты оказываются большей части непригодными.

Комплексная оценка ребенка была бы недостаточной, если бы она не содержала данных о социальной предыстории и существующей на данный момент социальной ситуации ребенка, о благоприятных или неблагоприятных обстоятельствах и взаимосвязи. Речь идет о таких вопросах, как:

– социальный статус семьи;

– отношения субъекта с остальными членами семьи;

– социальное поведение субъекта в различных социальных группах и т.д.

В ходе исследования социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта нами использовались: метод экспертных оценок, интервьюирование и стандартизованные психолого-педагогические методики.

Метод включал в себя: собственно экспертный опрос (педагоги, психологи, воспитатели), метод наблюдения и беседы с подростками (интервьюирование).

Беседа применялась с целью выяснить субъективную оценку, представление о себе и своем окружении, круг интересов и проводилась с каждым подростком индивидуально. Вначале устанавливался контакт с подростком. Интервьюер объяснял цель беседы, создавая обстановку доверия и психологического комфорта. Беседа носила произвольный характер, протокол составлялся после визита подростка.

Беседа велась по следующим темам:

1. Семья. Отношения с родителями, братьями, сестрами (если есть), другими родственниками.

2. Увлечения, интересы, любимые занятия, игры.

4. Отношения со сверстниками, характер межличностных контактов.

5. Знание правил поведения в опасных ситуациях и безопасного поведения в нормальных условиях (дома, на улице).

Для выявления представлений подростков с нарушениями интеллекта о безопасном поведении в социуме в ходе беседы им было предложено решить несколько ситуационных задач:

1) незнакомый человек подходит на улице или хочет войти в дом;

2) меры безопасности в местах массового скопления (магазин, транспорт, парки и пр.);

3) незнакомый человек предлагает общаться в социальной сети;

4) конфликт со сверстниками;

5) стал жертвой издевательств и пр.

Как нами было установлено в ходе факторного анализа эмпирического материала, а также анализа систематизированного теоретико-методологического материала по проблеме данного исследования, социально-психологическая безопасность подростка с нарушениями интеллекта характеризуется такими психологическими показателями (индивидуально-психологическими качествами), как эффективная самооценка, субъективное благополучие, сензитивность к угрозам, копинг-стратегии совладающего поведения, уровень агрессивности (враждебности). В соответствии с этим были подобраны и адаптированы стандартизированные психодиагностические методики (таблица).

Методы психодиагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта

Психосоциальное благополучие (Индивид)

Социально-личностная безопасность (Личность)

Тест-опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов)

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (модификация Г.В. Резапкиной)

Методика изучения самооценки (Дембо – Рубинштейн)

Копинг-тест Р. Лазаруса (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)

Методика изучения самооценки Дембо – Рубинштейн является самой известной и одной из самых успешно и часто используемых методик изучения самооценки, она применима для исследования школьников всех возрастов, в том числе детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Мы использовали методику изучения Дембо – Рубинштейн в авторской модификации. Обследуемым предлагались бланки, на которых изображены 7 вертикальных шкал (линий), по 10 см, каждая из которых обозначала какое-то состояние, свойство или черту личности: здоровье, ум, авторитет в коллективе, умение защитить себя, характер, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Подросткам предлагалось оценить свои качества, отмечая на линиях черточками место, которое соответствовало, по их мнению, уровню развития у них того или иного качества. Крестиками предлагалось отметить желаемый уровень развития того или иного качества.

В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

– напряженность и чувствительность (субъективное переживание тяжести выполняемой работы; необходимость взаимодействовать с другими; потребность в уединении);

– признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику (нарушения сна; субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства; чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи; нарастающее переживание усиления рассеянности);

– изменения настроения (ухудшение настроения; значительное снижение оптимистического модуса восприятия);

– значимость социального окружения (совместное решение проблем, переживание одиночества, отношение с семьей и друзьями);

– степень удовлетворенности повседневной деятельностью (переживание скуки в повседневной деятельности, настроение по утрам, собственно удовлетворенность повседневной деятельностью).

Таким образом, тест позволил выявить наличие и глубину эмоционального дискомфорта личности, а по ответам на отдельные пункты можно выявить зоны особого напряжения или конфликта.

Для выявления уровня агрессивности использовался адаптированный опросник агрессивности Басса – Дарки (модификация Г.В. Резапкиной). Опросник позволяет определить следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По Е.И. Рогову, значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

Враждебность = Обида + + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + + Раздражение + Вербальная агрессия.

По А.А. Хвану с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

Враждебность = (Обида + + Подозрительность)/2;

Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + + Вербальная агрессия)/3.

В целевую группу проведенного нами исследования вошли обучающиеся 5–6 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, имеющие диагноз F70 Умственная отсталость легкой степени и F71 Умственная отсталость умеренная, т.е. с уравновешенностью основных нервных процессов и без грубых нарушений отдельных анализаторных систем, общим количеством 40 человек. Возраст детей 12–13 лет. Дети характеризуются состоянием задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Интеллектуальное развитие ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Дети имеют нарушения не только в интеллекте, но и в эмоциях, воле, поведении, физическом развитии. Нарушение интеллекта в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Проведенное исследование позволило выявить незрелость самооценки подростков с нарушениями интеллекта, проявляющейся в тенденции к переоценке своих личностных качеств и способностей. Переоценка своих возможностей привела к появлению самоуверенности, сопровождаемой неадекватным отношением к опасностям, неспособностью понять целесообразность своих действий и предвидеть их последствия. Только у 30 % испытуемых на необходимом уровне развита чувствительность к угрозам.

Неадекватная самооценка накладывает отпечаток на ощущение удовлетворенности своей жизнью, т.е. на ощущение благополучия (имеет место псевдоблагополучие или локальное благополучие). Комфортная среда образовательного учреждения способствовала формированию у подростков локального субъективного благополучия и, как следствие, низкой агрессивности. Агрессивность же у данных подростков проявляется в основном как форма протеста против недоверия и непонимания педагогов, из-за неудовлетворенности своим положением в школе или классе.

Полученные результаты показали на необходимость разработки и внедрения в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида комплексного психолого-педагогического сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта, направленного на создание условий для развития чувствительности к опасностям, формирования адекватной самооценки, облегчения адаптации к социальной среде, обучения правилам безопасного поведения, формирования эффективных копинг-стратегий.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01088.

Читайте также: