Методика самостоятельной работы с литературой доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. Методические рекомендации для магистрантов по отдельным формам самостоятельной работы.

Работа с книгой (источником)

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой -это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим дисциплину. Необходимая литература указана в рабочих программах дисциплины.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного изучения).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно дополнять конспект лекций, так же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Опыт показывает, что студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное -эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой

Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

• составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;

• сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для практических занятий, что для экзаменов, что пригодится для написания научных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру);

• обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании научных работ это позволит очень сэкономить время);

• разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;

• при составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время.

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию);

2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений);

3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);

4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

1 библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

3 ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

4 изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

5 аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее

– именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. При овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

1.2. Составление конспекта

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

2. Выделите главное, составьте план.

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от магистранта целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Подготовка презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS Power Point. Презентация к документу представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1) на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т.д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением;

- максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2-х строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

2) обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10-15 секунд. В меньшее время присутствующие не успеют осознать содержание слайда.

Слайд с анимацией в среднем должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков – не меньше 24 пунктов, для информации – не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета, фон и текст (белый фон – черный текст, темно-синий фон – светло-желтый текст и т.д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность – общее понятие для всех технологий, методов и приёмов обучения

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

Выпускник школы XXI века должен:

уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем;

работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

быть коммуникабельным, контактным и гибким в различных социальных группах и в меняющихся жизненных ситуациях.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛИТЕРАТУРЫ

О самостоятельной деятельности учащихся много говорят и пишут. Самостоятельность… А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания . Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят , а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.

Древняя поговорка

Усвоение информации учащимся:
10% того, что слышит

50% того, что видит

90% того, что делает сам

И потому я ставлю перед собой такую цель, как формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

создать условия для самостоятельной работы;

вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;

обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;

предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть для всех учащихся группы либо одинаковыми, либо вариативными, в зависимости от уровня подготовленности группы, задач и типа урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я использую самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:

1. При проверке домашнего задания.

1) Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:

а) выступающие в роли вводных;

б) никогда не выступающие в роли вводных.

Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится, следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например, кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.

2) Записать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти вводные и вставные конструкции. Какие еще синтаксические конструкции встретились в предложениях? Обозначить их графически.

Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи бегущие мимо луны.

Он ехал теперь к Яузскому мосту где ему сказали был Кутузов.

Плотва брала как говорят рыболовы чуть ли не на голый крючок.

Правой рукой Иван Иванович так зовут директора растирает левую.

2. При изучении нового материала.

Также на уроках использую различный раздаточный материал (карточки-задания, инструкционные карты), который помогает учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы.

3. На этапе первичной проверки усвоения, закрепления новых знаний.

Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания.

Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания, определяя вид придаточного.

Начертить схему предложения.

Составить предложения по предложенным схемам.

На уроках литературы учащиеся проводят разнообразные исследования: сравнивают текст художественного произведения и его инсценировку или экранизацию, работают с текстом и иллюстрациями, сравнивают окончательный текст и черновики автора.

Анализ характеристики героев, данной автором в ремарках;

Анализ высказываний героев, подтверждающих характеристику автора.

Работа с иллюстративным материалом

Сопоставление иллюстраций с текстом;

Анализ привнесённых художником изменений.

Работа с видео и аудиофрагментами

Сопоставление фрагментов с литературным текстом и иллюстративным материалом;

Анализ авторских трактовок героев.

4. На этапе контроля и оценки знаний.

Данный этап представляет собой практически полностью самостоятельную работу учащихся. Они выполняют различные тестовые задания, контрольные работы, пишут сочинения, изложения, словарные диктанты. Важно, чтобы дети сами становились инициаторами творческой деятельности. На моих уроках школьники разрабатывают тесты на знание и понимание текстов, подбирают предложения для расстановки знаков препинания по определенной теме, составляют словарные диктанты.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы стараюсь формировать навыки самостоятельной деятельности с помощью различных форм и методов. В зависимости от цели и типа урока объем выполняемой учеником работы может быть разным. Мастерство педагога и состоит в том, чтобы со временем учащиеся становились более самостоятельными и творческими, что, несомненно, поможет им в будущей жизни.

Самостоятельная работа студентов, в том числе и творческого характера, - особо важный компонент современного урока литературы. В процессе самостоятельной работы учащиеся или закрепляют уже имеющиеся знания, применяют их на практике, или приобретают новые знания и умения, осмысливают их. В том и другом случаях необходима активизация памяти, мышления, внимания, воссоздающего и творческого воображения.

Предлагаемые на уроке самостоятельные задания должны быть сформулированы, определены их цель, значение для целостного процесса обучения. Каждый студент должен ясно представлять сущность выполняемого им задания, его необходимость для решения общей дидактической задачи и меру своей ответственности за результат всего урока. Таким образом, организация самостоятельной работы на уроке имеет большое не только образовательное, но и воспитательное значение.

Выделяют следующие уровни самостоятельной учебно-познавательной деятельности:

  1. Копирующие действия по заданному образцу. Это ещё не самостоятельная работа, а только подготовка к ней.
  2. Воспроизведение изученного, прочитанного, прослушанного. На этом уровне уже проявляются признаки самостоятельной деятельности: выбор материала для воспроизведения, его обобщение, перенос методов, приемов на вешение более сложных задач (например, от пересказа текста учебника – к воспроизведению положений литературно-критической статьи).
  3. Самостоятельное применение студентами приобретённых знаний, умений в сходных ситуациях. Например, перенос умений выразительного чтения стихотворений Пушкина на исполнение лирики Лермонтова или работа над сравнением в поэзии Некрасова и Кольцова.
  4. Самостоятельное выполнение заданий в новых ситуациях. Например, самостоятельная подготовка выразительного чтения лирических произведений Маяковского потребует от учащихся иных подходов по сравнению с работой в этом аспекте над лирикой Пушкина и Лермонтова. Или анализ конфликта в пьесах Островского, а затем – Чехова.

Самостоятельные задания и упражнения в соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности принято делить на четыре типа , каждый из которых имеет свою дидактическую цель.

Эвристические задания побуждают к поиску ответа на вопросы, к решению проблемных ситуаций, к сопоставлению различных литературных явлений. В данном случае приходится работать в нестандартных ситуациях. К этому типу заданий относятся анализ небольших по объёму произведений или фрагментов из них, сравнение окончательного и чернового вариантов текста, сопоставление произведений литературы и других видов искусства, сочинения на темы эвристического характера и пр.

Задания исследовательского характера закрепляют умения самостоятельно трудиться, дают возможность формировать творческую личность. Учащимся средних классов предлагаются творческие и художественные пересказы, подготовка выразительного чтения произведений разного рода и жанра, составление речевой партитуры, написание сочинений по личным впечатлениям в разных жанрах (рассказ, эссе, стихотворение, сказка, репортаж и др.); пересоздание литературного произведения в другие виды искусства (словесное рисование, инсценирование, иллюстрирование, составление кадроплана, киносценария и пр.). Эти виды заданий вызывают неизменный в чтении художественной литературы, усиливая внимание к слову, автору произведения.

Обозначенные виды работ остаются и в старших классах, однако здесь больше внимания уделяется литературоведческому творчеству: анализу произведений, ещё не изучавшихся в школе, написанию критических этюдов, посвящённых двум-трём произведениям, рецензий на экранизации, спектакли, отзывов в письменной или устной форме о прочитанном произведении, подготовке к исполнению игровой роли (режиссёра, актёра, художника, издателя, скульптора).

Организация самостоятельной работы должна соответствовать следующим требованиям: задание, выполняемое на любом уровне самостоятельности, имеет конкретную цель, ученик знает приёмы и порядок решения задачи; задание соответствует познавательным возможностям ученика, опирается на его знания и умения; виды работ разнообразны, в познавательном плане интересны для учащихся, вызывают желание выполнять их до конца, формируют привычку к труду, к добыванию знаний.


В данной статье говорится о самостоятельной работе с книгой, учебником, о приемах самостоятельной работы с текстами на уроках литературы в 5-9 классах.

Содержимое разработки

Организация самостоятельной работы с учебной книгой

на уроках литературы.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с пе­чатными источниками:

• составление плана текста;

• составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение того, что прочитано);

• составление сравнительных характеристик предметов, явлений в произведениях разных авторов).

Если учитель научит учащихся пользоваться учебником, то он станет важным источником знаний для детей.

Прежде всего, необходимо добиться овладения учащимися тех­никой чтения и понимания смысла прочитанного. Лишь пройдя первый и наиболее трудный этап овладения тех­никой чтения, ребенок становится неразлучным с книгой. Успех дальнейшего обучения учащихся во многом будет зави­сеть от того, насколько прочными будут навыки сознательного, вдумчивого, сосредоточенного чтения и воспроизведения про­читанного, осознания текста и лексического разбора его труд­ных мест, логического разбора текста в связи с заданиями учи­теля и учебными потребностями детей, уяснение идейного смысла читаемых статей, рассказов. Уже в начальном звене дети учатся составлять план прочитанного рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой, гото­вит детей к восприятию текста, водружает их умением вдумы­ваться в название статьи, вырабатывает у детей навыки внима­тельного чтения с выделением основной цели. Не менее важным является привитие школьникам навы­ка самостоятельной работы над статьей, тщательный контроль со стороны учителя за правильностью понимания учащимися прочитанного, выяснение отношения детей к событиям, дейст­виям, поступкам героев.

Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются. В работе над художественным текстом учитель главное внима­ние уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художест­венного образа при проверке знаний. Такой подход к организа­ции занятий будет способствовать развитию эстетического вос­приятия, образного мышления, обогащению речи школьников. Не менее важным является подготовка учащихся к усвое­нию основ теории литературы. В работе над художественным текстом учитель учит детей проводить простейшие теоретико-литературные наблюдения.

В среднем звене наиболее распространены две формы рабо­ты с книгой:

под руководством учителя, на уроке и во внеурочной работе;

самостоятельно дома с целью закрепления, уточнения и расширения полученных на занятиях знаний.

Работа с учебной литературой (печатными источниками) используется на различных этапах урока: при изучении но­вого материала, закреплении, на стадии контроля.

Издавна рекомендуется дробная, поэтапная, объяс­нительная форма работы: прочтение отрывка, остановка с последующим анализом прочитанного. В начале изучения предмета рекомендуется предварительное их ознакомление с устрой­ством учебника, основными элементами его содержания, со следующими приемами работы в процессе изучения учебного материала:

1) ориентирования (нахождение определенного текста, задания, иллюстрации);

2) работы с текстом (объяснительное и выборочное чте­ние, сопоставление текстовой информации, нахождение понятий, обобщение необходимой информации и форму­лирование вывода, выделение логических частей и др.);

3) работы с иллюстративным аппаратом (сравнение ил­люстраций, их соотнесение с текстовой информацией, чтение плана и карты, составление рассказа-описания по рисунку);

5) комбинированная — с несколькими компонентами (текстом и таблицами, схемами, заданиями, картой).

При работе с учебником необходимо учитывать, что по выпол­няемым функциям все иллюстрации делятся на 3 группы:

*иллюстрации, раскрывающие содержание и заменяющие текст (сюжетные рисунки, фотосхемы);

* иллюстрации, рав­нозначные тексту: рисунки сюжетные и предметные, науч­но-прикладные, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации;

* иллюстрации, обслуживающие текст.

Су­ществуют следующие приемы для достижения лучшего понимания материала с целью его более прочного запоми­нания:

составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе сущест­венное;

соотношение содержания текста с имеющимися знаниями, включающее новую систему знаний;

соотно­шение содержания разных частей текста друг с другом;

использование образов или наглядных представлений, занимательного материала;

Работа с печатными источниками зна­ний не ограничивается только прочтением учебника. Обя­зательно эпизодическое использование и другой литерату­ры: хрестоматий, тетрадей с печатной основой, учебных справочников, детской художественной и научно-попу­лярной литературы.

Технология обучения приемам работы с учебником:

1) введение приема: объясне­ние его значения, ознакомление с его су­тью (составом), основными действиями, показ образца выполнения;

2) усвоение: выполнение ряда заданий на использова­ние приема с постоянным контролем со сто­роны учителя; задания на воспроизведение последовательности операций приема;

3) закрепление: самостоятельное применение детьми приема при выполнении сначала аналогичных заданий, затем сложных, и новой ситуации;

4) пост-закрепление: самостоятельную работу дома необходимо начинать с воспроизведения полученных на уроке знаний и умении.

Этапы организации работы с учебником:

1) прогнозирования: прочитать название темы и попытаться по нему представить, о чем пойдет речь;

2) установления связи с предыдущим ма­териалом: вспомнить (бегло просмотреть) ранее изученный материал, вспомнить его содержание и попытаться определить связь с изучаемой темой;

3) работы с данным текстом: прочесть внимательно текст, параллельно выписывая непонятные слова и рассматривая иллюст­рации; выделить главное, основные темати­ческие блоки и составить по ним план текста;

4) лингвистического анализа: попытка объяснить новые, непонятные слова само­стоятельно или с помощью словаря;

5) вторичного прочтения: чтение текста с параллельным его соотнесением с пункта­ми плана;

6) закрепления: воспроизведение смысла текста по плану, затем без него вслух, про себя (для этого рекомендуется составлять план — алгоритм ответа, используя опорные образные схемы);

7) вторичного закрепления: ответ на вопросы после текста, приведение своих при­меров к прочитанному тексту;

8) сопоставление прочитанной информа­ции с имеющейся ранее и полученной на уроке.

Варианты работы с дополнительной учеб­ной литературой:

чтение учащимися или учителем отрывков, статей на этапе изуче­ния нового материала или обобщения;

краткая запись содержания книги (конспектирова­ние);

составление справки по персонажу на основании прочитанного текста ;

фик­сирование определений основных понятий в словаре;

зарисовка из первоисточников в тетрадях схем, иллюстрирующих изучае­мые явления.

Технология работы с детской научно-попу­лярной литературой:

1) определение темы литературного ис­точника и связи ее с содержанием урока;

2) характеристика содержания литератур­ного произведения, определение возмож­ностей его использования;

3) учет объема текстового материала, вре­мени его использования в учебном процес­се;

4) четкое определение пели применения произведения и соответствующего этапа урока;

5) формулировка заданий детям до прос­лушивания произведения;

6) его чтение учителем или школьниками (параллельно возможна драматизация, ис­пользование кукол и др. атрибутики);

7) беседа после работы с текстом с целью проверки усвоения;

8) обобщение и выводы.

Говоря об организации самостоятельной работы с книгой, нельзя забывать современные компьютерные технологии, а именно электронные учебники и электронные пособия, которые относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.

Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках ученику предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.

Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума.

Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику.

К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.

Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:

*в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

*осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

*предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

*позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;

*текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.

Но, несмотря на преимущества электронных учебников, не нужно отказываться от

книг и учебников.

Систематически планируемая работа с учебником активизирует класс, развивает у учеников умение в познавательных целях пользоваться дополнительной литературой и различными источниками информации, позволяет вовлечь в занятия слабых учеников, организовать усвоение учебного материала на уроке.

Читайте также: