Религиозное и научное представление о бессмертии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Все это приводит нас к простому утверждению: смерть для человека – это предельно важный предмет размышления и осмысления. В связи с этим рассматриваемая проблема представляется весьма актуальной. В каком-то глубоком смысле вся жизнь человека – это решение вопроса о том, как жизнь относится к смерти, о смысле этого таинственного конца. Смерть – это лишь порог в вечность. И настоящая надежда, истинное вдохновение состоит не в примирении со смертью, а в том, чтобы глубже осмыслить свое бытие и понять, что есть смерть в этом бытии.

Цель данной работы — раскрыть сущность бессмертия как религиозно-философской проблемы. Исходя из цели, в работе решаются задачи: дать характеристику этапов процесса перехода от жизни к смерти; дать определение понятия и видов бессмертия; проследить историю представлений о бессмертии.

Теоретической основой настоящей работы являются труды ведущих специалистов в области философии: А.А. Радугина, П.С. Гуревича и др.

Структура данной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определены цель, задачи данной работы, изложена её теоретическая основа. В основной части раскрывается сущность бессмертия как религиозно-философской проблемы. В заключении представлены главные выводы по данной теме. Список литературы включает в себя 6 источников.

1. Этапы процесса перехода от жизни к смерти

В естественном процессе перехода от жизни к смерти существует своя традиция, свои этапы.

Третий этап — необратимая биологическая смерть. Для человека это грядущая вселенская катастрофа. И он боится смерти, поэтому страх перед смертью – это естественное, нормальное состояние нормального человека.

Сегодня учёные, художники, политики много размышляют о клонировании как одном из способов достижения бессмертия. Человек вступил в соперничество с природой и с Богом. Принесет ли это ему счастье, или он в результате окажется на краю пропасти, как уже не раз бывало? Ответа пока нет.

2. Понятие и виды бессмертия

Бессмертие — это понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах.

Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды бессмертия: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное бессмертие); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое бессмертие); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное бессмертие); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (бессмертие как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое бессмертие); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое бессмертие); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое бессмертие).

Психологически каждый из видов бессмертия связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое бессмертие), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое бессмертие), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное бессмертие) и т.д.

Вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти.

Выделяют также несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется не у каждого), продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.)3.

Первый вид бессмертия – в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом.

Второй вид бессмертия – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Цзэддун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым.

3. История представлений о бессмертии

Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть не неизбежным? Может быть, существует иной пласт существования? Может быть, существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования? И т. д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью. Истоки представлений о бессмертии уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство бессмертия сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать бессмертие не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве.

В философии Древнего Востока смерть трактовалась в русле буддийского религиозного догмата о перевоплощении. Смерть и здесь не рассматривалась как трагедия, так как по вероучению буддизма человек не пропадает бесследно, фактически не умирает, а перерождается в другое существо и тем самым как бы возрождается бесконечно. Индуизм придерживается теории переселения душ на том основании, что некоторые врожденные склонности, присущие человеку, вроде готовности новорожденного младенца сосать материнское молоко или животный страх смерти, обычно свойственный всем нам, необъяснимы, пока не прослеживаются в предшествующей жизни. Тот факт, что мы не в состоянии дать удовлетворительное объяснение наблюдающемуся у нас несходству различных человеческих типов, дает ещё одно важное основание для веры в теорию переселения душ4.

Иудаизм в понятие бессмертия ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его бессмертие трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного бессмертия в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным бессмертием. Христианство говорит так: да, мы покидаем свою плоть, но для того, чтобы обрести новую, потому что Бог создал вселенную не напрасно, не только для того, чтобы мы в ней страдали, а для того, чтобы она заиграла всеми красками гармонии, красоты и мощи, и чтобы в ней играл человеческий дух, вечно творя, вечно преобразуясь, открывая все новые и новые для себя горизонты.

Отец С. Булгаков, один из великих православных учителей в XX веке, называл это очеловечиванием природы. Это процесс, который начинается уже здесь и теперь. Когда человек учит свой дух подниматься над природой, вырабатывать в себе терпение, твердость, умение отрешиться от давления материальных факторов, умение сосредоточиться на духе так, чтобы эти факторы не были всепобеждающими, — это уже в нашей личной жизни репетиция, прелюдия к жизни будущего века5. Религия разрабатывает скорее вероучение не о бессмертии (иммортализме), а о послесмертии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование бессмертия как атрибута Бога.

Оригинальное толкование проблема бессмертия получила в русской философии второй половины 19 — начала 20 вв. По мнению Бердяева, проблема бессмертия, прославления жизни как универсальной ценности – самая главная проблема человечества7.

Так есть ли бессмертие? И, да и нет. В него можно верить, но это дело каждого.

Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Список литературы

Гуревич, П.С. Основы философии / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.

Жизнь после смерти / Под ред. Гуревича П.С. – М.: Советский писатель, 1990. – 320 с.

Моуди Р. Жизнь после смерти: Исследование феномена выживания после физической смерти. – СПб.: Лениздат, 1992. – 92 с.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 576 с.

Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности / Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене. – М.: ПРО-ПРЕСС, 1998. – 464 с.

Размышления философов всех времен о неминуемости смерти и бессмертии. Анализ этапов процесса перехода от жизни к смерти. Понятия и разновидности бессмертия, развитие истории представлений о нем. Сущность бессмертия с точки зрения религии и философии.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.12.2010
Размер файла 27,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

Контрольная работа по дисциплине:

Бессмертие как религиозно-философская проблема

Студентки 1 курса заочно-ускоренной

Степусь Натальи Александровны

Бессмертие - это понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах.

Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды бессмертия: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное бессмертие); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое бессмертие); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное бессмертие); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (бессмертие как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое бессмертие); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое бессмертие); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое бессмертие).

Психологически каждый из видов бессмертия связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое бессмертие), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое бессмертие), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное бессмертие) и т.д.

Вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти.

Выделяют также несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется не у каждого), продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.) Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 1998. - С. 289. .

Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом.

Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Цзэддун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым.

3. История представлений о бессмертии

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть не неизбежным? Может быть, существует иной пласт существования? Может быть, существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования? И т. д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью. Истоки представлений о бессмертии уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство бессмертия сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать бессмертие не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве.

В философии Древнего Востока смерть трактовалась в русле буддийского религиозного догмата о перевоплощении. Смерть и здесь не рассматривалась как трагедия, так как по вероучению буддизма человек не пропадает бесследно, фактически не умирает, а перерождается в другое существо и тем самым как бы возрождается бесконечно. Индуизм придерживается теории переселения душ на том основании, что некоторые врожденные склонности, присущие человеку, вроде готовности новорожденного младенца сосать материнское молоко или животный страх смерти, обычно свойственный всем нам, необъяснимы, пока не прослеживаются в предшествующей жизни. Тот факт, что мы не в состоянии дать удовлетворительное объяснение наблюдающемуся у нас несходству различных человеческих типов, дает ещё одно важное основание для веры в теорию переселения душ Жизнь после смерти / Под ред. Гуревича П.С. - М.: Советский писатель, 1990. - С.226. .

Иудаизм в понятие бессмертия ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его бессмертие трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного бессмертия в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным бессмертием. Христианство говорит так: да, мы покидаем свою плоть, но для того, чтобы обрести новую, потому что Бог создал вселенную не напрасно, не только для того, чтобы мы в ней страдали, а для того, чтобы она заиграла всеми красками гармонии, красоты и мощи, и чтобы в ней играл человеческий дух, вечно творя, вечно преобразуясь, открывая все новые и новые для себя горизонты.

Отец С. Булгаков, один из великих православных учителей в XX веке, называл это очеловечиванием природы. Это процесс, который начинается уже здесь и теперь. Когда человек учит свой дух подниматься над природой, вырабатывать в себе терпение, твердость, умение отрешиться от давления материальных факторов, умение сосредоточиться на духе так, чтобы эти факторы не были всепобеждающими, - это уже в нашей личной жизни репетиция, прелюдия к жизни будущего века Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности / Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. - М., 1998. - С. 447. . Религия разрабатывает скорее вероучение не о бессмертии (иммортализме), а о послесмертии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование бессмертия как атрибута Бога.

Оригинальное толкование проблема бессмертия получила в русской философии второй половины 19 - начала 20 вв. По мнению Бердяева, проблема бессмертия, прославления жизни как универсальной ценности - самая главная проблема человечества Гуревич. П.С. Основы философии: Учебное пособие. - М., 2000. - С. 167. .

Так есть ли бессмертие? И, да и нет. В него можно верить, но это дело каждого.

Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека -- всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Список литературы

1. Гуревич, П.С. Основы философии / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - 438 с.

2. Жизнь после смерти / Под ред. Гуревича П.С. - М.: Советский писатель, 1990. - 320 с.

3. Моуди Р. Жизнь после смерти: Исследование феномена выживания после физической смерти. - СПб.: Лениздат, 1992. - 92 с.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 1997. - 272 с.

5. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 576 с.

6. Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности / Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 1998. - 464 с.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Когда глубже взглянуть на материю, то не покидает ощущение, что в самом ее фундаменте, в связи с ее информационной и более глубокой духовной природой, находятся силы, которые не иначе как к “одухотворенным” и “одушевленным” невозможно не отнести. Все зависит от степени информатизации и одухотворения материи. Не случайно в последнее время, среди современных философов и ученых вновь стали возрождаться виталистические взгляды на материю, как на нечто “живое”, подвижное, как “губка”, реагирующее на всякое “живое прикосновение” к ней. Однако в отличие от материалистов, считающим вслед за В. И. Лениным, что своей способностью к ощущению материя обязана самой себе, своему самодвижению, мы полагаем, что этот дар “откликаться на слово Божье” дан по своей сущности силой трансцендентной, духовной. Ведь, в каком-то смысле, дух и душа, поскольку они существуют объективно, тоже “материальны” – разница лишь в том, что в их основе их “материальности”, объективности лежит иная, более тонкая природа “материальности”, не имеющая ничего общего с окружающей нас “ тварной” материальной действительностью. Тот факт, что в материальном мире это духовное нельзя взять в руки или увидеть в микроскоп, вовсе не означает, что оно не существует в предметном мире как бы в незримом, скрытом виде, подобно информации, которую в нашу эру информационных технологий тоже нельзя материально ощутить, поскольку она согласно родоначальнику кибернетики Н. Винеру “ есть ни материей, ни энергией”. Информацию в этом смысле, как дух и душу, тоже можно отнести к такой реальности, которая находится вне времени и пространства, пребывающей как бы в вечности, однако, в отличие от духовной реальности, информация лишена жизни, являясь как бы застывшей, “замороженной” реальностью, напоминающей собой фотографию или видеоролик. Что дает основание предполагать, что, возможно, такому информационному существованию души после смерти соответствует христианская вера в загробную “жизнь” души, нуждающейся для того, чтобы обрести жизнь душевную, в воскресении из такого информационного состояния души, которое в связи с тем, что время и пространство для нее там остановилось, находится как бы в аду . Пребывая в информационном теле, душе , возможно , приходится перманентно переваривать и осмысливать все картины и события прошлой своей жизни в физическом теле. Тело не является простым вместилищем всевозможных духов, чем-то внешним по отношению к, находящейся в нем, душе, — как полагают последователи буддизма, индуизма и античных философов, — а составляет с ней одно нераздельное целое: как каждое тело имеет свою душу, так и каждая душа имеет свое тело. Подобно тому, как душа не может вселиться в чужое тело, так и воссоздание генетической копии умершего тела и оживление мертвого тела не приводят к автоматическому вселению в него, принадлежавшей ему в прошлом души. Можно всерьез рассматривать только случаи одержимости человека злым духом, чем переселения человеческих душ в чужие тела. Как известно, в случае с одержимостью злым духом говорят о раздвоение личности, предполагающем, что какое-то время человек остается самим собой, а какое-то – будто в него вселился злой дух. Но, чтобы родившийся в новом теле человек имел душу индивидуума, жившего ранее, то есть, по существу, был его перевоплощением - это абсолютный нонсенс. Впрочем, в это до сих пор, без всяких колебаний, не перестают верить люди, исповедывающие ведические взгляды на мир. Уходящая своими корнями в индуизм, идея о перевоплощение души является по своей сути не только ошибочной, но и вредной для духовного здоровья человека. Более того, можно даже сказать, что по своей сути, так называемые реинкарнации душ, представляет собой дьявольскую идею, преследующую противоположную цель – как раз погубить, а не спасти душу.

Малоубедительными выглядят также ссылки на то, что идея реинкарнации якобы продиктована законом кармы о совершенствовании души . C огласно которому, для того, чтобы искупить грехи прошлых жизней душа вновь возвращается в земное тело с целью своего дальнейшего совершенствования. Но разве может душа, проживи она хоть тысячу жизней на земле, хоть чуточку изменится. На этот риторический вопрос ответ давно уже известен. Как показывает история человечества, и в этом с ней солидаризируется христианство, на протяжении десятков тысяч лет люди в духовном плане не изменились в лучшую сторону ни на йоту. И все потому, что дело здесь не в грехах конкретно взятого человека, а в греховности и порочности всей “системы вещей”, как следует из Библии, унаследованной от “первородного греха” первых людей – Адама и Евы. В этом смысле грех на уровне отдельного индивидуума – это вариация грехопадения наших предков. Поэтому, живя в порочной “системе вещей” и будучи по своей природе сам в грехе, человек не может измениться, стать совершенным, поскольку этот грех унаследован не только на духовном, но даже на генетическом уровне и передается людям по наследству. Единственное, что остается человеку, – это покаяться в своих грехах и, по возможности, впредь больше не грешить.

Наряду с клонированием, учеными-атеистами также всерьез обсуждается возможность продления жизни людей с помощью криогенных установок, способных якобы сохранить мертвые тела для последующего их оживления. Так как предполагается, что в будущем медицина способна будет излечивать многие ныне смертельные болезни. Поэтому становится понятно, почему в последнее время так активизировались работы в генетике в области изучения и расшифровки кода генома человека, успех в которых сулит, по мнению ученых, сделать человека бессмертным. Мы, конечно, не специалисты в области биологии, но ученые, как мы полагаем, исходят из ложной предпосылки, что все сущностные, личностные характеристики человека, а значит и то, что называется душой, изначально заложены уже в материальном гене. Следуя их логики, стоит только эти гены тела умершего человека оживить, а впоследствии, если они были заражены какой-то болезнью, перепрограммировать по здоровой программе, то болезнь будет побеждена и человеку можно будет продлить жизнь. На наш же взгляд, это было бы верно, если бы ДНК и сами гены, безотносительно живые они или нет, действительно были бы полным аналогом души и несли в себе информацию об основных свойствах тела со всеми его физическими, физиологическими свойствами и психоэмоциональными задатками. В действительности, ДНК клетки человека, сама клетка, их информационные структуры детерминированы сущностями высшего порядка, в основе которых лежит дух и из которого, уже потом, произрастает, как бы проявляя себя, душа человека, впоследствии “записываемая” на материальный носитель ген. Другими словами, гены являются только материальными носителями информации, как, например, компьютер или лазерный диск, а не аналогом самой жизненной информации и, соответственно, бессмертия, как полагают ученые-атеисты. Исходя из этого, мертвое тело человека и, соответственно, мертвые клетки его организма по аналогии напоминает собой компьютер, оставленный не только без питания, но и без программного обеспечения. Поэтому воскресить умершего человека посредством одной информации, сохранившей след на умершей клетке в виде структуры его ДНК, также сложно и невозможно, как воспроизвести на отключенный и без программной “начинки” компьютер, записанную на диске информацию. То есть, как для клонирования человека, так и для оживления мертвого тела нужен свой особый “программист” в виде бессмертной души , способной , с помощью Духа Святого , оживить клетк и человека, которому одному по силам оживлять и воскрешать мертвые клетки тела. Однако, так как имманентная мертвому телу человека душа уже покинула клетку, то поэтому, в случае оживления тела, мы будем иметь не воскрешение умершего человека, а возвращение к жизни его двойника, то есть, другими словами, клона. В связи с этим, упование атеистической науки на достижение бессмертия человека с помощью генных технологий, в ряду которых клонирование и оживление после размораживания тела, выглядят недостижимыми и по существу являются утопическими. Многие ученые начинают осознавать, что, создав клона человека, и, возможно, даже оживив тело человека, они получат двойника, а не тот оригинал, с которого он был сделан и каким был при жизни. Как и в случае с надуманной мистической реинкарнацией здесь просматривается попытка отрыва части от целого, каким и выступает человек, как совокупность внутреннего и внешнего, формы и содержания, тела и души.

Еще одна попытка научно-атеистического решения бессмертия души и воскрешения из мертвых лежит в плоскости соединения информационных и нано-технологий. Предполагается, что, создав на основе нано-технологий материальный носитель, заменяющий мозг, с последующей закачкой в него с помощью самых совершенных информационных технологий всей информации о чувствах, привычках и мыслях ранее жившего человека, можно определенным образом “воскресить” мертвого. По-нашему мнению, слабость подобной аргументации заключается в том, что сторонники такого взгляда на сущность человеческой души при всей идентичности информации о человеке, которую они способны перенести в искусственный разум, не учли того, что им крайне сложно будет в полной мере спрогнозировать не только будущее, в котором смог бы жить такой “человек - киберг” или “человек-суррогат”, но и само его поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению живого человека в каких-либо, предполагаемых в будущем ситуациях. И все по той же причине, о которой мы уже упоминали ранее, – отсутствия в таком гипотетическом биороботе, воссоздавшего информационный образ умершего человека, бессмертной души. Как бы ни старались ученые постичь тайну жизни и бессмертия, они, по верному замечанию преподобного Иустина / “Философские пропасти”/побеждают не саму смерть, “но лишь ее предтеч: болезни и недуги. Причем побеждаем их частично и временно. Что такое триумфы науки, философии, техники перед страшащим фактом смертности всего людского? Не что иное, как бормотание смущенных и испуганных детей”. Применительно к естественнонаучным попыткам осуществления бессмертия души это означает, что разорвавшуюся “нить” жизни, связывавшую душу с телом, нельзя соединить простым воспроизводством ДНК погибшего организма. Несмотря на то, что душа в материальном мире как бы “растворена” в физическом теле, подобно семени в земле, произрастая ростками в нем, формируется она также конкретно-историческими условиями своего существования, внешним окружением, в которых находится. Когда же приходит естественная смерть, ни реинкарнация, ни клонирование, ни искусственный интеллект, ни оживление тела после сохранения его методом замораживания не способны воскресить человека в физическом теле. Не способны по все той же простой причине, что условием подлинного воскрешения конкретно взятого человека – есть возвращение, свойственной ему души в его же тело, только на более тонком, духовном уровне существования тела. Другими словами, когда говорим о живом теле – подразумеваем, что в ней находится душа, когда говорим о душе, то подразумеваем, что она обладает только ей присущим телом. Истинное бессмертие по Библии состоит, таким образом, в том, что если “ есть физическое тело, то есть и духовное…” [1Коринфянам 15:44]. Это “духовное тело”, аккумулирующее в себе, как лучшие индивидуально-специфические характеристики физического тела, так и совершенные мыслительные и психо-эмоциональные особенности внутреннего мира индивидуума и является сущностью бессмертной души, составляя собой феномен ее воскресения, воскресения человеческой жизни.

Почти каждая из тысяч религий и сект христианского мира учат бессмертию души. Это учение является официальным и в иудаизме. В индуизме оно лежит в онове учения о перевоплощении души. Мусульмане верят, что душа начинает свое существование вместе с телом, а когда тело умирает, она остается жить. В учениях других религий, таких, как анимизм в Африке, синтоизм и даже буддизм, повторяется та же тема… Читать ещё >

Развитие представлений о бессмертии в религиозных учениях мира ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Глава I. Бессмертие души. Истоки учения
  • Глава II. Учение проникает в религии Востока
    • 1. Индуистское учение о перевоплощении души
    • 2. Цикл перерождений в буддизме
    • 3. Поклонение предкам в японском синтоизме
    • 4. Бессмертие в даосизме и почитание предков в конфуцианстве
    • 5. Другие религии Востока
    • 1. Иудаизм вбирает в себя греческие идеи
    • 2. Христианство перенимает идеи Платона
    • 3. Бессмертие и ислам

    Уже тысячелетия человечеству не дает покоя вопрос: есть ли жизнь после смерти? Даже сами богословы не могут уверенно ответить на него. В любом обществе и во все века люди задумывались об этом, и различным предположениям не было числа.

    Почти каждая из тысяч религий и сект христианского мира учат бессмертию души. Это учение является официальным и в иудаизме. В индуизме оно лежит в онове учения о перевоплощении души. Мусульмане верят, что душа начинает свое существование вместе с телом, а когда тело умирает, она остается жить. В учениях других религий, таких, как анимизм в Африке, синтоизм и даже буддизм, повторяется та же тема.

    Другие, напротив, считают, что смертью жизнь заканчивается. Идея о том, что жизнь разума и чувств продолжается в какой-то призрачной и обезличенной душе, кажется таким людям абсурдной. Среди тех, кто отклонял идею о бессмертии, были знаменитые древние философы

    Аристотель и Эпикур, а также врач Гиппократ, шотландский философ Дейвид Юм, арабский философ Ибн Рушд.

    На самом ли деле у нас есть бессмертная душа? А если душа не бессмертна, то как случилось, что это ложное учение проникло почти во все современные религии? Где оно зародилось? Можно ли найти правдивые и убедительные ответы на эти вопросы?


    Бессме́ртие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время.

    Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза — см. Размножение делением) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ [1] , в том числе — и прежде всего — человека [2] .

    Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.

    Содержание

    Бессмертие в природе

    Возможно, некоторые многоклеточные организмы потенциально бессмертны — в смысле способности к неограниченно долгому индивидуальному существованию, если оно не будет прервано, например, несчастным случаем. Отдельные исследования позволяют достаточно уверенно отнести к числу таких организмов морских актиний и пресноводных гидр [3] . То же свойство часто приписывается определённым рыбам и пресмыкающимся — особенно тем, чьё тело способно к неограниченному росту. Подобная классификация, однако, представляется спорной по двум причинам. Энергетический уровень основного обмена этих животных чрезвычайно низок (обычно в десятки раз ниже соответствующих показателей у млекопитающих и птиц), что предполагает не бессмертие, но лишь замедленное — иногда в десятки раз — старение. Кроме того, экстенсивный рост тела, помогающий животному отодвинуть порог старения, одновременно снижает его приспособляемость к условиям окружающей среды, ограничивая подвижность и способность своевременно добыть минимально достаточное количество пищи. Всё это затрудняет (или делает вообще невозможным) проведение строгого различия между смертью многоклеточного организма непосредственно от старости и от внешних причин.

    Эволюция представлений о бессмертии



    Позже в иудаизме учение о бессмертии связывалось уже с учением о воскресении мёртвых и о загробном воздаянии; в таком виде оно перешло в христианство и ислам.

    В некоторых философских системах рассматривается бестелесное, внефизическое существование души (эзотерический иммортализм). Материалистический подход отрицает существование души, поэтому в его рамках вопрос о возможности такого рода бессмертия является бессмысленным.

    Бессмертие в мифологических представлениях

    Эликсир молодости



    Белый Лунный Заяц, приготовляющий эликсир молодости под кассиевым деревом. Вышивка-медальон на императорском халате. Китай, XVIII век

    Личный врач папы Бонифация VIII предлагал смешать в измельчённом виде золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белый и красный кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру; считалось, что этот состав может стать эликсиром бессмертия.

    Легенды о бессмертии

    Утверждается, что индиец Тапасвиджи прожил 186 лет (1770—1956), что официально указано в документах его княжества. Он был раджой в Патиале, но по достижении 50 лет удалился в Гималаи и стал вести жизнь отшельника; занимаясь йогой, Тапасвиджи достиг совершенства в управлении процессами, происходящими в организме (состояние самадхи). Тапасвижди оставил свидетельство о встрече со стариком-отшельником, не говорившем ни на одном из современных языков и знавшем только санскрит, на котором говорили жители Древней Индии. По словам старика, с тех пор, как он стал отшельником, прошло около 5 тысяч лет. Добиться долголетия ему удалось благодаря особому напитку, то есть эликсиру бессмертия. Старик передал некоторое количество напитка Тапасвиджи. Напиток нужно было принимать раз в 10 лет. После смерти Тапасвиджи был предпринят тщательный и безуспешный обыск в его доме с целью найти чашу с жидкостью, к которой ранее никому не разрешалось прикасаться. [источник не указан 342 дня]

    Бессмертие может восприниматься как проклятие, как, например, в легенде об Агасфере или у Джонатана Свифта, изобразившего отвратительных бессмертных стариков — струльдбругов, помнивших лишь события первых 80 лет жизни.

    Бессмертие в религиозных представлениях

    Индуизм

    По индуистским представлениям, джива — бессмертная душа — претерпевает круговорот телесной жизни, смерти и возрождения (сансару), подчиняясь закону кармы — безначального и безличного причинно-следственного воздаяния. Благие поступки в текущей жизни улучшают кармическую перспективу в следующей; дурные дела возвращают душу на более низкие стадии кармического развития. Душа, усовершенствовавшая индивидуальную карму в течение многих жизней, достигает мокши — освобождения от страданий и ограничений материального существования.

    Последователями имперсональной адвайта-веданты мокша трактуется как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство. Для них мокша — проявленная вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами иллюзорного материального мира (майи). Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, именуемое нирваной, хотя буддийская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.

    Буддизм

    Даосизм



    Тема бессмертия развивается в притчах Чжуан-цзы; её же в той или иной степени затрагивают многочисленные философские трактаты, стихи и легенды даосов. Чжуан-цзы описывает природу как непрерывный круговорот энергии ци, переходящей после смерти живых существ в новые формы [8] . Из представления о круговороте всего живого делается вывод о том, что если следовать естественному ходу вещей (пути Дао), можно постоянно возобновлять себя, не умирая. Для этого необходимо следовать тем явлениям, которые постоянны, избегая того, что разрушается.

    По мере развития даосизма и под влиянием буддизма даосские представления о бессмертии сблизились с буддийскими. Понятие о бессмертии стало интерпретироваться как переход в иные реальности с другими жизненными циклами и другим течением времени. На смену целям сохранения своего тела пришли цели духовного саморазвития.

    Зороастризм

    Синкретические религии

    Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться подраздел, посвящённый представлениям о бессмертии в синкретических религиях.
    Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел.

    Атеизм и трансгуманизм

    Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 12 мая 2011.

    Последовательный атеизм, отрицая существование трансцендентной реальности, отличной от реальности окружающей человека материальной Вселенной — и, как следствие, индивидуальное бессмертие в какой бы то ни было духовной форме, — вместе с тем не исключает возможности достижения человеком физического (практического) бессмертия. В этом атеистические представления перекликаются с идеями трансгуманизма. Крупным теоретиком, философом-исследователем темы бессмертия и смерти является российский философ Игорь Владимирович Вишев.

    Бурное развитие науки — генетики, биологии, выращивания органов и создание искусственных органов, а также информационных и нанотехнологий — даёт основания считать перспективу достижения физического бессмертия реальной.

    С трансгуманистической точки зрения, бессмертие — это нерасторжимое физическое единство отдельного человеческого сознания и его материального носителя от рождения человека и как минимум, до того момента, когда человек сам пожелает прекратить свое существование.

    Другой путь достижения физического бессмертия — воскрешение мёртвых — в представлениях атеистов и трансгуманистов также не имеет ничего общего с воскрешением в религиозном смысле. По мнению трансгуманистов, практическим современным воплощением технологии воскрешения является крионика.

    Бессмертие в философии

    Наука о бессмертии

    Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 12 мая 2011.

    Некоторые ученые убеждены в том, что наука сможет решить проблему смертности человека.

    Современная наука идёт несколькими путями, решая проблему бессмертия физического тела человека. Значительная часть современных исследований в этой области направлена на решение проблемы старения. Для этих целей активно разрабатываются биомедицинские технологии использования стволовых клеток и генной инженерии, гормональная терапия, трансплантология и ряд других. Кроме этого, считаются перспективными разработки в области криобиологии, искусственного интеллекта.

    Проект SENS

    Бессмертие в художественной литературе

    Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

    Напротив, положительные герои к бессмертию если и стремятся, то не для себя, а для других (классические примеры — Иван-Царевич, Гильгамеш), а если сами его и получают, то в качестве награды от кого-то за какие-то заслуги.

    См. также

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 11 мая 2011.

    biologiya _ Биология Медицина Религия Философия

    Читайте также: