Доклад о семи богатырях

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно – исследовательская работа по русской литературе

Александр Сергеевич Пушкин! Трудно вспомнить, когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, пытливая душа поэта. Пушкина я люблю с детства.

Сказки Пушкина можно читать и слушать много раз, они привлекают меня необычными событиями полными чудес и превращений. Порой так хочется окунуться в тот удивительный мир, мир сказок, который создан не компьютером, а солнечным гением Пушкиным. Действительно кто из нас не знает…

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Последнее четверостишие поэт посвятил своей няне. Талантливая сказительница Арина Родионовна Матвеева первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Что символизируют имена главных сказок: царь Гвидон, королевич Елисей? Из каких источников черпал информацию автор?

Актуальность данного исследования определяется интересом к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Объект исследования: сказки А. С. Пушкина

Предмет исследования: русская и православная символика в сказках Пушкина

Цель: выявить, насколько чётко прослеживались связи с русской православной символикой в пушкинских сказках.

Из цели вытекают задачи:

1) собрать, проанализировать и обобщить информацию из различных источников;

2) выяснить, какие православные символы были использованы в сказках и как они раскрывают характер главных героев?

Гипотеза: если в сказках использованы выражения и факты из Библии (Священного писания), то такие сказки можно считать православными.

1. Что за прелесть эти сказки

1.1.История становления пушкинских сказок

В какое время были написаны сказки А. С. Пушкина? Какие источники послужили основой для их создания?

Изучив достаточное количество научной литературы, мы установили следующие факты:

Да, действительно, сказки Пушкина читаемы сейчас и будут востребованы всегда!

Итак, как мы выяснили, сочиняя сказки, автор использовал русский народный фольклор, православную символику, а также эпизоды из зарубежных сказок.

2.1. Дела давно минувших дней…

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля (3,с.262).

Читая эти строки, мы представляем сцену прощания царицы с царём, который покидает её на долгие годы. Бедная царица остается одна, ей тяжело и очень одиноко. Она ждёт ребёнка.

Девять месяцев - это три времени года - весна, лето, зима, но для царицы в отсутствии любимого время остановилось, в её душе - зима, вьюга, холод. Образ вьюги символизирует душевный холод и постепенного духовного умирания человека.

Анализируя содержание сказки, мы видим, что расставание приводит не к радостной встрече, а к смерти царицы. Эта трагедия случилась в царской семье (мир на грани катастрофы). И вот тут-то в последние дни жизни царицы Бог посылает миру крохотный лучик надежды – рождение дочери.

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

Мы видим, как автор упоминает о православном празднике – Сочельнике, который русские люди отмечают зимой, накануне Рождества.

Оказывается, ц аревна родилась в то же время, что сам Христос! . Это символизирует надежду на спасение мира, также, как и Иисус Христос пришёл на свет, чтобы спасти мир.

Попробуем доказать это на конкретных примерах из сказки.

Во – первых, как мы уже знаем, царица родила в Сочельник дочь (а не в будний день). Сочельник – это религиозный праздник.

в) королевич Елисей, отправляясь искать свою невесту, просит помощи у Бога.(3, с.16)

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За невестой молодой.

Хочется заметить, как и все православные люди, он в трудной жизненной ситуации вспоминает Бога и начинает усердно молиться, прося о помощи.

В третьих, отпущенная Чернавкой царица набредает на терем семи богатырей, и, увидев иконы на столе, она успокаивается, чувствует, что опасность ей не грозит.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут.

Царевна остаётся в тереме, ставит свечку и наводит порядок.

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась (3,с. 15).

В четвёртых, Бога Пушкин упомянет во время сватовства богатырей к царевне.

Старший молвил ей: "Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так Бога ради

Помири нас как-нибудь…(3,с. 16).

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

И наконец, даже злодейка в чёрном (черница), бросая царевне отравленное яблоко, говорит при этом:

Бог тебя благословит,

Вот за то тебе, лови!

Но почему именно яблоко стало причиной смерти царевны? Ответ на этот вопрос мы нашли в Библии.

Прекрасно было яблоко, что с древа

Адаму на беду сорвала Ева (4, с. 276).

Заметим: в сказке нам встретились и языческие герои: солнце, ветер, месяц. Даже они подчиняются Богу!

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

И не случайно, именно этот языческий герой помогает королевичу.

Таким образом, в результате исследования нами сделаны следующие выводы:

в) Пушкинсую сказку можно считать православной ещё и потому, что все события в ней происходят по воле Божьей.

План урока:

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс [2] , которому следовал сам поэт.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Доклад по литературе "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.Пушкина. Фольклорные традиции и особенности литературной сказки"

Много веков тому назад жил на Руси народ-труженик, народ-богатырь. На его долю выпало много испытаний и бед, но он верил в добро и любовь и выражал свои мысли и чувства в произведениях устного народного творчества: былинах, пословицах, поговорках, загадках, песнях, частушках, которые сохранились до наших дней. Cамые любимые, знакомые каждому человеку с детства фольклорные произведения - это сказки, в которых всегда побеждает добро и происходит чудо.

Особенности русской волшебной сказки как жанра устного народного творчества

Волшебная сказка – занимательный рассказ, отличительной особенностью которого является наличие фантастики, волшебства, чуда.

Существуют различные классификации волшебных сказок.

С учётом сюжета – системы событий, происходящих в произведении, – выделяются:

– сказки о чудесной задаче;

– сказки о чудесных женихах и невестах;

– сказки о чудесных детях

– сказки о брачных испытаниях;

– сказки о детях, ведьмах и людоедах;

– сказки о невинно гонимых;

По конфликту – столкновению характеров и обстоятельств, положенному в основу действия, волшебные сказки делятся на:

– героические: герой борется с волшебной силой (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный);

–социально-классовые: герой борется с царём, барином;

–семейные: противоречие между героями возникает в семье.

Большинство волшебных народных сказок строится одинаково:

Знакомство с членами семьи (она состоит из двух поколений – родителей и детей) или будущим героем (солдатом). Присутствует отлучка одного из членов семьи. Усиленной формой отлучки является смерть родителей

2. Завязка сказки

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу, нарушают какой-либо запрет. Вре -дитель выведывает или получает сведения о герое, пытается обмануть его. Начинается противодейст- вие – отправка героя из дома

3. Развитие сюжета

Герой ищет потерянное или недостающее.Обречён-ный на смерть герой отпускается

Главный герой, или героиня сражаются с противо -борствующей силой и всегда побеждают её

Потеря или недостача преодолеваются. Герой (ге- роиня) воцаряются, крестьянский сын становится мужем царевны

Это сходство, по мнению русского фольклориста В.Я. Проппа, [5, с.20] связано с тем, что в русских волшебных сказках одинаковые действия (поступки) совершают различные персонажи. Таких действий немного, и всех героев можно объединить в несколько групп:

1) антагонист (вредитель);

4)царевна или её отец;

Герой сказки назывался жертвой, если он пострадал от действий вредителя в начале сказки, или искателем, если отправляется на поиски другого героя. Один и тот же персонаж может выполнять разные роли (Баба Яга-вредитель Баба Яга-даритель). При создании образов сказочных героев использовался приём антитезы.

Особенностями построения народной сказки также являются

– замедление действия при помощи многократных повторов;

– использование сказочных формул

Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

добрый молодец, красная девица

Стали они жить-поживать, добра наживать

Зачин: В некотором царстве, в некотором государстве

Избушка! Стань ко мне передом, к лесу задом

Формулы пространства и времени: долго ликоротко ль, далеко либлизко.

К языковым средствам выразительности русской народной сказки относятся:

– гиперболы (преувеличения): и рос он не по дням, а по часам;

– повторы: диво-дивное, чудо-чудное;

– постоянные эпитеты: дремучий лес, серый волк;

– уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи.

–сросшиеся синонимы: грусть-тоска, путь-дорога;

– повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-поломано.

2.1. Сходство и различие сказочных сюжетов и образов

Пушкинская сказка опирается на фольклорный сюжет.

А.С. Пушкин сохраняет основные элементы сюжета народных сказок:

- завязка (решение мачехи убить падчерицу);

- кульминация (убийство царевны, похороны);

- развязка (воскрешение героини, свадьба).

Запись народной сказки со слов Арины Родионовны (фрагмент)

Царевна (пострадавший герой)

Купеческая дочь (пострадавший герой)

Царевна (пострадавший герой, защитница богатырей)

Дядя, брат купца (вредитель 1)

Мачеха (вредитель 2)

Чернавка (исполнитель злой воли, щадящий главную героиню)

Брат купеческой дочери (исполнитель злой воли вредителя 1, щадящий главную героиню)

Нищая черница (исполнитель злой воли вредителя)

Старуха (исполнитель злой воли вредителя 2)

Соколко (собака-помощник царевны)

Королевич Елисей (герой-искатель, избавитель)

Солнце, Месяц, Ветер (силы природы – помощники королевича)

Начальный генерал (вредитель3)

Автор не случайно вносит такие изменения. Он хочет привлечь внимание читателя к главным героям сказки и более глубоко раскрыть их характеры и прежде всего характер главной героини – царевны.

А купеческая дочь была уже на возрасте и такой красоты неописанной

А царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела

…И тиха-то, и скромна.

Нраву кроткого такого

Ой, вы молодцы честные,

Братцы вы мои родные,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Царская дочь очень похожа на свою мать, любящую и тоскующую в разлуке. В народной сказке обычно ничего не говорится о характере царицы-матери, только в начале упоминается, что она умирает (отлучка родителей). Поэт в своей сказке специально показывает сходство этих героинь, но не только их:

За невестою своей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет…

Особенности композиции сказки А.С.Пушкина, изобразительно-выразительные средства.

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Народные сказки написаны прозой, а пушкинская стихами. Поэтическая речь очень красивая. А. С. Пушкин часто использует звукопись:

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша…

В первом отрывке повторяется звук [в], он передаёт завывание вьюги. Во втором звук [ш] помогает понять, что царевне очень тяжело и автор сочувствует ей. Рифма (созвучные окончания строк) в сказке, написанной стихами, также передаёт состояние героя, его характер:

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!

Заключение.

Вместе с тем А.С. Пушкин создаёт оригинальное произведение, литературную сказку в стихах. Он показывает внутренний мир главной героини, выражает к ней своё отношение. Поэт любит царевну молодую за внутреннюю красоту, прославляет в сказке любовь и верность.

Гипотезы о происхождении сказки:

Б) Жизненные обстоятельства:

Родожанровые особенности. Особенности жанра сказок

Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё, что невозможно в реальности-чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения).

Но самая большая ценность сказки — это непременное торжество добра и справедливости в финале.

Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.

Восприятие и запоминание сказки облегчает и её построение: цепная композиция и троекратные повторы (троекратное обращение Елисея к силам природы). События следуют одно за другим в строгой последоватльности, а напряжение с каждым повтором всё нарастает, приводя к кульминации и развязке — победе доброго начала.

Особенности эпоса:

Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо в эпизодах описательных, обзорных говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах.

Арсенал литературно-изобразительных средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия и т. п.), что придаёт образам иллюзию объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен.

Тематика, проблематика, идея. Особенности их выражения

Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения.

В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки. Идея – главная мысль, цель произведения. Идея – нельзя всем доверять, хорошо трудиться, быть честным, смелым…

Сюжет и его особенности

Сюжет – событие или система событий, изображенных в художественном произведении. Элементы сюжета: а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.), б) завязка, в) развитие действия, г) кульминация, д) развязка.

Обстановка рисуется с реалистической полнотой. В пушкинских сказках главное не в сюжете, не в сцеплении происшествий, а в общем лирическом движении, в характерах и картинах.

Композиция и его особенности

Композиция – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутр. монологов и др.).

Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах Пушкина реалистические и волшебные мотивы. Реальные черты природы олицетворяются поэтом и также кажутся сказочными. И волшебное и реальное здесь в одинаковой мере изображают природу живым существом. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки — ее стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.

Из других законов фольклорной композиции в сказках Пушкина особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Трижды обращается к стихиям королевич Елисей, пока не узнает, где находится его невеста.

Система образов-характеров. Образ лирического героя

Следует обратить особое внимание на строки “хозяюшкой она в терему меж тем одна уберёт и приготовит” (влияние народного представления о женском идеале, в данном случае, между прочим, являющем собой особу царской семьи, и ласковое “хозяюшкой”). Показательны строки “вмиг по речи те спознали, что царевну принимали” или тот факт, что при описании царевны очень часто употребляется лексема “тихая”: “тихомолком расцветая”, “тихо молвила она”, “тихонько улеглась”, “дверь тихонько заперла”, “потихоньку прокусила”, “тиха, недвижна стала”, “тиха, свежа лежала”. Царевна скромная, доброжелательная, ласковая девушка, красивая, соблюдающая правила народного этикета “честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).

Перед нами уже не просто сказочная героиня, но художественно воплощённый пушкинский идеал.

В сказке присутствует авторский взгляд — отсутствующий в народной сказке (в ней отражается скорее оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали), неоднократно выраженный в сказке Пушкина. “Злая” как постоянный эпитет к слову“мачеха”,“молодая” в применении к “невесте” вполне возможны в народной сказке, но вряд ли вы встретите там фразу типа “Чёрт ли сладит с бабой гневной” или “Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша”. Авторская оценка — яркий признак сказок Пушкина.

Способы характеристики персонажей или лирического героя

В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)

В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

Царевна характеризуется и через отношение к ней других персонажей: “пёс бежит за ней, ласкаясь”, “тужит бедный царь по ней”, “братья милую девицу полюбили”, даже Чернавка, “в душе её любя, не убила, не связала”.

Подобной оценки совершенно лишена злая царица: никто не мешает ей “вредить”, но и не помогает никто. Даже зеркальце совершенно “равнодушно” к её личным переживаниям.

Особенности речевой организации произведения

А) Речь повествователя:

Б) Речь персонажей:

В сказке диалоги часто сводятся к повторяемым формулам, обусловленным, как уже говорилось, поэтикой и историей возникновения сказки. Слова царевны, обращённые к Чернавке, совсем не похожи на сказочные: “В чём, скажи, виновна я? Отпусти меня, девица, а как буду я царица, я пожалую тебя”. Вообще, речь персонажей в сказках Пушкина — одно из средств создания образа: “Ах ты мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло! Как тягаться ей со мною! Я в ней дурь-то успокою” — с одной стороны, и “для меня вы все равны, все удалы, все умны, всех я вас люблю сердечно” — с другой.

В) Лексический состав :

Много нейтральной лексики, лексика художественного стиля, повествование, архаизмы (царица, инда очи, молодица, перстами, теремов, сенной девушке, подворье, в горнице, с лежанкой, полати…), антонимы (с белой зори до ночи, день и ночь, )

фразеология

Г) Особенности синтаксиса :

Реалистическая манера отражается и в языке — точном, скупом, четком: в преобладании слов с конкретным, вещным значением, в простоте и ясности синтаксиса, в почти полном устранении метафорического элемента.

Д) Средства выразительности:

Сравнения: год прошел как сон пустой.
Метафоры: под святыми стол дубовый.
Эпитеты: белешенька земля, тяжелешенько вздохнула, мерзкое стекло, мать брюхатая, красная девица, позолоченный рожок, во тьме глубокой, плод румяный, с молодецкого разбоя, горько плачет, темной ночки.
Юмор: я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил.
Риторические вопросы, обращения, восклицания: Но как быть? Черт ли сладит с бабой гневной?
Инверсии: черной зависти полна, тужит бедный царь по ней.
Градация: Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет. ; Обойди всё царство наше, Хоть весь мир!

Ритмико-интонационный строй

А) метр и размер: двустопный хорей, двудольный метр.
Б) рифмы: мужская и женская, открытая и закрытая, конечная, парная, смежная.
В) строфика: четверостишие (катрен).

Читайте также: