Доклад информационно психологическая война

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня социально-политические отношения в России формируются в сложных условиях под воздействием идеологии информационного общества, процессов геополитической конкуренции, глобализации, политического и информационного противоборства. Эти процессы в современных условиях могут принимать особо опасные и агрессивные формы, получившие название информационно-психологических войн (ИПВ).

Использование арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях в современном мире получило широкое распространение в силу своей безнаказанности.

ИПВ в настоящее время рассматривается лидерами ведущих стран мира в качестве эффективного и универсального средства достижения внешнеполитических целей. Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой агрессии в отношении других государств, позволяет использовать арсенал сил и средств ИПВ как в военное, так и в мирное время. Выделяются такие особенности ИПВ:

• идеальные условия для маскировки и сокрытия истинных намерений, создаваемые методами психологического и информационно-технического воздействия;

• возможность действовать под чужим флагом и лозунгами;

• отсутствие материальных следов агрессии, позволяющих остановить истинного агрессора и привлечь его к международной ответственности;

• отсутствие необходимости Физического вторжения на территорию противника и оккупации этой территории для достижения своих целей;

• бездействие основного вооруженного потенциала государства, ставшего жертвой агрессии.

Отсюда исключительная опасность средств и методов информационно-психологической войны в качестве средства разрешения политических противоречий в международной сфере.

Информационная агрессия в средствах массовой информации и рекламе

Основными каналами коммуникаций, используемых в ИПВ, являются: СМИ, массовые коммуникации связи и компьютерные сети, каналы межличностного общения, специализированные профессиональные издания, Интернет. Ярким примером успеха в ИПВ является победа Запада и, прежде всего, США в холодной войне и, как результат, крушение мировой социалистической системы, развал СССР.

— это способ маскировки воздействия, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений об объектах, их составе и деятельности, а также имитация их деятельности.

Модель порождения дезинформации:

• выбор отрицательного действия (пример: власть не платит денежную компенсацию детям войны).

• гиперболизация отрицательного действия (пример: эта власть плохая, потому что не платит эту компенсацию).

Никто не задумывается, откуда взять деньги на эти выплаты, что ни у государства, ни у региона, ни у города их нет и не будет. К тому же, может быть, правильнее ставить вопрос о повышении пенсий, т.к. дети войны — это нынешние пенсионеры?

Сущность и виды информационных войн

. и намерениях 4) физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем. 5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы . . ……..11 Информационная война против России…………..………..….12 Заключение…………………………………………………………..…………. 15 Список литературы…………………..………………….………………………15 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена .

• имплантация результата в реальность (пример: если эту власть переизбрать и выбрать меня — я стану платить эту компенсацию).

• порождение следствий (пример: люди поверили, проголосовали. Денег как не было, так и нет. Кто виноват? Виноваты президент, правительство, губернатор — не дают денег).

Схема дезинформации сработала. Помните, как блестяще она сработала, когда народ восторгался борцом с партийными привилегиями Ельциным, который ехал на работу на служебной машине, а две остановки до МГК КПСС доезжал на трамвае, где его встречали с телекамерами восторженные демократические СМИ? А как красиво он врал о счастье народном с бронетранспортера? Что было потом, мы знаем.

— продвижение или действия в поддержку отдельных социальных и политических сил (пример: выборы Ельцина в 1996 году. Американцы присылают политтехнологов и деньги, олигархи (Березовский, Гусинский) —деньги, соратники Сатарова носят их в коробках из-под ксероксов.).

Сегодня эту же схему пытаются обкатать в регионах. Сатаров и компания приезжают поддерживать — лоббировать своих кандидатов.

— махинация, система психического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений (пример: некая предпринимательница, она же — ученый-экономист, она же — журналистка, то защищает предпринимателей (те разобрались и выгнали ее), то офицеров (не поверили), то детей войны).

Что дальше? Кого.

Все это осуществляется в два этапа — подготовительный и основной (пример: на протяжении длительного времени человек обливает грязью действующую власть, а потом объявляет, что он готов занять это место и всем сразу станет хорошо, хотя не имеет ни способностей, ни опыта, ни реальных финансовых возможностей для реализации своих прожектов).

В основе лежат семь принципов, определяемых инструкцией ЦРУ:

Да, на Руси власть всегда не любили.

Советские люди перед развалом СССР этому поверили, посчитали, что хуже некуда. Тогда еще никто не догадывался, что хуже может быть — безработица, нищета, беспризорность и т. п.

Примеры аннотаций

Этого в истории еще никому не удавалось: объединить правых и левых. Смешно? А кто-то может и поверить. Прямо рекорд Гиннесса! Но самое главное — она рассчитывает на плечах этого мифического политического дикобраза при помощи детей войны въехать во власть. Ну если, может быть, деньги Березовского, Сатарова и американских друзей помогут?

У входа в редакцию своей газеты вывешивается табличка, где указывается, что здесь какая-то защитная организация при Администрации Президента (фото имеется), потом создаются интернет-сайты, где размещаются грязные материалы о положении дел в Орловской области, якобы подготовленные каким-то центром стратегических исследований. Постоянно рассылаются жалобы во все правоохранительные и контролирующие органы. Всех пугают страшными карами.

Копия 2 распр.нарушения у детей

. частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, поведение все‑таки . и четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. .

Это любимое развлечение.

Да, политтехнологи из-за бугра хорошо изучили добрую душу народов СССР. Только вот срывы пошли. То в Узбекистане и Казахстане не получилось, в Белоруссии не получается, даст Бог, и в России не получится. А не получится, если мы будем бдительны и будем серьезно воспринимать то, что против нас ведется не мифическая, а настоящая, реальная война — информационно-психологическая. Война на развал России. Сегодня, как никогда, нужно строить и созидать, а не митинговать и разрушать. Успех приходит к тому, кто кропотливо и напряженно работает, а не болтает и критиканствует.

Примеры похожих учебных работ

Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной связи населения .

. плодотворного использования информационных технологий при взаимодействии органов власти с населением. . в нем. Органы государственной власти в России не только координируют . связи населения и власти в регионе (на примере деятельности Правительства .

Соотношение каналов власти и степени зрелости объекта управления

Копия 2 распр.нарушения у детей

. велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. . предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и .

Периоды развития теории управления

. науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается . технология – изучение влияния воздействия технологии на организационное проектирование . хорошо иерархическая система распределения власти, система правил и .

Примеры аннотаций

Содержание работы
Файлы: 1 файл

готовый.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Кафедра социальных наук

РЕФЕРАТ

Подготовил:

курсант 431 Б учебной группы

Малькевич С.С.

Проверил:

преподаватель кафедры

социальных наук

подполковник Ликарчук С.Б.

Минск

2015 г.

Содержание:

1.Введение…………………………………………………… ………………. 3-4

3.Основные аспекты и структура информационно- психологических войн. 6-9

4. Методы проведения информационно-психологических операций в ходе информационно- психологических войн………………………………………..9-11

5. История возникновения информационно- психологических войн как средства реализации государственных интересов…………… …………………………12-15

6.Заключение……………………………………………… ………………………..16

7.Используемая литература.. …………………….. ………………………………17

Введение

Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов. Конечной целью психологической войны является поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовности поддерживать оппонентов, к недовольству и деструктивным действиям в их отношении. Достижение такой цели может выражаться в разных формах: от подготовки и провоцирования массовых выступлений для свержения политического режима до возбуждения интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям альтернативного характера.

Целью данного реферата является анализ результатов информационно-психологических войн, как с участием Республики Беларусь, так и с участием других стран, когда Беларусь выражала свой нейтралитет, определение предпочтений мирового и белорусского сообществ в рассматриваемых конфликтах, и рассмотрение возможных путей совершенствования информационно-психологической безопасности белорусского общества.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

1) исследовать теоретические основы ведения информационно- психологических войн;

2) раскрыть основные аспекты и изучить структуру информационных войн;

3) выявить методы проведения информационных операций в ходе информационных войн;

4) изучить историю возникновения информационных войн как средства реализации государственных интересов;

5) проанализировать крупнейшие информационные войны современного мира;

6) дать оценку результатов прошедших информационных войн, их отражение в сознании российских граждан;

7) дать рекомендации по обеспечению информационно- психологической безопасности Республики Беларусь.

В работе используются следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и синтез, системный подход.

Объектом данного реферата является информационно-психологические войны, прошедшие за последние годы.

Предметом данного реферата является социально-политические отношения, возникающие в результате ведения информационных войн.

По определению Н. И Панарина, информационная война - это комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы.

Также существует определение Д. А. Швеца, которое заключается в том, что информационная война - это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем.

Информационно-психологическая война - открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленных на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесение ему материального, идеологического или иного ущерба.

Информационно-психологическая война также является совокупностью различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.

В профессиональной среде данное понятие отражает содержание деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское население и/или на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей.

В информационно-психологической войне борьба ведется враждующими сторонами в форме проведения тайных информационно-психологических операций с применением информационного оружия.

Признаки информационно-психологической войны:

- тайные информационно- психологические операции как организационная форма такой деятельности;

- применение информационного оружия;

- деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам.

Таким образом, информационно-психологические войны характеризуются стремлением противоборствующих сторон к реализации своих национальных интересов за счет ограничения интересов противника.

Национальные интересы - это объективно значимые цели и задачи государства как целого.

Национальные интересы - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф.

Национальные интересы понимают преимущественно как государственные. Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Формирование и реализация национальных интересов - предмет особого внимания государственных институтов, политических партий, общества в целом. Это сложный и многоступенчатый процесс, требующий объединенных усилий ученых, политиков, руководителей различных уровней.

3.Основные аспекты и структура информационно-психологических войн

Сущность профессионально организованной информационно-психологической войны выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы. Они сводятся к следующему:

1) разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника;

2) вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия;

3) подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности;

"Психологическая война" как система технологий манипулирования, по психологической обработке сознания населения и армии. Создание "правильного" общественного мнения, контролирование информационных потоков. Формы информационно-психологической войны.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.06.2012
Размер файла 30,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Информационно-психологическая война

Также, Крысько В.Г. отмечает, что в понимании профессионалов данное понятие отражает содержание деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей. А в обыденном понимании - это не квалифицированное использование средств общение и механизмов социального психологического воздействия одними людьми против других целю подчинить их себе, и создать благоприятные условий для своего существования.

Психологическая война в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми.

Таким образом, в силу трансформаций, как в научно-технической области, так и в общественном сознании, информационно-психологическая война приобрела иной статус, и иные формы.

В настоящее время в российских научных кругах относительно самого понятия информационно-психологической войны ведется полемика. Выделяются три группы исследователей по их отношению к понятию информационно-психологической войны.

Ученые первой группы (социально-коммуникативный подход) сводят данное понятие к отдельным информационным мероприятиям, информационным способам и средствам корпоративной конкуренции, ведения межгосударственного противоборства, вооруженной борьбы, коммуникационным технологиям воздействия на массовое сознание.

Третья группа исследователей считают информационно-психологическую войну явлением внешне мирного периода межгосударственного противоборства, позволяющего решать внешнеполитические задачи не силовым в традиционном понимании путем. В рамках этой группы многие российские ученые относят информационную войну к сфере геополитического противоборства и рассматривают ее как особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств (геополитический подход). Они указывают на насильственный характер действий в ходе информационно-психологической войны, который является необходимым обязательным признаком войны в период отсутствия открытого вооруженного конфликта.

Иными словами, информационная война - это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления, политики, экономики и общественной жизни, использующая в качестве оружие средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов; добывание из них необходимой информации после преодолении систем защиты; ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизация работы технических средств, выводя из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всего высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Таким образом, из выше приведенных материалов можно сделать вывод, что информационная война заключает в себе ведение войны в информационно-технической сфере, в масштабах глобального идеологического и информационно-психологического противостояния. Иными словами, информационно-техническая война, цель которой - контроль над поступающей информацией и над информационными системами является производной формой информационно-психологической войны.

Но профессор И.Н. Панарин определяет информационно-психологическую борьбу в качестве одного из форм информационного противоборства, с чем мы не согласны. Так как, по своей сути информационное противоборство, в его техническом представлении, начало свое берет с 50-60-х годов XX-го века, с ростом информационных технологий, и приобретает сегодняшние формы в силу массовой информатизации всех сфер общественной жизни.

1) научно-техническая революция в области информационных технологий определила иное место информации, что свою очередь стало причиной появления отдельных специфических форм ведение психологических войн;

2) информационные и информационно-психологические войны начали активно развиваться после мировых войн, благодаря полученным во время этих войн, теоретическим и практическим знаниям; и научному прогрессу, в особенности в области информационных технологий;

3) информационная война, так и информационно-психологическая война являются производными от психологической войны, чьи азы берут свое начало с познаний психоанализа;

4) информационно-психологическая война во всех ее проявлениях, в конечном счете, преследует, свей целью овладение материальных, информационных, интеллектуальных, военных и др. ресурсов, намерениями в будущем применить их своих интересах.

Относительно форм введения информационно-психологической войны, фундаментальными считаются психологическая война, проводимая во время военных действий и мирное время.

Как отмечалось, вовремя военных действий информационно-психологическая война может выражаться в качестве информационной пропаганды и психологического давления на сознания, как войск противника, так и на их народ, одновременной поддержкой патриотического духа своего народа. При этом, в комплексе пропагандой в вооруженных столкновениях в наше время, активно используется радиоэлектронное подавление - особый вид радиоэлектронной борьбы, призванный нарушать или затруднять функционирование электронных средств противника путем излучения, отражения электромагнитных, акустических и инфраструктурных сигналов;

В мирное время психологическая война выступает одним из конкретных средств воздействия на морально-политический потенциал противостоящей социальной системы.

Также мы предлагаем следующие формы информационно-психологической войны: внутрисистемная и межсистемная, где под системой понимается отдельное государство, союз государств, идеологические блоки.

На примере государства можно сказать, что информационные войны внутри государства в основном проистекает в виде пропагандистских противостояний политических оппонентов, а также в виде регулирования, манипулирования информацией государственной властью для поддержки лояльности своих действий перед народом.

Межсистемная информационно-психологическая война проистекает в нескольких направлениях.

Во-первых, с использованием методов и средств силового воздействия на информационную сферу стратегических объектов конкурирующей системы, с целью получить контроль над информационно-коммуникационной инфраструктурой данной системы.

Во-вторых, целенаправленная идеологическая обработка населения, той страны, региона или идеологического блока, которая выступает объектом внимание, для реализации чего проводятся необходимые мероприятия с целью частичной, полной монополизации средств массовой информации.

В-третьих, проводятся постоянные мероприятия в поддержку верности своих действий, в глазах у международного сообщества. Соответственно одновременно дискредитируя те поступки, оппонирующего субъекта которые не отвечают проводимой ими политике.

Информационно-психологическую войну, также можно рассматривать с точки зрения применяемых в ней оружий. Так, можно выделить следующие виды:

3) радиоэлектронное подавление - это особый вид радиоэлектронной борьбы, призванный нарушать или затруднять функционирование электронных средств противника путем излучения, отражения электромагнитных, акустических и инфраструктурных сигналов;

4) информационно-психологическая война с применением традиционных средств массовой информаций, коммуникаций и пропаганды.

В информационно-психологической войне, как и в любой другой существуют две стороны: агрессор, и сторона на кого направлена данная агрессия.

В связи с этим, цели информационно-психологической войны можно распределить:

1. Цели - преследующие сторона-агрессор:

· поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовности поддерживать оппонентов, к недовольству и деструктивным действиям в их отношении;

· достижения устойчивого результата в формировании общественного мнения в заданном манипуляторами ключе, их добровольная подчиняемость;

Поставленные цели достигаются при помощи информационных оружий - поражающие центральную нервную систему человека, способное нанести ущерб его психическому здоровью, разрушить или изменить систему ценностей и ориентиров, подчинить сознание личности и управлять им (явно или скрыто).

· овладение материальными, информационными, интеллектуальными, военными и др. ресурсов, с целью в будущем применить их в своих интересах;

· контроль над поступающей информацией и над информационными системами

· овладение, разрушение, искажение и в использование информацию и информационных систем противника, позволяющее усилить свою и понизить мощь врага.

2. Цель оппонирующей стороны (на кого направлены действия агрессор):

· результативность мероприятий по сдерживанию деструктивной пропаганды со стороны агрессора;

· обеспечение безопасности и эффективного функционирования собственной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

· упреждающие и контр мероприятия в целях снизить зависимость и влияния от стороны-агрессора.

война психологический мнение общественный

Подобные документы

Особенности информационно-психологической войны, ее интенсивное воздействие на различные процессы на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе. Основные цели, методы и составные части информационной войны.

реферат [35,6 K], добавлен 17.05.2014

Особенности деятельности психологической службы муниципального учреждения социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Психологическая профилактика и социально-психологическая поддержка. Психологическая диагностика и коррекция.

реферат [107,5 K], добавлен 11.09.2010

Понятие общественного мнения: сущность и признаки, объекты и субъекты. Формирование общественного мнения, средства манипулирования. Сравнение понятий "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Значение термина "мнение общества".

реферат [23,7 K], добавлен 01.03.2010

Сущность и основные признаки общественного мнения, определение субъектов и объектов. Порядок формирования общественного мнения и средства манипулирования им. Понятия "субъект общественного мнения"; "выразитель общественного мнения"; "мнение общества".

курсовая работа [18,3 K], добавлен 24.07.2010

Психологическая социология - проблемы общественного сознания, его природы, структуры и функций. Психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия - психическое заражение, внушение, подражание, социальное содержание человеческой личности.

реферат [37,0 K], добавлен 17.04.2009

Информационно-коммуникативное пространство в контексте развития информационных технологий и социальных изменений. Информологический инструментарий-базис построения информационно-коммуникативного пространства. Модели коммуникации. Цели, условия создания.

реферат [70,0 K], добавлен 01.10.2008

Понятие социологии общественного мнения, характеристика ее субъекта и объекта. Место общественного мнения в структуре общественного сознания. Функции общественного мнения, особенности его структуры. Социологическое исследование общественного мнения.

2.2. Начало информационно-психологической войны.

Почти сразу после окончания второй мировой войны, в которой СССР и США были союзниками, развертывается холодная война против СССР. Ее началом считают известную речь Черчилля, произнесенную им в Фултоне. Первоначальные планы действий США подразумевали военное решение. Предполагалось до 1948 г. начать превентивную войну, опираясь на монополию США. За первые 30 дней намечалось сбросить 133 атомные бомбы на 70 советских городов, из них 8 – на Москву и 7 – на Ленинград, в дальнейшем предполагалось сбросить еще 200 атомных бомб. Правда контрольные расчеты показали, что стратегическая авиация США в 1949 – 1950 гг. еще не могла нанести СССР непоправимый удар, который сделал бы его неспособным к сопротивлению. Подробно программа США по уничтожению населения СССР с помощью ядерного оружия (план Дропшот) рассмотрена в книге Брауна /13/, (см. также /14,15/).

Одновременно в ЦРУ началась разработка операций психологической войны. Это понятие в уставном документе американской армии (наставление N33-5) определяется так:

"Координация и использование всех средств, включая моральные и физические (исключая военные операции регулярной армии, но используя их психологические результаты), при помощи которых уничтожается воля врага к победе, подрываются его политические и экономические возможности для этого; враг лишается поддержки, помощи и симпатий его союзников и нейтралов или предотвращается получение им такой поддержки, помощи или симпатий; создается, поддерживается или увеличивается воля к победе нашего собственного народа и его союзников; приобретается, поддерживается и увеличивается поддержка, помощь и симпатии нейтралов" (цит. по /14/, см. также /15/).

18 августа 1948 г. Совет национальной безопасности США принял директиву 20/1 "Цели США в войне против России". Эта дата обычно считается началом информационной войны США против СССР. Директива 20/1 была впервые опубликована в США в 1978 г. в сборнике "Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945 – 1950 гг." /16/. Ввиду важности этого основополагающего документа, он целиком воспроизводится ниже (цит. по /17/):

"Правительство вынуждено в интересах развернувшейся ныне политической войны наметить более определенные и воинственные цели в отношении России уже теперь, в мирное время, чем было необходимо в отношении Германии и Японии еще до начала военных действий с ними… При государственном планировании ныне, до возникновения войны, следует определить наши цели, достижимые как во время мира, так и во время войны, сократив до минимума разрыв между ними.

Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум: а) Свести до минимума мощь и влияние Москвы; б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

Наши усилия, чтобы Москва приняла НАШИ КОНЦЕПЦИИ, равносильны заявлению: наша цель – свержение Советской власти. Отправляясь от этой точки зрения, можно сказать, что эти цели недостижимы без войны, и следовательно, мы тем самым признаем: наша конечная цель в отношении Советского Союза – война и свержение силой Советской власти.

Было бы ошибочно придерживаться такой линии рассуждений.

Во первых мы не связаны определенным сроком для строгого чередования периодов войны и мира, что побуждало бы нас заявить: мы должны достичь наших целей в мирное время к такой-то дате или "прибегнем к другим средствам…".

Во-вторых, мы обоснованно не должны испытывать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их концепциями терпимости и международного сотрудничества Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несем хоть какую-нибудь ответственность за эти события… Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещенных концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их, а не наше дело. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события… Как правительство мы не несем ответственности и за внутренние условия в России…

Нашей целью во время мира не является свержение Советского правительства. Разумеется, мы стремимся к созданию таких обстоятельств и обстановки, с которыми нынешние советские лидеры не смогут смириться и которые им не придутся по вкусу. Возможно, что, оказавшись в такой обстановке, они не смогут сохранить свою власть в России. Однако следует со всей силой подчеркнуть – то их, а не наше дело… Если действительно возникнет обстановка, к созданию которой мы направляем наши усилия в мирное время, и она окажется невыносимой для сохранения внутренней системы правления в СССР, что заставит Советское правительство исчезнуть со сцены, мы не должны сожалеть по поводу случившегося, однако мы не возьмем на себя ответственность за то, что добивались или: осуществили это.

Речь идет прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом военном и психологическом отношении по сравнению: с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля. Мы должны прежде всего исходить из того, что для нас не будет выгодным или практически осуществимым полностью оккупировать всю территорию Советского Союза, установив на ней нашу военную администрацию. Это невозможно как ввиду обширности территории, так и численности населения… Иными словами, не следует надеяться достичь полного осуществления нашей воли на русской территории, как мы пытались сделать это в Германии и Японии. Мы должны понять, что конечное урегулирование должно быть политическим.

Если взять худший случай, то есть сохранение Советской власти над всей или почти всей территорией, то мы должны потребовать: а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, эвакуация ключевых районов и т. д.), с тем чтобы надолго обеспечить военную беспомощность; б) выполнение условий с целью обеспечить значительную экономическую зависимость от внешнего мира. Все условия должны быть жесткими и явно унизительными для этого коммунистического режима. Они могут примерно напоминать Брест-Литовский мир 1918 г, который заслуживает самого внимательного изучения в этой связи. Мы должны принять в качестве безусловной предпосылки, что не заключим мирного договора и не возобновим обычных дипломатических отношений с любым режимом в России, в котором будет доминировать кто-нибудь из нынешних советских лидеров или лица, разделяющие их образ мышления. Мы слишком натерпелись в минувшие 15 лет (т. е. годы правления И. В. Сталина 1933-1948 гг. – прим. наше), действуя как будто нормальные отношения с таким режимом были возможны…

Так какие цели мы должны искать в отношении любой некоммунистической власти, которая может возникнуть на части или всей русской территории в результате событий войны? Следует со всей силой подчеркнуть, что независимо от идеологической основы любого такого некоммунистического режима и независимо от того, в какой мере он будет готов на словах воздавать хвалу демократии и либерализму, мы должны добиться осуществления наших целей, вытекающих из уже упомянутых требований. Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим: а) не имел большой военной мощи; б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира; в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами, г) не установил ничего похожего на железный занавес.

В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьем, так катаньем навязать их для защиты наших интересов…

Как быть с силой Коммунистической партии Советского Союза – это в высшей степени сложный вопрос, на который нет простого ответа. На любой территории, освобожденной от правления Советов, перед нами встанет проблема человеческих остатков советского аппарата власти. В случае упорядоченного отхода советских войск с нынешней советской территории местный аппарат Коммунистической партии, вероятно, уйдет в подполье; как, случилось в областях, занятых немцами в недавнюю войну. Затем он вновь заявит о себе в форме партизанских банд.

Приведенная директива 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 г. была по существу объявлением войны СССР, в результате которой через пять десятилетий он был разрушен и расчленен, и подведен к тотальному уничтожению. Но тогда это была война нового типа, требовавшая соответствующей научной проработки. В 1948 – 1949 гг. в ЦРУ приходит значительное число специалистов высокой квалификации из различных областей науки, в том числе профессура, имеющая большой опыт теоретической и практической работы. Создано управление национальных оценок, теоретические разработки которого направлены на предсказание будущих действий СССР, понимание тенденций его развития, возможностей влияния на процессы, анализ слабых мест и выработку рекомендаций. Таким образом, информационно-психологическая война ставится в США на научную основу.

К этому времени относится и план войны под кодовым названием "Дропшот". В отличие от предыдущих, чисто военных решений, он включал в себя широкомасштабную психологическую войну:

"Широкая психологическая война – одна из важнейших задач Соединенных штатов. Основная ее цель – уничтожение поддержки народами СССР и его саттелитов их нынешней системы правления и распространения среди народов СССР осознания, что свержение Политбюро в пределах реальности… Эффективного сопротивления или восстаний можно ожидать только тогда, когда западные союзники смогут предоставить материальную помощь и руководство и заверить диссидентов, что освобождение близко…"

В книге /14/ указывается, что название плана в интересах сохранения тайны умышленно сделано бессмысленным. Однако это не так, название имеет совершенно прозрачный смысл (drop – капля, shot – выстрел). Это – одна из главных сторон психологических ударов: капля за каплей, постепенно и незаметно подвести противника к тотальному поражению. В России 90-х годов широко цитируются и повторяются в печатных органах оппозиции высказывания Аллена Даллеса начала психологической войны (цит по /18/,см. также /19/):

"Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей… Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…

Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства… Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, – словом всякой безнравственности… В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство… Национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом… И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких, людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов".

Приведенная цитата впечатляет тем, что А. Даллес видит ситуацию сегодняшнего дня России через десятилетия. Однако в них нет даже намека на практические методы действий США в психологической войне. В борьбе за общественное сознание главным противником США должна была стать идеологическая сфера СССР. Наилучший путь к победе – незаметно внедриться в нее и заставить работать на себя (принцип вируса, о котором говорилось в гл. 1). Единственная возможность действовать в этом направлении – это выступать под ультрамарксистскими лозунгами, под личиной безграничной преданности партии. Что и было осуществлено идеологами КПСС, которые явились пятой колонной Запада, главной ударной силой психологической войны против СССР. Их деятельность будет подробно рассмотрена ниже. Все остальные методы (пропаганда, разведка, классический шпионаж, дезинформация и т. д.) играли вспомогательную роль.

Особенно стоит отметить два ключевых положения из директивы 20/1:

1. "Однако мы не возьмем на себя ответственность за то, что добивались или осуществляли это". Т. е. нигде не должна прослеживаться связь между США и их пятой колонной в СССР.

2. "Мы не связаны с определенным сроком". Как уже говорилось в первой главе, характерное время коренных изменений общественного сознания порядка 40 лет. В данном случае, это срок, когда начнут уходить от дел фронтовики – ветераны войны. Именно к этому сроку к 80-м годам и должен быть приурочен час "икс", когда начнется разрушение СССР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная глобалистика ознаменовалась широким применением технологий и методик ведения информационных войн для достижения не только военных. но и многоуровневых внешних и внутриполитических целей.

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОНННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Пронина Н.А., преподаватель истории

Луганского отделения медицинского колледжа

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в педагогической и психологической литературе нет достаточно обоснованных парадигм осуществления инновационных подходов к включенности в качество патриотизма таких характеристик личности как морально-психологическая устойчивость, бдительность и ментальная сплоченность, позиционность на критическое мышление и гражданственность. Исследование качества сформированности информационной культуры позволяет надеяться на создание системы и методов информационного противоборства инновационного качества, формирования иммунитета к агрессивной информации.

Молодежь, нужно отметить, является основной социальной группой, придающей коммуникативный резонанс информационной кампании. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни, желанием самоутвердиться. В это время молодежь озабочена желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, приемлемым социальным статусом. Именно молодежь наиболее управляема посредством агрессивной политической рекламы и вследствие несформированности своих интересов, незрелости мотивационной сферы, отсутствия четкой гражданственности. В связи с этим она более активно, иногда даже безоглядно, рискованно, впитывает информацию, действуя по манипуляционным формам воздействия, чем любая другая социальная группа (21% респондентов). Настоящее время характеризуется для молодежи еще и кризисом идентичности, при котором вхождение во взрослый мир, ощущается как несправедливый и неправильный, и является стрессовым, а соответственно внутри уже содержит протестные настроения. При таких условиях именно она наиболее уязвима для информационных атак. К этому можно добавить также то, что молодежь объединена в социальные сети (86% респондентов) и способна активно формировать свои каналы передачи информации. По ним она может транслироваться гораздо быстрее, чем через официальные СМИ, и вызывать гораздо больше доверия (на это указало 61% студентов). Таким образом, условия современной информационной среды требуют знания основных моделей и методик проведения информационной пропаганды, а также критичного отношения в целом к информации.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность молодежи. Просвещение подрастающего поколения, углубление знаний, навыков в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав личности в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию, возможности полноценной самореализации. Понятно, что привыкание к такому стилю жизни и освоения ценностной, нужной информации способствует накоплению энергии и сил к реализации своей устремленности к улучшению себя и действительности. Гражданин должен быть самодостаточным и не давать никому уничижать себя, свое достоинство и Родину. Таким образом, воспитание культурыолучения информации, выстраивание собственной системы ее обработки, использования, включенности в систему гармонизации себя и действительности. послужит не только залогом стабильного развития личности обучающегося, но и общества в целом. Безусловно, - тот кто обладает нужной информацией, может вовремя и грамотно ею воспользоваться, - полноценно самореализуется, более эффективно использует свою уникальность, больше принесет пользы стране, обществу и себе, уже счастливому…

Необходимо подчеркнуть, что студенты-респонденты указали важными факторами противодействия информационной войне: формирование и углубление морально-психологической устойчивости личности (67%), бдительности (46%) ментальной сплоченности (58%), патриотизма (82%) и личной ответственности (63%) а также расширение духовного пространства, углубление общей и правовой культуры (57%). Сформировать у обучающейся молодежи активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им – одна из важнейших задач по ответственной социализации личности.

1. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы // Т.П. Воронина − М.: “Издательский отдел ЦАГИ” ,1995.

2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны: Монография // А.В. Манойло, А. И. Петренко. – М.: Горячая линия, 2003.

4. Пирумов В.С., Родионов М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах//Военная мысль. 1997. №5. С.44-47.

5. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь. 1998. С.35-37.

7. Шибаев Д.В. Методы противодействия информационной войне //Российский журнал правовых исследований. 2016. №4(9). С.60-67.

Читайте также: