Методика организации благотворительных акций социальным педагогом доклад

Обновлено: 19.05.2024

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан,

- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; - содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни,

улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охраны окружающей природной среды и защиты животных; - охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Акция — массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долго­ срочные акции благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на д в е группы:

1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию.

2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту.

В числе общих рекомендаций к проведению благотворительных акций выделяются следующие:

• Актуальность избранной темы, которая должна быть не толь­ ко понятной участникам акции, но и вызывать у них определенный эмоциональный отклик.

• В программе акции следует предусмотреть смену ролевого поведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т.п.

• Лучше, если адресат акции будет не абстрактным (детям — жертвам войны в Чечне), а максимально конкретным (детям из лагеря беженцев из Чечни поселка Н.)

• Благотворительность не терпит принуждения.

• Как правило, организуемые в рамках социально-педагогической практики благотворительные акции по своим масштабам таковы, что не требуют четкой финансовой отчетности. Вместе с тем социальному педагогу не помешает знать, что по Закону

В словаре социального педагога и социального работника благотворительность определяется как проявление сострадания к ближнему, нравственная обязанность имущего оказать помощь неимущему; добровольная, безвозмездная деятельность по оказанию пострадавшим помощи (материальной, лечебной, культурной, духовной). Благотворительная деятельность может иметь разные цели, например: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических и промышленных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, национальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, духовному развитию личности, пропаганде здорового образа жизни; охрана окружающей природной среды и защита животных; охрана и должное содержание зданий и территорий, имеющих историческое, культовое значение, и мест захоронения.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объединившись.

Акция – массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. Благотворительные акции, используемые в работе социального педагога, можно разделить на две группы: а) система мероприятий с целью пропаганды установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию (например, психолого-педагогический марафон по какой-либо проблеме); б) мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Последние акции могут быть элементом более крупного события – массового праздника (Рождественский благотворительный концерт, благотворительная лотерея в День города), тематического дня (День семьи), трудовой операции, концерта и т.д.

В числе общих рекомендаций можно выделить такие: избранная тема акции должна быть не только понятна ее участникам, но и вызывать у нее определенный эмоциональный отклик (поэтому подготовительный этап нередко имеет разъяснительный или рекламный характер); благотворительность не терпит принуждения; лучше максимально конкретизировать адресат акции; не стоит злоупотреблять простейшими приемами, к примеру, концентрировать внимание слушателей на пожертвование их кумира в рамках благотворительного концерта.

8. Супервизия как метод социально-педагогической работы

Существует супервизия работы социального педагога (состояние в процессе работы, на уровне эмоций, чувств, изменение состояния в продвижении к цели), супервизия на уровне клиента (состояние на начало работы, изменение состояния в процессе работы, состояние после окончании работы), супервизия процесса. Супервизор описывает ситуацию взаимодействия, анализирует методики деятельности социального педагога, учитывает особенности индивидуальной и групповой работы социального педагога. Наконец, следует сделать обобщающее заключение о качестве и эффективности данного варианта взаимодействия. Супервизор рассуждает, что в этой ситуации можно сделать, изменить.

Что такое супервизия

Супервизия - это форма обучения психологов, тренеров, имеющих опыт практической деятельности. Она заключается в анализе деятельности и обратной связи специалисту, проходящему супервизию. В результате прохождения супервизии у специалиста возникает целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, осознание своих сильных и слабых сторон, и путей дальнейшего профессионального развития.

Виды супервизии

Супервизия может быть групповой и индивидуальной.

Индивидуальная супервизия – индивидуальная встреча с супервизором, которая может проходить в трех форматах:

1. Супервизия работы с реальной группой, на которую приглашается супервизор как участник; после окончания группы происходит разбор проделанной работы:

обратная связь супервизора о согласованности теории и практики в программе тренинга

анализ тренерского стиля и его адекватность группе и теме

анализ эффективности работы с различными типами клиентов

анализ, возникающих в работе трудностей

обратная связь супервизора о сильных сторонах специалиста и точках роста.

2. Супервизия работы как разбор конкретного случая, представленного супервизируемым специалистом устно или с использованием аудио- видео материалов:

 анализ структуры индивидуальной или групповой работы специалиста

анализ эффективности использованных приемов и методов работы

помощь в построении пошаговой программы дальнейшей работы

анализ, возникающих в работе трудностей

3. Супервизия как консультация:

анализ, возникающих в работе трудностей

помощь в разработке/адаптации программы тренинга или индивидуальной работы с клиентом

обратная связь супервизора по разработанной программе тренинга или программы индивидуального сопровождения клиента

помощь в подготовке презентации тренинга

Групповая супервизия – работа в группе коллег по цеху с супервизором, которая может проходить в трех форматах:

1. Супервизия работы как разбор конкретного случая, представленного супервизируемым специалистом устно или с использованием аудио- видео материалов:

анализ, возникающих в работе трудностей

анализ индивидуального стиля работы и тренерского субролевого репертуара

анализ структуры индивидуальной или групповой работы специалиста

обратная связь от группы об эффективности использованных приемов и методов работы

помощь в построении пошаговой программы дальнейшей работы

2. Супервизия как демонстрация своей работы тренера, коуча или консультанта на супервизорской группе. На супервизию могут быть приглашены реальные клиенты или роль клиентов могут взять на себя участники супервизорской группы:

обратная связь от группы об эффективности использованных приемов и методов работы

анализ индивидуального стиля работы и тренерского субролевого репертуара

обратная связь от группы об эффективности структуры программы работы специалиста

развивающая и мотивирующая обратная связь от участников супервизорской группы

3. Супервизия как участие в разборе работы другого специалиста на примере демонстрационного показа или представленного конкретного случая:

разбор типовых трудных ситуаций, возникающих в процессе тренинга/консультации и соотнесения их с собственным опытом

расширение поля методов и приемов работы и анализ их эффективности для различных ситуаций

расширить свой субролевой репертуар за счет наблюдения за работой других найти для себя новые приемы

проанализировать собственную профессиональную деятельность по аспектам, разбираемым на супервизии

задать вопросы и прояснить интересующие моменты в теории и проведении упражнений

Для кого предназначена

Для специалистов, которые хотят получить обратную связь о своей работе, разобрать типичные ошибки и найти ответы на свои вопросы, увидеть свои точки роста.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучше­ние материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; f

- подготовки населения к преодолению последствий стихий­ных бедствий, экологических, промышленных или иных катаст­роф, к предотвращению несчастных случаев;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между на­родами, предотвращения социальных, национальных, религиоз­ных конфликтов;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бед­ствий, экологических, промышленных или иных катастроф, со­циальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, куль­туры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны
здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни,
улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и мас­сового спорта;

- охраны окружающей природной среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и террито­рий, имеющих историческое, культовое, культурное или приро­доохранное значение и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств ком­мерческим организациям, оказание им иных форм помощи, а также поддержка политических партий, движений, групп и кам­паний благотворительной деятельностью не являются.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осу­ществлять благотворительную деятельность на основе доброволь­ности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объеди­нившись, с образованием или без образования благотворитель­ной организации.

Акция — массовая форма благотворительной деятельности, ха­рактеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, ин­тенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По вре­мени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долго­срочные акции.

Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на д в е группы:

1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда уста­новок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным ак­циям подобного рода можно отнести распространенные в прак­тике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий (цель — привлечь внимание молодежи к проблемам занятости, программам молодежного трудоустройства, продемонстриро­вать упрощенную схему взаимодействия с работодателями), пси­холого-педагогический или целевой (проблемный) марафон как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъек­тов и т.д.

2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие ак­ции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т.п. Например, благотворительная лотерея в День города, благо­творительный концерт, все средства от которого перечисляются по заранее определенному адресу, и т.п.

В числе общих рекомендаций к проведению благотворитель­ных акций выделяются следующие:

• Актуальность избранной темы, которая должна быть не толь­ко понятной участникам акции, но и вызывать у них определен­ный эмоциональный отклик. Поэтому подготовительный этап не­редко имеет разъяснительный или рекламный характер.

• В программе акции следует предусмотреть смену ролевого по­ведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т.п. Не стоит злоупотреблять простейшими приемами, к примеру, кон­центрировать внимание слушателей на пожертвовании их кумира в рамках благотворительного концерта. Несомненно, они отклик­нутся на призыв любимого исполнителя, примут участие в сборе средств, но действовать будут, скорее, под влиянием момента, неосмысленно, что обеднит воспитательное воздействие.




• Лучше, если адресат акции будет не абстрактным (детям — жертвам войны в Чечне), а максимально конкретным (детям из лагеря беженцев из Чечни поселка Н.). К сожалению, современ­ная ситуация в обществе, когда собранные средства используют­ся бесконтрольно, уходит на другие цели, сформировала у моло­дежи негативное отношение к подобного рода акциям. Хорошо, если позднее будет получен и сообщен участникам акции благо­дарственный отклик тех, кому были перечислены средства.

• Благотворительность не терпит принуждения. В любом случае необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не раздавать лотерейные билеты как необходимую нагрузку к билету на концерт или угрожать дисциплинарными мерами за неучастие в сборе новогодних подарков военнослужащим, участвующим в боевых действиях в Чечне.

Технология уличной работы

Большинство участков социокультурного пространства, кото­рые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, харак­теризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризор­ных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельно­сти, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный,

Основное назначение службы — выполнение роли буфера м е ж д у уличными детьми и обществом.

а) мониторинг территории района для сбора полной инфор­
мации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

- выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информи­ровать о них соответствующие органы;

- оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказав­шимся в критической ситуации;

- способствовать формированию социально приемлемого по­ведения у детей и подростков путем коррекции их мотивацион-ной сферы;

б) тесное сотрудничество с различными структурами реаби­
литационного пространства (ПДН, организациями детского до­
суга, школами, информационно-координационным центром и
т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовер­
шеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с
детьми улиц;

г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реа­
билитационного пространства.

При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами.

Принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы при­ступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный педагог или социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обоих сторон — социального педагога/социального работника и самого подростка. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудни­чество специалист ограничивается функциями наблюдателя.

Принцип принятия ценностей другого человека. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорни­ка. Все его поступки продиктованы прежде всего стремлением вы­жить в сложных условиях, и мы не вправе осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.

Принцип доверия. Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем уличный работник получит достоверные сведения о каждом подростке, которые должны быть в процессе аналитиче­ской обработки еще раз досконально проверены. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дают им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

Принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, осо­бенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть пре­дельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними наизнанку. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось обма­нывать, и поэтому лучше промолчать.

Принцип единой команды. Уличная работа — это командная ра­бота. Дети улиц постоянно меняют свое место жительства, рабо­ты, и только тесное взаимодействие всех уличных работников по­зволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облег­чает организацию больших мероприятий (спортивных, культур­ных и т. д.), которые служат знакомству и общению детей, сни­жая межтерриториальную напряженность среди группировок не­совершеннолетних.

Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:

- территориальная принадлежность: каждой паре специалис­тов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле дея­тельности уличных работников;

- волонтерская деятельность: необходимо стремиться подклю­чать к своей работе детей, на которых можно положиться, со­здавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность ра­боты;

- формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотруд­ничества с различными детскими досуговыми организациями, уч­реждениями социальной защиты, правоохранительными органа­ми, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, кон­сультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), опре­делением в учреждения социальной защиты, открытием секонд хендов для беспризорников и др.;

- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные дан­ные не заменят непосредственного общения.

Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто быва­ют грубыми, а их действия — угрожающими. Есть опасность зара­жения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существен­ное — деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины. По­пытайтесь проанализировать эти страхи и переживания.

На общение со специалистом дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов поведения социального работ­ника может быть такой: он представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжитель­ной, достаточно 1 0 — 1 5 минут. Чтобы поддержать контакт, можно попросить беспризорников оказать содействие в поиске детей, нуждающихся в помощи, на что они с удовольствием отклика­ются. Прощаясь, н у ж н о предупредить ребят, что теперь вы доволь­но часто в силу своих обязанностей будете у них появляться (мож­но указать примерные часы) и надеетесь на их помощь. При после­дующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к постороннему человеку, чтобы быть доста­точно откровенными. Случается, что не вовремя заданный вопрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации.

Не следует начинать работу, строя абстрактные предположе­ния об уличных детях. Вся работа с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии.

Благотворительные акции очень важны, поскольку позволяют привлечь внимание власти и граждан к серьезным общественным и частным проблемам. Благодаря этим мероприятиям, организаторы не только собирают средства на реализацию значимых проектов, но предоставляют людям возможность делать добрые дела. Проведение таких событий возможно лишь при поддержке неравнодушных граждан, крупного бизнеса и органов власти. Особое внимание нужно уделить освещению мероприятия в средствах массовой информации. Прежде всего, необходимо определиться с тем, в пользу кого будет проведена благотворительная акция. Исходя из этого, нужно разработать формат мероприятия: это может быть ярмарка, спортивный праздник, концерт, аукцион и многое другое. Не менее важно найти источники средств, которые позволят покрыть расходы на организацию и проведение события. Наконец, следует заручиться поддержкой СМИ, которые осветят планируемую акцию на своих сайтах и в печатных изданиях.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

• социальной защиты и поддержки граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

• подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

• содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства;

• содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:

1) Система мероприятий, цель которых - пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести такие формы, как ярмарка вакансий, психологический марафон и пр.

2) Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Например: благотворительная лотерея, благотворительный концерт все средства, от которого перечисляются по заранее определенному адресу и т.п.

В числе общих рекомендаций к методике проведения благотворительных акций выступают следующие:

> необходимо выбирать только актуальные темы, которые должны быть понятны участникам акции и вызывать у них определенный эмоциональный отклик;

> в программе акции следует предусмотреть смену ролевого поведения участников, например: зритель - участник, объект пожертвования - благотворитель и т.д.;

> лучше, если адресат акции будет не абстрактным (детям - жертвам войны в Чечне), а максимально конкретным. Хорошо, если позднее будет получен и сообщен участникам акции благодарственный отклик тех, кому были перечислены средства;

> благотворительность не терпит принуждения, поэтому необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не угрожать дисциплинарными мерами за неучастие.

Читайте также: