Метод онлайн анкетирования доклад

Обновлено: 05.07.2024

Если у вас назрел какой-то вопрос о продукте и его функциях или вы просто хотите услышать голос своих пользователей, скорее всего вы решите создать опрос. В этой статье я расскажу, как спроектировать опрос, который принесет вам максимальные результаты.

И да, создание эффективного опроса может занять какое-то время, потому что вам нужно будет учесть следующие особенности проектирования опросов и анкет:

  • целевая аудитория
  • четкая цель
  • длительность/структура
  • поток
  • внешний вид
  • инструменты опросов
  • тестирование
  • Понять, почему люди пришли на ваш сайт.
  • Собрать количественные данные, чтобы подкрепить результаты качественных исследований — да, к сожалению собственники бизнеса, как правило, доверяют большим цифрам. Поэтому после качественного исследования (будь то пользовательские тесты, полевые исследования, интервью) в небольшом масштабе, вы сможете подтвердить свои гипотезы при помощи опроса.
  • Собрать обратную связь о новом или бета-сервисе.
  • Собрать количественные данные о качестве контента или об уровне удовлетворенности клиентов.
  • Набрать участников для модерируемых пользовательских тестов.
  • Основное преимущество UX тестов состоит в том, что вы задаете вопросы настоящим пользователям в процессе посещения сайта. Люди легко забывают детали и впоследствии могут объяснить те или иные свои действия как-то иначе. Если в ваш продукт вшит UX-опрос, мы сможете собирать ценную информацию о том, кто ваши клиенты и зачем они к вам пришли.
  • Как пользователи ведут себя (для этого используйте очные тесты с возможностью понаблюдать за действиями пользователя или полевые исследования)
  • Проблемы юзабилити продукта (для этого лучше подойдут юзабилити тесты)
  • Боли и потребности клиентов (лучше провести глубинные интервью или выборочные исследования опыта (experience sampling)

Итак, вы уверены, что UX-опрос будет для вас лучшим решением? Или есть какой-то другой метод, который позволит получить более качественные результаты в кратчайшие сроки? Попробуйте сначала провести пользовательский тест, полевое исследование, интервью или оценку аналитики. Если вы все еще уверены, что вам нужен именно UX-опрос, далее я расскажу, как его правильно спроектировать.

Обязательно нужно определиться с целевой аудиторией. Для этого начните с более широкой группы и постепенно сужайте ее, отвечая на следующие вопросы: Как лучше всего можно описать вашу целевую аудиторию? Их возраст, стиль жизни, образование, род деятельности? Демографические особенности тоже нужно учитывать.

Чтобы получить более точную обратную связь, формулировки и язык вопросов должны быть понятны и близки пользователям. Постарайтесь сосредоточиться на одной главной теме.

Вопросы в опросе могут быть закрытыми и открытыми. В закрытых вопросах нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Такие вопросы хороши для формирования статистики, на них легко отвечать и их легко оценивать. С другой стороны, по закрытым вопросам сложно понять, что думают люди. Поэтому после закрытых вопросов не помешает добавить поле “Почему?”. А также не лишним будет добавить еще одно пустое поле, куда пользователь сможет вписать любой другой ответ.

В открытых вопросах люди могут писать свои ответы. Такие вопросы подходят, чтобы понять, что на уме у пользователей. Правда, на них сложнее отвечать, потому что придется придумывать ответ, а не просто выбрать один из списка. Анализировать такие ответы тоже небыстро — вам придется читать много неструктурированного текста.

Хороший вопрос — простой и очевидный. Длинные сложные вопросы тяжело читать и понимать. А если человек не понимает вопрос, он даст бесполезный ответ. Длина вопроса должна быть в пределах 15-20 слов. Если получается длиннее — перепишите. Используйте простой язык, прямо скажите, что хотите узнать, и не будьте слишком дотошными.

Вот несколько полезных советов по составлению хороших вопросов для UX-опроса:

  • Не используйте двойные отрицания (“Это нетривиальный вопрос? Да/Нет”)
  • Избегайте предвзятых формулировок. К примеру, вопрос “Что вас бесит в этом продукте?” подразумевает, что респонденту в продукте что-то бесит. Не нужно строить догадок. Постарайтесь звучать максимально нейтрально.
  • Задавайте по одному вопросу за раз (“Что вы думаете о нашем блоге и о бренде в целом?” — это плохой вопрос)
  • Не задавайте одни и те же вопросы снова и снова (“Оцените удобство корзины?” “Оцените удобство сайта в целом?”)
  • Постарайтесь не задавать вопросы о поведении на сайте (что они сделали и как).
  • Используйте сбалансированные шкалы. Если у вас шкала из 4 вариантов ответа (очень плохо, плохо, хорошо, очень хорошо), то людям придется выбирать между “хорошо” и “плохо”. Дайте возможность выбрать что-то среднее, чтобы неопределившиеся респонденты не портили вам статистику.
  • Постарайтесь, чтобы значения шкал не пересекались (0-2, 2-4, 4-6)
  • Всегда добавляйте опцию “Другое” или “Я не знаю”
  • Дайте людям возможность поделиться своими мыслями после каждого закрытого вопроса: добавьте необязательное текстовое поле с вопросом “Почему?”

Так, это, пожалуй, самая сложная часть, но постарайтесь быть максимально краткими. Наш опыт подсказывает, что онлайн-опрос должен занимать не более 5 минут — в противном случае респонденты теряют концентрацию. Поэтому будьте предельно кратки и логичны.

Представьте себе: вы открываете веб-страницу и видите огромное количество контента. Что вы сделаете? Скорее всего, закроете ее, даже не прочитав.

Если в вашем опросе все еще много длинных вопросов, можно сделать следующее:

  • Попробуйте переосмыслить свое исследование и конкретизировать цель
  • Разбейте опрос на две части
  • Поделите скучную страницу с вопросами на разделы и красиво структурируйте.

Убедитесь, что все вопросы структурированы и расположены логично. Начните со вступления, в котором расскажите о цели проведения исследования. Постарайтесь сгруппировать схожие вопросы, чтобы респондент мог лучше сфокусироваться и ничего не пропускал. А еще, рекомендуется оставить вопросы, связанные с идентификацией личности, на конец.

Очевидно, что ключевой элемент любого опроса — текст. Но правильный дизайн может добавить ценности. Цвет оказывает на людей огромное влияние. Если вам удастся подобрать правильный цвет, вы сможете влиять на настроение и восприятие респондента — а тогда можно рассчитывать на более правдивые ответы. Но тут важно не переборщить. Добавьте один основной и — если нужно — один дополнительный цвет.

Если вы добавляете опрос на сайт, убедитесь, что он оформлен в стиле вашего бренда. Брендированный опрос выглядит профессионально и вызывает больше доверия. Не бойтесь использовать белое пространство. Опрос должен дышать!

Когда люди видят много плотно напечатанного текста, им хочется поскорее закрыть опрос. А благодаря коротким формулировкам и понятной структуре, опросы выглядит чище и приятнее.

По возможности сделайте динамическую шкалу прогресса, особенно если решите разбить опрос на несколько страниц. Когда люди видят процесс выполнения задачи, это их мотивирует и они с большей вероятностью доводят дело до конца.

В зависимости от темы опроса можно даже добавить картинки. И не только потому, что картинки привлекают внимание. Дело в том, что визуальная информация усваивается быстрее, чем слова.

Опросы можно проводить при помощи множества инструментов: от Google Forms до Survey Monkey и Survey Gizmo. Есть куча инструментов, при помощи который можно очень просто и красиво оформить опрос: например, Formstack и Nextiva.

Когда опрос, по вашему мнению, готов, пора его протестировать! Тестируйте на друзьях, коллегах — да на ком угодно! Люди помогут выявить очевидные ошибки и опечатки, бессмысленные вопросы и предвзятые формулировки. Если у вас есть время, попробуйте сделать A/B тест, чтобы найти самый эффективный call to action (призыв к действию).

Панелька снизу справа

Небольшое диалоговое окно с вопросом появляется в нижнем правом углу. Это мой любимый тип опроса. Люди его замечают, но он не слишком отвлекает и не закрывает ничего важного. Обычно в таких опросах буквально несколько вопросов, которые мы задаем сразу же, без лишних вступлений. Пользователям достаточно просто заполнить такой опрос.

Вопросы могут быть такого назначения и содержания:

  • понять намерения пользователя: “Что вы планируете делать на сайте?”
  • собрать персональные данные: “В какой сфере вы работаете?”
  • убедиться, что люди понимают ваш продукт: “Можете описать в одном предложении, что делает этот продукт?” или “Какой информации не хватает на этой странице?”

Такие опросы можно создавать при помощи инструментов вроде Qualaroo или Survicate.

Опрос во всплывающем окне

Если в вашем опросе чуть больше вопросов, можно выводить приглашение поучаствовать в исследовании во всплывающем окне — а сам опрос проводить на отдельной странице. Я терпеть не могу всплывающие окна, потому что они встают на пути между мной и моими целями, но иногда их можно использовать. Но все же стоит показывать их только избранным пользователям и на протяжении ограниченного времени. А если получится, лучше все-таки разместите свой опрос в окошке в правом нижнем углу.

Этот тип опроса позволяет задавать чуть больше вопросов — но и тут главное не переборщить, а иначе люди просто закроют страницу.

Форма обратной связи между экранами

Один единственный вопрос, встроенный прямо в продукт. Он идеально вписывается в контент, появляется как отдельный шаг в пути клиента и помогает вам собрать ценную обратную связь. Кто-то называет это микрофидбэком. На картинке ниже вы видите как функция оценки водителя встроена в дизайн приложения Uber.

Таким же образом можно попросить читателей оценить содержимое страницы, как часто делают в разных саппорт-форумах. Или можно попросить пользователя в целом оценить опыт взаимодействия с приложением или сайтом. Хороший пример: в e-commerce такой вопрос часто задают после чекаута или по завершении доставки.

Информация, полученная в ходе такого опроса поможет выявить слабые места, но не укажет на проблему. Поэтому в таких формах тоже лучше задавать дополнительный вопрос “Почему?”, чтобы понять, что думают люди.

В качестве заключения, давайте еще раз проговорим, о чем нужно помнить при проектировании опросов:

Ещё больше статей о дизайне, а также полезные сервисы можно найти в сообществе на Facebook.

Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.

Анкетирование – что это такое

Что такое анкетирование

Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.

Обратимся к определению. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.

Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.

  • Есть ли у вас приусадебный участок?
  • Какие культуры вы на нем выращиваете?
  • Получаете ли вы доход с сада и огорода?
  • Хотели бы вы заняться фермерством?
  • Какие виды плодовых культур вы знаете?
  • К какому семейству относится томат?
  • Что представляет собой плод томата с точки зрения ботаники?

Сферы применения

Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.

Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.

Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.

Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а, результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Разновидности анкетирования

Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.

Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.

Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).

Раздаточное анкетирование

Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).

В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.

Онлайн-опросы

Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.

Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.

Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.

Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.

Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.

А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа Survey Harbor , YouThink , Анкетка , Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.

Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:

  • Заведите электронный почтовый ящик и кошелек в любой из платежных систем (например, Вебмани, Юмани, Пейпал).
  • Изучите популярные онлайн-опросники. Их десятки, но правила примерно одинаковы на всех.
  • Зарегистрируйтесь на избранных ресурсах. Рекомендую сразу пройти регистрацию на 3-5 площадках. Это сделает заработок более-менее весомым, ведь один сайт приносит в месяц не более 5-10 доступных анкет.
  • Заполните профиль. Это позволит системе составить ваш портрет и приглашать к участию только в подходящих к вашим данным опросам.
  • Ожидайте приглашений. Информация о доступных опросах будет отображаться в ваших личных кабинетах и приходить на указанный емейл.
  • Заполняйте анкеты. Лучше начинать отвечать на вопросы сразу же после поступления предложения: анкетирование ограничивается по времени, можно и не успеть.
  • Отправляйте результаты. Заполненные анкеты (только полностью, без пропущенных пунктов) поступают в систему для обработки.
  • Копите деньги. За участие в анкетировании можно заработать от 30 до 150 рублей, потратив на все-про все 15-50 минут времени (в зависимости от количества вопросов). Как только накопится минимальная сумма, можете ее вывести на электронный кошелек, счет мобильного телефона, карту и так далее (в зависимости от возможностей, предоставляемых ресурсом).

Иные виды анкетирования

Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.

Правила составления анкет

Составление опросных анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:

Классификация вопросов

Переходим к классификации вопросов по функциям:

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Гост

ГОСТ

Сущность и основы анкетирования в интернет-маркетинге

Анкетирование – это один из методов проведения опросов, часто используемый в маркетинге.

В общем смысле под анкетированием принято понимать вербально-коммуникативный метод, основанный на использовании в качестве средства сбора информации от респондента специально оформленного списка вопросов. Этот список вопросов, которые могут быть заданы как в открытой, так и в закрытой формах, называется анкетой.

Иначе говоря, анкетирование - это процедура проведения опроса в письменном (электронном) виде при помощи использования предварительно подготовленных бланков (анкет).

Анкетирование довольно часто используется в маркетинге при проведении маркетинговых исследований. Оно же выступает весьма значимым источником получения ценной маркетинговой информации. Получение достоверной информации служит основополагающей целью проведения любого анкетирования.

По своим способам проведения анкетирование в системе маркетинга подразделяется на несколько форм. Одной из них выступает интернет-анкетирование. В данном случае речь идет об анкетировании респондентов посредством использования современных интернет-технологий. Интернет-анкетирование выступает одной из форм опроса, проводимых в онлайн-среде.

В настоящее время интернет-анкетирование является одним из наиболее распространенных методов проведения маркетинговых исследований, а сами интернет-опросы занимают большое место в системе маркетинговых исследований. К анкетированию в интернет-среде часто прибегают не только крупные, но даже средние и малые компании. Более того, существуют специальные сервисы интернет-опросов, в рамках которых респондентам предлагается ответить на ряд вопросов, формирующих собой анкету.

Готовые работы на аналогичную тему

Интернет-анкетирование имеет определенную сложность. Заключается она, прежде всего, в строгости. Вопросы, на которые будет предложено отвечать респондентам, всегда должны быть релевантными, а значит – отвечать конкретно поставленным целям. Это одно из основных правил составления анкет для исследований, проводимых в интернет-пространстве.

Особенности составления анкет при проведении интернет-исследований

Рисунок 1. Базовые части анкеты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Преамбулу иначе принято называть введением. Собой она должна ясно и четко ввести респондента в курс дела, рассказать ему о том, для чего и на каких условиях проводится настоящее анкетирование (открытость иди анонимность), а также о том, сколько времени отводится на заполнение анкеты.

Любая анкета, используемая для проведения исследований в сети интернет, должна содержать в себе вопросы, ответы на которые позволяют составить общее впечатление о респонденте. Как правило, данный раздел включает в себя такие общие вопросы, ответы на которые позволяют получить данные о половой принадлежности респондента, его возрасте, образовании, семейном положении, месте работы и пр. Крайне важно, чтобы все вопросы, включаемые в данный раздел, не были бесцельными.

Четвертой завершающей частью анкеты выступает так называемый детектор. Он должен содержать в себе вопросы, проверяющие честность и внимательность респондентов, а также информацию об интервьюерах и самой компании, проводящей опрос. Практика показывает, что данный этап нередко опускается.

В действительности каждая из четырех выше описанных частей важна и должна быть использована при составлении анкет для исследований в сети интернет. Правильность и корректность получаемых в результате анкетирования данных, а также сам успех маркетинговых исследований в значительной степени определяются правильностью постановки вопросов. Именно поэтому данному вопросу уделяется особое внимание.

Эксперты выделяют ряд правил, которых следует придерживаться при составлении анкет для проведения интернет-исследований. Вот лишь основные из них:

  • вопросы должны преследовать конкретные цели;
  • вопросы должны быть понятными;
  • вопросы должны предполагать конкретный ответ;
  • вопросы не должны носить риторического характера, они должны быть четкими и конкретными.

Кроме того, не следует чрезмерно перегружать анкету, так как это приведет в быстрому утомлению респондента и рассеиванию его внимания.

Современные сервисы по составлению анкет для проведения интернет-исследований

В настоящее время проведение интернет-анкетирований не редкость. Довольно часто можно встретить ситуации, когда респондентам предлагается заполнить анкету в электронной форме. Для этого даже существуют специальные сервисы.

Как известно, спрос рождает предложение, а значит в сети интернет имеют место быть и сервисы, которые позволяют сформировать анкету. Их довольно много. Условно все они могут быть подразделены на два вида:

Первые предполагают необходимость оплаты услуги по составлению анкеты, а во втором такая плата не предполагается. Платное составление анкет может быть автоматизированным или ручным. Чаще всего используется первый вариант.


Прежде чем перейти к вопросу организации и проведения онлайн исследований, следует отметить, что его поэтапное проведение в целом ничем не отличается от традиционных исследований. Так оно включает в себя этап программирования социологического исследования, полевой этап, а также этап обработки и анализа полученных данных. Рассмотрим каждый из названных этапов подробнее.

Этап программирования включает в себя определение объекта, предмета, описание целей, задач и основных гипотез исследования. Важным моментом на этапе программирования также является составление инструментария и выбор интернет-платформы для проведения исследования в онлайн среде.

В качестве платформы могут быть использованы как неспециализированные площадки (бесплатные интернет-порталы; программы, разработанные для организации и проведения веб-конференций; социальные сети), так и специально разработанное для этих целей программное обеспечение. Выбор типа площадки остается за исследователем и определяется доступностью площадки и спецификой конкретного исследования. Конечно, неспециализированная площадка редко удовлетворяет все потребностям исследователя и используется только на этапе пилотажа, поэтому многие исследовательские компании сами разрабатывают специальный софт для максимального использования возможностей интернет среды.

Что касается составления инструментария для качественных и количественных исследований, то общие правила по конструированию структуры инструментария этих исследований сопоставимы с критериями, предъявляемыми к традиционных опросам. Так инструментарий начинается с вводной части, которая содержит обращение к респондентам со стороны исследовательской компании, информацию о теме исследования, его задачах, важности мнения каждого респондента, конфиденциальности полученной информации. Обязательным является указание сроков исследования, а также условий для получения вознаграждения (если оно предусмотрено исследованием).

Вместе с тем стоит отметить ряд особенностей программирования инструментария для онлайн исследований. Так важным является наиболее полная адаптация и ориентация инструментария на среднестатистического интернет пользователя. Желательно, чтобы материалы исследования (анкета, коллажи, картинки, предлагаемые исследователем/модератором и т. д.) не требовали скачивания и установки дополнительных программ. Это позволит принять участие в исследовании респондентам, обладающим невысоким уровнем компьютерной грамотности. Инструментарий должен быть адаптирован ко всем возможным видам браузера, чтобы передаваемая на экране информация не была подвержена коммуникативным или техническим сдвигам.

Оффлайн технология рекрутинга предполагает вовлечение респондентов, участвовавших в традиционных оффлайн опросах ранее. Преимущество данного подхода состоит в том, что он позволяет выйти на достаточно узкие и сложные целевые аудитории или группы. Социологи выделяют следующие методы оффлайн рекрутинга:

- Документальный — отбор на основе списков, предоставленных клиентом, списков членов организаций и др.;

- Случайный — отбор, осуществляемый посредством телефонного опроса или опроса на улице.

Онлайн технология рекрутинга предполагает, что в качестве средства для отбора респондентов используются интернет технологии. В целом данная технология, по мнению исследователей, характеризуется тремя сложностями, которые в оффлайн ситуации проявляются в гораздо меньшей степени:

- отсутствие постоянной возможности проверить, насколько информация о человеке, имеющаяся в открытом доступе в интернете, соответствует действительности;

- не все пользователи предоставляют в открытом доступе те характеристики, которые могут представлять интерес для будущего исследования (пол, возраст, учебное заведение и т. п.) [1, с.242].

Онлайн рекрутинг осуществляется при помощи: онлайн — панелей, всплывающих окон (pop-up), социальных сетей (вКонтакте, Facebook и др.). Рассмотрим названные ранее виды рекрутинга подробнее.

Метод pop-up (всплывающих окон) предполагает, что приглашение для участия в опросе показываются случайной выборке посетителей сайтов-участников исследования, появляясь на экране компьютера поверх других окон.

Преимущества и недостатки технологий рекрутмента

Технология рекрутинга

Преимущества

Оффлайн рекрутинг (снежный ком)

доступ к узким и сложным целевым группам

значительные временные затраты

Рекрутинг посредством онлайн-панели

возможность выделения в панели отдельных целевых групп

снижение отклика потенциальных участников

широкий охват пользователей; возможность таргетинга,

затруднено создание четкого профилирования

отсутствие четкой процедуры идентификации респондента

Заключительный этап — этап обработки и анализа информации как в количественных, так и в качественных онлайн исследованиях, подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются к обработке и анализу информации в традиционных качественных и количественных исследованиях. С одной оговоркой, что этап ввода информации в онлайн исследованиях фактически отсутствует, так как он осуществляется автоматически еще на полевом этапе. Так полученные в процессе полевого этапа данные выгружаются из компьютера, и переходят на стадию анализа информации. Что касается качественного исследования, то здесь сразу после окончания обсуждения, исследователь получает транскрипт дискуссии.

Таким образом, можно говорить о том, что в целом этапы проведения социологического исследования с использованием онлайн опросов остаются неизменны по своей форме, однако содержательно они трансформируются за счет новшеств, привносимых использованием компьютерных технологий. Эта специфика во многом облегчает работу исследователя, полностью автоматизируя некоторые его этапы, что было невозможно ранее. Однако именно эти новшества накладывают новые ограничения, в силу недостаточной изученности и неясностью широты возможностей предоставляемых в онлайн исследованиях.

1. Данишевская, О. Г. Маркетинговые исследования в Интернете: основные подходы и принципы проведения / О. Г. Данишевская // Интернет-маркетинг. — № 4. — 2009. — С.240–252

3. .Мавлетова, А. М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии/А. М. Мавлетова// Социология: Методология, методы, математическое моделирование. -2010.- № 31.- С. 115–134.

4. Мавлетова, А. М. Методология веб-исследований: основные подходы к формированию выборки и возможности повышения качества данных: дис. … канд. соц. наук: 22.00.01/А. М. Мавлетова.-Москва,2010.-169л.

5. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Д. Г. Ротман, А. Н. Данилов, С. Н. Бурова и др.- Мн.: Бел.гос.ун-т, 2001. — 353 с.

6. Шейхетов, С. В. Поколение Next выбирает блоги / С. В. Шейхетов // Интернет-маркетинг. — 2006. — № 6.– С. 332–338.

Основные термины (генерируются автоматически): респондент, полевой этап, онлайн, этап программирования, анализ информации, многократное участие, онлайн опрос, онлайн среда, онлайн технология рекрутинга, отбор участников.

Читайте также: