Метод доклад по изо

Обновлено: 04.07.2024

Доклад "Преподавание композиции в детских школах искусств" разъясняет особенности преподавания композиции на примере работы с пейзажем.

Содержимое публикации

Преподавание композиции в детских школах искусств

отделения ГУ ЛНР «Краснолучская

В современном обществе каждый человек сталкивается с произведениями художественного искусства, которые, в свою очередь, в той или иной мере

влияют на формирование мировоззренческих представлений.

Искусство, как и мировоззрение, есть формой сознания и духовно-практической деятельности человека, т.е. значительную область содержания искусства составляют мировоззренческие проблемы, которые получают художественное оформление в виде конкретных жизненных ситуаций, конфликтов и противоречий. Такая яркая, многогранная и рельефная подача мировоззренческих вопросов в искусстве – источник силы и глубины влияния его на человека, особенно на детей с их эмоционально-обостренным восприятием и яркими, живыми, образными представлениями.

В таком быстро сменяющемся потоке событий незыблемой остается роль художника-педагога, главной целью работы которого является культурное развитие ребенка, введение его в социум, воспитание активно творческого человека. Поэтому приоритетным подходом в обучении и приобщении детей к художественному искусству становится направление их деятельности в русле практики, подкрепленной теорией.

Особое место в этом процессе отводится композиции, как предмету, без которого не обходится грамотное преподавание таких дисциплин как: рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство и др.

Ведущей ролью обучения композиции является развитие художественного мышления, творческого представления, фантазии, способности к ассоциациям.

Такие задания как формирование начальных практических навыков работы с формой на плоскости, в рельефе и объеме в первую очередь формируют остроту зрения, пространственное мышление, моноразличительные способности, чувство гармонии, пропорции, чувство материала.

Понятие композиции имеет несколько объяснений, но детям я даю понятие более простое – это порядок в расстановке предметов, людей, всей обстановки события, порядок в распределении форм, объемов в пространстве, порядок в линиях и пятнах на плоскости картины, в декоративном облике её поверхности.

К композиционным правилам относим ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрию, асимметрию, статику, динамику, и в средствах – называем линию, штрих, пятно (тональное и цветовое), светотень, перспективу (линейная, воздушная и цветовая).

Уже в работе с натуры закономерности композиции работают на познание выразительной стороны изображения, выборе точки зрения, формата плоскости картины и расположения всех элементов в ней. У детей зарождается понимание двух сторон единой изобразительной композиции иллюзорно-пространственного изображения и его декоративного решения на плоскости картины.

В связи с этим у ребят возникают и такие понятия, как единство и равновесие в расположении частей, гармоническое сочетание цвета, колорит, ритмическое построение композиции.

Чтобы вызвать более активное отношение к замыслу композиции, предлагаю детям новые материалы: тонированную бумагу, комбинирование техник и материалов и т.д.

Таким образом, способность компоновать картину состоит в особом специфическом воззрении на действительность, которое объединяет понимание идейно-смысловой стороны изображения с оценкой его образной, графической и живописной формы.

Желательно, чтобы были люди в пейзаже, но они должны быть лишь элементом картины.

Особое внимание уделяю организованному наблюдению с видоискателем, оно состоит из 3-х частей.

В первой части рассматривая пейзаж с детьми, подробно объясняю его содержание, характер, цветовую сторону, обращаю внимание на особенности строений, растительности.

Вторую часть посвящаю рассказу о способах, которые позволят ребенку охватить самую основную схему построения, увидеть главное и наконец, определить цветовые отношения.

Третьей частью наблюдения будет рассмотрение перспективного вида пейзажа. В процессе наблюдения дети выполняют зарисовки, которые помогут им в дальнейшем при составлении эскиза. Эскизы выполняются небольших размеров, учу их рисовать не линейно, а пятнами, чтобы работа развивалась в соотношении тонов, как результат целостного решения плоскости: ее членения, пропорций частей, декоративного заполнения и цветового решения, всего того, что примет окончательный вид в завершенной композиции.

Опыт работы над пейзажем ложится в основу работы над тематической композицией, состоящей из следующих этапов: обсуждение темы, сбор, просмотр материала, лекции, просмотр кинофильмов, рисование с натуры и т.д.

В процессе работы сталкиваюсь с такими трудностями: усилия детей могут раствориться в желании нарисовать от себя без предварительной подготовки, в процессе сочинения дети могут уклониться от решения композиционных задач и переключиться на литературное изложение, забыв о пластических и живописных сторонах композиции, и воображение детей может ухватится за частности.

Учитывая перечисленные трудности, обращаю особое внимание детей на организацию работы, настойчиво возвращаю к последовательности выполнения, таким образом удерживая детей от метаний и разбросанности в процессе сочинения.

Подводя итог, хочу сказать, что перед учащимися в ходе всего процесса обучения и воспитания на занятиях композицией ставлю посильные задачи – средствами рисунка и живописи воссоединить и грамотно создавать картинную плоскость действительности.

В связи с объемностью и сложностью решения композиционно-учебных задач, в соответствии с программным обеспечением, в преподавании композиции выделены следующие этапы:

- введение конструктивной композиции и постепенный переход к ней от формальной (от двухмерной к трехмерной);

Данный методический доклад по теме : "Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства" предназначен для педагогов изобразительного искусства дополнительно образования, и может служить выступлением на методическом дне.


Оценить 682 0

Преподаватель по классу

Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства

Что такое инновация в образовании? Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний школьников.

Для решения этих задач применяют многочисленные инновационные технологии:

обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания;

дифференцированное обучение. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие;

технологии личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность;

игровые технологии;

активные методы обучения. Методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей данного метода является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей;

технология интегрированного обучения. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.

метод учебного проекта. Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя;

разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося;

технология развивающего обучения. Урок изобразительного искусства имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по увиденному, дидактические игры, самостоятельную деятельность обучающихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Обучение направлено на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Развивающее обучение должно формировать у обучающихся теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. В данном случае обучающийся усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей, логики научного познания от абстрактного к конкретному;

информационные технологии обучения. Методические инновации в современном образовании связаны с внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. Возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал обучающихся, повышает статус предмета.

Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку. Дает возможность обучающимся погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается обучающимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность обучающегося. В результате можно определить формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:

как источник информации и новых знаний;

поддержка целей и задач урока, поставленных учителем;

организация проектной деятельности обучающихся.

Используются различные фильмы - презентации, слайд - фильмы или тестовые задания.

Фильм - презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

Слайд-фильм - используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма обучающиеся включаются в работу, как правило, сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.

Компьютер также может использовать и сам обучающийся в качестве выполнения домашнего задания. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.

Подводя итог, хочу сказать, что если обучающийся получает удовольствие от уроков ИЗО, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет изображение и фантазию. А значит, он будет успешным и счастливым человеком.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Считаю, что именно в детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Для этого мы и должны создать условия. Поэтому уже несколько лет наш детский сад использует в своей работе приоритетное направление по художественно – эстетическому воспитанию.

Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе рисования.

Перед началом работы кружка была поставлена цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художествественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Выделены задачи кружка:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная : формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Новизна. Организуя работу кружка мною были изучены методические пособия и литература по обучению детей дошкольного возраста, теоретические основы художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей, на основе которого по материалам можно сделать вывод, что специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира такими, как :

- повышенная эмоциональная отзывчивость;

- глубина художественных впечатлений;

- правдивость, искренность, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых и создаваемых образов;

- стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.

В ходе работы мною было отмечено, что у детей дошкольного возраста недостаточно развиты психические процессы: внимание, память, воображение, внимание; пальцы рук неловки, движения неточны. Детям трудно нарисовать задуманный сюжет. Поэтому дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Для того чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, мною проводилась специальная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения; по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник, развитие коммуникативных навыков.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии, речи.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др.

В процессе комментированного рисования, воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение главных условий общения,

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут,

3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. Словесные игры, игры – драматизации.

Итогом деятельности кружка является :

оформление эстетической развивающей среды в группе;

создание в группе театрального, музыкального, национального и изобразительного уголков;

тесная связь и взаимодействие детского сада с семьей (выставки).

Гибкая форма организации детской творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, уровень овладения навыками рисования и речи.

Два раза в год с детьми проводится диагностика уровня художественно – эстетического развития детей. Где мы можем видит результаты своей работы

Современный ФГОС регламентирует и методы обучения изобразительному искусству(ИЗО) в условиях школы и в условиях ДОУ. Однако в данной статье мы остановимся на методах обучения ИЗО в школах.

Все методы обучения ИЗО принято делить на две группы: общие и частные. При этом существует разделение методов на наглядные и словесные. В современной педагогике к общим методам относя все те, которые подходят почти для всех направлений и отраслей знаний.

К числу словесных относят:

  • Метод беседы,
  • Объяснение,
  • Вопросы,
  • Метод поощрения,
  • Совет,
  • Художественное слово.

К наглядным методам, которые используют при обучении ИЗО, причислены следующие:

  • Обследование,
  • Рассматривание,
  • Наблюдение.

Методы обучения ИЗО

Ключевые методы обучения ИЗО

Рассмотрим каждый метод отдельно. Различные методы применяются в зависимости от типа урока. Например, в сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения: по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему – методика бесед имеет свою специфику.

На уроках ИЗО где необходимо рисовать на тему литературного произведения используют и словесные и наглядные методы. На такого рода уроке ИЗО важно вспомнить основную мысль произведения и идею. Необходимо эмоционально оживить образ, прочитать строчки стихотворения, сказки, дать характеристику внешнего облика персонажей. Нужно вспомнить их взаимоотношения и уточнить композицию, приемы и последовательность работы.

Характеристика ключевых методов обучения ИЗО

Метод обучения ИЗО

Описание метода обучения ИЗО

Беседа как метод преподавания ИЗО используется с целью развития навыков общения и раскрытия творческого потенциала учащихся

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Использование метода объяснения требует:

1.точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

2. последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

3. использования сравнения, сопоставления, аналогии;

4. привлечения ярких примеров;

5. безукоризненной логики изложения.

Данный метод часто используется как вспомогательный. Он направлен на расширение возможностей других методов преподавания ИЗО.

Метод поощрения направлена возбуждение интереса школьника к предмету путем одобрения, похвалы, выражения доверия и педагогического воздействие, рассчитанного на стимулирование положительных эмоций воспитанника.

Метод совета состоит в том, что педагог корректно формулирует рекомендации учащимся с целью повышения их уровня знания предмета.

Метод художественного слова

Метод художественного слова призван повысить интерес учащихся к теме, содержанию изображения. Кроме того, данный метод направлен на повышение внимания к работам учеников. Корректное использование на уроке ИЗО метода художественного слова создает нужный эмоциональный настрой, оживляет образ.

Данный метод направлен на формирование у детей представления о предмете, которое ложится в основу изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Данный метод используют на уроках рисования с целью изучения композиции и особенностей картин.

Метод демонстрации и наблюдения

Данный метод представляет собой совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия.

Значение методов обучения изобразительному искусству

Современные методики по обучению ИЗО направлены не только на умственную и творческую стороны личности, но и на физическую. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков.

Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как:

  • внимание,
  • упорство,
  • выдержка.

У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Методы обучения ИЗО не имеют прямого отношению к данному факту, но все же в практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Следовательно, при использование методов обучения на уроках ИЗО нужно учитывать этот факт. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер.

После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

Читайте также: