Собор в клюни доклад

Обновлено: 18.05.2024

Клюни даже как-то язык не поворачивается назвать городом. Так, провинциальный районный центр, тихий и сонный, вся жизнь которого крутится на нескольких гектарах земли вокруг старинного, давно уже недействующего аббатства. Клюни давным-давно уже забыл о том, как оно было, когда это действительно было аббатство, причем с большой буквы. И никого уже не удивляют слегка растерянно-разочарованные взгляды паломников XXI века — туристов, которые видят перед собой лишь монументальные развалины. Хотя не нужно даже особо подключать воображение, чтоб поразиться габаритам этих развалин — на просторах, некогда бывших центральным нефом, сейчас вольготно разместилась городская площадь, а единственная действительно хорошо сохранившаяся его часть — южная башня — высотой с девятиэтажный дом.

Каждое слово, каждая фраза, каждый исторический факт никогда не существует сам по себе, и стоит только за него зацепиться, потянет за собой целую цепочку дальнейших связанных с ним исторических событий. История — это не линейная структура, а целый клубок или, если хотите — множество параллельных реальностей, которые мирно или не очень сосуществуют в едином отрезке времени, и возможно, даже на одной территории.

Клюнийский монашеский орден был не только самым могущественным религиозным образованием того времени — а речь сейчас идет о X веке — но и он еще пустил многочисленные споры, от него отпочковалось множество других монашеских орденов и общин, в частности Клерво — чей ревностный отпрыск, Бернард Клервоский, создал учение, которое определяло духовную и отчасти политическую жизнь Европы на протяжении последующих 500 лет.

Несмотря на то, что семена, брошенные Клюнийским аббатством, давали всходы еще очень и очень долго (как можно увидеть на примере того же Бернарда Клервоского), его собственная жизнь оказалась больше похожа на взрыв сверхновой. Начав свой стремительный взлет в конце X века, аббатство практически полностью зачахло уже в XIII веке. Причин тому было множество, но в первую очередь — падение нравов в самом монастыре (никому еще не удавалось, обладая практически неограниченной властью и свободой, распоряжаться ею только во благо) и связанный с этим финансовый кризис. К тому же в это время появились и возвысились новые ветви бенедиктинского ордена, оспаривающие автократию Клюни.

Ну, а после того, как в 1516 году французский король Франциск I, всего через год после своего воцарения, уже успешно захватил пол-Италии и здорово напугал этим папу Льва X, был принят Болонский Конкордат. Папа, хоть и оставался формально главой церкви, терял практически все рычаги управления религиозными организациями во Франции — король теперь сам назначал иерархов, церковные доходы тоже поступали напрямую во французскую казну.

Тем более что сейчас мы как раз и бродим по останкам того, как это было. У самого входа в музей, коим сейчас являются развалины монастыря, стоит макет — только он маленький и совершенно не репрезентативен. Намного лучше задрать голову под эти колоссальной высоты каменные своды… в мертвой тишине которых гулким эхом отдается каждый шаг. В Клюни есть что-то и от монументальности древнеримских развалин, и от скорбного молчания лиссабонского монастыря Карму — он точно так же напоминает выброшенный на берег скелет огромного кита…

Первая базилика появилась тут еще в 927 году при первом настоятеле аббате Берноне. Но рост влияния аббатства и его религиозных идей привел к тому, что храм быстро перестал устраивать отцов церкви — влияние должно быть зримым и ощутимым и выражаться во вполне себе материальных формах, иначе какой в нем толк. Базилику перестроили, но очень быстро решили что, видимо, маловато будет, и решили перестроить еще раз. В результате чего на свет и появился этот гигант, 187 метров длиной и 40 метров высотой. До сооружения в шестнадцатом веке нынешней базилики Святого Петра — самое крупное религиозное сооружение, можете себе вообразить. И не в Риме, а тут, в Клюни…

Церковь в Клюни стала апофеозом романского стиля — вы, конечно же, знаете, что именно из романского стиля юго-востока Франции и выросла готика, и в Клюни как раз и начались эксперименты, предшествующие этому перерождению. В этой колоссальной по своим габаритам церкви для облегчения конструкции впервые была применена система стрельчатых сводов. Конечно, первый блин оказался комом — ведь древние строители строили, что называется, на глазок — у них еще не было ни опыта предков, ни компьютерного моделирования… Как обрушился первый купол Святой Софии в Константинополе — так же рухнул несколько лет спустя и первый вариант башни в Клюни.

Но средневековые строители урок усвоили — второй возведенный ими свод простоял до самой Великой французской революции, когда в разрушительном угаре был взорван центральный портал, а последующий за этим пожар не оставил много шансов и всей остальной постройке. Зато обломками прежней роскоши забили под завязку дворец Жана Бурбонского, построенный неподалеку в 15 веке — добавьте к этому некоторое количество древнеримских артефактов, найденных в округе, и вуаля, археологический музей готов!

Лепнина, витражи фрески… конечно, когда-то и всего этого тут тоже было в избытке. Монахи-клюнийцы постарались, чтоб их церковь производила должное впечатление не только снаружи. За что и поплатились — на волне религиозных войн середины шестнадцатого века до Клюни добрались гугеноты и разграбили аббатство подчистую. Только не надо думать, что религиозные войны велись исключительно во славу торжества истинной веры…

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па­пе Рим­ско­му, получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю­ний­ской ре­фор­мы.

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни - обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров - монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри­го­ри­ан­скую ре­фор­му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Бенедиктинское аббатство Клюни было одним из самых влиятельных религиозных центров средневековья и послужило отправной точкой для важных монастырских реформ. Церковь аббатства долгое время была самым большим зданием в христианском мире, однако во время революции оно было разграблено, затем снесено и распродано по камню, превратившись в руины. Сохранились несколько построек бенедиктинского аббатства и некоторые остатки церкви аббатства. То, что осталось — в частности, колокольня Eau-Bénite — тем не менее дает представление о размахе и богатстве этого центра христианства и его влиянии на религиозную, интеллектуальную, политическую и художественную жизнь всего западного общества.

Аббатство, находящееся под прямой защитой Рима, было основано Вильгельмом Благочестивым (герцогом Аквитании) в 910 году. Его аббат выступал в качестве посредника между Папой и политическими властями. Клуни был материнским домом с 1400 дочерними домами. Он был продан как национальное достояние в 1798 году, аббатство было снесено, а его церковь почти разрушена.

Посещение аббатства Клюни:

Аббатство Клюни

Аббатство Клюни было построено в романском архитектурном стиле с тремя церквями, возведенными подряд с 4-го по начало 12-го веков. Самая ранняя базилика была самой большой церковью в мире, пока в Риме не началось строительство базилики Святого Петра.

Аббатство Клюни было основано герцогом Вильгельмом I Аквитании в 910 году. Он назначил Берно первым аббатом Клюни, который подчинялся только папе Сергию III. Аббатство отличалось более строгим соблюдением правил святого Бенедикта, в результате чего Клюни был признан лидером западного монашества.

Примерно с 1334 года аббаты Клюни содержали особняк в Париже, известный как Hôtel de Cluny, который с 1843 года является публичным музеем. Помимо названия, в нем больше нет ничего, что изначально было связано с Клюни.

Частично построенная между 1088 и 1130 годами, базилика Сен-Пьер-и-Сен-Поль была разграблена во время революции, снесена и распродана по камню. То, что долгое время было самой большой церковью в христианском мире, теперь осталось лишь несколькими скудными фрагментами. То, что осталось — в частности, колокольня Eau-Bénite — тем не менее дает представление о размахе и богатстве этого центра христианства и его влиянии на религиозную, интеллектуальную, политическую и художественную жизнь всего западного общества.

История аббатства Клюни

Аббатство Клюни было основано в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитании. Он посвятил земли Клюни апостолам Петру и Павлу, таким образом защищая аббатство от власти епископа и местных землевладельцев. Он назначил Бернона первым настоятелем. Монахи следовали бенедиктинскому ордену.

Клюни стал образцом для реформирования других монастырей. Очень быстро по всей Европе аббатство стало образцом для тех, кто стремился к религиозной реорганизации, и множество монастырей перешли в зависимость от Клюни.


Некоторые прославленные аббаты сменяли друг друга на протяжении следующих столетий, например, Ришелье или Мазарини, но это не могло предотвратить постепенный упадок некогда могущественного аббатства. Однако к 1750 году монастырские постройки были перестроены, и аббатству был передан обширный комплекс в классическом стиле. Монахи едва успели занять новое помещение, так как вскоре после завершения работ началась революция. Затем монахи были изгнаны и рассеяны по окрестным приходам, а здания были конфискованы как национальное достояние и выставлены на продажу.

Трехмерный фильм в начале посещения аббатства показывает, как аббатство выглядело в период своего расцвета.


Независимое аббатство Клюни

В 910 году Вильгельм I основал бенедиктинское аббатство Клюни в скромных размерах, в качестве материнского дома Конгрегации Клюни. Дарственный акт включал виноградники, поля, луга, леса, воды, мельницы, крепостных, а также обрабатываемые и невозделываемые земли. Аббатство должно было быть гостеприимным для бедных, путников и паломников. Было оговорено, что монастырь будет свободен от местных властей, светских или церковных, и будет подчиняться только Папе, с оговоркой, что даже он не может захватить собственность, разделить или передать ее кому-либо или назначить настоятеля без согласия. монахов. Вильгельм поместил Клуни под защиту Святых Петра и Павла, прокляв любого, кто нарушит устав. Учитывая, что папа римский находился далеко за Альпами, в Италии, это означало, что монастырь был по сути независимым.

Пожертвовав свой охотничий заповедник в лесах Бургундии, Вильгельм I освободил аббатство Клюни от всех будущих обязательств перед ним и его семьей, кроме молитв. Современные покровители обычно сохраняли имущественный интерес и ожидали, что их родственники станут настоятелями. Похоже, что Вильгельм заключил эту договоренность с Берно, первым аббатом, чтобы освободить новый монастырь от таких светских затруднений и инициировать Клюнийские реформы. Соответствующие действия сделали все имущество, добавленное аббатству, священным, и взять его означало совершить святотатство.

Вскоре Клюни стал получать наследство со всей Европы — от Священной Римской империи до испанских королевств, от южной Англии до Италии. Он стал могущественной монашеской общиной, которая владела и управляла сетью монастырей и монастырей под властью центрального аббатства в Клюни. Это была в высшей степени оригинальная и успешная система, аббаты Клюни стали лидерами на международной арене, а монастырь Клюни считался самым большим, самым престижным и наиболее обеспеченным монастырским учреждением в Европе. Пик влияния Клуниака пришелся на период со второй половины 10 века до начала 12 века. Первые женщины-члены были приняты в Орден в 11 веке.

Реформа Клюни

Реформы, введенные в Клюни, в некоторой степени были связаны с влиянием Бенедикта Анианского, который выдвинул свои новые идеи на первом большом собрании настоятелей ордена, состоявшемся в Аахене (Экс-ла-Шапель) в 817 г.Берно принял толкование правила Бенедикта ранее в аббатстве Бома. Клюни не был известен строгостью своей дисциплины или аскетизмом, но аббаты Клюни поддержали возрождение папства и реформы Папы Григория VII. Истеблишмент Клуниака был тесно связан с папством. В начале 12 века орден потерял силу при плохом правительстве. Впоследствии он был возрожден при игумене Петре Преподобном (умер в 1156 г.), который вернул слабые монастыри в строй и вернулся к более строгой дисциплине.

Клюни достиг апогея власти и влияния при Петре, когда его монахи стали епископами, легатами и кардиналами по всей Франции и Священной Римской империи. Но к тому времени, когда Петр умер, новые и более строгие монашеские ордена, как цистерцианцы, породили следующую волну церковной реформы. За пределами монастырских построек рост английского и французского национализма создал климат, неблагоприятный для существования монастырей, самодержавно управляемых главой в Бургундии.

Ко времени Французской революции монахи были настолько тесно связаны с Ancien Régime, что орден был подавлен во Франции в 1790 году, а монастырь в Клюни почти полностью разрушен в 1810 году. Позже он был продан и использовался в качестве карьера до 1823 года. Сегодня от всего монастыря осталось немногим больше одной из восьми первоначальных башен.

Современные раскопки аббатства начались в 1927 году под руководством Кеннета Джона Конанта, американского историка архитектуры из Гарвардского университета, и продолжались (хотя и не постоянно) до 1950 года.

Упадок аббатства Клюни

Начиная с 12 века, у Клюни начались серьезные финансовые проблемы, в основном из-за затрат на строительство третьего аббатства (Клюни III). Благотворительность, оказываемая бедным, также увеличила расходы. По мере того как в западной христианской церкви возникли другие религиозные ордена, как цистерцианцы в XII веке, а затем орден нищенствующих монахов в XIII веке, конкуренция постепенно ослабила статус и влияние аббатства. Кроме того, плохое управление имениями аббатства и нежелание его дочерних монастырей выплачивать свою долю ежегодных налогооблагаемых квот ежегодно сокращали общие доходы Клуни.

В ответ на эти проблемы Клуни привлек ссуды под свои активы, но это обременило религиозный орден долгами. В период позднего средневековья усиливались конфликты с монастырями. Это ослабление влияния было омрачено возрастающей властью Папы в католической церкви. К началу 14 века папа уже часто назначал аббатов Клюни.

Хотя монахи, которых никогда не было больше 60, жили в этот период в относительной роскоши, политические и религиозные войны 16-го века еще больше ослабили статус аббатства в христианском мире. Например, с Болонским Конкордатом в 1516 году под руководством Антуана Дюпра, Франциск I, король Франции, получил власть назначить аббата Клюни от имени Папы Льва X.

Разрушение аббатства

В течение следующих 250 лет аббатство так и не восстановило свою власть и положение в европейском христианстве. Как часть Ancien Régime, монастырские здания и большая часть церкви были разрушены во время Французской революции. Его обширная библиотека и архивы были сожжены в 1793 году, а церковь отдана на разграбление. Имение аббатства было продано в 1798 году за 2 140 000 франков. В течение следующих двадцати лет огромные стены аббатства были источником камня, который был использован при восстановлении города.

Хотя это была самая большая церковь в христианском мире до завершения строительства базилики Святого Петра в Риме в начале 17 века, от первоначальных построек осталось немногое. Всего уцелевшие части составляют около 10% от первоначальной площади Клюни III. К ним относятся южный трансепт и его колокольня, а также нижние части двух башен западного фасада. В 1928 году это место было раскопано американским археологом Кеннетом Дж. Конантом при поддержке Средневековой академии Америки. Разрушенные основания колонн передают размеры бывшей церкви и монастыря.

Влияние аббатства Клюни

Во фрагментированной и локализованной Европе 10-го и 11-го веков сеть Клуниака значительно расширила свое реформаторское влияние. Свободный от мирского и епископского вмешательства и ответственный только перед папством (которое находилось в состоянии слабости и беспорядках, с соперничающими папами, поддерживаемыми конкурирующими дворянами), Клюни, как считалось, возродил нормандскую церковь, реорганизовал королевский французский монастырь во Флери и вдохновил Сент-Данстан в Англии.

Первые заведения Клуниа предлагали убежище от беспорядочного мира, но к концу 11 века благочестие Клуниака проникло в общество. Это был период окончательной христианизации центра Европы.

Высокоцентрализованная иерархия Клюни была тренировочной площадкой для католических прелатов: четыре монаха Клюни стали папами: Григорий VII, Урбан II, Пасхал II и Урбан V. Упорядоченная последовательность способных и образованных аббатов, взятых из высших аристократических кругов, возглавила Клюни, и все первые шесть аббатов Клуни были канонизированы.

Влияние Клюни в искусстве

В Клюни центральным мероприятием была литургия. Она был обширна и красиво оформлена во вдохновляющей обстановке, отражая новую волну благочестия, ощущаемую лично. В 11 веке монашеское заступничество считалось необходимым для достижения состояния благодати, и мирские правители соревновались за то, чтобы их вспоминали в бесконечных молитвах Клуни. Это вдохновляло людей на земельные пожертвования и бенефисы, сделавшие возможными другие искусства.

Влияние Клюни в архитектуре — Cluny III

Быстрорастущему сообществу Клуни требовались постройки больших размеров. Примеры в Клюни глубоко повлияли на архитектурную практику в Западной Европе с десятого по двенадцатый века. Три последовательные церкви условно называются Cluny I, II и III. Строительство Клюни II, ок. 955–981 годы, начавшиеся после разрушительных венгерских набегов 953 года, привели к тому, что бургундские церкви стали иметь каменные своды. При строительстве третьей и последней церкви в Клюни, монастырь построил то, что оставалось самым большим зданием в Европе до 16-го века, когда был построен новый собор Святого Петра в Риме.

Строительная кампания финансировалась за счет ежегодной переписи населения, установленной Фердинандом I Леонским, правителем объединенного государства Леона-Кастилии, где-то между 1053 и 1065 годами (Альфонсо VI восстановил ее в 1077 году и подтвердил в 1090 году). Сумма составляла 1000 золотых ауреев, которую Альфонсо VI удвоил в 1090 году. Это была самая большая рента, которую Орден когда-либо получал от короля или мирянина, и она никогда не была превзойдена. Ежегодный грант Генриха I Англии от 1131 года в размере 100 марок серебра, а не золота, по сравнению с ним казался незначительным. Перепись населения Альфонса позволила аббату Хью (умершему в 1109 году) заняться строительством огромной третьей церкви аббатства. Когда позже выплаты в ауреях прекратились, орден Клуниаков пострадал от финансового кризиса, который нанес им серьезный ущерб во время аббатств Понса Мельгейльского (1109–1125) и Петра Достопочтенного (1122–1156). Испанское богатство, пожертвованное Клюни, предвещало подъем испанских христиан и впервые поместило центральную Испанию на большую европейскую орбиту.

Библиотека Клюни

Библиотека Клюни была одной из самых богатых и важных во Франции и Европе. Это была кладезь множества очень ценных рукописей. Во время религиозных конфликтов 1562 года гугеноты разграбили аббатство, уничтожив или рассредоточив многие рукописи. Некоторые из тех, что остались, были сожжены в 1790 году бунтовщиками во время Французской революции. Остальные все еще хранились в ратуше Клюни.

Французское правительство работало над возвартом этих сокровищ, в том числе тех, которые оказались в частных руках. В настоящее время они принадлежат Национальной библиотеке Франции в Париже. В Британском музее хранится около шестидесяти рукописей из Клюни.

Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в.

При аббате Берноне К. оказывали покровительство вассалы Гийома Благочестивого. Так, Аймард, предок династии Бурбонов, подарил аббатству виллу Сувиньи, где был основан мон-рь св. Петра. Преемник Бернона св. Одон (926/7-942) установил тесные отношения с Римскими папами и герм. императорами. Папские привилегии и щедрые пожертвования знати способствовали стремительному росту благосостояния К.: ко времени настоятельства св. Одона относится 188 документов о дарении собственности, ко времени аббата Аймарда (942-954) - 278. По преданию, первоначально в К. было всего 12 монахов ( Rodulf. Glab. Hist. III 5. 18), к сер. X в. число насельников увеличилось до 134. Аббат Одон и его преемники, святые Майоль (954-994), Одилон (994-1049) и Гуго (Гуго I; 1049-1109), активно занимались церковной и политической деятельностью, пользовались покровительством как Папского престола, так и императоров Свящ. Римской империи. Под их руководством аббатство прославилось как образцовый бенедиктинский мон-рь; литургическая традиция и дисциплинарные обычаи, соблюдавшиеся в К., получили широкое распространение и оказали влияние на европ. монашество. Часть мон-рей, реформированных аббатами К., вошла в состав Клюнийской конгрегации.

Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur l`abbaye de Cluny. Dijon, 1839)


Церковь Клюни III. Литография Э. Саго (из кн.: Lorain P. Essai historique sur l`abbaye de Cluny. Dijon, 1839)

В XI в. вокруг мон-ря сложилось поселение (бург), обнесенное укреплениями. Участники Собора, созванного в Шалоне папским легатом Петром Дамиани (1063), подтвердили, что владения К. находились в полной юрисдикции аббата и не подчинялись др. церковным и светским сеньорам. Причиной созыва Собора были попытки Дрогона, еп. Макона, установить контроль над принадлежавшими К. землями; епископ столкнулся с сопротивлением жителей бурга, а участники Собора отлучили его от Церкви. Юрисдикция аббата К. была подтверждена Римскими папами Григорием VII (в 1075) и Луцием II (в 1144). В 1095 г. папа Урбан II подтвердил, что монастырский бург находится под покровительством Папского престола, как и священная территория в окрестностях К. (limites sacri banni - PL. 151. Col. 561-564). На собрании епископов Лионской пров. и сеньоров Бургундии в Маконе (1153) было принято решение защищать собственность и зависимых людей К. на землях между реками Соной, Луарой и Роной; жители бурга обязывались оказывать вооруженное сопротивление захватчикам. Тем не менее в 1161 г. воины Гийома II, гр. Шалона, напали на бург и убили почти 500 жителей, пытавшихся остановить их. Лурдонский договор, заключенный аббатом К. и графом Шалона (1180), был утвержден франц. кор. Филиппом II Августом, к-рый обязался защищать мон-ри К., Паре-ле-Моньяль и Марсиньи. Однако угроза монастырским владениям со стороны местных сеньоров не исчезла, поэтому аббат Тибо I из Вермандуа (1179-1183) велел окружить монастырь и бург крепостными стенами (длина 1,33 км), заменившими укрепления аббата Гуго I. Жители бурга, перестав повиноваться аббату Гуго V Анжуйскому из-за повышения податей, основали коммуну, но в 1206 г. заключили договор с аббатом и отказались от борьбы за городские свободы; впосл. сеньориальные права аббата не оспаривались горожанами. В 1304 г. юрисдикция аббата над бургом К. была подтверждена франц. кор. Филиппом IV Красивым.

(Библиографию по истории К. см. в ст. Клюнийская конгрегация.)

Архитектура Клюни

К моменту основания монастыря в К. существовала усадебная капелла Девы Марии и св. Петра (Конант назвал ее Клюни А). По мнению Конанта, вскоре рядом с капеллой была возведена 1-я монастырская церковь (Клюни I), имевшая сходство с церковью клюнийского приората Пайерн (Швейцария) и с ц. Сен-Лоран в Тюрню (обе - Х в.): это однонефные сооружения с нишами в вост. (алтарной) стене и невысокой башней над предалтарным пространством. Однако данные, полученные во время раскопок 2013-2014 гг., позволяют считать, что до сер. X в. в мон-ре не велись крупные строительные работы. Под монастырские нужды были использованы здания подаренной монахам каролингской виллы (обнаружены остатки построек VIII-IX вв.), в т. ч. усадебная капелла.

В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства - возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор. Кастилии и Леона) и крупных сеньоров (в т. ч. герц. Аквитании Гийома VIII). По преданию, строительство храма началось по указанию ап. Петра, к-рый явился парализованному мон. Гунзону и описал устройство церкви; Гунзон рассказал о видении аббату Гуго I. Иллюстрация к этой легенде представлена в рукописи нач. XIII в. из клюнийского приората Сен-Мартен-де-Шан (Paris. lat. 17716. Fol. 43r): на миниатюре изображены апостолы Петр и Павел и св. Стефан, объясняющие больному монаху планировку здания с помощью веревок.

Читайте также: