Метафилософия философия ее предмет и место в культуре доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вся история становления и развития человека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира.

Содержание

Введение.
1. Предмет философии
2.Основные части (структура) философии
3. Место и роль философии в культуре
4. Функции философии и ее место в обществе.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

На тему :Философия, предмет и ее место в культуре человечества.

1. Предмет философии

2.Основные части (структура) философии

3. Место и роль философии в культуре

4. Функции философии и ее место в обществе.

Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время - его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида. Не случайно Цицерон назвал философию культурой ума.

1. Предмет философии

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня. 2. Определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований. 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970), "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно".

И сегодняшнее значение философии в том, "что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень

"общего". Философия занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей.

В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как ". наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру" [2].

Такое определение является "собирательным": здесь философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, а если читать дальше, то и как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что же главное в предмете философии? Можно отвлечься от классического подхода к философии и посмотреть на другие определения ее предмета.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?

Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии - это учение о добре и зле.

Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.).

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек. [1].

2. Основные части (структура) философии

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово "физика" в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. В одном из итоговых своих сочинений - в "Критике способности суждения" - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями души", понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук". Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);
- философию природы;
- философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философи

истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т.д. - круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко и полно эстетическая природа философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным исследованием, как "История античной эстетики" А. Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Об истории философии речь пойдет далее. Но уже сейчас, в контексте вопроса о структуре философского знания, следует указать на то, что в философии ее история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.

В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.

3. Место и роль философии в культуре.

Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал в "Метафизике" Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она.

Прекрасной - потому, что мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика, а стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. История свидетельствует: философия возникла в обществе рабовладельческой демократии, где к этому времени произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и умственным трудом, где часть господствующего класса полностью освободила себя от материальных забот и мо нополизировала умственный труд, превратив его в самоцель и самоценность. В демократическом обществе (даже если это общество рабовладельческой демократии) люди вместе со свободой ощутили и огромный груз ответственности за свои поступки и решения. Древние греки (свободные граждане Афин и других эллинских городов-полисов) "изобрели" философию как полную противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, извечно начертанным ходом вещей. Философия же, философствование есть "вызов" человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.

Оглавление

1.Возникновение философии;
2. Из истории философии;
3. Философия, ее предмет, место и роль в культуре:
3.1 Предмет философии и особенности философского знания;
3.2 Функции философии;
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

Содержание.

1.Возникновение философии;

2. Из истории философии;

3. Философия, ее предмет, место и роль в культуре:

3.1 Предмет философии и особенности философского знания;

3.2 Функции философии;

4. Список используемой литературы.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ .

Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.

Современное переосмысление проблемы возникновения в античности философии и ее функционального отделения от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором становления новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis - происхождение) философии как нового духовного явления и отношения ее к нефилософским формам общественного сознания позволяет лучше понять и полнее раскрыть саму сущность принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Это по сей день является предпосылкой для сравнительного осмысления людьми социально-культурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философского мышления круто изменилось отношение к научному познанию мира природы и творчеству нового мира человека - культуре. Перед свободно и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи по поиску истины, определению смысла жизни, достижению всеобщего блага (счастья). Философские проблемы осмысления общественного бытия стали будоражить лучшие умы человечества.

Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью - помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).

2. Из истории философии.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

- история философии (знания философии о своём прошлом)

- онтология (учение о бытии, формах его проявления)

- гносеология (теория познания мира)

- диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

- антропология (изучения о человеке)

- аксиология (теория ценностей)

- социальная философия (изучение об обществе и его истории).

По мере развития философии от неё отпочковались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе философского знания занимают: философия религии, философия истории, философия культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время – философия глобальных проблем.

3. Философия, ее предмет, место и роль в культуре.

3.1 Предмет философии и особенности философского знания.

Своеобразие объекта и предмета философии обуславливает и особенности философского знания. Вот наиболее значимые из них:

Философия и ее предназначение. Формирование мировоззрения общества, как задача философии. Предмет и функции современной философии. Философия и наука. Взаимоотношение философии и вненаучного знания. Учение о бытие. Понятие "бытие" в истории философии.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.10.2017
Размер файла 56,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Факультет юриспруденции

Философия, ее предмет и место в культуре

1. Общие сведения философии

1.1 Философия и ее предназначение

1.2 Предмет, структура и функции современной философии

1.3 Философия и наука

2. Учение о бытие

Введение

Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время - его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида. Единство истории философии как процесса развития духа с историей развития общества, культуры существует в многоразличных формах. Это, прежде всего масштабная по своим итогам включенность философии в осмысление судеб человечества в связи с крупными эпохами и региональными образованиями цивилизации, а также с человеческой цивилизацией в целом. Целью написания реферата является изучение истоков происхождения терминов философия и бытие, а также изучение структуры и основных функций философии.

1. Общие сведения о философии

1.1 Возникновение философии и ее предназначение

Философия -- это особая форма сознания и мыслительной деятельности человека, направленная на рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется.

1.2 Предмет, структура и функции современной философии

Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровнях познания и мышления. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения практической жизни людей, окружающего мира, самого человека. Осмысление символов веры, видов самого бытия, социальных чувств и традиций, быта в терминах разговорного языка, повседневной речи формируют индивидуально-практическое и общественно-психологическое философствование. На абстрактно-логическом уровне мышления формируются и обосновываются уже философские учения, концепции, теории.

Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни.

Предмет философии как совокупной науки исторически уточняется сегодня различными философскими школами и направлениями. Так, предметом религиозной философии является бытие Бога, содержание его творений, символы веры и культ. Предметом натурфилософских школ выступают природа, космос, их организация, закономерности, способы и формы существования. Предмет экзистенциализма и других философских школ антропологического направления - человек, его существование, свобода, смысл жизни. Современная философия как наука обладает и другими необходимыми атрибутами: философскими кадрами, научными учреждениями и отношениями. Она поддерживает связи с другими науками, обогащая свое содержание конкретными научными знаниями. Философия чрезвычайно многообразна.

На основании тех больших сфер и видов бытия, к изучению которых обращается философия, ее структуру составляют следующие элементы: история философии, учение о бытии (онтология), учение о познании человеком бытия и самого себя (гносеология), а также учения об основных видах бытия: о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия и философия истории), о человеке (философская антропология). Данные элементы структуры научной философии охватывают все бытие и основные его проявления.

Философии свойственны определенные функции: мировоззренческая, гносеологическая, идеологическая, методологическая и практически-деятельная. Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе - эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

В пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых - важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.[2 с. 22-23]

Не менее значимы принципы познания: единства чувственного и рационального, единства отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и наоборот; единства объективного и субъективного, абсолютного и относительного и др.

1.3 Философия и наука

При рассмотрении соотношения философии и науки имеется, по крайней мере, три важных вопроса: 1. является ли философия наукой; 2. как взаимодействует философия и частные (конкретные) науки; 3. каково соотношение философии и вненаучного знания.

Актуальность вопроса о соотношении науки и философии выражается в том, что в научной литературе существовали и существуют до сих пор мнения о том, что философия не только не наука, но и в принципе чужда науке. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения "науки логики". Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и поэтому имеет научный характер. Философия выражает свои идеи не только в понятиях, но организует понятийное знание в систему философских теорий. Все это позволяет признавать за философией статус научного знания.

Второй вопрос - взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX начале XX вв. на развитие философского знания. Философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые, так или иначе, воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т.п.).

Наконец, третий вопрос - взаимоотношение философии и вненаучного знания. Вненаучное знание -- это, с одной стороны, обыденное, повседневное знание, основа познавательной деятельности как таковой, но это также и всякого рода мистика, магия и т.д. Говоря о соотношении философии и "заблуждающегося разума", следует рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент необходим в силу самого характера процесса познания. Он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений. Некоторые авторы полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением. Рационалистическая, ориентирующая на науку философия, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Это требует от представителей научной философии более активного распространения научного миропонимания.[4 с.12-13]

Глава 2. Учение о бытии

Ф. Аквинский, А. Блаженный и другие мыслители обосновали тезис о том, что подлинное бытие есть бытие Бога, т. е. такой духовной субстанции, которая является источником Красоты, Блага, Мудрости, а также творческого процесса, направленного на создание окружающей природной и социальной реальности. Бог есть Разум и, следовательно, с точки зрения средневековых философов, мысль о бытии тождественна самому бытию.

Заключение

философия наука бытие мировоззрение

Список литературы

2. Беляев Г.Г. Философия: Учеб. Пособие. Для студентов Московской государственной академии водного транспорта. - Москва, 2012. - 233 с. - ISBN: 2227-8397

Филосо́фия (дословно: любовь к мудрости) — теоретическая дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. По некоторым историческим данным впервые термин был применён древнегреческим философом и математиком Пифагором (580-500 г до н.э.).

При определении философии часто опираются на понятие мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов, представлений, оценок и принципов, определяющих общее видение мира и человека в нём, программу поведения и действия людей. Принято выделять несколько исторических типов мировоззрения, наиболее развитым типом считается научно-философский. Это система объективно-истинного миропонимания и мироощущения, которое опирается на научные знания и корректируется в связи с развитием науки. Отличительными характеристиками философского мировоззрения являются: теоретичность и отсутствие непосредственной привязки к опыту, стремление познать мир как целое с точки зрения наиболее общих закономерностей его существования и развития, рассмотрение мира в связи с определённым понимание человека, многообразие философских систем и подходов в объяснении мира.

Возникновение философии принято связывать с Древней Грецией, хотя философские идеи параллельно появляются и на Востоке. Начало философии в Древней Греции датируется VII-VI в. до н.э. В качестве основных источников первых философских идей выступают мифологическое мировоззрение, начальные формы научного знания и обыденное сознание. Предпосылками возникновение философии являются: возникновение классового рабовладельческого государства, формирование денежных систем и обмена, развитие торговых и культурных связей, формирование демократических институтов.

В 19 веке Ф.Энгельсом в предельно общей форме был сформулирован основной вопрос философии. Первая сторона основного вопроса: что первично -- материя или сознание? В связи с ответом на этот вопрос в философии принято выделять три направления. Материализм (линия Демокрита) – философское направление, признающее первичным и определяющим материя, природу, бытие, а сознание, дух и мышление – вторичным. Идеализм (линия Платона) – философское направление, утверждающее первичность и самостоятельность духовного начала, сознания, мышления и признающее вторичность материального, физического и их порождение субъективным сознанием (субъективный идеализм) или высшим духовным началом (объективный идеализм). Материализм и идеализм, признавая первичным одно начало, являются вариантами монизма Дуализм – философское учение, признающее равноправие и независимое существование двух начал – материального и духовного. Вторая сторона основного философского вопроса: может ли человек познать мир? Выделяют гносеологический оптимизм (признание безграничных возможностей человека в познании мира), агностицизм (отрицание возможности познания внешнего мира) и скептицизм (сомнение в возможности достоверного знания о мире).

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытие.

Гносеология – философское учение о познании, его формах, целях, методах, субъекте и объекте.

Философская антропология – философское учение о сущности человека, подходах к пониманию человека и его месте в мире.

Социальная философия – раздел философского знания, изучающий наиболее общие вопросы функционирования и развития общества как системы.

Методология – философское знание, определяющее методы и принципы познания и преобразования мира.

История философии – раздел философии, изучающий историю развития философского знания.

Праксеология – философское учение о практике и её связи с познанием.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Эстетика – часть философского знания, изучающего прекрасное и его противоположность.

Этика – раздел философского знания, изучающий мораль, нравственность, нравственные характеристики общества и человека.

Философия культуры – философское учение о сущности, структуре, особенностях и закономерностях развития культуры.

Основные функции философии: мировоззренческая, познавательная, критическая, методологическая, гуманистическая, прогностическая.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2005

2. Античная философия

Античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Она прошла в своём развитии почти тысячелетний период с кон. VII в. до н. э до нач. VI в. н.э.

Натурфилософский период. Главная проблема: проблема устройства мира, проблема первоначала. Характерно соперничество нескольких школ. Представители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит.

Гуманистический. Смена проблематики от природы к человеку и обществу. Представители: школа софистов, Сократ.

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем, охватывающих весь круг философских проблем. Представители: Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Главная проблема: проблема счастья. Представители: школы Эпикура, скептиков, стоиков.

Первый этап, который часто называют досократическим, носил космоцентрический характер и сохранял некоторые черты мифологии. Вместе с тем представители первых школ выступают как философы, стремясь познать Космос, внешний мир в целом, построить многоэлементную модель бытии; объяснить мир из единого начала (воды, огня, воздуха, числа). Космос определяется как живое, развивающееся целое, устроенное по разумным законам и познаваемое рационально. Происходит формирование философской категориальной системы, различение бытия и небытия, явлений и сущности, совершенного и становящегося, видимого и мыслимого… Природа определяется как объект философии, ставится вопрос о первоначале.

Античная философия в эпоху Сократа, Платона, Аристотеля получает своё наивысшее, классической развитие. Расширяется предметное поле философии, наряду с проблематикой Космоса формулируются проблемы человека, общества, культуры; развивается категориальный аппарат; в рамках общефилософских представлений проявляются зачатки научного знания и логики

Человек в учении Сократа (469(470)-399 г. до н.э. ) – существо, обладающее разумной, нравственной душой, это высшая ценность. Поиск истины, самопознание делает человека добродетельным. Истина, ведущая к Благу и служащая Благу – основной предмет философии. Философ, вооруженный диалектикой (которую Сократ называет майевтикой) помогает найти объективную истину.

Платон (427-347 г .до н.э.) считается родоначальником идеализма. Его понимании бытие разграничивается на несколько сфер:

мир идей, вечный, совершенный, разумный, подлинный

мир материи, источник множественности , зла, несвободы, изменчивости, смерти

мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов, мир временных явлений

Мир идей представляет собой единство, объединённое идеей блага или высшего добра. Важнейшим свойством идей (идеального является совершенство); они выступают как образец для чувственно воспринимаемых вещей, который самостоятелен и полностью не реализуется ни в одном из изменчивых явлений. Мир вещей – это материальные копии идей, они несовершенны, временны, изменчивы. Весь мир имеет духовную основу. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывая их. Познание мира это познание его идеальной, духовной основы.

Исследуя человека, Платон выдвигает идею бессмертия души и создаёт учение о врождённых типах души: разумной, волевой и вожделеющей. Типология человеческих душ становится основой учения о социальной справедливости сословном разделении. Платон впервые разрабатывает идеал государства (утопию).

Человек, по определению греческого философа, есть политическое животное. Для достижения всеобщего блага и индивидуального счастья люди создают государство, где каждый должен подчиняться законам и повиноваться властям. Все формы государства подразделяются по количеству правящих и по цели правления на правильные и неправильные. В отличии от Платона Аристотель сторонник частной собственности рабства.

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, 1998.

Богомолов А. С.. Античная философия. М., 1988.

Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.,1993.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, 1998, 2008

3. Философия Средневековья

Период Средневековья охватывает собой время со II по XIV(XV) века. Важнейшей характеристикой этого периода является неразрывная связь философии и религиозно-монотеистического мировоззрения (в странах Западной Европы – с христианством). Философия становится служанкой богословия.

Периодизация средневековой философии включает в себя:

1.Апологетику (II-III в.) Тит Флавий Климент

2.Патристику (IV- VIII в.), включающую западную (латинскую) – Боэций, Аврелий Августин и восточную (греко-византийскую) – Ориген, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.

3.Схоластику (IX-XIV/XV в.), включающую раннюю (IX-XII в.) – Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский; зрелую (XII – нач. XIV в.) – Фома Аквинский, Дунс Скот; позднюю (XIV – XV в.) – Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

В центре средневекового мировоззрения лежат следующие положения. Бог первичен, един, трёхличен. Он вне природы, которая им сотворена. Мир создан Богом из ничего, благодаря воле. Бог всё предвидит и предопределяет. Бог -- истина в чистом виде, бог дарует знания по своей воле. Человек – лучшее из творений бога, он личность, обладающая разумом и волей, но он греховен. Познание имеет спекулятивный и ретроспективный характер, отличается догматизмом и назидательностью. Для средневековой философии характерно стремление соединить догматические религиозные предпосылки с рациональной методикой.

Основные проблемы средневековой философии: доказательства бытия Бога, сущность Бога, соотношение творца и творения, веры и разума, теологии и философии, сущности и существования, теодицеи (оправдание Бога за существующее в мире зло), обоснование творения из ничего, предопределения и свободы воли, вечности и времени.

Одной из важнейших стала проблема универсалий (общих понятий) как вариант вопроса о соотношении общего и единичного, сформулированного ещё в античной философии в трудах Платона и Аристотеля. Решение этой проблемы порождает три направления в рамках схоластической философии. Реализм – философское течение, утверждающее реальность общего (универсалий) и их первичность по отношения к единичным вещам (Альберт Великий, Фома Аквинский). Номинализм – философское течение, отрицающее самостоятельное существование универсалий и провозглашающее реальность единичного (Росцелин, Оккам). Концептуализм (вариант умеренного номинализма) – учение, согласно которому общие понятия есть продукт познавательной деятельности человека (Пьер Абеляр).

4. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—нач. XVII веков. В этот период начинается развитие промышленности, происходит переворот в военном деле, развивается книгопечатанье, происходят крупнейшие географические открытия, формируется светская культура, растёт интерес к научному знанию. Культура Возрождения характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Мыслители Возрождения (Лоренцо Валла, Джованни Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Мишель Монтень) определяли свою деятельность как восстановление идеалов и традиций античной культуры.

Периодизация философии Возрождения:

Гуманизм (сер.XIV – сер.XVвв.)

Неоплатонизм (последняя треть XV – первая треть XVI вв.)

Натурфилософский (первая треть XVI – нач. XVII вв.)

Важнейшей идеей философии возрождения является гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Это учение о достоинстве человека, его уникальности и неповторимости. Отрицается христианская концепция греховности человека, подчёркиваются его творческие способности, свобода, стремление к счастью в земной жизни. Философия возрождения антропоцентрична (человек – центр Вселенной). Онтологические проблемы решаются в рамках пантеизма – учения, согласно которому природа, Вселенная и Бог тождественны и натурфилософии – умозрительного истолкования природы без опоры на эксперемент и математический аппарат. В рамках философии Возрождения происходит возврат к социально-политической проблематике как в форме реалистичных политических произведений (Макиавелли), так и в виде социально-утопических проектов (Мор, Кампанелла).

Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя церкви М.,1994,2005

Майоров Г. Т. Формирование средневековой философии М.,1996, 2009.

Неретина С. С. Опыт словаря средневековой культуры // Благо и истина. М., 1998.

Соколов В. В. Средневековая философия М.,1996.

Христианство /словарь. В 3-х т. Изд-во Брокгауза и Эфрона М., 1993.

Хазра Мирза Гулам А. Философия исламских учений БН.,1994.

Баткин Л. М, Итальянские гуманисты: стиль жизни и мышления. М., 1978.

Брагина Н. М. Итальянский гуманизм. М., 1980.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980,2004

Соколов В. В. Западноевропейская философия XV-XVII веков. М.,1996,2007

5. Философия XVII- XIX века

Научная революция XVII-XVIII века. Рационализм и эмпиризм.

Основными причинами научной революции стали: 1. реформация, распространение и утверждение в Европе протестантизма; 2.влияние идей философии эпохи Возрождения; 3. развитие капиталистических отношений.

В результате возникает новоевропейская наука, основывающаяся на точном контролируемом эксперименте, оформляется профессиональное научное сообщество, определяются новые практические цели научного поиска, формируется язык науки и научные коммуникации, система образования. Возникают идеи натурализма (самодостаточность природы, управляемой естественными объективными законами), комбинаторности (каждый элемент мира представлен в виде набора форм разной степени существенности и общности, следовательно, знать действительность означало знать сочетание форм [механика]), квантитатизма (“познать – значит измерить”), детерминизма (философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира), аналитизма (исследование при помощи разложения предмета изучения на фундаментальные составляющие).

Философия в этот период неразрывно связана с естествознанием и ориентируется на науку. На первое место выдвигаются проблемы познания. Различные варианты решения проблемы познания породили основные направления в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знания основываются на опыте. Разум выполняет функцию сочетания и перекомпоновки того материала, который дан в опыте, рациональные способности ничего не добавляют к содержанию нашего знания. Представителями этого направления в 17 веке являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Формулируются правила индуктивного метода познания, опирающегося на эксперимент. Отрицается какое-либо изначальное содержание сознания человека.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии, в частности к трудам Парменида. Представителями этого направления в 17 в. являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания, обосновывается идея о врождённой предрасположенности человека к определённому познанию или истинам.

В рамках рационалистического направления было развито учение о субстанции (философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития). Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств (атрибутов) и состояний (модусов): она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Она выступает первопричиной происходящего.

Основная точка зрения, сложившаяся в философии Нового времени, связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с природой и определяется в качестве причины самой себя и мира (монизм). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. Философия Декарта дуалистична, т.к. в ней утверждается равноправное существование двух субстанций – материальной, атрибутом которой является протяженность, и идеальной, атрибутом которой является мышление. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна. Субстанцией первого порядка, то есть абсолютно самостоятельным началом духовно-материального мира, является Бог. Лейбниц выдвинул плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад (это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет).Важнейшим качеством монады-субстанции является деятельность или стремление.

Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М., 2000

Соколов В.В. европейская философия 15-17 вв., М., 1984

6. Философия Просвещения.

К важнейшим философским концепциям века Просвещения относятся:

Механицизм (в узком смысле, это научная форма, сложившаяся на основе механики И.Ньютона; в широком смысле, это фундаментальная философская позиция, в силу которой всё многообразие явлений природного и человеческого мира объясняется простым перемещением частиц вещества, имеющим физические и геометрические свойства ограниченного характера). Законы механики признаются всеобщими, устанавливается динамический взгляд на мир. Мир уподобляется огромному механизму, в котором движение целого порождает движение частей и наоборот.

Деизм (естественная светская религиозность, исходящая из признания безличной разумной причины мироздания и отвергающая божественное вмешательство в жизнь природы и общества) и атеизм (отрицание веры в существование Бога или богов). В деизме как философской концепции критиковались сверхестественные источники религиозной веры, а богопочитание сводилось к нравственному поведению.

Теория договорного государства и естественного права обосновывает естественное происхождение государства, связывая его возникновение с потребностями и деятельностью людей. Юридический закон является оформление естественного разумного закона общего для всех. Цель государства – защита прав граждан и обеспечение равенства всех перед законом

Идеи Английского Просвещения были развиты в трудах Джона Локка, Джона Толанда, Дэвида Юма, Джорджа Беркли. Французские просветители – Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Ламетри.

Читайте также: