Местное самоуправление в системе народовластия доклад

Обновлено: 17.05.2024

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

Официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, произошло лишь в последние годы. В 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", в 1991 г. в РСФСР был утвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации. Однако процесс создания институтов местного управления протекал весьма болезненно. И не случайно подготовка Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была столь длительной и противоречивой. Многократно обсуждались разные концепции, проводились парламентские слушания и семинары, изучался и учитывался многообразный местный и международный опыт. Закон действует довольно длительный период времени, накопился опыт его применения. Внесены и некоторые поправки. В субъектах Федерации принято немало своих законов и иных актов. Ведь в России насчитывается 1059 городов, 2066 поселков и 155 тысяч сельских населенных пунктов. Если в 20-х годах доля городского населения составляла 20%, то ныне - 73%, что создает дополнительные трудности для правового регулирования в данной сфере и приходится одновременно осуществлять его на уровне Федерации, ее субъектов и самих муниципальных образований, как считает Тихомиров Ю.А.[1]

И поскольку институт местного самоуправления является явлением комплексным, то в своей работе мне хотелось бы рассмотреть его в трех основных, на мой взгляд, качествах: как основы конституционного строя, как права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и как формы народовластия.

1. Местное самоуправление как основа конституционного строя.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране[3] .

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.

В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Статья 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регулировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Таким образом, Европейская Хартия о местном самоуправлении, связывая местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем Европейская Хартия устанавливает, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью[4] . Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права. Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сегодня сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществляется без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

И в то же время актами, принимаемыми на государственном уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без соответствующего материально-финансового обеспечения функции решения тяжелых проблем, порожденных общей ситуацией в стране (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас, и т.д.).

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность — экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.

Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

3. Местное самоуправление — форма народовластия

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

Во-вторых, местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти — самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

Муниципальная деятельность должна осуществляться, исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением, формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

Таким образом, местное самоуправление является основным способом волеизъявления народа, важнейшей формой народовластия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что местное самоуправление играет важную роль в нормальном развитии страны. Поэтому признание местного самоуправления как института демократического общества нашло свое отражение в Конституции Российской Федерации – высшем законодательном акте государства. Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения, причем участвовать совершенно независимо, не испытывая давления каких-либо вышестоящих государственных органов. И если говорить о праве народа принимать решения, непосредственно или же через представителей, как о характерной черте местного самоуправления, то, следовательно, источником последнего, как, впрочем, и любой власти в демократическом государстве, является народ, и местное самоуправление с этой точки зрения – форма народовластия.

Список литературы.

1. Конституция РФ. Правовая система Гарант.

2. Европейская хартия местного самоуправления. Правовая система Гарант.

4. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под. ред. Ю.А. Тихомирова. М, 1996.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И./Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

[1] Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под. ред. Ю.А. Тихомирова. М, 1996. с. 2.

[2] Европейская хартия местного самоуправления. Правовая система Гарант.

[3] Кутафин О.Е., Фадеев В.И./Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000. 428 с.

[4] Конституция РФ. Правовая система Гарант.

[7] Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под. ред. Ю.А. Тихомирова. М, 1996. с. 32.

Изучение местного самоуправления как системы организации и деятельности граждан, обеспечивающей самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Анализ народовластия как волеизъявление народа в управлении государством, изучение его форм.

Рубрика Государство и право
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 16.04.2015
Размер файла 11,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лазарева Мария ГМУ - 22

самоуправление местный народовластие

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства.

Обращаясь к нормативно-правовым актам, можно изложить следующее:

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления, - гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны.

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть:

а) непосредственно (т.е. путем референдума, выборов);

б) через органы государственной власти;

в) через органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия:

1. Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население, граждане.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

3. Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

4. Самостоятельность местного самоуправления.

5. Ответственность муниципальных образований.

6. Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения.

7. В местном самоуправлении находят отражение исторические и иные местные традиции.

Таким образом, можно прийти к выводу что, местное самоуправление как форма народовластия представляет систему самоорганизации общественно-экономической и политико-правовой деятельности граждан, тем самым, обеспечивая самостоятельное решение местным населением или их представителями многих актуальных локальных проблем, связанных с процессом управления муниципальной собственностью в интересах всех резидентов определенного территориального сообщества.

Подобные документы

Местное самоуправление как путь к утверждению демократических принципов народовластия, выражение воли народа. Теоретические основы, понятие и структура, компетенция, права и обязанности местного самоуправления. Статус и связь граждан с самоуправлением.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 09.10.2010

Официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия. Предметы ведения местного самоуправления, вопросы местного значения, государственные полномочия. Проблемы, связанные с осуществлением функций местного самоуправления.

реферат [15,7 K], добавлен 04.01.2010

Местное самоуправление-форма организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Местное самоуправление в системе властных отношений. Местное самоуправление-институт народовластия. Полномочия местного самоуправления.

реферат [34,5 K], добавлен 30.09.2008

Раскрытие сущности местного самоуправления как выражения формы народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на определенной территории. Конституционные основы и государственная политика построения и функционирования самоуправления в России.

курсовая работа [24,1 K], добавлен 09.03.2011

Структура органов местного самоуправления, правовые основы организации их деятельности. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством. Гарантии местного самоуправления.


Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя России, называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации определены основные формы осуществления народом своей власти:

- через органы государственной власти, которые в соответствии с федеративным устройством России разделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- через органы местного самоуправления.

Именно поэтому местное самоуправление можно определить как форму народовластия.

Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

- Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование. Муниципальное образование является территориально-политической организацией населения в городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории городов федерального значения, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан.

- Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Особенность как элемента политической системы состоит в его государственно-общественном

- Местное самоуправление имеет особый объект управления — вопросы местного значения.

- Одно из ключевых понятий, характеризующих местное самоуправление как форму организации и осуществления власти — самостоятельность. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом своей власти.

- Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

- Муниципальная деятельность осуществляется исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы, порядок и условия такого контроля определяются уставом муниципального образования.

Важность изучения вопросов основ местного самоуправления обусловлена необходимостью развития основных методов разработок и практики применения управленческих решений и обеспечения функционирования муниципального права в Российской Федерации. Потребность данного анализа детерминирована необходимостью детального исследования субъектного потенциала развития основ местного самоуправления, прежде всего, активизации деятельности органов местного самоуправления. Изученные не в полной мере особенности функционирования местного самоуправления, развития новых видов муниципалитетов, отсутствие ясных представлений об организационных формах обеспечения муниципальной практики в условиях формирования аппарата местного самоуправления также являются актуальными при изучении данной отрасли.

Вместе с выше указанными причинами, эффективное и организованное самоуправленческое начало в современной политико-правовой практике выступает в качестве одной из основ демократического общества, в котором совместно с государственными приоритетами не только признается, но и гарантируется соблюдение местных (муниципальных) интересов. Местное самоуправление способствует приближению локальных управленческих технологий и практик к гражданам, предотвращает отчуждение местных властвующих институтов от общества. В связи с этим в России, избравшей путь демократизации, исследование организационных основ системы местного самоуправления чрезвычайно актуально [1].

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, весьма перспективным для дальнейшего изучения является осмысление состояния и развития местного самоуправления, а также комплексное изучение действующей системы местного самоуправления, анализ системных свойств, которые представляют ее специфические элементы и во многом определяют вектор ее дальнейшей трансформации. Соответственно, изучение основных системных параметров транзита местного самоуправления от системы бюрократического администрирования к системе непосредственной самоорганизации социально и политически активных граждан и их представителей представляет не только теоретико-концептуальную, но и практическую ценность [2].

Местное самоуправление является институтом публичной власти, локально приближенным к населению, а также институтом гражданского общества. Институты территориального общественного самоуправления являются территориальной формой самоорганизации граждан по месту их проживания и создаются резидентами на добровольной основе в рамках институализованных основ общественной самодеятельности [4].

Для осуществления местного самоуправления необходимо наличие определенных условий: некоторой степени солидарности местных резидентов в отстаивании собственных экономических, общественных и политических интересов, а также осознания необходимости согласования этих интересов с региональными и общегосударственными. Кроме того, для осуществления местного самоуправления необходимо наличие существенных материальных и финансовых ресурсов, а также регламентированное правовыми нормами разграничение полномочий между институтами государственной власти и институтами местного самоуправления.

Местное самоуправление как форма народовластия представляет систему самоорганизации общественно-экономической и политико-правовой деятельности граждан, тем самым, обеспечивая самостоятельное решение местным населением или их представителями многих актуальных локальных проблем, связанных с процессом управления муниципальной собственностью в интересах всех резидентов определенного территориального сообщества. Существенной характеристикой местного самоуправления является осуществление населением непосредственно или через представителей самостоятельного управления собственными делами. Таким образом, местное самоуправление следует охарактеризовать как целенаправленный процесс управления, который обусловлен активным функционированием институтов представительства на локальном уровне [4].

В современной российской политико-правовой практике именно на Конституции Российской Федерации как на основополагающем документе зиждется вся российская система правового регулирования. Россия провозглашена в качестве демократического государства (пункт 1 статья1), в котором народ выступает как носитель власти на федеральном, региональном и местном уровнях (пункт 1–2 статья3). Исходя из данных конституционных положений, перечисленные критерии формируют основы существования народовластия как правовой категории, обуславливающей функционирование институтов демократического государства и признание народного суверенитета. Однако на современном этапе в России созданы лишь предпосылки для формирования гражданского общества и народного самоуправления на региональном и муниципальном уровнях, и дальнейшее развитие этих институтов зависит от последующих демократических реформ.

3. Эскиев М. А. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

4. Эскиев М. А. Чажаев М.И, Мэрия города Грозного как субъект муниципального управления. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

5. Баглай Н. В. Конституционное право зарубежных стран — Москва, Инфра-М, 2000.

6. Черкасов А. Правовое регулирование местного управления в странах современного мира — М., 2000.

7. Эскиев М. А. Местное самоуправление в Европейских странах. Общие основы системы местного самоуправления в Европе. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, гражданское общество, демократическое государство, муниципальное образование, Россия, государственное управление, народный суверенитет.

Гост

ГОСТ

Характеристика местного самоуправления как формы народовластия

Российское государство в настоящее время находится на пороге решения широкого спектра задач во всех сферах жизнедеятельности, вследствие чего система государственного и муниципального управления подвергается определенному реформированию. Задачей российского государства в настоящее время является формирование современного гражданского общества и построение правового государства. Для успешной реализации указанной задачи необходимо выявить совокупность факторов, влияющих на нее, включая оценку участия в указанных процессах населения Российской Федерации.

Основой правового государства и гражданского общества в Российской Федерации выступает обеспечение активного участия населения в решении общественно-политических проблем, в том числе и на уровне муниципальных образований.

Российская Федерация на конституционном уровне осуществляет признание и гарантию местного самоуправления. Муниципалитеты наделены правом осуществления местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы муниципального управления исключены из системы органов государственного управления. Причем местное самоуправление выступает в качестве одной из основ конституционного строя России.

Под местным самоуправлением понимают деятельность местного сообщества и созданных им органов по решению вопросов, имеющих значимость для населения муниципального образования, в соответствии с принципами самостоятельности и ответственности, включая вопросы владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление, направленное на решение вопросов, имеющих значимость для местного населения, действует исходя из интересов этого населения. В основе организации местного самоуправления находится учет исторических и других местных традиций. Конституция России и федеральное законодательство определяет границы местного самоуправления.

Готовые работы на аналогичную тему

Население России лишено права на упразднение местного самоуправления. Основой как самих муниципальных образований, так и права их населения на осуществление местного самоуправления выступает Конституции России и законодательство, но ни в коем случае не волеизъявления граждан.

Законодательство предусматривает такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как местный референдум, муниципальные выборы, другие формы прямого волеизъявления. Помимо этого население Российской Федерации наделено правом осуществления местного самоуправления посредством создания органов муниципального управления, которым население передает свое право на управление развитием территории муниципального образования. Право на осуществление местного самоуправления распространяется также на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законодательство не допускает возможности дискриминации граждан в участии в местном самоуправлении по каким-либо признакам:

  • пол,
  • возраст,
  • национальность,
  • языковая принадлежность,
  • происхождение,
  • должностное или имущественное положение,
  • религиозные убеждения,
  • принадлежность к общественным объединениям и прочее.

Право население на осуществление местного самоуправления может быть ограничено исключительно на уровне федерального законодательства. Причем такое ограничение может быть установлено только исключительно в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, законных прав и интересов других лиц, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

На органы государственного управления федерального и регионального уровней возлагается обязанность защиты государственной гарантии права населения на осуществление местного самоуправления.

Организация местного самоуправления

Местное самоуправление преимущественно осуществляется посредством формирования органов муниципального управления, к числу которых относятся орган муниципального управления представительного характера, орган муниципального управления организационно-распорядительного характера и глава муниципального образования. Также эта система органов может включать орган, ответственный за осуществление контрольной функции.

Орган муниципального управления представительного характера является выборным органом, основной задачей которого выступает реализация законодательной власти на территории муниципального образования, а также осуществление контроля за деятельностью исполнительно-распорядительного органа.

Орган муниципального управления исполнительно-распорядительного характера или муниципальная администрация осуществляет практическую реализацию местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования в зависимости от его устава может возглавлять либо законодательную, либо исполнительной ветви власти.

Рассмотрение местного самоуправления в качестве формы народовластия невозможно без понимания того, что местное самоуправление является правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

В то же время местное самоуправление как форма народовластия более точно и полно характеризует местное самоуправление на современном этапе развития этого института во всем мире.

Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать как одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

На основании этого определения представляется возможным выделить основные сущностные черты, которые должны быть присущи российской модели местного самоуправления, по мысли отечественного законодателя.

Так, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев выделяют следующие основные черты, характеризующие местное самоуправление и его место в системе народовластия 1 Кутафин O.Е. Фадеев И И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Велби. Проспект. 2006. С. 93. .

Местное самоуправление имеет свой субъект.

Субъектом местного самоуправления является население муниципальных образований. В каждом из видов муниципальных образований, предусмотренных законом, население осуществляет местное самоуправление самостоятельно и (или) через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и значит, не являются частью государственного аппарата.

В то же время народ является единственным источником и носителем и государственной власти, и местного самоуправления.

Если представить разделение власти по вертикали, то местное самоуправление будет первым снизу уровнем, над которым находится государственная власть уровня субъектов Федерации и государственная власть уровня Федерации. Это деление нужно считать достаточно условным, в контексте рассматриваемой нами темы, так как и государственная власть, и местное самоуправление в идеале одним из конечных результатов своей деятельности должны иметь повышение уровня жизни населения и улучшение качества жизни.

Местное самоуправление имеет свой объект управления.

Под таким объектом необходимо понимать вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Самостоятельность местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется

Конституцией РФ. Она проявляется, прежде всего, в самостоятельном формировании и управлении местными финансово-экономическими ресурсами, формировании органов местного самоуправления, самостоятельной деятельности органов местного самоуправления, самостоятельном решении вопросов местного значения.

Ответственность местного самоуправления.

Необходимо говорить о двух видах ответственности: позитивной и негативной.

Под позитивной ответственностью понимается осознание населением того, что от принимаемых им решений на выборах, референдумах и т.д. зависит эффективность деятельности органов местного самоуправления. От решений населения зависит степень обеспечения жизнедеятельности местного сообщества.

Под негативной ответственностью на уровне местного самоуправления необходимо понимать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия, решения или бездействие, повлекшие негативные последствия, перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения.

Местное самоуправление как социальный институт не может действовать без учета или вопреки интересам населения. Это значит, что решения и действия органов местного самоуправления, их должностных лиц, территориального общественного самоуправления и т.д. должны соответствовать интересам населения, которое, в свою очередь, вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических, культурных и иных местных традиций.

Организация местного самоуправления в каждом муниципальном образовании по-своему уникальна. Особенно эта уникальность проявляется в местах компактного проживания национальных групп и общностей, коренных малочисленных народов. Особенности проявляются в наименовании муниципальных образований, в названии органов местного самоуправления и т.д.

Читайте также: