Меры прокурорского реагирования доклад

Обновлено: 05.07.2024

Если прокурором обнаружены нарушения закона, то он должен реагировать на это посредством вынесения соответствующих актов. Для этого им используются меры прокурорского реагирования.

Что представляют собой меры прокурорского реагирования

К подобным мерам чаще всего относят его, прокурора:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости правонарушений.

Протест на правовой акт, не отвечающий закону или противоречащий ему, приносится прокурором (допускается участие его заместителя) в соответствующий орган или непосредственно должностному лицу, которыми был издан подобный акт.

Помимо этого прокурор может обращаться в вышестоящие органы или к вышестоящим должностным лицам, а также напрямую в суд.

Срок на рассмотрение такого протеста составляет не более 10 дней с момента его подачи. Если же протест был передан представительному (то есть законодательному) органу субъекта Российской Федерации или же органу местного самоуправления, то рассмотреть его необходимо на ближайшем по времени заседании. Если имеются исключительные обстоятельства, которые требуют незамедлительного устранения нарушений законодательства, то прокурор имеет право на сокращение срока рассмотрения подобного протеста. Результаты по мере принятия мер преподносятся прокурору в письменном виде.

Представление об устранении нарушений закона прокурор или его помощник вносят в соответствующий орган/должностному лицу — тем, кто имеет полномочия устранять подобные нарушения. Такое представление должно быть рассмотрено безотлагательно. Представление отличается от протеста тем, что последний обращает внимание на незаконность правового акта, в то время, как первое преподносится тогда, когда были совершены конкретные действия или же было проявлено бездействие, приведшие к нарушению закона.

В случае обнаружения Генеральным прокурором Российской Федерации несоответствия положениям Конституции и федеральным законам постановлений Правительства Российской Федерации он должен в обязательном порядке проинформировать об этом Президента страны.

На принятие конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства, включая их причины и способствующие им условия, отводится месяц со дня внесения прокурорского представления. Уведомление с перечнем результатов принятых мер прокурору предоставляется в письменном виде.

Если после проведения прокурорской проверки выявлено и установлено наличие признаков преступления, то прокурором выносится постановление о направлении необходимых материалов в органы предварительного расследования в целях принятия решения об уголовном преследовании.

Исходя из характера правонарушений прокурором выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Подобное постановление должно быть рассмотрено уполномоченным органом/должностным лицом строго в установленный для этого срок. Результаты рассмотрения такого постановления предоставляются в письменном виде.

Предостережение о недопустимости нарушения закона вносится прокурором с целью предупредить правонарушения, а также при наличии у него информации о подготовке противоправных действий. Для этого прокурор/его заместитель направляют предостережение в письменной форме должностным лицам.

Если имеется информация о том, что готовятся некие противоправные действия с признаками экстремистской деятельности, то такое предостережение направляется руководителям общественных объединений (включая религиозные), а также прочим лицам.

Если требования, изложенные в этом предостережении, не исполняются и приводят к негативным последствиям, то лица, которым было объявлено предостережение, могут привлекаться к ответственности, согласно порядку, установленному законом.

Основные принципы служебного порядка прокурорской должности

Служба в таких прокурорских организациях относится к федеральной государственной службе.

Прокурором могут стать граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, которое было получено в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющего госаккредитацию. Помимо этого граждане, претендующие на такую должность, должны обладать всеми необходимыми профессиональными и моральными качествами и при этом должны быть способны исполнять свои служебные обязанности по состоянию здоровья.

Должность помощников прокуроров районных, городских и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут занимать лица, которые получают юридическую специальность в образовательных заведениях высшего профобразования, которые имеют госаккредитацию. Обязательным условием для этого является окончание 3 курса таких учреждений.

Быть принятыми в прокурорские органы и нести в них службу не могут лица, которые:

  • являются иностранными гражданами;
  • по решению суда признаны недееспособными/ограниченно дееспособными;
  • по решению суда лишены права работать в госслужбе на государственной должности на протяжении конкретного срока;
  • имели или имеют судимость;
  • имеют заболевание, которое препятствует поступлению на подобную службу и исполнению накладываемых обязанностей;
  • имеют близких родственников или состоят в свойстве с работником прокурорских организаций, если их должности связаны с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью;
  • не дают согласие на прохождение процедуры допуска к информации, которая составляет государственную тайну и при этом она будет использована при последующем исполнении обязанностей, связанных с выбранной должностью.

Прокурорские работники делятся на следующие классы чинов, идущих по порядку возрастания:

  • младший юрист;
  • юрист 3, 2 и 1 класса;
  • младший советник юстиции;
  • советник юстиции;
  • старший советник юстиции;
  • государственный советник юстиции 3, 2 и 1 класса;
  • действительный государственный советник юстиции.

Бонусы и ответственность

Если работники примерно исполняют свои служебные обязанности, продолжительно и безупречно служат в прокурорских органах/учреждениях, выполняют задания особой важности/сложности, то они получают соответствующие поощрения.

Если же служебные обязанности работниками не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, а также имеют место быть проступки, которые порочат честь такого работника, руководителями таких организаций может применяться наложение разнообразных дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения.


Полномочия прокурора

Сложность и многогранность работы прокурора заключается в необходимости ежедневно подготавливать множество разнообразных документов, значительную часть которых составляют акты прокурорского реагирования. О том, что это за деятельность, в каких формах оформляется реагирование прокурора на нарушение закона – рассмотрим подробно.

Что такое прокурорское реагирование — в каких случаях наступает

Любое нарушение закона находит адекватный ответ со стороны государства. Прокуроры, как лица, уполномоченные осуществлять надзор за соблюдением закона, наделены специальными полномочиями, которые выражаются в актах прокурорского реагирования. Их смысл изложен в ст.ст. 23-25.1 ФЗ-2202-1 .

Для того, чтобы прокурор задействовал свои полномочия, необходимо наступление одного из событий:

  • нарушение закона;
  • подготовка к нарушению.

В этом случае, мерой прокурорского реагирования является предупреждение о недопустимости деятельности, находящейся на грани нарушения нормативных актов, или балансирующих между административным проступком и преступлением.

Что может служить основанием

Основание для прокурорского реагирования всегда одно — нарушение закона. Но формы, в которых оно проявляется, могут быть самыми различными:

Организацию зрелищных или спортивных мероприятий, оказание услуг, повышающих риск массового заражения населения. Однако, эти меры действуют избирательно – в отношении лиц, осуществляющих деятельность вне политики правящей партии. За аналогичные мероприятия, организованные по инициативе ЕР, в отношении ни одного инициатора не было принято мер прокурорского реагирования.

Какие меры прокурорского реагирования установлены действующим законодательством

Прокуратура РФ имеет сложную структуру. Кроме общенадзорных функций, она разделена на направления:

Гаврилова Ольга

Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.

Независимо от направления, все прокуроры наделены равными правами и имеют одинаковые рычаги воздействия – перечень мер, которыми они могут влиять на нарушителя.

Они изложены в нескольких нормативных актах:

  • ст. 22 ФЗ-2202-1;
  • Главе 30 КоАП РФ;
  • ст. 25.11 КоАП РФ.
  1. Постановление об освобождении лица незаконно, незаконно подвергнутого административному наказанию.
  2. Представление об устранении нарушений закона.
  3. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
  4. Предостерижение о недопустимости нарушения закона.
  5. Иные меры реагирования.

Формами реагирования прокурора являются, по порядку перечисления.

  1. Из года в год количество лиц, привлекаемых к административной ответственности возрастает.

Прокуроры, несмотря на множество заявлений, почти никогда не реагируют на жалобы задержанных, хотя оснований для вынесения предписаний, определений и постановлений – очень много. Они изложены в:

  • ст. ст. 27.3 — 27.6 КоАП РФ ;
  • ПП РФ N 627 от 15.10.2003 .

Причина бездействия в том, что в КоАП РФ прокуроры исключены из круга лиц, подлежащих уведомлению о задержании. Меры реагирования должны быть приняты в течение суток, со дня получения жалобы. На практике, ОВД блокируют возможность задержанным обратиться в прокуратуру, ссылаясь на сроки рассмотрения жалоб и заявлений. Информация о нарушении закона доходит до прокурора с большим опозданием. Непосредственно выявить нарушение закона сотрудник прокуратуры может только при посещении мест содержания задержаных по административным правонарушениям. Но… Кто и когда обяжет прокурора бывать в полиции и опрашивать сотни задержанных, непосредственно после разгона митинга и ареста демонстрантов?

  1. Использовать эту меру реагирования прокурор может в соответствии со ст. 24 ФЗ-2202-1. Чтобы применить её, у прокурора должны иметься проверенные факты нарушения норм материального права. Например:
  • подведомственности;
  • нарушения порядка производства;
  • несоблюдения прав задержанных;
  • порядка рассмотрения жалобы или пересмотра решения суда.

Аналогично прокурор должен реагировать на бездействие лиц, обязанных исполнять закон.

Представление может выноситься в отношении конкретного лица, или группы лиц (обезличено), в случае массового нарушения прав граждан.

В документе на имя должностного лица, по чьей вине допущено нарушение, должны указываться конкретные факты, сроки устранения, содержаться требование о предоставлении отчета в установленное время.

  1. Протест приносится в двух случаях:
  • Когда лицо незаконно задержано в рамках административной юрисдикции;
  • По результатам изучения жалоб и ранее вынесенных актов реагирования, которые не были исполнены. Осуществляется в рамках п.3. ст. 25.11 КоАП РФ .

Фактически цель реагирования не достигает поставленных перед ним задач, усугубляя и запутывая разбирательство или расследование.

Описание действий прокурора при выявлении нарушений

Ответ на акт реагирования прокурора составляет 10 дней. В случае, не терпящего отлагательства, например: в случае незаконного ареста (задержания) — в течение суток.

Прокурор обязан контролировать исполнение лицами направленных в их адрес актов реагирования. Если сроки нарушаются – применять в отношении лиц более жесткие меры воздействия – привлечение к административной или уголовной ответственности.

Читайте также: