Менеджер и стресс доклад

Обновлено: 05.07.2024

Слово "стресс" — общий термин, обозначающий оказываемое на нас давление,
как изнутри, так и извне. Стресс (от англ, stress — напряжение) — это
физиологическое и, главным образом, психическое напряжение организма.
Психологическая
составляющая
Информационный стресс: когда человек не
справляется с потоками информации
Эмоциональный стресс возникает как
результат повседневных проблем (тревога,
опасность, угроза)

3. Причинами стресса у менеджеров могут служить следующие факторы:

1) организация - ее бюрократическая структура, постоянные изменения в
организации, характер иерархических отношений;
2) работа - перегруженность или незагруженность работой, необходимость
часто принимать решения и ответственность за людей (следует отметить, что
незагруженность работой является более значимой причиной для
возникновения стресса, чем возможные перегрузки);
3) карьера - смена карьеры в результате несоответствия деятельности
способностям; остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и
ориентиров;
4) взаимоотношения - характер отношений с вышестоящими, подчиненными и
коллегами;
5) внутренние переживания - неадекватные представления о себе, негативный
подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным “Яобразом”, различными страхами по поводу своей компетентности, а также
несбалансированными внутренними потребностями.

4. СТРЕСС И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Факторы психологической составляющей стресса
Информационная нагрузка
Информационная неопределенность
Ответственность
Дефицит времени
Межличностные конфликты
Внутриличностные (ролевые) конфликты
Полифокусность управленческой деятельности

5. ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ

Руководителю приходится иметь дело с огромным массивом
информации
Информация, как правило, разнородна, изменчива,
противоречива, обладает различной степенью достоверности
Утомляет и даже
разрушает психику
Приводит к
несимметричной работе
мозга

6. ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Информационная нагрузка + ее избыточность = хроническая
неопределенность
С одной стороны информации чрезвычайно много, но с
другой – нужной и наиболее важной для данной конкретной
ситуации часто не достает
Руководитель вынужден
осуществлять поиск
необходимой
информации, что, в
свою очередь вызывает
напряженность

7. ФАКТОР ОТВЕТСТВЕННОСТИ

8. ФАКТОР ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ

Только время не теряет времени
Ж. Ренар
Хроническая нехватка времени – один из наиболее
типичных признаков управленческой деятельности
К основным причинам нехватки времени можно отнести
множественность видов работ
В психологических
исследованиях установлено, что
дефицит времени может
выступать даже более сильным
фактором напряженности
деятельности, чем сложность
решаемых в ее ходе задач

9. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межличностный конфликт – конфликт, который возникает в
ходе взаимодействия (общения, коммуникации) одного
индивида (нескольких) с другим (другими)
Обязательным явлением при межличностном конфликте в
обществе есть противоречия между людьми – препятствия
в общении, коммуникации, нахождении общего языка или
достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов

10. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
присутствие объективных противоречий – они
обязательно должны быть значимы для каждого
конфликтующего;
необходимость преодоления противоречий как
средство налаживания взаимоотношений между
участниками конфликтной ситуации;
активность участников – действия (или их отсутствие),
направленные на достижение своих интересов, либо
уменьшение противоречий

11. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ВИДЫ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Ресурсные
• причины, связанные с ограничениями или недостаточностью
материальных, людских ресурсов, их количественными и
качественными показателями
Взаимозависимости
• выступают в качестве причин конфликтов в ходе реализации
отношений, связанных с властью, полномочиями, выполнением
общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе,
родственной, сексуальной
Целевые различия
• как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых
отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются
как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в
той или иной ситуации

12. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ВИДЫ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Ценностно-мотивационные различия
• в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости
подходов к оценке ситуации, поступков других людей и
собственных, а также мотивов действий
Поведенческие
• сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта
участников конфликта, а также манере вести себя в определенной
ситуации
Коммуникационные
• причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения
Личностные
• появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда
они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные)
особенности

13. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

СТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Участники – все те, кто, так или иначе, задействован в
процессе конфликта
Предмет – мнимая или существующая объективно
проблема, из-за которой происходит ссора (раздор) сторонучастников конфликта
Объект – ценность определенного рода (духовная,
материальная, социальная), которая находится в сфере
интересов конфликтующих участников и которой они
стремятся обладать или ее использовать
Микро(макро)среда, в которой протекает конфликт на
различных стадиях и сферах

14. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ТИПОЛОГИЯ И ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
По характеру проблем:
Ценностные
значимые представления и
базовые ценности
личности
Интересов
затрагивают несовместимые и
противоречивые интересы,
стремления и цели участников
в определенной ситуации
нормативные
возникают при нарушении
правил и норм поведения в
ходе взаимодействия
индивидов
В зависимости от динамики конфликта:
Острые
происходят здесь и сейчас,
затрагивают значимые
события и ценности
Затяжные
длятся в течении длительного
промежутка времени со
средней, но постоянной,
напряженностью
Вялотекущие
не интенсивные,
вспыхивают от случая к
случаю

15. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

СТАДИИ И ЭТАПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
1
• Скрытая, неявная стадия
• является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности
личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью
чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих
2
• Стадия напряженности
• происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить
конфронтацию или увеличить ее
3
• Стадия противостояния
• усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих;
• совершаются активные конфликтные действия
4
• Стадия завершения
• полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться;
• частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность
снижается;
• полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на
более глубоком уровне

16. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Стратегия избегания
и ухода: снижение
Наступательная
напряженности
стратегия:
конфликта путем
доминирование над
игнорирования или
другими,
изменения отношения
к предмету конфликта
эмоциональное
давление, хитрости и (уступки или отход от
манипуляции
своих интересов для
сохранения
взаимоотношений)
Стратегия договора:
происходит выбор
оптимального
решения конфликта
через процедуру
переговоров и
достижения
взаимовыгодного
результата

17. ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического
мира личности, представляющий собой столкновение
противоположно направленных мотивов (потребностей,
интересов, ценностей, целей, идеалов)
Несут серьезную
опасность для
личности, от
переживаний,
вызывающих
стрессы, до
крайней формы
своего разрешения
– суицида

18. ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Необычность с точки зрения структуры конфликта
•нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных
личностей или групп людей
Специфичность форм протекания и проявления
• конфликт протекает в форме тяжелых переживаний;
• сопровождается специфическими состояниями: страхом,
депрессией, стрессом
Латентность
• не всегда легко обнаружить;
• часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии
конфликта или скрывать свое состояние конфликта под
эйфорическим настроением или за активной деятельностью

19. ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ

20. ФАКТОР РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ

21. ФАКТОР ПОЛИФОКУСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

22. СИСТЕМА ВНЕШНЕСРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ

23. Основные фазы развития стресса

Фаза мобилизации
• напряженность еще не достигает максимума, поэтому она оказывает
стеническое воздействие на психические процессы и на общую
организацию деятельности
Фаза расстройства
• существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых
воздействий;
• мобилизация имеющихся возможностей происходит до тех пор, пока
этот предел не достигнут;
• эмоции трансформируются из положительных в отрицательные
Фаза деструкции
• полный распад организации деятельности и нарушение психических
процессов;
• блокада восприятия, памяти, мышления;
• гипервозбуждение/гиперторможение;
• полный срыв деятельности

Стрессоустойчивость – способность сохранять высокие показатели
психического функционирования и деятельности при возрастающих
стрессовых нагрузках.
Важной стороной стрессустойчивости является способность не только
сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности
деятельности при стрессовом усложнении условий.

25. Основные типы личностной резистентности (устойчивости) к стрессу Характеристика индивидуального порога стрессоустойчивости:

Типы руководителей по М.Фридману
Тип А:
руководители этого типа склонны быстро
возмущаться по любому поводу;
активно реагируют на ситуации различного
рода;
постоянно нервничают;
переоценивают трудности ситуации;
пытаются сделать большое число работ с
меньшими затратами времени;
нетерпеливы;
находятся в постоянном напряжении;
редко расслабляются
Тип Б:
сдержаны;
спокойны;
сохраняют самообладание
и выдержку;
медлительны в решении
вопросов и принятии
управленческих решений;

27. Средства управления стрессом и его профилактика Эти профилактические мероприятия в целом повышают устойчивость личности к

стрессу, но, конечно, не гарантируют
успешности выхода из каждой конкретной стрессовой ситуации
рационализация рабочего дня
планирование работы исходя из возможностей
тактика чередования работ
делегирование полномочий
не брать работу на дом
не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других
быть готовым к неожиданностям
бросить курить

28. Средства управления стрессом и его профилактика Эти профилактические мероприятия в целом повышают устойчивость личности к

стрессу, но, конечно, не гарантируют успешности
выхода из каждой конкретной стрессовой ситуации
уделять внимание спорту и физкультуре
находить новые увлечения
ходить на работу пешком
чаще покидать свой кабинет
делать паузы в работе
активно отдыхать в выходные дни
научиться чувствовать приближение стрессовых ситуаций

29. Способы выхода из стрессовых ситуаций

30. Со стрессовым состоянием тесно связаны, а часто являются его причинами, фрустрационные состояния.

Фрустра́ция — негативное психическое
состояние, возникающее в ситуации реальной
или предполагаемой невозможности
удовлетворения тех или иных потребностей, или,
проще говоря, в ситуации несоответствия
желаний имеющимся возможностям.
Схема развития фрустрационного
состояния:
1.Наличие интенсивной потребности (значимой
цели, сильного желания).
2.Блокировка их удовлетворения (внешние
преграды, ограниченность собственных
способностей).
3.Возникновение отрицательных эмоций

31. Способы преодоления фрустрационных состояний:

32. Способы преодоления фрустрационных состояний:

33. Значимым для характеристики эмоционально-волевой регуляции негативных состояний в деятельности менеджера является эмоциональная

устойчивость личности
Высокая эмоциональная
напряженность
управленческой
деятельности, частые и
хронические стрессы в ней,
неожиданно возникающие и
непредсказуемо
чередующиеся критические
ситуации – все это выступает
мощным источником для
развития еще одной категории
негативных психических
состояний –
утомлений

34. Причины утомлений

35. Средства регулирования состояния утомления руководителя

максимально возможное делегирование полномочий подчиненным
предварительное планирование своих мероприятий
четкое определение приоритетов в выполнении общих и текущих
задач (акцент на главном)
планирование рабочего времени
определение потенциально возможных моментов в рабочем времени
для пауз, периодов отдыха
четкое распределение полномочий и обязанностей

36. Средства регулирования состояния утомления руководителя

37. Владение менеджером экспрессивными средствами самоконтроля поведения

38. Как избежать стресса?

39. САМООБЛАДАНИЕ

Самообладание – умение справляться с внешним
выражением
эмоций,
оставаться
хладнокровным
в
экстремальных ситуациях, не реагировать на раздражители и
сохранять внутреннее спокойствие.
Самообладание
Выдержка
Смелость
Решительность
Самообладание – совокупность волевых качеств, которые
связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающие
нежелательные для человека побуждения.

40. САМООБЛАДАНИЕ

Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией
эмоционального
поведения,
с
самоограничением
эмоционального реагирования и зависит от соотношения
между аффектом и интеллектом.
Уверенный взгляд и
твердая рука
Самообладание это…
Устойчивость в
любой ситуации
Контроль не только
над своими
действиями, но и над
чужими эмоциями
Терпение,
толерантность
и такт
Быстрый расчет и
точная реакция

41. САМООБЛАДАНИЕ

Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать
и владеть собой
Мишель де Монтень
Самообладание
•дает человеку возможность поступать не эмоционально, а
рационально
•дает власть не только над собой, но и над другими
•способствует принятию правильных решений, особенно в
экстремальных ситуациях
•помогает видеть мир через призму спокойствия и уверенности
в себе
•выручает в случаях, о которых несдержанные люди потом
сожалеют

42. ПРОЯВЛЕНИЯ САМООБЛАДАНИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЕНЕДЖЕРА

Выдержка
Сдержанность
• Умение подавлять сильные влечения и желания,
например, закурить, когда нельзя, или съесть то, что
запрещают врачи
• Умение контролировать эмоциональные порывы
• Особенно ярко выражается при возникновении
конфликта
Смелость
• Способность управлять своим поведением в ситуациях,
когда возникает страх (естественная биологическая
защитная реакция)
Решительность
• Отражается во времени, которое тратится на принятие
решения как в экстремальной, так и в обычной
ситуации

Ситуации, в которых навыки самообладания необходимы
прежде всего
1
• Гнев
• Способен овладеть нами, часто это происходит весьма неожиданно
2
• Печаль
• Многое может нас расстроить, даже то, что является сущей мелочью
3
• Страх
• Естественная биологическая защитная реакция
4
• Жадность и азарт
• Пороки, искушению которых мы также можем иногда поддаваться

44. КАК РАЗВИТЬ САМООБЛАДАНИЕ? (рекомендации И.Л. Добротворского)

Игнорируйте внешние раздражители
Для тренировки можно выбрать телефонный звонок, когда он звонит не вовремя. Вы вовсе не
обязаны поднимать трубку. Вы просто стараетесь перестать обращать на него внимание.
Постепенно Вы сможете абстрагироваться и от других раздражителей, которые всегда выводили
Вас из себя.
Старайтесь оттянуть время реакции
Например, посчитайте до десяти, возможно реакция исчезнет вовсе. Это очень полезный навык в
ситуации конфликта. За то время можно попытаться обдумать к чему могут привести спонтанные
действия, вызванные определенным раздражителем.
Расслабьтесь
Чрезмерная усталость, напряженность, состояние стресса вызывают в организме ряд химических
реакций, которые могут отразиться на вашем поведении. Не только наше тело, но и психика
нуждаются в отдыхе и релаксации. Мысленно создайте для себя какое-то место, в которое Вы
сможете уходить, когда чувствуете, что перенапряжены. Найдите в себе то, что поможет пополнить
запасы жизненной энергии.


Стресс-менеджмент — это управление состоянием психики, умение предотвратить появление стресса или хотя бы минимизировать его влияние на здоровье. С помощью стресс-менеджмента можно бороться с сильным физическим и психологическим напряжением, не допускать появления профессионального выгорания и вести активную, продуктивную и полноценную жизнь.

Что такое профессиональный стресс

Когда мы говорим о профессиональном стрессе, то обычно имеем в виду ту же самую неспецифическую реакцию организма, только вызванную не какими-то абстрактными причинами, а проблемами на работе.

Каким бывает стресс

Стресс обычно разделяют на острый и хронический. Первый — это быстрая и мощная реакция на какой-то раздражитель. Например, если на вас нападают на улице, вероятнее всего вы испытаете резкий стресс. Выражается он в основном физиологически — повышается уровень гормонов, которые заставят вас замереть, или, наоборот, мобилизовать ресурсы организма и быстро действовать.

Если же мы говорим о профессиональном стрессе, то это, скорее всего, хронический стресс — он имеет накопительный эффект, поэтому сначала его можно спутать с обыкновенной усталостью. Проблема в том, что наша ментальность предполагает борьбу с собой, использование больших усилий для достижения результата. Если игнорировать хронический стресс, он станет причиной выгорания — состояния психологического и физического истощения. ВОЗ даже признало профессиональное выгорание болезнью, после него приходится долго восстанавливаться.

Признаки хронического стресса:

Постоянно чувствуете усталость, даже утром, когда просыпаетесь без будильника.

Есть проблемы с концентрацией: сложно сосредоточиться на любых занятиях, не только на работе.

Если раньше работать хотелось, то сейчас приходится заставлять себя это делать.

Позитивных моментов в жизни практически нет.

Появились признаки десоциализации: ни с кем не хочется общаться, а если приходится идти на контакт, вы чувствуете себя неловко. Есть ощущение, что социальные навыки теряются.

Продуктивность сильно снизилась, это продолжается несколько недель и проблему не удается решить при помощи витаминов.

Вы постоянно заняты, но ощущения продуктивности и выполненной работы нет.

Вы легко раздражаетесь.

Есть проблемы с весом — он либо быстро растет, либо, наоборот, вы быстро худеете.

Учитывайте, что эти симптомы не обязательно свидетельствуют о хроническом стрессе или выгорании. Прежде всего необходимо исключить гормональные проблемы или другие сложности со здоровьем. Если вы подозреваете у себя выгорание, обратитесь к врачу и пройдите комплексное обследование организма.

Почему возникает профессиональный стресс

Вас раздражает неудобная система работы, трудовые обязанности или климат в коллективе. Вам приходится тратить энергию на выяснение отношений, а не на задачи, процветает бюрократия. Например, чтобы получить ответ от коллеги, нужно писать запрос и ждать несколько дней.

Вы принимаете проблемы близко к сердцу, у вас повышенное чувство ответственности. Причиной стресса в таком случае часто становится перфекционизм — человек ругает себя за недостаточно хорошо сделанную работу.

Вы не считаете руководителя хорошим специалистом. Считаете ли вы человека, которому подчиняетесь, хорошим специалистом? Вы уверены, что его навыки и умения соответствуют должности? Если нет, психика будет сопротивляться его приказам и постепенно это вызовет стресс.

Слишком много работы — это главная причина профессионального стресса. Аномальные реакции возникают, когда у вас слишком много задач, большую часть времени тратите на работу и у вас уже нет сил на развлечения, общение, заботу о здоровье и саморазвитие.

Как преодолеть стресс

Наладьте режим сна. Войдите в ритм — несколько дней ложитесь спать в одно и то же время.

Следите за питанием. Готовьте в выходные на всю неделю, заранее продумайте, что будете покупать в столовой — сделайте так, чтобы просто есть в нужное время нужную еду, а не тратить силы на принятие решений. Если организм находится в стрессе, размышления о том, что приготовить или купить прямо сейчас могут вызвать гормональный всплеск.

Начните принимать витамины (проконсультируйтесь с врачом).

Добавьте физические нагрузки. Во время стресса в организме накапливается кортизол, который плохо сказывается на тонусе сосудов. Чтобы избавиться от него, тренируйтесь. На этом этапе вам не нужен спортзал, достаточно пешей прогулки быстрым шагом на работу или зарядка по утрам.

Возьмите несколько выходных дней.

Разобравшись с физическим состоянием и накопив немного сил, нужно переходить к следующему этапу. Чтобы эмоционально восстановиться, в первую очередь, наполните жизнь чем-то интересным, — договаривайтесь о встречах с друзьями, посещаете культурные мероприятия, займитесь спортом, больше гуляйте.

И одновременно обратите внимание на источники стресса — ведь они остались, а значит, со временем могут снова вызвать выгорание. Выявите источник проблем и поищите выход из ситуации. Например, если вас раздражает плохая организация работы, скорректируйте процесс и на собственном примере покажите, как его организовать. Возможно, стоит обновить резюме и поискать новую работу или попробовать перейти на другую должность внутри своей компании.

Главное в стресс-менеджменте — не рубить с плеча, а внедрять изменения постепенно. И пытаться найти баланс, потому что лучшая профилактика стресса — это гармоничное развитие, а не только расслабление или только работа.

Как научиться эффективному стресс-менеджменту

Участники обучения узнают, как работает эмоциональный интеллект и в чем секрет его развития. Поймут особенности сложной коммуникации как стрессового фактора, научатся распознавать и противодействовать манипуляциям. Дополнительно наши преподаватели расскажут о балансе работы и отдыха и о том, как использовать психогигиену для профилактики выгорания.


Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

Со стрессами сталкивается каждый из нас: кто-то чаще, кто-то реже. Руководителям приходится решать множество непростых и очень ответственных задач, водитель постоянно стремится избежать аварии, а родители волнуются за своих детей. Давайте разберемся, что же такое стресс, из-за чего он возникает, как его предотвращать. В древние времена, когда люди боролись за свое существование в природе, ежедневно им грозили дикие звери, враждебные племена и другие опасности. А стресс являлся защитной реакцией, позволявшей организму на короткий период времени мобилизовать все свои резервы в борьбе за выживание. То есть, изначально стресс – явление положительное.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…… 3
1. Понятие стресса………………………………………………..…. ….…6
2. Причины стрессовых ситуаций ………..……………………………..…10
3. Стресс в работе менеджера и пути его преодоления………………..…16
4. Конфликт как фактор возникновения стресса в работе менеджера………………………………………………….……….….….22
5. Заключение……….………………………………………………..……. 33
Список использованных источников и литературы……………..…………….34

Работа состоит из 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК1.doc

1. стрессоры служебной деятельности;
2. стрессоры внеслужебной деятельности.

Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры, к которым относят следующие:
1.Плохую организацию служебной деятельности (задерж­ки, безответственность, неритмичность), т. е. отсутствует сис­тема в работе. Организация зачастую работает в режиме по­жарной команды.
2.Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой — путем чрезвычайного напряжения сил.
3.Режим рабочего времени (работа в сверхурочные и не­удобные часы). Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка слу­жебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководи­теля сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.
4.Статусные проблемы (низкий статус, небольшая за­рплата, недостаточные перспективы служебного продвиже­ния). Возможность служебного продвижения способствует осознанию, как ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Без этого у ру­ководителя возникает острое ощущение, что время уходит, ос­тавляя его в состоянии застоя, а иногда и безнадежности.

5.Заорганизованность, формализм и заседательская суета (ненужные ритуалы и процедуры). Наиболее явными проявле­ниями этого стрессора являются ненужное "бумаготворчество" и бесконечные совещания. Вероятность возникновения стресса усиливается в результате осознания руководителем того пло­хо скрываемого факта, что требования постоянных отчетов и проведение длительных совещаний — не что иное, как попыт­ка вышестоящих руководителей оправдать собственную заня­тость, поднять свой статус и значимость, укрепить собственное положение.
6.Неопределенность и непредсказуемое развитие событий организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объ­яснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.
Специфические стрессоры деятельности руко­водителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответству­ющем уровне. К специфическим стрессорам относят следую­щие:
1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности. Нечеткий перечень функциональных обязанностей ставит руководителя в очень уязвимую позицию: если он ничего не делает, ему гово­рят, что он должен действовать; если же он проявляет иници­ативу, его обвиняют в превышении полномочий и в том, что он борется за свое особое место в организации.
2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовмести­мыми. Нередко ролевой конфликт приводит к психологической путанице: что бы руководитель ни сделал, он, по крайней мере, хотя бы по одному из критериев оказывается не прав. Это вы­зывает внутренний конфликт, страх перед разоблачением и осуждением со стороны руководства. И как итог — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистично высокие притязания, стремление к со­вершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее, оставаться недовольным результатами. В силу этого он лишен возможности расслабиться и ощутить, что ра­бота сделана им хорошо. За нереалистичной оценкой перспек­тив неотступно следуют отрицательные, тягостные чувства и сама неудача.
4. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.

Во-первых, любого руководителя время от времени охва­тывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высо­те своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. У руководителя зачастую нет ни минуты, чтобы остановиться и объективно проанализировать результаты своей работы.

В-третьих, для управленческого труда характерна моно­тонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции. Монотонность сопряжена стрессом, потому что однообразие некоторых аспектов работы остро напоминает руководителю об утекающем времени.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при невозможности передать необходимые инструкции соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.
Стрессоры внеслужебной деятельности, к которым относят следующие:
1. Стресс, вызванный супругом. Возникает главным образом в результате столкновения либо темпераментов, либо интересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, ревность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др.).
2. Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руководитель замечает, что дети делают все совершенно не так, "как надо", забывая, что в свое время он поступал точно так же.
3. Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, однако, взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он, человек, влияющий на судьбы нескольких сотен людей, все еще остается сыном или дочерью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависи­мости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка.
4. Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое коли­чество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения.
5. Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя. Здесь и шумные со­седи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домаш­ним счетам, и возникающие время от времени бытовые пробле­мы и т.д[4]

3 Стресс в работе менеджера и пути его преодоления

Менеджеры, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы преодоления стресса:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этой неделе” и “сделать, когда будет время”.

2. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

3. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого- либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

4. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных (обратную связь).

5. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

6. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

7. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

8. Каждый день находите время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой. Уход от однообразия позволяет снизить эффективно риск стресса и повысить стрессоустойчивость.

2. Использовать мотивирующий стиль руководства. Простой и эффективнейший инструмент – похвала. Даже если рабочая обстановка носит авральный характер, признание и одобрение результатов работы способны поднять дух сотрудника. Несправедливые же решения со стороны руководства, по данным Лондонской медицинской школы, могут даже спровоцировать ишемическую болезнь сердца. И помнить, что ругать нужно наедине, а хвалить — публично.

В России существует "Центр бизнес-операций" (BSC) международной компании JTI (этот центр занимается проведением финансовых операций). Для сотрудников этого центра была обустроена комната для релаксации. После такого отдыха значительно увеличивается концентрация внимания, что очень важно для работы с большим количеством числовой и текстовой информации .Дизайн комнаты для отдыха разработали сами сотрудники, и выглядит комната максимально "неофисно". Есть музыкальный центр, степ-тренажер, обруч и массажное кресло, а также игры – пазлы, мини-гольф,аквариум с рыбками, журналы и другие вещи, которые помогают отвлечься. Главное, чтобы в таких комнатах человек чувствовал себя комфортно, чтобы он мог расслабиться, – рассказывает генеральный директор консалтинговой компании "Знания и навыки" Анна Гуревич. – В отличие от кафе или ресторанов, где звучит музыка, в комнате для отдыха можно отдохнуть от шума, побыть в тишине. Но важно не допустить, чтобы комната для релаксации стала местом постоянного нахождения персонала компании".

Микроклимат в коллективе зависит от очень многих факторов: от того, какподобраны сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет свою индивидуальную линию, не обращая внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации персонала, насколько личные цели сотрудников согласуются с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников внутри компании и т. д. Все это можно назвать профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизации в коллективе и создать атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях. Мероприятия же по стресс-менеджменту проводят на корпоративном уровне, они определяют идеологию компании в форме тезисов и принципов, которыми руководствуется весь персонал в своей работе. Приведем пример таких принципов: "Нет поражений, есть только обратная связь" или "Из каждой сложной ситуации есть как минимум три выхода". Представьте, насколько повысится потенциал и стрессоустойчивость компании, если каждый сотрудник в своих действиях будет руководствоваться такими убеждениями. Нередко руководство компании жалуется, что после того или иного тренинга сотрудники применяют освоенные в ходе обучения методики лишь 2-3 месяца, а

потом опять работают по-старому. Причина часто кроется в том, что руководство продолжает использовать прежние методы управления сотрудниками, которые получили новые знания. Выход один - не только обучать сотрудников, но и вносить изменения в идеологию, корпоративную культуру компании. Именно поэтому программы по стресс-менеджменту выстраиваются так, чтобы охватить персонал всех уровней и повлиять на работу компании в целом. Хочется привести высказывание руководителя, который реализовал в своей компании программу по стресс-менеджменту: "Раньше на еженедельных совещаниях, где сотрудники отчитывались о проделанной работе, мне приходилось выслушивать долгие рассказы с объяснениями, почему не удалось выполнить то или иное задание должным образом. Теперь я просто спрашиваю: "А что вы сделали для того, чтобы

у вас все получилось? Какие три выхода из возникшей сложной ситуации вы

нашли? Какие дополнительные ресурсы вам требуются, чтобы работа выполнялась без сбоев?" При таком подходе производительность труда сотрудников повысилась в несколько раз, да и микроклимат в коллективе улучшился, так как все внимание персонала направлено на поиск решений, а не на разбор причин неудач".

Стресс-менеджмент уверенно занимает свою нишу на рынке кадровых услуг. И хочется верить, что с его помощью удастся снизить уровень психологических нагрузок, которые испытывают руководители и сотрудники бизнес-структур, наладить бесперебойную работу в компании, направленную на получение хорошего результата.

Конфликтная ситуация — ситуация, при которой имеются несогласо­ванные интересы.

4 Конфликт как фактор возникновения стресса в работе менеджера

Конфликтная ситуация пере­растает в конфликт в ре­зультате действий одного лица по ограничению возможностей дру­гого лица реализовывать свои ин­тересы. Для ограничения другого лица в достижении его целей необхо­димо применить силу, а том или ином виде, например, физическую, юриди­ческую, моральную.
Силовое взаимодействие — действие, связанное с ограничением другого участника в достижении его целей.Таким образом, силовое воздейст­вие, например, путем апеллирования к судебной системе, является непре­менной стороной конфликта.
Мало вероятно, что в условиях ди­намичного современного бизнеса ин­тересы всех участников все время бу­дут согласованными. Более вероят­ным является постоянное возникнове­ние точек рассогласования интересов. Поэтому в условиях современного бизнеса конфликтные ситуации неиз­бежны. Надо лишь уметь их решать, не доводя до перехода в стадию возник­новения деструктивных конфликтов.
Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт: силовое воздействие обычно связано с эмоциональными переживаниями. Эмоциональный настрой может на­чать поддерживаться автономно, пе­реводя конфликт в самодостаточное состояние. Если же конфликтная си­туация уже успела перерасти в кон­фликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зави­сит от способности трансформиро­вать взаимное представление участ­ников из врагов в партнеров.
Конфликтная ситуация характери­зуется интересами и позициями. Закрепощение на позициях, ввиду их жесткости, может препятство­вать конструктивному решению проблем и стимулировать силовые подходы.

Основные подходы к решению конфликта интересов заключаются:
1. в силовом решении;
2. в отказе;
3. в компромиссе;
4. в поиске взаимовыгодных вариан­тов.
Первые три подхода основаны на игровом управлении, последний — на открытом.Текучесть персонала приводит к потере приобретенных опыта, знаний, умений, а следовательно, к дополни­тельным затратам на поиск, отбор и подготовку новых сотрудников, к меньшей производительности и худ­шему качеству труда.
Открытое управление способст­вует:
1. взаимному доверию;
2. вере в потенциал предприятия;
3. согласованию интересов;
4. чувству социальной защищенности;


Ключевые слова: стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия.

С позиции российских исследователей стресс-менеджмент также рассматривается во многих научных работах.

Ситуации, с которыми сталкиваются люди в профессиональной деятельности, находящиеся на разных уровнях в иерархии организации, существенно отличаются. В связи с этим В. С. Устюгова и Р. А. Эльмурзаева предложили деление стресс-менеджмента на следующие виды [13, с. 76]:

а) коучинг руководителя;

б) тренинги для персонала;

в) выравнивание микроклимата в коллективе.

Рассмотрим содержание данных видов управления стресса детально:

а) М. Мель определяет коучинг руководителя как процесс, который направлен на повышение управленческих и лидерских навыков [10, с. 113]. Коучинг развивает способности руководителя к правильной расстановке приоритетов, объективной оценке рисков, лучшему пониманию себя в команде.

Группа исследователей под руководством А. Я. Кибанова разделили стресс-менеджмент на два уровня [6]:

а) управление стрессами на уровне организации;

б) управление стрессами на уровне отдельной личности.

Взяв за основу базовые функции менеджмента, управление стрессом (или стресс-менеджмент) можно представить в виде системы, состоящей из последовательных этапов, представленных на рисунке 1.


Рис. 1. Система (функции) стресс-менеджмента

При этом каждый этап представляет собой определенный набор методик и инструментов.

Эффективному процессу планирования неизбежно предшествует качественный анализ, т. е. необходимо проанализировать состояние стресса в организации. Для этого в арсенале современного менеджера имеется ряд методик диагностики.

Из большого количества представленных в науке и практике методик, которые предлагаются специалистами по работе в области стресса, в соответствии с целью и предметом исследования, можно выделить следующие группы [5]:

1. Методики на определение актуального уровня стресса:

б) методика для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина;

в) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

г) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

д) комплексная оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

2. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности:

а) тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

б) определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса;

г) тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

д) оценка уровня деятельностной стрессогенности.

Помимо указанного метода при анализе могут быть использованы другие методы эмпирического исследования — беседа и наблюдение. При этом необходимо помнить, что данные инструменты менее объективны, так как зависят от субъективного мнения изыскателя.

Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, помогут провести грамотное планирование мероприятий и создать эффективную программу по борьбе со стрессом.

Планирование предполагает определение системы целей функционирования и развития антистрессовой программы, а также путей и средств их достижения.

Руководителю или HR-специалисту важно определить — с какой целью необходимо использовать программу по борьбе со стрессом, и каких результатов необходимо достичь, обозначить сроки и ответственных. Также ему стоит решить, основываясь на наличии необходимых ресурсов: человеческих (необходимых специалистов), материальных, информационных, временных, специалисты будут отправлены на организованный бизнес-тренинг или будет самостоятельно разработана антистрессовая программа.

От правильного планирования будет зависеть вся эффективность использованных мероприятий.

Антистрессовая программа представляет собой ряд целенаправленных мероприятий, ориентированных на определенную целевую группу см. таблицу 1.

Мероприятия, ориентированные на определенную целевую группу

Целевая группа

Персонал организации в целом

Мероприятия

Коучинг руководителя, тренинги по управлению стрессом, тренинги по тайм менеджменту

Командообразование, тренинги по управлению стрессом, работа с психологом, неформальные беседы коллективом, коммуникативные тренинги

Корпоративные мероприятия (день здоровья, новый год, день рождения и т.д), групповые занятия фитнесом, конкурсы и соревнования

К организации антистрессовых мероприятий необходимо подходить основательно, используя три направления работы и прорабатывая каждое в отдельности. Стоит отметить, что у каждой целевой группы есть как общие, так и специфические антистрессовые процедуры.

Когда подчиненный знает четко цели и миссию организации, тогда он осознает, какова цель его работы. Необходимо дать понять сотруднику, что борьба со стрессом нужна не только организации, а прежде всего ему самому. Для этого можно использовать неформальные беседы коллективом, где каждый осознает наличие проблем и без сопротивления будет идти на их решение.

Завершающий этап цикла, который необходим для оценки эффективности использованных мероприятий, посредством сопоставления результатов в начале и после прохождения всех мероприятий. Для измерения необходимых показателей и наименьшей погрешности при сравнении используются методики диагностики стресса из этапа планирования.

Данную систему необходимо использовать систематически, потому что разовое использование избавит от проблем лишь на короткое время.

Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что стресс-менеджмент в профессиональной деятельности представляет собой процесс, совокупность последовательных действий, в котором выделяется два уровня: управление стрессом на уровне организации и управление стрессом на уровне отдельной личности. Управление стрессом помогает сдерживать его на нужном уровне, не давая ему превратиться в дистресс, и использовать его на благо всей организации, превращая его в эустресс.

В свою очередь, стресс-менеджмент представляет собой набор базовых функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждый этап должен быть обеспечен необходимым инструментарием, который будет соответствовать целям и задачам организации.

3. Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

6. Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2014. — 111 с.

7. Кинан, К. Управление стрессом. — М.: Эскмо, 2006. — 80 с.

9. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Управление персоналом. Серия Психология, 2000. — № 3 — С. 30–32

10. Мель, М., Альпина, М. Как усилить свою силу? — М.: Бизнес Букс, 2008. — 298 с.

13. Устюгова, В.С., Эльмурзаева, Р. А. Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 1(17) — С. 74–77.

Основные термины (генерируются автоматически): управление стрессом, Антистрессовая программа, мероприятие, профессиональный стресс, стресс, профессиональная деятельность, тренинг, целевая группа, отдельная личность, психологический стресс.

Ключевые слова

стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия

стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия

Похожие статьи

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Похожие статьи

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Читайте также: