Человек как нравственное существо доклад

Обновлено: 25.06.2024

Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Что такое нравственность

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников


Правила нравственности

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения

Террористы стараются вовлечь в свою деятельность в первую очередь тех подростков, которыми легко манипулировать. А манипулировать легче всего людьми, не имеющими убеждений и нравственной позиции.

Человек создан для благополучной, счастливой и долголетней жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна и преступна, и, следовательно, безнравственна. Профилактика вовлечения в террористическую деятельность и формирование антитеррористического поведения личности тесно связаны с вашей нравственностью. В Словаре С. И. Ожегова нравственность трактуется как правила, определяющие поведение человека в обществе, а также выполнение этих правил.

Каждому из вас необходимо выработать такие правила, определяющие ваше поведение в обществе.

Выработка правил поведения предполагает следование определённым жизненным ориентирам. К ним можно отнести:

  • чётко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  • стремление быть хозяином своей жизни;
  • стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;
  • развитие чувства самоуважения;
  • регулярные занятия спортом в секции или во дворе;
  • чувство оптимизма;
  • отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению;
  • формирование антитеррористического поведения.

Многие из перечисленных ориентиров вы, конечно, знаете и следуете им. Необходимо, чтобы так было всегда.


Поскольку на современном этапе развития страны постоянно возрастают угрозы проявления терроризма и распространения наркотиков, то, следовательно, возрастают внешние факторы риска для жизни и здоровья человека. Возрастает отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

В связи с этим постоянно возрастает потребность личности, общества и государства в обеспечении защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз, в том числе от последствий террористической деятельности, незаконного распространения наркотиков и от отрицательного влияния человеческого фактора.

Таким образом, каждому необходимо выработать нравственную позицию, придерживаясь которой вы сможете успешно противостоять вовлечению в террористическую деятельность.

Отметим основные качества, которые делают человека более защищённым от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления:

  • ответственность, т. е. вы отвечаете за своих братьев, сестёр, своих друзей;
  • исполнительность, т. е. вы способны исполнить всё, что обещали своим родителям и друзьям;
  • сила воли, которая проявляется в убеждённости в том, что тебя никто не уговорит делать то, что запрещено законом.

Антитеррористическое поведение зависит от индивидуальных особенностей личности и предполагает постоянное самовоспитание и самообразование, направленное на формирование нравственных принципов и убеждений, жизненных ценностей и норм поведения в соответствии с правовыми установками.

У стоиков получается примерно такая конструкция мысли. Есть исходный импульс, первичное побуждение к самосохранению. В чело-веке этот импульс направлен на разумную жизнь, на жизнь по разуму Но разум оказывается не только целью, но и средством организации, контролирования и регулирования жизненного импульса. Выражением этого является нравственная оформленность и направленность челове-ческой жизни.

б) Добродетели и страсти.

, Жить соответственно природе, т.е., по разуму - такова высшая цель и стратегическая ориентация человеческого бытия. Необходимым и существенным фактором такой жизни является добродетель и сопря-женное с ней благо.

В своем учении о добродетели стоики опираются на предшест-вующих философов. Для них авторитетом был Сократ. Он им был ин-тересен своими размышлениями о морали, они продолжали его тради-цию интеллектуалистического истолкования добродетели. Но они его ценили и "как героя добродетели, как живой пример того, что доброде-тель для человека возможна. Однако в целом учение стоиков о добро-детели и благе специфично, а некоторые их выводы представляются необычными и даже странными.

Рассуждая о страстях, стоики подчеркивают их неразумность. Это своего рода неразумные суждения. Так, Хрисипп полагал, что сребро-любие исходит из предположения, что деньги - это благо. Так же и пьянство: пьяница тянется к алкоголю, ошибочно полагая, что он поле-зен. приносит добро. Страсти - это своего рода болезни души, проис-текающие из незнания, из ошибочного рассуждения и расчета. Как бы-вают телесные немощи (подагра, гипертония, радикулит), так есть и душевные немощи, каковыми и являются страсти в их многочисленных вариациях. Страсти - это исток и материал для различных пороков.. Из такого понимания страстей и их места в духовно-психической жизни человека следует стоическая нравственно-поведенческая максима в от-ношении страстей. Стоики не ведут речи о воспитании страстей, об их культивировании, ограничении и регулировании. Вопрос ставится по- другому: страсти как болезни души, как ее неразумные движения под-лежат преодолению, душа чтобы стать и быть здоровой, т.е. рацио-нально налаженной и разумно ориентированной, должна быть освобо-ждена от страстей, приведена в состояние бесстрастия, апатии.

Благо - это, прежде всего, добродетели (разумение, мужестве, справедливость и т.д.), т.е. то, из чего исходит польза для устройства разумной жизни. Это, датее, добродетельные поступки, т.е. то, в чем проявляется польза. И, наконец, благо - это люди, стремящиеся к доб-родетели и реализующие ее в своих поступках. Зло, соответственно, - это пороки, порочные поступки и склонные к порокам и совершающие порочные поступки люди.

Здесь мы подошли к очень важному моменту стоического пони-мания человека и нравственности. В комплексе блага центральное ме-сто занимает добродетель. Люди имеют цену и значение, поскольку они в^искуют добродетели, воплощают ее в себе. Равно и добрые поступки значимы не сами по себе, не своим содержанием и своими ре-зультатами. а своим мотивом, тем, что они суть манифестаций, прояв-ления добродетели, разумения, справедливости, мужества. Доброде-тель же самоценна. Добродетели достаточно для полноты и счастья человеческой жизни (в стоическом ее понимании). У стоиков не доб-родетель для человека, для его добрых дел. а. напротив, человек и его добрые дела для добродетели. Сфера добродетели и блага у стоиков - это сфера отношения человека к самому себе, сфера устроения им сво-его душевного мира, его разумной организации, что делает для него возможным приобщение к мироустрояющему разуму. Но ведь есть еще повседневная жизнь людей, полная житейских забот, их отношений друг к другу, к материально-вещественным факторам бытия. Люди телесны, они болеют, дружат и враждуют, бывают бедными и богатыми и т.д. Как это все соотносится с благом и злом?

Такого рода максимализм вел к полному отрыву нравственности от жизни в ее реальном течении. И позднейшие стоики пытались смяг-чить этот максимализм. Они, в частности, полагали, что прегрешения бывают разные. Но и у старших стоиков развивается сюжет, несколько смягчающий указанный максимализм. Он связан с их рассуждением о том, что безразличное, при всем его безразличии в нравственном от-ношении (ни вреда, ни пользы, ни блага, ни зла), все-таки может иметь определенное значение для человека. И потому оно может быть пред-почитаемым или избегаемым. Предпочитаемое - это то, что вековым житейским опытом признается позитивным и потом>' имеющим опре-деленную жизненную ценность. Таковыми являются некоторые ду-шевные свойства (дарование, например), телесные свойства (жизнь, здоровье, сила, красота), внешние обстоятельств (богатство, слава и т.д.).

Но предпочитаемое является ценностью не само по себе. Оно мо-жет быть использовано и во благо, и во зло. Действительную ценность оно обретает тогда, когда оказывается содействующим жизни, согласо-ванной с природой, разумно устроенной. А это возможно при условии, когда оно становится объектом добродетели, материалом для ее во-площения.

д) Стоический мудрец.

Итак, мудрец - это воплощенный стоический идеал, это полная реализация добродетели в человеческой жизни. И потому быть мудре-цом - это труднейшая, почти невозможная для человеческого решения задача. Хрисипп, к примеру, говорит, что существовало всего два муд-реца. имея в виду, скорее всего, Сократа и Зенона Китайского (см. 8. с. 175).

Стоический мудрец спокоен, холодно бесстрастен и непреклонен. В своей непреклонности и твердости он доходит до бесчувственности и бездушия (в обычном, а не стоическом смысле этого слова). Челове-ческая жалость и снисходительность для него никакой цены не имеют, он выше этого. Живя по обстоятельствам, он решает свои задачи, не смущаясь никакими условностями, преступая, если надо, через обще-принятые обычаи и нормы. И потому он будет есть человеческое мясо, если таковы будут обстоятельства.

Мудрец непогрешим. При всей его склонности к общительности, он в своей мудрости, в своей способности к неподотчетной власти - один и над всеми.

Человек в целостном мире

а) Судьба и свобода человека.

В европейском сознании стоический мудрец символизирует опре-деленный тип отношения к судьбе. Стоик (как жизненная позиция) - это мужество и непреклонность в принятии судьбы, это внутренняя сила быть и оставаться самим собой несмотря ни на что и вопреки всему. И для такого восприятия образа стоического мудреца имеются серьезные основания в философии стоиков.

Стоики, как уже говорилось, рассматривали мир как единый. Всепроницающая пневма делает мир целостным, внутренне связанным. Она (пневма) реализу ется в мире как судьба, как непрерываемая и не-рушимая связь причин и следствий, из которой ничто не может быть изъято. Она реализуется и как благодетельное провидение, как разумно и целесообразно действующая сила, гармонизирующая великое целое мира. В контексте такого взгляда на мир для стоиков возникают очень трудные и важные для понимания человеческом жизни и нравственной ее организации вопросы.

В воззрениях стоиков по проблеме судьбы и свободы можно выделить несколько моментов.

Во-первых, это их рассуждения о способах действия судьбы на различных иерархических ступенях мира. Об этом уже шла речь в несколько иной связи. В неорганическом мире судьба проявляется как слепая стихийная необходимость. В растениях*- как целесообразно действующая и организующая сила. У животных - в их поведении, направляемом побуждением и регулируемом представлением. Люди же способны быть разумными. Их участие в судьбе сопряжено с разумным познанием и разумным устремлением. Человек - это высшая форма действия судьбы, такая форма, в которой судьба (а это разумная всепроникающая пневма) достигает, так сказать, самосознания. Люди в их разумном познании и устремлении - это самоговорящая судьба.

Во-вторых, это специфически стоический взгляд, согласно которому свобода - это не отрицание судьбы, равно как и судьба - это не устранение свободы вообще. Свобода - это особый тип отношения к судьбе, характерный для человека как разумного существа. Суть этого отношения - понять судьбу, принять ее, сохраняя при этом невозмутимое спокойствие и бесстрастность. Судьба неумолима. Это своего рода самодвижущийся эскалатор. Не в нашей власти остановить его или покинуть его. Но в нашей власти достойно, т.е. спокойно и невозмутимо себя вести. Хрисипп, поясняя ситуацию, говорит о собаке, привязанной к движущейся колеснице. Она может, не сопротивляясь, бежать за колесницей, добровольно, так сказать, соучаствуй в движении колесницы. Если же собака будет сопротивляться, то колесница будет ее тащить за собой. Сенека, один из поздних стоиков, разил эту идею в афоризме: судьба покорного ведет, а непокорного тахцит (см. 16, с. 184).

В-третьих, рассуждая о свободе и выборе, стоики акцент делают на внутреннем мире человека. Ход внешних событий, их взаимообусловленность от нас не зависят. Но в самих себе люди могут быть активны. Они, в частности, активны в процессе формирования представлений о внешних вещах. Представление - это не просто сумма извне задаваемых ощущений. Оно (представление) сопряжено с контролирующей и одобряющей функцией воображения и ума. Люди имеют возможность контролировать и организовывать свои желания и побуждения (ведь разум - это наладчик побуждений). И это дает основание для вопросов об ответственности человека, о его вине и доблести.

б) Проблема теодицеи.

В связи с пониманием мира как разумно устроенного, направляемого благим провидением перед стоиками встает проблема теодицеи Почему и откуда в мире зло, человеческие пороки и преступления? Эта проблема стала одной из насущных для христианского мировоззрения. Стоики здесь предваряют христианство, развивая ряд сюжетов в духе теодицеи. Отметим некоторые из них.

Мир в целом совершенен и разумен. Что же касается отдельных его частей и деталей, то взятые сами по себе, они могут восприниматься как несовершенство и зло Как сказал поэт, лицом к лицу лица не увидать. Или если воспользоваться образом Чернышевского, самая распрекрасная красавица ничем не будет отличаться от уродины, если ее рассматривать в лупу.

Далее, в мире имеет место то, что для нас нежелательно, что мы воспринимаем как зло: болезни, бедность, всякие страдания. Но. строго говоря, это все не зло. Сами по себе этого рода факты нейтральны в отношении добра и зла. Зло - это то. что относится к нравственной сфере, что противостоит добродетели и благу. А добродетель и благо принадлежат к сфере душевного бытия и характеризуют меру ее разумной устроенности (о чем уже шла речь ранее). V

Что же касается нравственного зла, т.е. ала в полном смысле этого слова, то здесь у стоиков такая мысль просматривается. Противоположности предполагают и делают возможными друг друга. Верх имеет смысл по отношению к низу, правое предполагает наличие левого. Так и добро имеет смысл и определяется по отношению к злу. Зло нужно, чтобы оттенить добро, задать фон. на котором добро определяется ясно и отчетливо. Претерпевая зло, мудрец утверждается в добродетели, движется к совершенству.

И еще одно соображение, формулируемое некоторыми стоиками. Судьба у стоиков связывается с благодетельным провидением. Иногда эта связь достигает состояния неразличимости. Но иногда судьба наделяется самостоятельностью, обретает автономию в отношении провидения. И тогда она проявляется в жизни как несовершенство, зловредность и т.п.

В философии стоиков резко поставлен ряд кардинальных вопросов человеческого бытия: человек и космос, человек и судьба, власть над собой и власть над событиями, добро и зло. В их ответах на эти вопросы отразились глубокие противоречия античной цивилизации на рубеже тысячелетий. Ближний мир, ранее организованный как полис, город-государство, рассыпался, делался ненадежным и зыбким. И стоики ищут основу в разумно устроенном космосе. Причем именно непосредственную основу. К разумности космоса апеллировала и классическая философская мысль греков. Но в ней посредствующей инстанцией между разумным космосом и жизнью людей была социально- политическая структура полиса. И потому для классики характерно стремление к разработке социальных проектов. Стоики не разрабатывают социальных проектов. Человек в полноте своего развития у них выступает как гражданин мира, как космополит. Ход событий предстает как слепая стихия. И человек обретает опору в себе, в своей внутренней стойкости и непреклонности. Жизнь постоянно наносит безжалостные удары. И человек отвечает на это тем, что признает событийное содержание жизни ничтожным.

Походя замечу, что когда хотят вместить в две-три фразы суть таких сложных и многозначных понятий, как нравственность, любовь, совесть, долг, справедливость и т.п., понять что-либо, как правило, невозможно. Впрочем, в порядке оправдания авторов словарей и энциклопедий надо сказать, что перечисленные понятия относятся к разряду тех, которые, по словам бл. Августина, можно только чувствовать, а объяснить нельзя.

Объяснить нечто, чтобы и другим было понятно, — дело, при- знаться, весьма сложное и требует большого искусства и навыка, тем более когда речь идет о таких понятиях, как нравственность, любовь, ревность, ненависть, добро, зло и т.п. На втором слове споткнетесь, а тут энциклопедия выдала нам целый абзац, хотя и мало- вразумительный, но все же содержащий некоторые слова, за которые можно зацепиться.

Здесь могут заметить (тоже не без оснований), что мое сравнение некорректно. Согласен, но польза моих, возможно, не совсем научных рассуждений и параллелей в том, что они показывают, что понятие нравственности отнюдь не вытекает прямо и непосредственно из общественной организации живых существ.

Что там пчела и муравей! — Они ведь в некотором роде существа неразумные, да и воли у них, скорее всего, никакой нет (хотя Шопенгауэр в этом от- ношении придерживался другого мнения).

Возьмем лучше в качестве примера обезьян — этих, так сказать, отдаленных наших предков. Ведь на иные их выходки смотреть невозможно нормальному, то есть нравственному, человеку. Какая уж тут нравственность! А ведь им не откажешь в общественном бытии.

В то же время есть все основания утверждать, что нравственность как таковая, как особый феномен есть специфическое свойство, при- сущее исключительно человеку. Оно как бы заложено в природе человека (в его архетипе) и конкретно раскрывается в общении с себе подобными.

Однако и эти утверждения не дают нам ответа на поставленные в начале главы вопросы. Начнем с выяснения вопросов: что делает человека нравственными и в чем критерий этой самой нравственности? Чтобы ответить на них, нам, воленс-ноленс, придется еще раз обратиться к библейскому эпизоду.

Это чувство стыда и есть, на мой взгляд, первое проявление нравственного чувства и его же критерий. Если чувство стыда отсутствует, то ни о какой нравственности вообще не приходится говорить. В свою очередь, чувство это не только неотделимо от дара воображения, но есть его естественное следствие и проявление.

Только существо, наделенное этим даром, способно иметь чувство стыда, а тем самым делаться существом нравственным. Этого дара нет ни у пчел, ни у муравьев, ни у обезьян, ни у других животных, а потому им и не присуще чувства стыда.

Однако, чтобы до конца понять суть нравственности, сказанного еще недостаточно. Ведь боги тоже существа, обладающие даром воображения, притом во многом превосходящим человеческий. Тем не менее мы не относим их к существам нравственным или имеющим чувство стыда. Такие чувства богам вообще не присущи. Как отметил Шеллинг:

Человек в этом смысле оказался существом межеумочным, то есть чем-то средним между богами и животными. От богов он имеет дар творческого воображения, возвысивший его над животными; с животными человека роднит все, что связано с плотью и конечностью его существования. Благодаря дару воображения человек осознает свою конечность, что он существо смертное, и вот с этим он не может смириться.

К этому добавим и осознание им границы между своим божественным началом и началом тварным, ибо стыдиться он мог только последнего. Стыдиться же тварного начала человек может лишь благодаря одновременному наличию в нем и начала божественного. Вот эта раздвоенность, так резко выделившая его из остального живого мира, и легла в основу нравственности, став причиной многих его мук и страданий.


Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Что такое нравственность

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Правила нравственности

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

Нравственность. Каждый человек даже неосознанно знает, что такое нравственность. Психологи считают, что это выявление свободной воли каждого индивидуума, основанное на определенных принципах и морали. С момента принятия нами первого, самостоятельного решения, в каждом начинают формироваться личные, нравственные качества.

Что это — нравственность?

Часто люди выбирают частичное отклонение от своих нравственных ценностей, в пользу шаблона и проживают свою жизнь по чужому примеру. Это приводит к некоторым разочарованиям, ведь можно потерять лучшие годы в поиске себя. Правильное воспитание с самого малого возраста дает большой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Учитывая, что такое нравственность, можно выделить некоторые качества, присущие ей:

  • доброта;
  • сострадание;
  • честность;
  • искренность;
  • надежность;
  • трудолюбие;
  • миролюбивость.

Нравственность и нравственные ценности

Наше общество все больше и больше стало считать, что нравственные ценности — это пережиток прошлого. Для достижения своих целей, многие идут по головам и такие поступки полностью противоречат былым временам. Такое общество нельзя назвать здоровым и возможно, оно обречено на бессмысленное существование. К счастью, не все попадают в социальную воронку и честных и порядочных все же остается большинство.

Находясь в поиске смысла жизни, человек формирует свой характер, а еще воспитывает высокую нравственность. Все то, что вырастили в человеке родители, может со временем пропасть или поменяться в любую сторону. Окружающий мир корректирует былые ценности, восприятие и в целом отношение к себе и людям, для создания комфортного существования. Сейчас духовные изменения происходят с желанием заработать больше денег и стать финансово независимым.

Нравственность в психологии

И простые обыватели, и психологи имеют свое собственные понятия нравственности, со своей точки зрения, которые могут быть абсолютно разными и никогда не пересекаются, даже если очень похожи. Каждый из подвида берет свое начало во внутреннем мире человека, его воспитании и ценностях. Человеческая психика разделена специалистами на два общества, каждое из которых преследует свою цель:

  1. Коллективные ценности – это стадные инстинкты, которые своим миром могут объединиться против остальных.
  2. Сострадательные ценности – основаны на заботе о ближнем, во блага любому обществу.

Любая объективная нравственность настроена на нахождения себя, как социально обеспеченного, сформировавшегося человека. Психологи считают, что человек с рождения определяется в первую или вторую подгруппу, а контролируют это личности, проживающие с ним и воспитывающие его. В процессе взросления и самостоятельного восприятия мира, редко происходит перевоспитания. Если же такое все же случается, то люди, которые себя изменили имеют очень высокую силу духа и могут пройти через любые трудности, не изменяя себе.

Чем отличается мораль от нравственности?

Многие утверждают, что мораль и нравственность – это синонимы, но это заблуждение. Моралью принято считать систему, установленную обществом, регламентирующую взаимоотношения людей. Нравственность же, подразумевает следование своим принципам, которые могут отличаться от установок общества. Другими словами, моральные качества дает человеку общество, а нравственные устанавливает характер и личная психология.

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

  • искренние разговоры;
  • обращение по имени;
  • уважение;
  • внимание;
  • улыбка;
  • добродушие.

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Нравственность в современном обществе

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Духовность и нравственность

Два абсолютно разных понятия очень часто пересекающихся между собой. Сущность нравственности заключается в добрых делах, уважении и так далее, но никто не знает, для чего они делаются. Духовная доброта, подразумевает не только добрые дела и поведение, но и чистоту внутреннего мира. Нравственность видна всем и каждому, в отличие от духовности, которая является чем-то сокровенным и личным.

Нравственность в христианстве

Похожее сочетание двух понятий, но все с тем же разным значением. Нравственность и религия ставят перед собой общие цели, где в одном случае есть свобода выбора действий, а в другом полное подчинение правилам системы. Христианство имеет свои нравственные цели, но отступаться от них, как и в любых других верах запрещено. Поэтому обращаясь в одну из религий, нужно принять их правила и ценности.

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того

Нравственность

Читайте также: