Доклад о городе инта

Обновлено: 17.05.2024

Итак, после долгого перерыва продолжаем путешествие по Республике Коми. Перед отъездом на юг я успел выложить рассказ о железной дороге в Северной Коми, теперь же покажу два её основных города - Инту и Воркуту.

Забытая богом Инта, затерявшаяся в тайге чуть-чуть не доезжая Полярного круга, стала для меня самым настоящим открытием. Я знал о ней только то, что это умирающий город при угольных шахтах, основанный в 1942 году как центр Инталага, а спустя десять лет получивший городской статус. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва, но ныне из 6 шахт действует лишь одна, а население сократилось вдвое - с 60 до 30 тысяч человек. В общем, думаю, любой на моём месте представил бы мрачную дыру с заброшенными домами и спившимися людьми.
И тем поразительнее оказалось то, что Инта - очень красивый, необычный и даже уютный город, где смешались деревянный модерн, конструктивизм, сталинский стиль, неоготика и оригинальная позднесоветская архитектура - впечатляющий коктейль для города, которому чуть больше полувека. Да еще и на Крайнем Севере.

Так как информации о красотах Инты в интернете исчезающе мало, пост будет очень большой, за что заранее извиняюсь.

Как уже говорилось в прошлой части, вокзал находится довольно далеко (то ли 9, то ли 17 километров) от города - в посёлке Верхняя Инта. Поезд встречают таксисты, и где-то раз в полтора часа ходит ПАЗик. Путь до центра - около получаса, сначала через чахлый лесок, а затем по заброшенной промзоне. На километры тянутся какие-то трубопроводы, ржавые конструкции, заброшенные здания и целые шахты, которые здесь (в отличие от Воркуты) даже не ликвидируют. Вот эта шахта со звездой на копре - один из символов Инты, встречает на въезде в живую часть города.

А парадный въезд в Инту выглядит так:

Пожарное депо в крайне характерном для Инты стиле, балансирующем на грани сталианса, хрущовского минимализма и модерна:

Улица выходит на главную площадь, к здоровенной каменной арке с прилепившимися к краям бревенчатыми домами:

Здания напротив - слева (если стоять к арке спиной):

Перед вторым домом - памятник Кирову, а фронтон увенчан вот такой штукой - явный отсыл к конькам северных изб:

В сущности, вся Инта - это одна главная улица, кажется Кирова, на которую нанизана почти вся жилая часть города. Есть и несколько параллельных улиц, и пара десятков перпенидкулярных - но в общем город имеет чёткую ось. Где-то четверть его застройки сосредоточены левее (если стоять к арке спиной) площади, три четверти - правее. Я же с начала и вовсе пошёл за арку:

Отсюда хорошо видна главная достопримечательность Инты, её доминанта - Башня. Водонапорка, об истории которой я расскажу позже. На переднем плане - опять же характернейший для Инты дом: большинство позднесоветских зданий построены из жёлтого кирпича с краснокирпичными узорами.

Как например вот этот дворец спорта за аркой:

Кадр снят с параллельной Кирова Полярной улицы. Её перспектива с Башней на западе (правее кадра выше) показана на вводном кадре, в другую же сторону вид вот такой, а в перспективе две трубы местной ТЭЦ:

За берёзами - впечатляющий сталинский ансамбль. Здания поражают своей обшарпанностью - на Крайнем Севере штукатурка слезает очень быстро, а поновлять её удаётся далеко не всегда. В 6 утра на улицах было пугающе безлюдно, и в этой части Инта производила именно то впечатление, которого я ожидал - умирающего шахтёрского города.

Здесь было легко почувствовать себя сталкером - хотя почти все окрестные дома обитаемы:

Интинский дворик. Обратите внимание на глухие "рёбра" многоэтажки - подозреваю, они прикрывают подъезды от ветров:

Чуть дальше - мостик, плотина и коптящая угольной сажей ТЭЦ. В облике последней явные черты конструтивизма - если бы я не знал, что Инта основана после войны, подумал бы - 1920-е годы:

Вид вдоль речки Инта. За рекой начинаются пустыри, мёртвые промзоны и вообще малонаселенная местность:

Отсюда я пошёл обратно к улице Кирова, к огромному городскому ДК с краснокирпичным силуэтом шахты на задней стене:

Фасад на улице Кирова и отражающееся в стекле мутное Солнце:

А вокруг. Такого я здесь увидеть никак не ожидал!

Восточная часть улицы Кирова застроена самым натуральным деревянным модерном! Опять же, если бы я не знал истории Инты, я бы ломал голову над возрастом этих зданий - непохожи ни на советские, ни на дореволюционные.

Как я уже отмечал в прошлых постах, Республика Коми очень богата нетривиальным советским деревянным зодчеством, это едва ли не самая яркая "фишка" её архитектуры. Но ансамбль Инты - настоящий апофеоз.

А в сущности обыкновенные сталинские бараки - просто украшенные в северном духе. Обычный дворик в Старой Инте:

Есть тут и миниатюрные сталинки - например, местная ГИБДД. Учитывая, что с Большой земли сюда не ведёт не только автодорога, но и даже зимник - работы у них явно немного.

А здесь над входом надпись "Христос - Путь, Истина и Жизнь". Какие-нибудь баптисты или адвентисты седьмого дня. Церковь в Инте тоже есть, но за пределами основной части города, и я к ней уже не дошёл. Но как символично - построить храм там, куда дойдёт не всякий!

Здесь улица как-то очень резко обрывается, открывая вид на коптящую ТЭЦ:

И далёкую промзону с колоссальными копрами угольных шахт:

Надо заметить, что хотя Инта встретила меня пугающим безлюдием, в 7 утра как по команде народ появился на улицах, и город-призрак сделался на удивление оживленным и даже шумным. Перейти улицу Кирова в некоторых местах было непросто - приходилось ждать аж по полминуты-минуте! Люди были одеты в основном если не хорошо, то прилично, откровенные пьяницы и деклассированные элементы попадались - но не доминировали. Скажем так: во многих городках Средней России контингент гораздо хуже.

Я же вернулся на площадь и пошёл по главной улице на запад:

Сталинка на параллельной улице - близко к ней подойти я так и не удосужился:

Хотя "классический" сталианс в Инте тоже очень достоин, и основная его часть концентрируется как раз в этом районе:

Вот только обшарпанность столь феерична, что скорее удивляет, чем удручает:

Есть здесь и свой "мост влюбленных" - подвесной и насквозь ржавый, но с замками на перилах. С моста хороший вид:

В этой части города, меж двух площадей, доминирует Башня - всего-навсего водонапорка, построенная в 1953-54 годах:

В это время в Инталаге среди прочих отбывал наказание шпион (реальный или мнимый - судить не берусь) Артур Густав Тамвелиус, швед по национальности. К началу 1950-х он занимал должность лагерного архитектора-художника, и когда ему в руки попали чертежи водонапорки для нообразованного города, он буквально за три дня переделал первоначальный проект. Если бы не Тамвелиус, город вполне мог бы выглядеть так, но проект башни каким-то чудом оказался принят, а затем Тамвелиус построил ещё несколько зданий, создав неповторимый стиль Инты:

Не знаю, Тамвелиусу ли принадлежит "деревянный модерн", но вот Новый город безусловно навеян его Башней. Граница Старой и Новой Инты - вот эта огромная площадь. Вид назад:

И вперёд - улица Кирова превращается в арбат, или, как здесь говорят, бродвей:

За бродвеем - еще одна площадь:

Где среди снегов стоит Ленин и небольшой Дом Советов:

И в целом Новый город занимает больше половины Инты, а живёт тут наверное процентов восемьдесят её населения. Его облик столь же прост, сколь и узнаваем - золотистый кирпич и узоры из красного кирпича. Но таким простейшим методом можно получить удивительное разнообразием форм!

Где-то здесь затерялся и местный Центр национальных культур:

В общем, удивительно самобытный и цельный в архитектурном отношении городок, где при этом ни на секунду нельзя забыть о том, что ты на Крайнем Севере. Если бы не экономический упадок и заброшенные промзоны, Инта была бы по-настоящему уютной - соразмерная человеку, со старой и новой частями, с удивительно тёплым обликом зданий, в основном (кроме сталинок) не нуждающихся в покраске - и это в городе, почти целиком застроенном в позднесоветское время.
Но всё же это Крайний Север - улицы на окраине обрываются прямо в тундру:

Ещё удивительнее то, что к середине дня, когда распогодилось и стало людно, Инта совершенно не выглядела умирающей. То есть, объективно здесь без всякой иронии всё плохо и будет только хуже, и никакой надежды - но взгляду гостя, приехавшего на несколько часов, это почти не заметно. К тому же, сейчас в Инту пришли газовики, строящие трубу на Ямал, и таким образом в городе возникло довольно много рабочих мест. Многие бывшие шахтёры с обанкротившихся шахт, кто не спился и не уехал, пошли на стройку механиками и разнорабочими, и как мне кажется, для старых работяг, чьи жизни сломала Третья Смута, это важно не только с материальной, но и с моральной точки зрения.

Вот такой вот необычный город. Впрочем, интинские впечатления поблекли, когда я увидел Воркуту. О ней и пойдёт речь в следующих частях.

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми. ". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Колорит.
Воркута. Архитектура.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.



Впервые в литературе сведения о печорском угле появляются в 1828 году. В журнале "Отечественные записки" волгожанин А. Деньгин поведал, что "по реке Печора, особливо выше Усы, на берегу, называемом Смольном, в материке имеется много каменного угля, Нике там не употребляемого".

4 марта 1920 года при научно-техническом отделе ВСНХ РСФСР организована Северная научно-промысловая экспедиция, началось систематическое и планомерное исследование Коми края. Печорским отрядом руководил профессор А.А. Чернов.

Осенью 1923 года геологическая экспедиция Ижмо-Печорского исполкома во главе с П.Т. Семяшкиным выявила наличие крупных запасов каменного угля на реке Неча. Ею было пробурено семь скважин, в пяти из них обнаружен уголь. Это было повторное открытие месторождения.

1940 год считается годом начала промышленного освоения Интинского угольного месторождения. В начале 3 квартала 1940 года Воркутастрой организовал районное управление строительством шахт в Инте. Разработан график закладки шах в 1 полугодии 1941 года. Начальником управления назначен В.П. Трофименко.

С 1 января 1942 года из состава Воркутастроя для строительства и эксплуатации шахт был выделен Интастрой как самостоятельная лагерная единица.

25 ноября 1942 года населенный пункт Инта Косьявомского сельсовета Кожвинского района отнесен к категории рабочих поселков Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР.

Первые четыре года (1942-1945) самостоятельного развития Интинского лагеря совпали по времени с годами Великой отечественной войны. Кроме геологоразведочных работ и основного производства - строительства шахт - Интастрой с 1943 года занимался эксплуатацией шахт, создал энергетическую и ремонтно-механическую базу, усиленно работал по созданию и усовершенствованию собственной базы строительных материалов. В это время Северо-

Печорская железная дорога подошла к руднику, и главное богатство - уголь - Инта стала отгружать вначале фронту, а затем, наращивая темпы его добычи - народному хозяйству.

В 1951 году в комбинате "Интауголь" в эксплуатации находились десять шахт (шахты №№ 1. 2, 4. 5, 9, 10, 13/14 в Инте и рудниках Кожим и Кырта) суммарной производительностью 2600 тысяч тонн угля в год.

Все шахты и предприятия Интинского комплекса снабжались электроэнергией с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с установленной мощностью турбин 12600 киловатт. Из подсобных предприятий находились в эксплуатации: ремонтно-механический завод с выпуском валовой продукции на сумму 9892,0 тысяч рублей; кирпичный завод с производительностью 4000,0 тысяч штук в год; деревообрабатывающий комбинат с выпуском годовой валовой продукции на 7,0 миллионов рублей; шлакоблочный завод производительностью 350,0 тысяч шлакоблоков, кислородная станция - 150 тысяч кубометров кислорода.

Все шахты и предприятия связаны между собой сетью шоссейных (33 километра) и железных (37,3 километра) дорог с парком паровозов в 14 единиц вагонным парком - 83 единицы и автобазой со 107 машинами.

Для обеспечения перспективы развития угледобычи были разведаны поля шахт №15, 16. 17 производительностью каждая в один миллион тонн угля в год, велась детальная разведка и других шахтных полей. Суммарные запасы интинских углей были утверждены в 1956 году в количестве 819,5 миллионов тонн, степень разведанности шахтных полей возросла до 47,8%

Судьбоносным в истории Инты стал 1954 год.

1 января 1954 года из состава Кожвинского района был выведен Интинской район с центром в поселке Верхняя Инта. Это был "один из крупнейших районов Коми АССР. На его территории расположены десять колхозов, семь крупных сельхозов, два совхоза. Ведущая отрасль хозяйства - угольная промышленность. За последние годы здесь расширилась сеть предприятий бытового обслуживания", - так представила газета "За новый Север" вновь созданный Интинской район 15 января 1954 года.

4 октября 1954 года поселок Инта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР преобразован в город. Инта - город шахтеров, на его шахтах в 1953 году было добыто более 2,8 миллионов тонн угля. В 1954 году шахтеры Инты из месяца в месяц выполняют и перевыполняют планы добычи и отгрузки угля. За последнее время в Инте появилось немало многоэтажных домов. Только в 1954 году интинцы получили более семи тысяч квадратных метров жилой площади. В городе работает ряд промышленных предприятий, много социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений. Улучшается и материальное благосостояние шахтеров.

Время неумолимо летит вперед: наступил 1956 год. После двадцатого съезда КПСС в лагерях начали работать партийно-государственные комиссии по освобождению заключенных, ранее осужденных без достаточных оснований. Начался пересмотр дел "врагов народа", и многие из них впоследствии были реабилитированы "за отсутствием состава преступления" А с января 1957 года прекратили свое существование все лагеря и подразделения Минлага в Инте. Кончилась, наконец, двадцатипятилетняя история царствования империи ГУЛАГа в нашем районе.

4 октября 1964 года город отметил свое первое десятилетие. Каким был для интинцев этот год? Выдано на гора более 220 тысяч тонн сверхпланового топлива. Все промышленные предприятия справились с государственным планом. В 1964 году трудящиеся получили 14,5 тысяч квадратных метров жилья. 550 семей справили новоселье в благоустроенных квартирах. Построена детская больница с поликлиникой. Построено и реконструировано детских дошкольных учреждений на 550 мест. Введены в эксплуатацию ряд магазинов и столовых. Забетонировано 10 километров дорог. Заасфальтировано 45 тысяч квадратных метров улиц, площадей, тротуаров, дворовых территорий. Высажено 12 тысяч деревьев и кустарников, 111 тысяч саженцев цветов. Молодой горняцкий город живет полноценной жизнью.

Хотя страна переживала застойные времена, Инта не ощущала этого в полной мере. Город развивался, уголь был востребован, и впервые в 1983 году интинский концентрат был отгружен в Венгрию и Финляндию, то есть пробивал себе дорогу на рынки зарубежья. Мы гордились крепкими экономическим связями. Более семисот городов страны обеспечивали материальное и рабочее снабжение города, потребителями интинского угля являлись 1600 предприятий страны, крупнейшие из них: Череповецкая ГРЭС, Свердловская ТЭЦ, Кировская и Смоленская ГРЭС, Котласский и Архангельский ЦБК. Интинским углем пользовались десять республик и областей Советского Союза.

Сегодня Россия - страна малых городов, в общей сложности в них проживает до сорока миллионов человек. На судьбе малых городов отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 года закрылось до 70% производства. Тяжелее всего пришлось моногородам. В их ряду шахтерская Инта.

4 октября 2009 года исполняется пятьдесят пять лет с того дня, когда Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил представление Президиума Верховного Совета Коми АССР о преобразовании рабочего поселка Инта в город с районным подчинением. За эти годы неузнаваемо изменился его облик. На памяти всего одного поколения, в сложнейших условиях Севера и тоталитарного режима, шахтерский поселок превратился в компактный, современный индустриальный город, где есть все необходимое для жизни людей.

Интинцы любят Инту и гордятся своим городом, его сложной биографией, трудовыми достижениями и особым интинским сердечно-дружеским микроклиматом. Инту есть за что любить и уважать. Горд живет углем, о нем главные заботы и думы. На стройках, в забоях, и лавах Инты сегодня работают внуки тех, кто в тяжелых муках поднимал наш город, который переживал и более тяжелые времена. Молодое поколение, заступившее на вахту, достойно приняло эстафету отцов, их традиции. Это очень хороший знак: родовые корни Инты дали не только корни и всходы, но и пышную крону. Стало быть, молодое поколение верит, что проблемы и трудности - явление временное, преодолимое, что интинцы все преодолеют, сумеют распечатать первый миллиард тонн угля и обеспечить достойное будущее своего любимого города.

Однако, сегодня будущее интинских угольных предприятий туманно. Так что перевернем пока страницу шахтерской Инты. И поговорим о другом ее предназначении.

В настоящее время в Интинском районе ведутся буровые работы нефтяниками и газовиками. Продолжается добыча марганцевых руд, кварца - стратегического сырья, рынок которого не ограничен.

Инта сейчас переживает трудные времена, будущее во многом весьма неопределенно. Но залогом оптимизма и гарантий благополучия судьбы города всегда были люди, жители Инты, ее "золотой фонд".

В 2018 году мы с друзьями были в походе на Северном Урале, который закончился в городе Инта. Там мы провели несколько дней перед отъездом обратно в Петербург. Этих дней хватило, чтобы познакомиться с городом и составить о нём какое-то впечатление.

О самом походе я уже подробно писал в формате путевого дневника. Ссылку вы на него вы найдёте в конце. А вот об Инте написать забыл. Но на днях я готовился ко дню рождения Ленина, искал фотографии с его памятниками и нашёл в закромах Яндекс.Диска пыльную папку с фото из Инты.

Не претендуя на объективность и экспертность, хочу рассказать, какой я увидел Инту летом 2018 года и почему называю её умирающей.

История города

Отмывшись после похода, мы пошли знакомиться с городом. Лучшее место для этого – краеведческий музей. В Инте он находится в старой водонапорной башне.

Специально ради нас в выходной день вызвали экскурсовода, и эта милейшая женщина рассказала нам об истории города. Но прошло уже почти 3 года, так что помню я мало.

Запомнил одно: здесь были лагеря, и почти всё в Инте построили заключённые. Не только дома, но и шахты, дороги, каналы. Когда их освобождали, они оставались здесь жить. Почти у каждого современного интинца кто-то в семье был узником ГУЛАГа.

Не удивительно, что краеведческий музей Инты также является и музеем политических репрессий.

Почему город умирает

Инта – классический пример моногорода. Она полностью зависит от угольных шахт, на которых работают жители, а градообразующее предприятие "Интауголь" признано банкротом. Перезапустить добычу угля вряд ли получится. Проблема была в том, что "Интауголь" добывала уголь низкого качества, на который сейчас нет спроса.

В 1992 году в Инте было 60 тысяч жителей. К 2020 году их осталось 24 000. Многие переезжают в Сыктывкар. У меня там живёт друг, и он рассказывает, что Сыктывкар сейчас активно строится, чтобы вместить всех желающих.

Особенность Инты: она не связана с федеральными автомобильными дорогами. Можно ездить на машине внутри города, но в тот же Сыктывкар на ней будет не уехать. Это напоминает фильм "Шоу Трумана", в котором герой Джима Керри никак не мог выехать из своего городка.

Но вообще из Инты выехать на машине возможно: по зимнику или по железной дороге в специальном вагоне.

Что есть интересного в Инте

О проблемах Инты вкратце рассказал, хочется уже перейти к приятной части и рассказать, чем интересен этот молодой город.

Краеведческий музей / музей политических репрессий

В музее подробно рассказывается лагерная история Инты. Здесь много документов, фотографий, и без помощи экскурсовода разобраться во всём этом будет непросто. Так что берите экскурсию. На крышу, к сожалению, не пускают из-за требований пожарной безопасности.

Инта (Республика Коми)

Инта́ — город (основан в 1942 году, статус города с 1954 года [1] ) в Российской Федерации, центр городского округа Инта. Расположен на северо-востоке Республики Коми. Население города — 33 861 человек. Вместе с прилегающими населёнными пунктами образует муниципальное образование — городской округ город Инта, с населением 36 436 человек [2] .

Содержание

История

Основание города

Город основан на месте открытых в начале прошлого века на территории нынешнего Интинского района больших залежей энергетических углей. С 1940 года началось промышленное освоение Интинского угольного месторождения, являющегося частью Печорского угольного бассейна.

С 25 ноября 1942 года населенный пункт Инта Косьявомского сельсовета Кожвинского района был преобразован в посёлок городского типа. Первые четыре года Интастрой занимался разведкой новых угольных месторождений, строительством шахт, а также создал энергетическую и ремонтно-механическую базу. Изначально шахты и железную дорогу строили заключенные лагерей ГУЛАГа (Интинского и Минерального ИТЛ). В Минеральном ИТЛ содержалось единовременно до 34,5 тыс. заключенных [3] . Добыча угля началась в 1943 году, и вскоре состав с углем из Инты был отправлен первым в осаждённый Ленинград [4] .

1 января 1954 года Интинской район с центром в поселке Верхняя Инта был выведен из состава Кожвинского района, а с 4 октября 1954 года получил статус города [1] .

Современный период

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Город расположен в лесотундре к западу от Уральских гор, на северо-востоке республики Коми, на левом берегу реки Большая Инта. Расстояние до Сыктывкара — 608 км, до Москвы — 1600 км. Географические координаты: 66.033333 , 60.133333 66°02′ с. ш. 60°08′ в. д.  /  66.033333° с. ш. 60.133333° в. д. (G) (O) .

Инта находится в часовом поясе Московское время. Смещение относительно UTC составляет +4:00.

Рельеф

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый рельефу Инты и интинского округа.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Климат

Инта расположена в области континентального климата. Здесь характерна длительная суровая зима с устойчивым снежным покровом и прохладное влажное лето с незначительным числом безоблачных и жарких дней [5] .

Население

Численность населения Инты

Данные переписей и текущего учета населения (Росстат)

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2010 год в городском округе Инта проживает 36 436 человек, из которых 2575 в сельской местности, что составляет около 4 % населения республики Коми [6] . С января по март 2010 года среднесписочная численность работников организаций составляет 10 073 человека, из них 1640 занято в сфере добычи полезных ископаемых, в частности каменного угля [2] . По данным на май 2010 года уровень безработицы составляет 3,9 % [7] .

Хронология изменения численности населения в городе Инта
1959 [8] 1966 [9] 1970 [10] 1979 [11] 1989 [12] 2002 [13] 2009 [14] 2010 [2]
45 136 49 800 50 178 50 862 60 220 41 217 33 442 33 861

Органы власти

Пост главы администрации города в 2003—2006 годах занимал Владимир Шахтин, отстраненный от деятельности за неисполнение решения суда о передачи жилых домов в посёлке Верхняя Инта на баланс города [15] . В настоящее время пост главы городского округа занимает Павел Смирнов. Должности заместителей руководителя занимают Андрей Бородин и Лариса Титовец, а должность первого заместителя — Евгений Поляков [16] .

Представительный орган городского самоуправления — городской совет. Состоит из 25 депутатов, избираемых населением города на референдуме сроком на 4 года. Председатель совета — Василий Смалий [17] .

Административное устройство

Город Инта включает в себя несколько микрорайонов [18] :

Архитектура

Inta adm.jpg

Inta Star pl.jpg

Inta Dom.jpg

Экономика

Промышленность



В городе существует также хлебозавод, птицефабрика и молокозавод. Неподалеку от Инты находятся крупные залежи марганцевой руды (Парнокское железо-марганцевое месторождение) [25] .

Средства массовой информации

Печатные издания

Телевидение

Радиостанции

В диапазоне УКВ/FM вещают:

Связь

Стационарная связь

В Инте 5-значные телефонные номера. Код города 82145.

Мобильная связь

Услуги сотовой связи второго поколения в городе предоставляют три федеральных оператора: МТС [28] , МегаФон [29] и Билайн [30] , а также региональное подразделение TELE2 [31] . МТС и МегаФон выполнили частичное покрытие города и посёлка Верхняя Инта сетями третьего поколения [28] [32] .

Интернет

Образование



Спорт

Известные горожане



    (род. 28 декабря1966 года) — российский государственный деятель, 3-й Глава Республики Коми. (род. 29 января1954 года) — советскийхоккеист, заслуженный мастер спорта СССР[39] . (род. 26 ноября1965 года) — председатель Государственного Совета Республики Коми. (род. 8 мая1958 года) — украинский политический деятель, министр регионального развития и строительства Украины. (род. 12 марта1957 года) — баскетболист, бронзовый призёр летних олимпийских игр 1980 года в Москве, заслуженный мастер спорта СССР. (род. 27 февраля1932 года в Москве; умер 1 ноября1965 года) — советский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР.
  • Цыпляков, Владимир Викторович (род. 18 апреля1969 года) — советский и белорусский хоккеист, Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь[40] .
  • Бутник, Виктор Григорьевич (род. 12 августа1961 года) — Киевская область, начальник главного управления образования и науки Киевской областной администрации. [источник не указан 511 дней]
  • Лотоцкий, Орест Богданович] (род.2 сентября1957 года) - Украина г. Киев, первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства (2007-2010 г.г.)

См. также

Примечания

Ссылки

Административно-территориальное деление:

Городские округа: Сыктывкар | Воркута | Инта | Усинск | Ухта

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты, основанные в 1940 году
  • Города, основанные в XX веке
  • Инта
  • Населённые пункты городского округа Инта

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Инта" в других словарях:

Инта — город (с 1954) в России, Республика Коми, на р. Инта, в 12 км от железнодорожной станции Инта. 55,1 тыс. жителей (1996). Добыча каменного угля. Ремонтно механический, кирпичный заводы; деревообрабатывающий комбинат. * * * ИНТА ИНТА, город в… … Энциклопедический словарь

Инта — город, Республика Коми. Основан в 1940 г. как база комплексной экспедиции по проектированию шахт, с 1959 г. гор. Инта. Название по расположению на берегу р. Инта. Гидроним предположительно из ненец. и(д)та место, обильное водой, переувлажненное… … Географическая энциклопедия

ИНТА — город (с 1954) в Российской Федерации, Республика Коми, на р. Инта, в 12 км от ж. д. ст. Инта. 60,9 тыс. жителей (1991). Добыча каменного угля. Ремонтно механический, кирпичный заводы; деревообрабатывающий комбинат … Большой Энциклопедический словарь

ИНТА — ИНТА, город (с 1954) в Республике Коми, на р. Инта, в 12 км от ж. д. ст. Инта. 52,9 тыс. жителей (1998). Добыча каменного угля. Ремонтно механичсский, кирпичный заводы; деревообрабатывающий комбинат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Инта — Инта, город в Республике Коми, в 608 км к северо востоку от Сыктывкара. Расположен в Предуралье, в 50 км южнее Северного полярного круга, на левом берегу реки Большая Инта (бассейн Печоры), в 12 км от железнодорожной станции. Аэропорт. Население… … Словарь "География России"

инта — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Инта — гор. и ж д. ст. Город расположен в 12 км от ж д. станции на возвышенном лев. берегу р. Большая (Ыджыд) Инта, прав, притока Косью. Дл. 105 км. В 1940 г. сюда приехала комплексная экспедиция для проектирования угольных шахт и с этого времени… … Топонимический словарь Республики Коми

Инта́ — В Республике Коми, республиканского подчинения, в 608 км к северо востоку от Сыктывкара. Расположен в Предуралье, в 50 км к югу от Северного полярного круга, на левом берегу р. Большая Инта (бассейн Печоры), в 12 км от железнодорожной… … Города России

Инта — город в Коми АССР. Расположен на левом берегу р. Большая Инта (бассейн Печоры), в 12 км от ж. д. станции Инта, в 50 км к Ю. от Северного полярного круга. 51 тыс. жителей (1972). Добыча угля (Печорский бассейн), ремонтно механический завод … Большая советская энциклопедия

Инта — город, Республика Коми. Основан в 1940 г. как база комплексной экспедиции по проектированию шахт, с 1959 г. гор. Инта. Название по расположению на берегу р. Инта. Гидроним предположительно из ненец. и(д)та место, обильное водой, переувлажненное… … Топонимический словарь

Читайте также: