Британская индия и создание пакистана доклад

Обновлено: 18.05.2024

Проект декларации английского правительства содержал следующие предложения:

а)Каждая провинция Британской Индии имеет право отказаться принять новую конституцию и сохранить существующее конституционное положение, сохраняя при этом право присоединиться к Союзу, если она пожелает этого.

С теми провинциями, которые не пожелают вступить в Союз, английское правительство готово разработать новое устройство, предоставляющее им в полном объеме тот же статус, что и у Индийского союза.

4. Орган по разработке конституции будет избран членами нижних палат провинциальных законодательных органов на основе пропорционального пред ставительства.

На следующий день (9 августа 1942 г.) рано утром Махатма Ганди, члены Исполнительного комитета Национального конгресса и некоторые другие руководители Конгресса были арестованы, а Всеиндийский комитет и провинциальные комитеты Конгресса были запрещены. «Лорд Линлитгоу стал проводить политику жестоких репрессий по всей Индии. Внезапный арест лидеров Конгресса лишил народ руководителей, а насилия со стороны правительства побудили их прибегнуть к крайним мерам. Полная история ожесточенной борьбы масс, лишенных вождей, против тирании умирающего империализма еще не написана. Согласно официальным заявлениям, было повреждено или разрушено 250 железнодорожных станций и 500 почтовых отделений, подверглись нападениям свыше 150полицейских участков, несколько чиновников и солдат было убито и погибло свыше 900 человек гражданского населения.

Ганди снял с себя всякую ответственность за эти акты насилия. 10 февраля 1943 года он объявил голодовку и прекратил ее по истечении трех недель – срока, который он сам установил. В знак протеста против отказа лорда Линлитгоу освободить Ганди даже тогда, когда жизнь его подвергалась серьезной опасности, три члена Исполнительного совета при генерал-губернаторе – два индуса и один парс – подали в отставку. Вскоре разразился страшный голод в Бенгалии, который унес миллионы жизней и воскресил ужасы 1770 года.

Предложение Раджагопалачари (1944 г.). Между тем Джинна продолжал настаивать на разделе Индии и создании суверенного мусульманского государства. Старый конгрессистскии лидер из Мадраса Ч. Раджагопалачари выдвинул предложение о сотрудничестве между Национальным конгрессом и Мусульманской лигой на основе согласия на создание Пакистана. Махатма Ганди, освобожденный из тюрьмы 6 мая 1944 года, передал это предложение Джинне. Оно заключалось в следующем:

  1. Мусульманская лига поддержит требование о предоставлении независимости и будет сотрудничать с Национальным конгрессом при сформировании временного правительства на переходный период;
  2. по окончании войны плебисцит среди всего населения районов северо-запада и северо-востока, где преобладают мусульмане, решит, будет или не будет создано отдельное государство;
  3. в случае отделения будут заключены соглашения об обороне, средствах связи и по другим важным вопросам;
  4. эти условия явятся обязательными только в случае передачи Англией индийскому правительству всей полноты власти и ответственности по управлению Индией.

Джинна отклонил это предложение. Он отказался разрешить немусульманскому населению областей, в которых преобладают мусульмане, принимать участие в предлагаемом плебисците. Право на самоопределение, которого он требовал для мусульман, не должно было распространяться на немусульманское население (38 процентов всего населения на северо-западе и 48 – на северо-востоке). Он также не согласился на совместный контроль в таких делах общего значения, как оборона.

16 июня 1945 года были освобождены из-под ареста члены Исполнительного комитета Национального конгресса, и в июне – июле 1945 года состоялась конференция ведущих политических деятелей в Симле. Соглашение о составе Исполнительного совета оказалось невозможным. Конгресс настаивал на включении в Совет двух мусульман от Национального конгресса. Являясь национальной, а не религиозной организацией, Конгресс не мог согласиться представлять только индусов. Джинна требовал, чтобы все мусульмане-члены совета назначались Мусульманской лигой. Лорд Уэйвелл объявил о неудаче конференции. Президент Конгресса Маулана Абул Калам Азад заявил, что вице-король позволил Мусульманской лиге задерживать прогресс в стране.

Миссия членов английского кабинета министров (1946 г.). Зимой 1945/46 года Индию посетила парламентская делегация, имевшая целью непосредственно ознакомиться с политическим положением в стране. 19 февраля 1946 года английское правительство сделало в парламенте важное заявление: в Индию будет послана специальная миссия членов английского кабинета министров (миссия кабинета) в составе министра по делам Индии (лорд Петик-Лоуренс), министра торговли (Стаффорд Криппс)и морского министра (А. В. Александер); ей будет поручено вести переговоры с индийскими политическими лидерами об образовании органа по выработке конституции и о создании Исполнительного совета, пользующегося поддержкой главных политических партий. Во время своей миссии министры будут действовать совместно с вице-королем. 15 марта 1946 года премьер-министр Эттли заявил в палате общин, что меньшинству нельзя позволить воспрепятствовать прогрессу большинства. Это заявление было воспринято в Индии как указание на поворот в традиционной английской политике по отношению к Мусульманской лиге.

Три министра прибыли в Карачи 23 марта 1946 года и отбыли в Англию 29 июня 1946 года. В апреле они беседовали со многими индийскими политическими деятелями – лидерами всех партий и групп. В мае в Симле состоялось совещание с представителями Конгресса и Мусульманской лиги, однако Конгресс и Лига не смогли прийти к какому-либо компромиссу. 16 мая 1946 года миссия кабинета объявила свое решение.

Основные итоги деятельности миссии кабинета состояли в следующем.

Образованный таким образом орган по выработке конституции должен был подразделяться натри секции (секция А, соответствующая группеА, и т. д.). Каждой секции надлежало выработать конституцию для своих провинций, решив, нужна ли общая конституция для данной группы провинций. Всем трем секциям и представителям от княжеств нажлежало совместно выработать конституцию для союза. Должен был быть создан консультативный комитет по вопросам прав граждан, меньшинств, территорий племен и особых территорий.

Между тем Джавахарлал Неру сформировал временное правительство из лиц, выдвинутых Конгрессом, которое 2 сентября 1946 года приступило к исполнению своих обязанностей. Джинне было предложено участвовать в правительстве, но он отказался. Однако вице-король лорд Уэйвелл продолжал с ним переговоры, результатом которых было решение о вхождении во временное правительство пяти представителей от Мусульманской лиги. Однако Конгресс и Лига не смогли наладить сотрудничество внутри временного правительства.

1 Эта индусо-мусульманская резня, так же как и последующие конфликты того же порядка, являлись прямым следствием английской политики разжигания религиозной розни в Индии и были инспирированы английскими колонизаторами.

Опубликование этого заявления сопровождалось организованными насилиями в Калькутте, Ассаме, Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции. Немусульманское население сильно пострадало повсюду, в особенности в западных округах Пенджаба, где были убиты тысячи людей. Мусульманской лиге удалось сместить проконгрессистское коалиционное правительство в Пенджабе, где губернатор, в соответствии с разделом 93 закона 1935 года, взял всю власть в свои руки. Однако Мусульманская лига не смогла устранить конгрессистские правительства в Ассаме и Северо-Западной пограничной провинции. Индусы Бенгалии теперь почти единодушно стали высказываться в пользу раздела Бенгалии. Индусы и сикхи Пенджаба также решили, что ради их собственной безопасности нужно требовать раздела провинции, чтобы таким путем поставить округа с индусским большинством вне пределов власти Мусульманской лиги.

В марте 1947 года лорд Маунтбэттен сменил лорда Уэйвелла на посту вице-короля. 3 июня 1947 года Маунтбэттен опубликовал заявление, в котором было изложено его предложение, как решить политическую проблему в Индии. Он предложил раздел Индии, а также раздел трех оспариваемых провинций – Бенгалии, Ассама и Пенджаба. Что касается Бенгалии и Пенджаба, то законодательные собрания должны были решить, подлежат ли эти провинции разделу. В округе Силхет (в Ассаме) намечалось провести референдум для того, чтобы решить, останется ли этот округ частью Ассама (в Индии) или присоединится к Восточной Бенгалии (в Пакистане). Референдум также намечалось провести в Северо-Западной пограничной провинции, чтобы решить, останется ли эта провинция в составе Индии или присоединится к Пакистану.

План Маунтбэттена был принят Конгрессом, Лигой и Сикхской партией и был немедленно осуществлен. Законодательные собрания Бенгалии и Пенджаба высказались за раздел этих провинций. Восточная Бенгалия и Западный Пенджаб присоединились к Пакистану; Западная Бенгалия и Восточный Пенджаб остались в Индийском союзе. В результате референдума в Силхете этот округ был присоединен к Восточной Бенгалии. Демаркация границ новых провинций была произведена арбитражной комиссией. Референдум в Северо-Западной пограничной провинции решил дело в пользу Пакистана. Однако провинциальная организация Конгресса бойкотировала референдум и требовала создания независимого Патанского государства. Белуджистан и Синд решили присоединиться к Пакистану.

Проведя искусственные политические границы внутри Индийского субконтинента, имеющего географическую и культурную общность, авторы плана Маунтбэттена и их сотрудники не смогли разрешить проблем Индии. После создания Пакистана в Западном Пенджабе, Северо-Западной пограничной провинции, Синде, княжестве Бахавалпуре и в Белуджистане в отношении индусов и сикхов были совершены дикие зверства. Более пяти миллионов индусов и сикхов бежали в Индию, оставив все свое имущество в Пакистане. В настоящее время в Западном Пакистане фактически нет не-мусульман. В Восточной Бенгалии положение индусов стало столь опасным, что более двух миллионов пересилились в Западную Бенгалию и Ассам; это бегство все еще продолжается. В свою очередь в Восточном Пенджабе многие мусульмане подверглись насилиям и большинство мусульман этой провинции бежало в Пакистан. В других областях Индийского союза мусульмане всегда находились в полной безопасности.

В политическом отношении оба государства стали, скорее, соперниками, нежели союзниками. Причиной этого является вторжение Пакистана в Каш. мир и его постоянная антииндийская пропаганда в иностранных государствах. Единой экономике Индийского субконтинента был нанесен сильный удар. Последствия этого могут быть поистине катастрофическими.

1Генерал-губернатором Индии остался лорд Маунтбэттен. В 1948 году его сменил Раджагопалачари, который оставил этот пост после провозглашения республики [26 января 1950 г. – Ред.]. В Пакистане 15 августа 1947 года генерал-губернатором стал Джинна.

После смерти Джинны в сентябре 1948 года его сменил Назимуддин. 15 августа 1947 года генерал-губернатор Индии перестал быть вице-королем.

2 15 августа 1947 года король Англии перестал быть императором Индии. С этого времени до 25 января 1950 года он считался королем Индии.

Положения закона о независимости Индии не препятствовали ее полному отделению от Британского содружества наций. 26 января 1950 года Индия стала республикой, результатом чего было прекращение с этого дня всех ее конституционных связей с Британской короной. Однако Учредительное собрание одобрило решение конференции премьер-министров стран Британского содружества наций в апреле 1949 года, согласно которому республиканская Индия остается членом Содружества наций, не будучи зависима от английской короны.

В период между достижением независимости (15 августа 1947 г.) и провозглашением республики (26 января 1950 г.) конституционное развитие княжеств прошло через несколько стадий, которые не могут быть описаны здесь подробно. В настоящее время положение1 таково: 1) три княжества (Кашмир, Хайдерабад и Майсур) сохранили отдельное административное управление в качестве единиц Индийской республики; 2) некоторые княжества (например, Бхопал, Трипура, Манипур) сохранили свое существование, но они управляются непосредственно правительством Индии; 3) некоторые княжества образовали союзы, каждый из которых имеет свое отдельное управление (например, Раджастан и Саураштра); 4) некоторые княжества образовали союзы, которые непосредственно управляются правительством Индии (например, Химачал Прадеш, Виндхия Прадеш); 5) некоторые княжества влились в соседние провинции (например, Барода, Колхапур, Маюрбхандж, Куч Бихар).

Низам Хайдерабада заключил с правительством Индии 29 ноября 1947 года соглашение о сохранении статус кво. В ноябре 1949 года низам формально присоединился к Индийскому союзу.

Наваб Джунагадха хотел присоединиться к Пакистану, но его подданные заставили его^передать княжество под управление индийского правительства. Прекращение самостоятельного существования княжества и его включение в союз Саураштра были утверждены плебисцитом.

В октябре 1947 года махараджа Кашмира присоединился к Индийскому союзу. Юридически княжество является неотъемлемой частью Индийского союза. Вопрос о вторжении Пакистана в Кашмир в настоящее время находится на рассмотрении в Организации Объединенных наций.

Выработка конституции. В результате противодействия Мусульманской лиги, следствием чего явилась неопределенность дальнейшей судьбы плана миссии кабинета, Учредительное собрание не могло проделать существенную работу до окончательной передачи власти 15 августа 1947 года. План Маупт-бэттена устранил все ограничения, которыми было связано Учредительное собрание по плану миссии кабинета; оно стало суверенным органом как в юридическом смысле, так и на практике. 29 августа 1947 года оно назначило комитет для выработки проекта конституции под председательством доктора Б. Р. Лмбедкара. Комитет подготовил проект конституции и представил его президенту 21 февраля 1948 года. После подробного и длительного обсуждения представленного проекта, собрание приняло 26 ноября 1949 года конституцию, 26 января 1950 года она вступила в силу. Этот день был избран для провозглашения республики потому, что начиная с 1930 года день 26 января был признан Днем независимости1.

1 26 января 1930 года Исполнительный комитет Национального конгресса принял резолюцию, гласившую, что Индия должна разорвать связь с Англией и достигнуть пурна сварадж. или полной независимости. Эта резолюция зачитывалась на митингах по всей Индии 26 января начиная с 1930 по 1947 год.

Для осуществления намеченных целей был создан комитет по разделу под председательством вице-короля и равного числа членов от Индийского национального конгресса и Мусульманской Лиги, а также департаменты по разделу армии, финансов, делам княжеств. По получению результатов голосования приступили к работе пограничные комиссии. Одна из них ведала разделом Бенгалии и отделением округа Силхет от Ассама, другая – разделом Пенджаба. Допущенные при проведении линии границы неточности стали в дальнейшем причиной многих пограничных трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети – в Пакистане. Разногласия возникли и при разделе финансов, делопроизводства и центрального административного аппарата. В итоге Пакистан получил 17,5 % банковских авуаров Британской Индии, 20 % делопроизводства и около трети армейского вооружения. В итоге раздела на территории Индии оказались сосредоточены 90 % разведанных запасов полезных ископаемых, 90 % добывающей и обрабатывающей промышленности, почти все чайные плантации, на территории Пакистана – 10 % природных богатств и не более 10 % предприятий. Вместе с тем Пакистан оказался в более выгодном положении в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В состав Индийского Союза вошли Бомбей, Мадрас, Центральные провинции, Орисса, Бихар, Соединенные провинции, Восточный Пенджаб, Западная Бенгалия и Ассам общей площадью 3,288 тыс. кв. км и населением 320 млн человек. Территорию Пакистана составили Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Восточная Бенгалия и Силхетский округ Ассама площадью 945 тыс. кв. км и населением 71 млн человек.

Однако проблема окончательного определения государственных границ между двумя доминионами оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу или Пакистану. Специально созданный департамент по делам княжеств определил порядок передачи политической власти от князей центральным органам власти обоих доминионов и роспуска или интеграции с соединениями индийской и пакистанской регулярных армий княжеских воинских подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакистан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей и проходило в основном на конфессиональной основе. В течение двух лет после предоставления независимости 555 княжеств из 601 присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана, образовав в обоих государствах провинции и округа. В новых провинциях, представлявших собой союзы княжеств или отдельные княжества, были проведены выборы в законодательные органы и созданы правительства. Губернаторами провинций, как правило, оставались бывшие князья. Процесс интеграции княжеств с доминионом в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Как правило, такая обстановка была характерна для регионов Индии с высокой концентрацией мусульманского населения. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжествах Хайдерабад и Джамму и Кашмир. Если введение индийских войск в течение года решило проблему присоединения первого, то положение во втором осталось нерешенным на всем протяжении последующего периода независимого развития Индии и Пакистана, послужив причиной целого ряда военных конфликтов между этими государствами и усложнив общую обстановку в южно-азиатском регионе.

Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Он сохранял Индостан в орбите британских интересов и давал Великобритании право на вмешательство в политическую жизнь Индии и Пакистана. Британские воинские контингенты оставались на субконтиненте на неопределенное время. Сохранялось и финансово-экономическое присутствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, были созданы первые независимые национальные правительства. Правительство Индии возглавил Джавахарлал Неру, правительство Пакистана – Лиакат Али-хан; пост генерал-губернатора Индии перешел от Л. Маунтбэттена к Ч. Раджагопалачари, генерал-губернатором Пакистана стал М. А. Джинна.

Гост

ГОСТ

Пакистанское движение — это движение мусульманского населения Британской Индии, ставившее главной целью создание независимого исламского государства на северо-западе Индийского субконтинента.

Подготовка к созданию Пакистана

Лахорская резолюция (1940 год) — это резолюция о разделении индуистов с мусульманами, принятая на сессии Всеиндийской мусульманской лиги.

Сессия имела историческое значение. Уже в первый день работы Мухаммад Али Джинна представил свое видение решения мусульманской проблемы в Индии. Он заявил, что объединение индуистов и мусульман в рамках одного государства полно рисков в связи с глубокими различиями между ними.

Принятая в результате сессии резолюция отмечала раздел Индии по религиозному принципу с отделением областей, в которых мусульмане преобладали.

Миссия Криппса 1942 года.

Правительство Британии хотело от индийского народа получить помощь во Второй мировой войне и с этой целью направило в Индию Ст. Криппса. Расхождения во взглядах двух основных религиозных общин страны были британцам невыгодны. Однако Мусульманская лига и Индийский национальный конгресс отклонили предложения британцев о создании единого индийского доминиона. Мухаммад Джинна выступил против, потому что план не предполагал создание Пакистана.

Переговоры Ганди и Джинны (1944 год).

Джинна и Махатма Ганди в 1944 году провели важные переговоры в связи с желанием урегулировать индо-мусульманский вопрос.

Переговоры начались 19 сентября 1944 года в Бомбее и продолжались до 24-го сентября. Переговоры оказались безрезультатны, так как Джинна был сторонником раздела Британской Индии, а Ганди считал абсурдной идею создания независимого Пакистана.

Готовые работы на аналогичную тему

Конференция в Симле (1945).

Уэйвелл для обсуждения плана с руководителями главных индийских партий созвал их в Симле 25 июня 1945 года. Лидеры Мусульманской лиги и ИНК приняли участие в конференции, получившей название Конференция в Симле. Между партиями возникли разногласия по вопросу будущего мусульманской общины. Руководители Мусульманской лиги заявили, что являются единственными законными представителями мусульман в Исполнительном совете вице-короля. ИНК пытался доказать, что представляет все индийские общины, в том числе и мусульманскую. Также Конгресс выступил против равенства мусульман и индусов, что завело переговоры в тупик. Таким образом План Уэйвелла провалился.

Выборы 1945—1946 годов.

После провала конференции сэр Уэйвелл объявил, что зимой 1945 года будут проведены выборы Законодательного совета. Он сообщил, что создаст после выборов Исполнительный совет, который будут должны поддержать индийские партии. Мусульманская лига и ИНК выступили против.

М. Джинна заявил, что у мусульман должно быть собственное суверенное государство, а ИНК был против этого. Однако обе стороны приняли участие в избирательной кампании. Они понимали, что выборы будут играть решающую роль в будущем Индии. Лига собиралась победить во всех округах с мусульманским большинством и образом доказать, что является единственным представителем мусульманской общины, а Конгресс ставил главной целью объединить всех индийцев независимо от принадлежности к религии.

На выборах в Законодательный совет в декабре 1945 года была рекордная явка. За Конгресс отдали голоса представители немусульманских округов, а Мусульманская лига набрала большинство в мусульманских округах. Итоговые результаты показали победу Конгресса с более чем 80 % голосов, но и Мусульманская лига отметила выборы как триумф, так как стала единственным представителем мусульман.

Правительственная миссия в Индию (1946).

Попытки правительства Великобритании установить мир между Конгрессом и Мусульманской лиги проваливались. Всеобщие выборы, проведённые в 1945-46 годах, подчеркнули необходимость найти решение политического тупика. Британское правительство направило в Индию специальную правительственную миссию.

  • лорд Лоуренс (секретарь по делам Индии);
  • сэр Стаффорд Криппс (президент торговой палаты);
  • лорд Александр (первый лорд Адмиралтейства).

План 3-го июня (1947)

В апреле 1947 года был завершен план передачи власти в руки индийцам и разделение страны. Британское правительство утвердило план.

План был обнародован 3 июня и стал известен как План 3-го июня.

Основные положения плана:

  • Законодательные собрания провинций Пенджаба и Бенгалии будут разделены на мусульманские и немусульманские районы. Если любая из них решит, что необходимо разделить край, то генерал-губернатор назначит комиссии по демаркации границ и размежеванию мусульманского и немусульманского населения;
  • Законодательное собрание провинции Синд решит, присоединиться ему к существующему Учредительному собранию или к Новому Учредительному собранию;
  • Для определения будущего Северо-Западной пограничной провинции будет проведен референдум.
  • Также возможность высказаться будет предоставлена Белуджистану.
  • Если Бенгалия решит разделиться, то в округе Силхет состоится референдум.

Создание Пакистана

18 июля 1947 года в Британском парламенте был принят Закон о Независимости Индии.

Создавались два государства: Пакистан и Индийский Союз. Также предусматривалось прекращение контроля Британии над Индией с августа 1947 года. Мусульмане после долгой борьбы под руководством Мухаммада Джинны достигли своей цели и получили суверенное государство.

Генерал-губернатором Пакистана стал Мухаммад Али Джинна. Пакистан стал членом Британского Содружества Наций.

Таким образом, на карте мира Пакистан появился в 1947 году. Это было сделано на основе Теории двух наций, предполагавшей разделение Индии на две страны – для индусов и мусульман.

Для осуществления намеченных целей был создан комитет по разделу под председательством вице-короля и равного числа членов от Индийского национального конгресса и Мусульманс­кой Лиги, а также департаменты по разделу армии, финансов, делам княжеств. По получению результатов голосования присту­пили к работе пограничные комиссии. Одна из них ведала разделом Бенгалии и отделением округа Силхет от Ассама, другая — разделом Пенджаба. Допущенные при проведении линии границы неточности стали в дальнейшем причиной многих пограничных трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети — в Пакистане. Разногла­сия возникли и при разделе финансов, делопроизводства и центрального административного аппарата. В итоге Пакистан получил 17,5 % банковских авуаров Британской Индии, 20% делопроизводства и около трети армейского вооружения. В итоге раздела на территории Индии оказались сосредоточены 90% разведанных запасов полезных ископаемых, 90% добывающей и обрабатывающей промышленности, почти все чайные планта­ции, на территории Пакистана — 10% природных богатств и не более 10% предприятий. Вместе с тем Пакистан оказался в более выгодном положении в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В состав Индийского Союза вошли Бомбей, Мадрас, Централь­ные провинции, Орисса, Бихар, Соединенные провинции, Восточ­ный Пенджаб, Западная Бенгалия и Ассам' общей площадью 3,288 тыс. кв. км и населением 320 млн человек. Территорию Пакистана составили Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Восточная Бенгалия и Силхетский округ Ассама площадью 945 тыс. кв. км и населением 71 млн человек.

Однако проблема окончательного определения государствен­ных границ между двумя доминионами оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу или Пакистану. Специально созданный департамент по делам княжеств определил порядок передачи политической власти от князей центральным органам власти обоих доминионов и роспуска или интеграции с соединениями индийской и пакистанской регулярных армий княжеских воинс­ких подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакис­тан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей и проходило в основном на конфессиональной основе. В течение двух лет после предостав­ления независимости 555 княжеств из 601 присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана, образовав в обоих государствах провинции и округа. В новых провинциях, пред­ставлявших собой союзы княжеств или отдельные княжества, были проведены выборы в законодательные органы и созданы правительства. Губернаторами провинций, как правило, остава­лись бывшие князья. Процесс интеграции княжеств с доминио­ном в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Как правило, такая обстановка была характерна для регионов Индии с высокой концентрацией мусульманского населения. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжествах Хайдерабад и Джамму и Кашмир. Если введение индийских войск в течение года решило проблему присоединения первого, то положение во втором осталось нерешенным на всем протяжении последующего перио­да независимого развития Индии и Пакистана, послужив причи­ной целого ряда военных конфликтов между этими государствами и усложнив общую обстановку в южно-азиатском регионе.




Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Он сохранял Индостан в орбите британских интересов и давал Великобритании право на вмеша­тельство в политическую жизнь Индии и Пакистана. Британские воинские контингенты оставались на субконтиненте на неопреде­ленное время. Сохранялось и финансово-экономическое присут­ствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, были созданы первые независимые национальные правительства. Правительство Индии возглавил Джавахарлал Неру, правительство Пакистана — Лиакат Али-хан; пост генерал-губернатора Индии перешел от Л.Маунтбэттена к Ч.Раджагопа-лачари, генерал-губернатором Пакистана стал М. А. Джинна.

Для осуществления намеченных целей был создан комитет по разделу под председательством вице-короля и равного числа членов от Индийского национального конгресса и Мусульманс­кой Лиги, а также департаменты по разделу армии, финансов, делам княжеств. По получению результатов голосования присту­пили к работе пограничные комиссии. Одна из них ведала разделом Бенгалии и отделением округа Силхет от Ассама, другая — разделом Пенджаба. Допущенные при проведении линии границы неточности стали в дальнейшем причиной многих пограничных трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети — в Пакистане. Разногла­сия возникли и при разделе финансов, делопроизводства и центрального административного аппарата. В итоге Пакистан получил 17,5 % банковских авуаров Британской Индии, 20% делопроизводства и около трети армейского вооружения. В итоге раздела на территории Индии оказались сосредоточены 90% разведанных запасов полезных ископаемых, 90% добывающей и обрабатывающей промышленности, почти все чайные планта­ции, на территории Пакистана — 10% природных богатств и не более 10% предприятий. Вместе с тем Пакистан оказался в более выгодном положении в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В состав Индийского Союза вошли Бомбей, Мадрас, Централь­ные провинции, Орисса, Бихар, Соединенные провинции, Восточ­ный Пенджаб, Западная Бенгалия и Ассам' общей площадью 3,288 тыс. кв. км и населением 320 млн человек. Территорию Пакистана составили Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Восточная Бенгалия и Силхетский округ Ассама площадью 945 тыс. кв. км и населением 71 млн человек.

Однако проблема окончательного определения государствен­ных границ между двумя доминионами оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу или Пакистану. Специально созданный департамент по делам княжеств определил порядок передачи политической власти от князей центральным органам власти обоих доминионов и роспуска или интеграции с соединениями индийской и пакистанской регулярных армий княжеских воинс­ких подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакис­тан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей и проходило в основном на конфессиональной основе. В течение двух лет после предостав­ления независимости 555 княжеств из 601 присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана, образовав в обоих государствах провинции и округа. В новых провинциях, пред­ставлявших собой союзы княжеств или отдельные княжества, были проведены выборы в законодательные органы и созданы правительства. Губернаторами провинций, как правило, остава­лись бывшие князья. Процесс интеграции княжеств с доминио­ном в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Как правило, такая обстановка была характерна для регионов Индии с высокой концентрацией мусульманского населения. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжествах Хайдерабад и Джамму и Кашмир. Если введение индийских войск в течение года решило проблему присоединения первого, то положение во втором осталось нерешенным на всем протяжении последующего перио­да независимого развития Индии и Пакистана, послужив причи­ной целого ряда военных конфликтов между этими государствами и усложнив общую обстановку в южно-азиатском регионе.

Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Он сохранял Индостан в орбите британских интересов и давал Великобритании право на вмеша­тельство в политическую жизнь Индии и Пакистана. Британские воинские контингенты оставались на субконтиненте на неопреде­ленное время. Сохранялось и финансово-экономическое присут­ствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, были созданы первые независимые национальные правительства. Правительство Индии возглавил Джавахарлал Неру, правительство Пакистана — Лиакат Али-хан; пост генерал-губернатора Индии перешел от Л.Маунтбэттена к Ч.Раджагопа-лачари, генерал-губернатором Пакистана стал М. А. Джинна.

Читайте также: