Рабство у хеттов доклад

Обновлено: 05.07.2024

Студентки I курса д/о

Источники по истории Хеттского царства немногочисленны, поэтому о правовом положении зависимого населения в Хеттском государстве можно судить исключительно по Хеттским законам, которые являются важнейшим источником для реконструкции экономической и социальной структуры хеттского общества, а так же его правовых постановлений. Хеттские законы дошли до нас в одной древнехеттской копии, которая датируется концом XVI - началом XV в. до н. э. (конец Древнехеттского периода) и в нескольких более поздних копиях Новохеттского периода. (около XIII в.).

В середине 60—х гг. в Советском Союзе вновь развернулась дискуссия, касающаяся проблем социальных отношений в странах Востока. Стали пересматриваться предыдущие оценки и точки зрения по отдельным проблемам, посвященным рабству в древности. Вопрос о рабских и нерабских формах зависимости был тщательно рассмотрен Г.Г. Гиоргадзе.

Теперь можно поговорить о каждой работе по отдельности, о представленных в работах взглядах на проблему и о взаимосвязи их друг с другом.

Менабде очень тщательно исследует термин НАМРА. По его мнению, так обозначались и военнопленные, и непокорное население завоеванных областей. Автор неоднократно подчеркивает, что этот этот термин указывал на происхождение, не на социальный статус. Основное аргумент, который приводит Менабде, это разноплановость применений: НАМРА могли использовать и на сельскохозяйственных работах, и в ремесле, и НАМРА даже могли становится воинами. Но в любом случае НАМРА оставались зависимыми, хоть и степень их зависимости могла меняться.

Все представленные точки зрения в той или иной мере продолжают мысль В.В.Струве о рабовладельческом обществе Древнего Востока.

Таким образом, концепция Гоиргадзе является своеобразным компромиссом между всеми остальными точками зрения.

Под конец стоит добавить, что Хеттские Законы иногда совсем неточны, поэтому очень трудно понять, о ком идет речь, поэтому иногда трудно определить к какой теме относится и что хочет до нас донести определенная статья.

Все авторы, которые когда-либо занимались этой проблемой, рассмотрели ее уже с углов, но по-прежнему нет единого мнения: Дьяконов, Гиоргадзе и Повов говорят об архаичности хеттского общества, о том, что раб не был абсолютно лишен прав, а имел права распоряжаться своим имуществом. В.В.Струв же считает, что хеттское общество было рабовладельческим, а хеттский раб был лишен всевозможных прав.

В своей работе я хотела показать основные ветви дискуссии по данной проблеме. Сама дискуссия еще довольно далека от принятия какого-либо единогласного решения.

Похожие страницы:

История Ассирии

. вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне . ) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины - " . и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено . также некие категории зависимых людей, однако точный .

Культура Ассирии

. и перехода к классовому обществу, для организации искусственного . вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском . ) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины - . также некие категории зависимых людей, однако точный .

Международное право (12)

. в отношении других людей и того общества и государства, к . назва­ние и некоторые особенности правового положения. В настоящее время преобладающим . . Еще в дого­воре хеттского царя Хаттусили III и . индустрии. В зависимости от технологической сложности .

Древний Египет (8)

. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. 3.1 Древнее царство . социально-правовом статусе, в зависимости от . правовом положении отдельных слоев трудового люда . или хеттских царей) социальное положение обидчика .

Философия как наука, история философии

. или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще . движения — ограничить зависимость людей от государства п могущественных . к варварству. Наш правовой строй и вся наша . 4. шумеро-аккадская (шумерская, хеттская и вавилонская) 5. египетская 6. .

Третья таблица законов является переработкой первой таблицы, относится возможно, к XIII веку.
Важным источником является также дарственная грамота царя Арнуванды III (около 1220 – 1190 гг. до н.э.) и царицы Асмуникал (перевод В. В. Струве в ХИДВ. М., 1963).
Историография по проблемам рабства у хеттов опирается главным образом на интерпретацию данных текстов.

В. В. Струве высказал мысль, что хеттское государство достигло высокой степени развития рабовладения, причем рабы были превращены во вполне зависимую, подчиненную и бесправную массу.

Оппоненты упрекали В.В. Струве в том, что он преувеличивает степень развития рабовладельческих отношений на Древнем Востоке, недооценивает значение сельской общины, не видит качественных различий между обществами Востока и античного мира (Рима).

И. М. Дьяконов допускает относительно большую свободу раба. Автор объясняет это явление тем, что несмотря на ярко выраженный рабовладельческий характер законов, в хеттском праве еще не был проведен последовательно до конца взгляд на раба, как на вещь, вследствие чего в нем признавали некоторые элементы личности.

Э. А. Менабде приходит к выводу, что раб в хеттском обществе был существом бесправным, собственностью своего хозяина, но и в то же время за ним признавали известную свободу, что, однако, не меняло существа его положения. В некоторых других работах, комментируя Хеттские законы, авторы высказывали мысль об относительной мягкости и гуманности этих законов в отношении рабов и считали, что раб имел возможность обогащаться.

Две работы — В. Корошеца и В. Соучека — представляют собой краткие исследования по отдельным вопросам рабства. В. Корошец подчеркивает, что хеттский раб был не только объектом, но и субъектом права. Е. Ньюфельд высказывал мнение, что, хотя рабский режим в Хеттском царстве и был суровым, все—таки права рабов были довольно значительны и они могли совершать некоторые правовые акты, могли иметь в известном смысле имущественную правоспособность и т. п. Несмотря на это, автор принимает взгляд на раба как на собственность или экономическую ценность, а не как на человеческое существо.


А. Гётце относит рабов к самому низшему классу и считает, что велся поголовный счет их, как скота. Несмотря на это, А. Гётце считает, что в общественном смысле рабов признавали за людей низшей ступени. По мнению автора, рабство, очевидно, не мешало приобретению имущества, на базе которого в хеттском обществе происходила усиленная социальная перегруппировка, стиравшая постепенно грань между свободными и рабами. Последнее утверждение автора трудно принять, потому что в законах четко различаются свободный человек и раб.
Другие ученые обходят вопросы о статусе рабов, довольствуясь кратким описанием их положения, и притом главным образом в моральном аспекте. Все эти противоречивые положения содержат, однако, зерно истины. Расхождения, которые на первый взгляд так очевидны, можно объяснить до известной степени как разным методологическим подходом авторов, так и материалом источников, которым они пользовались.

Источники рабства в Хеттском государстве можно разделить на две категории: основную и второстепенную. К первой относится обращение в рабство военнопленных, должников (долговая кабала) и преступников, а также покупка рабов. Ко второй рабство – как результат бракосочетания, кражи или похищения.
Помимо этого рабство следует рассматривать и во времени. В этом аспекте можно выделить рабство ограниченное и неограниченное хронологически. К ограниченному хронологически рабству можно отнести временную и пожизненную зависимость раба, к неограниченному – наследственную зависимость. В первом случае рабство не выходит за рамки определенного срока, во втором – оно ограничено жизнью данного (обычно свободнорожденного) лица, а в третьем – рабство переходит от отца к сыну, т. е. распространяется на весь род и потомство данного раба.
Изучая источники рабства у хеттов, можно заметить, что основную массу рабов составляли военнопленные. Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Историографический обзор.
Студентки I курса д/о

Руководитель семинара:
Москва,

Источники по истории Хеттского царства немногочисленны, поэтому о правовом положении зависимого населения в Хеттском государстве можно судить исключительно по Хеттским законам, которые являются важнейшим источником для реконструкции экономической и социальной структуры хеттского общества, а так же его правовых постановлений. Хеттские законы дошли до нас в одной древнехеттской копии, которая датируется концом XVI - началом XV в. до н. э. (конец Древнехеттского периода) и в нескольких более поздних копиях Новохеттского периода. (около XIII в.).

В середине 60—х гг. в Советском Союзе вновь развернулась дискуссия, касающаяся проблем социальных отношений в странах Востока. Стали пересматриваться предыдущие оценки и точки зрения по отдельным проблемам, посвященным рабству в древности. Вопрос о рабских и нерабских формах зависимости был тщательно рассмотрен Г.Г. Гиоргадзе.

Теперь можно поговорить о каждой работе по отдельности, о представленных в работах взглядах на проблему и о взаимосвязи их друг с другом.

Менабде очень тщательно исследует термин НАМРА. По его мнению, так обозначались и военнопленные, и непокорное население завоеванных областей. Автор неоднократно подчеркивает, что этот этот термин указывал на происхождение, не на социальный статус. Основное аргумент, который приводит Менабде, это разноплановость применений: НАМРА могли использовать и на сельскохозяйственных работах, и в ремесле, и НАМРА даже могли становится воинами. Но в любом случае НАМРА оставались зависимыми, хоть и степень их зависимости могла меняться.

Все представленные точки зрения в той или иной мере продолжают мысль В.В.Струве о рабовладельческом обществе Древнего Востока.

Таким образом, концепция Гоиргадзе является своеобразным компромиссом между всеми остальными точками зрения.

Под конец стоит добавить, что Хеттские Законы иногда совсем неточны, поэтому очень трудно понять, о ком идет речь, поэтому иногда трудно определить к какой теме относится и что хочет до нас донести определенная статья.

Все авторы, которые когда-либо занимались этой проблемой, рассмотрели ее уже с углов, но по-прежнему нет единого мнения: Дьяконов, Гиоргадзе и Повов говорят об архаичности хеттского общества, о том, что раб не был абсолютно лишен прав, а имел права распоряжаться своим имуществом. В.В.Струв же считает, что хеттское общество было рабовладельческим, а хеттский раб был лишен всевозможных прав.

В своей работе я хотела показать основные ветви дискуссии по данной проблеме. Сама дискуссия еще довольно далека от принятия какого-либо единогласного решения.

Хетты

Древние хетты – кочевой народ, живший на территории Малой Азии во II-I тысячелетии до н. е. И как полагается всякому кочевому народу хетты были весьма воинственными, часто воюя с соседними государствами: древним Египтом, Вавилоном, Ассирией. Любопытно, что сами о себе хетты практически не оставили письменных свидетельств, и то что мы знаем о них, мы знаем благодаря археологическим раскопкам и также письменным источником их извечных врагов – египтян, а также ассирийцев и вавилонян, с которыми хетты также немало воевали. Краткое упоминание о хеттах есть и в Библии. О том, какой была история древних хеттов, устройство их государства, а также их культура и религия, читайте далее.

Это интересно: чаще всего хетты воевали именно с древними египтянами, и вот перед одной из битв они применили очень остроумный ход. Кошка – священное животное в древнем Египте, она олицетворяла собой кошачью богиню Бастет и очень почиталась египтянами, а за убийство кошки, как и за убийство человека, даже предполагалась смертная казнь. Зная о столь сильной любви египтян к хвостатым и усатым четвероногим питомцам, хеттские воины привязали к своим щитам живых кошек и котов. Видя это, египтяне попросту отказались от битвы…

История

Територия проживания хеттов

Территория проживания древних хеттов. То есть жили они преимущественно на территории современной Турции, а также частично Сирии и Ливана.

Среди историков нет согласия относительно происхождения хеттов, одни полагают, что на территорию нынешней Турции хетты пришли с балканского полуострова, другие считают, что хетты издревле жили на этих землях и ни откуда не приходили. Но даже если хетты пришли на эти земли, то тут они смешались местными племенами и создали новую народность.

Будучи конным народом, хетты стали активно использовать конницу в военных целях, что сделало конных хеттских воинов одними из лучших на древнем Востоке. Вскоре разрозненные хеттские племена объединились в единое государство, положив начало хеттской цивилизации.

Историю хеттского народа делят на три условных периода:

  • древний (1650—1500 гг. до н. э.),
  • средний (1500—1400 гг. до н. э.),
  • новый (1400—1200 гг. до н. э.).

Изначально хетты жили согласно традициям родового строя, характерного для первобытных времен, но с развитием цивилизации и культуры их государственное устройство стало усложняться. Многие полезные вещи, такие как земледелие и обработка железа были заимствованы хеттами у соседних оседлых народов.

Государство хеттов было самой настоящей военной демократией, то есть обладало таким государственным устройством, где каждый здоровый мужчина – воин, и каждый воин принимает участие в государственных собраниях. Царь хотя и являлся номинальным главой такого общества, но его власть была не абсолютной и уж точно не безграничной. Если мужчины-воины были не довольны своим царем, то не проблемой было избрать нового.

Еще интересно, что хеттскому царю наследовал не его сын, а усыновленный племянник – сын его сестры. Высоким положением в хеттском обществе обладала и царица, если царь умирал, то она сохраняла свой статус, в то время как жена нового царя была лишь супругой царя.

Хетты

Впрочем, среди хеттских царей встречались и выдающиеся государственные деятели. Таким, например, был царь Лабарна I, правивший в период около 1675—1650 гг. до н. э. Он был великим реформатором и не менее великим завоевателем. При его правлении хеттское государство окрепло и завоевало еще больше земель. Приемники Лабарны продолжили завоевательную политику, экспансию на восток, где столкнулись с куда более развитыми древними государствами Вавилоном и Египтом. Борьба шла с переменными успехом, но при правлении хетского царя Мурсили I (около 1625—1590 гг. до н. э.) военная удача настолько улыбнулась хеттам, что они покоряют сам Вавилон.

В XIV в. до н. э. Хеттское царство находится на вершине своего могущества, на равных соревнуясь за первенство на древнем Востоке с Египтом и Ассирией. Покоренные народы исправно платят дань, которая стекается в Дом печати – царскую сокровищницу правителей хеттского государства.

В целом история Хеттского царства это история непрерывных войн, которые, то вело со своими соседями, завоевывая новые земли, непрерывно соревнуясь с другими государствами. Но военная удача, увы, изменчива. В XIII в. до н. е. хетты вступают в длительное противостояние с египтянами за ряд земель на территории современной Сирии. Хотя это противостояние, в конце концов, завершилось мирным договором, тем не менее, длительная война очень сильно подорвала силы хеттов, приведшая к кризису, как политическому, так и экономическому.

Битва хеттов с египтянами

Битва хеттов с египтянами.

Знать и простые воины были недовольны своими царями, которые не смогли обеспечить победу, а экономика была подорвана непрерывными военными экспедициями.

Культура

По культурному развитию кочевые хетты были гораздо ниже своих соседей, тех же египтян или вавилонян. Говоря простым языком, хетты, были такими себе гопниками древнего Востока. Тем не менее, чем больше они соприкасались со своими более культурными соседями, тем больше они у них перенимали и в плане культуры.

В частности у вавилонян ими были переняты традиции зодчества и архитектуры, постройки хеттов, подобно вавилонским, обладали самобытной монументальностью.

В центральной Турции сохранилось древнее хеттское святилище Язылыкая.

Язылыкая

Знаменитые рельефы хеттских подземных богов, высеченные тут, являются отличным памятником искусства хеттских зодчих. А в работе художников, создававших эти чудесные изваяния, прослеживаются следы влияния вавилонского искусства.

Отдельного внимания заслуживает раскопанная турецкими археологами столица хеттского государства – город Хаттуса. Он обладал весьма необычной архитектурой, будучи со всех сторон окруженным каменными стенами циклопической формы. Внешне город был мощной крепостью, способной выдержать осаду. А внутри находились красивые дворцы, с украшенными изнутри каменными плитами. У центральных городских ворот находились две большие статуи львов, вероятно предназначенные для устрашения потенциальных врагов.

Хаттуса

Те самые львиные ворота.

Отдельного упоминания заслуживает и керамика хеттов – посуда, сделанная хеттскими гончарами, представляла собой полихромные изделия красивой ручной работы. Сосуды украшались различными геометрическими рисунками красной, черной либо белой красками. Порой на них наносились и разные рисунки, особенно часто хеттские мастера любили изображать птиц.

хеттская керамика

Религия

Хетты подобно многим другим языческим кочевым народом были политеистами и верили в существование множества различных богов и духов. Их вера давала ответы на многие вопросы, на которые в те времена еще не мог быть получен научный ответ. К примеру, подобно древним славянам хетты поклонялись богу грома, если у нас это был Перун, то его хеттский аналог звался Тешубу. Изображали его соответственно: с молниями в одной руке, и двойным топором в другой. Образ грозного бога довершала борода и египетская корона (культурное влияние египтян).

Интересно, что практически всю информацию, которую мы знаем о хеттских богах, мы знаем из одного любопытного исторического документа – мирного договора между хеттами и египтянами, который был заключен фараоном Рамзесом II. В частности в договоре говорится о том, что цари хеттов и Египта заключили мир, и теперь являются друзьями, и союз этот одобрен богами, и далее идет перечень богов и богинь, как египетских, так и хеттских.

Важным богом хеттов был Сутех – бог ярости, Сандана – бог Солнца, Тисбу – бог ветров. В основном все боги хеттского пантеона имели дикий и воинственный характер, то есть во многом были под стать самим хеттам.

Боги мужчины имели и свои женские половины, так богиней любви была Астарта, это хеттский вариант греческой Афродиты или римской Венеры. Также большим почетом пользовалась богиня Кибела – матерь богов в хеттской мифологии.

Чтобы задобрить своих богов хетты приносили им в жертву разных животных, обычно коз или баранов, иногда быков. А вот свиней приносить в жертву было нельзя, так как свинья считалась нечистым животным.

Читайте также: