Материнство как социальный институт доклад

Обновлено: 04.05.2024

В статье рассматриваются значение и роль института материнства в социокультурной сфере общества; раскрываются основные положения научно-исторических и социально-педагогических аспектов материнства в контексте российского историко-образовательного пространства. Исследование материнства как социального института современного общества направлены на реализацию следующих целей: разработка научных основ планирования воспитательного процесса в условиях семьи; определение главных направлений реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Авторами раскрыты проблемы материнства как одного из наиболее важных институтов современного общества. Высказано мнение о том, что наблюдение за развитием материнства позволит проследить за изменениями, происходящими в обществе, поскольку данный институт, как зеркало, отражает происходящие процессы в обществе, экономике, культуре, политике, духовной сфере. Именно поэтому проблемы материнства - это проблемы всей общественности, которые затрагивают все сферы ее деятельности. Выявлена динамика деятельности государства по поддержке института материнства и детства. В статье исследованы функции материнской школы: эмоционально-интуитивная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая, социализирующая, образовательная, а также раскрыто понятие материнской школы как наиболее значимой ступени системы непрерывного образования, ее значение в повышении качества образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова

Об авторах

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий,

Список литературы

1. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2010. № 4. С. 134-150.

2. Балаш В.А., Родионова Л.А. Уровень рождаемости в России: основные тенденции и модели исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 12. С. 84-88.

3. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: НИИ семьи, 2011. 231 c.

4. Брутман В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 110-118.

5. Брутман В.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.

8. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

9. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. М.: Сфера, 2009. 256 с.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.

11. Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М.: Синапс, 1993. 354 с.

12. Мельников В.П. История социальной работы в России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006. 42 с.

13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.

14. Плотникова Е.Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. 2011. №2. С.1-5.

15. Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27-37.

17. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.И. Мосовичев. М.: Норма, 2008. 608 с.

18. Целуйко В.М. Одинокая мать и ее ребенок (Психологические проблемы внебрачных детей) // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 1. С. 71-85.

Материнство - сложный феномен, имеющий свои физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который включает в себя способы воспитания женщины как матери.

Мать — самый нужный ребенку человек. Ему как воздух, как тепло необходима материнская любовь и забота, ребенок должен расти в эмоционально теплом и стабильном окружении.

Значение материнства как института воспитания меняется в зависимости от социально-экономических и других условий развития общества (от исключительно общественного до домашнего воспитания). Материнство как социальный институт занимает довольно большое место в деятельности социальных работников различных социальных служб современного общества.

При всем разнообразии существующих направлений в изучении проблемы материнства их можно свести к двум основным: традиционному и эгалитарному.

В рамках традиционного направления материнство рассматривается с природно-биологических позиций и представляется основной формой самореализации женщины, предназначенной ей от природы.

Опыт работы родильных домов и женских консультаций показывает, что многие женщины не готовы к выполнению своих материнских обязанностей. Иногда рождаются нежеланные и нелюбимые дети. Часто после рождения ребенка у молодой матери нет настоящей любви к нему, что может резко повлиять на моральное и психическое развитие таких детей. Нежеланный ребенок уже заранее обречен на неблагоприятную для его психического и духовного развития среду, потому что материнская любовь - основа становления личности ребенка. Здесь важно не только овладение матерью какими-то систематизированными знаниями в области педагогики, психологии, санитарии, гигиены, но и формирование у нее чувства сердечной привязанности к собственному ребенку.

Выводы: в наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметно возросло стремление к высокому профессиональному статусу и карьере, отмечается повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления, что, естественно, препятствует родительству. Материнство, будучи основной частью социального института родительства, влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Основная функция материнства - репродуктивная и воспитательная. Опыт работы родильных домов и женских консультаций показывает, что многие женщины не готовы к выполнению своих материнских обязанностей.


Практически в каждой стране отмечается День Матери – праздник, в который принято почитать и оказывать дополнительные знаки внимания мамам.

В современной России День Матери празднуют с 1999 года. С тех пор будущие и уже состоявшиеся мамы получают поздравления, букеты и приятные сюрпризы. Торжество дня Матери в РФ проводится в последнее воскресенье ноября. В этом году мы будем отмечать его 27 ноября.

Этот праздник имеет очень давнюю историю. Еще в Древней Греции существовал культ матери. Все поклонялись пред матерью богов Геей. Для этого выделялся определенный день, в который проводились жертвенные ритуалы и праздничные шествия. У жителей Древнего Рима также был обычай в течение трех дней ранней весной воспевать прародительницу всех богов по имени Кибеле. Древние кельты чествовали богиню- мать Бриджит.

В конце ХVII века в Англии королем Генрихом был издан указ, о том что во время Великого поста, каждое второе воскресенье – мамин день. В это время всякий, кто уже самостоятельно зарабатывает на жизнь, был обязан навестить свою мать и преподнести ей подарки, приобретенные за личные средства.

Как показали социологические исследования, день Матери и сегодня является наиболее популярным во всем мире торжеством. И это не случайно, так как очень трудно найти такого человека, который не любил бы свою мать.

Однако, следует помнить, что матерями не рождаются, стать матерью – это великий и упорный труд .

Материнство - довольно сложный социальный феномен, имеющий долгую эволюционную историю, культурные и ин­дивидуальные особенности, рассматривающийся с двух основных позиций: материнство как обес­печение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

В настоящее время существует несколько точек зрения на материнство. Одни исследователи рассматривают материнские чувства как природную особенность женщи­ны. Другие утверждают, что материнство — это понятие, которое не просто эволюционирует, но и напол­няется в различные исторические периоды различным содержа­нием; рассматривают во взаимосвязи три главные соци­альные женские роли: матери, жены и свободно реализу­ющейся женщины и полагают, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей.

К сожалению, в наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей современной женщины. Заметное возрастание стремле­ния к высокому профессиональному статусу и карьере, к материальному благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют материнству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубля­ется сложившееся положение и разрывом межпоколенных связей, а следовательно - утратой традици­онных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказы­вается неосведомленной об элементарных особенностях разви­тия ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении.

В создавшихся условиях молодые матери должны получать недостающую им информацию. Все это вызывает необходимость направлен­ного формирования не только информационных, но и эмоциональных основ материнской сферы. Ее построение стано­вится задачей самого субъекта материнства. Женщина должна развивать свои чувства и знать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к материнству не должна огра­ничиваться ведением беременности и сведениями об уходе за ребенком и кормлении. В нее обязательно должно быть включено развитие эмоциональной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения.

В нашем городе деятельность по формированию материнской компетентности у молодых матерей как психо-эмоциональной готовности к материнству в период ожидания, рождения и воспитания ребенка возложена на специалистов отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Центра социальной помощи семье и детям.

Ожидаемым результатом процесса формирования основ материнской компетентности является развитое отношение матери к ребенку как к субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться на особенности поведения ребенка и свое состояние, для понимания ребенка; наличие необходимых знаний о физическом и психическом развитии ребенка, о возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; овладение навыками воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

Емельянова Галина Николаевна , заведующий отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ГБУ г.Севастополя Центр социальной помощи семье и детям

Андрющенко А.И. Социология семьи. СПб., 2011

Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности.//Вопросы пси­хологии. 1997. №6. С. 38—47

Материнство — биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери. Биологическое и юридическое материнство могут не совпадать. Материнство, будучи основной частью социального института родительства, влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, обеспечивает усвоение социальных ролей.

Значение материнства как института воспитания меняется в зависимости от социально-экономических и других условий развития общества.

Стадии развития родительства по э.галински

В работах Э. Галински выделяются шесть стадий родительства.

Первая стадия — стадия формирования образа — продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним. На второй — стадии выкармливания (от рождения до 1 года) — центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком.

Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Насколько мой ребенок отвечает идеальному его образу, созданному в моем представлении? Могу ли я принять ребенка таким, какой он есть? Насколько я сам удовлетворяю себя как родитель? Ответы на эти вопросы предполагают рефлексию, развернутую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребенком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом ≪работы над ошибками≫ раннего периода становления родительства. Четвертая стадия —стадия интерпретации — приходится на младший школьный возраст: здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми. Пятая — стадия взаимозависимости — характеризуется изменением структуры властных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подростками с учетом их стремления к автономии и независимости. На шестой стадии — стадии расставания — родители должны окончательно признать взрослость и независимости детей, принять их психологический ≪уход≫ и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были.

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля .

. трактовать родительскую позицию как систему отношений родителя к своему ребенку, к себе как родителю, к родительской роли, к родительству и воспитанию, как к определенному роду деятельности. . потворствующий родитель". Каждый тип взаимодействия предполагает свою позицию родителя и ребенка. Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как: .

Причины нарушений родительской любви.

• Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост.

• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следствие, перенос на него негативного эмоционального отношения.

• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания и психологической травмы, например утраты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирующей ситуации.

Личностные особенности родителя

Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая ≪шизофреногенная мать≫, обнаруживающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведение характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка.

•Индивидуально-типологические особенности ребенка — ≪трудный темперамент≫, чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность

Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.

Типы родительской любви (по а.В. Спиваковской)

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком).

Копия 2 распр.нарушения у детей

. четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной . Ричардсон, 1997). А. Басс и А. Дарки (Райгородский, 1998а) выделяют пять основных типов агрессии: • физическая агрессия (физические действия против кого‑либо); • раздражение (вспыльчивость, .

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).

Любовь по типу снисходительного отстранения(симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция).

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция).

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция).

Преследование (антипатия, неуважение, близость).

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).

Характер и типы эмоциональных отношений родителей к детям.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями..

Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

Копия 2 распр.нарушения у детей

. четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной . Ричардсон, 1997). А. Басс и А. Дарки (Райгородский, 1998а) выделяют пять основных типов агрессии: • физическая агрессия (физические действия против кого‑либо); • раздражение (вспыльчивость, .

Этапы формирования отцовской сферы

Первый: От зачатия до 3 лет – я сам!

Нежность для мальчика — Некоторые мамы и многие отцы думают, что мальчик, в отличие от девочки, не нуждается в ласке и поцелуях.

Мужской объект для подражания — Очень важен для формирования отцовского инстинкта пример отца, который вступает в самый активный период авторитета, когда мальчик приближается к трем годам: именно в этот момент ребенок переключается с мамы на папу (мужской объект).

Культ самостоятельности — Важный момент первого этапа формирования отцовского инстинкта – культивация самостоятельности. Родители могут подавлять или наоборот развивать инициативность ребенка. Поощряйте их самостоятельность в любых ее проявлениях.

Второй: От 3 до 6 лет – игра в куклы

С 6-7 лет у всех детей, и у мальчиков в том числе, начинается очень интересный период – нянченье. Это закономерное продолжение эпопеи с игрушками: потренировались на куклах, пора закреплять полученный опыт на практике.

В этот период у мальчика формируется степень ответственности за подопечный объект.

Четвертый: половое созревание – я классный

Это период интимно-личностного развития, когда формируется понимание того, что собственное тело заслуживает уважительного отношения. Поллюции и мастурбация в жизни мальчика – абсолютно нормальное явление. И вообще в этом возрасте крайне важны партнерские отношения с авторитетным представителем сильного пола. Разговаривать нужно обо всем: особенностях своего тела, интимных отношениях, девушках, контрацепции.

Пятый: юношеский – закладка ценностей

С 15-16 до 25 лет в мужчине формируются понятия о приоритетах и ценностях. Если родители научат сына, что семья и дети – это важно, так оно и будет.

Шестой: собственная семья – преодоление страха

Рано или поздно в молодой семье начинаются разговоры о детях. Даже если мужчина всей душой хочет ребенка, мысли о том, что он действительно может появиться, могут ввести будущего папу в состояние ступора. И является свидетельством серьезного подхода к отцовству.

Седьмой: беременность – тактика малых добрых дел

Во время беременности мужчины часто испытывают чувство растерянности: они не знают, что делать.

Восьмой: малыш родился! – папино время

После родов важно правильно расставить приоритеты: вы – с малышом, папа – добытчик средств к существованию. Но это в рабочее время, а по возвращении домой отец и его наследник должны общаться тет-а-тет хотя бы 10 минут.

Гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи

. дети, лишенные родительского попечительства [13, с. 32-33] Объект исследования: особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи. Предмет исследования: гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи. Цель исследования: выявление особенностей влияния воспитания вне семьи .

Отцовство и его изучение в научной литературе

Родительские директивы.

Родительское поведение животных.Родительское поведение животных .

. потомства. Особенно ярко проявляются родительские инстинкты при непосредственной опасности, грозящей гибелью потомству. 1. Родительское поведение животных Родительское поведение животных (animal parental behavior) . включает в себя все типы поведения, направленные на заботу .

Часто эта директива налагается на младших или единственных детей. Ситуация усугубляется, если родители усматривают свою ценность лишь в том, чтобы быть хорошим отцом или матерью.

Модель а.Адлера, р. Дрейкуса и типы негативного поведения ребенка

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, Которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии.

По А. Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений.

Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, является: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты.

Последователем А.Адлера был педагог Р. Дрейкурс, который разделил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Задачи воспитания родителям и своих детей он видел в:

— уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;

— понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

— выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком;

— нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Формы неправильного поведения рассматриваются как ошибочные подходы, используя которые дети стараются найти себе место внутри семьи или группы и обеспечить чувство сопричастности, безопасности и признания.

Негативное поведение преследует вполне определенные цели.

Требование внимания различными способами, в том числе причиняя беспокойство, вызывая раздражение, особенно если в этом дети видят единственный способ, чтобы родители их заметили, занимались ими.

Демонстративное неповиновение является следствием ложного вывода детей о том, что они могут самоутвердиться, настояв на исполнении своих желаний, доказав свою силу в противоборстве со взрослым.

Утверждение своей несостоятельности или неполноценности, демонстрация подлинного или воображаемого бессилия помогают отказываться от общения, поручений, ответственности.

Многие дефектные типы поведения – неуспеваемость, лень, ночное недержание мочи, ложь, воровство – могут быть выражением стремления к одной из перечисленных целей. Взрослый, высказав ребенку свое предположение о причинах плохого поведения, должен внимательно относиться к его эмоциональным проявлениям, ориентироваться на спонтанную реакцию, особую улыбку или блеск в глазах, рефлекс признания. Затем в подходящее время можно попытаться раскрыть смысл поступка в гипотетической, не осуждающей манере. При таком подходе дети могут по-новому осознать свои действия, опираясь на логические рассуждения взрослого.

Чтобы дефектные цели детей изменились, родителям нужно преодолеть привычное стремление усилить нажим на ребенка и творчески подойти к поиску адекватных приемов установления новых, конструктивных взаимоотношений.

Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как .

. в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. . техницизм в подходе к человеку. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не .

Вывод: дананя проблема актуальна в настоящее время, ЗНАНИЕ ЭТИХ ВОПРОСОВ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОЛОНОГО нормального воспитания ребенка в семье.

Примеры похожих учебных работ

Дошкольное воспитание №5, 1989

. ­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий . для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования . ­сти для партнера три типа игрового действия существенно различаются. .

Копия 2 распр.нарушения у детей

. занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа .

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в .

. ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - . деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет .

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

. отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность . • безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; • . учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, .

1. Формы и методы работы с родителями

. нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку . развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего .

Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.

. позволяет устранить ошибки, которые допускают родители в семейном воспитании: многие родители мало уделяют внимания физическому воспитанию детей, некоторые не могут найти психологический подход к ребенку, другие не обращают внимание на .

Читайте также: