Профориентационная работа в колледже доклад

Обновлено: 13.05.2024

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения профориентационной работы со студентами СПО. Представлены и проанализированы различные формы, характеристики и методы ее реализации.

Современная экономическая, техническая, образовательная и иная деятельность предъявляет высокие требования к специалистам, которых готовят в системе СПО. Стремительный рост объемов информации, увеличение масштабов человеческой деятельности вызывают необходимость реформирования как самого общества в целом, так и системы образования. Социально – экономические изменения в обществе отражаются на всех системах, включая и систему образования. Одной из важнейших задач Российской системы образования является разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса. К таким формам можно отнести организацию и реализацию профориентационной работы со студентами СПО. В настоящее время особое внимание заслуживает реализация изменений в подходах к организации профориентационной работы с учащимися.

В современных быстроменяющихся условиях профессиональная деятельность отличается высоким уровнем сложности, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые хорошо адаптируются к различным ситуациям, разбираются в новейших технологиях. Современный специалист должен быть разносторонне образованным, не ограничиваться узкой специализацией и направленностью своей деятельности. Экономическая и политическая ситуации быстро меняются, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежных специальностей, а иногда и совершенно отличных от полученных ранее. То есть современный специалист должен быть профессионалом интегративного типа.

Одним из важнейших условий успешной карьеры считается правильный выбор профессии. Для этого необходимо понимать и осознавать правильность своего выбора. Во-первых, нужно уметь определять свои профессиональные склонности. Во-вторых, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей дальнейшей карьеры, следует правильно оценивать свои реальные способности и уровень притязаний. В-третьих, нужно проанализировать и объективно оценить конъектуру рынка труда и ее ожидаемые изменения. В том числе и особенности экономики региона. В-четвертых, нужно отталкиваться от реальных возможностей получения образования. Следует отметить тот факт, что социальное становление учащейся молодежи происходит в условиях, когда стремление к самоутверждению, личностному успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высоким требованиям к личности на современном рынке труда.

Профессиональное становление является одной из главных задач успешного учебного процесса. Удачный выбор профессии обучающихся дает возможность выбрать правильный и рациональный путь к успешной взрослой жизни. Важность выбора профессии или учебного заведения должна быть обязательно осознана. Учащиеся не всегда готовы адекватно оценить ситуацию на рынке труда. Иногда им не хватает необходимой информации о востребованных специальностях. Не способны они оценить и свои возможности, а это приводит к их спонтанному выбору.

Современное социальное развитие требует формирование самостоятельности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в профессиональной деятельности и в жизни. Особенно остро эта проблема назрела в отношении учащейся молодежи, так как именно процесс формирования успешности в этом возрасте в последнее время затруднен. Это объясняется тем, что социальное становление молодого поколения происходит в условиях, когда стремление к самовыражению и самоутверждению сталкиваются с массой причин. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодых людей. Перед ними открыты границы и возможности для приложения своих собственных сил и способностей в самых различных направлениях и областях деятельности на благо всего общества. Проведение специальных занятий по профориентации студентов СПО, участие их в тематических семинарах, экскурсии на предприятия и учреждения города будут способствовать снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению затрат на обучение и станут основой для проведения профессионального психологического отбора.

Профориентация содержит в себе следующие характеристики:

1.Профориентация-это система государственных мероприятий.

2.Профориентация-это совокупность форм и методов, основанных на экономике, психологии, педагогике и др.

3.Эффективность реализации профориентационных мероприятий.

Профориентация предполагает проведение целого комплекса взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий: информирования, пропаганды, просвещения, консультирования. В рамках программы профориентации может быть предусмотрена специальная система психолого- педагогических воздействий, направленных на адаптацию и активизацию личности в самостановлении и самосовершенствовании, развитию интеллектуальных и физиологических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии.

Профориентация выполняет социальную, экономическую, психолого-педагогическую, медико-физиологическую функции.

В рамках профессиональной ориентации проводятся различные мероприятия по установлению профессиональной пригодности обучающихся. В настоящее время профориентация имеет значение общегосударственной задачи, поэтому требует активного участия ка непосредственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, кураторов, мастеров и обучающихся), так и других участников (государственных органов власти, органов власти субъектов и муниципалитетов, работодателей, представителей научной среды) и др.

Преподаватели и организаторы профориентационной работы должны учитывать ряд обстоятельств для эффективного результата их деятельности в этой сфере:

- потребности региона в соответствующих кадрах;

- требования, которые предъявляет та или иная профессия к личностным качествам человека;

- образовательные способности и возможности;

- перспективы дальнейшего профессионального роста, карьеры, повышения уровня квалификации;

- особенности выбираемой профессии (условия трудовой деятельности, уровень заработной платы);

- противопоказания и ограничения по полу и возрасту.

Проблема профессионального самоопределения многообразна по способам рассмотрения и решения. Каждое учебное заведение выбирает само пути и направления организации профориентационной деятельности в отношении, как студентов, так и преподавателей. Цель гуманистически ориентированного процесса формирования компетентности - такое развитие личности, которое ориентирует ее на активную, преобразующую и творческую профессиональную деятельность, согласующуюся с социальными, глобально-экологическими и общечеловеческими ценностями.

Сегодня необходимо учитывать то, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодом возрасте, может не хватить на всю трудовую деятельность. Развитие способности к самоизменению, самопознанию, рефлексии, самосовершенствованию, самореализации является необходимым условием образования, и подготовки обучающихся к самоопределению.

Учебные заведения должны стремиться к созданию всех необходимых для этого условий. Одним из важнейших этапов профессионального самоопределения студентов является их профессиональная адаптация. Адаптация является одним из особенных критериев эффективности профориентационной работы с обучающимися. Проводя эту работу в образовательном учреждении необходимо учитывать разнообразие форм, методов, средств и способов ее реализации. Профессиональная ориентация и профессиональное просвещение также заслуживают особого внимания. А главной их целью является ознакомление студентов с профессиями, их содержанием, требованиями, функциями, которые предъявляются к личностным особенностям и характеристикам человека. Для повышения эффективности просвещения требуется точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что в дальнейшем позволит уменьшить риск ошибки и разочарования учащихся в правильности их выбора. Необходимо грамотно продемонстрировать, что в каждой специальности и профессии есть свобода и простор для проявления творчества и личностных способностей. Профессиональное просвещение должно включать в себя не только информирование, но и определенного рода пропаганду, которая направлена на формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии и стремлению молодого поколения к освоению современных производств и технологий. Все эти мероприятия могут быть реализованы в условиях взаимосвязанной работы учебного заведения, его преподавателей, сотрудников, должностных лиц учреждений, представителей различных предприятий и других участников отношений. Только в этом случае мы сможем получить должный эффект от профориентационой деятельности в отношении учащихся.

Таким образом, профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на заботу общества о профессиональном становлении молодого поколения. Она дает возможность определиться, адаптироваться в обществе, повышает конкурентоспособность и производительность труда. Эффективность профессиональной ориентации студентов во многом зависит от правильно выбранного подхода к организации профориентационной работы в образовательном учреждении.

1.Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении //Социально-экономические явления и процессы. Тамбов,2012.№12.

2. Болдина М.А. Формирование профессиональной компетенции специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма //Социально-экономические явления и процессы. Тамбов,2011.№1-2.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Заслушано на заседании

Совершенствование системы управления

профориентационной работой

Подготовила: ________О.О. Голдин

Совершенствование системы управления профориентационной работой

Социально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. При переходе к информационному обществу изменяются потребности и структура рынка труда, рынка специалистов, в том числе и квалификационные требования к ним.

Возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы.

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% - ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-

профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Каждый стремиться, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.

Профессиональная ориентация – это система обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессий с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодым в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, т.е. нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные.

В техникуме, когда выбор профессии, казалось бы, уже осуществлен, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель –

обеспечение возможности социальной адаптации выпускника, остается той же, что и в школе.

Если в общеобразовательной школе профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональном учреждении – это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений.

Профориентационная работа в техникуме должна носить системный и комплексный подход. Данная работа строится в 3 направлениях:

развитие внешних связей техникума с предприятиями торговли и общественного питания, ВУЗами;

работа по адаптации и мотивации студентов;

работа с потенциальными абитуриентами техникума.

Расширение поля взаимодействия позволяет не только предоставлять большую информацию о способах труда, но и осуществлять профессиональные пробы. Выполнение профессиональных проб по специальным сферам профессиональной деятельности позволяет обучающимся в процессе подготовки и проведения проб примерить на себя и оценить собственные возможности освоения той или иной профессии. Установление связи между учебными заведениями и организациями должно быть организовано на новых условиях, нацеленных на максимальное согласование и реализацию интересов каждой стороны, которые можно назвать социальным партнерством. Тесное сотрудничество позволяет реагировать на меняющиеся требования к профессиональной подготовке будущих специалистов, исходя из запросов рынка труда, а так же является полем для пополнения рядов студентов из числа работников организаций-партнеров с целью их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В качестве совершенствования профориентационной работы по данному направлению можно предложить:

расширения социального партнерства (торговые организации, организации общественного питания, центр занятости, общественные организации, местные органы власти, органы здравоохранения, военкоматы, органы социальной помощи);

консультация студентов старших курсов о возможности своей реализации в продолжении обучения в ВУЗах.

Данное направление по установлению связей с социальными партнерами позволит ГБОУПО «СТЭТ:

иметь полную информацию о рынке труда (сколько и какие специалисты требуются);

обеспечивать учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (квалификационной характеристики);

корректировать старые и разрабатывать новые учебные программы и материалы, отвечающие требованиям индустрии;

иметь более широкие возможности для организации практики обучающихся, стажировки преподавателей, мастеров производственного обучения;

расширять возможность трудоустройства выпускников;

обеспечивать возможность разработки совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательного учреждения.

Следующее направление по профориентационной работе – это мотивация и адаптация студентов первокурсников, а так же профориентация будущих выпускников.

Данное направление предполагает проведение следующих мероприятий:

профориентация будущих выпускников предполагает консультации по сдаче ЕГЭ, условия дальнейшего обучения в ВУЗе, консультирование и помощь в трудоустройстве (Центр занятости труда, организации, ВУЗы). Высокий уровень трудоустройства выпускников является весомым аргументом для родителей потенциальных абитуриентов.

применение технологии модерации.

Модерация – это метод работы в группе и с группой. Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача – сглаживать возможные конфликты, умерять работу команд, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы. Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь. Здесь преподаватель перестает быть наставником, и студенты становятся субъектами деятельности.

Следующее направление профориентационной работы – работа с потенциальными абитуриентами (работа с учащимися школ).

Задачи профориентационной работы по данному направлению:

изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;

комплектование групп 1 курса;

конструирование системы профориентационной работы;

пропаганда уровня образовательной деятельности техникума;

создание привлекательного образа техникума в городе;

установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ.

Компоненты профориентационной работы:

профессиональное просвещение (профинформация);

По реализации данных компонентов педагогический коллектив техникума проводит работу в средних общеобразовательных школах города.

Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии или специальности. Специалисты техникума оказывают консультацию абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию и специальность.

Система профориентационной работы техникума по данному направлению может включать следующие формы работы:

проведение дня открытых дверей;

проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента учащихся и студентов техникума;

привлечение преподавателей и студентов техникума к пропаганде уровня образовательной деятельности техникума;

участие студентов техникума в городских, спортивных мероприятиях, конкурсах, выставках;

рекламная компания в СМИ;

привлечение телевидения к созданию сюжетов, роликов, фильмов о техникуме;

размещение информационных бюллетеней о специальностях и правилах поступления в Центре занятости, детских поликлиниках, военкоматах, общественных организациях, Центрах содействия молодежи и т.д.

профориентационные тематические встречи (Презентация профессий);

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

участие в родительских собраниях. Информирование родителей о правилах поступлениях, имеющихся специальностей, о наличии возможности дальнейшего обучения в ВУЗах и преимуществах при поступлении выпускников техникума (если таковые имеются), уровни трудоустройстве студентов и их востребованности на рынке труда, где и кем могут работать выпускники техникума, о жизни студентов во внеурочное время и т.д.

Изложенные выше две формы работы имеют сложности проведения. С переходом на новую систему оплаты труда учителей школы, между школами и учреждениями СПО появилась конкурентная борьба за выпускников 9-х классов. Школам выгоднее, чтобы учащиеся продолжали обучение в 10 и 11-х классах, а учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы выпускники 9-х классов пришли приобретать профессию. Поэтому эффективность таких мероприятий, как презентации техникума и агитация в школах, экскурсии в техникум, достаточно низкая, поскольку обусловлена незаинтересованностью школ города в совместной с учреждениями НПО и СПО профориентационной работе. Отсюда трудности в организации систематических мероприятий с одной и той же группой школьников по ознакомлению с профессиями и содействию в выборе. Хотя эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Требуется подбор таких форм и методов организации профориентационной работы, которые позволяли бы в сжатые сроки, в ограниченных временных рамках и представлять особенности профессии, и оценить свои возможности учащимся (хотя бы частично).

волонтерская работа студентов техникума

Состоит из трех этапов. На первом этапе создаются команды (5-7 человек), им присваивается виртуальное название, продумывается амплуа, на сайте техникума предоставляется информация. На втором этапе, каждый участник представляет на странице данного проекта информацию о себе и размышление почему он сделал выбор в пользу данной профессии, что его привлекает и кем планирует работать в дальнейшем по окончании техникума. На третьем этапе, команды проводят исследовательскую работу на базе школы (тестирование, анкетирование, игры по обозначенному направлению) и представляют полученные результаты тестирования на сайте и свое творческое ессе. Данная форма профориентационной работы позволит расширить сферу деятельности техникума по профориентации с большим числом будущих абитуриентов посредством Интернет-ресурсов, а также вовлечь в работу студентов каждой из специальностей.

Сегодняшний абитуриент требует повышенного индивидуального внимания. А идет он обучаться, прежде всего, туда, где его воспринимают как личность. Спектр предложенных консультационных и дополнительных

Буркова Татьяна Геннадьевна


Кировский технологический колледж

В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования - умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям).

Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Практическая сторона профориентации включает в себя с одной стороны, деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и общественного самоопределения в интересах личности и общества в целом, с учетом потребностей экономики города и района в кадрах определенных профессий и специальностей, с другой стороны, повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.

Целью системы профориентации является создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.

В соответствии с этим, исходя из понимания современных проблем кадрового рынка, определены следующие задачи профориентационной работы:

Выявить основные компоненты системы профориентационной работы с абитуриентами в колледже, определить их преемственность и взаимосвязь.

Разработать педагогический механизм формирования профессионального самоопределения абитуриентов в условиях реализации непрерывного образования.

Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в колледже с учетом быстро меняющегося рынка труда.

Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.

Активизировать ресурсный потенциал колледжа для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

Ответственный за профориентацию, как координатор профориентационной работы колледжа реализует следующие направления:

поддерживает связи учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школ обслуживаемой территории;

планирует профориентационную работу педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;

осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации преподавателей, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, определение индивидуальной образовательной траектории);

организует тематические экскурсии учащихся школ, встречи с преподавательским коллективом и студентами;

организует анализ потребности рынка труда в профессиях и специальностях.

способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности студентов, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы;

обеспечивают профориентационную направленность занятий, формируют у обучающихся общепрофессиональные и профессионально важные навыки;

способствуют формированию у студентов адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей студентов.

Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы:

составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения студентов, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

проведение анкетирования обучающихся по проблеме самоопределения.

изучает читательские интересы рекомендует литературу, помогающую в выборе специальности, профессии;

организовывает выставки книг о профессиях, специальностях и читательские диспуты - конференции на темы выбора профессии, специальности.

способствует формированию у студентов группы риска адекватной самооценки;

оказывает педагогическую поддержку студентам группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс профессиональной самореализации.

стабильное функционирование социального партнерства в сфере профессионального образования;

достижение единых целей развития профессионального образования;

гармонизация программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей личности;

развитие образовательных программ и технологий по формированию мотивационной основы получения профессионального и педагогического образования;

модернизация механизмов воспитания, развития личности обучающихся на основе осуществления профессиональных карьерных планов;

улучшение социальной адаптации выпускников.

пропаганда востребованных рынком труда профессий через проведение различных профориентационных мероприятий;

консультации (групповые и индивидуальные) для абитуриентов по вопросам выбора профессии, профессиональной пригодности, профессионального самоопределения;

формирование и развитие интереса к специальностям и рабочим профессиям предлагаемым колледжем;

содействие профессиональной и социальной адаптации студентов;

содействие трудоустройству выпускников, мониторинг трудоустройства и закрепления молодых специалистов на предприятиях города и области.

Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала). Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии.

Изучение мотивов выбора профессии первокурсниками показало, что значительную роль в этом играют советы представителя учебного учреждения - 22%; 34% студентов выбирали профессию под влиянием друга, который более самостоятелен или имеет авторитет у подростка, 13% - по совету родителей.

Еще 6% руководствовались малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому. И только 25% подростков выбирали профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Профессиональные намерения данной категории студентов оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для многих первокурсников ситуация выбора оказалась стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту по профессиональной ориентации, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, специалиста.

Профориентационная работа в колледже ведется по двум направлениям:

Информирование о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии (в городе, области), хозяйственных структурах и предприятиях города, о требованиях профессии к личности и организму человека, о нашем учебном заведении и осуществляемой им профессиональной подготовке;

Профессиональное консультирование: анализ и сопоставление возможностей и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.

Анализ результатов работы приемной комиссии Димитровградского технического колледжа за последние 3 года показал, что за этот период произошло снижение конкурса при поступлении на все специальности почти в 2 раза. Но, несмотря на это, конкурс при поступлении в колледж на большинство специальностей составил в 2006 году от 1,1 до 1,7 человека на место.

Тенденция снижения конкурса при поступлении в учреждения среднего профессионального образования не связана с падением спроса на такое образование, наоборот – спрос на него растет. Так, например, по данным социологического центра “Диалог” управления образования администрации г. Димитровграда количество учащихся 9-х классов, поступивших в ссузы, увеличилось с 19% в 2003 году до 21% в 2006 году.

Объективными причинами уменьшения количества поступающих в колледж являются:

  • демографический спад (за последние 5 лет количество учащихся в школах города сократилось почти на 4 тысячи);
  • введение с 2005 года подушевого финансирования общеобразовательных школ;
  • высокая конкуренция между городскими ссузам (их у нас 3) и профессиональными училищами (2 училища).

Что позволяет нам сохранять высокий рейтинг среди ссузов города?

В таких условиях, когда идет острая “борьба” за ученика, важным направлением деятельности колледжа является повышение привлекательности учебного заведения через организацию различных форм работы с потенциальными абитуриентами.

Одним из направлений работы с учащимися школ является профориентационная работа, т.е. работа по подготовке школьников к профессиональному самоопределению и выбору профессии.

Проведение профориентационной работы среди школьников детерминируется также возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной готовности кадров, т.к. профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики.

Целями профессиональной ориентации:

  • оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
  • организация первоначального этапа социально-профессиональной адаптации личности взрослеющего человека;
  • создание условий для повышения готовности подростков к социальному, культурному и профессиональному самоопределению.

Полная реализация вышеперечисленного требует полноценного психолого-педагогического обеспечения. В нашем колледже создана психологическая служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение не только участников образовательного процесса комплекса “школа – колледж – вуз”, но и будущих студентов.

Формами профориентационной работы, которые использует колледж, являются – профориентационное компьютерное тестирование, профессиональные консультации учащихся и их родителей по итогам тестирования, проведение презентаций учебного заведения и учебных программ, работа со средствами массовой информации, размещении информации в глобальной сети Интернет.

В 2006 году колледж заключил договор с Центром тестирования и развития в МГУ “Гуманитарные технологии”. В рамках этого договора на базе колледжа открыто представительство Центра, которое проводит компьютерное профориентационное тестирование и консультацию педагогом-психологом учащихся школ города и их родителей. Тестирование помогает учащимся определить профессиональные склонности, исходя из их интересов и способностей; выявить потенциал обучаемости и определить пути развития; выбрать школу, лицей, ССУЗ, ВУЗ, специальность, факультет. Кроме того, результаты тестирования учитываются при поступлении в колледж при прочих равных результатах вступительных испытаний.

Поэтому большое место в работе колледжа занимает работа по презентации колледжа и его образовательных программ. Она ведется в нескольких направлениях – работа с родительской общественностью и непосредственно с учениками школ. Традиционно представители колледжа в рамках месячника профориентационной работы, проводимого в общеобразовательных школах, встречаются со школьниками. Несколько лет подряд колледж практикует проведение Дней открытых дверей. В 2006 году мы впервые провели специальные Дни открытых дверей для тех школ, из которых к нам поступает больше всего учащихся. Анализ зачисленных студентов в колледж в этом году показал, что доля выпускников из этих школ увеличилась с 16,7 до 40%.

Профориентационная работа, проводимая колледжем, не ограничивается работой только с городскими школами. В этом году колледж тесно сотрудничает с городским краеведческим музеем, где развернута большая экспозиция, посвященная машиностроению. Частыми посетителями этой выставки являются ребята из близлежащих сельских школ. Осмотр экспозиции заканчивается посещением колледжа, где их знакомят с колледжем, образовательными программами, условиями приема и обучения. Следует отметить, что доля учащихся из сельских школ, поступающих в колледж, составляет ежегодно до четверти и более от всех поступающих. В 2005 году доля абитуриентов из сельских школ составляла 25,6%, а в 2006 году – 29,7%.

Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. В апреле 2005 года в сети Интернет начал работу сайт колледжа, где есть специальная страничка для абитуриентов. За это время сайт колледжа посетило более 5 тысяч человек.

Жизнь колледжа постоянно освещается в печатных средствах массовой информации. За последний год во всех СМИ о колледже вышло более 15 статей и информаций.

Важным направлением в повышении привлекательности имиджа колледжа мы считаем участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, организация совместных дел со школами района. В октябре 2006 года колледж совместно с профессиональным училищем № 11, школами № 19, 26 и детскими садами организовали впервые военно-спортивный праздник “Микрорайон XXI-го века”. Праздник имел широкий общественный резонанс.

Привлекательность учреждения среднего профессионального образования определяется также наличием у него профильных классов и связей с высшей школой. В течение 14 лет технический колледж работает в системе непрерывного образования “школа – колледж – ВУЗ”. На базе колледжа функционируют профильные классы средней общеобразовательной школы № 2, выпускники которых составляют большую часть наших абитуриентов. Образовательный комплекс “Школа – колледж – ВУЗ” обеспечивает углубленное изучение отдельных дисциплин, дифференциацию содержания обучения и обеспечение гибких возможностей для построения индивидуальных образовательных программ с учетом склонностей и потребностей учащихся, а также адаптацию к учебе в профессиональном учебном заведении и будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, у колледжа сложились тесные партнерские отношения с Тольяттинским государственным университетом, Димитровградским институтом технологии, управления и дизайна и др.

Колледж планирует в новом учебном году предложить школам города элективные курсы.

Таким образом, профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.

По данным социологического исследования, о котором упоминалось выше, в группе учебных заведений НПО и СПО безусловным лидером как у абитуриентов и их родителей, так и у предприятий (потенциальных работодателей) является Димитровградский технический колледж, который привлекает 42% абитуриентов и 40% родителей, ориентированных на получение среднеспециального образования.

Читайте также: