Материальная культура эвенков кратко доклад

Обновлено: 02.07.2024

2 Становление народности Эвенки один из немногочисленных народов Севера России. Их история еще до конца не изучена, но в том, что это один из древних народов нашей планеты, нет сомнения. Свидетельством тому писаная китайская хроника и результаты археологических раскопок в Сибири и на Дальнем Востоке. Велик и необычен ареал расселения эвенков, ни одному народу планеты не удавалось освоить столь обширную территорию: практически всю Сибирь. Это уникальное явление в истории человечества. Сегодня эвенки небольшими группами живут в Томской, Иркутской, Читинской, Амурской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Бурятской и Якутской-Саха республиках. Пройдя через суровые испытания, преодолев огромные пространства тайги и тундры, эвенки тем не менее сохранили себя как эвенков и выжили как народ. Преодолевая стужу и слякоть, на протяжении многих веков они выработали свою оригинальную культуру охотников и оленеводов, на знание которой опираются сегодня другие народы при освоении арктических широт.

3 О народности Автор глубоких, исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э. и т.д, известный советский ученый Лев Николаевич Гумилев считал, что северные народы давно пережили свой расцвет. Начало пускового момента этногенеза большинства из них относится к третьему веку до н.э. Поэтому народы Севера очень старые этносы и культурное наследие, которое они сумели сохранить, досталось им от далеких предков это старое искусство

4 Карта распространения этнических групп, расселения племен и родов народов Сибири в XVII в. Источник: "История Сибири", том 1. Древняя Сибирь. "Наука", Ленинград, 1968

5 Культура эвенков Материальная культура эвенков, дошедшая до наших дней, не столь богата, но она отличается удивительной приспособленностью к суровым условиям кочевой жизни в тайге и тундре. Внешне примитивные орудия труда и предметы домашнего обихода оригинальны и отвечают своему назначению. "Любой предмет кочевого быта будь то нарта или чум, парка или рукавицы доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. В нем бесценная подсказка для тех, кто сегодня создает для Севера технику, строит жилье, проектирует одежду," пишет дизайнер Николай Гарин (журнал "Северные просторы" 37 с. 29). С изменением условий жизни одни элементы традиционной культуры исчезают, изживая себя, значение других уменьшается, а третьи сохранились и развиваются.

6 Жилище Современный чум Дю. Внутри чума слева и справа спальные места. В центре печь из листового железа, чайник и котел для приготовления пищи. За печью расположено малý почетное место в чуме. На малý обычно приглашают сесть гостя. В отсутствие гостей на малý сидит хозяин чума. Справа и за печью (на малý) видны кумаланы традиционные коврики эвенков. На заднем плане керосиновая лампа и предметы быта. На переднем плане справа дрова, слева кухонная утварь.

7 Современные кочевники используют для покрытия брезент или палаточный материал. В современных поселках чумы используются в качестве мест отдыха. Для этого их устанавливают в огородах, у жилых домов, в местах проведения праздников

8 Строение дю (чума)

11 Процесс строительства Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье.

12 Внутри чума расположение следующее: слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.)


Посетителям

chasiki

Материальная и духовная культура эвенков

З ал посвящен коренному населению Баунтовского района – эвенкам. Эвенки относятся к Байкальскому варианту континентальной расы, большой монголоидной расы.

Эвенкийский язык принадлежит тунгусо-маньчжурской группе большой алтайской семьи, в которую входят также тюркская и монгольская группы языков.


По преданию ранее в северном Забайкалье обитали "мойогиры". Это название эвенкийского рода, как предполагают исследователи, смешанного с аборигенным населением. Когда в конце XVI века в эти места началась миграция, в которой участвовали роды - предки современных баунтовских эвенков: "киндигиры" и "чильчагиры", то между ними и местным населением возникло длительное военное противостояние, закончившееся вытеснением "мойогиров" в верховья р. Нижняя Тунгуска.

"Киндигиры" и "чильчагиры" являлись взаимобрачующимися, то есть взаимно отдающими друг другу своих женщин в замужество. Таким образом, эти роды можно считать племенной группировкой, связанной родственными узами. На территории Баунтовского района проживало три эвенкийских рода: "Бекрейский", "Киндигирский", "Чильчагирский". Первый, "Бекрейский" занимал южную часть ареала – местность Джилинда – Романовка и делился на эвенков-оленеводов ("орочонов") и конных эвенков ("мурченов"). Второй, "Киндигирский", осваивал центральную и северо-западную часть, в которую входило также озеро Баунт. Третий, "Чильчагирский", группировался в северо-восточной части, захватывая нынешний Муйский район и нижнее течение р. Ципа. "Киндигиры" и "чильчагиры" были оленными эвенками (самоназвание орочон). Занимались охотой, оленеводством и, в незначительной мере, рыболовством. Вели кочевой образ жизни, связанный с хозяйственными нуждами. Передвигались при помощи оленей. Кочевали 3-4 семьями, останавливаясь на определенных местах, создавали временные поселения-деревушки, которые назывались стойбищами. Каждая семья имела свою территорию проживания, входящую в состав родовых владений. Род выбирал старейшину – "нулги", который занимался повседневными вопросами. Эвенки вели кочевой образ жизни с целью обеспечения новыми пастбищами оленей и сменой мест охотничьего промысла.


Повышенный интерес у посетителя вызывает экспозиция, представляющая материальную и духовную культуру древнейших обитателей района – эвенков. Эвенки, проживающие на территории нашего района, по-другому называются орочонами, что переводится как "владельцы оленей", распространение которых связано с горно-таёжной зоной. Условия ландшафта определили особенности хозяйственной деятельности этой группы, где охота стала главным занятием, а оленеводство заняло подсобную, транспортную роль. Поиски новых промысловых угодий и пастбищ явились причиной кочевого образа жизни.

В этом можно убедиться, рассматривая предметы быта, хозяйственной деятельности и предметы религиозного верования, представленные в экспозиции , посвященной эвенкийской культуре.

Основными подсобными материалами для эвенкийских изделий служили дерево, береста, шкуры, мех животных, их кости, рога. Зимняя и летняя одежда изготавливалась из шкур животных. Она состояла из кафтана, который не сходился на груди, и эта часть тела закрывалась нагрудником. На ноги надевались наговицы, короткие штаны и унты. В качестве шапок использовалась шкура, снятая с головы оленя или дикой козы. В этом вы можете наглядно убедиться, рассматривая фигуру охотника-эвенка. Рядом с охотником вы можете увидеть необходимые для охотника вещи: "оревун" – труба, звуки схожие с мычанием самца-изюбря, для подманивания в засаду и "паняга" – приспособление для переноски тяжестей, которое делалось обычно из развилки березы и одевалось при помощи ремней на плечи. (прототип рюкзака)

Также в зале вы можете увидеть и другие охотничьи принадлежности. Сошка – "ниптэгэн", которая употреблялась при ходьбе на лыжах и служила упором во время стрельбы из ружья. Напальники – "хуругун". В эвенкийском зимнем костюме рукава зашивались для тепла, внизу, сбоку, делались поперечные разрезы для освобождения кистей рук при стрельбе из лука или ружья, но чтобы не отморозить пальцы на охоте на них надевались напальники. "Оллочи" изготавливались из шкур крупных животных, пропитывались жиром. Играли роль калош. Из дерева мастерились широкие эвенкийские лыжи - "сухвеилда", скользящая плоскость которых оклеивалась при помощи рыбьего клея камусом. Шерсть приклеенного камуса, создавала эффект хорошего скольжения вперед и служила тормозом при подъеме на гору.

Из разных по цвету кусочков меха эвенки изготавливали коврики – "кумаланы", одни из которых имели практическое назначение, в частности ложились на оленье седло, которое называется "лочоко", другие – ритуально-религиозное.

Из бересты делались туеса – коробочки для хранения мелких вещей, битки для сбора ягод. Мешочки, которые назывались "хутакан" шились из обработанной шкуры животных. Служили в основном для хранения сыпучих материалов, в частности соли. Пальма – большой нож, около одного метра длиной. Ей рубили жерди для чума, заготавливали дрова.

На другой витрине вы можете увидеть эвенкийский женский праздничный костюм – выкройка модернизированная (на кафтане отсутствует треугольный выступ, полы сходятся). Рядом с праздничным костюмом находится "дэрбэкэ" – девичье головное украшение – женщины его не носили, а носили только незамужние девушки. Раньше эвенки шили нитями, которые изготавливались из жилы, предпочтительно, крупных животных. Обычно использовалась жила, которая тянется вдоль хребта животного. Она сушилась, разминалась и разделялась на отдельные нити.

Основной религией эвенков был шаманизм. Шаманизм подразумевает присутствие различного рода духов, но определяется как владение этими духами. В зале центральное место занимает фигура шамана.

По космогонии эвенков-шаманистов Вселенная разделена на три мира: верхний, средний и нижний. "Сэвэкмо" – деревянный столбик, символизирует строение Вселенной. Во всех мирах присутствуют духи враждебные и добрые к эвенкам. Костюм шамана повторяет строение Вселенной и на нем также размещены три мира. Металлические шаманские вещи, находящиеся вне костюма шамана найдены на Усойском перевале (Баунтовский район). Металлическая шапка-обруч, символизировала голову оленя или, в тотемических представлениях, верховное божество - "мать-олениху". Металлические пластины с подобием роговых отростков на концах – "дагуилы" играли роль разграничителя верхнего и среднего, а также среднего и нижнего миров. К ним прикреплены соответствующие духи. Изображение животного с лосиными рогами – "сэли" (мамонт), который по космогонии шаманистов, был одним из создателей земли и являлся помощником шамана в нижнем мире. Медная маска – "мугдыгра" – вместилище духа, уже умершего шамана – предка главного помощника камлающего шамана.

Своей письменности эвенки не имели. Для передачи какой-либо информации использовались рисунки с условным смысловым значением, иначе пиктографические знаки. Например, нарисованный книзу нож, означал сытое промысловое место.

Богатством и разнообразием отличается эвенкийский фольклор. Из музыкальных инструментов имелся губной – "кардавун" или варган.

В зале вы можете увидеть календарь хозяйственной деятельности баунтовских эвенков. Согласно календарю, эвенки определенное время года занимались тем или иным видом деятельности примерно одним и тем же на протяжении всей жизни. В этом календаре не было строгих разграничений по месяцам.

Отдельное место в зале занимает карта 1934-1936 гг., которая была изготовлена работниками комплексной экспедиции Бурнаркомзема, изучавшей в эти годы природные, хозяйственные и социалистические ресурсы Баунтовского района.


На ритуальной площадке мы можем увидеть изображения, символизирующие, как ранние, тотемические и анимистические религиозные представления эвенков, так и более поздние – шаманистские.


На данной площадке мы видим изображение тотемического божества, т.н. "матери-оленихи", обитавшей по представлениям эвенков, у подножия скал, имеющих петроглифы. Кстати, в нашем районе обнаружено три таких скалы, две из которых, еще не изучались специалистами. "Мать-олениха" является одним из главнейших духов в иерархии дошаманских представлений эвенков, в функциональном отношении связана с более поздними, уже шаманскими духами: "Бугады" - хозяином тайги и зверей, и "Энекан-Буга" – божественной бабушкой – хранительницей рода – также главным, но уже антропоморфным духом.

Рядом находится сооружение – место разделки крупных мясных зверей и медведя. Место, где разделывались животные, после этого закидывалось сучками, а по углам ставились столбики – "ментаи", которые должны были не допускать мелких враждебных духов до места разделки животного, с тем, чтобы те не надсмехались и не издевались над останками. Увидев такое правильное отношение охотников к убитому зверю, хозяин животных в следующий раз опять пошлет добычу под стрелу этих охотников.

Медведь же являлся культурным героем, научивший эвенков многому для проживания в тайге, а также нес тотемную нагрузку, и убиение его было под запретом.

Для обхода этого табу, убиение и разделка медведя вылились в своеобразный ритуал, призванный обмануть дух медведя и доказать, что эвенки не причастны к его гибели, в частности, для этого делалось изображение ворона, и в клюв ему вкладывался кусочек медвежьего мяса.

Этим символизировалась древняя легенда о борьбе двух братьев: медведя и человека, в результате которой человек побеждал своего брата.

Размещение костей животных на лабазе имеет также тотемические корни, в последующем принявших значение анимистического и шаманского ритуала, связанного с угождением хозяину зверей и для скорейшего возрождения убитого животного.

Самое высокое сооружение на площадке – "Чичипкан". Играл роль очистителя охотников и домашних оленей от враждебных духов. Суть обряда состояла в том, чтобы люди и олени проходили между ног "Чичипкана". А охотник, который проходил последним нес с собой фигурку, символизировавшую человека или животного, (в зависимости от того была ли это эпидемия или эпизоотия) с заманенным в него различными манипуляциями и уговорами враждебным духом. Эту фигурку зажимали ногами "Чичипкана", туго перетягивая бичевой, а само сооружение – "Чичипкан" уносили по возможности подальше в лес. Вокруг главного изображения также ставились "ментаи" - т.н. сторожа, для того, чтобы избежать попыток обмана со стороны враждебного духа.


Для дополнительной защиты с опасной стороны ставились щуки – "гуткэн". С четырех сторон шаманского чума находились также "ментаи", следящие за тем, чтобы злые духи не попали внутрь, откуда-нибудь со стороны.

Также в этой композиции присутствует изображение мамонта – "Сэли". Во время своих путешествий по тайге эвенкам часто встречались огромные кости неизвестного животного, внешний вид которого им представлялся в виде лося, причем с рыбьим хвостом, т.к. по эвенкийской мифологии он являлся жителем нижнего мира и был, наряду со змеей – "Кулин" и лягушкой – "Баха", причислен к создателям Земли и стал одним из духов-помощников шамана.

Далее от чума, с противоположной стороны от входа крепились изображения птиц, символизирующие духов – помощников шамана, часть из которых играла роль наблюдателей и связных, в частности утки и кулики. Лебеди несли душу шамана, а впереди летел орел – вожак и главный боец стаи.

Молодые деревца перед стаей – это "тагу", указывающие направление пути шамана, а также места остановок во время путешествия. На каждой остановке шаман подкармливал своих духов – помощников кровью, поэтому шаманские духи являлись его кровными родственниками и промысел этих животных ему был запрещен.

Самым популярным духом у эвенков являлся "бараляк" - хозяин местности. Именно этому духу приносятся различного рода мелкие дары: ленточки, монеты на горных перевалах. В нашем районе такой ритуал совершается всеми путниками вне зависимости от их национальности.

Эта площадка завершает общее представление о материальной и духовной культуре коренного населения северного края.

Баунтовский район является местом компактного проживания эвенков, но к сожалению многие обряды, ритуалы и традиции забыты. Надеемся, что данная экспозиция будет содействовать сохранению духовной культуры аборигенов (коренного населения) нашего района.

Русских людей, впервые встретивших эвенков, всегда поражала приспособленность этого народа к таёжной жизни.


Эвенки — прирожденные кочевники. Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи покрывали расстояния в тысячу километров.


Вся домашняя утварь была приспособлена к частым перекочевкам, а именно: вьючные сумы с берестяной основой — инмэки, которые прикреплялись к вьючным седлам — эмэгэн; меховые ковры — покрышки для вьюков — кумаланы, несущие как утилитарную, так и эстетическую функцию, невысокие столики для еды и посуды. Временно ненужные вещи хранились в свайных амбарах — нэку.


Главные черты характера эвенков – крайняя подвижность, беззаботность, веселость, остроумие, сострадательность, мягкосердечие, гостеприимство без расчета и замечательная природная честность, изумлявшая всех исследователей. До принятия православной христианской веры в XIX в. все эвенки были шаманистами, верящими в добрых и злых духов. Этим духам приносили в жертву оленей, предметы своего промысла, кусочки цветных тряпок и делали возлияния водкой. Они были анимистами, поклонялись животным, особенно медведю. Став христианами, эвенки получили при крещении русские имена и начали постепенно изживать языческие элементы, связанные с их древними верованиями.





Олень и береза были долгое время главным продуктом промысла эвенков. От оленя они получили мясо, шкуры для одежды, кости для вырезывания орудий охоты, сухожилия, служившие нитками. От березы – бересту и кору для изготовления детских колыбелей, коробок, корзин, для обшивки юрт.

Основным занятием аяно-майских эвенков была охота на лося, кабаргу, изюбра, медведя, пушного зверя. Орудиями охоты служили лук и стрелы, с приходом русских – ружье, использовали также петли, самострелы, капканы. Оленеводство имело транспортное направление: использовались вьючные и верховые олени, зимой – упряжки с нартами, ходили на лыжах, подбитых коротким оленьим мехом и потому легко скользивших по снегу.

Жили обычно в шестовых юртах, летом крытых берестой, а зимой – оленьими шкурами. Юрта состояла из двух десятков тонких жердей и нескольких десятков оленьих шкур с прибавлением кусков березовой коры. Земляной пол устилался невыделанными оленьими шкурами или хвойными ветками.

Основной рацион эвенков составляла пища из мяса дикого копытного животного, дичи, оленьего молока. Изготавливались следующие блюда: орочо — сушеное мясо, кёня — сушеная кровь, имурэн — костный жир, барчу — вяленая рыба, султа — сушеная горбуша, монын — толченая голубика, залитая оленьим молоком, корчак — взбитое оленье молоко.

Народную медицину эвенков следует рассматривать как неотъемлемую часть ежедневного питания. Оленья кровь — аналог современного гематогена, напиток из шиповника — источник витаминов. Медвежий жир использовался как средство против ожогов и обморожений, а также при простудных заболеваниях.

Стройные и ловкие эвенки – самые, пожалуй, изобретательные из всех народностей Севера в украшении своей особы и самые щеголеватые, что тонко подметил изучавший их жизнь и быт В.Г. Богораз-Тан. Одежда соответствовала их подвижности, она делалась из оленьих шкур, была легкой, имела форму камзола с расходящимися полами и оторачивалась окрашенной бахромой из меха оленя, украшалась узорами из цветного бисера. Меховая шапка была также богато украшена, а обувь, сшитая из камусов шерстью вверх, была предметом особой гордости и щегольства. Женщины носили ту же одежду с прибавлением роскошной ленты, обвивающей косу, в которую вплетались серебряные пуговицы и другие блестящие украшения.

В настоящее время коренное население носит обычную городскую одежду, в то время как национальный костюм сохраняется преимущественно как промысловый.


В данной статье поднимается и исследуется важный вопрос, связанный с пониманием сложного процесса взаимодействия эвенского этноса с другими народами Севера и Сибири на примере материальной культуры.

Ключевые слова: эвены, взаимодействие, взаимовлияние, материальная культура, соседние народы.

Изучение межэтнических отношений в их самых разнообразных проявлениях как в историческом прошлом, так и в настоящем принадлежит к числу тех актуальных, интересных и практически значимых задач, решением которых занимаются ученые-обществоведы многих стран мира. Результаты их трудов показывают, что наиболее перспективным и плодотворным при анализе взаимодействия разных этносов является применение и интеграция исследовательских приемов и методик смежных гуманитарных дисциплин – этнологии, антропологии, культурологи, истории и др. При этом очевидным стало понимание того обстоятельства, что межэтнические отношения – это, прежде всего, процесс столкновения, взаимодействия, адаптации или отторжения разных этнических культур, т.е. межкультурная коммуникация [10, с. 3].

Как известно, с XVII по XIX вв. этнические процессы у эвенов были связаны с дальнейшим освоением северо-восточной части Сибири. К началу XX столетия расселение эвенов по этой обширной территории завершилось, они освоили почти всю территорию между низовьями Лены на западе и бассейном Анадыря на востоке. Такое широкое расселение эвенов привело к обособлению локальных групп и к тесному сближению, а частично и к слиянию некоторых периферийных групп эвенов с соседями. Ядром этих групп стали выходцы из различных родов. Например, основная масса верхоянских и томпонских эвенов Якутии относилась в прошлом к племени мямя, а аллайиховские эвены - к родам и племенным группам кукуюн, деллянкан, буяксир, дутки, холдыча и хододи; тюгясирская же группа эвенов состояла из кровнородственных родов: батагайцев, борюс, тюгях, рода Большого шамана и деку [11, с.113; 2, с.14].

XVII в. характеризуется вхождением Якутии в единое экономическое, политическое и культурное пространство России. Прежде всего речь идет о хозяйственном и социокультурном развитии местного населения, приведшем к причудливому сочетанию традиционных и инновационных форм жизнедеятельности. Уже с XVII в. в Якутии было заметно неожиданное, на первый взгляд, взаимодействие российской и местной, традиционных культур. Межэтнические контакты происходили в мирном русле, и процесс адаптирования друг к другу происходил в условиях бесконфликтного взаимодействия, прежде всего, по линии хозяйственных и иных экономических контактов. Процесс взаимодействия происходил таким образом, что традиционная культура местных жителей оказалась устойчивой и сохранила за собой особый способ жизнедеятельности. Постоянное общение на бытовом уровне, хозяйственные контакты, совместная служба и т.д. поддерживали межкультурный обмен, создавали благоприятный социально-психологический климат. Конечно, нельзя идеализировать характер и уровень культурного взаимодействия, но, несомненно, культурный обмен работал на общественный прогресс [13, с. 3-6].

Одним из результатов этнических процессов является расселение эвенов в настоящее время небольшими группами по северным улусам Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Камчатской и Магаданской областей. В силу этого к одной из характерных особенностей данного этноса стоит отнести территориальную разбросанность некоторых локальных групп, их изолированность друг от друга. Еще в начале 60-х гг., по наблюдениям К. А. Новиковой, между эвенами отдельных районов республики и даже между жителями селений в пределах одного района почти отсутствовала какая-либо регулярная связь. Это объясняется удалением отдельных районов и населенных пунктов друг от друга на сотни и тысячи километров, отсутствием дорог между ними [11, с.105].

В настоящее время основная масса эвенов продолжают сохранять свое традиционное хозяйство и культурные особенности. Локальные варианты культуры эвенов (появление глухой меховой одежды, распространение головных уборов иного покроя и т.п.) отличаются друг от друга, прежде всего, по некоторым частным, заимствованным в ходе этнических процессов элементам и объединяются общетунгусским единым компонентом. В общих чертах материальная культура эвенов Якутии не отличается от культуры эвенов других регионов. Имеющиеся отличия обусловлены природно-климатическими особенностями территории обитания отдельных групп (тундра, лесотундра, таежная зона), хозяйственной деятельностью, связанной с географическими условиями территории проживания (таежное оленеводство, тундренное оленеводство, прибрежное рыболовство), а также взаимокультурными контактами с соседними народами.

Результатами контактов эвенов с соседними народами: юкагирами, чукчами, якутами, русскими и другими в настоящее время является взаимное воздействие друг с другом и в языковом, и в культурном отношении. Наличие общих черт в элементах материальной культуры народов Сибири можно объяснить единством хозяйственной деятельности и сходством географических условий. Параллели в их культуре – результат конвергентного развития. У этих народов налицо сходства в таких элементах материальной сферы как жилище, транспорт, одежда и т.д. В данной статье на примере элементов материальной культуры мы попытались отразить культурно-этнические параллели эвенов с другими народами как результат межкультурного взаимодействия.

Много сходств мы наблюдаем в одежде и орнаменте, хотя эвены до сих пор сохранили особенности своей традиционной одежды – распашной кафтан с нагрудником. Здесь следует иметь в виду то, что при расселении и передвижении эвенов по Восточной Сибири костюм изменялся под воздействием определенных этнокультурных и природных воздействий. Самым заметным в этом плане является использование эвенами северной части Охотского моря, Чукотки и Камчатки чукотско-корякской одежды. Если там женщины некоторых групп эвенов продолжали носить распашную одежду общетунгусского типа, то мужчины почти полностью перешли к использованию глухих кухлянок и камлеек [9, с.114]. В распространении глухой одежды среди эвенов повлияли природно-климатические условия тундренной зоны. Т.е. общее сходство в данном элементе между чукчами, коряками и эвенами объясняются лишь одинаковыми условиями существования, конвергенцией, в то время как в ряде решающих специфических деталей между ними нет ничего общего.

Наличие глухого типа одежды наблюдается и у эвенов тундренной зоны Якутии, т.е. низовий Индигирки, Колымы. По этнографическим сведениям, до прихода тунгусских племен на территорию Якутии древнеюкагирские племена носили глухую плечевую одежду. Эта одежда длительное время, вплоть до середины XX в.. в сочетании с распашной одеждой тунгусского типа составляла в гардеробе лесных юкагиров единый комплект [8, с.12]. Некоторым группам эвенов, как и юкагирам, было известно одновременное использование двух типов плечевой одежды. Так, нижнеколымские эвены под зимнюю кухашку и эвенский кафтан носили глухую рубашку из летней шкуры оленя ( илкади тэти, илкан – самоназвание эвенов Нижнеколымского района) [6, с.38]. Использование двух типов плечевой одежды может свидетельствовать о присутствии двух компонентов в национальной культуре: глухая одежда присуще северному компоненту, распашная – южному. Кроме одежды эвены и юкагиры имеют много сходств и в других областях материальной и духовной культуры, которые, возможно, объясняются близким генетическим родством между этими народами.

Мужская одежда долган ( мукаалкан) тяготела к эвенской традиционной одежде – была распашной, шили из оленьих шкур мехом наружу, полы сходились, под одежду надевали нагрудник. Женская одежда долган совпадает с одеждой савамских эвенков. В их одежде наблюдаются и якутские элементы. Вероятно, это можно объяснить только тем, что в образовании долган участвовали представители нескольких этнических групп.

В обуви эвенов отражено их происхождение от древних тунгусов – пеших ( ламункан – намкан ) и оленных ( орочон – ороч ) охотников. Сходство покроя эвенской обуви с другими народами говорит о культурно-этнических связях в далеком прошлом и в более поздний период. В обуви всех эвенов прослеживаются тесные связи с эвенками и юкагирами (раскрой голенища из двух полос и способ украшения меховой обуви). Обувь северо-восточных эвенов свидетельствует о позднейших связях с чукчами и коряками. Вариант якутской обуви (обувь с носочком) говорит о современных связях с якутами. Покрой меховой обуви (из камусов) с союзками, характерный для оленеводов-охотников (эвенки, юкагиры, северные якуты), перешел к якутам и тунгусоязычным народам Нижнего Приамурья от эвенов и эвенков [3, с.63].

В зависимости от того, какие народы проживали рядом с той или иной группой эвенов, в украшении последних преобладал какой-то определенный материал, например бисер ярких оттенков – там, где эвены соприкасались с эвенками и юкагирами, кожа – в районах, где в большей степени сказывалось влияние палеоазиатов. Для эвенов же традиционно была характерна бело-голубая тональность.

Влияние других культур прослеживается и в транспортных средствах передвижения эвенов. Здесь отчетливо прослеживаются как эвенкийские черты (верховое оленеводство), так и самодийские (упряжное оленеводство). Эвены изначально использовали оленя для верховой езды и под вьюк. Постепенное заселение лесотундровых и тундровых районов, сопровождавшихся контактами с чукчами и коряками на востоке и с самодийскими народами на западе, привело к распространению нартово-упряжного оленного транспорта [7, с.176]. В свою очередь считается, что чукчи, как и коряки, заимствовали оленеводство от тунгусских народов. Г.М. Василевич и М.Г. Левин убедительно показали, что техника чукотско-корякского оленеводства обнаруживает ряд признаков, сходных с ламутским (тунгусским) оленеводством [4].

В настоящее время езда на нартах – турку является самым удобным видом зимнего транспорта. Упряжное оленеводство эвенов по своим отдельным деталям имеет большое сходство с северными якутами. По этнографическим данным, эвены Якутии заимствовали восточносибирский тип нарты у якутов. По конструкции же прямокопыльная нарта сходна с собачьей нартой восточносибирского типа, так и с охотничьей нартой эвенков и других народов Сибири. [4, с.86].

Кроме эвенов и якутов, прямокопыльные нарты североякутского варианта бытуют у долган и олекминских эвенков. Двухоленная упряжка характерна для эвенков, эвенов, якутов, негидальцев в грузовой, так и в легковой нарте. Сосуществует с упряжкой из одного оленя у чукчей и коряков. У эвенов, живущих по соседству с чукчами и коряками, распространена дугокопыльная нарта (эвены Камчатки, Магаданской области).

Итак, за период своей истории эвены подверглись влиянию таких соседних народов как юкагиры, якуты (саха), коряки, чукчи, русские и др. В процессе расселения эвены заимствовали многие элементы из культур соседних народов, включали в свой состав многочисленных представителей ассимилируемых этносов и сами соответственно растворялись среди соседних народов, в результате чего менялся этнический состав и антропологический тип.

В силу этнических контактов и в зависимости от занимаемой природно-экологической ниши у исследуемого этноса в настоящее время сложились несколько локальных подразделений, отличающиеся элементами культуры. Локальные варианты культуры объединяются одной единой основой – общетунгусским единым компонентом. Им удалось создать единые традиции в материальной культуре, дополнить и обогатить аналогичную культуру других народов Севера и Сибири.

Переплетаясь через века с народами Сибири, воздействуя на них как в физическом, так и в культурном отношении, эвены создали по-своему богатую и самобытную культуру, отличную от своих соседей.

Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX – начало XX вв.). – Новосибирск: Наука, 2003 – 158 с.

Василевич Г.М. Типы обуви у народов Сибири// Сб. МАЭ.- Т. XXI – М.;Л., 1949.- С.3-64

Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение // СЭ.- 1951.- №1.- С.

Гурвич И.С. Предварительный отчет о работе этнографической экспедиции Института ЯЛИ Якутского филиала АН СССР в Верхоянский, Саккырырский, Усть-Янский, Булунский и Жиганский районах ЯАССР в 1953-1954 гг.// Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.1, д.258.

Данилова А.А. Бытовая лексика эвенского языка. – Якутск, 1995.- 116с.

Ермолова Н.В, Традиционные средства передвижения у народов Севера Сибири// Экология этнических культур Сибири накануне XXI в., - СПб., 1995. – С.193-210.

Жукова Л.Н. Одежда юкагиров: учебное пособие. – Якутск, 1996.- с.

Кочешков Н.Н. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. – Л.: Наука, 1989 – 198 с.

Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации ( XVII – начало XX вв.): Сборник статей. – Новосибирск: Сборник Института археологии и этнографии СО РАН, 2008. – 364 с.

Новикова К.А. О расселении, численности и родоплеменных названиях эвенов Якутской АССР// Краеведческие записки. – Магадан, 1962, вып.4.- С.102-118.

Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. – СПб., 1912. – Т.3. – 911с.

Россия и Якутия: сквозь призму истории/Аккад.наук РС(Я). Ин-т гуманит.исслед; Отв. ред. В.Н. Иванов. – Якутск, 2007.-

Туголуков В.А. Эвены // Этническая история народов Севера. – М., 1982. – С.155-168.

Основные термины (генерируются автоматически): эвен, народ, группа эвенов, материальная культура, якут, друг, Колыма, культура, народ Сибири, одежда.

Читайте также: