Краеведческий музей белгород доклад

Обновлено: 02.07.2024

А.Н.Крупенков

Закрытие в городе музея никого особенно не взволновало. Вряд ли белгородцы и заметили его отсутствие, если бы не местный любитель старины, энтузиаст Павел Иванович Барышников. Не смирившись с ликвидацией музея, он начал будоражить общественность города, обивать пороги уездного исполкома, засыпал письмами и жалобами губернское начальство. Наконец, после очередного посещения П.И. Барышниковым Курска, губернское руководство пошло ему на встречу и в июне 1924 г. обратилось в Белгородский уисполком с предложением открыть в Белгороде музей краеведения. Местные власти с недовольством отнеслись к распоряжению сверху и, сославшись на отсутствие в казне денег, ответили отказом. В сентябре того же года губернский отдел народного образования (в то время музеи находились в ведении Наркомпроса) вторично направил в Белгород предписание о необходимости открыть музей. И опять уездные власти, соглашаясь, впрочем, с важностью поднятого вопроса, ответили вежливым отказом. Тогда Курский губернский отдел народного образования предложил Белгородскому УОНО компромиссный вариант: город предоставляет помещение для музея, а Курский Губмузей берет его на свое содержание. На том и порешили. В октябре 1924 г. в Белгороде открылся филиал Курского губернского музея краеведения. Он разместился в одном из зданий бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря.

clip_image002

Архиерейский дом, в котором в 1924 году был открыт Белгородский музей краеведения.

Первыми экспонатами музея стали 780 предметов, приобретенных П.И. Барышниковым на школьной выставке. Конечно, этого было недостаточно. Павел Иванович взялся за розыски пропавших экспонатов закрытого два года назад музея. Одновременно он регулярно выезжал в деревни и села Белгородского уезда с целью провести инвентаризацию старинных реликвий и частных коллекций в бывших помещичьих усадьбах. За короткое время ему удалось установить, что старинные вещи, имеющие музейную ценность, находились: в Шебекине — 3650 предметов, Короче — 2568. Имелись они и в Белгороде: в кладовой архиерейского дома — 470 предметов, в упрофбюро — 165, в школах города — до 150. Много культовых реликвий и церковных книг находилось в мужском и женском монастырях, других храмах города и уезда. Определить их количество за короткий срок было просто невозможно. Длительное время требовалось и для регистрации и описания материалов богатейшего архива Свято-Троицкого монастыря, размещавшегося в соборной колокольне.

В результате опроса местных жителей выяснилось, что многие редкие старинные вещи после разгрома и национализации барских усадеб оказались в руках случайных людей. В основном это были предметы искусства и культуры: иконы, картины, старинные книги, монеты, фарфоровые, хрустальные и бронзовые изделия, имеющие историческую, культурную и научную ценность. Всего П.И. Барышников выявил в Белгороде и уезде около восьми тысяч старинных предметов на общую сумму (по рыночной стоимости) около 100 000 руб. Владельцы реликвий неохотно расставались с ними, для них они представляли в первую очередь материальную ценность. Одна только шебекинская коллекция была оценена в 48 000 руб. Постановлением Главнауки от 8 апреля 1925 г. предписывалось всю шебекинскую коллекцию передать в Белгородский музей краеведения, но новые хозяева не торопились выполнять это постановление. Белгородское упрофбюро вообще отказалось передавать свои реликвии музею. Корочанский волостной исполком соглашался подарить свои коллекции вновь созданному музею, но на перевозку нужны были деньги, а их не было.

Нужны были деньги на приобретение мебели и другого имущества, которыми музей не располагал. Местные власти старались не замечать бедственного положения музея, рассуждали так: есть заведующий — пусть он и решает все вопросы. За все время существования музея уисполком выделил на хозяйственные нужды и приобретение имущества всего 79 руб. Но Павел Иванович постоянно беспокоил начальство, требуя помощи и внимания к культуре.

Обязанности работников были распределены следующим образом: заведующий П.И. Барышников осуществлял общее руководство музеем, отвечал за административные и хозяйственные дела; инструктор Иван Ильич Скипенко большую часть своего рабочего времени занимался приемкой экспонатов и коллекций, их сортировкой, описанием и занесением в инвентарную книгу; технический работник Афанасий Иванович Кичигин, а после его ухода Мария Андреевна Ануфриева исполняли обязанности сторожа, дворника и посыльного. Павел Иванович регулярно занимался не только хозяйственными и административными делами, но, будучи по натуре исследователем и большим любителем старины, много времени посвящал научной работе, помогал своему инструктору. Но все это было позже, а пока Павел Иванович трудился один за троих, получая всего 29 руб. 70 коп., а первые три месяца и вообще работать без зарплаты, на общественных началах. Несмотря на все трудности, именно в эти первые месяцы ему удалось собрать около тысячи экспонатов, систематизировать их, описать и занести в инвентарную книгу.

Места в двух тесных комнатах стало уже мало. Павел Иванович начал предпринимать меры к расширению музея. Идеальным ему представлялся вариант, по которому вся территория бывшего монастыря была бы закреплена за музеем: Свято-Троицкий собор с могилами захороненных в нем белгородских архиереев, колокольня, Знаменская церковь, архиерейский дом, покои святителя Иоасафа, братское монастырское кладбище и монашеские кельи. Все эти объекты представляли большую историческую и культурную ценность и, по мнению Павла Ивановича, должны были быть включены в единый историко-архитектурный комплекс.

На территории монастырского двора П.И. Барышников мечтал развести ботанический сад, в котором была бы представлена вся флора Белгородского уезда. Закрывшиеся и уже начавшие приходить в упадок церкви монастыря он предлагал реставрировать и вернуть их общине верующих, заброшенное братское кладбище — благоустроить и создать некрополь для свободного посещения экскурсантами. В далекой перспективе Павел Иванович рассчитывал на передачу музейному комплексу и бывших монастырских владений: двух домов по улице Везельской, дома по Ново-Московской улице, мельницы, 180 десятин распашной земли, 50 десятин леса. Опись всего монастырского имущества и владений находилась в Москве в Главнауке, и музей по закону имел на них право. Но Павел Иванович прекрасно понимал, что ни уездные, ни губернские власти не пойдут на то, чтобы передать музею все бывшие монастырские владения, и поэтому пока даже не поднимал этого вопроса. А вот на приобретение всех бывших зданий монастыря он возлагал большие надежды и был уверен, что сумеет добиться передачи их музею. Пока же его ближайшей задачей было создание экспозиций в уже отведенных музею комнатах архиерейского дома.

В марте 1925 г. общий отдел Белгородского уездного исполнительного комитета принял наконец решение передать под музей все 18 комнат второго этажа бывшего архиерейского дома. Однако помещение освободилось только через два месяца. Сотрудники музея начали уже было переносить экспонаты на второй этаж и размещать их по комнатам, как вдруг выяснилось, что уездные власти изменили решение — второй этаж оставался под жилье некоему Закройщикову. Более того, у музея отобрали и уже имевшиеся в его распоряжении две комнаты. Экспонаты были вынесены в библиотеку детдома: некоторые из них в дальнейшем оказались похищенными, другие поврежденными.

Около месяца музей оставался без помещения, хотя по данным Белгородского УИКа значилось, что под музей краеведения отведены покои святителя Иоасафа и квартира бывшего викарного архиерея с имеющейся при ней домовой церковью. Лишь 24 июня музею возвратили девять комнат. Однако сразу стало ясно, что четыре из них использовать под музей нельзя, они были полутемными и непригодными для работы. Пять других комнат со сводами и расписными фресками очень удачно подходили для музея, но в них можно было разместить экспонаты только одного культурно-исторического отдела. В музее же должны были работать еще три отдела: естественно-исторический, производственно-экономический и культурно-просветительский. Для этих трех отделов места не оставалось, хотя экспонатов уже было собрано достаточно. Выход из положения был один: предоставить музею полностью архиерейский дом, но, как уже отмечалось, половина второго этажа отдавалась под жилье, а на первом этаже и в других постройках монастыря размещался детский дом имени III Интернационала.

Всего в Белгороде с 1918 г. было открыто четыре детских дома и приюта, в которых воспитывались дети ушедших на фронт красноармейцев, оставшиеся без родителей и крова сироты, дети из голодающего Поволжья и малолетние правонарушители. К 1924 г. значительная часть детдомовцев была переведена из Белгорода в уездные детские дома, но в стенах монастыря детдом сохранили, и в нем оставалось до 150 воспитанников, которые доставляли П.И. Барышникову много хлопот и беспокойства — били в музее стекла, срывали замки, выламывали двери. В основном толкал детей на воровство голод. Они залезали в музей, крали наиболее ценные вещи и несли их продавать на базар. Сторож физически не мог уследить и предупредить бесконечные кражи. Соседство музея и детского дома не шло на пользу ни тому, ни другому учреждению. II.И. Барышников неоднократно поднимат вопрос о переводе детского дома из монастыря в другое, более подходящее для проживания и воспитания место. Обращался он в уездное отделение народного образования и в исполнительный комитет, информировал Губмузей о разграблении музея и монастырских церквей. В одном из своих докладов в уисполком он сообщал:

«Беспризорные Белгородского детдома в январе 1925 г. разбили две двери музея, взломали замки и, проникнув в музей, разворочали все экспонаты педагогического отдела, но ничего не похитили, потому что отдел этот состоит из таблиц, чертежей, плакатов и прочих материалов, которые трудно продать на базаре. В феврале были вновь выбиты другие двери музея. В апреле комиссия по приемке для музея помещения, состоящая из меня (зав. музеем), инструктора музея и техника Общ. Отдела Иванова произвела осмотр музейных комнат, занятых беспризорными. При этом было обнаружено: выломанные двери и окна, вынутые из дверей и окон стекла, сорванные плинтусы, снятый накат потолка, разбитые печи и проч. Одна из комнат, расписанная фресками, была обращена в отхожее место с нечистотами на полу. Комиссия составила акт, препроводив его Общему Отделу.

Непримиримые отношения сложились у П.И. Барышникова с заведующим Белгородским уездным отделением народного образования Трухмановым. Заведующий УОНО был непосредственным начальником Павла Ивановича (П.И. Барышников напрямую подчинялся также заведующему губернским музеем Клобуновскому), и работа музея во многом зависела от заведующего Белгородским УОНО. Павлу Ивановичу часто приходилось обращаться по многим вопросам к Трухманову. Однако тому было не до проблем музея, а настойчивость П.И. Барышникова просто выводила его из себя. На этой почве между ними начались трения, очень скоро превратившиеся в открытую вражду.

Ликвидация музея и утрата собранных экспонатов были для И.П. Барышникова тяжелыми ударами. Оставшись не у дел, он переехал жить в Харьков. Работая на новом месте, Павел Иванович не терял надежды вернуться в Белгород и снова заняться любимым делом. В 1929 г. он написал руководству Курского музея письмо следующего содержания:

«В сентябре 1925 г., когда закрывался Белгородский музей, Вы указали мне, что через несколько лет он вновь откроется, и я опять буду им заведывать. Слова эти, по-видимому, сбываются. С 1.10.1928 по 1.10.1929 гг. внесено в смету Белгородского ОкрОНО 1600 руб. на открытие и содержание в течение года Белгородского музея. Однако прошло уже 7 1/2 мес., а музей не открыт: нет помещения. До революции Белгород был диким городом, не дававшим средств на культурно-просветительные цели. Таким же апатичным он остался и сейчас.

Помещения нет, экспонатов и коллекций нет (что осталось от 1925 г. расхитили в

Ко всему этому остается еще добавить, что весь штат Белгородского музея будет состоять сейчас только из одного лица, т.е. из заведующего. Но ведь один в поле не воин. Будь заведующий хоть семи пядей во лбу — что он сделает без помощников, без денег, без всяких средств и среди всеобщего тупого равнодушия и апатии? Он сделает очень мало или почти ничего, и этим неизбежно возбудит нарекания. Вот-де взялся создать музей, а ничего не смог.

Мне говорят, что в музее надо иметь четыре отделения и открыть мастерскую для изготовления школьной мебели и наглядных учебных пособий по примеру Пятигорска, Мариуполя, Дмитриева, Щигров и т.п. Все это я мог бы сделать, потому что все это было отлично мною поставлено в 1920—21 гг. в Пятигорске: дело это живое, увлекательное, нужное каждой школе, для каждого учителя интересное. Да и странно было бы музейному работнику копаться в старых могилах или курганах, собирать черепки и кости, когда масса учителей не знает, как правильно построить школьную мебель, хотя бы в силу постановления Н.К.П. от 16 февраля 1928 г. Как старый музейный работник и как бывший инспектор народных училищ Курской губ. со всем этим я справился бы. Но я не жду проку от Белгород, музея, если только он и будет открыт в какой-нибудь бане. Долго он не просуществует в этой дремотной мертвящей атмосфере и, вероятно, с 1 октября 1929 г. местные власти его и вычеркнут из сметы, как учреждение ненужное и бесполезное. И они отчасти будут правы.

Это последнее письмо П.И. Барышникова, связанное с его музейными делами. В 1930 г. он был арестован и приговорен к заключению на 5 лет, замененному ссылкой на север.

Здание по ул. Чичерина № 5 (ныне Гражданский проспект), в котором размещался Белгородский краеведческий музей в 1930-х годах.

В начале 1936 г. краеведческий музей перекочевавшего опять на новое место. Теперь он расположился в городском театре по улице Ленина (ныне в этом здании размещается областной художественный музей). Мало кто из белгородцев знал тогда, что музей переехал и находится по новому адресу. Многие просто считали, что в Белгороде музея нет вообще. Да и отыскать небольшие музейные комнаты, которые часто были закрыты на замок, в двухэтажном здании со множеством коридоров и лестниц было не так просто. Неудивительно, что и посетителей в музее практически не было.

В мае в музее состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос о создании краеведческих секций и кружков на предприятиях и в школах. Один из таких кружков уже действовал в неполной средней школе имени Бубнова.

Сменив адрес, музей тем не менее не освободился от груза старых проблем. Городской отдел образования, как и двенадцать лет назад УОНО, не уделял музею никакого внимания и не вникал в его работу. Пришедший на смену заведующему-счетоводу новый заведующий музеем также был совместителем — работал в школе и в музее появлялся редко. Если же случалось, что в музей приходили школьники, то экскурсии для них проводила уборщица, а точнее просто водила детей из комнаты в комнату.

«Много энергии вложил он в коренную реорганизацию музея. Все в нем сделано заново. Экспонаты систематизированы, хорошо подобраны. Пока в музее существует два отдела — вводный и социалистического строительства. В дальнейшем помимо расширения и пополнения второго отдела (экспозиция которого еще не закончена) будут открыты отделы природы и истории.

Вводный отдел знакомит с развитием мира, происхождением вселенной и человека в свете марксистско-ленинской науки. Плоскостные и объемные экспонаты, щиты и таблицы отображают различные эпохи, начиная с древнейшей и кончая четвертичным периодом. Тут же представлены экспонаты, характеризующие развитие животного мира.

Таким был Белгородский музей накануне Великой Отечественной войны.

Крупенков А.Н.

Редакция сайта благодарит Крупенкова А.Н. и администрацию Белгородского государственного историко-краеведческого музея за предоставленный материал.

Белгородский краеведческий музей

Белгородский краеведческий музей — один из главных музеев города Белгорода. Здесь собраны экспонаты, посвящённые истории Белгородчины. Это одно из старейших культурных учреждений города.

История музея

Белгородский государственный историко-краеведческий музей открыли в 1924 году. Изначально он был филиалом Курского музея. Через несколько лет после начала комплектования коллекция музея уже насчитывала более 8 тысяч экспонатов. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты уничтожили и разграбили фонд музея.

Сбор новой коллекции начали после войны. В 1964 году музею присвоили статус областного. В 1973 году экспозицию музея переместили в здание Преображенского собора. В 1991 году здание собора передали епархии, а музей переехал в своё современное здание на улице Попова. Ежегодно музей посещают более 80 тысяч человек — гости и жители Белгорода 1 .

Белгородский краеведческий музей

Экспозиция







Билеты и часы работы

Посещение музея взрослому обойдётся в 160 рублей; для студентов, школьников и пенсионеров предусмотрены льготы. Музей работает ежедневно с 10:00 до 19:00.

Как добраться

Контакты

С Белгородом мое знакомство состоялось не так давно, но съездить туда посчастливилось уже несколько раз. С каждой поездкой моя симпатия к этому городу растет все больше и больше. Город красивый, современный, очень чистый, динамично застраивающийся новыми зданиями, привлекателен и интересен своими храмами, соборами, памятниками архитектуры.

белгород

Есть в городе и свой краеведческий музей, который находится в центральной части города, на улице Попова. Здесь же, по соседству еще несколько значимых объектов - художественный музей, музей - диорама "Курская битва. Белгородское направление", парк Победы. Наверное, правильно - начинать свое знакомство города именно с этого места.

площадь музеев

Белгородский государственный историко-краеведческий музей располагается в современном здании и производит вполне приятное впечатление. Честно говоря, я долгое время не очень любила наши исторические музеи, может в детстве насытилась ими, как-то все казалось скучным и безликим. Отрадно, что сейчас все меняется и музеи подобного плана во многих городах становятся по-настоящему интересными, оснащаются современной техникой, более творчески оформляются стенды с экспозициями и материал подается в более увлекательной форме. Вот и в Белгороде музей не разочаровал.

краеведческий музей

Основные экспозиции представлены на втором этаже, куда ведет широкая лестница. На входе сразу в глаза бросаются чучела животных, медведь, лось. Далее рассматриваем стенды и витрины с птицами, насекомыми, все, что обитает в окрестностях данного региона.

птица

Мне всегда грустно смотреть на чучела животных, поэтому особо не восхищаюсь и быстро перехожу в следующий зал.

в музее

В первом зале представлены экспозиции, связанные с историческим прошлым. Период от эпохи каменного века до позднего средневековья. В коллекции предметы быта, украшения, орудия труда, все было найдено во время археологических раскопок на территории края.

археологический раздел

Находки археологов позволяют утверждать, что город Белгород был основан в 1596 году. Изначально город был крепостью, к сожалению, никаких доказательств в виде крепостных стен, древних построек в самом Белгороде уже не увидеть, поэтому почитать и посмотреть, как это все существовало можно в стенах этого музея.

история Белгорода

Конечно же, все, что представлено в музее, не упомнить, и я не буду напрягать ваше внимание. Остановлюсь только на том, что показалось мне особенно интересным. Заинтересовал вот этот экспонат - макет фрагмента знаменитой Полтавской битвы. Самое время вспомнить историю. Так все наглядно, возле этого макета и мы задержались подольше.

макет полтавской битвы

полтавская битва

макет полтавской битвы

Настоящая тачанка и станковый пулемет Максим, были на вооружении Красной Армии во время Гражданской войны.

тачанка

Много документов и фотографий периода Гражданской войны, становления Советской власти, годы Великой Отечественной войны.

создание колхоза

Очень тяжело смотреть фотографии людей, которые погибли или были расстреляны фашистами. Во время Великой Отечественной войны Белгород с октября 1941 года по август 1943 был оккупирован немцами. В городе были созданы концлагеря, служба гестапо, фашисты уничтожали наряду с военнопленными и местных жителей. Освобожден город был после боев на Курской дуге. Практически весь город был разрушен во время военных сражений.

военные фотографии

Краеведческий музей, что существовал еще с 1924 года и имел в своих запасах много ценных экспонатов, был разграблен и уничтожен фашистами. После войны музей был открыт заново, практически с нуля, были созданы новые фонды, собирались предметы и экспонаты. Что еще раз подтверждает, что русских победить и поработить никакому врагу не удастся.

национальная одежда

Предметы краеведения, одежда, мебель, старинные деньги, документы - всего много, есть очень интересные предметы, и посмотреть любопытно.

деревянное кресло

старинные деньги

Как такового, особо бдительного, персонала в залах не наблюдается, это радует. Меня всегда напрягает, когда смотрители в наших музеях, смотрят за тобой как коршуны и делают замечания. Здесь нас не контролировали, сотрудница была одна и скорей всего она просто физически не могла за нами наблюдать. Наша компания была из четырех человек и все разбрелись по разным залам.

мебель

Моя любимая тема - старинная мебель. Здесь представлены очень красивые образцы.

мебель

Фрагмент гостиной, обстановка конца XIX века. Такую мебель могли позволить себе состоятельные граждане Белгорода. В центре гостиной обычно размещали мягкий гарнитур, стол, стулья, шкаф с дорогой посудой, обязательный атрибут - зеркало, часы с боем, картины.

мебель

Еще один фрагмент гостиной. Такой мебелью можно только восхищаться.

мебель

мебель

А этот оригинальный туалетный столик с ножкам - мифическими сиренами настоящий антиквариат. Принадлежал семье великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Кстати, его имя носит местный драматический театр, а рядом с театром установлен памятник актеру.

мебель актера щепкина

В продолжении мебельной темы, на первом этаже увидели фрагмент купеческого дома конца XIX века и крестьянской избы.

купеческая гостиная

буфет

Напоследок "делюсь" рецептом "Роговатовской катанки".

рецепт

В целом Белгородский краеведческий музей мне понравился, как, впрочем, и всей нашей компании. Узнали получше историю города, открыли для себя много нового. Порадовала приятная и комфортная обстановка самого музея, к посещению, конечно же, рекомендую.

Адрес музея: улица Попова, 2 а. Работает в режиме: с 10 до 19 часов, ежедневно.


Белгород (Россия) упоминается в летописях с 13-го века. Сегодня это современный мегаполис с развитой инфраструктурой. В городе расположено несколько музеев, один из них - краеведческий.

История

Государственный историко-краеведческий музей (Белгород) был открыт для горожан и гостей в 1924 году в качестве филиала Курского музея. Первым зданием, в котором разместилось учреждение, был бывший мужской Троицкий монастырь. В довоенные годы в фондах музея хранилось более восьми тысяч экспонатов. В годы Великой Отечественной город попал в оккупацию, музейные ценности были частично разграблены и уничтожены.

краеведческий музей белгород

Восстановление экспозиции и фондов началось сразу после Победы. Открыть краеведческий музей (Белгород) удалось уже в 1948 году в новом помещении по ул. Фрунзе, дом 42. В начале шестидесятых годов он получил статус музея областного значения. В 1973 году все фонды переезжают в бывший Преображенский храм, но уже в 1991-м, после возвращения собора прихожанам, для краеведческого музея было построено отдельное помещение.

Современность

Первая выставка на новой территории открылась в начале 1994 года. Она была посвящена родному краю, его особенностям, истории с древнейших времен до современности. В настоящее время в музейных фондах хранится более 160 тысяч экспонатов. Количество посетителей постоянно увеличивается и в среднем составляет около 80 тысяч человек в год. Здание музея, который проектировал архитектор В. В. Вишневский, имеет статус памятника федерального значения.

Коллекции музея

Белгородский государственный историко-краеведческий музей располагает обширными коллекциями экспонатов. Малая часть выставлена на тематических стендах, большее количество находится в хранилищах, где ведется исследовательская работа.

белгородский государственный историко краеведческий музей

Коллекция делится на следующие разделы:

  • Археология. В отделе хранится более девяти тысяч объектов материальной культуры, среди которых находятся предметы быта, военное снаряжение и оружие, орудия труда, отражающие культуру народов (скифы, сарматы, хазары, половцы, праславяне и др.), населявших край с древних времен.
  • Бонистика. В фондах хранится обширная коллекция бумажных денег, облигаций, векселей и прочих предметов сферы взаимных расчетов. Всего здесь более 2 тысяч экспонатов.
  • Нумизматика. Одна из крупных коллекций музея, где содержится более 11 тысяч предметов. В нее вошли как отдельные монеты, так и нумизматические коллекции. Также представлены несколько кладов, обнаруженных на территории области, и юбилейные монеты, выпускаемые в настоящее время.
  • Фалеристика. На хранении находится около шести тысяч экспонатов. Коллекция включает награды, медали, памятные знаки, знаки сообществ, учебных заведений и проч. Временной отрезок предметов охватывает период с 19-го века до современности. В собрание входят отличительные знаки и награды, принадлежащие почетным жителям города.
  • Мебель. Основу мемориальной экспозиции составляют предметы меблировки, принадлежавшие знаменитому актеру М. С. Щепкину. Всего в собрании находится 200 предметов.
  • Одежда. В коллекцию вошли образцы церковного облачения, элементы городского, деревенского, военного костюма. Представлены головные уборы, обувь, аксессуары разного времени. Всего в собрании находится 600 предметов.
  • Оружие. Отечественные и зарубежные образцы огнестрельного и холодного оружия разных веков. Большая коллекция предметов периода Великой Отечественной войны.
  • Естественнонаучные материалы. В коллекции (около 6 тысяч единиц) собраны распространенные на Белгородщине представители животного, растительного мира. Большой интерес представляют обширные собрания насекомых, птиц и проч.
  • Этнография. В этом отделе находится более 5 тысяч экспонатов, которые отражают особенности народного костюма, промыслов, ремесел.

что посмотреть в белгороде

Постоянные экспозиции и экскурсии

Выясняя, что посмотреть в Белгороде и как в полной мере охватить историю края, стоит обратиться в краеведческий музей, где проводятся экскурсии:

белгород россия

Тематические выставки

краеведческий музей белгород выставка динозавров

Для самых маленьких

Просветительская работа

Кроме научной выставочной деятельности, в музее ведется активная просветительская работа с детьми и взрослыми, действуют несколько клубов по интересам:

краеведческий музей белгород режим работы

Полезная информация

Как попасть в краеведческий музей (Белгород)? Режим работы: с 10:00 до 19:00, выходной – понедельник. Адрес: улица Попова, строение 2а. Для организации экскурсий требуется предварительная договоренность.

краеведческий музей белгород выставка восковых фигур

Стоимость входного билета для взрослых составляет от 32 рублей, для дошкольников, школьников, студентов проведение групповых тематических уроков и экскурсионное обслуживание группы осуществляется бесплатно. Каждую первую среду месяца для людей, не достигших 18 лет, Белгородский государственный историко-краеведческий музей предоставляет возможность бесплатного посещения выставочных залов.

Читайте также: