Досрочные страховые пенсии по старости доклад

Обновлено: 18.05.2024

Пенсионное обеспечение направлено на компенсацию гражданам утраченного заработка, который они больше не могут получить в связи с наступлением нетрудоспособности. Наряду с пенсиями по старости, назначаемыми по достижению определенного возраста и презюмируемой с этим снижением трудоспособности, существует категория досрочных пенсий, назначаемых с учетом трудового стажа на работах со вредными условиями труда.

По данным Росстата, на конец 2017 года при общей списочной численности работников, осуществляющих деятельность по сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству, добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений, в строительстве, по транспортировке и хранению, в области информации и связи, равной 13 008 227 человек, из них право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам № 1 и № 2 имеют 508 002 и 1 198 220 человек соответственно, или 13 %[1].

Истоки существующего в настоящее время регулирования системы досрочных пенсий заложены еще в советский период.

Советский институт досрочных пенсий практически без изменений перешел в правовую систему Российской Федерации, тогда как форма собственности большинства предприятий поменялась с государственной на частную, что не могло не вызвать противоречий.

В целях реформирования пенсионной системы разработана и принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ[5], обозначившая в отношении досрочных пенсий следующие проблемы:

1. Финансирование выплат досрочных пенсий осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а не за счет дополнительных страховых взносов работодателей.

3. Право на получение досрочных пенсий предоставляется независимо от фактических условий труда, показателей здоровья и сохранения трудоспособности работников.

Названные проблемы обсуждались достаточно давно, так, в 2010 году Министерство здравоохранения и социального развития подготовило аналитический доклад о состоянии российской пенсионной системы, в котором особо остановилось на отсутствии адекватных источников финансирования досрочных пенсий, отмечая, что форма собственности предприятий сменилась на частную, но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а не собственника. В результате государство фактически субсидирует новым собственникам привлечение работников в неблагоприятные производственно-технологические и климатические условия[6].

Для решения назревших проблем проведено реформирование пенсионной системы. С принятием ФЗ от 03.12.2012 N 243-ФЗ[7] на работодателей возложена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу за работников, занятых на работах, включенных в Списки. Тем самым приняты меры по созданию самостоятельного финансового обеспечения выплаты досрочных пенсий. При этом уплата страховых взносов по дополнительному тарифу зависит от фактических условий труда на рабочем месте, определяемых по результатам СОУТ.

Право работника на досрочную пенсию с 01.01.2013 зависит не только от отработанного специального стажа, но и от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу[8].

Влияние нахождения профессии в Списке и результатов СОУТ на право работника на досрочную пенсию и обязанность работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу можно представить в виде следующей таблицы:

По СОУТ класс условий труда – вредные или опасные

По СОУТ класс условий труда – оптимальные или допустимые

Профессия включена в Списки

Право на досрочную пенсию есть;

Страховые взносы по дополнительному тарифу подлежат уплате[9];

Права на досрочную пенсию нет;

Страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежат[10];

Профессия не включена в Списки

Права на досрочную пенсию нет;

Страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежат[11];

Права на досрочную пенсию нет;

Страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежат[12];

Как видно из представленной таблицы, право на досрочную пенсию прочно связано с фактическим наличием неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье работника, что еще раз подтверждает основной принцип назначения досрочных пенсий – досрочные пенсии назначаются с целью компенсации более раннего снижения трудоспособности, вызванного воздействием производственных факторов. Если ранее вредность условий труда определялась на основании презумпции вредности условий труда профессий, закрепленных в Списках, то теперь вредность условий труда должна подтверждаться результатами СОУТ.

Законодателем сделана попытка создания механизма финансового обеспечения выплат досрочных пенсий через введение страховых взносов по дополнительному тарифу, дифференцированному в зависимости от вредности условий труда. Также введение дополнительного тарифа создало экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда, сокращению рабочих мест с вредными условиями труда.

Несмотря на свои достоинства, сформированная система регулирования несет в себе и проблемы, связанные с не устранёнными коллизиями норм:

1. Работодатель обязан уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, даже если у работника не возникает право на досрочную пенсию в случае выполнения работы, поименованной Списками, менее 80% рабочего времени.

Согласно п. 5 и 6 Правил исчисления периодов работы[13], в стаж, дающий право на досрочную пенсию, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени[14].

Само по себе требование выполнять работу в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, введено в 1996 году, ранее такого требования к работникам законодательством не предъявлялось. Его установление можно объяснить попыткой учета фактического влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работника: законодатель предположил, что при работе в условиях труда, предусмотренных Списками, менее 80 % рабочего времени, здоровью работника не будет причинен ущерб, влекущий более раннее наступление нетрудоспособности.

Судебная практика ранее устойчиво исходила из того, что если у работника нет права на досрочную пенсию, то не подлежат начислению страховые взносы по дополнительному тарифу[15]. Верховный суд РФ отмечал, что законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда[16].

1. Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на соответствующих видах работ менее 80% рабочего времени;

2. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

3. Дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости предназначен для обеспечения выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Солидарность поколений предполагает, что взрослое работающее население содержит нетрудоспособных (инвалидов, больных, стариков, малолетних сирот) и обеспечивает детей, а по достижении старческого возраста или более раннего наступления нетрудоспособности у каждого есть право в силу солидарности на помощь либо от подросших детей, либо от других трудоспособных лиц[18].

Верховный Суд РФ приводит в качестве довода принцип солидарности поколений, означающий применительно к лицам, работающим в неблагоприятных условиях, что нынешнее поколение уплатой страховых взносов финансово обеспечивает выплату досрочной пенсии поколению, которое уже не может работать.

Сохранение дополнительного критерия в виде требования выполнения работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени является корневой причиной возникновения коллизии – у работников нет права на досрочную пенсию, но есть обязанность уплачивать за них страховые взносы по дополнительному тарифу.

Следует признать, что требование выполнения работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, с введением процедуры СОУТ изжило себя. В настоящее время происходит конкуренция двух оценок фактических условий труда:

1) СОУТ, как результат исследования условий труда на конкретных рабочих местах;

Из двух применяемых оценок условий труда для устранения коллизии и восстановления пенсионных прав работников необходимо оставить только оценку условий труда по СОУТ, как наиболее полно учитывающую фактические условия труда на рабочем месте, и отменить положения абз. 2 п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29. Фактическое воздействие производственных факторов на организм человека в течение рабочего дня должно определяться по результатам СОУТ.

С целью определения фактических условий труда на рабочих местах введена процедура СОУТ как единого комплекса последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников[21].

С 01.01.2013 для назначения досрочной пенсии наличие профессии в Списках должно также подкрепляться уплатой страховых взносов по дополнительному тарифу, необходимость уплаты которых, в свою очередь, определяется результатами СОУТ. Таким образом, презумпция вредности условий труда по профессиям, закрепленным в Списках, больше не действует.

Таким образом, результаты СОУТ действуют только в одну сторону – позволяют исключить работника из круга лиц, имеющих право на досрочную пенсию, но не позволяют включить в него профессии, не предусмотренные Списками, хотя вредность условий труда установлена.

Как указывал Конституционный Суд РФ, установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью[22].

4. Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 - 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 49 - 54.

[3] Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 // СПС КонсультантПлюс

[5] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.

[7] Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

[9] Письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-06/17278 // СПС КонсультантПлюс

[10] Письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-06/17262 // СПС КонсультантПлюс

[11] Письмо Минфина России от 25.09.2018 N 03-15-07/68350, Письмо Минфина России от 23.10.2017 N 03-15-06/69113 // СПС КонсультантПлюс

[12] Письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-06/17278 // СПС КонсультантПлюс

[13] Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 // СПС КонсультантПлюс

[14] Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 // СПС КонсультантПлюс

[15] Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 309-КГ16-19585 по делу N А07-1237/2016; Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2017 N 309-КГ17-16441 по делу N А60-49663/2016; Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N 310-КГ17-22625 по делу N А14-15419/2016 и др. // СПС КонсультантПлюс

[20] Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 - 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 49 - 54.

[22] Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 350-О // СПС КонсультантПлюс


Досрочная пенсия по старости может быть назначена при наличии у пенсионера определенных обстоятельств. Рассмотрим, о чём говорится в действующем законодательстве по вопросу досрочной пенсии по старости.

Досрочное назначение трудовой пенсии — что это?

Перечень оснований для установления досрочной пенсии по старости содержат ст. 30–32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Условно эти основания могут быть разделены на 2 группы, обусловленные наличием у пенсионера:

  • необходимого стажа работы в особых условиях труда (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • особых обстоятельств личного характера, связанных со здоровьем, семьей или условиями проживания (ст. 32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Большая часть оснований, относящихся к этим группам, позволяет уменьшить возраст выхода на пенсию вне зависимости от пола пенсионера на величину до 24 месяцев при существовании у него:

  • необходимого страхового стажа;
  • необходимой величины личного пенсионного коэффициента;
  • нужного стажа работы или проживания в соответствующих условиях;
  • документов, подтверждающих наличие особых условий или обстоятельств.

Вместе с тем закон дает лишь общие указания для назначения досрочной пенсии по старости в связи с особенностями труда. Конкретный перечень профессий, порядок определения и подтверждения периодов и даже порядок начисления пенсий определяются Правительством РФ.

Право на досрочную пенсию по условиям работы

Осуществляемой в особых условиях, позволяющих оформить досрочную пенсию по старости, считается работа:

  • в горячих цехах, под землей, с вредными условиями;
  • с тяжелыми условиями;
  • женщин в качестве машинистов специальной (строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной) техники;
  • женщин — работниц текстильной промышленности, требующей особой интенсивности труда;
  • связанная с непосредственным выполнением перевозок по железной дороге, в метрополитене и на грузовом транспорте, используемом для вывоза полезных ископаемых с мест их добычи;
  • в полевых условиях на геологоразведочных, лесоустроительных, изыскательских и иных подобных работах;
  • на лесозаготовках и лесосплаве;
  • механизаторов на погрузке-разгрузке в портах;
  • на судах дальнего плавания;
  • водителей городского пассажирского транспорта;
  • по добыче полезных ископаемых и строительству шахт и рудников;
  • по добыче и обработке морепродуктов на судах рыбного флота;
  • в летном составе гражданской авиации;
  • диспетчеров гражданской авиации;
  • обслуживающего персонала гражданской авиации;
  • сотрудников аварийно-спасательных служб, реально участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • с осужденными в местах лишения свободы;
  • пожарных служб;
  • педагогов;
  • в учреждениях системы здравоохранения;
  • творческих работников театров;
  • летчиков-испытателей.

Каждый из перечисленных видов работ для целей применения к нему права на досрочную пенсию по старости имеет свой набор требований к:

  • возрасту;
  • общему страховому стажу;
  • стажу работы в соответствующих условиях.

Требования к возрасту и стажу мужчин и женщин, как правило, различаются на 5 лет, составляя для женщин меньшую величину. Но могут иметь место и одинаковые цифры. В некоторых случаях в особом порядке рассчитывается протяженность периода уменьшения возраста выхода на досрочную пенсию по старости.

В стаже работы в соответствующих условиях периоды, имевшие место до начала действия закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, учитываются только при условии, что и тогда они относились к дающим право на досрочный выход на пенсию. Для расчета продолжительности этих периодов могут быть применены правила, действовавшие в эти периоды.

Вредность условий работы после 2012 года должна подтверждаться результатами специальной оценки.

Досрочные страховые пенсии для отдельных лиц

Перечень оснований, связанных с обстоятельствами личного характера, дает возможность установления досрочной пенсии по старости:

  • женщинам, имеющим троих (и больше) детей, а также воспитавшим детей-инвалидов опекунам или одному родителю ребенка-инвалида;
  • женщинам, имеющим двух детей и отработавшим определенное количество лет в районах Крайнего Севера или на приравниваемых к ним территориях;
  • лицам, получившим инвалидность в результате военной травмы;
  • инвалидам 1-й группы по зрению;
  • карликам и лилипутам;
  • лицам, работавшим в районах Крайнего Севера или на приравниваемых к ним территориях;
  • постоянно живущим на Крайнем Севере или приравниваемых к нему территориях оленеводам, рыбакам, охотникам.

Для каждого из перечисленных оснований предусмотрены свои требования к возрасту и страховому стажу, а при учете района проживания — к сроку жизни в нем. При этом цифры для женщин и мужчин обычно различаются на 5 лет, составляя для женщин меньшую величину. Могут иметь место особые правила учета реального стажа для выхода на досрочную пенсию по старости.

Досрочная пенсия по старости при сокращении штата

  • ликвидацией юрлица или прекращением функций ИП;
  • сокращением штата работников.

Это основание относится только к лицам предпенсионного возраста (которым осталось не больше двух лет до его наступления), имеющим необходимый страховой стаж (25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно или меньше, если есть предпосылки для досрочного оформления), и является результатом согласования с гражданином, которому будет оформлена пенсия.

Досрочная пенсия по старости, назначенная по этому основанию, перестает выплачиваться, если гражданин, начавший ее получать, стал заниматься деятельностью, которая в целях закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ расценивается как трудовая. Если оснований для прекращения выплат не возникло, то по наступлении пенсионного возраста досрочно назначенная пенсия будет переоформлена в обычную страховую пенсию по старости.

Итоги

Действующее законодательство содержит несколько оснований для досрочного назначения пенсии по старости. Основные из них перечислены в законе о пенсиях. Дополнительное основание присутствует в законе о занятости населения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Досрочное назначение трудовой пенсии относится к гражданам, имеющим стаж работы в особых условиях труда, а также при наличии соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Обоснование.

При этом следует учитывать, что согласно ст. 35 данного закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла шесть лет. Начиная с 01.01.2016 она ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к указанному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 данного закона.

Что касается величины индивидуального пенсионного коэффициента, с 01.01.2015 он устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента, равной 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 указанного закона, – на день установления этой страховой пенсии.

При этом нужно помнить, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, если гражданин трудится на работах, установленных ст. 30 и 31 названного закона. При этом для каждого вида работ предусмотрен различный стаж работы для назначения досрочной пенсии.

Включается ли в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам?

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию.

Таким образом, указанный период также подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Включается ли в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, период, когда беременную женщину на основании медицинского заключения переводят с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов?

Период, когда беременную женщину на основании медицинского заключения переводят с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Включается ли в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии , период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком?

В стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, не включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с ч. 5 ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Из всего вышесказанного следует, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию. Однако если отпуск по уходу за ребенком имел место или начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, независимо от даты его окончания (до или после 06.10.1992).

Включаются ли в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков?

Периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию.

Включаются ли в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды прохождения испытания при приеме на работу?

Такие периоды включаются в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии .

Включаются ли в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, а также учебный отпуск?

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, а также учебный отпуск включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку за эти периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую работодатель начисляет страховые взносы в ПФР.

Однако в п. 4 Правил отмечено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не установлено данными правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Из сказанного выше следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, на которую работодатель начисляет страховые взносы в ПФР. Соответственно, указанный период включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Что касается периода учебного отпуска, согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. В соответствии с п. 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, период учебного отпуска также включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Аналогичные выводы были сделаны в Определении ВС РФ от 04.02.2011 № 74-В10-11.

Включается ли в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе?

Время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 30

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

1.1. Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

О тождестве профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости, см. Справочную информацию.

5. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

О применении ч. 6 ст. 30 см. ч. 8 ст. 35 данного документа.

6. Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Князева Наталья

Страховая пенсия по старости назначается и выплачивается всем застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам в случае выполнения установленных Законом о страховых пенсиях условий.

Кто является застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Застрахованными лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие и временно пребывающие на территории РФ:

  • работающие по трудовому договору;
  • работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
  • работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся ИП);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Каковы условия назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях?

1. Достижение установленного возраста:

  • по общему правилу это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
  • исключение составляют лица, замещающие государственные и муниципальные должности, а также государственные и муниципальные служащие: для них с 2017 г. установлен повышенный возраст выхода на пенсию, который в 2018 г. составляет 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. Этот возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев, пока не достигнет для мужчин в 2026 г. 65 лет и для женщин в 2032 г. 63 лет.

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, и государственным и муниципальным служащим

Год Возраст
Мужчина Женщина
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 63 года 58 лет
2023 63 года и 6 месяцев 58 лет и 6 месяцев
2024 64 года 59 лет
2025 64 года и 6 месяцев 59 лет и 6 месяцев
2026 65 лет 60 лет
2027 65 лет 60 лет и 6 месяцев
2028 65 лет 61 год
2029 65 лет 61 год и 6 месяцев
2030 65 лет 62 года
2031 65 лет 62 года и 6 месяцев
2032 и последующие годы 65 лет 63 года

2. Наличие установленной продолжительности страхового стажа. В 2018 г. для назначения страховой пенсии по старости требуется 9 лет страхового стажа. Необходимая продолжительность страхового стажа с 2015 г. ежегодно увеличивается на 1 год. Увеличение продолжится до 2024 г., когда продолжительность страхового стажа составит 15 лет.

Годы Требуемый страховой стаж
2015 6
2016 7
2017 8
2018 9
2019 10
2020 11
2021 12
2022 13
2023 14
2024 15

3. Наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2018 г. для назначения страховой пенсии по старости необходим ИПК 13,8. Величина ИПК, необходимая для установления страховой пенсии по старости, с 2015 г. ежегодно увеличивается на 2,4. Увеличение продолжится до 2025 г., когда величина ИПК составит 30.

Годы Величина ИПК, необходимая для назначения пенсии
2015 6,6
2016 9
2017 11,4
2018 13,8
2019 16,2
2020 18,6
2021 21
2022 23,4
2023 25,8
2024 28,2
2025 30

Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионные баллы)?

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом:

  • начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию;
  • продолжительности страхового стажа;
  • отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

ИПК состоит из двух частей:

1. ИПК старый – это ИПК, сформированный из пенсионных прав по состоянию на 1 января 2015 г.

В самом общем виде ИПК старый равен отношению страховой части трудовой пенсии, рассчитанной по ранее действовавшему законодательству по состоянию на 31 декабря 2014 г., и стоимости пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., которая составляет 64 руб. 10 коп.

2. ИПК новый – это сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год работы и (или) иной деятельности с 2015 г. по год назначения пенсии и коэффициентов за нестраховые периоды.

ИПК за каждый год определяется как отношение суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости, уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо, и нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости за соответствующий календарный год, умноженное на 10. То есть ИПК год = (СВ год / НСВ год) x 10.

Нормативный размер страховых взносов:

Год НСВ год (руб.)
2015 113 760
2016 127 360
2017 140 160
2018 163 360

Сумма коэффициентов за нестраховые периоды = коэффициент * количество полных лет + коэффициент * (количество месяцев в неполном году / 12) + коэффициент * (количество дней в неполном месяце / 360).

Коэффициенты за полные годы каждого из нестраховых периодов установлены Законом о страховых пенсиях:

В случае если пенсия назначается гражданину позднее, чем у него возникло право на страховую пенсию по старости, то его ИПК повышается на установленный законом коэффициент:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости Повышающий коэффициент
12 1,07
24 1,15
36 1,24
48 1,34
60 1,45
72 1,54
84 1,79
96 1,9
108 2,09
120 2,32

Как рассчитывается страховая пенсия по старости?

Пенсия по старости включает в себя две части:

1. Фиксированная выплата, которая в 2018 г. составляет 4982 руб. 90 коп. Для пенсионеров, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы, – 9965 руб. 80 коп.

В случае если пенсия назначается гражданину позднее, чем у него возникло право на страховую пенсию по старости, то фиксированная выплата повышается на установленный законом коэффициент:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости Повышающий коэффициент
12 1,056
24 1,12
36 1,19
48 1,27
60 1,36
72 1,46
84 1,58
96 1,73
108 1,9
120 2,11

2. Страховая пенсия, которая определяется как отношение ИПК и стоимости одного коэффициента, установленной на день назначения пенсии. Стоимость одного коэффициента в 2018 г. составляет 81 руб. 49 коп.

Что такое накопительная пенсия?

Накопительная пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Она исчисляется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, у которых формируются пенсионные накопления.

Что такое пенсионные накопления?

Пенсионные накопления – это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет:

  • поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования;
  • дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  • взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;
  • взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования;
  • средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

У кого имеются пенсионные накопления?

1. Пенсионные накопления формируются у лиц 1967 г. рождения и моложе, которые до 31 декабря 2015 г. выбрали вариант пенсионного обеспечения – формировать страховую и накопительную пенсии:

  • заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Лица 1967 г. рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, вправе совершить указанные выше действия до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

При отсутствии волеизъявления таких лиц пенсионные накопления после 1 января 2015 г. у них не формируются.

2. Пенсионные накопления формируются у граждан 1966 г. рождения и старше в случаях:

  • направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию;
  • добровольной уплаты страховых взносов на накопительную пенсию в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, вступить в которую можно было до 31 декабря 2014 г.

3. Пенсионные накопления сформированы у граждан 1967 г. рождения и моложе, в пользу которых уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию до 1 января 2015 г.

4. Пенсионные накопления сформированы у мужчин 1953–1966 г. рождения и женщин 1957–1966 г. рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 г. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию.

Каковы условия назначения накопительной пенсии?

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам:

  • имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно;
  • если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

В случае отсутствия права на накопительную пенсию выплачивается единовременная выплата

Какие еще выплаты осуществляются за счет пенсионных накоплений?

Помимо накопительной пенсии, за счет средств пенсионных накоплений осуществляются следующие выплаты:

1. Единовременная выплата, которая назначается:

  • при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), если размер накопительной пенсии в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии;
  • по достижении 60 лет для мужчин и 55 для женщин лицам, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) ИПК.

2. Срочная пенсионная выплата, которая осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования; при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам

В случае смерти гражданина до назначения ему накопительной пенсии средства пенсионных накоплений, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица.

При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.

В случае отсутствия указанного заявления застрахованного выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников в следующей последовательности: в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений только при отсутствии родственников первой очереди.

Куда обратиться за назначением пенсии?

Подать заявление о назначении страховой пенсии можно:

  • в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства; через многофункциональный центр;
  • в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг.

Заявление о назначении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты следует подавать страховщику, у которого на момент обращения за указанными выплатами формируются пенсионные накопления. Если страховщиком является Пенсионный фонд РФ, то подать заявление можно теми же способами, что и заявление о назначении страховой пенсии.

Читайте также: