Материальная культура адыгов доклад

Обновлено: 16.05.2024

Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этот период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок иностранных путешественников, посещавших Северо-Западный Кавказ, в которых они фигурируют под именем черкесов.
Несмотря на наличие общего самоназвания, адыгский этнос включал в себя в рассматриваемый период более полутора десятков различных племен, самыми многочисленными из которых были шапсуги, абадзехи и натухайцы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этот период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок иностранных путешественников, посещавших Северо-Западный Кавказ, в которых они фигурируют под именем черкесов.

Несмотря на наличие общего самоназвания, адыгский этнос включал в себя в рассматриваемый период более полутора десятков различных племен, самыми многочисленными из которых были шапсуги, абадзехи и натухайцы.

Характер поселений адыгов во многом зависел от рельефа местности. Так, наибольшей компактностью отличались равнинные аулы, имевшие в плане вид квадрата или круга. Жилые строения сооружались по периметру поселения, их фасады были обращены внутрь. В центре селения находились площадь для скота, колодцы и ямы для хранения зерна. В аулах имелись кузницы, рынки. Селение, как правило, было обнесено оградой из нескольких рядов плетня, пространство между которыми заполнялось землей. В оборонительных целях также возводились и сторожевые башни, располагавшиеся обычно на противоположных сторонах аула.

Горные и предгорные аулы резко отличались по планировке от равнинных, представляя собой совокупность усадеб, расположенных по берегам рек, порой на большом расстоянии друг от друга. Основывались адыгами и хутора, размещавшиеся в верховьях рек и труднодоступных горных ущельях. Такие хутора нередко населялись членами одной семьи.

Адыгская усадьба состояла из дома главы семьи, стоявшего в центре, и домов женатых сыновей, располагавшихся отдельно. Все хозяйственные постройки (амбары, курятники и пр.) размещались по периметру усадьбы (как правило, у забора). Отдельный двор устраивался для лошадей и скота.

Жилище адыгов изначально было однокамерным, то есть состояло из одной комнаты. Позднее планировка усложнилась и появились двухкамерные дома. Технология строительства отличалась простотой, дом сооружался без фундамента, каркас строения составляли колья, вкопанные в землю. На них укреплялся плетень, обмазанный с обеих сторон смесью глины с соломой. Четырехскатные или

двухскатные крыши домов покрывались камышом или соломой. Имелись у адыгов и деревянные дома.

Интерьер адыгского жилища был скромен. Обязательным атрибутом его был очаг с отводной трубой (дымарем), обмазанной глиной. Набор мебели включал в себя низкие деревянные диваны, покрытые циновками с подушками, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками. Кухонная утварь хранилась в открытых настенных шкафах.

Традиционная одежда адыгов отличалась красотой и практичностью, поэтому элементы адыгского костюма были заимствованы другими кавказскими народами, а позднее и казаками. В XVII - XVIII вв. повседневный мужской костюм состоял из каракулевой папахи или войлочной шляпы, бешмета, черкески, бараньей шубы, бурки, обуви, рубахи, штанов. Черкеска (однобортный кафтан, шившийся из сукна, без ворота, в талию, со сборками) была обычно немного ниже колен. На груди (слева и справа) располага­лись газыри - карманы, в которых хранились патроны. Бурка выделывалась из

овчин шерстью наружу и из войлока. Черкески и бурки были обычно черного цвета. Обувью адыгам служили чувяки, сапоги и поршни. Неотъемлемой частью мужского костюма было холодное оружие: сабли и кинжалы. В XVI в. в обиходе появляется огнестрельное оружие.

Женский костюм включал такие элементы, как верхнее платье, корсет, кафтанчик, шаровары, головной убор, обувь. Девушка почти не снимала корсет до замужества, поэтому у адыгеек были тонкие талии. Платье по своему покрою напоминало черкеску и шилось из бархата, шелка, парчи, ситца, шерсти, сатина. Украшением платья было золотое и золотное шитье. Женские пояса изготовлялись из металла,

покрывались позолотой с чернью или серебрились. Женские шапочки украшались серебром и галунами.

Большое развитие у адыгов получили различные виды декоративно-прикладного искусства. По всему Кавказу и за его пределами высоко ценилось

холодное оружие адыгских мастеров, декорировавшееся самобытным орнаментом. Славой пользовались также изделия ювелиров, гончаров и ковроделов Черкесии. Высокий эстетический уровень, отличавший предметы материальной культуры и произведения декоративно-прикладного искусства адыгов, позволил им стать своего рода законодателями моды на всем Северном Кавказе.

Наряду с большесемейной общиной у адыгов имела место и малая (индивидуальная) семья, состоявшая из родителей и детей и насчитывавшая от пяти до восьми членов.

Брак у адыгов был экзогамным, то есть жениться мужчина мог лишь на девушке, принадлежащей к другому роду. Брачный союз обычно заключался между равными по статусу и социальному происхождению людьми. Несмотря на то что нормы ислама допускают многоженство, у адыгов господствовала моногамия (единобрачие). В семейном быту был распространен обычай избегания: жене не разрешалось общаться с мужчинами - родственниками мужа, супруги не называли по имени друг друга и своих детей. Мужу не разрешалось при посторонних проявлять свои отцовские чувства по отношению к детям. Распространенной формой брака был брак по сговору, когда вопрос о создании молодой семьи решался родителями будущих жениха и невесты. Для брачно-семейного обряда адыгов был характерен обычай умыкания невесты; семья жениха платила ее родственникам калым (выкуп).

В комплекс традиционных адыгских обычаев входило также куначество. Становясь кунаками, два представителя разных родов заключали прочный дружеский союз, каждый из них был обязан (порой в ущерб себе) оказывать другому всяческую помощь и содействие. Гостеприимство и куначество способствовали возникновению и развитию на протяжении столетий культурных контактов между различными кавказскими народами.

Одним из важнейших элементов традиционной культуры адыгов был обычай взаимопомощи (шыхьаф), зародившийся в далеком прошлом. К взаимопомощи прибегали в затруднительных случаях, связанных со строительством нового дома, с уборкой урожая (необходимость в регламентированное время успеть освободить поле) и выполнением других трудоемких работ. Обычай имел и нравственную окраску: люди сознательно стремились к выполнению доброго дела, оказывали срочную безвозмездную помощь сородичу, соседу.

Самым ярким проявлением духовной культуры адыгов стал нартский эпос повествующий о подвигах народных героев, совершенных в борьбе за счастье людей. Помимо эпических сказаний распространены были сказки, предания, легенды. Развитие получили также народная музыка, песни и танцы.

Как уже отмечалось, религия адыгов в период раннего Средневековья представляла собой синтез язычества и христианства. Мусульманство проникло в Черкесию из Золотой Орды в XVI в. и впоследствии получило повсеместное распространение на Северо-Западном Кавказе.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АДЫГОВ В 16-17вв. (VIII) - http://www.natpress.net/

Искусство адыгов носило прикладной характер. Оно было связано с украшением различных предметов домашнего обихода и одежды. Наиболее распространены были вышивка, ювелирные работы, плетение циновок и валяние войлока, резьба по дереву, камню и кости, художественная керамика и другое. Наиболее ярко отразились черты национального прикладного искусства в золотошвейных работах, в художественной декорировке войлока, ковров, циновок и изделий из серебра. Кроме этого орнамент часто вырезался не различных изделиях из дерева - посуде, ларях, сундуках, мебели, предметах повседневного обихода.
Адыгскому национальному орнаменту свойственен два типа: во-первых, стиль анималистического (т.е. животного) и растительного узора; во-вторых, стиль линейно-геометрического узора. Первым узором украшали войлочные ковры - рисунок на них вышивался или вшивался в фон (такой рисунок назывался "арбабаши") - а также им украшали различные серебряные предметы (оправа холодного оружия, седел, упряжи, поясов и нагрудных подвесок к женской одежде). Второй тип узоров был характерен для камышовых циновок, войлочных ковров и некоторых других предметов домашнего обихода.
Золотошвейное мастерство являлось делом девушек и женщин. Девочек с самого раннего возраста приучали к занятию рукоделием, в том числе к украшению праздничной одежды и приготовлению всевозможных подарков(кисетов, кобур и т.п.) Золотошвейное искусство адыгов было самым лучшим и самым красивым на Северном Кавказе, их качеству могли позавидовать самые искусные мастера других народов, оно оказывало самое непосредственное влияние на развитие аналогичных промыслов в других землях Кавказа, у соседних народов. Адыгскому золотошвейному узору присущи строгость и четкость, ему свойственны сочетания тонкой линии с круглым пятном, многослойность узора. Наиболее изящно и красиво украшался золотым шитьем женский костюм, мужская же одежда была более строга.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа


В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.


Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.


Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа


Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.


Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Слайды и текст этой презентации

Материальная культура западных адыгов.

Материальная культура
западных адыгов.

План.Политическое положение черкесов (адыгов).Феодалы и демократы.Одежда адыгов.Жилище.Адыгская кухня.

Политическое положение черкесов (адыгов).
Феодалы и демократы.
Одежда адыгов.
Жилище.
Адыгская кухня.

Поселение горцев - аул

Поселение горцев - аул

Костюм горца - бешмет, бурка, папаха и башлык.Знатные адыги носили белые костюмы, остальные чёрные

Костюм горца - бешмет, бурка, папаха и башлык.

Знатные адыги носили белые костюмы, остальные чёрные

Одежда. Адыги.Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор,

Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор, обувь. На голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста.

Наряд адыгейки

Жилище. Адыги.Дома в аулах стояли группами по десять, двадцать, а иногда и сорок. Селившиеся по соседству были

Дома в аулах стояли группами по десять, двадцать, а иногда и сорок. Селившиеся по соседству были чаще всего близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях прожива­ло до 5 — 6 тысяч человек.

Жилище. Адыги.Внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов.

Продолжи предложение.Поселение адыгов называлось …Жилище адыгов – это …Каждый адыг имел большой квадратный … в котором было

Поселение адыгов называлось …
Жилище адыгов – это …
Каждый адыг имел большой квадратный … в котором было … … .
Дом для гостей назывался …
Каждая девушка с 10 лет носила …
Платье черкешенки называется …
Мягкая мужская обувь без подмёток …
Парадный воинский костюм дополняли … и … .
Только у князей … были украшены … …. .

Читайте также: