Машиностроение в омске доклад

Обновлено: 16.05.2024

Один из крупнейших современных городов России – Омск – в годы Великой Отечественной войны принял на себя нелегкий груз индустриального центра в глубоком тылу страны. Сюда было эвакуировано более сотни предприятий из европейской части СССР. Часть из них после войны осталась в Омске, заложив основу его промышленного развития. В военные годы здесь выпускались танки, самолеты, авиамоторы и многое другое.

Эвакуация Ленинградского танкового завода №174

Начало войны 22 июня 1941 года Ленинградский танковый завод №174 имени К.Е. Ворошилова встретил не в лучшем состоянии. Его производственная база уже порядком износилась, для выпуска танков Т-50 требовалось новое промышленное строительство и серьезное техническое переоснащение.

t-26.jpg

Легкий танк Т-26

Однако запустить конвейер сборки нового танка не получилось: завод серьезно пострадал от бомбежки. Из-за прекращения поставок материалов строительство новых цехов пришлось прекратить. В итоге, несмотря на все старания, выпуск Т-50 в Ленинграде ограничился всего 50 машинами.

С приближением врага к Ленинграду встал вопрос об эвакуации. Первоначально, в соответствии с решением ГКО №99сс от 11 июля 1941 года, предполагалось разместить завод №174 на площадке Челябинского тракторного завода. С исполнением же решили пока не торопиться.

Однако было уже поздно: 29 августа немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую Ленинград с остальной страной. Теперь оборудование и работников можно было вывезти только по Ладожскому озеру, лишь наиболее ценных специалистов эвакуировали с помощью транспортной авиации. Речь идет не о начальниках, а именно о специалистах: известно, что по воздуху были переброшены испытатели танков.

1339304117_7.jpg

Легкий танк Т-50

Удивительно, но в течение октября–ноября завод на новом месте был практически восстановлен. На имевшихся производственных площадях ремонтного завода (31 тыс. кв. м) были размещены 20 цехов, в том числе 12 производственных и 8 вспомогательных. Из 9405 работников завода №174 в Чкалов прибыли 3912. Но с учетом местных рабочих и ИТР к 1 января 1942 года численность коллектива удалось довести до 7057 человек.

Уже из блокадного города нас, оставшихся специалистов, с Комендантского аэродрома самолетом перебрасывали через Ладожское озеро до Тихвина, он еще был тогда не в блокаде. Оттуда по железной дороге отправляли в Сибирь. Сначала вместе с заводом мы поехали в Челябинск, но там уже обосновался Кировский завод. Потом нас направили в Оренбург, где на ж/д-мастерских организовали производство танков в конце 1941 года. И в мае 1942-го мы переехали из Оренбурга в Омск.

Проблемы кооперации

Для производства в военное время конструкция Т-50 была значительно упрощена, что снизило трудоемкость на 19,5%. Но при этом целый ряд достоинств машины и преимуществ перед Т-34 были утрачены. Переход на корпуса из гомогенной брони вместо цементованной заставил использовать более толстые листы, что привело к увеличению боевого веса до 18,2 т. Отсутствие смотровых приборов сделало бессмысленным установку командирской башенки. Возможно, именно поэтому машины, изготовленные в Чкалове, отправились не на фронт, а в распоряжение местного танкового училища.

023.jpg

Продукция завода №174

Но главное – у Т-50 не было перспективы на будущее. В стране более не выпускался дизель В-4. Вывезенный из Ленинграда запас в 200 двигателей самовольно захватил директор ЧКЗ И.М. Зальцман и использовал для танков КВ (сверхдефицитная топливная аппаратура В-4 могла использоваться на дизеле В-2). Попытка установить на Т-50 спарку карбюраторных двигателей ГАЗ-202 к успеху не привела.

Последней надеждой был Ярославский автозавод, куда весной 1942 года передали всю документацию на В-4, также как на американский ленд-лизовский дизель GNC 6046. Предполагалось, что здесь будет налажен выпуск танковых двигателей средней мощности. Но вскоре завод был атакован немецкой авиацией и практически уничтожен – старые деревянные корпуса сгорели полностью.

Так или иначе, завод №174 лишился главного объекта своего производства. На нем продолжали производить запчасти для Т-26, делали некоторые узлы и детали для ЧКЗ и Уральского танкового завода №183, но для военного времени этого было недостаточно.

Омский ПРВЗ в начале войны

Предприятие должно было уже в первом квартале 1942 года начать выпуск танков Т-50, однако от затеи пришлось быстро отказаться. Никаких заделов узлов и деталей в Омске не было, о возможности получить что-то по кооперации уже говорилось выше.

6 января 1942 года ГКО принял решение №1114 о переводе завода №173 на выпуск танков Т-34 – сначала узлов и запасных частей, а потом и самих машин. 12-15 января в Омске работала комиссия наркомата, подготовившая программу организации танковых цехов в существующих корпусах Омского ПВРЗ. Вновь планировалось строительство лишь сталелитейного цеха и достройка бывшей колесной эстакады.

Объединение ради победы

Небольшие группы специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 на завод №174 направили Сталинградский тракторный завод и Уральский танковый завод №183. Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске предлагалось выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов.

Как только пришли первые эшелоны с оборудованием, сразу закипела работа: были налажены линии и начался выпуск танков. За четыре военных года на заводе №174 было выпущено почти 7 тысяч Т-34. Каждый десятый танк был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, преимущественно женщины и дети.

Вспоминает Герман Антонов, пришедший в 1944 году на завод №174 им. Ворошилова учеником каменщика в литейный цех:

02b2fe050d57f28e889b06dee9ab60cc.jpg

ПТС-ПС ARK

Читайте также: