Доклад о договорной работе

Обновлено: 05.07.2024

Экономические и правовые функции договора сами по себе никогда не проявляются. Они реализуются в процессе умело налаженной договорной работы. Практика убеждает, что при некачественной, неэффективной договорной работе добиться высоких конечных результатов применения договорного инструментария невозможно.

В связи с этим договорная работа должна рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений организационно-управленческой деятельности руководителей и специалистов коммерческих и некоммерческих организаций. Договорная работа носит довольно сложный, комплексный характер, представляя собой правоорганизующую деятельность по применению договорного инструментария в экономических интересах фирмы.

Выделяют пять основных признаков договорной работы:

  • по своей сущности договорная работа привязана к гражданско-правовым договорам, посредством которых устанавливаются и реализуются хозяйственные связи.

Гражданско-правовые договоры образуют основной предмет договорной работы, через который она воздействует на конечные результаты экономической деятельности фирмы;

  • договорная работа носит правовой характер, т.е. является разновидностью правовой деятельности.

Правовой характер договорной работы обусловлен ее предметом – договорами. Условия применяемых договоров формулируются в виде юридических прав и обязанностей, а их надлежащее исполнение обеспечивается возможностью государственного принуждения;

  • договорная работа носит организационно-управленческий характер, т.е. она является также разновидностью управленческой деятельности.

Договорная работа представляет собой единый управленческий цикл, включающий в себя многообразные действия исполнителей – сотрудников фирмы и/или привлеченных на договорной основе лиц, направленные на создание эффективного договорного инструментария и его умелое применение в экономических интересах фирмы;

  • участниками (субъектами) договорной работы являются юридические лица и/или физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, применяющие договорный инструментарий.

Не следует путать субъектов договорной работы с исполнителями конкретных мероприятий, входящих в содержание данной работы в качестве субъектов управленческого процесса. Исполнителями являются сотрудники фирмы либо привлеченные для выполнения отдельных мероприятий договорной работы на договорной основе лица, не состоящие с фирмой в трудовых отношениях;

  • содержание договорной работы составляют взятые в единстве действия ее субъектов по становлению и реализации договорных связей.

Договорная работа преследует двуединую цель: максимально полно реализовать экономические функции создаваемого и применяемого договорного инструментария и обеспечить соблюдение требования договорной дисциплины.


Двуединой цель договорной работы является потому, что невозможно добиться успешной реализации экономических функций договора при низкой договорной дисциплине, ровно как нельзя обеспечить высокий уровень договорной дисциплины, если экономические функции договора реализуются слабо.

Нередко требование договорной дисциплины отождествляют с требованием законности. Однако договорная дисциплина не ограничивается требованием соблюдения законности применяемых договоров.

Помимо соблюдения норм законодательства в процессе договорной работы необходимо обеспечить:

  • соблюдение требований подзаконных нормативных и правоприменительных актов (в том числе судебных прецедентов);
  • соблюдение обычаев делового оборота и деловых обыкновений;
  • выполнение технических, организационных и иных регламентов (стандартов);
  • соблюдение условий заключенных договоров.

Таким образом, требование обеспечения договорной дисциплины значительно шире требования соблюдения законности, что существенно усложняет договорную работу фирмы.

В российском малом и среднем бизнесе сложилась практика, при которой работа с договорами и договорной документацией в организации или у предпринимателя часто поручается работникам, для которых такая работа не характерна. В одних организациях вопросами работы с договорами занимаются сейл-менеджеры, в других – бухгалтеры или специалисты, которые исполняют условия договоров между организациями в рамках своих трудовых обязанностей.

Понятно, что какими бы хорошими специалистами в своей области не были эти специалисты, скорее всего они не являются специалистами в области гражданского права, а это в первую очередь означает, что за основу будущего договора берется типовая форма договора (из интернета или других источников) и в такую форму вписываются лишь название организации. Другими словами, при наличии договора, содержание которого не учитывает все нюансы сделки, любая из сторон такого договора может попасть впросак.

Многие руководители организаций убеждены, что два честных человека могут обойтись и без помощи юриста, без детальной разработки договора, без точного оформления отчетной документации по договору. Очень часто позже выясняется, что два честных человека по-разному поняли друг друга. Но даже если этого не происходит, то не стоит забывать, что любой договор может содержать налоговые риски даже когда организация не пользуется схемами ухода от налогов, своевременно платит налоги и проводит проверку контрагента на добросовестность. А это означает, что любая (даже простейшая) ошибка в договоре может привести не только к налоговому спору, но и возбуждению уголовного дела по одной из "налоговых" статей Уголовного кодекса РФ. Такое развитие событий может существенно снизить репутацию организации в глазах партнеров и отрицательно повлиять на результаты хозяйственной деятельности.

Договорная работа в организации

Начиная разговор о договорной работе необходимо вспомнить, что под договором в российском законодательстве понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В основе договора лежит принцип свободы договора, который закреплен в статье 1 Гражданского кодекса РФ. Стороны договора заключают договор только по своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Этот основной принцип гражданского законодательства призван обеспечить нормальное функционирование гражданского оборота и хозяйственной деятельности, необходимым условием которого является равноправие его участников.

Не смотря на кажущуюся простоту, для составления договоров требуется достаточно высокая юридическая квалификация. В противном случае при возникновении спора по такому договору стороны может ожидать неприятный сюрприз, когда суд, к примеру, определит применимое к данному договору право и окажется, что отношения сторон, в том числе и ответственность за нарушение своих обязательств по этому договору, установлена не так, как стороны рассчитывали.

Стороны договора определяют его условия по своему усмотрению во всех случаях, когда законодательством такое условие не урегулировано императивно. Сразу же хочу успокоить, что Гражданский кодекс РФ содержит минимальное количество императивных норм, а большинство из них – диспозитивные, т.е. содержащие оговорку "если иное не предусмотрено договором (соглашением сторон)". Таким образом, стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного диспозитивной нормой, а если не сделают или не захотят этого сделать, то в силу вступят нормы права "по умолчанию", т.е. диспозитивная норма.

Бывают случаи, когда какое-либо условие не определено ни в договоре, ни в диспозитивной норме закона, отношения сторон по данному вопросу определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

При заключении договора принято выделять несколько этапов договорной работы:

подготовка к заключению договоров (заключение предварительных договоров; определение и согласование всех условий с контрагентами);

заключение договоров (оформление документа);

исполнение договоров (оплата, учет, контроль за ходом исполнения).

Проекты договоров обычно разрабатываются юристами, а спецификации (технические задания) – определяются заинтересованным отделом (лицом) – инициатором заключения договора. Эти документы формирует инициатор заключения договора и вместе со всеми приложениями, предложениями и возражениями контрагента, протоколами разногласий и другой документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением организации. Традиционной формой проверки соответствия проектов договоров интересам и возможностям организации является визирование (согласование).

В тех случаях, когда у подразделения организации, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, такие замечания оформляются с протоколом разногласий.
Кроме разработки самого проекта договора в рамках этого этапа договорной работы лучше принять меры по проверке контрагента на добросовестность. Хотя законы России не обязывают ни одну из сторон договора проверять добросовестность контрагента по договору, в последнее время налоговые инспекторы при проверках тщательным образом проверяют всех контрагентов компании на наличие признаков "однодневок". Основной аргумент — компания должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.
Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Подробнее о проверке контрагентов на добросовестность можно прочитать в статье "Проверка контрагента на добросовестность".

Момент заключения договора очень важен, так как именно с ним связано возникновение обязательств у каждой из сторон договора, с него начинают отсчет сроки оплаты и исполнения обязательств, установленные условиями договора.

Эффективность договорной работы в немалой степени зависит от учета и контроля исполнения договоров.

Контроль за исполнением условий каждой стороной договора различен – если одна сторона контролирует своевременность и полноту оплаты, то другая – сроки и качество выполняемых работ, услуг.

Надлежаще организованный учет является важным элементом системы мер по предотвращению нарушений договорных обязательств. Он должен обеспечивать создание документальной базы для анализа причин невыполнения договорных обязательств, принятия мер по предотвращению их и устранению, способствовать правильному рассмотрению претензий и исков контрагентов.

Контроль за своевременным и надлежащим исполнением договорных обязательств должны осуществлять все подразделения организации, связанные с ведением договорной работы. В данной работе велико значение юриста (юридического отдела). На мой взгляд именно юристы должны разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на своевременное и надлежащее исполнение своих обязательств по договору, координировать в этом плане деятельность всех подразделений организации. Здесь юристу, наряду с другими структурными подразделениями, необходимо наладить оперативный сбор необходимой информации о нарушениях договорных обязательств. Только такой подход позволит своевременно выявить и не оставить без внимания ни одного случая ненадлежащего исполнения договоров, уменьшить разрыв во времени между нарушением и применением ответственности к должнику, повысить точность и качество подготавливаемых претензий и исков, а зачастую – и обойтись без суда или принять обеспечительные меры.

Регламентация договорной работы

Одной из особенностей договорной работы является то, что регулирование процесса договорной работы полностью зиждется на локальных нормативных актах организаций. В связи с этим встречаются случаи конфликта интересов контрагентов в процессе заключения и исполнения условий договора, когда в локальных нормативных актах одной организации – стороне договора установлен один порядок, а у другого контрагента – другой.

Поскольку регламентация договорной работы зависит только от опыта и воображения руководителя и автора этого локального нормативного акта, на практике встречаются такие регламенты договорной работы, как положение (регламент, инструкция) по ведению договорной работы, в которых (в едином документе) описаны все бизнес – процессы с момента получения оферты от контрагента и до момента подачи иска в суд, так и локальные нормативные акты, в которых прописаны лишь отдельные бизнес – процессы (к примеру, положение о претензионной работе).

О том, что достаточно большая часть бизнеса работает вообще без каких-либо локальных нормативных актов, регулирующих договорную работу в организации, в рамках этой статьи упоминать смысла нет. Хочется лишь отметить другую крайность – чрезмерная "зарегулированность" этого бизнес – процесса рождает "мертвые" правила ведения бизнеса.

Как правило, в организации кроме локального нормативного акта о договорной работе разрабатываются и типовые формы договоров и другой договорной документации. Они облегчают и ускоряют процесс заключения договоров. Вместе с тем надо понимать, что такие типовые формы договорной документации носят вспомогательный характер. В процессе заключения договоров и согласовании его условий стороны могут вносить в них изменения и дополнения: исключить из них отдельный пункты, включить другие и т.д.

Этапы договорной работы в организации

Подготовка проекта договора

Работа с договорами носит эффективный характер, если в организации разработаны типовые формы договора по основным видам деятельности и эти типовые формы размещены на внутреннем сервере организации с правами доступа.

Благодаря этому, работник – инициатор заключения большинства договоров может достаточно быстро подготовить договор, а нагрузка на юриста останется лишь в части разработки не типового договора под конкретную ситуацию.

Остается только присвоить договору номер и указать дату его заключения. Обычно учет договоров в организации ведут юристы или бухгалтерская служба.

Согласование проекта договора

В средних и крупных организациях проект договора проходит процедуру согласования. Обычно в такой процедуре принимают участие несколько отделов в таком порядке: заинтересованное в заключении договора подразделение, бухгалтерия, финансовый отдел, юридический отдел.

Если к проекту договора имеются замечания и предложения, то они оформляются в виде комментариев или сопроводительных служебных записок к договору в бумажном или электронном виде. Обобщив все замечания и предложения юристы дают свою оценку руководителю для принятия решения по заключению договора и дополнению его условий предложениями коллег.

К проекту договора также принято оформлять лист согласования в бумажном или электронном виде.

Контроль исполнения обязательств по договору

Контроль исполнения своих обязательств контрагентом по договору осуществляется инициатором договора. Если обязательства не исполняются в полном объеме и в срок, то об этом сообщается в юридический отдел с приложением подтверждающих эти факты документов.

Необходимые условия договора

Анализ условий договора достаточно подробно изложен в статье "Как составить договор", поэтому в этой статье я лишь остановлюсь на отдельных самых важных условиях договора.

Статьей 432 Гражданского кодекса РФ установлено два необходимых условия, без соблюдения которых договор не будет считаться заключенным:

Сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Достигнутое соглашение по всей форме должно полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к таким договорам.

Статья 432 Гражданского кодекса РФ относит к существенным следующие условия:

которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида;

относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Необходимо различать предмет и объект договора. Объект договора — это то имущество, по поводу которого заключается договор, а предмет, как правило, можно установить из первой статьи в каждом разделе Гражданского кодекса РФ применительно к указанным в нем договорам.
Так как все споры возникают из-за денег, то в договоре следует детально определить порядок и форму расчетов.

Достаточно распространено включение в договор так называемой арбитражной оговорки. При этом возможны следующие основные варианты:

в договоре предусматривается обязательный претензионный порядок рассмотрения споров до суда (в случае, если для данного договора претензионный порядок не предусмотрен законом);

в установленных законом случаях стороны могут по своему усмотрению изменить территориальную подсудность для споров по договору, например, определив местом рассмотрения споров судом не место нахождения ответчика, а место нахождения истца;

с целью упрощения и удешевления процедур решения споров по договору стороны могут предусмотреть их передачу на рассмотрение третейского суда. В этом случае сторонам необходимо согласовать название и местонахождение постоянного действующего третейского суда, либо определить порядок формирования третейского суда.

В заключении рекомендую придерживаться следующей примерной структуры договора:

Реквизиты договора (наименование договора; место и дата его заключения).

Преамбула (указание наименования сторон в соответствии с учредительными документами и (или) сведениями ЕГРЮЛ).

Предмет договора (с подробным указанием объекта договора).

Срок действия договора.

Права и обязанности сторон.

Порядок проведения расчетов.

Разрешение споров (арбитражная оговорка).

Другие условия договора, которые не вошли в предыдущие разделы (именуемые, как правило "заключительные положения").

Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

Статья написана и размещена в 2011 году. Дополнена - 17.06.2012

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация формирование стоимости и договорной работы

В рыночной экономике успех любого бизнеса во многом зависит от того, насколько правильно установлены цены на оборудование (материалы) и объем работ (услуг). Даже при стандартном подходе каждый объект имеет свои особенности и, следовательно, окончательную цену. Цена договора - это цена, установленная условиями договора или соглашения между предпринимателем и клиентом. Договорная цена строительных услуг является результатом конкурса на электронном аукционе (участие в конкурсе) подрядных организаций, поставщиков оборудования, проектных организаций и т. дД.

В условиях рыночных отношений значительно возрастает роль договорных отношений и договорной цены на выполнение работ и услуг.

Существуют разные интерпретации установления цены контракта, например:

- цена контракта представлена ​​как результат, который не связан с фактическими условиями производства, а является свободной ценой, которая зависит только от финансовых возможностей и ресурсов предпринимателя и клиента; такой подход уменьшает объективные производственные и экономические факторы, а процесс установления договорной цены является спонтанным;

- цена контракта равна обычной оценочной стоимости, то есть это строго регламентированный показатель.

Цель работы – изучить особенности формирования стоимости и договорной работы.

- раскрыть понятие договорной стоимости;

- привести примеры формирования стоимости работ.

В ходе написания работы использовались различного рода источники – учебные пособия, ресурсы интернет, периодические издания.

Инвесторская стоимость — это базовый показатель договорной цены, определяющийся по государственным сметным ценам и нормам, а при внебюджетном финансировании — по расчетам инвестора (заказчика).

Формирование договорной цены

Рисунок 1 – Формирование договорной цены

Премии и наценки - дополнительные показатели, которые учитывают факторы рыночной экономики и включают в себя расходы, согласованные обеими сторонами, такие как дополнительные расходы на капитал подрядчика и премии за выполненную работу.

В сумме наценок капитала учитывают постоянные затраты подрядчика и желаемую прибыль за выполненную работу.

В размере вознаграждения учитываются экономические, технические и организационные аспекты организации-подрядчика, а именно вознаграждение:

- для сокращения сроков строительства;

- применение достижений науки и техники к проекту;

Контрактные цены устанавливаются исходя из текущего уровня стоимости (прогноза), определенного в составе сметной документации. Они могут быть открытыми или сплошными.

Цена открытия формируется на текущем уровне цен на момент завершения работ, который указывается в соответствии с условиями контракта и фактическими затратами, понесенными подрядчиком. Если контракт заключен на базовом уровне цен, затраты подрядчика индексируются в соответствии с инфляцией и временем, необходимым для выполнения работы контракта. Сплошная цена формируется в начале строительства и предполагается постоянной на весь период работ. В то же время фиксированная цена не может быть пересмотрена, за исключением случаев изменения проекта или спецификаций, а также в случае несоответствия плановых и фактических работ. В контракте с фиксированной ценой подрядчик принимает на себя все риски, связанные с инфляционными процессами.

Документы по обоснованию цены контракта на строительную продукцию готовятся клиентом. Если проводится тендер или электронный аукцион, цена контракта на строительство устанавливается после оценки предложений, представленных подрядчиками.

В случае отсутствия предложения или электронного аукциона цена договора согласовывается между клиентом и генеральным подрядчиком при заключении договора. После принятия совместного решения устанавливается меморандум о взаимопонимании (декларация) о договорной цене на строительную продукцию, которая является неотъемлемой частью договора.

Контрактная цена формируется на площадке в целом с распределением установок и субподрядных комплексов, а при необходимости также на пусковые комплексы. Структура цены контракта включает в себя все расходы, связанные с работой подрядчика (стоимость подрядных работ), а также другие расходы и работы по контракту.

Процесс ценообразования можно разделить на несколько этапов:

- ставить цели и задачи;

- выбор метода ценообразования;

- выявление факторов, влияющих на цену;

- формирование ценовой политики.

Выполняется планирование по следующим работам:

Формирование пообъектных планов ДТОиР осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

- натуральные показатели использования МТР определяются на основе норм использования материалов, ПД, технологических карт, Дефектных ведомостей;

В каждом отдельном направлении КР, ДО и ТОиТР стоимость объектов определены по максимально оптимальной стоимости.

Локальные сметы составляются:

- по государственным элементным сметным нормам ГЭСН в редакции -2017 года;

- по базовым ценам базисно-индексным методом.

Формирование стоимости ДО осуществляется несколькими методологическими подходами.

- по прейскуранту: 26-05-28; ПМУ-2008;

- по сборникам: справочники базовых цен на проектные работы для строительства (СБЦ-78);

по СТО Газпром 2-2.1-494-2010 «Обследование подводных переходов газопроводов;

- по ГЭСН-2001 в редакции 2017 года. Стоимость часовой тарифной ставки принята по РЧЗП;

Базисно-индексным методом по прейскуранту 26-05-28 (ДКС….)

Стоимость выполнения работ по объектам ТОиТР сформирована несколькими методологическими подходами.

Базисно-индексным методом по базовым ценам с применением повышающих коэффициентов в уровень текущих цен:

- Сборник Базовых цен на ремонт (сДоп.1-12) (БЦ);

- ДГ. Сборник нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта (Механическая часть);

- СТО Газпром 2-2.3-681-2012 (ДКС….ПО А);

- Р Газпром 2-2.3-682-2012;

- Тарифы на работы и услуги ФБУ "ЦСМ".

Ресурсно-индексным методом по базовым ценам с применением повышающих коэффициентов в уровень текущих цен:

- по ГЭСН-2001 в редакции 2017 года. Стоимость часовой тарифной ставки принята по РЧЗП.

Руководствуясь нормативной документацией и техническими частями сборников, начисляются следующие повышающие коэффициенты, учитывающие тяжелые природно-климатические условия производства труда (Район Крайнего Севера):

- районный коэффициент в размере 70% (НПТ ГП-1 – ГП-8), 80% (БНГКМ, ХГКМ, Ныдинский участок, НПТ ГП-9);

- надбавка за работу в районах Крайнего Севера 65%.

Следовательно, при согласовании метода определения цены в договоре его нельзя считать сплошным или приблизительным и, следовательно, исключает применение правовых последствий, предусмотренных в пунктах 5 и 6 статьи. 709 ГК РФ.

Контракт определяет, что цена работы состоит из двух частей: оценочной, выраженной определенной суммой, и переменной, выраженной текущим индексом показателя стоимости.

Метод определения цены был согласован сторонами в форме, позволяющей рассчитывать ее без дополнительных согласований, о чем свидетельствует отсутствие разногласий между подрядчиком и заказчиком по стоимости работ при промежуточных платежах.

В соответствии со ст. 709 ГК РФ, цена контракта должна включать в себя возмещение расходов подрядчика и вознаграждение, причитающееся ему. Таким образом, в цене контракта должны быть приняты во внимание все разумные расходы предпринимателя, связанные с выполнением договорных обязательств, и прибыль в размере суммы, согласованной сторонами.

Состав прочих затрат, которые могут быть включены (если применимо) в договорную цену строительной продукции, определяется перечнем работ и затрат, учтенных в сводной смете. Из этого списка деятельность подрядчиков включает работы и затраты:

- на содержание существующих постоянных дорог и их восстановление после строительства;

- перевозить рабочих на строительные площадки, возвращаться по дороге и отправлять рабочих на нерезидентные объекты;

- связанные с выполнением работ вахтовым методом, перемещением строительно-монтажных организаций, использованием специальных контингентов рабочих;

- организован набор работников;

- возместить расходы на страхование от строительных рисков, усилить защиту установок, подготовить пуско-наладку установок;

- связаны с реализацией конкретных мер по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, клещами энцефалита, гематомами и т. д.);

- о доплатах за мобильный характер работы и выплату надбавок за работу, если эти расходы не включены в местные сметы;- прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядной организации.

- командирование работников для выполнения ремонтных работ (оплата проезда до места производства работ (либо ближайшего к нему населенному пункту), суточные затраты, затраты на проживание);

- перевозка рабочих автомобильным транспортом от пункта сбора до места производства работ;

- доставка оборудования, МТР до места производства работ;

- предсменный медицинский осмотр командированного лица в район Крайнего Севера (обязательное условие, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 13.12.2019);

А так же в сметной документации учитываются усложняющие факторы условий труда.

Согласно МДС 81-37.2004 п. 1:

- проведение работ на опасном производственном объекте;

- производство работ осуществляется в помещениях с остановкой рабочего процесса, при этом в зоне производства работ имеется выведенное в ремонт технологическое оборудование;

- производство работ на электрооборудовании, защищенном от воздействия окружающей среды по конструктивному исполнению - взрывозащищенные.

Для обоснования стоимости контракта целесообразно использовать оценочные методы регулирования, то есть определять их на основе предварительно составленной оценочной документации. Его состав зависит от предмета договора, который определяет вид строительной продукции.

Если объектом договора является комплекс работ, то для обоснования рыночной цены достаточно локальной оценки, установленной в соответствии с действующими требованиями. В конце сметы, средства на строительство временных зданий и сооружений, зимняя оценка, другие расходы подрядчика (если есть разумная потребность в этих расходах в конкретных условиях работы), налог на добавленную стоимость должен быть принят во внимание. Предложение подписывается клиентом и подрядчиком, оно щелкает по контракту и служит обоснованием цены контракта на строительные изделия.

В тех случаях, когда объектом договора является строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объекта, требуется весь файл бюджета; локальные оценки (сметы), объектные оценки (сметы), сводные оценки стоимости строительства.

На основании сметной документации должен быть составлен протокол (декларация) об утверждении договорной цены строительной продукции. Цена контракта определяется строительством (установкой) с распределением по комплексам работ, выполняемых самими субподрядчиками.

Протокол об утверждении (декларации) цены договора подписывается заказчиком и подрядчиком, прилагается к договору и рассматривается как его неотъемлемая часть.

При составлении сметной документации, которая является основой для формирования договорной цены, по согласованию с заказчиком могут быть использованы федеральные, территориальные, производственные и корпоративные сметы и цены.

Если работы выполняются в соответствии с сметой, установленной компанией, смета вступает в силу и считается частью договора с момента ее подтверждения клиентом. "

В практике заключения трудовых договоров с частными инвесторами есть примеры составления меморандумов о взаимопонимании по цене контракта без; обоснование их соответствующими расчетными расчетами.

Иногда цена контракта указывается в виде стоимости работ на единицу учета (1 м2 крыши, 1 м2 благоустроенной земли и т. д.) и предусматривает, что будет произведена оплата за фактически выполненные работы. Показатели стоимости работ подтверждаются соответствующими затратами подрядчика или принимаются на основе мониторинга рыночных цен на эти работы и услуги (в рублях или условных единицах).

Такая практика определения договорных цен определяется характером строительной продукции. Приемлемо, что продукты (виды работ) относятся к одному типу, имеют простые технологии производства, короткие сроки поставки и низкую стоимость.

На формирование договорных цен оказывает влияние готовность проектной; документации. Зачастую ведение переговоров по заключению договоров подряд да начинается на ранних стадиях проектирования, когда заказчик имеет лишь эскизный проект, по которому невозможно определить объемы работ и составить смету. В этом случае договорная цена определяется по аналогам или на основе сложившихся показателей стоимости подрядных работ на расчетный измеритель; здания или сооружения (обычно в условных единицах).

Виды договорных цен на строительную продукцию, порядок их формирования зависят от условий заключения договоров подряда: по результатам подрядных конкурсов или на основе прямых переговоров сторон.

Для организации формирования стоимости и договорной работы являются:

- сметная документация разрабатывается ОЦСССР СОВОФ, СПКР и сторонними организациями, что влечет за собой разный подход к составлению сметной документации. Чтобы не допускать серьезных просчётов при установлении цен был выработан алгоритм при составлении сметной документации, приведения базовой стоимости к текущему уровню цен, сведением в единые сводные реестры с указанием отдельных показателей по направлению деятельности. Разработка алгоритма для общего подхода к разработке сметной документации. Тезис;

- сметная документация разрабатывается ОЦСССР СОВОФ, СПКР и сторонними организациями (субподрядные фирмы) которые определены как единственный исполнитель, что влечет за собой разный подход к составлению сметной документации;

При формировании рыночной стоимости продукта, есть ряд проблемных вопросов (задач):

- анализ стоимости сборника ПРОМГАЗ-2018 года с интернет ресурсом и Прайс-листов сторонних фирм выявил удешевление при определении стоимости продукта, что ведет к рыночной нерентабельности;

- расчет усреднённого показателя путем трех предложенных альтернативных ТКП, введет к сбою при разработке, часто ОЦСССР сталкивается с проблемой позднего предоставления данных, что введет к срывам сроков разработки СД. Из-за долгого формирования ТКП 3-4 недели, быстрая замена необходимых ресурсов (при выводе из строя агрегатов), зачастую просто невозможна. Исход, потеря времени и невозможность привести СД к однозначному итогу.

Чтобы не допускать серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, выработать алгоритм проведения технико-экономического анализа деятельности предприятия.

Сформировать единую систему, где будут обновлять и мониторить стоимостные показатели ресурсов. Возможность формировать стоимость по аналогичной стоимости оборудования (МТР) прошлых лет, с помощью индексации к текущему уровню.

Таким образом, подводя итог можно обобщить все вышесказанное и сделать вывод о том, что классификация цен довольно сложный процесс, включающий в себя множество факторов, которые должны учитываться.

1. Мелихов С.А. Фирма и ее роль в рыночной экономике. – М.: Инфра-М, 2018.

2. Грузинов. В.П. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2019

3. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Экономика, 2019

4. Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М., МО, 2018

5. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 2019

6. Проблемы развития механизма ценообразования, колл. авторов, М., НИИ по ценообразованию, 2019

Ведение договорной работы на предприятии необходимо для повышения эффективности, надлежащего регулирования хозяйственной деятельности и обеспечения предусмотренного действующим законодательством воздействия за нарушения договорных условий. На предприятиях существуют юридические службы, которые отслеживают и принимают большое участие в организации договорной работы на предприятии.


2. Parahina V.N., Boris O.A., Bezrukova T.L., Shanin I.I. State support for creation and development of socially-oriented innovative enterprises // Asian Social Science. – 2014. – Т. 10, № 23. – С. 215-222.

3. Смотрова О.В., Сапелкина А.Г., Шанин И.И. О некоторых аспектах бухгалтерского учета // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2014. – Т. 2, № 3-1 (8). – С. 471-476.

4. Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. – Т. 7, № 10. – С. 155-158.

5. Безрукова Т.Л., Шанин И.И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – № 1. – С. 73-80.

7. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Совершенствование управления эффективным развитием экономической деятельности предприятий // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – № 3. – С. 45-52.

8. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Совершенствование подходов по управлению инновационным развитием на предприятиях отраслей промышленности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 262-267.

9. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Пути решения проблемы инновационного развития мебельных предприятий // Лесотехнический журнал. – 2014. – Т. 4, № 1 (13). – С. 229-235.

Прежде всего, необходимо вспомнить, что же все-таки такое – договор и какова его роль в сфере хозяйственных отношений.

Договор – это соглашение двух или более лиц (субъектов, сторон, контрагентов), позволяющее устанавливать, изменять или прекращать их взаимные права и обязанности [1].

Цель, с которой заключается договор, составляет предмет сделки, взаимные права и обязанности сторон – его условия, совокупность условий – его содержание.

Общеизвестна роль договора как универсального регулятора хозяйственных связей, всеохватывающего инструмента коммерции, хозяйственной деятельности. С другой стороны, договор между конкретными сторонами позволяет улавливать и упорядочивать их взаимоотношения, избавляя законодателя от этой ненужной функции.

Под договорной работой на предприятии понимаются мероприятия, обычно проводимые в два цикла:

- заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);

- организация исполнения договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль, оценка результатов) [1].

Наиболее сложный вопрос представляет, пожалуй, вопрос о нормативной регламентации договорной работы.

Особенностью договорной работы является то, что она основана на локальных нормативных актах, то есть таких, которые принимаются непосредственно самими предприятиями.

Эти акты, не повторяя общих положений о договорах, содержащихся в действующем законодательстве, позволяют:

- учесть специфические особенности и условия работы предприятия, и призваны определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу;

- установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления;

- закрепить схемы исполнения договорной документации и формы учета исполнения договоров;

- определить меры стимулирования надлежащего исполнения договоров и ответственности структурных подразделений и должностных лиц за нарушение договорных обязательств;

- предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности.

Правильно организованный учет является важным элементом системы мер по предотвращению нарушений обязательств. Он должен обеспечивать создание документальной базы для анализа причин невыполнения договорных обязательств, принятия мер по предотвращению их и устранению, способствовать правильному рассмотрению претензий и исков контрагентов, обеспечивать достоверность данных в статистической отчетности о выполнении договорных обязательств.

Эффективность договорной работы в большой степени зависит от учета и контроля исполнения хозяйственных договоров.

На практике такой учет осуществляется путем ведения журнала. В этом журнале предусматриваются разделы, в которых указываются, например, по договору поставки такие данные, как реквизиты контрагента, номера и даты договоров, спецификаций, нарядов, заказов, объем продукции, подлежащей поставке, и сроки поставки, наименование отгруженной продукции и дата отгрузки, номера транспортных документов, платежных требований и другие сведения.

Контрольные функции за надлежащим исполнением договорных обязательств должны осуществлять все службы, связанные с ведением договорной работы. В этих же целях могут образовываться специальные службы наблюдения за исполнением обязательств. Особенно велико значение в данной работе юридической службы предприятий. Она должна разрабатывать и осуществлять мероприятия, способствующие безупречному исполнению условий договора, координировать в этом плане деятельность всех звеньев предприятия [2].

Учет и контроль должны вестись и за ненадлежащим исполнением договорных обязательств контрагентами. И здесь юридической службе, наряду с другими структурными подразделениями, следует наладить оперативный сбор необходимой информации о нарушениях договорных обязательств. Это позволит своевременно выявить и не оставить без внимания ни одного случая ненадлежащего исполнения договоров, уменьшить разрыв во времени между нарушением и применением ответственности к должнику, повысить точность и качество подготавливаемых претензионных и исковых материалов.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы и оформляется график документооборота [3,1].

Понятие документооборота предусматривает составление графика прохождения документов, контроль за правильным оформлением документов и соответствующим отражением операций на счетах бухгалтерского учета.

График документооборота составляет главный бухгалтер и подписывает руководитель. Главный бухгалтер может привлечь для составления графика другие службы.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации утверждаются в составе принятой организацией учетной политики.

Под документооборотом понимается создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных документов.

Документы должны создаваться в соответствии с утвержденным приказом или распоряжением графиком документооборота организации.

Отсутствие графика документооборота не влечет за собой административной или финансовой ответственности, но значительно усложняет работу не только сотрудников бухгалтерии, но и всего менеджмента организации в целом.

На начальном этапе работы по составлению графика документооборота главный бухгалтер устанавливает круг лиц, которые обращаются с первичными документами (менеджеры по продажам, коммерческие агенты и др.).

В рабочем порядке до их сведения доводятся правила оформления первичных документов и сроки их представления в бухгалтерию (нередко на практике это положение не включается в общий график документооборота) [4,9].

В связи с этим целесообразно составить соответствующий приказ руководителя, в котором установить ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов в бухгалтерию (выговор, лишение премии и др.).

Своим распоряжением по бухгалтерии главный бухгалтер обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность.

Графиком устанавливается рациональный документооборот, т. е. предусматривается оптимальное число структурных подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определяется минимальный срок его нахождения в структурном подразделении организации.

Документооборот на предприятии регламентируется графиком, который по каждому документу должен содержать следующие разделы:

- порядок создания документа, включающий количество экземпляров, ответственных за выписку, оформление и исполнение документа и срок исполнения документа;

- порядок проверки документа с указанием ответственных за проверку, тех, кто его представляет, порядок представления и срок представления;

- порядок обработки документа с указанием исполнителей и срока исполнения;

- порядок передачи документа в архив с указанием исполнителей и срока передачи.

Работники организации (руководители структурных подразделений, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.

Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика.

В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и структурные подразделения организации, в которые представляются указанные документы.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы, таблицы или приказа с перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов в каждом подразделении предприятия, а также со всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ [5].

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, их своевременную передачу для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, которые создали и подписали документы.

Соблюдение исполнителями графика документооборота в части, касающейся бухгалтерии, контролируется главным бухгалтером организации.

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений и служб организации [7,4].

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Очень часто для грамотной организации договорной работы на предприятии пользуются услугами привлеченных внешних профессиональных юристов и экономистов. Свежий взгляд в большинстве случаев более объективен, отвлечен от правил и порядков, сложившихся в компании. Немаловажно учитывать внешний опыт, он может быть как положительным, так и отрицательным. Временное привлечение специалистов их вне позволит избежать конфликтных ситуаций и поспособствует более эффективному распределению функционала.

Правильно внедренная договорная политика всегда принесет положительный результат, а это дополнительная деловая репутация, дополнительные доходы и создание делового климата внутри компании.

Читайте также: