Малые жанры фольклора 2 класс доклад

Обновлено: 03.07.2024

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Содержание

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу [1] .

Примеры

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил? [1]

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели.

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ссылки

См. также

Примечания

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Малые жанры фольклора" в других словарях:

Жанры поэзии Лермонтова — ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

Мелетинский, Елеазар Моисеевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

Елеазар Моисеевич Мелетинский — (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

Елеазар Мелетинский — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский — Мелетинский, Елеазар Моисеевич Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической… … Википедия

Мелетинский, Елеазар — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. М. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Елеазар Моисеевич — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения 2 класс

Урок литературного чтения

Речевая разминка Читай считалку ясно, чётко В кузовочке лежали грибочки. К.

Речевая разминка
Читай считалку ясно, чётко
В кузовочке лежали грибочки.
Кому – гриб,
Кому – два,
Кому – три –
Выходи!
Скажи быстро

Сух сук нёс барсук.


народное

Фольклор – это Фольклор – это устное народное творчество

Фольклор – это
Фольклор – это
устное народное
творчество

Фольклор песни пословицы сказки.

Фольклор
песни пословицы
сказки заклички
загадки небылицы
потешки былины
считалки
поговорки
прибаутки
скороговорки

Шутка То, что говорится или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья;.

Шутка
То, что говорится или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья; слова, не заслуживающие доверия.

Работа по учебнику стр. 30

Работа по учебнику стр. 30

Считалка Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределени.

Считалка
Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.

Работа по учебнику стр. 31

Работа по учебнику стр. 31

Потешка От слова потешать– развлекать. Потягунушки, потягунушки! Поперёк.

Потешка
От слова потешать– развлекать.

Потягунушки, потягунушки!
Поперёк толстунушки,
А в ручках хватунушки,
А в ножках ходунушки,
А в роток заговорок,
А в головку разумок.

Работа по учебнику стр. 31-32

Работа по учебнику
стр. 31-32

Пословицы Произведение устного народного творчества, которое имеет поучитель.

Пословицы
Произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл.

Умный не тот, кто много говорит, а тот кто много знает.

А какие пословицы знаете вы?

Работа по учебнику стр. 33

Работа по учебнику
стр. 33

ПОСЛОВИЦЫ Терпенье и труд а не ученье-тьма. Ученье-свет, там и.

ПОСЛОВИЦЫ
Терпенье и труд а не ученье-тьма.
Ученье-свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.

Терпенье и труд всё перетрут. Терпенье и труд всё перетрут. Ученье-свет.

Терпенье и трудвсё перетрут.
Терпенье и трудвсё перетрут.

Ученье-свет,а не ученье-тьма.

Не спеши языком, торопись делом.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Работа в тетради стр. 11

Работа в тетради
стр. 11


Домашнее задание Тетрадь стр. 11 № 3

Домашнее задание
Тетрадь стр. 11 № 3

Рефлексия Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя?

Рефлексия
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
За что вы похвалили бы себя?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 189 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.12.2016 5883
  • PPTX 4 мбайт
  • 418 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скопич Наталия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения.

ВложениеРазмер
malye_folklornye_zhanry.pptx 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Устное народное творчество Малые жанры фольклора

Колыбельная – песня, исполняемая при убаюкивании ребёнка.

Спи, мой мальчик, засыпай, Испеку я каравай, Наварю я каши Для малютки нашей. Будет мальчик подрастать, Будет травушку топтать. А сейчас, малютка, спи, Глазки милые не три!

Пестушка – короткое стихотворение, которое сопровождает действия ребёнка.

Топ-топ, шажок, Топ-топ, другой! Подрасти на вершок, Мой сыночек родной!

Потешка – песенка-приговорка, сопровождающая игру с пальчиками или руками ребёнка.

Ладушки-ладушки, Испекли оладушки. Будем в ладушки играть, Будем пальчики считать. Раз – большой серьёзный брат, Два – сердитый указат , Три – середнячок, А четыре – чужачок . Пять – малюточка-сынок, А все вместе – кулачок!

Прибаутка – малый фольклорный юмористический жанр, забавное сочетание слов, которое используется, чтобы придать речи шутливый оттенок.

Как по нашему двору Рано-рано поутру Курочка и петушок Несут денежек мешок.

Закличка – стихотворное обращение к силам природы или к животным.

Ой, ты, зимушка-зима, Приходи во двора, Приходи во двора, Украшай дома Снегом леденелым , Покрывалом белым!

Приговорка – обращение к животным, просьба-пожелание. Возможно также обращение (приговор) к домашнему быту.

Ой, ты, кошечка моя. Шёрстка гладка твоя! Свою мордочку утри Да гостей к нам в дом зови!

Считалочка – стихотворение, используемое в игре для определения ролей.

Кто пришёл во двор играть – Раз, два, три, четыре, пять, А шестой – води Да из круга выходи!

Скороговорка – небольшое стихотворение, произносимое в быстром темпе, часто с повторяющимися звуками.

Краб у краба панцирь украл, Спрятал панцирь за красный коралл.

Загадка – выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним сходство. Или же намёк на предмет, используя какие-либо признаки этого предмета.

Из Китая привезён, В Древней Индии взращён, На Цейлоне побывал, А потом и к нам попал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"

Презентация поможет провести урок интереснее.

Презентация к уроку чтения. Тема урока: И. А. Крылов "Стрекоза и муравей".

Презентация к уроку Чтения(обучение чтению) УМК Планета знаний 1 класс. Закрепление изученного. Зоопарк

Презентация (одна из нескольких) позволяет закрепить изученный материал посредством интерактивной экскурсии в зоопарк, где мы знакомимся с животными, узнаем много нового.


Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока.


Презентация для урока чтения 1 дополнительный класс коррекционная школа.


Презентация к уроку математики "Знакомство с калькулятором". Презентация к уроку чтения "В мире книг. Летнее задание".

Презентация содержит материал по теме,задания для работы.


Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал .

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни, развлекают своих малышей прибаутками, потешками, частушками. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров для устного народного творчества.

План урока:

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни [1] , развлекают своих малышей прибаутками [2] , потешками [3] , частушками [4] . Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров [5] для устного народного творчества.

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки – это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Воет, а не зверь.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Считалочки

Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом [6] и рифмой [7] , необходимые для распределения ролей в игре.

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) – емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

1. Законченное высказывание.

1. Незавершенное высказывание.

2. Имеет нравоучительный смысл.

2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла.

3. Может употребляться самостоятельно.

3. Отдельно от высказывания не используется.

4. Чаще всего,содержит две части.

4. Состоит из одной части.

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

Чужими руками жар загребать

Легко чужими руками жар

Значение: добиваться цели
чужими усилиями

Значение: Легко добиться цели
чужими усилиями

Есть только факт,
но нет нравоучительного вывода

Есть нравоучительный вывод

Отдельно от высказывания
употребляться не может

Может быть самостоятельным высказыванием

Состоит из одной части

Состоит из одной части

Поговорка

Пословица

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Значение пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки – это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

Малые формы народного фольклора–бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Словарь

1. Колыбельные песни – мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки – рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки – детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки – яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.


Подробнее о проекте:

Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка. Поэтому автором были проведены мероприятия, направленные, на ознакомление учащихся школы с жанрами фольклора. Программа мероприятий состояла из выставки рисунков, фольклорных игр, подготовки и выпуска сборника произведений УНТ.

Оглавление

Введение
1. Что такое фольклор.
2. История фольклора.
3. Жанры фольклора.
4. Малые жанры фольклора.
4.1. Колыбельная песня
4.2. Пестушка.
4.3. Потешка.
4.4. Прибаутка.
4.5. Пословицы.
4.6. Игры.
4.7. Заклички.
4.8. Считалка.
4.9. Скороговорка.
4.10. Загадка.
5. Исследование по фольклору.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Проблема: люди забывают фольклор, все реже обращаются к малым жанрам УНТ (устного народного творчества).

Объект исследования: произведения малых жанров УНТ (в частности колыбельные песни).

Цель исследования: проанализировать отношение наших современников к фольклору, возбудить интерес к малым жанрам УНТ.

Задачи:

Гипотеза: я считаю, что фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения.

Нами были использованы следующие методы:

  • Наблюдение и сбор информации;
  • Работа с разными источниками информации (книги, словари, учебники, Интернет-ресурсы, и др.);
  • Социологический опрос (анкетирование,интервью);
  • Систематизирование результатов исследования;
  • Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

Что такое фольклор


Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

История фольклора

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры.

Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Изучение русского фольклора началось в XIX веке.

Жанры фольклора

Различают такие жанры фольклора:

  • Былины
  • Быличка
  • Бывальщина
  • Небылица
  • Русские сказки
  • Русские пословицы и поговорки
  • Заговоры
  • Обрядовые песни (Виноградье, Подблюдные песни, троицко-семицкие, купальские, жнивные и т.д.)
  • Частушки
  • Исторические предания
  • Малые жанры фольклора

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Колыбельная песня


Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.

В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела.
Пословицы
Дорога ложка к обеду.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Дело мастера боится.

Игры могли быть:

Целовальные, как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

Обрядовые, такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Скороговорка

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Песни, былины, сказки и другие виды УНТ свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.

Исследование по фольклору


Первым делом я провела анкетирование по волнующим меня вопросам в ходе данного исследования. (Приложение № 1.)

Результаты опроса населения:

(Опрошены 25 человек разного возраста, социального положения, образования)

95 % - ответили, что знают, что такое фольклор

5 % - ответили, что затрудняются ответить правильным литературным языком, но догадываются, что это такое.При этом приводили примеры разных жанров УНТ.

100 % - ответили, что им нравится фольклор

93 % - постоянно рассказывают своим детям, братьям, сестрам, внукам и т.д. что-то из фольклора;

5% - редко рассказывают;

2,5 % - никогда не используют жанры фольклора

100 % - ответили, что фольклор нужен:

97,5 % - готовы продолжать традиции нашего народа ( не забывать фольклор);2,5 % - затруднился ответить на этот вопрос

Выводы по данному анкетированию:


Во-первых, хочу отметить, что все без исключения с большим интересом и энтузиазмом откликнулись на участие в анкетировании.

Во-вторых, я была поражена, узнав, как часто люди разного поколения используют жанры фольклора в своей повседневной жизни.

Хочу отметить, что произведения УНТ – это неразрывная цепь, которая связывает поколения (особенно бабушки-внуки).

Самое главное: люди готовы продолжать традиции нашего народа и делать все, чтобы последующие поколения не потеряли интерес к фольклору.

Еще я заметила, что особенные чувства любви и трепета у людей вызывают колыбельные песни.

Я решила пойти дальше и провести интервью среди пап и мам, бабушек и дедушек моих друзей и ровесников. Они напевали мне несколько строк из колыбельных песен, которыми они пользовались при укладывании спать своих деток и внуков. Результаты этого интервью представлены ниже (Приложение № 2).

При обрабатывании результатов данного интервью я сделала следующие выводы:

Главный вывод: колыбельные песни - это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни.

Заключение

В заключение хочу добавить, что наша гипотеза полностью подтвердилась: фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения.

При подведении итогов нашего исследования сделаны следующие выводы:

Практическим выходом нашей работы будут мероприятия, запланированные в задачах нашей исследовательской работы (см. выше)

Читайте также: