Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы доклад

Обновлено: 08.07.2024

Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков

Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП-юридическое лицо

Данные ФНС России

Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП

Данные ФНС России

Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП

Данные АО "Корпорация "МСП" на основе данных Федерального казначейства и ФНС России

Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Отчеты кредитных организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ, АО "Корпорация "МСП"

Создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности пользователей - субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, желающих открыть собственное дело, включающей востребованные (приоритетные) сервисы, клиентоориентированный интерфейс, механизмы адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки, обеспечивающие получение необходимого результата с минимальным набором действий

Количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы, накопленным итогом

Данные Цифровой платформы поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан

Количество уникальных субъектов МСП и самозанятых граждан, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы

Данные Цифровой платформы поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан

Количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов

Данные Цифровой платформы поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан

Удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе

Данные Цифровой платформы поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан

Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, млн. человек

Единый реестр субъектов МСП

4. Структура национального проекта

Наименование федеральных проектов, входящих в состав национального проекта

Куратор федерального проекта

Руководитель федерального проекта

Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами

Белоусов Андрей Рэмович

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Илюшникова Татьяна Александровна

Белоусов Андрей Рэмович

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Илюшникова Татьяна Александровна

Акселерация субъектов МСП

Белоусов Андрей Рэмович

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Илюшникова Татьяна Александровна

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Белоусов Андрей Рэмович

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Лут Оксана Николаевна

Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации

Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами

Цифровая платформа МСП

Белоусов Андрей Рэмович

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Илюшникова Татьяна Александровна

4.1. Федеральный проект (Поддержка самозанятых)

Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект

Созданы благоприятные условия для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), накопленным итогом

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД) и получивших меры поддержки, накопленным итогом

4.2. Федеральный проект (Предакселерация)

Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект

Созданы условия для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация)

Количество вновь созданных субъектов МСП

Количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку

4.3. Федеральный проект (Акселерация субъектов МСП)

Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект

Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков

Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП-юридическое лицо

Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП

Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП

4.4. Федеральный проект (Цифровая платформа МСП)

Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект

Создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности пользователей - субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, желающих открыть собственное дело, включающей востребованные (приоритетные) сервисы, клиентоориентированный интерфейс, механизмы адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки, обеспечивающие получение необходимого результата с минимальным набором действий

Количество полученных в рамках Цифровой платформы услуг и сервисов

Количество сервисов, реализованных в рамках Цифровой платформы, накопленным итогом

Количество уникальных субъектов МСП и самозанятых граждан, воспользовавшихся услугами и сервисами Цифровой платформы

Удовлетворенность пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе


К 2024 году планируется достижение следующих целевых показателей национального проекта:

- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек;

- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 32,5%;

- увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме не сырьевого экспорта до 10%.

Проект должен решить следующие задачи на территории России:

- Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;

- Создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

- Совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

- Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёма льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

- Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;

- Модернизация системы поддержки экспортёров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортёров в общем объёме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов;

- Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

- Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

В рамках реализации национального проекта на территории Иркутской области реализуются 3 региональных проекта:


Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами


Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса


Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства

  • улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе для самозанятых граждан
  • доступность государственных закупок для субъектов МСП
  • развитие сельской кооперации и поддержки фермеров

Цель:

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек

Задачи:

улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;

создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;

модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов;

создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.


Скорректированный на фоне пандемии коронавируса нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" ориентирован на сопровождение бизнеса на всех этапах развития. По сравнению с версией 2019 года число входящих в него федеральных проектов сократилось с пяти до четырех, а меры поддержки расширились. Портал "Будущее России. Национальные проекты" выяснил, какие новые виды поддержки и льготы будут доступны предпринимателям в рамках обновления нацпроекта и какую помощь власти предусмотрели для самозанятых.

Актуализация нацпроекта

Нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса стартовал одновременно с другими 11 нацпроектами в 2019 году. В первый же год его реализации планы по трем ключевым показателям были выполнены и даже перевыполнены. Так, доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП составила прогнозируемые 22,9%, численность занятых в этом сегменте выросла до ожидаемых 19,6 млн, а доля малых и средних компаний в общем объеме несырьевого экспорта России достигла 9,8% при плане 8,8%.

В июле из-за пандемии коронавируса президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по уточнению всех национальных проектов, в том числе по МСП.

В период "антиковидных" ограничений и самоизоляции большинство российских предпринимателей лишились значительной доли выручки и столкнулись с необходимостью переформатировать модель ведения бизнеса. В связи с этим многие показатели, обозначенные в нацпроекте МСП в 2019 году, потеряли актуальность. К тому же предпринимателям потребовались новые механизмы поддержки, соответствующие сегодняшним реалиям.

Новый паспорт нацпроекта был утвержден 29 сентября на заседании проектного комитета, председателем которого является первый вице-премьер Андрей Белоусов. Документ есть в распоряжении портала, его подлинность подтвердили в российских деловых объединениях.

Согласно новому паспорту, число федеральных проектов в нацпроекте сократилось с пяти до четырех. Так, сохранились, но модернизировались федеральные проекты "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" (ранее — "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности").

Помощь на всех стадиях развития бизнеса

Обновленный нацпроект учитывает все стадии предпринимательской активности, начиная c самозанятости.

Вопросы, связанные с переходом бизнеса на следующую стадию, например из микропредприятия в малый бизнес, планируется решить донастройкой текущих налоговых режимов и либерализацией законодательства. Для этого нацпроект включил в себя несколько мероприятий. В их числе введение переходных налоговых режимов для "плавного изменения налоговой нагрузки на растущие субъекты МСП".

Нацпроект предполагает создание комфортных условий налогообложения для предпринимателей на упрощенной и патентной системах налогообложения, в том числе тех, кто перешел с единого налога на вмененный доход (ЕНВД), отмена которого планируется в 2021 году.

Финансовая поддержка бизнеса также не осталась без внимания. Например, в обновленный нацпроект вошел пункт по развитию механизмов льготного кредитования малых и средних предприятий с пониженной процентной ставкой — не выше 7% годовых с 2021 года. В прошлой версии нацпроекта максимальная ставка по льготным кредитам для МСП по программе Минэкономразвития составляла 8,5%.

Еще одним новым механизмом стало "расширение доступа к альтернативным источникам финансирования для бизнеса путем запуска новых финансовых инструментов" — краудинвестинга и факторинга. Помимо этого бизнес может рассчитывать на комплексную финансово-гарантийную поддержку.

Таким образом, взамен разовых мер поддержки пришли комплексные услуги для предпринимателей на всех стадиях развития бизнеса. Все эти меры, как следует из паспорта нацпроекта, позволят увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 23 млн человек по итогам 2024 года. К концу 2030 года планируется довести этот показатель до 25 млн.

Поддержка самозанятых

Самозанятые предприниматели уже сейчас могут получать меры господдержки, доступные малому и среднему бизнесу по федеральным и региональным программам, поэтому выделение этой категории в самостоятельный федеральный проект внутри обновленного нацпроекта МСП весьма своевременно.

Режим самозанятых появился в РФ как пилотный проект. С 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, а с 1 июля 2020-го — во всех регионах страны. Режим предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% при работе с компаниями.

Федеральный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятым гражданами", входящий в состав скорректированного нацпроекта МСП, предполагает ряд особых мер поддержки самозанятых. Например, предоставление им микрозаймов до 1 млн рублей и сроком на три года по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки ЦБ.

Предусмотрен также дополнительный налоговый вычет в размере минимального размера оплаты труда для людей 16–18 лет, которые впервые зарегистрировались в качестве самозанятых. Вдобавок им будут доступны альтернативные инструменты финансирования, включая льготный доступ на краудинвестинговые платформы.

Кроме того, по нацпроекту самозанятые получат образовательные услуги, которые, к примеру, помогут узнать об особенностях участия в закупочной деятельности. К тому же они смогут бесплатно или льготных условиях зарегистрироваться на коммерческих электронных торговых площадках.

Самозанятые граждане также смогут взять в аренду оборудованные рабочие места на производственных и офисных площадях, в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах, оснащенных необходимым оборудованием.

По мнению советника уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Антона Свириденко, предусмотренных в обновленном нацпроекте мер поддержки самозанятых "для начала достаточно".

"Давно было принято решение по кредитам, сейчас добавились микрозаймы, консультации, определенная имущественная поддержка. Но надо помнить, что самозанятые — такая категория, которой нечем обеспечивать кредиты, поэтому давать их надо тоже осторожно, накапливать практику. Какие-то граждане действительно выйдут "из тени" и станут самозанятыми, но пока в основном это те, кто переходит с других режимов. Они занимаются перевозками, бытовыми услугами и так далее. Чтобы был стимул выходить "из тени", надо давать амнистию по прошлым налоговым вопросам для всех, кто не имел предпринимательского статуса и стал самозанятым", — сказал он порталу, комментируя изменения в нацпроект.

Проактивная цифровая платформа

Обновленный нацпроект предусматривает поддержку самозанятых и стимулирование роста МСП в одной экосистеме. Этому посвящен отдельный федеральный проект "Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами".

Платформа будет включать востребованные у бизнеса сервисы и механизмы адресного подбора инструментов поддержки. В совокупности это должно обеспечить "получение необходимого результата с минимальным набором действий". То есть речь идет о том самом "одном окне" со всеми услугами на единой площадке.

В первую очередь планируется создать и внедрить пять приоритетных сервисов. Среди них сервисы, которые повышают доступность кредитных продуктов, а также механизмы, направленные на тестирование предпринимательских навыков с целью адресного подбора образовательных программ. Другие сервисы должны упростить контроль налоговой задолженности и уплату налогов, обеспечить доступ к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.

Таким образом, в контексте конкретной ситуации для бизнеса будут подбираться необходимые именно для него услуги — создание бизнеса, выход на торговую площадку, регистрация торговой марки, сертификация или декларирование, открытие или закрытие счета и так далее, уточняли ранее в Минэкономразвития.

"Главное, что мы ожидаем от этой платформы, — сервис должен работать в проактивном (упреждающем. — Прим. ред.) режиме. Сервис, который подскажет предпринимателю, какие дополнительные возможности существуют для того, чтобы бизнес рос. Мы должны создать систему, которая будет давать предпринимателям возможность двигаться дальше", — заявлял в сентябре министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Легкий старт и ускоренное развитие

Федеральные проекты "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" касаются предакселерации (проработка перспектив коммерциализации проекта. — Прим. ред.) и комплексной системы акселерации, то есть ускоренного развития бизнеса.

Новшеством предакселерационного проекта стала поддержка социального бизнеса — предпринимателям этой категории будут оказывать комплексные услуги и предоставлять финансовую поддержку в виде грантов. Понятие социального предпринимательства, совмещающего в себе задачи бизнеса и благотворительности, появилось в российском законодательстве в 2019 году, а с этого года сведения о социальных предприятиях начали вносить в единый реестр субъектов МСП. На начало августа в реестре значилось 2,9 тыс. таких предприятий.

Другое нововведение федерального проекта заключается в вовлечении безработных в бизнес. Установлен целевой показатель — количество вновь созданных субъектов МСП безработными гражданами, прошедшими обучение, должно составить 1,2 тыс. к концу 2024 года.

Федеральный проект, посвященный созданию комплексной системы акселерации, включает в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки бизнеса, создание инфраструктуры для комфортной работы и развития предпринимательства и обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков. По нему, например, планируется, что объем закупок крупнейших российских заказчиков у МСП вырастет с базового значения 3,7 трлн рублей по итогам 2019 года до 5 трлн рублей в 2024 году.

Новые старые проекты

В обновленный нацпроект не вошел федеральный проект "Популяризация предпринимательства", однако часть его мероприятий будет отражена в новом федпроекте по поддержке самозанятых и предакселерации.

Популяризация дала свои плоды: согласно опросам, если в 2018 году доля россиян, желающих заняться бизнесом, составляла около 7%, то к концу 2019-го показатель вырос до 15%, рассказал порталу глава бизнес-объединения "Опора России" Александр Калинин.

"Более того, мы думали, что пандемия отобьет стремление к предпринимательству, но, как показало исследование этого года, у молодежи бизнес вызывает большой интерес", — отметил он. По данным "Опоры", в среднем около 20% молодых россиян хотят открыть свое дело.

Мероприятия федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", который исключен из обновленного нацпроекта, нашли свое развитие в федпроекте по акселерации, в специальном разделе "Поддержка субъектов МСП в агропромышленном комплексе". Ожидается, что количество предпринимателей в сфере АПК, получивших поддержку, вырастет с 1,56 тыс. в 2019-м до 7,9 тыс. в 2024 году.

"Учитывая, что малые и средние сельскохозяйственные предприятия существенно уступают крупным агрохолдингам, их кооперация — это единственная возможность производить конкурентоспособные продукты, сопоставимые по стоимости и объемам с продукцией крупных предприятий. Считаем целесообразным создавать и развивать инфраструктуру, включающую механизмы поддержки и создание благоприятных условий для функционирования малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов", — отметил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, комментируя порталу изменения нацпроекта.

 Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разработаны меры, которые должны увеличить долю МСП в экономике страны до 32,5%.

Доля малых и средних предприятий (МСП) в экономике России должна увеличиться до 32,5%, а число занятых в МСП - до 25 млн человек. Это ключевые задачи нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".


Активные малые и средние предприятия (МСП) - признак развитой, "живой" экономики. В развитых странах сектор МСП в среднем обеспечивает почти половину ВВП и существенно влияет на налоговые доходы государства. Кроме того, малый и средний бизнес - это всегда новые рабочие места и, как правило, активное внедрение инноваций.

Большинство стран не одно десятилетие подряд делают ставку на МСП, создавая им комфортные условия - бизнесу доступны госгарантии, субсидии, льготные кредиты и другие преференции.

В России доля МСП в ВВП сейчас составляет 21,9%, но эта цифра достаточно условна. Сложности расчетов связаны в первую очередь с недолговечностью существования малого бизнеса - часть компаний, внесенных в реестр МСП, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), могут оказаться уже несуществующими. Более точный учет компаний и оказываемых им мер господдержки позволит вести Единый реестр МСП - получателей поддержки. ФНС запустит его в конце декабря.

Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, каждый из которых нацелен на формирование благоприятных условий ведения бизнеса малыми предприятиями.

Один из треков - образовательные программы, по которым к 2024 году должны быть обучены 450 тысяч человек. Часть программ реализует Корпорация МСП - например, "Мама-предприниматель", "Азбука предпринимателя", "Финансовая поддержка", где слушатели знакомятся с основами предпринимательства.

Для экспортеров действуют программы Российского экспортного центра. В рамках нацпроекта к 2024 году планируется повысить долю экспортеров МСП до 10% в несырьевом экспорте.

Другие задачи нацпроекта - повысить объем госзакупок у МСП до 5 трлн рублей, открыть не менее 100 центров поддержки "Мой офис", а также оказать финансовую поддержку МСП в размере 10 трлн рублей, в том числе за счет льготных кредитов. Для этого в регионах развиваются микрофинансовые и гарантийные организации.


Реестр МСП будет обновляться чаще

Согласно новому закону, который уже лег на стол президенту для подписания, Федеральная налоговая служба будет ежемесячно обновлять данные в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. Это важно, поскольку только внесенные в реестр бизнесы имеют право на господдержку. Таким образом, предприниматели, исключенные из реестра МСП в течение года по формальным основаниям, смогут восстановить свой статус, предоставив необходимые документы в ФНС, не дожидаясь 10 августа следующего года, как это предусмотрено действующей редакцией закона о развитии МСП.

Реестр уже был "внепланово" обновлен весной, чтобы антикризисные меры дошли до максимально широкого круга компаний и ИП.

Что изменится?

Обновленный нацпроект по МСП будет содержать четыре федеральных проекта, два из которых, как сообщило минэкономразвития, совершенно новые - они коснутся создания "одного окна" для бизнеса и поддержки самозанятых. Предусмотрено введение переходных налоговых режимов для растущих субъектов МСП.

Комфортные условия будут созданы для предпринимателей на упрощенке и патенте, в том числе тех, кто должен будет выбрать альтернативу ЕНВД (отменяется с 2021 года).

Правительство готовится снизить ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% или даже ниже и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Планируется развивать краудинвестинг и факторинг. Социальному бизнесу предоставят поддержку в виде грантов.

Нацплан восстановления экономики предусматривает введение "семейных патентов" - создания семейных предприятий через специальное приложение. При таком режиме не придется оформлять трудовые договоры, вести отдельную отчетность, платить налоги и страховые взносы по каждому члену семьи.

В качестве дешевой альтернативы эквайрингу правительство будет способствовать внедрению расчетов с покупателями через Систему быстрых платежей (комиссия для субъектов МСП не превышает 1%). В 2021 году к СБП планируется подключить 40 тысяч торгово-сервисных предприятий.

Проект единого плана по достижению национальных целей предполагает, что к 2030 году количество вновь созданных рабочих мест в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) составит 46 тысяч человек. И для этого предусмотрены несколько форм поддержки - от льготного кредитования до создания комплексной системы поддержки экспорта МСП.

В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в 2020 году выделено почти 3,9 млрд рублей, сообщили в минсельхозе. Большой популярностью пользуются гранты для начинающих фермеров "Агростартап". По данным минсельхоза, в прошлом году их получили более двух тысяч фермеров, а заявок поступило 3,9 тысячи. За три квартала 2020 года грант оформили 988 фермерских хозяйств. В этом году на "Агростартап" будет направлено около 2,7 млрд рублей. Средства гранта фермеры используют на покупку земли сельхозназначения, строительство и модернизацию объектов для производства и переработки продукции, приобретение животных, посадочного материала, спецтранспорта и оборудования. Также в рамках нацпроекта дополнительную поддержку в виде возмещения части затрат уже получили 176 сельхозкооперативов.

Всего же на грантовую поддержку начинающих фермеров в этом году выделено 9,5 млрд рублей. Ей смогли воспользоваться 1340 фермеров, также финансирование получили 463 проекта по развитию семейных ферм.

За последние несколько месяцев федеральные власти приняли ряд мер, которые облегчили жизнь российским аграриям на фоне последствий COVID-19. Так, фермерам и сельхозкооперативам дали возможность использовать льготные инвестиционные кредиты (до 5%) и гранты для приобретения торговых объектов, оборудования и спецтранспорта.

За 8 лет количество КФХ сократилось на 40%, в начале 2020 года их было 176,3 тысячи. По оценке Россельхозбанка, в 2019 году КФХ произвели 14% продовольствия.


Максим Решетников, министр экономического развития:

"Главное, что мы ожидаем от платформы, - сервис должен работать в проактивном режиме. Сервис, который подскажет предпринимателю, какие дополнительные возможности существуют для того, чтобы бизнес рос. Мы должны создать систему, которая будет давать предпринимателям возможность двигаться дальше".

Пять плюсов

С момента запуска приложения "Мой налог", которое позволяет оформить режим самозанятости, в нем зарегистрировались более 1,2 млн человек. У этого режима несколько преимуществ:

1. Низкие налоги - 4% от суммы своего дохода при работе с физлицами и 6% при работе с компаниями и ИП. Не нужно ничего платить, если вы решили сделать перерыв и временно не работать. Дополнительных взносов и отчислений нет, как в случае с упрощенной системой налогообложения ИП.

3. Можно совмещать основную работу с подработками в режиме самозанятого.

4. Самозанятым предоставляется налоговый вычет в пределах 10 тыс. рублей (ставка налога уменьшается на 1 или 2%). В этом году самозанятым в качестве антикризисной меры предоставлен дополнительный "налоговый капитал" в размере МРОТ (а еще им вернули налог, уплаченный за 2019 год). Правительство готовится предоставить молодым людям в возрасте до 18 лет, которые впервые зарегистрируются в качестве самозанятых после 1 января 2021 года, дополнительный налоговый вычет в аналогичном размере (12,1 тысячи рублей).

5. Перестать быть самозанятым так же просто, как и зарегистрироваться, - через приложение. Самые распространенные виды деятельности в приложении "Мой налог" - такси, аренда квартир, репетиторство.

Единая платформа для бизнеса появится в 2021 году

В России появится единый агрегатор мер поддержки и полезных сервисов для малых и средних предпринимателей, а также самозанятых. В обновленном нацпроекте по поддержке малого и среднего бизнеса предусмотрен отдельный федеральный проект для развития этой платформы. Власти планируют создать целую экосистему, "единое окно" для предпринимателей, самозанятых и тех, кто только планирует начать свое дело. Оператором платформы станет Корпорация МСП, у которой уже есть цифровая платформа "Бизнес-навигатор", на основе которого бизнес может определить рыночную нишу, рассчитать примерный бизнес-план, проверить контрагента, найти информацию о закупках. Пока вопрос, как две платформы будут взаимодействовать между собой, остается открытым.

Новая платформа предоставит доступ к оцифрованным услугам федеральных и региональных органов власти, организаций инфраструктуры поддержки МСП и институтов развития, а также к широкому набору коммерческих сервисов через личный кабинет.

Первыми внедрят несколько приоритетных сервисов. Одни из них повысят доступность кредитных продуктов, другие протестируют навыки предпринимателя и подберут ему образовательную программу, третьи упростят контроль налоговой задолженности и уплату налогов. В первой очереди также сервисы доступа к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.

Предполагается, что платформа будет настраиваться индивидуально под пользователя. "В планах - наличие на платформе востребованных сервисов, индивидуально подобранных под профиль пользователя, маркетплейсов, финансовых продуктов и онлайн-офиса", - сообщили "РГ" в пресс-службе минэкономразвития.

Читайте также: