М в юдина доклад

Обновлено: 02.07.2024

Когда она, отмучившись, ушла, никто и нигде не хотел помочь с панихидою, - ни в одном клубе, ни одном в театре, даже в красном уголке жэка. Вмешался Шостакович. Дирекция консерватории милостиво разрешила вестибюль Большого зала. У гроба играли Наседкин, Мария Гринберг, Стас Нейгауз, Леша Любимов, Рихтер, пела Давыдова. А на сцене второго этажа, по графику, занимался оркестр филармонии. Музыканты прервали репетицию, спустились вниз со своими стульями, уселись между колонн, переглянулись, и полилась Седьмая симфония Бетховена… Когда ученики понесли ее гроб на руках по Большой Никитской, среди толпы рыскали чекисты, старики снимали шляпы, а центровые сиделицы, выйдя из гастронома, шептались с прищуром: кого хоронят-то. Да какую-то Иудину…

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ
Семь лет она живет как призрак – только дружбой с верными ей учениками. Да друзьями, которые еще живы. И вот спустя годы (платье сшито в долг) – она играет отделение бетховенских сонат… Пианисты знают, что это за труд. Ленинград. Публика в отпаде, не отпускают. Ах, так? Тогда еще 32 вариации. То есть, незапланированное второе отделение. Люди слушают стоя, требуют еще. Юдина выходит на авансцену, показывает им пальцы, заклеенные пластырем. Простите, резала рыбу кошкам, больше не могу…
В конце шестидесятых, в этом последнем акте своей жизни, она живет почти как нищая, Много времени проводит в храмах, за молитвой и беседами с друзьями-священниками, духовниками. Из-за этого в музыкальных кругах поговаривают, что Юдина готова уйти на послушание в монастырь. И очень редко играет концерты. В 1969-м после записи в студии ее сбивает грузовик. Водитель успевает затормозить, но у нее сломан палец правой руки – с карьерой пианистки покончено. И что же теперь? Играть на не может. Бороться с негодяями, сломавшими ей жизнь, тем более. А что ее беспокоит? Оказывается судьба сбившего ее и арестованного шофера: пожалуйста, не сажайте его, я сама виновата, у него трое детей…
Но драматическим финалом ее беспримерной жизни стала не авария. А, как ни странно, развод Солженицына с первой женою. Не так давно она сама познакомила его со своей крестницей, Наташей Светловой. Но то, что у них начнется роман, не ожидала. Разводов она не принимала. И взяла вину на себя. Начались угрызения совести, бессонные ночи. Не известно, что терзало ее больше – диабет и больные суставы, или эта история. В конце концов, не выдержав, она пишет гневное письмо Александру Исаевичу: я думала, что наш с вами путь это путь соревнования в жертвенности, а не в потакании минутным жизненным слабостям. Наверное, из-за этого она и впала в диабетическую кому, откуда уже не было возврата…
XXI век позволяет роскошь – только набери в поисковой строке Интернета имя Юдиной, - и она за роялем… Вот, в окружении офицеров, сразу после войны, они смотрят на нее с обожанием, держат за руки бережно… Вот еще раньше в Петрограде, ей чуть за двадцать, играет Шуберта. Для великих людей нет времени. Потому что не имеет времени сама музыка. Для нее всегда все еще впереди…

Мария Юдина

Мария Юдина

Но масштаб и значение личности Юдиной не ограничиваются музыкальным творчеством: Мария Вениаминовна была человеком энциклопедических знаний и неимоверной смелости, которую многие современники приравнивали к сумасшествию. Вклад подвижницы в русскую культуру бесценен: Мария Юдина открыла соотечественникам музыку Пауля Хиндемита, Артюра Онеггера, Оливье Мессиана, Игоря Стравинского.

Детство и юность

Юдина родилась в 1899 году в захолустном Невеле. Уездный городок Витебской губернии входил в черту оседлости, покидать которую надолго евреям запрещалось. Отец будущей пианистки, несмотря на отчаянную нищету семьи, получил высшее медицинское образование и стал уважаемым доктором. Мама – урожденная Раиса Златина – берегла домашний очаг и воспитывала четверых детей.

Музыкальность Мария унаследовала от матери, а первые уроки фортепианной игры 6-летняя девочка получила от Фриды Левинсон, ученицы основоположника музыкального образования в России Антона Рубинштейна. Состоятельная пианистка не брала учеников, но в Маше распознала что-то такое, ради чего сделала исключение.

Мария Юдина в юности

Мария Юдина в юности

От родителя Мария Юдина переняла неукротимый темперамент и подвижничество. Вениамин Юдин просвещал, открывал больницы и школы, хлопотал о выделении денег для способных детей из бедных семей. При этом бескомпромиссность земского врача не ограничивалась страхом: однажды доктор спустил с лестницы губернатора.

В северной столице девушка оказалась в 1912 году: Мария поступила в консерваторию и попала в класс талантливого педагога Анны Есиповой. Юная Мария Юдина фонтанировала энергией: девушка увлекалась литературой (знала ее досконально от античности до новинок), историей, философией. В переломном 1917-м была секретарем Петроградской народной милиции.

Мария Юдина в молодости

Мария Юдина в молодости

Весной 1919 года еврейская девушка крестилась в православие. Вера для Юдиной оказалась не блажью, к тому же в революционные годы опасной, а потребностью души. Христианство стало тем стержнем жизни, который помог Марии Юдиной выстоять в самые темные периоды. Студентка увлеклась философией православного богослова Павла Флоренского и общалась с мыслителем до ареста и расстрела. Дружба с семьей священника продолжалась до смерти.

Учебу в консерватории Мария совмещала с посещениями студий университетского историко-филологического факультета. По завещанию основателя консерватории Рубинштейна ежегодно лучший из выпускников награждался роялем. В 1921-м награду разделили между пианисткой из Невеля и Владимиром Софроницким. В результате рояль не достался никому. В следующем году власть отменила традицию основателя вуза.

Музыка

Покинув стены консерватории, 22-летняя девушка с невероятным для возраста авторитетом в кругах музыкальной элиты стала преподавательницей в альма-матер. Она успевала учить студентов мастерству и давала концерты. Дебютировала со знаменитым оркестром Петроградской филармонии, который в 1920-е возглавлял Эмиль Купер.

Пианистка Мария Юдина

Пианистка Мария Юдина

Студенты боготворили молодого педагога и уважали ее странности. Мария Юдина приходила в консерваторию в длинном черном платье, напоминавшем монашеское одеяние. Но когда садилась за рояль, рождалось волшебство, от которого перехватывало дыхание.

Мария Юдина и офицеры Красной армии

Мария Юдина и офицеры Красной армии

Гонения неожиданно приостановились в годы войны. Марии Юдиной, хоть и не долго, пели дифирамбы. О причине прекращения травли ходят легенды. Якобы в Радиокомитете раздался телефонный звонок – на том конце провода услышали голос Иосифа Сталина. Генералиссимус поинтересовался, кто исполнил концерт для фортепиано Моцарта. Услышав имя, Сталин попросил выслать пластинку пианистки на дачу.

Пластинку с игрой Юдиной (в единственном экземпляре) записали за ночь, сменив двух режиссеров, от страха потерявших способность управлять оркестром. Невозмутимой оставалась лишь Мария Вениаминовна. Поговаривают, пластинку нашли на патефоне вождя, когда обнаружили бездыханное тело.

Профессор Мария Юдина

Профессор Мария Юдина

За полученное удовольствие Сталин наградил Марию Юдину 10-ю (по иным сведениям 20-ю) тысячами рублей. В жилище пианистки деньги принесли служащие НКВД. С ними женщина передала генералиссимусу записку, в которой поблагодарила и пообещала передать деньги на ремонт храма, который посещает, и молиться за прощение прегрешений Иосифа Виссарионовича.

Легендарная женщина вела скромный образ жизни. Снимала деревянный дом за городом, чтобы музицировать, никому не мешая. Заготавливала дрова и топила печку в холода, чинила ступени и крышу.

Мария Юдина в последние годы

Мария Юдина в последние годы

Ученики не оставили преподавательницу и посещали на дому. Быт пианистки в однокомнатной квартире на Ростовской набережной поражал. Из мебели – узкая железная кровать, самодельные полки для книг, десятки икон и садовая скамья, заваленная папками с нотами. Дверь жилища не запиралась.

В холода Мария Юдина надевала старый плащ (подаренная Ленинградским митрополитом шуба продержалась в гардеробе 3 часа), из обуви носила истоптанные кеды – иной обувки распухшие ноги не выдерживали.

Личная жизнь

Семьи у Марии Юдиной не было. Ходили слухи о юношеской влюбленности и помолвке с авиаконструктором, который погиб в горах. Не исключено, что романтическую историю пианистка придумала для отпугивания проявлявших к ней интерес мужчин: ухажеров Мария Вениаминовна отваживала, объясняя верностью погибшему любимому.

Мария Юдина

Мария Юдина

Близкие друзья Юдиной понимали, что одиночество гениальной пианистки объяснялось служением искусству, не оставившему места для иной любви. Детьми Мария Юдина называла учеников, для которых иногда делала больше, чем биологические родители.

Смерть

Пианистки не стало в ноябре 1970 года. Мария Юдина прожила 71 год. Коллеги и поклонники ее таланта организовали гражданскую панихиду в вестибюле Большого зала консерватории. На ней было мало слов, но много музыки. Играли Станислав Нейгауз, Алексей Любимов, Святослав Рихтер. Похоронили женщину на Введенском кладбище.

Ольга Куриленко в роли Марии Юдиной

Ольга Куриленко в роли Марии Юдиной



Любимая пианистка Сталина, великая исполнительница Шуберта, Бетховена, Листа, Мария Юдина прожила яркую жизнь. Совершенно не придавала значению внешнему виду. Могла выйти на сцену, надев на себя крест. Во время антирелигиозной пропаганды этот поступок мог спровоцировать тюремное заключение.

Пианистку не подвергали политическим репрессиям, но устраивали травлю. Чиновники запрещали давать концерты и заниматься со студентами. Газетчики постоянно критиковали за православные взгляды.

Мария Вениаминовна предпочитала аскетическую жизнь, раздавала одежду и деньги нуждающимся людям.


Девочка за роялем

Родилась Мария Вениаминовна 9 сентября в провинциальном городе Псковской области, Невель. В обеспеченной еврейской семье земского врача. Их особняк большим садом находился в центре города.

С раннего детства полюбила музыку и проявила способности к музицированию. С шести лет ее начали обучать игре на фортепиано, а в 13 лет отдали в Петербургскую консерваторию.

За время учебы в консерватории освоила игру на органе, изучала теорию музыки, брала уроки по дирижированию и вокалу. По причине революционных событий 1917 года, занятия пришлось прервать до 1920 года.

Петербургская консерватория до 1917 года — это платное заведения с продолжительностью обучения 10 лет. Допускалось принимать учеников с десятилетнего возраста. Сначала на подготовительное шестилетнее обучение. Потом на высшее — четырехлетнее. После окончания полного курса студенты получали диплом со званием свободного художника.

Вдохновение философией и христианством

Знакомство с русским мыслителем М. Бахтиным в 1918 году, увлекло Марию в мир философии. Она посещает невельский семинар Бахтина, участвует в частных философских беседах. Под влиянием Л. Пумпянского принимает православие в 1919 году, в Петрограде.

19-летняя девушка к крещению давно была готова. Надо сказать, что она с детства любила слушать колокольный звон невельского монастыря. Повзрослев, старалась найти истину в других религиях. Ее привлекало лютеранство, как следствие музыка Баха. Но выбрала православие и осталась преданной христианкой даже в дни ярого гонения.

Исполнительский и педагогический таланты

После блестящего окончания консерватории в 1921 году, Марию зачисляют в штат учебного заведения. С этого времени начинается ее концертная и педагогическая деятельности.

Можно быть прекрасным исполнителем, но в педагогике не получить результатов. Мария Вениаминовна совмещала обе способности. Студенты просились к ней в ученики очередями. Она чувствовала особенности учеников, могла дать точную характеристику каждому.

Спасение через музыку

Мария Вениаминовна оставила после себя литературные произведения: воспоминания, статьи. Она пишет, что искусство — это ее путь к спасению души. Исполнение музыкальных произведений сравнивает с чтением священной книги.

18 мая 1969 года великая Мария Юдина исполнила фортепианный квартет Брамса в московской консерватории. Выступление окончилось бурными овациями, публика долго не отпускала музыкантов. Это было последнее выступление одаренной пианистки.

Через несколько дней случилась автокатастрофа. Мария Вениаминовна получила тяжелую травму и поломала ключицу и пальцы рук. Выздоровев, пробовала играть, но не смогла как раньше.

Умерла неожиданно в 1970 году 19 ноября от острого приступа сахарного диабета на фоне переохлаждения.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Юдина Мария Вениаминовна, история, музыка]

Некоторые считали её юродивой, некоторые святой, но все были уверены, что она музыкальный гений.



Юдина Мария Вениаминовна (1899-1970)

На Введенском набрел на её памятник.


Про жизнь Марии Вениаминовны много написано. Можно найти и почитать в сети. Ищущий да найдёт. Поэтому не буду переписывать Википедию.
Но все же о некоторых необыкновенных моментах в её жизни и о её необычном характере и поведении рассказать следует.

Самая известная история случилась с ней в 1943 году. Её рассказал Дмитрий Шостакович я своих воспоминаниях.

"Сейчас не особо афишируется, но Сталин был большим меломаном, предпочитая шедевры Баха и венских классиков (Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена), а также классическую оперетту. Известно, что любимым музыкантом Сталина был гениальный пианист Владимир Софроницкий . Иосиф Виссарионович даже возил его с собой на Потсдамскую конференцию 1945 года, чтобы произвести впечатление на президента США Трумэна, известного любителя фортепианного искусства. С Юдиной же Сталин никогда не встречался. Но, однажды, вождь услышал по радио 23 фортепьянный концерт ля-мажор Моцарта в исполнении Марии Юдиной и стал её поклонником.

19 ноября 1970 года Марии Вениаминовны не стало. Никто не хотел помочь с панихидой. Вмешался Шостакович. Дирекция консерватории разрешила использовать вестибюль Большого зала. У гроба играли Наседкин, Мария Гринберг, Стас Нейгауз, Леша Любимов, Рихтер, пела Давыдова. Прощались с Юдиной под ее любимую Седьмую симфонию Бетховена.

Ну и в конце рассказа послушайте невероятное исполнение Юдиной хроматической фантазии и фуги ре минор, запись 1948 года

Как жаль, что сегодня и по ТВ и по радио мы редко слышим Марию Вениаминовну Юдину, величайшего музыканта и необыкновенного человека XX века.


ЮДИНА, Мария Вениаминовна (28 августа / 9 сентября 1899, Невель – 19 ноября 1970, Москва) — пианистка, педагог. Профессор (1923).

Родилась в семье врача, ученика Н. В. Склифосовского. Общее образование получила на дому, окончив 8 классов женской гимназии экстерном. К 10 годам обнаружила яркое музыкальное дарование. Брала уроки фортепиано у Ф. Д. Тейтельбаум-Левинсон, ученицы С. А. Малозёмовой.

В 1912 поступила в консерваторию в класс специального фортепиано О. К. Калантаровой, затем перешла в класс А. Н. Есиповой (1913/1914), а после ее смерти — к В. Н. Дроздову (1914–1919). Брала уроки у Ф. М. Блуменфельда (1916–1918). По состоянию здоровья (болезнь рук) прервала обучение в консерватории, уехав в Невель, где принимала участие в открытии 1-й музыкальной школы (1919/1920). Там вошла в круг друзей выдающихся литературоведов М. М. Бахтина и Л. В. Пумпянского, под влиянием которых приняла крещение. Вернувшись, окончила консерваторию под руководством Л. В. Николаева (1920). На выпускном экзамене разделила Премию имени А. Г. Рубинштейна с В. В. Софроницким.

Курс чтения партитур и дирижирования проходила под руководством Н. Н. Черепнина и Э. А. Купера, теоретические предметы — у М. О. Штейнберга, В. П. Калафати и Я. Витолса. Посещала класс органа Я. Гандшина и И. А. Браудо. Изучала хоровое дело и древнерусское хоровое искусство у М. Г. Климова и А. В. Преображенского.

Одновременно училась в Петроградском университете на историко-филологическом факультете, где изучала классическую филологию и историю средних веков, а также окончила Курсы Лесгафта в качестве воспитательницы и руководительницы занятий физкультурой (1919).

Впервые выступила как солистка с оркестром Петроградской филармонии под управлением Э. А. Купера, исполнив Четвертый и Пятый концерты для фортепиано с оркестром Л. ван Бетховена (1923).

Исполнительские интерпретации Юдиной отличались яркой индивидуальностью, композиторским мышлением, строгой организованностью творческого процесса, драматической приподнятостью, интеллектуальной глубиной и поэтичностью.

Давала концерты в пользу Политического Красного Креста. Была членом Правления Ассоциации современной музыки (АСМ) и одним из организаторов Баховского общества при Государственном институте искусств (1926–1928). Вела музыкально-общественную деятельность в Обществе камерной музыки и в Союзе композиторов. Среди близких друзей — композиторы П. Б. Рязанов, Х. С. Кушнарёв, Ю. Л. Карнович, М. Ф. Гнесин, а также зарубежные авторы современной музыки А. Жоливе, П. Булез, Я. Ксенакис, О. Мессиан, Л. Ноно, произведения которых Юдина включала в свой репертуар и изучала со своими учениками.

Автор многочисленных трудов о музыкальном исполнительстве, воспоминаний о выдающихся современниках, с которыми поддерживала дружеские и творческие контакты.

В Тбилисской консерватории: вела класс специального фортепиано у аспирантов (1932/1933).

Переехала в Москву, где выступала в качестве солистки Московского радиокомитета (1933–1936).

В Московской консерватории: профессор класса специального фортепиано (1936–1970).

Библиография

Архивные источники

Списки окончивших консерваторию в 1920–1921. [Юдина М. В.] ГАОРСС. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 103; Журнал заседания Малого Совета от 9.10.1921. [Юдина М. В.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 119. Л. 10 об.; Журнал заседания отделения игры на фортепиано от 21.10.1921. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 120. Л. 14. Примечание: М. В. Юдиной дано право иметь, наряду с ОКФ для теоретиков, также класс специального фортепиано; Протокол комиссии консерватории по переизбранию профессора М. В. Юдиной от 02.05.1929. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 93.

Читайте также: