Доклад об усадьбах самарской области

Обновлено: 28.06.2024

Село Усолье Шигонского района Самарской области имеет богатую историю. В 1768 году императрица Екатерина Вторая пожаловала эти земли "в вечное и потомственное владение" Григорию Григорьевичу Орлову. Согласно местной легенде во время поездки в южные окраины России императрица стоя на горе Светёлка предложила Григорию Орлову: "Что взглядом окинешь, все твое будет!". Орловы обосновались в Усолье и построили здесь большой усадебный комплекс. В феврале 1831 года умер последний из братьев Орловых, первых фаворитов Екатерины II, Владимир Григорьевич Орлов. Прямых наследников мужского пола он не оставил, и Усольская вотчина досталась двум лицам: внуку покойного Владимиру Петровичу Давыдову (1809-1882) и его тетке Е. В. Новосильцевой. Позже, к середине 50-х гг. XIX века Давыдов путем покупки и обмена, а затем и получения нового наследства после смерти Е. Новосильцевой и Орловой – Чесменской увеличил свои владения, и в его руках сосредоточилась большая часть Усольской вотчины. В 1856 году В.П. Давыдов, как потомок по материнской линии В.Г. Орлова, указом Сената получил графский титул, и ему была присвоена фамилия Орлов – Давыдов, таким образом, во второй половине XIX века он стал крупнейшим землевладельцем на Средней Волге.



В 1812 году Усолье было уничтожено в результате сильного пожара, после чего началось новое строительство. Застройка велась по проекту крепостного усольского архитектора Христофора Ивановича Сахарова. Планировочное решение села сохранилось до сегодняшнего дня. Проект предполагал расположение усадьбы графа в центре Усолья. Учитывая последствия недавнего пожара, граф Орлов распорядился построить каменный дом: "Желаю иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая". Усадьба была спроектирована в стиле популярного в ту пору классицизма крепостными архитекторами Х.И. Сахаровым и А. Цукановым. При проектировании зодчие также обращались за консультацией к московскому архитектору Доменико Жилярди, участвовавшему в восстановлении общественных зданий Москвы после пожара 1812 года. Строительство усадьбы началось в 1814 году. После смерти архитектора Сахарова строительство продолжилось по проекту зодчего, но безо всякого авторского надзора. Планировка усадьбы типичная для XVIII–XIX веков: метричное расположение зданий, главный въезд в усадьбы с двумя "караулками", двор, здание конторы и парк, расположенные по центральной оси комплекса.

01. Самое большое здание усадебного комплекса - Вотчинная контора. Трехэтажное здание конторы имело мезонин и мансардную крышу с видовой площадкой и башенкой и являлось своего рода композиционным центром усадебного комплекса. После пожара в 2009 году верхний этаж был полностью разрушен. Сейчас это единственное здание, которое более-менее законсервировано. В этом здании с 1919 по 1975 располагался сельскохозяйственный техникум, потом его перенесли в новое здание, что и послужило началом конца графской усадьбы.

02. Каким-то чудом на стене сохранились орлы.

03. Усольская вотчина была одной из лучших помещичьих хозяйств в Поволжье.

04. Когда-то здесь был балкон.

05. С обеих сторон от основных зданий находились подсобные помещения и мастерские.

06. Здание управляющего вотчинской конторой, вид с торца.

07. Оно же, вид сбоку.

08. Здание конторы и дом управляющего соединяются между собой такой аркадой.

В 1830-х годах перед восточным фасадом усадьбы специально приглашенным французским садовником Помре был разбит ландшафтный парк со специально подобранными для этого растениями. С 1840-х годов на территории появляются новые постройки, но уже не в стиле классицизма. Сначала это стиль прибалтийской архитектуры: дома для садовника, конюхов, каретников, священника, а в 1864 г. был построен дом для служащих из красного кирпича в неоготическом стиле. Исследователи предполагают, что здания хозяйственного назначения строились по проектным предложениям известного петербургского архитектора Роберта Андреевича Гедике — автора в том числе и особняка Орлова-Давыдова на улице Чайковского, 27 в Санкт-Петербурге.

09. Здание вотчинской конторы, вид с внутренней стороны усадебного комплекса.

10. Здесь тоже был балкон. Если приглядется, чуть дальше, на втором этаже развалин можно увидеть козу.

11. А это собственно графский дом.

12. Огромный металлический навес (балкон) тоже каким-то чудом сохранился.

14. Основание колонны балкона скоро разрушится.

16. Прихожая. В стенах была сделана система дымоходов, по которой распространялся горячий воздух и согревал помещения.

17. Боковые помещения, всё сильно разрушено.

18. Перекрытия сгнили и рухнули, крыши нет.

19. Для местных детей заброшенная усадьба - своего рода парк развлечений. Здесь они играют в догонялки и прятки, что совсем не безопасно.

20. Потолок в виде кирпичного свода на первом этаже графского дома.

21. Посмотрите, какие высокие двери.

22. Узкая крутая лестница на второй этаж. Возможно там жила прислуга.

23. Пола на втором этаже почти нигде нет.

26. Вид вниз на прихожую.

28. Кирпичная лестница, ведущая на чердак графского дома.

30. Внутренний двор усадьбы.

33. Здесь сохранилась часть оригинальной ограды.

35. Сейчас в более-менее сохранившихся зданиях усадьбы проживают люди, здесь они построили всякие сарайчики и гаражи.

37. Въезд во внутренний двор усадьбы. Между двумя караульными будками раньше были красивые железные ворота.

38. Чуть подальше сохранились колонны одного из двух главных въездов в усадебный комплекс. До революции на этих колоннах стояли скульптуры орлов.

39. Здесь сохранилась часть оригинальной ограды.

Самым старым постройкам усадьбы в этом году исполнилось 200 лет. Очень жаль, что пропадает такой замечательный образец графских усадьб начала 19-го века. А ведь можно было бы сделать здесь хороший музей и туристический центр, учитывая что поблизости с Усольем находится огромный санаторий "Волжский Утес" с кучей праздношатающихся отдыхающих, да и по Волге часто проходят туристические теплоходы. В конечном итоге это история не только Усолья, а всей страны.

Итак, если вкратце, то история усадьбы в Усолье такая:
- Деревянная усадьба построена примерно в 1770 году и принадлежала графу Григорию Григорьевичу Орлову до его смерти в 1783 году
- С 1783 по 1831 усадьба принадлежала Владимиру Григорьевичу Орлову
- В 1812 году деревянная усадьба сгорела
- В 1814 году началась постройка новой, каменной усадьбы, которую мы можем видеть сейчас
- С 1831 по 1882 усадьба принадлежала внуку В.Г. Орлова, Владимиру Петровичу Давыдову (в 1856 ему присвоен титул графа и его фамилия стала Орлов-Давыдов), а также некоторое время его тетке Е. В. Новосильцевой
- С 1882 по 1905 усадьба принадлежала сыну В.П. Орлова-Давыдова - Анатолию Владимировичу Орлову Давыдову
- С 1905 по 1917 усадьба принадлежала сыну Анатолия Владимировича - Александру Анатольевичу Орлову-Давыдову
- С 1919 по 1975 в зданиях усадьбы располагался сельскохозяйственный техникум
- С 1975 года усадьба заброшена


1 чел. помогло.

С.А. Бабина

Дворянские усадьбы Самарской губернии:

прошлое и настоящее

Дворянская усадьба как феномен русской культуры XVIII–XIX вв. в современных социально-культурных условиях явилась для многих гумани-тарных наук интересным и благодатным предметом исследования, хотя при этом возникает проблема изучения. На сегодняшний день с каждым годом остаётся всё меньше вещественных источников (самих усадебных комплексов), а документы, хранящиеся в архивах, носят отрывочный характер и не раскрывают полной картины жизни и быта в дворянских усадьбах, поэтому одной из задач науки становится фиксация уцелевшего и реконструкция утраченного.

Данное исследование построено не только на архивных материалах и опубликованных документах, но и на свидетельствах устной истории, фо-томатериалах и другой информации, полученной в ходе полевых экспеди-ций автора, что даёт более полное представление об усадьбах. Нами было изучено более 35 имений Самарской губернии, для примера приведём описа-ние лишь некоторых из них.

В Самарской губернии, по сравнению с центральными, было гораздо меньше помещиков, несмотря на обширность земельных угодий. Это мож-но объяснить удалённостью от центра, трудностями перевода и обустрой-ства на месте помещичьих крестьян в данном регионе. В числе самарских землевладельцев в конце XIX – начале XX вв. известные государственные и отечественные деятели России: Орловы-Давыдовы, Чарыковы, Рычковы, Дурасовы, Неплюевы, Бедряга, Пыхачёвы и др.

Социальное расслоение в дворянской среде находило отражение в архитектурно-ландшафтной структуре усадьбы. Из-за отсутствия сильных различий в усадьбах по уездам характеризуемые черты присущи помес-тьям всей губернии. С позиций архитектурного и ландшафтного проекти-рования имений, так же, как и по хозяйственно-экономическим возмож-ностям, их можно разделить на три большие группы: крупнопоместные, средние и мелкие.

Большинство имений Самарской губернии располагалось на берегу водоёмов, в окружении парка и плодовых садов. Помещичий дом строился с расчётом на хорошую видимость с отдалённых точек. Учитывая это, архитекторы стремились придать ему черты величия и торжественности. От особняка начиналось движение в природу, которое обеспечивалось построением садово-паркового комплекса, согласно классицистическому принципу трёхслойного пространства. На переднем плане, перед домом размещался регулярный парк, служащий для постепенного перехода от форм архитектуры к её природному окружению. На втором плане нахо-дились река или пруд, а третий план раскрывался как живописное полотно, представлявшее широкую панораму естественного окружения усадьбы. Таким образом, создавалась непосредственная связь архитектурных пост-роек, садово-паркового ансамбля и окрестностей.

Образцом крупнопоместного архитектурно-ландшафтного комплек-са в стиле классицизма была усадьба, принадлежащая дворянскому роду Чарыковых (при селе Богдановка Самарского уезда). Архивные изыскания показали, что род Чарыковых упоминается в документах XVII в. В.И. Ча-рыков получил это имение в приданое за его первой женой А.Д. Пути-ловой 131 . Последним владельцем Богдановки до национализации был Н.В. Чарыков. Земли достались ему после смерти матери – Аделаиды Дмит-риевны – по раздельному акту с сонаследниками от 8 января 1876 г. 132 . Территория представляла собой симметрично распланированный комп-лекс с жилыми и хозяйственными постройками, оранжереей и парком. Ядро поместья образовывали главный дом, церковь и флигели. По архив-ным документам и воспоминаниям старожилов, помещичий дом был ка-менным, одноэтажным, по центру, над входом, располагался мезонин с балконом, поддерживаемый четырьмя колоннами. К барскому дому приле-гали хозяйственные постройки. Кроме многочисленных хозяйственных стро-ений, на территории размещались курзалы, кумысные заведения, лавки, каменные номера для отдыхающих 133 . На склоне, спускающемся к берегу речки, был разбит большой фруктовый сад и различные аллеи. Имение было, в основном, местом отдыха владельцев 134 . Данная усадьба на сегод-няшний день частично сохранилась – барский дом (сейчас это детский дом), несколько хозяйственных построек, немногочисленные вековые де-ревья из сада, фундаменты беседки и хозяйственного строения в зараста-ющем лесу.

В имении Ю.Ф. Самарина – одного из самых выдающихся деятелей по освобождению крестьян и талантливейшего русского публициста вто-рой половины XIX в. центром вотчины являлось село Васильевское Самар-ского уезда, где находилась господская усадьба с домом и надворными постройками. Первый барский дом был двухэтажный, а в 1885 г., по проек-ту архитектора М.А. Дурнова, на крутом берегу Волги возвели большой дом-дворец и целый комплекс хозяйственных построек. Людские, контора, фонтанные чаши, лестница к Волге, витиеватый кирпичный забор с парад-ным въездом и коваными решётками – всё это гармонично создавало об-ширный комплекс, венчало который монументальное здание из красного кирпича с блестящим чешуйчатым куполом. Стены выполнены под рас-шивку и декорированы гипсом под белый камень. Дом не был выдержан в едином стиле. Ампир подмешивался готикой, а верхняя часть напоминала нечто венецианское 135 . Из хозяйственных построек, по данным на 1859 г., в имении значились: двадцать флигелей господских для фабричных; фли-гель; суконная фабрика; магазин для хранения сукна 136 . После 1917 г., как и большинство имений Самарской губернии, указанная усадьба была разо-рена. До 1960-х гг. помещичий дом использовался партийно-советскими органами власти, но в связи с оползнем здание было освобождено, а в 1962 г. с большим трудом его взорвали. Современное состояние бывшей барской усадьбы плачевно – сохранилась часть хозяйственной постройки, камни от фундаментов на берегу залива, отреставрированный парадный въезд в усадьбу, памятный знак на условном месте бывшего барского дома.

Подобные архитектурно-парковые комплексы были типичными для большинства крупнопоместных усадеб Самарской губернии.

Таким образом, можно сказать, что мир каждого имения являл собой уникальный синтез ландшафта, финансовых возможностей, художествен-ных пристрастий и вкусов их владельцев. Процессы, происходившие в хо-зяйственной и культурной жизни дворянства на местном уровне, во мно-гом были сходны с общероссийскими.

При наличии вариантов крупнопоместные усадьбы губернии имели чётко обозначенную композиционно-пространственную основу. Комплекс основных построек богатого поместья обычно компоновался по принципу трёхчастия: он состоял из величественного главного дома и боковых фли-гелей. Этот комплекс дополнялся зданием церкви и служебными строе-ниями. Пространственная среда среднепоместной усадьбы формировалась, исходя из условий бытовой и экономической целесообразности. Она вклю-чала хозяйственный двор, помещения для сельскохозяйственного и про-мыслового производства. Помещичьи дома мелкопоместных дворян чаще всего представляли собой обычные деревянные, не отличавшиеся изыскан-ностью архитектурных форм постройки, имевшие небольшие площади с малым количеством хозяйственных сооружений.

Таким образом, усадебно-парковые комплексы выступают значимым фактором интеграции общества в развитии и сохранении природного и культурного наследия. Современное состояние большинства усадеб пе-чально, а какая богатая информация могла бы сопровождать экскурсион-ные маршруты по культурно-историческим местам области.

Историческим местом села Приволжья является часть территории бывшей усадьбы Самариных, площадью 1,3 га, которая расположена недалеко от центра села и является любимым местом отдыха приволжцев. Сюда мы приехали вместе с Евгением Синюковым gon1969 10 декабря 2015 года с целью посещения этого замечательного места, расположенного на живописном берегу Волги.

Самарины - русский дворянский род, ведущий своё происхождение от Квашниных-Самариных. Среди их родственников были князья Хованские, Оболенские, Трубецкие, Одоевские, Голицыны, Волконские, писатели Сумароков, Жуковский, Карамзин, Вяземский, Пушкин, Языков, Лев Толстой, Фёдор Тютчев, Денис Давыдов.

1.JPG

Самарины на протяжении веков достойно и верно служили Российскому Отечеству. Они храбро сражались на поле брани, самоотверженно отстаивали интересы Российского государства на дипломатической службе. Самарины были боярами и стольниками, полковыми и городскими воеводами, генералами и кригс-комиссарами, членами Государственного совета. Среди Самариных были крупные землевладельцы, историки и философы, талантливые публицисты, видные общественные и государственные деятели.

Имение Самариных было частью громадной дачи (более миллиона десятин) на Волге, пожалованных Петром Великим дипломату, генерал-адмиралу Фёдору Алексеевичу Головину. В 1707 году эти земли в качестве приданого перешли к его дочери, когда она выходила замуж за князя С. Б. Голицына. Разделённая на несколько частей, эта земля продолжительное время оставалась в руках Голицыных. Позже одна часть её досталась княгине Белосельской – Белозерской (урождённой Наумовой). В 1776 году её двоюродный брат, отставной секунд-майор, столбовой дворянин Василий Николаевич Самарин (1740-1811), вместе с князем М. В. Урусовым выкупили землю, разделив её так, что за Урусовым осталась южная половина имения, а за Самариным – северная. Василий Николаевич Самарин и основал в 1783 году село Васильевское (в настоящее время – Приволжье).

Имение Васильевское было основой всего состояния Самариных.

Хозяйство было немалым: 39 692 десятины земли, лес, сенокосы, рыбная ловля и прочее. В селениях, принадлежавших Самариным, было 2195 крепостных крестьян. В Васильевском имелись хлебная и лесная пристани. Во всех сёлах и деревнях были господские строения: деревянный дом со службами, 12 флигелей для контор и служащих, 20 флигелей для рабочих фабричных и пастухов овечьего завода, людская, больница и при ней два флигеля, суконная фабрика. Кроме этого, 12 хлебных амбаров, 12 каменных риг, три четырёхконные молотильные машины, четыре одноконные веятельные. Мукомольных мельниц имелось три, две из них водяные на реке Чагре и одна – ветряная. На овечьем заводе мериносовых электоральной породы насчитывалось 15 000 голов, размещавшихся на девяти овчарнях. В целом имение на Волге приносило доход 44 600 рублей серебром.

В Васильевском была построена церковно-приходская школа, на территории вотчины – 4 церкви, конный завод и конюшни, винокуренный завод, теплица, посажена прекрасная роща, создан пруд, заложено два фруктовых сада и разведена оранжерея.

В 20-30 годы XIX века в районе жил Фёдор Васильевич Самарин – участник войны 1812 года, кавалер многих орденов. В те же годы в сёлах Васильевском и Спасском бывал герой войны 1812 года, известный поэт и гусар Денис Васильевич Давыдов. Денис Давыдов присутствовал при открытии новой каменной церкви в селе Спасском. В 1850 -х годах в Васильевском поместье жил Юрий Фёдорович Самарин – реформатор, публицист, как называл его Ф. М. Достоевский – "даровитейший человек", один из разработчиков проекта об отмене крепостного права в 1861 году, председатель Самарского земского собрания в 1865-1866 годах.

Хозяйство особенно процветало в пору правления Фёдора Васильевича, затем Дмитрия Фёдоровича, Сергея Дмитриевича. Фёдор Васильевич в 1827 году одним из первых в России открыл в Васильевском школу для крестьянских детей. В 1850 году в его имении началось строительство школы для девочек. Фёдор Васильевич считал, что в васильевской школе вместо священника учителем должен быть человек "из окончивших семинарию по первому разряду, добронравный, пользующийся любовью у населения". Он всячески поощрял крестьян, отпускавших детей в школу, а дворовые, окончившие школу с хорошими отметками, могли рассчитывать на получение должности приказчика.

Летом в имении Самариных всегда было многолюдно. Месяцами здесь жила многочисленная самаринская родня. Сын Дмитрия Фёдоровича Самарина, Александр Дмитриевич, – земский начальник Бронницкого уезда Московской губернии – приезжал в имение на Волгу со своей супругой, Верой Саввишной Мамонтовой (повзрослевшей девочкой с портрета Валентина Серова "Девочка с персиками").

Первый господский дом был построен Василием Николаевичем Самариным. Это был двухэтажный деревянный особняк в стиле классицизма.

При Дмитрии Фёдоровиче Самарине в 1885 году по проекту московского архитектора М. А. Дурнова на крутом берегу Волги были построены большой трёхэтажный дом-дворец в византийском стиле с бельведером в форме восьмерика, перекрытого куполом, и целый комплекс хозяйственных и других помещений. Усадьба Самариных Васильевское на Волге (ныне село Приволжье) была одной из крупнейших усадеб в отдалённом от Центральной России регионе.

100.jpg

2. Усадебный дом Самариных. Фото 1963 года

111.jpg

3. М. А. Дурнов, А. Д. Самарина, Д. Ф. Самарин, Ю. Д. Самарин, В. П. Самарина, С. Д. Самарина, А. Д. Самарин (стоит)

102.jpg

4.

103.JPG

5.

108.JPG

6. Дворец строили в течение восьми лет, а все строительные работы велись только в теплое время года. Людские, контора, фонтанные чаши, лестница к Волге, витиеватый кирпичный забор с парадным въездом и коваными решетками – все это гармонично создавало обширный комплекс, венчало который монументальное здание из красного кирпича с блестящим чешуйчатым куполом. Стены выполнены под расшивку и декорированы гипсом под белый камень. Дом не был выдержан в едином стиле. Ампир подмешивался готикой, а верхняя часть напоминала нечто венецианское.

109.jpg

7.

110.JPG

8.

116.jpg

9.

После 1917 года здание усадьбы использовалось партийно-советскими органами власти. К середине XX века дом Самариных ещё стоял на волжском берегу. В конце 1960-х годов усадьба попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища. Все её основные постройки были по указанию властей снесены, однако вода до этих мест не дошла.

105.JPG

10.

106.JPG

11.

104.JPG

12.

107.JPG

13.

112.jpg

14.

113.jpg

15.

114.jpg

16.

115.jpg

17.

К настоящему времени от обширной усадьбы сохранилась лишь небольшая часть - контора управляющего и въездные ворота с изгородью из красного кирпича. На условном месте бывшего барского дома установлен памятный знак.

3.JPG

18. Ворота с изгородью

2.JPG

19.

4.JPG

20.

5.JPG

21.

6.JPG

22.

7.JPG

23.

8.JPG

24. Бывшая контора управляющего

9.JPG

25.

10.JPG

26. Памятный знак

11.JPG

27.

12.JPG

28.

13.JPG

29.

14.JPG

30.

15.JPG

31.

16.JPG

32.

17.JPG

33.

18.JPG

34.

19.JPG

35.

20.JPG

36.

21.JPG

37.

22.JPG

38.

23.JPG

39.

24.JPG

40.

25.JPG

41.

26.JPG

42.

27.JPG

43.

28.JPG

44.

29.JPG

45.

30.JPG

46.

31.JPG

47.

32.JPG

48.

33.JPG

49.

34.JPG

50.

35.JPG

51.

37.JPG

52.

36.JPG

53.

38.JPG

54.

39.JPG

55.

40.JPG

56.

В 2005 году была проведена работа по благоустройству территории усадьбы Самариных. Её облагородили, организовали зону отдыха.

История обширного имения Васильевское на Волге - это не только история жизни и деятельности его владельцев, это история тех сёл и деревень, которые были основаны и обустроены на их средства, история создания многоотраслевого сельского хозяйства, развития народного образования, здравоохранения и культуры.

Усадьба Самариных (комплекс): дом жилой (бывшая людская); ворота и ограда, Приволжский район, село Приволжье, улица Советская, 19 - объект культурного наследия (ансамбль градостроительства и архитектуры) регионального значения.

В селе Приволжье находится одна из четырёх условно сохранившихся дворянских усадеб на территории нынешней Самарской области. Когда-то она принадлежала роду Самариных и являлась настоящим украшением волжского берега, потом была почти полностью разрушена и на долгое время предана забвению, сейчас же в это историческое место пытаются вновь вдохнуть жизнь. Что выйдет из этого благого начинания?

История родового гнезда Самариных

Самарины обосновались в своём имении с размахом: построили суконную фабрику, винокуренный завод, пристани, больницу и многое другое. А в 1885 году по проекту московского архитектора Модеста Дурнова (впоследствии ставшего автором театра Шарля Омона на Триумфальной площади в Москве) был возведен огромный дом. Трёхэтажное здание из красного кирпича с надстройкой-бельведером на крыше, откуда можно было обозревать окрестности, одновременно внушало уважение и вызывало ассоциации с промышленными постройками того времени. Учитывая бурную хозяйственную деятельность Самариных, ничего зазорного в этом не было.

Роковая ошибка в расчётах

Но вскоре Революция положила конец плодотворной деятельности Самариных в имении. Село Васильевское было переименовано в Приволжье, в главном здании усадьбы устроили дом культуры, а затем – местный сельсовет. В конце 60-х годов бывшая усадьба Самариных попала – по расчётам специалистов – в зону затопления Саратовского водохранилища. Однако вместо того чтобы попытаться спасти уникальный комплекс построек, власти приняли решение разобрать усадьбу на кирпич. Но – вот ведь ирония! – вода сюда так и не дошла, остановившись в нескольких метрах ниже фундамента усадьбы. В результате рокового просчёта от богатейшего архитектурного наследия Самариных сохранились лишь усадебные ворота, часть кирпичной ограды и полуразрушенная контора, где сидел управляющий. Об остальном можно судить лишь по старым фотоснимкам.

Большое количество фотографий усадьбы мне удалось отыскать в ЖЖ Нины Дюковой . Правда, почти все они относятся уже к советскому периоду, когда территория усадьбы изрядно заросла и лишилась части украшений, зато перед главным зданием появился памятник Ленину (кажется):

Читайте также: