Люди 18 века доклад

Обновлено: 02.07.2024

18 век можно назвать периодом настоящих контрастов. Это касается и повседневного быта дворян, который в 18 веке отличался особой волной чувств. При этом, чем богаче был человек, тем более разнообразнее была его жизнь. Чего не скажешь о бедном населении.

Например, можно подчеркнуть, что в России после Петра Первого дворяне чувствовали себя очень хорошо. Чего никак не скажешь о крестьянах, так как им было особенно плохо. Интересно, что на фоне богатых, бедные выглядели особенно по нищему. Но дворяне на это внимание не обращали. Их насыщенная жизнь весельем и радостями никак не была дискомфортной.

Быт дворян 18 века отличался тем, что у них был престиж. Имея высокое положение, которое они занимали в обществе, а также подкрепление материальными благами, дворяне могли вести праздную жизнь. Они на протяжении всей жизни занимались бездельем. Это было их главным занятием.

У аристократии вся жизнь и ее быт были связаны только со светскими приемами. Поэтому во всех домах бояр было много богатства, которое красиво украшало их. Также на красоту домов влияет Запад. Теперь в дома бояр входит просветительский абсолютизм.

Во всех домах аристократов можно было найти библиотеку, в которых было много книг, авторами которых были западные писатели. Гостиная имела вид шикарного зала, в котором всегда был камин. Такие зимние резиденции очень радовали их хозяев особенно зимой. При этом знать старалась обустроить себе жилище не столько для жизни, сколько для того, чтобы не ударить в грязь лицом. Ведь часто они приглашали друг друга в гости, устраивая балы и богатые приемы.

Но были и положительные моменты в праздности знати. Например, у них было время на образование. Их честь и нравы тоже много значили для каждого в отдельности. Благодаря всему этому поднималась культура России. К тому же дети бояр получали хорошее образование, которое им давали иностранные учителя, ведь в то время на Руси с образованными людьми была напряженность.

Когда ребенку исполнялось 15-17 лет, то после получения начального образования его отдавали в школы закрытого типа. Юноши там учились ведению войны, изучали стратегическое влияние на победу, а девушки обучались правилам хорошего тона. Они узнавали больше об основах семейной жизни.

При этом семейные обязанности муж и жена вели размыто. Например, в современном мире мужчины – это добытчики, что же касается дворян, то им не было нужды работать. Так как мужчины, впрочем как и женщины, вели праздную жизнь. Ведь доходы они получают от прибыли поместья. Стабильное поступление материальных средств, доставшегося наследства было хорошей помощью для безбедного существования дворянина. Были средства даже, чтобы содержать жену и нескольких детей.

Что же касается женских обязанностей в семье, то они тоже не должны были убираться, готовить. Все, что от них требовалось, так это занятия с детьми. При этом не столько воспитанием, сколько поиском выгодных партий. Причем такой поиск начинался прямо с младенчества. При этом обычно иметь дочь было не так приятно, как мальчика. Ведь для дочери нужно было готовить приданное, и как раз-таки именно ей нужен был хороший богатый муж.

Помимо городского дворянства, в России были и провинциалы. Они были менее образованными, но такими же богатыми и ленивыми. Но при этом провинциальные дворяне никак не хотели отступать от столичных сородичей. Поэтому они тоже вбухивали уйму средств на образование, на облагораживание своих домов. Они проводили богатые приемы, чтобы ничем не отличаться от своих сородичей.

В этом рассказе ясно видно, что чем больше количество крестьян или душ значится в поместье, тем дороже оно стоит. А продать выгодно имение – это большая удача. Так было и среди провинциальных дворян. Они были на самом деле беднее, чем столичные дворяне, но при этом тратили столько же, если не больше.

Также провинциалы помимо удовольствия больше ничем не занимались. В их домах даже если и была библиотека, то книги никто не читал. Люди по своему большинству просто ленились. Это касалось и детей. Они тоже ничему не обучались. Единственное, что провинциалы умели, так это читать и писать свое имя и фамилию, а также считать, сколько доходов они имеют.

Такая необразованность приводила к тому, что дворяне, жившие в деревнях, все сильнее и сильнее отличались от городских дворян. Безделье приводило ко все большему невежеству. Мужчины любили охоту, а женщины сплетни. При этом предметом их разговора можно назвать моду и императорский двор, о чем достоверно из них никто ничего не знал.

Как менялся русский быт? Были ли изменения в быту, то есть в повседневности у русского человека и если были, то какие? Были ли отличия по сословиям, то есть дворяне, это понятно, это один тип жизни, крестьянство — другой, горожане третий. Что происходило в нашей повседневной жизни в 18 веке?

Повседневный быт в 18 веке

Дома дворян и крестьян

А происходило, тут надо сказать многое. Мы с вами уже говорили о том, что 18 век — это поворотная точка в русской истории, и отсюда мы можем сделать вывод, что это поворотная точка, в том числе, и в бытовой организации русской жизни. Тем не менее, такие изменения, они были достаточно четко структурированы, потому что изменения в среде простых людей, крестьян, простых обывателей городов, то есть горожан, это будущее сословие мещан, оно было не так заметно, как изменения в среде высшего общества России.

Речь идет о родовой аристократии и о служилом дворянстве. Например, если мы говорим об архитектуре, то совершенно четкие были отличия. Дворянство, представители высших сословий, как правило, пытались подражать или копировать императорской фамилии. Они строили в силу своих финансовых возможностей дома, которые по своему типу больше напоминали настоящие дворцы. Самые богатые, самые влиятельные дворяне могли позволить себе по-настоящему роскошные произведения искусства.

Например, мраморный дворец Орлова или Таврический дворец Потемкина может, между прочим, посоперничать, даже, с дворцами императорской фамилии. Но дворяне поскромнее, аристократы поскромней, строили усадьбы, соответственно, поменьше, но все-таки общий архитектурный стиль, общая помпезность, желание показать, что ты родовит, ты богат, ты достоин — это, в общем-то, черта, которая была присуща абсолютно всем.

Простые же сословия, люди, имевшие намного меньше финансовых возможностей, как правило, жили в деревянных домах, но, все-таки, с учетом того, что это были люди русские, то эти дома строились не как, например, в Швеции — простой деревянный сруб из очень четко, но хорошо правильно ограненного ствола дерева. Нет, русские бревенчатые дома, русские избушки — это нечто, все-таки, напоминающее произведения искусства, потому что ни один домохозяин никогда не отказывал себе в удовольствии каким-либо образом украсить свое жилище. Резьба по дереву — это наша национальная традиция.

Одежда дворян

Отличия были и в одежде русских жителей. Так, если представители высших слоев, переходят практически полностью на европейский тип одежды, это было, между прочим, закреплено даже законодательно, и в России появляется настоящая европейская мода, хотя и с запозданием, тогда, все таки, это было намного сложнее все сделать.

Мода распространялась не так быстро. Это сейчас мы с вами можем купить просто модный журнал и увидеть какие же модные тенденции на следующий год.

А тогда для того, чтобы узнать, как нужно одеваться на следующий год, целая, что называется, история была с этим делом связана. Так во Франции специально шились маленькие мужские и женские костюмчики, платья, которые надевали на специальные куклы, куклы назывались Пандоры, потом эти Пандоры доставляли в Лондон, в Англию, а уже из Лондона эти куклы кораблями развозились по всему миру. Так они попадали и в Россию, Санкт-Петербург, а потом и в Москву. Понятно, что запоздание было очень большим, но, все-таки, в России появляется настоящая мода.

В моду входят парики. Женщины носят платья с такими глубокими декольте, надевают корсеты. Мужчины носят панталоны, рубашки, украшенные всевозможными рюшами. Платья, как мужские, так и женские наиболее богатые представители дворянства расшивали драгоценными камнями, совершенно натуральными, поэтому костюмы стоили просто баснословных денег.

Одежда более низших слоев населения

Представители подлых, так называемых сословий, то есть простые люди, крестьяне, носили, конечно, куда как более скромную одежду. Как правило, она была домотканой, основу составляли льняные ткани, обязательно был какой-нибудь головной убор. Женщины носили платки. На праздник, на какое-то торжество одевали кокошник.

Вот эти кокошники, праздничную одежду, конечно, как-то пытались украсить, но никаких драгоценных камней тут никто не использовал, только представители западной Сибири иногда украшали свою праздничную одежду какими-то самоцветами. И то это было признаком достаточно высокого достатка.

Изменения в национальной кухне

Произошли изменения и в национальной русской кухне. Ну во-первых, в обиход такой русской национальной кухни входит картофель. Это было, по сути, революционное событие, потому что до появления картошки на Руси основной рацион питания состоял из всевозможных каш, сделанных на основе злаков и соленая рыба. Ну по причине того, что соленая рыба долго не портится, ее можно было длительное время хранить, поэтому она составляла основу питания. Теперь же, картофель становится чуть ли не главным нашим продуктом на столе простолюдинов, хотя его, что называется, введение в широкий обиход было связано с большими проблемами.

Представители высших сословий меняют свой рацион питания намного более радикально. Ну во-первых, в Россию массово начинают приезжать иностранные повара, которых, как тогда говорили, выписывали из-за границы. Соответственно, представители высших сословий, как правило, в качестве хорошего тона считали иметь у себя домашнего повара, который бы готовил изысканные блюда для официальных приемов, балов, каких-то светских раутов, вечеринок и прочего.

Но если обед проходил, в так называемой, домашней обстановке, то есть, когда не было приглашенных гостей, то иногда, даже, дворяне потчевали себя обычной, привычной для русского человека кухней. Это были гречневой каши, это была, опять таки, рыба, это была запеченная дичь, всевозможные варенья и прочее. То есть, хотя изменения в кухне и происходят, но они, все-таки, больше были связаны с таким статусом, с показателем значимости того, какое положение в обществе ты занимаешь.

Как проводили свободное время

А как люди проводили свободное время? И тут вообще очень интересные ответы. Вы знаете, что, например, до Павла I у русского крестьянства свободного времени не было вообще, то есть люди вообще не отдыхали. Отдыхом считался сон. То есть, если ты просыпался с рассветом, а иногда еще и до рассвета вставали люди для того, чтобы начать свою хозяйственную деятельность, то ты должен работать в течение всего светового дня. Как только солнце садилось, люди ужинали, молились и тут же ложились спать, потому что это было единственное время, когда ты мог, что называется, отдохнуть. Все остальное время ты должен был работать.

Вот только при Павле I начинают появляться первые праздники, на которых люди могли, что называется, заняться тем, чем им хочется. Появляются первые национальные забавы: хороводы, совместные игры. Надо сказать, что все это, как правило, носило характер массовых гуляний.

Представители городов очень любили присутствовать на праздниках высшего дворянства, которое довольно часто устраивало всевозможные мероприятия: фейерверки, салюты, гуляния, раздавание подарков, но это, опять таки подчеркнем, было характерно только для городов, потому что в деревнях люди считали все это дело праздным временем препровождения.

Таким образом, мы с вами видим, что 18 век, действительно, серьезно изменил русское общество, хотя это изменение во многом носило сословный характер.

И, все-таки, западноевропейская культура постепенно, что называется, прибирает к рукам русский мир. Даже представители
простых сословий, то есть сословий незнатных, все-таки, менялись. Для нас становятся доступными общечеловеческие ценности и, что тут уж скажешь, Петр действительно изменил нашу страну.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ РОССИИ 18 ВЕКА.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историческая личность

1.1Роль личности в истории

Роль личности в истории сложно переоценить, так как именно благодаря личным стремлениям, особенностям характера одним руководителям удавалось добиться выдающихся результатов, а другим стать просто страницей в истории, которую вспоминают только при прохождении материала в образовательных учреждениях. Очевидно, что один только человек без команды, без людей, которые готовы следовать за ним не сможет ничего сделать, но именно в этом и заключается роль личности, харизмы, которые сплачивают людей, направляют их на великие свершения.

Личные качества становятся определяющими, когда речь идет о его жизненном пути, недаром именно Суворов смог перейти с солдатами через Альпы, немецкая принцесса Фике стать выдающейся императрицей Российской Империи. Анализируя ход истории, рассматривая наиболее значимые события, реформы, войны и т.д. глаз невольно цепляется за фамилии и их деяния, это показывает, что именно конкретные личности стали начинателями, вдохновителями знаковых для истории событий.

Как уже было указано выше, для России 18 век один из самых насыщенных в плане событий: расширение рубежей, выход к новым морям, освоение Сибири, реформы – все это стало возможно благодаря деятельности конкретных личностей.

Восемнадцатый век – век Просвещённого абсолютизма и период, когда в историографии стали подробно анализировать роль личности в истории, именно в данный период просветители, философы начали уделять роли личности в истории большое внимание. С подачи Вольтера Петр I стал изображаться как просветитель, человек, который привнес в варварскую страну европейские достижения и ценности. При этом в указанный период бытовала точка зрения, что личность сама по себе определяет ход событий и не является вписанной в существующие тенденции и традиции. К примеру, деятельности Петра Великого стала возможной только потому, что реформы уже назревали, технологическое отставание становилось колоссальным, армия не могла выполнять своих функций, а при отсутствии флота стала бы невозможна торговля. То есть по своей сути это не умоляет роли личности в истории, но заставляет внимательно рассматривать окружение, в котором действовала та или иная личность, анализировать саму эпоху, предпосылки для тех или иных событий.

Для подробного анализа роли личности в истории России 18 века рассмотрим подробно влияние Суворова и Ушакова на роль в истории.

1.2 Исторические портреты знаменитых личностей

Александр Васильевич Суворов

Личность Александра Васильевича Суворова известна всем со школьной скамьи, его выдающиеся подвиги и героизм стали основой для воспитания целого поколения молодых людей, а Суворовские училища до сих пор воспитывают патриотов, будущих офицеров на традициях и историях из жизни выдающегося полководца 18 века.

Александр Васильевич Суворов за свою военную карьеру руководил 60-тью сражениями и все они закончились победой для российских войск, его называли Непобедимым Генералиссимусом, Гением военного искусства, он был награжден всеми орденами Российской империи, имел немало наград и иностранных государств.

Суворова можно назвать поистине выдающейся личностью, так как все его заслуги – его личное достижение, которое не основано ни на связях, ни на родовом имени. Родился он в семье обедневших дворян и его отец, знавший о тяжести военной службы делал отдать ребенка на государственную службу, но тот, с детства интересовался военным искусством, с удовольствием читал труды по военному делу, военной истории. Несмотря на достаточно скудное домашнее образование, слыл очень начитанным человеком, знал целый ряд языков. Сразу после достижения призывного возраста Александр Васильевич записался на военную службу, которую начал во время Семилетней войны. Благодаря личным подвигам и умению организовать бой уже к ее окончанию служил в должности полковника. В полную силу его гений проявился во время двух Русско-турецких войн, Итальянского и Швейцарского походов 1799 г [3, c. 75].

Первая русско-турецкая война им была начата в должности генерала-аншефа и во многом именно благодаря его смелому и дерзкому поведению в бою (при чем речь идет не только о планировании операций, но и о личном героизме, который А.В. Суворов, хоть и не выставлял на показ, но при необходимости первым бросался в бой) позволил закончить русско-турецкую войну на выгодных для России условиях.

Следует уделить внимание и личностным качествам этой легендарной личности, которые в полном объеме развернулись именно в первую русско-турецкую войну. Очевидно, что Суворов обладал определённым честолюбием и амбициозностью, что он демонстрировал, в том числе и императору Павлу, тем не менее, он обладал редкостным понятием чести и честности, судил строго, но справедливо. Его личная непритязательность стала легендой: сон 2-3 часа в день, ношение легкой одежды даже в мороз, обязательное закаливание, жизнь у походного костра, еда с солдатами с одного котелка. Все это позволяло ему быть не только выдающимся полководцем, который разрабатывал поразительные по своей дерзости маневры, но прежде всего человеком, который вместе с солдатами, в равных условиях переносил все тяготы службы, очевидно, что при таком отношении к военному делу высшего начальника всем остальным было стыдно роптать и жаловаться, это хоть и приводило к недовольству среди дворян, но позволяло заручиться безоговорочной поддержкой солдат, которые готовы хоть форсировать реку Рымник, хоть брать неприступный Измаил, хоть покорять Альпы [1, c. 184].

Среди личных, и наиболее значимых качеств легендарного полководца следует указать его патриотизм, который он неоднократно демонстрировал сам, поддерживал русскую корону, в том числе и подавлением Пугачевского бунта, воспитывал патриотизм у солдат, которых он стремился сделать инициативными, думающими, ответственными и понимающими, что они воюют за свою Родину, за свой дом, за свою императрицы (императора).

Нам, как жителям Кубани очень интересен еще один период жизни Александра Васильевича – командование Кубанским и Крымским корпусами. Суворов, в свое пребывание на Кубани, смог наладить дружественные отношения с местными народами и очень переживал, когда направленный им командовать Кубанским корпусом, генерал Райзер, своим недоверием и непониманием традиций и нравов местного населения усугубил эти отношения до крайности. Надо отметить, что Александр Васильевич не поддерживал вмешательство российского командования в междоусобицу кавказских феодалов.

Визитная карточка Суворова А.В.

Таким образом, можно отметить, что А.В. Суворов был выдающейся личностью, которая не затерялась в армии, государственном управлении, а смогла стать легендой не только российского, но и международного масштаба.

Федор Федорович Ушаков

Еще одной значимой личностью 18 века был адмирал Ушаков, который прославлял Россию на море, одержал целый ряд легендарных побед, которые до сих пор рассматриваются как образцы в военно-морском деле и которого называют Святым русским адмиралом (причислен к лику святых).

Федор Федорович Ушаков сделал более длительную карьеру, чем А.В.Суворов, который уже через 7 лет после начала военной службы стал генералом-аншефом, тем не менее, Ф.Ф. Ушаков, которого в 1790 г. назначили командовать Черноморским флотом заложил традиции и основы Черноморского флота, а из 42 морских сражений, которыми он руководил он не проиграл ни одного, прославляя не только русский флот, но и мощь русского оружия [2, c. 68].

Следует отметить и личностные особенности адмирала, которые и позволили причислить его к лику святых. Прежде всего, все исследователи отмечают его выдающуюся добродетель, он прожил жизнь монаха, соблюдая все посты и обеты, храня солдат и корабли. При нем не был захвачен ни один фрегат и ни один солдат не оказался во вражеском плену.

Уважали его за милосердие и творимые добрые дела, в бой он шел с молитвой, верой в Бога и необходимость помощи Отечеству. Важно указать и то, что свои мировоззрения он прививал и солдатам, показывая, прививая очень строгую, практически монастырскую дисциплину. На кораблях, где он командовал отмечалось, что матросы не подвержены сквернословью и пьянству. За свою заботу о простых матросах и солдатах он снискал глубокую любовь и уважение, подлинное почитание еще при жизни [2, c. 68].

Как и А.В.Суворов Ф.Ф. Ушаков хоть и принадлежал к дворянскому сословию не имел значительного состояния и воспитывался религиозными, добродетельными родителями, которые привали ему веру в Бога. Интерес к военному делу у него также проявился рано, согласно свидетельствам очевидцев, он уже в раннем возрасте ходил на медведя, уделял много внимания своему физическому воспитанию.

Подводя итог можно отметить, что выдающиеся личности России 18 века, такие как Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков именно благодаря личным качествам смогли добиться столь значимых результатов в военной деятельности, но при этом им были характерен не только военный гений, но и высокие моральные качества, которые позволили им заручиться поддержкой вверенных им людей.

В целом можно отметить, что именно подобные примеры позволяют говорить о том, что роль личности в истории чрезвычайно высока и сложно утверждать, что рождение таких непобедимых полководцев объясняется только эпохой. Именно личные качества данных выдающихся людей позволили им в полной мере проявить себя, получить поддержку и императорского дома и собственных подчиненных.

Список использованной литературы

1. Разин Е. А. История военного искусства, т.2— СПб.: Полигон, 1999.

2. Лутовинов В.И., Хмара Ю.Н. Военная безопасность государства: концептуальные основы и современное российское видение // Социум и власть. – 2015. - №2. – с. 68 – 73.

3. Максимов С.В. Диалектика отечественного военного прогресса. – С.: Дело, 2013. – 355 с.

Антропов Алексей Петрович (1716–1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729–1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771–1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737–1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681–1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725–1730) и 2-й (1733–1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729–1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Казаков Матвей Федорович (1738–1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776–1787); Московский университет (1786–1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796–1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775–1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) –русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700–1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Ползунов Иван Иванович (1728–1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700–1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748–1754) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1757).

Трезини Доменико (1670–1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710–1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712–1733), здание 12-ти коллегий (1722–1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771–1787), ограды Летнего сада (1771–1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747–1795) – русский купец, первопроходец. В 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740–1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775; И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Читайте также: