Референдум в рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……. 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5
1.1 Понятие референдума…………. ……….………………. 5
1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7
1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………………………..13
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума…………………………………………………………………………13
2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15
3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20
3.1 Практика проведения референдумов в России…………………………20
3.2 Роль и значение референдумов………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27

Работа содержит 1 файл

Референдум поняти виды содержание.docx

Дальневосточный федеральный университет

Кафедра конституционного и административного права

РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ

по конституционному праву

Выполнила студентка 3 курса

1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5

1.1 Понятие референдума…………. …… ….………………. 5

1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7

1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10

2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………… ……………..13

2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума………………………………………………… ………………………13

2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15

3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20

3.1 Практика проведения референдумов в России……………………… …20

3.2 Роль и значение референдумов…… …………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27

Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право, традиционно считающееся основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан - конституционного права граждан на участие в управлении делами государства. Право граждан на участие в управлении делами государства выходит далеко за рамки обычного субъективного права, соприкасаясь с другими политическими правами и свободами граждан: избирательными, правом на участие в референдуме и многими другими.

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. В ряде стран у референдумов богатая история. Принято считать, что первый достоверно известный референдум был проведен в 1439 году в швейцарском кантоне Берн по финансовому положению этой средневековой республики 1 . За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований.

Для России, которая стремится интегрироваться в мировое сообщество, определение в своем законодательстве понятия референдума стало важным шагом, ведь еще после I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. Еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ

1.1 Понятие референдума

Референдум - это голосование граждан по наиболее важным вопросам (государственного или местного значения), которое проводится тайно на основе принципов всеобщего равного и прямого волеизъявления. Референдум, наряду с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, является важнейшей формой прямой демократии.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Основными признаками референдума являются:

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума 2 .

Конституция Российской Федерации - основной источник законодательства о референдуме, как одной из подотраслей российского конституционного права.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другим наиболее распространённым поводом поведения референдума является желание государственной власти получить одобрение, какого – то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

1.2 Классификация и виды референдумов

  • референдум Российской Федерации (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента 3 ),
  • референдум субъекта Российской федерации (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом),
  • местный референдум(он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

По предмету референдумы делятся на:

    • конституционные (голосование по новой конституции или поправкам к ней);
    • законодательные (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке);
    • по международным вопросам (проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории 4 );
    • по административным вопросам (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориально го деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.)).

    Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

    По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают:

    1) консультативный (дозаконодательный);

    2) императивный (послезаконодательный).

    Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума 5 .

    Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные.

    Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом. Например, ч. 2-4 ст. 89 Конституции Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит, предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции. В некоторых странах устанавливаются ограничения, например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

    Обязательный референдум провод ится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. В большинстве случаев местные референдумы факультативны, предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы.

    1.3 Порядок проведения референдумов

    Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

    Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

    Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

    1 . Референдум: понятие, виды, значение, формы

    Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

    Народ осуществляет свою власть:

    - через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

    Основными формами непосредственной демократии являются –

    Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

    Выборы – проводятся при выборе кандидата, партии.

    Референдум – вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

    Референдум – высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

    Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

    Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов – это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

    Рассмотрим некоторые отличия.

    Референдум (от латинского — “должное быть сообщенным”) — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

    Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) — это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

    Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум — для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума – разная.

    Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

    Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

    Примеры плебисцитов [1] :

    1. 1945 г – плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

    2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

    Предметом референдума являются следующие вопросы:

    - принятие или изменение в конституции

    - вхождения или выхода из международных союзов, организаций

    - о форме правления

    Примеры референдумов :

    1. 1958 г. – референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

    2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

    3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

    4. 1997 г. – референдум о форме правления в Албании.

    В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

    1. 17.03.1991 г – всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

    2. 25.04.1993 – всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

    3. 12.12.1993 г. – всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

    Предмет референдума

    По предмету референдумы делятся на:

    1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции – референдум 12.12.1993 г.);

    3. По международным вопросам;

    4. По административным вопросам.

    По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

    По юридической силе решения бывают:

    По территориальному охвату бывают:

    Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

    Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например – референдумы о принятии Конституции).

    2. Референдум в РФ

    Референдум в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

    2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.

    3. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

    4. Не имеют право принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными.

    5. Все участники референдума обладают равным количеством голосов.

    9. Вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина.

    11. Повторный референдум не проводится в течение 2 лет сл дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума РФ с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопросов.

    12. Финансирование референдума осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Вопросы, выносимые на референдум:

    1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.

    2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    3. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Не выносятся на референдум вопросы:

    1. Об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

    2. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов.

    3. Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

    4. О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов.

    5. Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    6. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

    7. Отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    3. Порядок проведения референдума в РФ

    1. Инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них.

    2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации,

    3. Федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Процедура назначения референдума происходит в несколько этапов:

    1. Создается инициативная группа в количестве не менее 100 человек и регистрация в избирательной комиссии.

    2. При положительной регистрации инициативная комиссия должна собрать не менее 2 млн. подписей участников референдума. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума., передача подписных истов в Центризбирком.

    3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей

    4. По итогам проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

    5. При наличии 2 млн. правильно собранных подписей или не более 5% неправильно собранных (недействительных) подписей Центризбирком направляет свое заключение Президенту РФ (не позднее чем в 5-тидневный срок), и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

    6. В случае если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центризбирком указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.

    7. Президент РФ направляет материалы в Конституционный суд РФ.

    8. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данные материалы, принимает решение и направляет это решение Президенту РФ.

    9. Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу референдума соответствующей Конституции РФ Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.

    10. Указом президента определяется дата проведения референдума. Это может быть только воскресенье период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

    Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

    Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления. Соответствующие избирательные комиссии выбирают из своего состава председателя. Госорганы, органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия обязаны содействовать избирательным комиссиям всех уровней в подготовке и проведении референдума.

    Агитация за или против решений, выносимых на референдум, допускается всеми законными средствами. Запрещается проводить агитацию:

    - Органам госвласти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

    - воинским частям, другим воинским организациям и учреждениям;

    - благотворительным и религиозным организациям;

    - членам комиссий по подготовке и проведению референдума

    Формы проведения агитации:

    - агитация проводится через СМИ

    - агитация проводится путем проведения собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, публичных дебатов, иных публичных мероприятий.

    - агитация проводится путем распространения печатных и других материалов.

    - агитация проводится так же иными не запрещенными законом формами.

    Агитация прекращается за 24 часа до начала суток, в течении которых проводится референдум.

    Определение результатов референдума:

    - подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом.

    - референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме.

    Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации.

    Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

    Список используемой литературы

    1.Конституция РФ от 12.12. 1993 г. (в редакции 30.12.2008 г)

    2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) с изменениями и дополнениями от 24.04.2008 г.

    5.Толковый словарь конституционных терминов и понятий / Кряжков В.А., Краснов М.А., М.: Юридический центр пресс, 2004.

    [1] Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л.

    Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

    Конституционное право предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения. Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, региональные и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

    Общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные. Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции (всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.

    Существуют две разновидности законодательного референдума - отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона, и утверждающий, ратифицирующий законопроект.

    Кроме того, выделяют референдумы по международно-правовым вопросам и административные референдумы. Первые проводятся в целях выяснения воли избирательного корпуса при решении важных международных вопросов. На вторые выносятся вопросы управленческого характера - изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации, досрочного прекращения полномочий должностных лиц.

    Референдумы подразделяют также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых зависит от воли органов власти или избирательного корпуса.

    В литературе выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения, обязательной силы и иных обстоятельств.

    За всю историю действия Конституции в России на федеральном уровне не было проведено ни одного референдума, несмотря на то, что инициативы неоднократно вносились.

    Право на участие в референдуме представляет собой конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.

    Правом на участие в референдуме обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

    При определении предмета референдума законодатель, как правило, исходит из того, что на референдум публично-правового образования могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в его компетенции.

    Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

    Федеральный законодатель определяет целый ряд вопросов, по которым проведение референдума не допускается (например, об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения и др.).

    Также законодательством устанавливаются обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума. Так, например, инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом о референдуме, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.

    Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

    Перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в закон.

    В литературе предложено следующее деление референдума на стадии и этапы:

    1) подготовка референдума: народная инициатива (инициатива иных субъектов, наделенных правом инициировать проведение референдума); формирование и расходование средств фонда для участия в референдуме; информирование граждан; агитация по вопросам референдума; обсуждение вопроса (законопроекта), выносимого на референдум;

    2) проведение референдума: регистрация инициативной группы референдума; назначение референдума; формирование комиссий референдума; организация референдума; голосование на референдуме; установление результатов голосования на референдуме; подведение и опубликование итогов голосования на референдуме;

    3) реализация принятого на референдуме решения: вступление в силу решения, принятого на референдуме; принятие правового акта органами власти, если в соответствии с принятым на референдуме решением принятие такого акта обязательно.

    Референдум РФ.

    Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

    В перечень инициаторов референдума РФ, помимо 2 миллионов граждан РФ и Конституционного собрания, включены иные федеральные органы государственной власти, если это предусмотрено международным договором.

    ФКЗ устанавливает, что граждане РФ, желающие поставить вопрос о проведении референдума, должны образовать инициативную группу по проведению референдума, состоящую из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

    В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп РФ вправе на своем собрании принять решение об обращении в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса референдума и обратиться с указанным ходатайством в ЦИК РФ. Из двух миллионов подписей, необходимых для инициирования процедуры референдума, на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

    ФКЗ предусматривает необходимость создания инициативной агитационной группы, в которую должно входить не менее 500 участников референдума (ст. 61). Участник референдума может входить только в одну инициативную агитационную группу.

    Референдум РФ назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации.

    Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно Центральная избирательная комиссия РФ опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе о результатах референдума.

    Роль референдума как высшего непосредственного выражения воли и власти народа подтверждается императивным характером принимаемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

    Для России, которая стремится интегрироваться в мировое сообщество, определение в своем законодательстве понятия референдума стало важным шагом, ведь еще после I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств.

    Содержание

    1. Введение
    2. Референдум:понятие и виды
    3. Заключение
    4. Список литературы

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    реферат.docx

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

    и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ им. П.А. СТОЛЫПИНА

    Кафедра теории права

    заочной формы обучения,

    направления подготовки 030900.62

    1. Введение
    2. Референдум:понятие и виды
    3. Заключение
    4. Список литературы

    Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. За время существования института референдума в Европе (исключая Швейцарию, где первый референдум был проведен в 1439 г.) на национальном уровне проведено более 100 народных голосований.
    Для России, которая стремится интегрироваться в мировое сообщество, определение в своем законодательстве понятия референдума стало важным шагом, ведь еще после I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств.

    Референдум: понятия и виды

    Референдум — один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители — депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать.

    Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:

    1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти;
    2) способ выявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования;
    3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться только путем принятия нового решения на референдуме;
    4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума 2 .

    ______________
    1. О референдуме: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. №27. Ст. 2710


    2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253

    Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочисленны. Выделяют следующие виды референдума:
    1) общегосударственный, региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно- территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум;

    2) обязательный и факультативный референдум. В первом случае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосударственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Венгрии). Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;

    3) конституционный и обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносится проект конституции (например, во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкно-
    венным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);
    4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Допарламентский референдум проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирателей, послепарламентский - после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума, внепарламентский - когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле);
    5) утверждающий референдум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (например, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента);
    6) решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, например при принятии закона).

    Есть и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д. В некоторых странах, например в Японии и Китае, института референдума на законодательном уровне не предусмотрено.

    Правовые последствия могут наступить после любого вида референдума, но обязательные правовые последствия связаны только с референдумом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультативный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консультативного референдума, они не должны игнорировать общественное мнение, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органов государства, должностных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представляется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безусловно, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем референдума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством. Результаты референдума оформляются в итоге подсчета голосов и определения результатов голосования по вынесенному вопросу (вопросам). Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определённые положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парламента, принятый от его собственного имени, но с упоминание о референдуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму). В отдельных случаях парламент издает закон, который не исходит собственно от парламента, а имеет своим прямым источником волю избирателей. В этом случае обычно указывается, что закон принят путем референдума.

    Разновидностью референдума, предусмотренного законом, является совещательный опрос граждан (консультативный референдум). Он проводится для выявления мнения граждан по важным вопросам на общегосударственном и местном уровнях. Результаты совещательного опроса не обязывают государственные органы, но должны учитываться ими в их деятельности. Если все же представительный орган считает необходимым принять закон или решение, не соответствующее результатам опроса, такие акты должны быть приняты большинством в 2/3 состава представительного органа.

    Первый референдум в России состоялся в 1991 г. (по поводу учреждения поста президента РСФСР). На всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Была принята ныне действующая конституция РФ.

    Право на участие в референдуме имеют все граждане, обладающие активным избирательным правом.

    Повторный референдум по одному и тому же вопросу (по вопросу с похожей по смыслу формулировкой) не может быть проведен: на федеральном уровне в течение года после официального опубликования решения референдума РФ; на региональном и местном уровнях такой cpoк (не превышающий 2 лет) может быть установлен законов субъекта РФ либо уставом муниципального образования.

    Центральной комиссией референдума РФ является центральная избирательная комиссия РФ, комиссиями референдума являются соответствующие избирательные комиссии.

    Решение, принятое на референдуме, подлежит официальному опубликованию соответствующей комиссией референдума, вступает в силу со дня опубликования, если иное не предусмотрено им самим. Решение, принятое на референдуме любого уровня, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном подтверждении.

    Таким образом, институт референдума занимает особое место в политической жизни, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. На референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни и одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями.

    Читайте также: